Предметом исследования является история международного сотрудничества в области культуры в 20 - 30-е годы XX века. Деятельность в этой области рассматривается как процесс взаимодействия и взаимообогащения культур народов, их духовное общение, развивающееся в пространстве и во времени, и как феномен системы международных отношений, оказавший влияние на международный климат, на форми
12 рование мирового общественного мнения. В диссертационном исследовании особое внимание уделено сотрудничеству стран Европы, Северной Америки и СССР. Эти страны оказались в центре мирового развития, их взаимодействие было наиболее плодотворным в сфере культуры, во многом определило характер прогресса мировой цивилизации и основные тенденции формирования системы международных отношений в период между двумя мировыми войнами.
Объектом изучения истории международных обменов в области культуры являются формы и методы международного сотрудничества, деятельность международных, государственных и общественных организаций в сфере международного культурного обмена.
Спецификой исследования истории международных обменов в области культуры, как части системы международных отношений, являются не только политика государств в данной области и деятельность основных акторов международного культурного сотрудничества, но и изменения в восприятии людьми разных исторических эпох содержания мировой политики, места и роли отдельных государств в ней, формирование основных внешнеполитических стереотипов общественного сознания в этой области, индивидуальных и групповых поведенческих норм, которые оказывают опосредованное общественным мнением влияние на выработку и осуществление внешней политики государств. Мотивация поведения и расстановка предпочтений носителей «народного суверенитета» и участников «народной дипломатии» не всегда бывают осознанными. Поэтому в поле внимания исследователей должны попадать и неотрефлектированные представления людей раз
|
13 ных эпох. Важной стороной исследования является анализ взаимосвязи духовного мира человека с общественными системами, с возникающими моделями международных отношений, с процессом выработки внешнеполитического курса отдельных государств.
Хронологические рамки исследования охватывают период 20 - 30-х годов. Выбор хронологических рамок обусловлен историческим значением периода между двумя мировыми войнами в становления и развития системы международных отношений в области культуры. Международный культурный обмен важнейший процесс взаимодействия и взаимообогащения культур народов мира, способствующий прогрессу человеческой цивилизации на протяжении многих веков. В прошлом обмен информацией в сфере культуры носил случайный характер, приобретая в ходе завоеваний зачастую варварские формы. Происходило не только взаимопроникновение культур народов, но иногда и упадок цивилизаций, исчезновение целых культурных пластов. Человечество в целом, таким образом, теряло бесценный опыт, накопленный за века творческого поиска и упорного труда. Цивилизованные формы взаимодействий в культурной сфере были связаны с развитием торговых отношений. Но они нередко зависели от воли случая, еще чаще ограничивались узким регионом и были весьма неустойчивы. Отдельные народы развивались как замкнутые культурные системы. С течением времени отношения в мире приобретали все более систематический и широкий характер. Успехи мореплавания, географические открытия европейцев, развитие торговли - все это создавало условия для распространения знаний о культуре различных народов. Этот про
|
14 цесс сопровождался европейской колонизацией и созданием колониальных империй, что привело к безудержному грабежу и разрушению культуры подвластных европейцам народов. С созданием крупной промышленности в Европе и усилением вывоза капитала в зависимые страны их народы познакомились с элементами индустриальной цивилизации, отчасти приобщились к европейскому образованию и образу жизни. Возникли условия для развития устойчивого культурного обмена: вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества стала приобретать глобальный характер, появились новые стимулы для обмена в области культуры и усвоения передового индустриального опыта. Серьезным препятствием на пути распространения культурных обменов явилось представление о неравноценность культур разных народов. Расизм и национальное чванство были не только причиной сохранявшегося неравноправия народов, но и психологическим фактором, позволявшим игнорировать древнейшие и богатейшие культуры народов, отставших в индустриальном развитии. Мировая культура была искусственно поделена на культуру «цивилизованного мира» и культуру «диких народов». Борьба за влияние на колониальные и зависимые страны стала источником острейших международных конфликтов, мировых войн, сопровождавшихся духовным кризисом и разрушением культурной среды.
|
В 20 - 30-е годы интеллектуальной и творческой элитой была признана необходимость обеспечения единства мировой культуры, взаимодействия национальных культур и преодоления их замкнутости. Это проявилось в процессе создания единой универсальной системы терминологии и
15 стандартов научной документации, в формировании унифицированных языков науки, международной координации и кооперации интеллектуальной, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности. Впервые были разработаны международные программы в области развития новых методов и средств воспитания и просвещения, помощи в развитии систем образования отдельных стран. В рамках международного сотрудничества предпринимались попытки выработать общие представления о гуманизме и создать унифицированную базу гуманистического сознания, предложить концепции мирового развития в целом и решение конкретных проблем, затрагивающих интересы всего человеческого сообщества. В международном гуманитарном сотрудничестве впервые появилось понимание необходимости сбалансированности материального и духовного развития для обеспечения прогресса человечества. Впервые деятели мировой культуры столь ясно осознали, что от их плодотворного международного сотрудничества зависят судьбы мира.
После Первой мировой войны международное сотрудничество в области культуры впервые было включено в систему международных отношений. Оно стало предметом деятельности Лиги Наций и внешней политики отдельных государств, оказалось в центре деятельности целого ряда международных и национальных общественных организаций. Международные обмены в области культуры стали не только фактором цивили-зационного развития, но и инструментом формирования международного климата, сферой международного сотрудничества, в которой возникали представления о характере международных отношений и нормах международного права. Между
16 народное сотрудничество в области культуры приобрело глобальный, взаимосвязанный, поступательный характер, стало обладать глубокой внутренней мотивировкой.
Наконец, духовное развитие этого времени явилось важнейшим фактором формирования предпосылок Второй мировой войны. Без изучения развития культуры того времени трудно понять духовные истоки этой крупнейшей мировой катастрофы и содержание международных отношений, представить, что же явилось основой широкой антигитлеровской коалиции.
Целью исследования является комплексный анализ международного сотрудничества в области культуры и участия в этом процессе государства и творческой общественности СССР, выявление значения, содержания и особенностей международных отношений в области культуры в период между двумя мировыми войнами.
Задачами исследования является решение следующих проблем:
1. Определить содержание международного культурного сотрудничества в межвоенный период. Выявить основные тенденции развития духовной жизни того времени, особенности мироощущения, содержание формирующегося на их основе мирового общественного мнения исторической эпохи.
2. Установить влияние основных стереотипов общественного сознания на развитие системы международных отношений, выявить предпосылки Второй мировой войны, сформировавшихся в духовной сфере.
3. Определить место и роль Лиги Наций, её институтов в становлении и развитии международного сотрудничест
17 ва в сфере культуры. Выявить влияние интеллектуальной деятельности, организованной под её эгидой, на формирование международного климата и системы международных отношений.
4. Исследовать эффективность форм и методов организации международного культурного сотрудничества между двумя мировыми войнами. Определить их роль в прогрессе человеческой цивилизации на данном историческом этапе.
5. Выяснить содержание и значение деятельности общественных организаций творческой интеллигенции в области международного сотрудничества в 20 - 30-е годы Определить причины слабости антивоенного, антифашистского движения в преддверии Второй мировой войны, выявить их вклад в формирование идейных и духовных основ антигитлеровской коалиции.
6. Исследовать содержание и формы организации международных культурных связей СССР в 20 - 30-е годы. Определить их роль в развитии страны.
7. Проанализировать политику советского государства в области международного культурного сотрудничества, а также методы её реализации.
8. Определить место и роль отдельных органов государственной власти, государственных и общественных организаций СССР в системе международного сотрудничества в области культуры. Установить степень эффективности их деятельности.
9. Исследовать роль культурных связей с зарубежными странами во внешнеполитической деятельности СССР 20 - 30
18 х годов, влияние государственной идеологии на процесс развития этих связей.
10. Установить содержание «внешнеполитического образа СССР» в мировой общественном мнении и исследовать его влияние на положение страны в системе международных отношений в межвоенный период.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые дается комплексный анализ содержания международного сотрудничества в области культуры, форм и методов его организации в период между двумя мировыми войнами как части системы международных отношений и процесса культурно-исторического развития человеческой цивилизации с позиций современной методологии гуманитарного знания.
В диссертации анализируется духовная ситуация межвоенного периода, определившая содержание взаимодействия национальных культур на международном уровне. Рассматриваются основные тенденции развития научной и общественно-политической мысли, художественно-эстетические течения оказавшиеся в центре внимания международного сотрудничества в 20 - 30-е годы. Выявляется их роль в становлении стереотипов общественного сознания и влияние на формирование мирового общественного мнения. Это позволяет установить связь духовного развития человеческой цивилизации с конкретными общественно-политическими процессами и развитием международных отношений в межвоенный период.
Вовлечение в научный оборот новых источников по деятельности Комиссии международной интеллектуальной кооперации при Лиге Наций позволило существенно расширить представления о характере и содержании деятельности этой
19 организации. Новизна данного исследования заключается в анализе деятельности институтов этой комиссии и конкретного содержания дискуссий и выработанных на их основе рекомендаций экспертов Лиги Наций, которые отражают представления того времени о правовых и нравственных нормах международных отношений, причинах возникновения войн и сущности прогресса человеческой цивилизации. Это позволяет во многом по-новому взглянуть на мотивы формирования внешней политики европейских государств и на развитие международной обстановки второй половины 30-х годов, выявить духовные истоки Второй мировой войны.
В диссертации анализируется деятельность целого ряда международных общественных организаций деятелей мировой культуры. Это позволило впервые проследить тенденцию в развитии международных общественных движений в области культурного сотрудничества на протяжении 20 - 30-х годов, выявить эффективность организации международного сотрудничества в этой сфере, понять причины слабого влияния антивоенного, антифашистского движения на мировую политику, а также раскрыть сильные стороны международной общественной инициативы.
Новые источники были привлечены к анализу международных культурных связей СССР в 20 - 30-е годы. Это позволило раскрыть сущность политики советского государства в области культурных связей с зарубежными странами, показать их связь с внешней и внутренней политикой на протяжении всего исторического периода. В диссертации прослеживается трансформация содержания образа СССР и его многообразие в мировом общественном мнении. Привлечение ар
20 хивных материалов, относящихся к периоду 30-х годов позволило существенно дополнить картину культурных связей СССР с зарубежными странами, показать их роль в прогрессе советского общества.
Методологической базой исследования стал цивилизаци-онный подход, комплекс методик предлагаемых современной исторической антропологией, а также социологией, психологией, политологией и искусствоведением, использованных с позиций принципа историзма. Принципы научности исследования и исторического детерминизма требуют признания взаимообусловленности событий истории, их последовательности, вытекающей из причинно-следственной связи в их становлении и развитии с порождающими их условиями.
Речь идет об интегрированном анализе прошлого, включающем институциональный и функциональный анализ, анализ представлений и мотивов человеческого поведения во взаимосвязи со всеми элементами социальной системы. Приоритетное внимание с точки зрения истории международных отношений неизбежно должно быть обращено на роль как массового, группового сознания, так и конкретно-индивидуального - в интерпретации общественных и поведенческих стереотипов. Методология интерпретации исторического источника в исследовании творческой деятельности человека может опираться на концепцию «описательной психологии» немецкого философа В. Дельтея. Он видел её задачу в понимании «Другого». Дельтей считал принципиально важным обращаться для постижения «Другого» к «предметным продуктам психической жизни». Объективированность психической жизни в продуктах культуры, в отличие от постоян
21 ной неуловимой изменчивости психических процессов, и позволяет использовать их для научного наблюдения и анализа.1
Применительно к историческим исследованиям эта методология была разработана и применена в трудах А.С. Лаппо-Данилевского.2 Он считал, что исторический факт как факт взаимодействия индивидуальности и среды, влекущий изменения в «душевной жизни», недоступен прямому наблюдению и может быть воспроизведен в сознании исследователя на основе принципа «признания чужой одушевленности», то есть реконструкции сознания и психологии исследуемой личности. Признание «чужой одушевленности» как эпистемологический принцип нельзя смешивать с «мнимо-эмпирическим знанием» «чужого Я», поскольку исследователь может лишь гипотетически конструировать его по внешним проявлениям духовной жизни по объективируемым результатам психической деятельности. При этом исследователь исходит из собственной индивидуальности, из собственного жизненного опыта и использует для воспроизведения «Другого» переживание, ассоциирование и заключение по аналогии. Отмеченные способы воспроизведения «чужой одушевленности», строго говоря, являются не научными методами, а обыденными. Рассматривая понимание человека прошлого (и шире - индивидуума, под которым может пониматься как отдельный человек, так и общность людей - в предельном смысле - человечество) как задачу исторической науки, Лаппо-Данилевский ограничивает
1 Дельтей В. Описательная психология: Пер. с нем. СПб.,
1996. С. 99-100
2 Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 1-2.
СПб., 1910-1913
22 пределы исторического познания принципиальной невозможностью полного воспроизведения «чужого Я», более или менее удачной комбинации некоторых элементов его психики.1
Разрабатываемое Лаппо-Данилевским понятие «чужой одушевленности» можно соотнести с понятием «культурной личности» Д. Риккерта.2 Но если Риккерт говорит только о сущности индивидуальности, которая может быть понята «при помощи индивидуализирующего исторического метода», то Лаппо-Данилевский разрабатывает методологию воспроизведения «чужой одушевленности» в сознании исследователя.
В конце XIX в. новый подход к исследованию природы духовного мира человека выдвигается в социологии. Э. Дюркгейм призывал рассматривать факты социальной жизни как «вещи». Он не отождествлял социальные факты и предметный мир, а пишет лишь о принципах их исследования. Факты социальной жизни должны изучаться так же, как и явления природы: путем внешнего наблюдения, а не интроспекции исследователя.2 В основе такой убежденности лежит представление о единообразии человеческой природы и, следовательно, об отсутствии принципиальной возможности «непонимания» социального факта.3
1 Там же. С. 313, 317
2 Риккерт Д. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 93
2Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 7-22
3 Подробнее см.: Румянцева М.Ф. Философское понимание индивидуальности как предпосылка становления антропологически ориентированной истории. //Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. Тезисы докладов и сообщений научной конференции 4-6 февраля 1998 г. М., 1998. С. 27-30
Таким образом, для исследователя человеческой мен-тальности, духовных процессов в обществе и развития человеческой культуры чрезвычайно важно осознание сложности постижения объекта наблюдения. Исследователей может подводить стремление к простым объяснениям, к осовремененным толкованиям наблюдаемых внешних проявлений человеческого сознания.
Широко известен вклад в философскую антропологию другого современника Лаппо-Данилевского - Зигмунда Фрейда. Если первый был убежден в том, что основа воспроизведения «чужой одушевленности» саморефлексия исследователя, то Фрейд показал, человек не может понять до конца не только «Другого», но и самого себя.
Поэтому не следует впадать в крайности, оценивая возможности методологии А. С. Лаппо-Данилевского. С одной стороны можно тогда придти к выводу о принципиальной не-верифицированности гуманитарного знания, а с другой признанием возможности понять объект исследования глубже, чем он понимал себя. На самом деле такой дилеммы «либо -либо» нет. Признание «свободы» и «равенства» интерпретаций является признанием дилетантизма в качестве научного направления. Интерпретация должна быть построена на научной методологической основе. «Домысливание» за автора исторического источника - это превращение науки в лучшем случае в научную фантастику. Суть дела в том, что исследователь должен понимать объективную ограниченность процесса познания и позволять себе интерпретацию источника в рамках того, что ему доступно, доказуемо в рамках исторического подхода. Иначе он рискует сопоставлять, сравни
24 вать и обобщать то, что в реальной жизни никогда не было и не могло быть. Происходит не реконструкция духовной жизни прошлого, а конструирование новой идеальной реальности, которая попросту называется спекуляцией. Сегодня нередко мы видим, когда в популярной литературе или телепередаче сквозь внешний образ исторического персонажа проступает личностная сущность автора. Он приписывает первому собственные мотивы поведения собственные представления о том, знание чего не было доступно исторической личности, и дает собственное толкование взглядов, навязывает собственную шкалу нравственных ценностей.
На наш взгляд, историк должен понимать, что воспроизведение «чужой одушевленности» возможно лишь в том смысле, что в его сознании воспроизводится духовный мир другого человека не во всем его многообразии, а лишь в той его части, которая общезначима в духовной жизни человеческого сообщества. Она должна быть доступна рационалистическому осознанию и логическому объяснению, которое существует в социальном сознании личности и воспроизводится в общественном сознании. Только в таком случае реконструкция «чужой одушевленности» может быть объективирована в процессе гуманитарного познания. Все остальное может присутствовать в исследовании только в качестве предположения, но не может быть доказанным.
Другая особенность применения метода А.С. Лаппо-Данилевского, по нашему мнению, состоит в том, что исследователь должен учитывать различие исторических эпох и соответствующих им особенностей человеческой ментально-сти. Он не может в своих интерпретациях «чужой одушевлен
25 ности» пренебрегать принципом историзма. Духовный мир человека или общества, ставших объектом исследования, исторически обусловлен и его интерпретация не может не быть соотнесена с исторической эпохой, как и любого другого исторического источника. Как нельзя отдельные элементы человеческой души вырывать из целого, так нельзя сознание исторического персонажа (включая общественное сознание) вырывать из контекста духовной ситуации эпохи, интерпретируя его с позиций современной исследователю системы духовных ценностей, как это иногда принято сегодня. Основным залогом научности применения метода Лаппо-Данилевского является высокая компетентность, скрупулезное знание исторической эпохи, квалифицированное изучение исторических источников, научная добросовестность исследователя.
Степень изученности темы исследования отражена в разделе первой главы диссертации, посвященном историографическим проблемам. Во введении отметим, что исследования по истории международного сотрудничества в области культуры имеют, на наш взгляд, нё только научную, но и общественную сторону. Значение международного культурного обмена, как и культурного развития в целом, зачастую не находит адекватного отражения в общественном сознании. Одним из элементов формирования представлений в данной области являются исследования, обобщающие эмпирические знания. Все очевиднее становится более широкое понимание содержания международного культурного обмена в соответствии с многообразием самой культуры и признание роли взаимодействия культур различных народов в процессе формирования системы международных отношений, а, следовательно, необходимо дальнейшее расширение проблематики исследований по данной теме. Это предполагает, опираясь на бесспорные достижения историографии, привлечение новых источников и осмысление происходящего с учетом объективного содержания процесса взаимовлияния национальных культур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 2 0 - 30-е годы XX столетия международный культурный обмен развивался как процесс взаимодействия и взаимообогащения культур различных народов. В это время возрастает значение международных контактов между представителями культур разных по типу цивилизаций. Появляются новые формы их международного сотрудничества. Международный культурный обмен осуществлял реализацию коммуникативной функции культуры на международном уровне. Это определяло объективное содержание международных культурных связей, диктовало некоторые общие черты и специфические особенности взаимодействия народов в сфере культуры в этот исторический период.
В широком смысле этого понятия международный культурный обмен охватил духовное общение народов в политической, экономической, и культурной сферах человеческой деятельности. В процессе его функционирования формировались основные представления о характере глобального развития, определялись основные направления этого развития, приоритеты и способы разрешения проблем, возникающих перед человечеством. Историческое значение международного культурного обмена обуславливалось тем, насколько эффективно он способствовал прогрессу и формированию глобального баланса между научно-техническим и гуманитарным аспектами развития человеческой цивилизации. Их гармонизация могла обеспечить прогресс, а дисбаланс - вел к обострению противоречивости, конфликтности процесса развития, был чреват усилением разрушительных тенденций и регрессом.
Процесс международного культурного обмена осуществлялся в формах международного сотрудничества. Поэтому международный
347 культурный обмен явился составной частью международных отношений того времени, стал сферой деятельности первой международной организации универсального характера - Лиги Наций. Проблемы взаимоотношений между государствами, формирования мирового порядка становятся в это время предметом внимания мировой интеллектуальной и художественной элиты. Она стремится сформировать собственные представления в этой области, предлагая свое видение системы международных отношений, которая способствовала бы предотвращению войн и созданию наиболее благоприятные условия для развития мировой культуры. В ходе международного сотрудничества деятелей науки и культуры во многом формировали мировое общественное мнение, под влиянием которого складывались представления о характере норм международного права и о нравственных и этических критериях функционирования мирового порядка. Результатом воздействия на духовную жизнь международного сотрудничества в сфере культуры становится утверждение внешнеполитических стереотипов общественного сознания, которые выражали отношение к отдельным государствам и международным организациям, их роли и месту в системе международных отношений. Реакция на общественные представления обнаруживается во внешнеполитической деятельности государств.
Международное сотрудничество в области культуры между двумя мировыми войнами приобрело качественно новые черты и характеризовалось резко возросшими масштабами, небывалой до этого интенсивностью. Впервые интеллектуальное и художественное творчество на уровне межгосударственных связей перерастает национальные рамки и приобретает интернациональный харак
348 тер. Свидетельством этого нового качества культурных обменов явилось создание значительного числа международных научных объединений, появление международных ассоциаций творческой интеллигенции и международной организации интеллектуального сотрудничества под эгидой Лиги Наций. Впервые процесс международного сотрудничества в области культуры становится предметом целенаправленной политики государств. Это во многом предопределило более высокий уровень организованности и возросшие материальные возможности сотрудничества в сфере духовного творчества.
В этот период пристальное внимание общественности было приковано к процессу создания интеллектуальных и художественных ценностей, которые соответствовали представлениям того времени об общественной пользе. Наиболее выдающиеся достижения в этой области становились событием не только для специалистов, но и приобретали характер мировой сенсации. Крупные ученые, инженеры, писатели и художники привлекали внимание международной общественности как выдающиеся личности и общественные деятели. Наука, литература и искусство стали восприниматься не только как сферы индивидуального творчества, но и как явления общественного характера, в силу их влияния на ускорение процессов изменения условий жизни. Духовное творчество, как это зачастую бывает в переломные эпохи истории человечества, приобрело общественное звучание. По этим же причинам политическая элита стремилась использовать процесс международного культурного сотрудничества в своих интересах.
Международное интеллектуальное сотрудничество стало квинтэссенцией симбиоза творческой и общественной деятельно
349 сти. Впервые широкое распространение получили представления о том, что жизнь людей и судьба человечества в целом, зависят не только от воли «сильных мира сего», но и от способности интеллектуальной элиты достойно решать возникающие в обществе проблемы. Отражением этого процесса стало осознание частью творческой интеллигенции моральной ответственности за результаты своей деятельности. В международном сотрудничестве в сфере культуры многие видные представители науки и искусства видели свой общественный долг, способ изменить мир и усилить воздействие интеллектуальной и художественной элиты на темпы, характер и гуманистические тенденции его развития.
В исследуемый период, увлекаясь общественной стороной международных обменов в области культуры, им часто неоправданно приписывали излишне преувеличенные политические функции. Безусловно, культура, обладая определенной структурой, включает в себя сложившиеся системы духовных ценностей, к которым относятся и политические идеи. Но культура не ограничивается идеологией: она несет в себе неизмеримо большее духовное богатство. Любой деятель культуры обладает личными политическими взглядами и убеждениями, но сфера его профессиональной деятельности зачастую далека от политики, а общественно значимыми как раз и являются плоды его творческих усилий в науке или искусстве, которые обусловливают прогресс человечества. Именно поэтому международный культурный обмен не может быть детерминирован только с точки зрения политики. Он, в силу природы самой культуры, значительно шире и глубже по содержанию. Культурные связи между народами обладают большей стабильностью и внутренней мотивировкой, чем политические или
350 межгосударственные отношения. Взаимодействие национальных культур всегда носит плодотворный характер, способствует их взаимообогащению, а сотрудничеству их представителей, как правило, более присущи лояльность и терпимость, нежели контактам представителей политических элит. Однако понимание этой специфики международного культурного обмена не было достигнуто в изучаемый период. Это привело к тому, что сами участники сотрудничества и политические деятели того времени стремились придать ему политический характер, рассматривали его исключительно как инструмент политической борьбы особенно в острые периоды развития международных отношений. Наиболее ярко это проявилось в начале 20-х годов, когда деятелей мировой культуры стремились вовлечь в систему блокады Советской России, и в конце 30-х годов, когда приготовления к новой войне в экономической и политической области обострили международную обстановку и резко сократили культурные связи между народами.