Общая характеристика рассуждения как функционально-смыслового типа речи




Как отечественными (Н.Д. Зарубина, 1981; Р.П. Мильруд, 2005; Е.Н. Соловова, 2009 и др.), так и зарубежными исследователями (Bernd Kast, 2004; Rainer E.Wicke, 2004 и др.) в области обучения иноязычной письменной речи не ставится под сомнение ее формализованность «как в плане языковых средств, так и в плане структуры текста» (Сысоева Е.Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 5. С. 6). Это можно объяснить тем, что столетия развития языка, мышления, речи выработали наиболее экономичные и точные способы, схемы, словесные структуры для решения соответствующих коммуникативных задач. А поскольку, по мнению В.И. Конькова и О.В. Неупокоевой, наша речевая жизнь «…устроена таким образом, что в ней чрезвычайно часто встречаются три типа коммуникативных ситуаций…» (Коньков В.И., Неупокоева О.В. Функциональные типы речи. М.: Издательский центр «Академия», 2011. С. 17), соответственно выделяются три «таких важных, существенных компонента речи, как описание, повествование, рассуждение…» (Солганик Г.Я. Стилистика текста. М.: Флинта, Наука, 1997. С. 136). Существование данного классического триединства обусловлено, с одной стороны, экстралингвистическими факторами, так как «речь …не порождается сама для себя. Она предназначена для выполнения внеязыковых задач…» (Коньков В.И., Неупокоева О.В. Функциональные типы речи. М.: Издательский центр «Академия», 2011. С. 19), с другой стороны, речь является воплощением мыслительного процесса, поэтому многое в организации процесса реализации речи объясняется законами нашего мышления. Единство между продуктом письменной речи и особенностями мышления установила О.А. Нечаева, полагающая, что человеческому мышлению свойственно «…фиксировать объективно существующие связи между явлениями действительности и выражать их в языке…в виде…описания, повествования и рассуждения» (Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. С. 4), которые соответственно отражают восприятие мира в «…одновременных или последовательных явлениях или в явлениях, находящихся в причинно-следственной зависимости» (Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. С. 16).

Для обозначения речевых способов передачи информации существуют разные названия: тип речи (О.С. Ахманова, 1969; Г.А. Золотова, 1982; О.М. Казарцева, 2003 и др.), способ изложения (А.В. Горбунов, 1999; Н.В. Гужова 2002 и др.), композиционно-речевая форма (Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, 2000; М.К. Алтухова, 2003 и др.), жанр (Т.А. Ладыженская, 1990). Однако, с нашей точки зрения, многие из названных терминов указывают либо на логический аспект определенного типа монологической речи и дают представление о ее формально-грамматическом строении, либо отождествляются с видами литературных произведений, или теоретическое обоснование отсутствует вовсе. Наиболее точным по объему передаваемого значения нам представляется термин «функционально-смысловой тип речи», «…введенный в научное обращение О.А. Нечаевой в 1974 году» (Трошева Т.Б. Стилистический энциклопедический словарь Русского языка / Под редакцией М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 577). Именно он, по нашему мнению, обладает совокупностью существенных признаков продукта письменной речи: а) функцией, которая раскрывает назначение, цель, коммуникативную интенцию автора, создавшего текст; б) смысловым значением, которое выражает содержательную сторону текста; в) структурой, которая находит свое выражение в строении текста по определенным законам того или иного функционально-смыслового типа речи. Таким образом, мы солидарны с мнением Н.С. Валгиной, которая подчеркивает, что «функция и смысл, а не синтаксические структуры создают характерологические признаки текста» (Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2004. С. 75).

Мы придерживаемся точки зрения О.А. Нечаевой, которая определяет «функционально-смысловой тип речи» как «…обобщенный мыслительный комплекс, выражающий связи одновременности, последовательности или причинно-следственной зависимости между явлениями, возникающие на основе наблюдаемого или известного, или путем абстрактного сопоставления, закрепленные в типичных языковых структурных моделях в виде…описания, повествования и рассуждения» (Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. С. 17). Из данного определения следует, что функционально-смысловой тип речи представляет собой некое абстрактное явление, своеобразие которого проявляется в его продукте – тексте, под которым мы понимаем «коммуникативную единицу, состоящую из определенной последовательности предложений, слов, построенную согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение» (Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 3. С. 9). В дальнейшем для обозначения продукта функционально-смыслового типа речи «рассуждение» мы будем использовать термин «текст-рассуждение» или просто «текст», если это не будет вызывать двусмысленности контекста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: