fi
-
не могу переодеться. Начиная с русского присутствия в восемнадцатом веке традиционные
тлингитские способы мышления, речи и проведения своих священных ритуалов подвергались
давлению со стороны христианских миссионеров и американского правительства.
fi
официальные данные. В последнее время их
клановая социальная организация уступает место корпоративной модели, которая гораздо больше
соответствует экономическим, политическим и правовым требованиям современного американского
общества. В ответ на эти изменения многие в сообществе тлингитов стремятся
восстановить свои культурные традиции и восстановить основные ценности, на которых основывалась традиционная
жизнь тлингитов.
До недавнего времени большинство исследователей культуры тлингитов сосредоточивали свое внимание на их сложной социальной
структуре, их богатой церемониальной жизни и их отличительных проявлениях материальной культуры
, которые основаны на стиле формлайн искусства, общем для народов Северо-Западного побережья. Что
эти ученые, как правило, упускают из виду, так это более глубокую космологическую и онтологическую
основу культурной матрицы тлингитов, на которой основаны их социальная организация, церемониальная
жизнь и искусство.
Современные старейшины тлинкитов, такие как Нора Дауенхауэр и Розита
Уорл, понимают, что культурная реставрация требует восстановления мировоззрения, на
котором традиционно основывалась культура.
ЖИЛИЩЕ
В
БОЛЬШЕ
-
ЧЕМ
-
ЧЕЛОВЕК
СООБЩЕСТВА
В то время как это сложно
fi
Культ для интерпретации любой культуры извне, это еще более сложно
fi
культ
для понимания культурных традиций, которые либо были утрачены, либо находятся в процессе
утраты. Многое из того, что следует далее, опирается на ненадежную основу того, что Томас Нортон - Смит
называет “рациональной реконструкцией”. Это такой подход,
|
fi
впервые предложено Вайном Делорией, в котором
ученые проводят интенсивные исследования, чтобы “спроектировать, что
, вероятно, имели в виду различные племенные народы, когда они описывали окружающий мир” (Нортон - Смит 2010: 6).
При принятии такого подхода ниже приводится моя проекция. Она предлагается в духе
призыва Роберта Уорриора к подходу к изучению коренных народов, который выдвигает интересы коренных
народов и их представления о мире в центр научных исследований и приглашает к
диалогу всех ученых, которые готовы это сделать (Уорриор 2010).
Критический вопрос, рассматриваемый здесь, касается акцента, который тлингиты делают на
“собственности” и “собственности”. Указывают ли здесь “собственность” и “собственность” на западные правовые и
юридические принципы или эти термины несут в себе другие значения, более
соответствующие коренным американским народам, которые придерживаются более реляционного подхода, основанного на
принципах “дарения” и “взаимности”? Решение этого вопроса начинается с двух
других концепций тлингитов, шагун (“наследие” и “судьба”) и ат.оу (вещь, “принадлежащая”)
– два термина, которые я прокомментирую позже.
При распаковке мое прочтение материалов наводит на мысль, что мировоззрение тлинкитов про-
Является важным примером “нового анимизма” в
|
fi
Пять знаков
fi
никакими путями. Во-первых,
тлинкиты расширяют индивидуальность, чтобы включить всех существ в качестве воплощений “власти”, и они
в корне озабочены отношениями между всеми людьми (ср. G. Harvey 2006a: xiv).
Во-вторых, их космология описывает интерсубъективное относительное мировоззрение, в котором
мир рассматривается как фундаментально моральный.
В - третьих, рассказы тлингитов устанавливают средства
, с помощью которых они узнают, чего требует “уважение” с точки зрения нечеловеческих личностей
(см. там же: 103). В - четвертых, посредством моральных соглашений между людьми и нечеловеками
тлингиты устанавливают основу, на которой строятся уважительные взаимоотношения. Наконец,
тлингиты постоянно участвуют в создании мира и нравственном преобразовании посредством ритуала.
КОСМОЛОГИЯ
Согласно рассказам тлингитов о цикле Ворона, Ворон создал мир, но он
остался темным. В течение этого времени все существа творения жили вместе в одном
сообществе, все они были связаны друг с другом (Welker 2004). Границы между людьми и
нечеловеками были намного шире
fl
жидче, чем сейчас, когда все существа способны довольно легко общаться
и менять формы друг с другом. Чтобы принести свет в мир и
сделать его лучшим местом для жизни, Ворон открыл Шкатулку Солнца и превратил мир
в гораздо более плодородное место. Однако свет напугал людей и нечеловеческих
личностей, и они разбрелись по своим отдельным сообществам, причем одни отправились к
воде, другие - в воздух, а третьи-на землю (Эммонс и де Лагуна 1991: 34). Именно в
это время возникла социальная структура тлингитов, в которой люди делились на кланы в соответствии с
к их сущностному характеру.
|
Старейшина тлинкитов Розита Уорл приходит к выводу, что мир превратился в
взаимодополняющую структуру, в которой различные типы существ имели свои собственные интересы, но
сотрудничали друг с другом, чтобы поддерживать гармонию и равновесие между всеми существами
(1998: 83). С человеческой точки зрения, самый основной набор оппозиций включал в себя
МОРАЛЬНЫЙ
ОСНОВЫ
ОТ
ТЛИНГИТ
КОСМОЛОГИЯ
отдельные области человеческих личностей, с одной стороны, и нечеловеческих личностей - с
другой. Однако было бы неверно останавливаться на этом уровне обобщения. Каждый тип
людей (например, люди, медведи, тюлени, киты, выдры, ледники, кедры, горы и т. Д.)
Жил в своих собственных “сообществах” или доменах. Эти сообщества были особыми
fi
С до типа а