Обида и вина – взаимосвязанные чувства, когда одна сторона испытывает обиду, другая, как правило, – вину. Это происходит даже в тех случаях, когда реальная причина обиды отсутствует, потому что тот факт, что какое‑то действие явилось основанием (вольным или невольным) для обиды, часто бессознательно вызывает чувство вины. А тот, кто испытывает его, стремится от него избавиться. Простейший способ избавления – компенсировать ущерб. Так возникает иллюзия, что после выполнения требуемого человек будет прощен. Однако в случае манипуляции напоминание об обиде повторяется или на ее месте быстро появляется новая.
Семья из четырех человек жила в двухкомнатной квартире. И вот появилась возможность поменять ее на трехкомнатную в том же доме. Что для этого надо сделать? Взять небольшой кредит и оформить документы на обмен. Прежде чем начать действовать, муж несколько дней обсуждал проблему, пытаясь все взвесить и «вычислить риски». Затем стал оформлять документы, однако скоро выяснилось, что квартиру приобрела другая семья по той же схеме.
Его жена очень расстроилась. С тех пор эта история стала рычагом, на который женщина «нажимает» каждый раз, когда хочет чего‑то добиться от мужа. Он чувствует себя виноватым и часто идет навстречу там, где и не собирался, потому что, действительно, из‑за его нерасторопности семья не получила хорошее жилье на очень выгодных условиях.
Прекратить эту манипулятивную игру и обидчику, и «обвиняемому» поможет только осознание ее механизмов.
Так что же нам мешает прощать?
Попробуем подвести итог размышлениям о том, с какими трудностями мы сталкиваемся на пути прощения. Слово – участникам исследования. «Допускаете ли вы ситуацию, что не простите провинившегося человека ни при каких обстоятельствах? Если вы выбрали ответ „да“, опишите эти ситуации. Если вы выбрали ответ „нет“, напишите почему».
|
Пояснения участников, выбравших ответ « да, допускаю »:
• Я искренне считаю, что есть предел прощению.
• Если поведение человека подвергает опасности жизнь и спасение других людей.
• Не могу представить, как можно простить того, кто убил самого близкого тебе человека (брата, ребенка, родителя).
• Я бы не назвала этого человека «провинившимся». Преступником без страха и совести, вне человеческого обличья – да. Или предателем, который оскверняет самое дорогое не в силу сложившихся обстоятельств, а из корыстных соображений.
• Не прощу за подлость.
• Не прощу измену, предательство.
• За денежный долг.
• Если человек обижает меня не в первый раз.
• Если сильно обидят моего ребенка, маму или еще кого‑то очень близкого.
• Не прощу, чтобы не оказаться в такой же ситуации вновь.
• Если человек лишает меня выбора.
Пояснения участников исследования, выбравших ответ « нет, не допускаю »:
• Если сам человек будет просить прощения – он будет прощен мной и Богом.
• Господь простил всех, кто такая я, чтобы упорствовать?
• Обязательно надо простить – это Божья заповедь и ее надо выполнять! Мне же хуже будет, да и другому человеку прощение – это наука или помощь.
• Если я не прощу, то уйду в ад.
• Я понимаю, как это разрушительно для меня, поэтому все равно буду стараться простить.
|
• Человек сам за себя ответит – я ему не судья.
• Михаил Лермонтов писал: «Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли, и дела он знает наперед».
• Ситуации бывают разные, и надо всегда оставаться человеком.
• Потому что Бог прощает нам все.
• Всегда нужно находить силы прощать, не надо держать в себе обиду, она не принесет никакой пользы ни тебе, ни другим. Прости и будь счастлив.
• Нужно уметь прощать.
• Есть родители, которые прощают убийц своих детей, значит, это возможно, выбор – за человеком, хочет он простить или нет. Сейчас я хочу прощать, поэтому у меня получается. Когда‑то сразу, когда‑то со временем. Хочу надеяться, что желание простить будет всегда.
• Время лечит.
• Все равно попытаюсь его понять.
• Не вижу такого, за что нельзя простить.
• В сердце, в разуме больше Бога, чем ненависти.
• Я глубоко верующий человек.
• Иногда для прощения нужно время.
• Бог учит прощать.
• Мне приходилось прощать и тех, кого уже нет в живых, так что никогда не поздно, но лучше успеть сделать это при жизни.
Глава 8
Практика прощения
Источник прощения
На группе чтения Евангелия одна участница рассказала историю из своей жизни. Ее мама жила в многолетней, затянувшейся на несколько десятилетий, ссоре со своей сестрой. Обида была такой, что женщина говорила дочке: «Не вздумай звать ее на мои похороны! Не хочу, чтобы она приходила!» В этой семье мать не воцерковлена, а дочь ходит в храм. Однажды девушка уговорила ее сходить на службу в Прощеное воскресенье перед Великим постом. Во время службы случилось удивительное: мать заплакала, слезы градом потекли из ее глаз. После службы она сказала, что простила сестру и хочет с ней помириться.
|
Безусловно, прощение – это Божий дар. Иногда, как в этой истории, он дается неожиданно, и тогда человек всецело и сразу прощает такую обиду, которую, казалось, в могилу с собой унесет, настолько невозможным представлялось справиться с ней. Чаще прощение приходит медленно, шаг за шагом человек продвигается по пути преодоления обиды, освобождаясь от нее. И тогда нужно прикладывать усилия, проявляя свою волю в этом движении к целостности, опираясь на знания и опыт, чтобы наконец избавиться от пагубного состояния и восстановить мир.
Бог есть прощение. Прощение и Господь – синонимы, говорит духовник одного из авторов этой книги. Приближаясь к Нему, мы неизменно прощаем всех: окружающих людей, себя, судьбу. Самое главное для человека, идущего к Богу, – впустить прощение в свое сердце, чтобы обрести мир, радость, уверенность, восстановить разрушенные отношения.
Этой цели и должны быть подчинены любые техники, практики, алгоритмы, которые помогают преодолеть обиду, вину, стыд, разочарование, досаду. Все методики, направленные на приближение к примирению, можно считать полезными. В этом смысле слова о прощении, сказанные обидчику, – это значительный, важный шаг, но дорога будет пройдена до конца только тогда, когда примирение восстановится в сердце. Если сравнивать, что важнее: сказать о прощении и не простить всецело или промолчать, но в душе своей совершенно простить обидчика, – конечно, второе окажется важнее и для духовного, и для психологического здоровья. Слова о прощении иногда бывают первым, иногда – заключительным шагом на этом пути.
Если мы посмотрим на ситуацию с этой точки зрения, окажется, что для акта прощения вовсе необязательно присутствие рядом обидчика. Если он умер или просто исчез с горизонта жизни, можно мысленно обратиться к нему со словами прощения, возрождая мир, восстанавливая простоту и прямоту отношений.
Иногда прощение приходит сразу, иногда оно требует длительной целенаправленной работы. Прощение – это Дар, в стремлении к которому должна проявиться воля человека.