Глава 1. Теоретические основы обучения старшеклассников иноязычной письменной аргументированной речи посредством учебного блога




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Для современного человека жизненно важно уметь грамотно формулировать собственную точку зрения, аргументированно излагать ее как устно, так и письменно, а также рассматривать предмет обсуждения с различных позиций. Данное требование актуально и для выпускников средних общеобразовательных школ. Согласно государственному образовательному стандарту общего образования (2004), примерным программам по иностранному языку ученикам старшего школьного возраста необходимо уметь устно «рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы» (Сборник нормативных документов. Иностранный язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2009. С. 45). Однако из методических и психологических исследований известно, что устная речь, даже в монологической форме, не может быть аналогом письменной речи (Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностран-ным языкам. Воронеж: Воронежский государственный педагогический институт, 1975. С. 38). Соответственно, анализ современных учебно-методических комплектов по немецкому языку для старшей школы показал практически полное отсутствие каких-либо упражнений, направленных на становление и развитие умений создания текста-рассуждения. Тем не менее, задание «С2» Единого государственного экзамена по иностранному языку предполагает написание учениками письменного высказывания с элементами рассуждения.

За последние два десятилетия отечественная лингводидактика пополнилась достаточным количеством работ, посвященных рассмотрению обучения студентов письменной аргументированной речи на иностранном языке (М.К. Алтухова, 2003; И.Б. Антонова, 1994; Е.А. Баранова, 2010; А.Н. Гаврилова, 2011; А.В. Горбунов, 1999; Н.В. Гужова, 2002; С.Н. Мусульбес, 2005 и др.), в то время как методика обучения старшеклассников письменной аргументированной речи представлена фрагментарно. Так, например, Е.Е. Бабушис предлагает обучать старшеклассников с использованием одной методики не только письменной речи в форме аргументации, но и в форме описания и повествования, несмотря на то, что их продукты имеют разный компонентный состав (Бабушис Е.Е. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания, повествования и аргументации на старшем этапе в школах с углубленным изучением английского языка: дис. … кандидата педагогических наук. Тамбов, 2000). Опыт исследователей Е.А. Андрющенковой (2010), О.Н. Опойковой (2009) и др. предоставляет в распоряжение учителя лишь практические рекомендации по обучению учеников письменному высказыванию с элементами рассуждения. Вследствие этого старшеклассники испытывают трудности в выражении собственного мнения, формулировании и логическом выстраивании аргументов, решении речевой задачи в полном объеме, использовании соответствующих средств межфразовой связи. Кроме того, анализ письменных продуктов, созданных учениками, обнаружил следующие типичные ошибки: трафаретное начало, неразвернутость доказательств, слабость в формулировке выводов, невладение стандартными словесными формулами и др.

Проведенное анкетирование учителей, а также собственный педагогический опыт показали, что основными причинами неразвитости вышеуказанных умений являются: недостаток аудиторного времени, нехватка мотивации у старшеклассников, возникающая из-за отсутствия адресата невозможность отслеживать прогресс каждого ученика на протяжении нескольких лет, нерегулярность использования метода обучения в сотрудничестве в классной аудитории, осуществление фрагментарного контроля. Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий может избавить учебно-воспитательный процесс от вышеназванных недостатков.

Направление «Интернетизация образования», реализованное в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2006-2010 г.), сдела-ло Интернет реальностью для всех российских школьников. К тому же кон-цепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Фе-дерации на период до 2020 года декларирует ускоренное освоение инноваций, быструю адаптацию к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, что находит отражение в реализации пилотного проекта Единой образовательной сети «Дневник.ру», одним из сервисов которого помимо электронного дневника, журнала и т.д. является блог. Поэтому необходимость интеграции социальных сервисов Веб 2.0 в учебно-воспитательный процесс не вызывает сомнений. Использование учебного блога, «то есть блога, созданного для решения учебных задач» (Павельева Т.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов средствами учебного Интернет-блога: автореферат дис. …канд. пед. наук. Тамбов, 2010), обусловлено, в первую очередь, тем, что он изначально создавался как социальная платформа, предназначенная для публикации письменных сообщений. Кроме того, учебный блог позволяет организовать с учениками из разных городов и стран групповую работу по типу обучения в сотрудничестве в любое время, что, в свою очередь, создает условия для самостоятельного развития и совершенствования обучающихся. К тому же, учебный блог раскрывает свой методический потенциал преимущественно в свете обучения иноязычной письменной речи, а наличие специальных функций выгодно отличает его от других социальных сервисов Веб 2.0 (Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010).

Несмотря на существующий корпус исследований, посвященных вопросу развития умений иноязычной письменной речи посредством социального сервиса «блог» (научная лаборатория под руководством проф. П.В. Сысоева, исследования С.В. Титовой, Л.К. Раицкой, А.В. Филатовой и др.), приходится констатировать наличие ряда недостаточно изученных проблем, связанных с инкорпорированием учебного блога в учебно-воспитательный процесс. Такими проблемами, на наш взгляд, являются: слабая адаптация учебного блога для образовательных целей в рамках школьного обучения; недостаточно эффективное использование функций учебного блога; неопределенное соотношение упражнений, выполняемых учениками в классной аудитории и в учебном блоге; отсутствие у учеников необходимых пользовательских навыков и др.

Таким образом, актуальность и степень разработанности проблемы обучения учеников старшего школьного возраста написанию текста-рассуждения посредством учебного блога свидетельствуют о наличии сформировавшихся к настоящему времени противоречий между:

- требованиями, предъявляемыми действующим государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, примерными программами по немецкому языку, существующей необходимостью создания письменного высказывания с элементами рассуждения в рамках Единого государственного экзамена, с одной стороны, и неготовностью учеников старшего школьного возраста составлять текст-рассуждение, с другой стороны;

- необходимостью развития умений продуцирования текста-рассуждения на иностранном языке в условиях дефицита аудиторного времени и от-сутствием методик и специализированных учебных пособий для разви-тия письменноречевых аргументативных умений старшеклассников;

- постоянным совершенствованием информационно-коммуникационных технологий, в частности, такой формы телекоммуникации, как учебный блог, и недостаточным уровнем методических разработок, ориентированных на использование в учебно-воспитательном процессе.

Указанные выше противоречия определили проблему исследования: как эффективно обучать учеников старшего школьного возраста написанию тек-ста-рассуждения на иностранном языке посредством учебного блога?

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Обучение письменной аргументированной речи посредством учебного блога (немецкий язык, старшие классы общеобразовательной школы) ».

Объект исследования: процесс обучения иностранному языку учеников старшего школьного возраста.

Предмет исследования: методика обучения учеников старшего школьного возраста письменной аргументированной речи на немецком языке посредством учебного блога.

Цель работы заключается в разработке, теоретическом обосновании и апробации методики обучения учеников старшего школьного возраста написанию текста-рассуждения посредством учебного блога.

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: обучение учеников старшего школьного возраста написанию текста-рассуждения посредством учебного блога будет эффективным, если:

- определено логико-лингвистическое своеобразие функционально-смыслового типа речи «рассуждение»;

- выявлены особенности использования социального сервиса Веб 2.0-блога в учебно-воспитательном процессе;

- отобрано содержание обучения учеников старшего школьного возраста написанию текста-рассуждения посредством учебного блога;

- создана методика обучения, включающая комплекс упражнений, направленный на становление и развитие умений учеников старшего школьного возраста писать текст-рассуждение посредством учебного блога.

Указанные объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Описать основные логико-лингвистические особенности функционально-смыслового типа речи «рассуждение» и определить набор и последовательность типов текстов-рассуждений в обучении.

2. Рассмотреть специфику учебного блога и показать его методические возможности в обучении иноязычной письменной речи.

3. Отобрать содержание обучения учеников старшего школьного возраста написанию текста-рассуждения посредством учебного блога.

4. Создать методику обучения учеников старшего школьного возраста написанию текста-рассуждения посредством учебного блога.

5. Разработать и экспериментальным путем обосновать эффективность комплекса упражнений, направленного на становление и развитие умений учеников старшего школьного возраста создавать текст-рассуждение посредством учебного блога.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы научного исследования:

эмпирические методы: анализ педагогических, психологических, лингвистических трудов и методических изданий; анализ нормативных документов по теме исследования, государственных образовательных стандартов, учебных программ, отечественных учебно-методических комплектов; анкетирование учителей и учеников-испытуемых; тестирование; наблюдение; эксперимент; хронометрирование; изучение и обобщение опыта преподавания.

теоретические методы: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, аналогия, описание, экстраполяция, классификация, индуктивно-дедуктивный метод.

методы математической и статистической обработки данных: непараметрический метод (метод статистических гипотез Фрэнка Уилкоксона).

Методологической основой исследования явились: концепция личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, 1996; М.А. Ариян, 2007; И.Л. Бим, 2002; И.А. Зимняя, 1978; В.В. Сериков, 1998 и др.), коммуникативный (И.Л. Бим, 2005; П.Б. Гурвич, 1980; Р.П. Мильруд, 2005; Е.И. Пассов, 2010 и др.), деятельностный (Л.С. Выготский, 1956; С.Л. Рубинштейн, 1959; А.Н. Леонтьев, 1975 и др.) подходы.

Теоретическую основу исследования составили положения методики обучения иностранным языкам (Т.Н. Астафурова, 1997; Н.В. Барышников, 1999; И.Л. Бим, 2005; Л.А. Милованова, 2009; Р.К. Миньяр-Белоручев, 1990; А.А. Миролюбов, 1982; Е.И. Пассов, 2006; О.Г. Поляков, 2005; И.В. Рахма-нов, 1991; Г.В. Рогова, 2008; Е.Н. Соловова, 2009; С.Ф. Шатилов, 1986; А.Н. Щукин, 2011 и др.), методики обучения иноязычной письменной речи (И.А. Зимняя, 1978; Л.К. Мазунова, 2005; Е.В. Мусницкая, 1996; Л.Г. Кузьмина, 2001; Р.П. Мильруд, 2005; С.С. Куклина, 2012; B. Kast, 2004 и др.), лингвистики текста (О.А. Крылова, 2006; О.И. Москальская, 2008; З.Я. Тураева, 1986; Г.Я. Солганик, 2004 и др.), труды отечественных ученых, посвященные изучению функционально-смыслового типа речи «рассуждение» (Л.П. Клобукова, 1987; В.И. Коньков, О.В. Неупокоева, 2011; О.А. Нечаева, 1974; Т.Б. Трошева, 2003 и др.), концепция компьютерной лингводидактики (М.А. Бовтенко, А.В. Зубов, И.И. Зубова, 2009; Р.К. Потапова, 2004; И.Н. Розина, 2005; А.В. Тряпельников, 2012; И.Н. Трушкова, 2010; О.Е. Фаевцова, 2006 и др.), концепция дистанционной формы обучения (Е.С. Полат, 2005; М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, 2006; Е.И. Дмитриева, 1998 и др.), теория использования социальных сервисов Веб 2.0 в обучении (Е.Д. Патаракин, 2009; О.Г. Пронина, 2010; А.Г. Соломатина, 2011 и др.), теория обучения посредством блог-технологий (Л.К. Раицкая, 2011; П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, 2010; Т.Ю. Павельева, 2010; С.В. Титова, 2008; А.В. Филатова, 2009; A. Hafenstein, 2009 и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, 1998 и др.).

Экспериментальной базой исследования послужили МОУ гимназия № 1 г. Волгограда, МОУ СОШ № 34 г. Волгограда, МОУ СОШ № 10 г. Волгограда, МКОУ СОШ № 2 г. Палласовка. В экспериментальном обучении приняли участие 96 человек, среди которых 48 – ученики старшего школьного возраста, изучающих немецкий язык в качестве первого иностранного языка, 48 – учителя иностранного языка школ г. Волгограда и Волгоградской области.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап исследования (2009-2010) – постановка и осмысление проблемы исследования, изучение психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы.

Второй этап (2010-2011) – определение компонентного состава текста-рассуждения, обоснование последовательности типов текстов-рассуждений в обучении и необходимых для их написания умений, выявление особенностей социального сервиса Веб 2.0 «блога» при обучении учеников иноязычной письменной речи, формулирование гипотезы.

Третий этап (2011-2012) – разработка и апробация методики обучения и комплекса упражнений, направленного на становление и развитие умений старшеклассников создавать текст-рассуждение посредством учебного блога, оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- предложено авторское определение для одного из типов текстов-рассуждений – позиционного текста, под которым мы понимаем текст аргументирующего типа, направленный на обоснованное изложение собственного мнения, а также предполагающий наличие иного взгляда на предмет обсуждения, который рассматривается автором через призму положительной и отрицательной по отношению к нему позиции;

- методически обоснована последовательность текстов-рассуждений (текста-доказательства, текста-опровержения, полемического и позиционного текстов), ориентированных на постепенное становление и развитие умений иноязычной письменной аргументированной речи;

- раскрыт методический потенциал учебного блога в свете обучения старшеклассников иноязычной письменной речи через использование его функций: получение отзыва на сообщение, гипертекстовая навигация, комментирование, создание Интернет-опроса;

- определена и описана номенклатура инвариантных (общих для любого типа текста-рассуждения) и вариативных (соответствующих тому или иному компоненту текста-рассуждения) умений иноязычной письменной речи, становление и развитие которых обеспечивается созданным нами комплексом упражнений;

- разработана методика, представленная четырьмя типами текстов, обучение написанию которых осуществляется с помощью алгоритма, состоящего из пяти шагов: технического, ориентировочного, исполнительного, редакционного и оценочного.

Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснован компонентный состав функционально-смыслового типа речи «рассуждение»; авторским определением позиционного текста уточнена существующая классификация подтипов функционально-смыслового типа речи «рассуждение» и определено в ней его место; на основании выделенных критериев отобрано содержание обучения учеников старшего школьного возраста написанию текста-рассуждения посредством учебного блога; теоретически обоснована методика обучения, состоящая из четырех блоков обучения; описан комплекс упражнений, предполагающий поэтапное становление и развитие умений написания текста-рассуждения; выделены функции учебного блога в обучении иноязычной письменной речи.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики и создании комплекса упражнений по обучению учеников старшего школьного возраста писать текст-рассуждение; в написании учебно-методического пособия-практикума «Я умею аргументировать». Результаты исследования могут быть использованы в практике обучения иностранному языку в средних общеобразовательных школах, чтении лекций по курсу «Теория и методика обучения иностранным языкам», проведении семинарских и практических занятий, в том числе и в системе повышения квалификации учителей иностранных языков.

Апробация результатов исследования. Ход и результаты проведенного исследования обсуждались на семинарах научной лаборатории «Актуальные проблемы лингводидактики» Института иностранных языков ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в докладах и выступлениях на межрегиональной научной конференции «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики» (ВолГУ, ВГСПУ, 2011, 2012), международном научно-методическом симпозиуме «Теория и практика обучения иностранным языкам и культурам в контексте реалий Болонского процесса (Лемпертовские чтения XIII)», аспирантских сессиях научной лаборатории под руководством профессора Л.А. Миловановой.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на новейшие исследования лингвистической, педагогической, психологической и методической наук, выбором методов, соответствующих целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой теоретических положений, а также всесторонним анализом полученных результатов и выводов исследования.

Внедрение основных результатов исследования осуществлялось через научно-практическую деятельность автора в МОУ гимназии № 1 г. Волгограда, МОУ СОШ № 34 г. Волгограда, МОУ СОШ № 10 г. Волгограда, МКОУ СОШ № 2 г. Палласовка Волгоградской области. Экспериментальное обучение было организовано с учениками старшего школьного возраста, изучающими немецкий язык в качестве первого иностранного языка.

Положения, выносимые на защиту:

1. Функционально-смысловой тип речи «рассуждение» представлен различными модификациями, в рамках которых целесообразно выделить позиционный текст, под которым мы понимаем текст аргументирующего типа, направленный на обоснованное изложение собственного мнения, а также предполагающий наличие иного взгляда на предмет обсуждения, который рассматривается автором через призму положительной и отрицательной по отношению к нему позиции.

2. Интеграция дистанционной формы обучения посредством учебного блога обусловлена наличием его следующих функций: получение отзыва на сообщение, комментирование, создание Интернет-опроса.

3. Овладение учениками старшего школьного возраста компонентным составом текста-рассуждения осуществляется посредством становления и развития инвариантных, т.е. общих умений, независимо от компонентного состава текста-рассуждения, и вариативных умений, т.е. специфичных для того или иного компонента текста-рассуждения.

4. Эффективность обучения учеников старшего школьного возраста написанию текста-рассуждения посредством учебного блога обеспечивается разработанной методикой обучения, которая представлена алгоритмом, состоящим из пяти шагов: технического, ориентировочного, исполнительного, редакционного и оценочного.

5. Становление и развитие умений написания текста-рассуждения обеспечивается комплексом упражнений, который представлен в ранге типов (опознавательные, моделирующие, конструктивно-распространяющие, реконструктивные, конструктивные упражнения) и видов (условно-речевые упражнения первого и второго видов, речевые упражнения первого и второго видов).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 196 позиций, в том числе 18 наименований на иностранном языке, 4 приложений. Основные положения исследования иллюстрируются 9 схемами, 4 диаграммами, созданы 6 таблиц.

 

Глава 1. Теоретические основы обучения старшеклассников иноязычной письменной аргументированной речи посредством учебного блога

В первой главе рассматриваются основные логико-лингвистические особенности функционально-смыслового типа речи «рассуждение» с учетом четырех типов текстов-рассуждений: текста-доказательства, текста-опровержения, полемического и позиционного текстов. Предпринята попытка обосновать необходимость применения социального сервиса Веб 2.0 «блог» и показать особенности использования его функцийпри обучении иноязычной письменной речи учеников старшего школьного возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: