Анализ четырех типов текстов-рассуждений




Несмотря на разнообразие выделенных типов текстов-рассуждений, все они обладают некоторой совокупностью постоянных свойств, которые присущи им независимо от типа текста. При этом большой интерес для нашей работы представляют данные исследователя И.Б. Антоновой, в соответствии с которыми, общими для данных типов текстов чертами являются: принадлежность к одному функционально-смысловому типу речи – рассуждение; обязательное наличие тезиса и аргументирующей части (а в некоторых случаях введения, антитезиса, опровержения и заключения); дедуктивный способ развития тезиса; имплицитный характер связи между введением и основной частью и эксплицитный внутри про- и контраргументирующих абзацев, а также между основной частью и заключением (Антонова И.Б. Методическая эффективность использования письма как средства обучения аргументированию в неязыковом вузе: дис. …канд. пед. наук. М., 1994. С. 91). Иными словами, определенный тип текста-рассуждения включает общие характеристики, присущие любому тексту-рассуждению, и специфические, варьирующиеся в зависимости от типа.

Кроме того, представленные типы текстов являются звеньями одной цепи. Их логическая последовательность заключается, с одной стороны, в постепенном усложнении компонентного состава от текста-доказательства до позиционного текста. С другой стороны, каждый из рассматриваемых текстов создает ориентировочную основу, необходимую для овладения структурой и компонентным составом последующего типа текста, что позволяет решать более сложные коммуникативные задачи. Начальным звеном в данной цепи, с нашей точки зрения, является текст-доказательство, к характеристике которого мы переходим.

Поскольку под доказательством в широком смысле понимается «…процедура обоснования истинности тезиса» (Ивин А.А. Логика и теория аргументации: элементарный курс. М.: Гардарики, 2007. С. 106), основной задачей текста-доказательства является приведение исчерпывающих доводов в поддержку выдвигаемого тезиса. Конституирующими компонентами данного типа текста являются тезис, аргументы и их демонстрация, которые в своей совокупности составляют основную часть текста-доказательства. В свою очередь, введение и заключение является факультативными частями в его структуре. Отсутствие вступления объясняется, с одной стороны, наличием устной основы обучения, с другой стороны, существованием письменных условно-речевых и речевых упражнений, посредством которых ученики знакомятся с предметом обсуждения проблемы. Каждый обучающийся включен в рассматриваемую проблему и не нуждается в ее повторном формулировании. К тому же отсутствие вступления позволяет избежать нагромождения компонентов и необходимых для их создания умений в одном типе текста. Кроме того, автор выбирает для доказательства лишь одну сторону рассматриваемого явления, в защиту которой он приводит аргументы. Мнение автора должно быть эксплицитно, доступно изложено в основной части текста, что обусловливает пропуск заключения в тексте-доказательстве. Вышеизложенное может быть проиллюстрировано следующим примером:

Ich glaube, die Werbung spielt eine positive Rolle in unserem Leben. Sie ist unterhaltsam und manchmal viel interessanter als einige Fernsehprogramme. Dazu entwickelt sie die Konkurrenz zwischen Betrieben, was zur Preissenkung führt. Außerdem ist sie informativ, weil sie den Menschen die Information über verschiedene Waren gibt.

Рассмотренный в качестве иллюстрации образец наглядно демонстрирует выполнение коммуникативной задачи текста-доказательства, так как заявленный тезис находит убедительную поддержку в основной части высказывания, что снимает всякую необходимость в переформулировании главной мысли для написания заключения. Таким образом, первым в обозначенной последовательности типов текстов-рассуждений он является потому, что обладает несложным, прозрачным построением, а также состоит лишь из проаргументирующей части, что снимает для учащихся дополнительные сложности в формулировании введения, антитезиса, опровержения и заключения. Вышеописанное целесообразно представить в виде следующей схемы:

 


 

 

Рисунок 2 – Схема текста-доказательства

Следующий тип текста-рассуждения получил название текст-опровержение, так как он представляет собой как бы зеркальное отображение текста-доказательства. Следовательно, он ориентирован в основном на формулирование нового тезиса, т.е. антитезиса, и представление необходимой контраргументации, направленной против выдвинутого положения с целью установления его ошибочности или недоказанности. Основными частями данного типа текста являются введение и основная часть, представленная антитезисом, контраргументами и их демонстрацией. Появление вступления в тексте-опровержении обусловлено двумя причинами: во-первых, введение позволяет усложнить структуру текста, которую учащиеся усвоили на предыдущем этапе, и тем самым приблизить их к овладению полноструктурным текстом-рассуждением; во-вторых, наличие введения призвано помочь обучающимся осознать стоящую перед ними проблему, поскольку в данном случае она не выражена эксплицитно, т.е. она содержится в тексте-основе, без которого не может существовать текст-опровержение. Таким образом, формулирование введения предполагает ознакомление с текстом-основой, установление обсуждаемой проблемы на основе тезисного предложения, т.е. по одной из позиций по данной проблеме, а затем выражение противоположного мнения и подкрепление его аргументами. В качестве примера сравним текст-основу и текст-опровержение и прокомментируем их.

Пример текста-основы:

Ich glaube, die Werbung spielt eine positive Rolle in unserem Leben. Sie ist unterhaltsam und manchmal viel interessanter als einige Fernsehprogramme. Dazu entwickelt sie die Konkurrenz zwischen Betrieben, was zur Preissenkung führt. Außerdem ist sie informativ, weil sie den Menschen die Information über verschiedene Waren gibt.

Текст-основа состоит из тезиса и трех аргументов. Связь тезиса с аргументирующей частью носит имплицитный характер через параллельный способ развития тезиса, поскольку один и тот же субъект (die Werbung) характеризуется разными предикатами (ist unterhaltsam und viel interessanter; entwickelt die Konkurrenz; ist informativ). Связь аргументов внутри аргументирующего абзаца осуществляется с помощью логических маркеров (dazu, außerdem). В приведенном тексте-основе представлен дедуктивный способ изложения мысли.

Ниже приведен пример текста-опровержения:

Jede Woche erscheint Werbung in Zeitschriften, Zeitungen und im Fernsehen. Sie beeinflusst das Leben jedes Menschen.

Ich glaube, die Werbung spielt eine negative Rolle in unserem Leben. Sie stellt einen Lebensstandard vor, der Neid zwischen armen und reichen Menschen verursacht. Dazu investieren Werbemacher viel Geld in die Werbung, die Käufer beim Warenkaufen bezahlen. Außerdem unterbricht sie Filme und Fernsehprogramme, was jeden Menschen nervös machen kann.

В соответствии с изложенным выше теоретическим материалом считаем необходимым представить схему текста-опровержения:

 

 
 

 

 


Рисунок 3 – Схема текста-опровержения

На основе проведенного исследования И.Б. Антоновой и сопоставления обозначенных образцов текста-доказательства и текста-опровержения следует, что их логико-семантический каркас практически полностью совпадает по следующим показателям:

· параллельная связь тезиса и аргументов;

· дедуктивный способ развития тезиса;

· одинаковое количество аргументов (3);

· идентичные логические связки между аргументами (dazu, außerdem);

· один и тот же субъект (die Werbung);

· практически идентичные заменители субъекта (Антонова И.Б. Методическая эффективность использования письма как средства обучения аргументированию в неязыковом вузе: дис. …канд. пед. наук. М., 1994. С. 101-102).

Кроме лексического наполнения данные два типа текста отличает наличие введения в тексте-опровержении, которое акцентирует установку на раскрытие определенной проблемы.

В качестве результата сведения текста-доказательства (т.е. текста-основы) и текста-опровержения в единый текст выступает следующий тип текста-рассуждения, а именно полемический текст. Он представляет собой анализ проблемы с двух крайних точек зрения. Вышеприведенные примеры текста-основы и текста-опровержения в обобщенном виде выглядят следующим образом:

Die Werbung

Текст-основа - ist unterhaltsam und interessant Текст-опровержение - verursacht Neid
- entwickelt die Konkurrenz - investieren viel Geld in Werbung
- ist informativ - unterbricht Filme und Fernsehprogramme

В процессе сведения текста-основы и текста-опровержения их лексическое наполнение остается прежним, в то время как логические коннекторы претерпевают существенные изменения:

Jede Woche erscheint Werbung in Zeitschriften, Zeitungen und im Fernsehen. Sie beeinflusst das Leben jedes Menschen.

Auf einer Seite ist sie unterhaltsam und manchmal viel interessanter als Filme und Fernsehprogramme, aber auf der anderen Seite unterbricht sie Filme und Fernsehprogramme, was jeden Menschennervös machen kann. Obwohl die Werbung informativ ist und viel Information über verschiedene Waren gibt, stellt sie den Lebensstandard vor, der Neid zwischen armen und reichen Menschen verursacht. Und trotz der Entwicklung der Konkurrenz zwischen Betrieben bezahlen die Käufer die Werbung beim Warenkauf.

So hat die Werbung gleichfalls einen guten und einen schlimmen Effekt.

Представленный полемический текст имеет идентичное лексическое наполнение текста-основы и текста-опровержения, изменению же подвергается следование их компонентного состава, поскольку, во-первых, вводятся новые логические маркеры (auf einer Seite, auf der anderen Seite, trotz), во-вторых, изменяется порядок следования аргументов (проаргументов и контраргументов), в-третьих, две крайние точки зрения по обсуждаемой проблеме сводятся воедино в заключении. Несмотря на то, что в полемическом тексте один и тот же предмет может быть проанализирован с противоположных позиций, вопрос о том, какая из них будет изложена первой, не имеет принципиального значения, поскольку их последовательность не влияет на смысл высказывания.

Проведенный анализ полемического текста дает нам право утверждать, что тезис, выраженный эксплицитно в двух предыдущих типах текстов, отсутствует в третьем. Данная особенность полемического текста обусловлена сочетанием различных точек зрения в отношении той или иной проблемы, которое не позволяет автору текста выразить собственное мнение. В этом и заключается особенность рассматриваемого типа текста, так как автор как бы вступает с самим собой в полемику, которая позволяет ему рассмотреть предмет обсуждения через призму крайних позиций. Кроме того, полемический текст завершается заключением, которое суммирует, обобщает и учитывает интересы обеих точек зрения:

 
 

 


Рисунок 4 – Схема полемического текста

Полный же набор компонентов и частей текста-рассуждения представлен в позиционном тексте, который мы определяем как текст аргументирующего типа, направленный на обоснованное изложение собственного мнения, а также предполагающий наличие иного взгляда на предмет обсуждения, который рассматривается автором через призму положительной и отрицательной по отношению к нему позиции. С нашей точки зрения, данный текст включает в себя помимо четко выраженной авторской позиции (тезиса) с приведенными в его защиту аргументами, возможную точку зрения оппонентов (антитезис) и ее частичное опровержение. Мы полагаем, что такое название текста вполне оправдано и отражает содержание двух позиций – автора и его оппонентов:

Heutzutage erscheint jede Woche Werbung in Zeitschriften, Zeitungen und im Fernsehen. Sie beeinflusst das Leben jedes Menschen.

Ich glaube, die Werbung spielt eine positive Rolle in unserem Leben. Sie ist unterhaltsam und manchmal viel interessanter als einige Fernsehprogramme. Dazu entwickelt sie die Konkurrenz zwischen Betrieben, was zur Preissenkung führt. Außerdem ist sie informativ, weil sie den Menschen die Information über verschiedene Waren gibt.

Aber einige Menschen halten nicht viel von Werbung. Sie glauben, sie ist langweilig und unterbricht ständig gute Fernsehprogramme, was jeden Menschen nervös machen kann. In der Fernsehwerbung spielen oft dieselben Schauspieler wie in Filmen, deswegen gibt sie den Menschen die Möglichkeit, ihre Lieblingsschauspieler noch einmal zu sehen. Außerdem haben Werbeprodukte häufig bessere Qualität als Filme oder Fernsehprogramme.

Zusammengefasst möchte ich sagen, dass die Werbung einen festen Platz in unserem Leben einnimmt und nicht weg sein muss, weil sie unsere Grenzen erweiter und unser Leben interessanter gestaltet.

Позиционный текст состоит из трех основных частей: вступления, основной части и заключения. Каждая из названных частей выполняет соответствующие функции, которые были подробно описаны в параграфе 1.1.1. Так, введение эксплицирует предмет обсуждения, требующий исследования и решения. Основная часть позиционного текста представлена проаргументирующим и контраргументирующим абзацами. В первом высказано мнение автора, которое находит свое отражение в нескольких аргументах и их демонстрации. Во втором представлена противоположная точка зрения, которая, с одной стороны, находит поддержку со стороны автора в предложенном аргументе, а с другой – содержит объяснение, почему он с ней не согласен. Позиционный текст завершается четко сформулированным выводом, представленным в заключении.

Очевидно, что позиционный текст, подобно конструктору, включает в себя все компоненты трех указанных выше типов текстов-рассуждений. Текст-доказательство, например, представлен в основной части в виде проаргументирующего абзаца, задачей которого является убедить реципиента в истинности всех аргументов, а значит, и тезиса. Текст-опровержение находит себя в контраргументирующем абзаце позиционного текста, назначение которого остается неизменным – представление необходимой контраргументации, направленной против выдвинутого положения. Функция полемического текста представлена фрагментарно и заключается в формулировании про- и контраргументов в позиционном тексте в целом и в контраргументирующем абзаце, в частности. Кроме того, использующиеся в полемическом тексте необходимые средства межфразовой связи находятся в распоряжении авторов для создания позиционного текста.

Таким образом, принимая во внимание характеристики позиционного текста, мы можем представить его в виде обобщенной схемы (см. стр. 40).

Графическое изображение свидетельствует о том, что позиционный текст состоит из четырех абзацев, что находит выражение на схеме в виде абзацного отступа в левой части того или иного прямоугольника, каждый из которых имеет определенный размер исходя из соответствующего количества предложений каждого абзаца позиционного текста. Межфразовая связь между обозначенными абзацами носит имплицитный (между введением и основной частью и между основной частью и заключением) и эксплицитный (внутри основной части) характер.

 
 

 


Рисунок 5 – Схема позиционного текста

Необходимо отдельно отметить, что в качестве абзацных предложений выступают такие, которые являются носителями основной информации. По мнению Л.М. Лосевой, для того чтобы проверить правильность их выделения, «…необходимо прочитать только абзацные предложения. Если при этом сохраняется дистантная межфразовая связь, значит, абзацы выделены правильно» (Лосева Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. С. 88). Так, в представленном позиционном тексте абзацные предложения оформляют начало новой мысли и одновременно сигнализируют об окончании предшествующей: Heutzutage erscheint jede Woche Werbung in Zeitungen, Zeitschriften und im Fernsehen. Ich glaube, die Werbung spielt eine positive Rolle in unserem Leben. Aber einige Menschen halten nicht viel von Werbung. Zusammengefasst möchte ich sagen, dass die Werbung einen festen Platz in unserem Leben einnimmt… При прочтении данных предложений сохраняется дистантная межфразовая связь на уровне целого текста, и даже при отсутствии остальных частей текста становится ясным, о чем в нем идет речь. К тому же, каждое предложение начинается с вводного слова, что является одним из «…основных правил выделения абзацев в текстах монологической речи» (Лосева Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. С. 91).

Установлено, что ведущая тема текста распадается на ряд подтем, содержание которых раскрывается в том или ином абзаце. В этом случае абзац как отрезок связного текста «…характеризуется единством и относительной законченностью содержания, как и целый текст» (Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 416). Поэтому вслед за В.Н. Мещеряковым под абзацем мы будем понимать «…типографскую единицу текста, представляющую собой, как правило, единство тематически объединенных предложений» (Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. М.: Флинта: Наука, 1999. С. 20).

Мы предлагаем создавать текст-рассуждение параллельно с традиционным способом (т.е. в тетради) с помощью информационно-коммуникационных технологий, которые, по мнению В.В. Артюхина, «…сегодня «везде», притом что «…сама трактовка слова «везде» в данном контексте постоянно расширяется» (Артюхин В.В. Веб 2.0 как источник неконструктивной активности в Интернете // Образовательные технологии и общество. – 2010. – № 2, том 13. С. 328) и открывает перспективу использования виртуальных возможностей Интернета в свете обучения иностранному языку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: