Технология Веб 2.0 в обучении учеников старшего школьного возраста иноязычной письменной речи




Приоритетный национальный проект «Образование» выступил предпосылкой для становления Интернета повседневной реальностью для большинства российских школьников. С каждым днем информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемым средством общения для все большего количества людей, а преимущество их внедрения в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств.

Однако до недавнего времени внедрение Интернет-технологий в учебно-воспитательный процесс рассматривалось лишь как источник получения дидактических материалов, публикуемых на образовательных Интернет-сайтах. Тем не менее, стремительное развитие цивилизации и технических средств коммуникации позволили осуществить переход от «классического» Интернета (Веб 1.0) к Интернету второго поколения (Веб 2.0). Целью его создания стала необходимость осуществлять письменное, а позже и устное общение с помощью сетевого пространства. Своему появлению термин обязан Тиму О'Рейли, который изложил в своей статье «Что такое Веб 2.0» основные положения «…социальных сервисов и служб, объединенных общими принципами и способствующих созданию Интернет-сообщества, в противовес уже ушедшему Веб 1.0» (Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. С. 30). В виду того, что до сих пор не сложилась устоявшаяся терминология, описывающая реалии Интернета, существенная часть терминов трактуется неоднозначно, поэтому мы, вслед за П.В. Сысоевым, под Веб 2.0 понимаем «…платформу социальных сервисов и служб, позволяющую широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями информации, но, главное, ее создателями и соавторами» (Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. С. 12). Таким образом, «на смену статичному контенту и пассивному использованию сетевых ресурсов приходит динамическое содержимое, генерируемое самими пользователями» (Михеева О.И. Социальные сервисы Веб 2.0 в образовательном процессе современного Вуза // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 4. С. 141). Эти сервисы получили название социальных сервисов и составили основу современной концепции развития сети Интернет.

Номера в софтверной индустрии, как правило, присваивают новым изданиям продукта, в которые были внесены существенные изменения. Каковы же особенности этих принципиально новых программных продуктов? Во-первых, слово социальный (сайт или сервис) является ключевым и рассматривается в качестве основной отличительной характеристики Веб 2.0, поскольку ресурсы создаются людьми, для людей и стимулируют синхронное и асинхронное общение в сети Интернет. Не секрет, что мы уже не воспринимаем виртуальное пространство как среду передачи данных, напротив, «…мы видим социальный институт, хранилище знаний, определенную коммуникативную среду…» (Артюхин В.В. Веб 2.0 как источник неконструктивной активности в Интернете // Образовательные технологии и общество. – 2010. – № 2, том 13. С. 328). Еще одной важной чертой Веб 2.0 следует считать ее интерактивность, что «…предполагает прямое участие пользователей в накоплении и структурировании контента» (Михеева О.И. Социальные сервисы Веб 2.0 в образовательном процессе современного Вуза // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 4. С. 141). Кроме того, это позволяет перейти от традиционного образа классной комнаты к учебной кооперации по сети, в основе которой лежит методика групповой работы. Такая организация группового взаимодействия, по мнению исследователя Е.Д. Патаракина, ориентирована на позитивную взаимозависимость, индивидуальную оценку результатов, одновременное взаимодействие, систематическое использование рефлексии хода групповой работы (Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. С. 8). К тому же, согласно данным И.Н. Розиной, «внутригруппое сотрудничество ‹…› повышает эффективность решения учебных задач не менее чем на 10%» (Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. М.: Логос, 2005. С. 227). Следующей характеристикой концепции Веб 2.0 является ее персонализация, т.е. «…использование технологий, позволяющих создавать сообщество» (Михеева О.И. Социальные сервисы Веб 2.0 в образовательном процессе современного Вуза // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 4. С. 141) и «…виртуальную личность участника Сети…» (Титова С.В. Интеграция социальных сетей и сервисов Интернета 2.0 в процесс преподавания иностранных языков: необходимость или блажь? // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. – № 3. С. 209), поскольку центральным элементом любой социальной сети являются пользователи и его интересы. Таким образом, с появлением Интернета второго поколения акцент переносится с инноваций в области компьютерных и мультимедийных технологий на общение и сотрудничество, которое осуществляется с помощью различных социальных сервисов. Первоначально эти социальные сервисы были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга, и лишь потом стали использоваться в учебных целях для обучения иностранному языку. К технологиям таких социальных сервисов относятся: блог, вики, подкаст, Твиттер, ЮТьюб, закладки и многое другое.

Одним из ключевых сервисов в сетевом пространстве является блог или веблог. Под этим словом скрывается сервис, позволяющий вести личную страничку в виде журнала. По аналогии с личными дневниками блоги называют сетевыми дневниками. Пользователь Интернета имеет возможность особым образом организовывать веб-страницу, на которой публикуются сведения о себе, ссылки на полезные источники в сети, картинки и другая информация, представленная в обратной хронологической последовательности, т.е. на первый план выдвигается самое последнее сообщение. Ведущий дневник (блоггер) самостоятельно осуществляет управление доступом к своим записям, т. е. он может открыть их всем желающим, определенному кругу пользователей или оставить совсем приватными. Кроме того, авторы могут объединяться в сообщества и совместно создавать записи. Исследователь Л.К. Раицкая сравнивает блоги с «…большим путешествием по Сети под руководством «гида»» (Раицкая Л.К. Интернет ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования. М.: МГИМО (У) МИД России, 2007. С. 86), поскольку блоги представляют собой часто обновляемые сайты, которые связаны с документами по всему Интернету.

Считается, что идея публичных авторских дневников принадлежит англичанину Т. Бернерсу-Ли, который в 1993 году разместил на своем сайте список ссылок на новые сайты и обновления программ. Тем не менее, термин обязан своему появлению Дж. Баржеру в 1997 году, который под «веблогом» или «блогом» понимает «…веб-страницу, соединенную с другими веб-страницами, которые автор блога находит интересными. Каждое новое сообщение добавляется в верхней строке страницы. Те, кто посещает блог не в первый раз, могут легко ознакомиться со всеми новыми сообщениями, появившимися со времени предыдущего визита» (Цит. по: Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: дис. …канд. пед. наук. М., 2009. С. 57). Однако современное обозначение «блог» появилось совсем недавно, лишь в 1999 году, после того, как известный сетевой деятель и популярный блоггер П. Мерхольц переделал термин web log (запись в вебе) на we blog, в результате чего и возникло современное понятие «блог» (Титова С.В. Интеграция социальных сетей и сервисов Интернета 2.0 в процесс преподавания иностранных языков: необходимость или блажь? // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. – № 3. С. 210).

Дизайн и оформление блогов могут быть разными, но общим остается архитектура. Структурно он состоит из основного текста, т.е. сообщений онлайн-автора, которые называются «постом» и комментариев на этот пост. Блог отличается от классического сайта прежде всего простотой создания, так как любой пользователь, не обладая специальными техническими знаниями, имеет возможность самостоятельно создать сайт Веб 2.0, что делает его «…более функциональным, простым в использовании, «дружелюбным» по отношению к пользователю…» (Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном образовании. М.: МГОУ, 2011. С. 17). Используя шаблоны и оболочки сервисов, учителя и ученики могут сами создать блог, позволяющий им «…публиковать, хранить, обрабатывать, классифицировать различную по виду и содержанию информацию…» (Титова С.В. Интеграция социальных сетей и сервисов Интернета 2.0 в процесс преподавания иностранных языков: необходимость или блажь? // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. – № 3. С. 210). Поскольку блог является личным пространством его создателя, онлайн-автор может сам определить свой круг общения и администрировать процесс коммуникации, что, несомненно, важно как для организации учебно-воспитательного процесса, так и для решения проблемы «[…] «загрязнения» нелегитимными сообщениями страниц дневника» (Иванченко Д.А. Перспективы применения блог-технологий в Интернет-обучении // Информатика и образование. – 2007. – № 2. С. 121). Тем не менее, относительно простая интеграция блога в учебный процесс не является его единственным преимуществом. Блог может стать дополнительным стимулом или инструментом мотивации в овладении иностранным языком, поскольку ученики всегда проявляют повышенный интерес и склонность к использованию новых информационных технологий (Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: дис. …канд. пед. наук. М., 2009. С. 38). Однако технические возможности социального сервиса являются не единственной предпосылкой для поддержания высокого уровня мотивации обучающихся. Заинтересованность обучаемых легко поддерживается доступом к постоянно меняющимся и пополняющимся источникам информации, а наличие потенциальной читательской аудитории по всему миру привлекает учеников любого уровня владения иностранным языком. Каждый пользователь всемирной паутины может посетить любую Интернет-страницу, ознакомиться с ее содержанием и оставить свой комментарий к тому или иному сообщению. Квентин Десуза выделяет несколько типов и форм комментариев:

1) индивидуальные интерпретации;

2) вопросы и замечания, вызванные непониманием материала;

3) личное отношение к событию, людям, местам;

4) сравнение публикаций одного и того же автора;

5) сравнение с другими публикациями;

6) прогнозы развития событий, идей (Цит. по: Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: дис. …канд. пед. наук. М., 2009. С. 75-76).

В контексте обсуждаемого вопроса стоит отметить, что обучающиеся «…могут столкнуться в открытом коммуникативном пространстве с неконструктивной критикой, доходящей до обидных и оскорбительных комментариев» (Раицкая Л.К. Интернет ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования. М.: МГИМО (У) МИД России, 2007. С. 98), носящих в основном случайный характер. В сообществах Веб 2.0 не приветствуется жесткая критика, которая может стать серьезным барьером на пути творческого общения. Однако для того чтобы ученики сами не стали источником негативных эмоций для авторов и посетителей блогов, учителям необходимо уделять внимание сетевому этикету. Обязательные нормы поведения в сетевом пространстве пока не разработаны, несмотря на то, что «этические […] нормы информационной деятельности человека» рассматриваются старшеклассниками согласно стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. С. 22).

Тем не менее, попытка создания правил поведения в Интернете была предпринята в 2002 году российским интернет-сообществом. Сформулированные ими положения отражают нормы поведения человека в реальной жизни: от запрета несанкционированного доступа до соблюдения правил, установленных владельцами ресурсов. Однако их соблюдение манкируется возможностью быстрого выхода из сообщества и входа в него под другим именем. Очевидно, что данные правила могут быть аккуратно инкорпорированы в учебно-воспитательный процесс, а их выполнение стать обязательным условием ведения сетевого дневника учеником. Составленный нами перечень не претендует на универсальность, однако он достаточно полно отражает специфику письменного общения в блоге:

1) соблюдение правил, установленных владельцами социального сервиса, с которыми пользователь может ознакомиться при авторизации;

2) размещение сообщений рекламного, коммерческого или агитационного характера является недопустимым;

3) наложение запрета на рассылку писем и сообщений, содержащих грубые и оскорбительные выражения и предложения;

4) бережное отношение к конфиденциальности собственных идентификационных реквизитов, которые могут позволить использование тех или иных ресурсов третьими лицами от имени данного пользователя;

5) создание записи в блоге должно производиться от первого лица;

6) сообщение источника при заимствовании материала в целях исключения нарушения авторских прав;

7) уместное и рациональное использование визуального ряда сопровождающего текст.

Ради справедливости необходимо отметить, что описанные выше положения отражают лишь основные идеи и имеют тенденцию к постоянному расширению. Однако особое внимание следует уделить последнему правилу в рассмотренном перечне, так как многие сетевые ресурсы обладают возможностью «…дополнения текстовых сообщений изображениями…, содержащих картинку с отображением той или иной эмоции, которую хотел выразить пользователь» (О’Рейли Т. Что такое Веб 2.0. URL: https://www.computerra.ru/think/234100/). Использование небольших пиктограмм (смайликов) в процессе создания текстового комментария в качестве визуализации собственного отношения к прочитанному сообщению приобретает большое значение в учебном процессе. Трудности, которые возникают у старшеклассников при аргументированном оценивании работ своих товарищей, могут быть частично сняты интеграцией смайловых структур, каждой из которых можно присвоить определенное обозначение. Рациональное использование учениками отобранных эмотиконов, т.е. определенных графических единиц, созданных для выражения эмоций коммуникантов (Лутовинова О.В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 71. С. 64), позволит им не только выразить свое эмоциональное отношение к письменному высказыванию, но и при необходимости оценить его.

Курирование учителем всех блогов учеников, и, соответственно, большого количества созданных ими сообщений и комментариев к ним значительно затрудняют его работу. Вполне очевидно, что постоянный просмотр Интернет-страниц может сэкономить аудиторное время, однако резко увеличивает нагрузку учителя, поскольку постоянное посещение ученической блогосферы (совокупности всех блогов) занимает его значительное время, часто не принося той информации, которая нужна. Тем не менее, используя собиратель новостей RSS, пользователь может «подписаться» на интересующую его страницу, получая оповещение при каждом ее изменении. Для учителей RSS предоставляет возможность отслеживать пополнение содержания блогов со стороны учеников. Так, например, учитель получит по электронной почте уведомление о том, что один из учеников опубликовал сообщение на своем блоге или комментарий на блоге товарища. Учитель сможет быстро ориентироваться в ученических блогах и будет уверен, «…что не пропустит новую учебную информацию на тех блогах, которые инкорпорированы в учебный процесс и являются обязательными» (Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном образовании. М.: МГОУ, 2011. С. 66).

Дидактический потенциал рассматриваемого социального сервиса не ограничивается преимуществами, которыми могут пользоваться учителя и ученики. Среди явных плюсов для родителей учеников является также появившаяся возможность контролировать успехи своих детей посредством посещения его учебного пространства в виртуальном мире. Чем больше сообщений и комментариев находится на его странице, тем активнее позиция ученика в учебном процессе. Мы согласны с мнением Е.С. Полат, считающей, что «если в очном обучении ученик при желании может как-то «отсидеться» на уроке, не принимая активного участия в ходе урока, то в дистанционной форме это просто исключено, поскольку каждый отвечает за себя…» (Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 100). К тому же примечания преподавателя обратят внимание родителей на недочеты старшеклассника. Кроме того, блог может стать социальной площадкой для общения между учителем и родителями, которые в связи с острым дефицитом времени редко посещают учебные заведения, где проходит обучение их ребенок.

Для подрастающего же поколения блог уже давно превратился в ту социальную площадку, благодаря которой возможно общение со всем миром. Поэтому количество участников обсуждения в блоге имеет большое значение. Каждый новый «собеседник» представляет другое мышление и мнение, ознакомиться с которым необходимо для определения собственной позиции. Обучение требует наличия и партнеров-сверстников, с которыми можно было бы спорить и сотрудничать, и учителей (формальных и неформальных), которые могли бы оценить результаты деятельности. Поэтому при организации работы в блоге «…круг «собеседников» по предмету может быть значительно расширен и не ограничиваться временными и пространственными рамками аудиторной работы» (Тряпельников А.В. Виртуальные формы организации самостоятельной работы // Русский язык за рубежом. – 2008. – № 3. С. 36). Иными словами, не лишним будет привлечь к обсуждению максимальный состав, т.е. товарищей по учебной работе из разных учебных подгрупп или учащихся из разных классов или школ, а также учителей иностранного языка или внешних экспертов. Это будет иметь большое значение как для повышения мотивации общения на иностранном языке, так и для ознакомления с мнениями других с целью совершенствования собственного мастерства. По мнению профессора Джефа Голуба, существует три условия, стимулирующих учеников на создание письменных текстов – ученики «…пишут, когда им есть что сказать, когда у них есть аудитория и когда они получают реакцию от своих читателей» (Цит. по: Раицкая Л.К. Интернет ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования. М.: МГИМО (У) МИД России, 2007. С. 97).

В этой связи, особое значение приобретает оформление персональных Интернет-страниц в социальном сервисе. Ученики имеют возможность использовать главную страницу блога в качестве самопрезентации и публиковать интересные сведения о себе, а также размещать фотографии, отражающие, например, их учебную деятельность. Не секрет, что в реальной жизни учеников объединяют общие интересы. Виртуальное пространство не является в данном случае исключением. Сообщение в общих чертах и в ограниченном количестве личной информации создает предпосылку для установления контакта с другими пользователями Интернета. Объединившись для обсуждения, например, социально острых проблем, они могут создать блог-сообщество, позволяя другим пользователям вступать в него. Кроме того, образ автора может быть дополнен посредством псевдонима, то есть ника, который будет сопровождать реальную личность на протяжении всего общения в виртуальном пространстве. С опорой на мнение исследователя Е.С. Полат и собственный опыт создания учебных блогов с обучающимися стоит отметить, что ник – «это не просто выдуманное имя, это выдуманный персонаж со своим характером, стилем поведения, специфическим словарем» (Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 215), псевдоним «может много рассказать о том, каким хотел бы быть его владелец» (Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 216). В целях поощрения оформления личных страничек можно устроить конкурс пользовательских страниц, подготовленных учениками разных классов. В этой связи необходимо отметить, что «…личное пространство не должно определяться учебным заведением или требованиями программы обучения» (Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном образовании. М.: МГОУ, 2011. С. 74).

Интеграция блога в процесс обучения позволила совершенно по-иному посмотреть на накопление и хранение ученических работ. «Перенесение письменных заданий в блоги систематизирует эти задания…» (Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном образовании. М.: МГОУ, 2011. С. 67), поэтому, с нашей точки зрения, рассматриваемая технология Веб 2.0. идеально подходит для создания в них онлайн-портфолио, содержащего коллекцию материалов, демонстрирующих личные достижения обучающихся за определенный промежуток времени. Так называемое online-portfolio (В.Ю. Переверзев, С.А. Синельников) предоставляет учителю возможность на качественно ином уровне произвести мониторинг и оценивание текстов школьников. За названием онлайн-портфолио скрывается «…совокупность студенческих работ собранных с применением электронных средств и носителей, представленных …в виде web-сайта» (Переверзев В.Ю., Синельников С.А. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 1. С. 71). Поскольку традиционные методы оценивания индивидуальных достижений учеников осуществляются за короткий промежуток времени, преимущество сетевого портфеля достижений состоит в том, что оно позволяет пролонгировать школьный успех обучающихся и их личностный рост по всему периоду обучения. Учитель и ученик должны видеть в онлайн-портфолио, в первую очередь, не конечный продукт, а, напротив, инструмент, который демонстрирует положительные результаты их совместной работы. Для учителя будет очень полезна полученная при анализе портфолио диагностическая информация относительно сильных и слабых сторон подготовки учеников. К тому же, онлайн-портфолио наглядно покажет, как ученик под руководством учителя справляется с менее изученным материалом. Таким образом, «блогофолио» (Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: дис. …канд. пед. наук. М., 2009. С. 97) позволит оценить не только учебную деятельность ученика, но и профессиональное мастерство учителя.

Вполне очевидно, что созданный не для образовательных целей социальный сервис, изначально был предназначен для осуществления коммуникации Интернет-пользователей по всему миру. Поэтому представленные классификации в специальной литературе очень разнообразны. Настоящее исследование, узкие рамки которого не могут охватить несопоставимо большое количество существующих классификаций, следует ограничить их кратким перечислением. Так, например, А.А. Филатова выделяет шесть критериев, на основании которых происходит деление блогов по группам: по автору (личный, «призрачный», коллективный, корпоративный); по типу мультимедиа (текстовый, фотоблог, музыкальный, подкаст и блогкастинг, видеоблог); по особенностям контента (контентный, мониторинговый, цитатный, тамблелог, сблог, микроблог); по технической платформе (блог на собственной веб-платформе, блог на блог-платформе, моблог); по жанру (блог политического содержания, блог для туристов, коммерческий, блог СМИ, академический); по правовому статусу (личный блог, групповой блог, блог правительственных институтов) (Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: дис. …канд. пед. наук. М., 2009. С. 60). В соответствии с представленной классификацией с полной уверенностью можно сказать, что инкорпорирование блогов в учебно-воспитательный процесс рассматривается наряду с их интеграцией и в другие сферы человеческой деятельности: от коммерческой, до политической. Однако большой интерес для нашего исследования представляет классификация так называемых академических блогов или блогов, которые могут быть использованы в учебном процессе. Об этом исчерпывающе писал Аарон Кэмпбелл, группирующий учебные блоги по авторскому составу: преподавательские (tutor blog), студенческие (learner blog) и групповые (class blog) (Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: дис. …канд. пед. наук. М., 2009. С. 83). Похожую типологию учебных блогов мы находим в монографии П.В. Сысоева и М.Н. Евстигнеева, которые также считают, что в учебном процессе могут быть использованы три вида блогов:

· Блог учителя.

· Личные блоги учащихся.

· Блог учебной группы.

Блог учителя создается и управляется учителем иностранного языка. В этом случае он может послужить примером для создания учениками собственных личных блогов. На своей страничке учитель может публиковать домашнее задание для обучающихся, дополнительные материалы для внеаудиторной работы, а также информацию личного характера об интересах, хобби, путешествиях. Кроме того, учитель может предложить ученикам создать персональные Интернет-страницы, позволить им объединиться в мини-группы и завести блог учебной группы или завести один блог для всех учебных групп, организовав его в виде «[…] открытого или закрытого сообщества […] и осуществления совместной работы под наблюдением модератора…» (Иванченко Д.А. Перспективы применения блог-технологий в Интернет-обучении // Информатика и образование. – 2007. – № 2. С. 122). В этом случае «[…] комментарии учащихся размещаются на одной странице одно за другим. Это значительно облегчает знакомство с мнениями других и стимулирует обсуждение» (Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. С. 139).

Несмотря на многофункциональность рассматриваемого социального сервиса, который исследователи предлагают использовать в качестве обучения всем видам речевой деятельности и каждому аспекту языка, мы полагаем, что обучение письменной речи посредством учебного блога имеет в силу ряда причин некоторые преимущества. Во-первых, блог изначально создавался как социальная платформа, предназначенная для публикации письменных сообщений. Во-вторых, действия в блоге «…лишены необратимости, что позволяет человеку не бояться их совершать» (Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном образовании. М.: МГОУ, 2011. С. 25). В-третьих, использование блога в качестве онлайн-портфолио предоставляет возможность ученикам обратиться к любой работе своих одноклассников. Кроме того, блог позволяет организовать образовательное пространство каждого ученика, т.е. имеет ярко выраженную персональную направленность, что в свою очередь, необходимо для создания текста каждым учеником. И, наконец, блог интегрирует и раскрывает методический потенциал своих функций преимущественно в свете обучения письменной речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: