fi
эффективность,
подлежащая практике и освоению, особенно в форме более или менее ритуализированных действий.
Как я уже упоминал, жизненный мир Бамбары населен не только живыми людьми, но
и людьми, которые не являются ныне живущими людьми. Pro
fi
эффективность ритуала-это
способность выявлять и вызывать присутствие этих других существ в непосредственной близости
от людей, а также внутри людей и артефактов на ритуальной сцене действия. На
ритуальной сцене стороны встречаются, раскрывают друг другу свою идентичность, и отношения между
ними упорядочиваются.
Методологическая записка. Моя роль наблюдателя-участника вскоре изменилась. Мой хозяин Санго
Траоре, единственный человек в деревне, который говорит по-французски, уже заметил
разницу. В своей преподавательской подготовке он узнал, что ученый-это наблюдатель, “с
холодным взглядом”, сказал он. Но вскоре я стал полностью участвовать в религиозной жизни и даже
вносить в нее свой небольшой вклад. Можно сказать, что из наблюдателя-участника я стал
наблюдательным участником и уделял больше внимания своей роли ученика как части
метода в своей этнографии
fi
Полевые работы. В любом случае, я попытался проникнуть в суть
ЖИЛИЩЕ
С
(
ИЗ
)
ВЕЩИ
религии, участвуя как можно больше в разговорах и ритуалах. Мои хозяева
заметили изменение моей позы: “Я сен донна, твоя нога вошла”, - сказали они. Однако
никто никогда не спрашивал меня, “верю ли я” в силу фетишей и предков или в
существование людей, отличных от людей. Это кажется неуместным и, в любом случае, частным
делом, и считается неуместным говорить об этом, особенно в ритуальных
ситуациях. С другой стороны, считается само собой разумеющимся, что я одобряю эти ритуалы. Этот
принятие важно (ср. Раппапорт 1999: 119-23) и оправдано моими действиями,
тем фактом, что я участвую в ритуальной практике. В отличие от того, во что я верю, мое
участие в ритуалах может быть засвидетельствовано другими участниками.
|
У других участников нет никаких подозрений по поводу того факта, что я
профессор университета (санфɛкалансобакарамɔгɔ), проводящий исследования среди в Бамбаре, скорее это дает кон-
fi
уверенности в моем начинании и повышает ценность моего присутствия. Они чувствуют,что им доверена,
заявляют они, ответственная задача проинструктировать меня должным образом. Мастера ритуалов говорят
, что они считают меня своим учеником (каланден), тем более, что в остальном я учитель
(карамунг). Мои учителя говорят, что ученичество как мой метод
fi
работа на местах-это хорошо
. Я бɛ боня да ан кан, ты оказываешь нам честь, говорят мне, таким отношением.
Примерно так они и говорят.
ЭТОТ
ФЕТИШ
ФАКУЛЬТЕТ
В
ГВАНЕБУГУ
Тип артефакта, который сами бамбара называют “фетиш”, когда они говорят по-французски, на
языке бамбара называется боли, во множественном числе болив. Это наиболее распространенный термин, но
также используется basi (pl. basiw). Чтобы дать упрощенную картину, мы могли бы сказать, что определенный
объект boli-это тело конкретного человека boli или переносной алтарь, представляющий
конкретную личность, отличную от человека (Сиссе 1994: 89 называет такого человека “un esprit divinisé”).
Однако некоторые фетиши настолько велики и тяжелы, что их можно считать неподвижными. На
языке бамбара слово боли используется как общий термин, который относится как к этому типу
объекта, так и к типу человека, отличного от человека, связанного с таким объектом. Каждый
такой объект имеет собственное имя, которое также является именем человека, отличного от человека, которого представляет этот
объект. Таким образом, конкретный болиобъект представляет
собой только одну личность, отличную от человеческой, а не многих. С другой стороны, каждый боль- человек представлен
рядом болей- объектов, которые имеют примерно одинаковую форму (схожую внешнюю форму и
содержат похожие вещи) и принадлежат разным людям.
|
Если у человека есть несколько фетишей, некоторые из них с похожей формой могут
представлять ту же личность, отличную от человека, в то время как другие фетиш - объекты представляют других
нечеловеческих людей. Например, мне ритуально передали десять фетишей, и
два из них представляют одного и того же человека, отличного от человека, которого зовут Кунго Доно,
“Кустовой петух”, что в то же время является названием двух объектов. Великий охотник
(донсоба) часто имеет в своем распоряжении десятки или более фетишей. Они помогают ему
fi
найдите
игру, а также защитите его, так как в своей смертельной задаче он подвергается ɲama, мстительной
силе, исходящей из тела животных, которых он убивает. Когда он ночует в
кустах, он также подвергается проискам злых джиннов и других опасных существ.
Например, такой фетиш, как Диби, “Мрак”, способен сделать его невидимым в глазах
джиннов и диких животных. По таким причинам болив и искусство управления им
связаны, в частности, с охотниками. Поскольку охота – это исключительно мужское занятие, как
ОДУШЕВЛЯТЬ
ОБЪЕКТЫ
насколько я знаю, в Мали есть только одна охотница – женщина-управление боливом
традиционно считается мужской заботой, и женщины должны держаться подальше от ритуалов
болив мужчин. С другой стороны, у женщин есть свои собственные фетиши – например, Яконин,
“Маленькая Бене
fi