Профессиональное обучение




Сформированная профессиональная деятельность дол­жна: 1) достигать намеченной цели — воспроизводить продукт заданного образца; 2) выполняться как последо­вательность действий и операций, реализующих требуемую технологию производственного процесса; 3) отвечать уста­новленной норме производительности (количество продук­та в единицу времени); 4) быть сознательной, т. е. разум­но выполняться, вызываться и управляться сознательной целью; 5) выполняться легко, свободно, в быстром и рав­номерном темпе, со значительной мерой автоматизации навыков. Автоматизация освобождает сознание от контро­ля за осуществлением моторных, сенсорных и интеллек­туальных операций, устойчиво повторяющихся при выпол­нении действий. Но в поле сознания остаются цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результаты. В основе образования навыков лежат пробные попытки. Без повторных прак­тических попыток формирование навыков невозможно. Практические пробы протекают как сознательные попыт­ки воспроизвести определенные действия. Различают два главных пути обучения навыкам.

Первое направление за основу берет выработку сенсор­ных дифференцировок, учит ориентирам действия и ав­томатизирует их восприятие, формирует сознательную ус­тановку на овладение навыками, используя упражнения комплексного характера на осмысленных содержательных задачах; обучение трудовым навыкам происходит в про­цессе изготовления полезных вещей.

Второе направление за основу обучения берет выработ­ку моторных дифференцировок, тщательную отработку всех элементов действия, используя упражнения аналити­ческого характера на стандартных элементах, формальных задачах; их решению способствует знание результата и удовлетворение при его достижении. Путь к этому — за­крепление элементов правильного действия и постепенное их объединение в целостном действии. Такую методику можно назвать аналитической в отличие от другой — синтетической. Трудно однозначно ответить, какой из под­ходов лучше. При аналитическом подходе сначала дело идет быстрее и легче, навыки отличаются большой четко­стью, правильностью и прочностью. Однако затем возни­кают трудности при объединении отдельных элементов в целостные действия. Учение замедляется, а сформирован­ные навыки оказываются иногда шаблонными и негибки­ми. При синтетической методике, наоборот, сначала дело обычно идет медленно и с трудом, однако затем учение ускоряется, а навыки отличаются гибкостью и легкой приспосабливаемостью. Эффективное формирование на­выков происходит в условиях формирования ориентиро­вочной основы действия профессионального умения. Под ориентировочной основой действия понимается сово­купность отраженных человеком объективных условий, на которые он реально ориентируется при выполнении действий.

Полное развернутое содержание ориентировочной де­ятельности как ее нормативный образец при формирова­нии конкретного профессионального умения фиксируется в учебной карте (УК) (специально разработанный вид учеб­ного пособия).

Учебная карта выполняет следующие функции: 1) фик­сирует нормативное содержание деятельности, образец ее выполнения в процессе усвоения, что дает возможность контроля и коррекции — фактическое выполнение дей­ствий может сличаться с эталонным; 2) организует ориен­тировочную деятельность человека по анализу задания и процесса его выполнения. На первом этапе усвоения уче­ник, прочитывая очередной пункт УК, выполняет соответ­ствующее действие, затем — следующий шаг и т. д. На следующем этапе ученик ориентируется на указания УК в другой форме — карты у него уже нет, но перед тем как выполнить очередное действие, он должен вслух прогово­рить его, «дать отчет» другому человеку. И если при этом он допускает неточности, то контролирующий его поправ­ляет, возвращает к тексту УК. Позже ученик должен бу­дет уже не подробно рассказывать о выполняемой деятель­ности, а только называть сначала действия, а потом обобщен­ное название функциональных систем действий. Таким образом, ориентировочная деятельность меняет свою форму от этапа к этапу, принимая в конце форму умственной дея­тельности (интериоризация). Исполни­тельная же сторона формируемого умения всегда остается практической.

Для анализа процесса обучения полезно использовать математические модели обучаемости. Показателями обу­чаемости могут быть время выполнения операций, количе­ство ошибок, величина отклонения от эталонного образца и т. п. По мере повышения уровня подготовки студентов указанные показатели убывают и выражаются математи­ческой моделью обучаемости. С помощью математической модели обучаемости можно заранее оценить ожидаемый уровень подготовки студента в зависимости от времени, затрачиваемого на его подготовку, спрогнозировать необхо­димое время обучения студента требуемому навыку для достижения им заданного уровня подготовки.

Игровые технологии

Игру как метод обучения, передачи опыта старших по­колений младшим люди использовали с древности. Широ­кое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика­цию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освое­ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» вклю­чает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра облада­ет существенным признаком — четко поставленной це­лью обучения и соответствующим ей педагогическим ре­зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помо­щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб­ной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле­ниям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче­стве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педаго­гических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду де­ятельности на физические (двигательные), интеллектуаль­ные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обоб­щающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотех­нические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применя­емых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, ими­тационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значи­тельной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

 

Классификация педагогических игр  

 

Классификационные параметры игровых техноло­гий

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + + СУМ + СЭН + СДП.

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды — от системы консуль­таций до программной.

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая, все категории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: