ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 6 глава




Беседа с английским писателем Г.Д. Уэллсом. 23 июля 1934 г.

Вопросы ленинизма. М., 1935. С. 60 6

369 принципе они не так уж и расходились с кремлевским диктатором по этой проблеме. Нацистский режим был еще более откровенно антигуманным. Усиление военного потенциала Германии, гражданская война в Испании, агрессия против Австрии и Чехословакии привели к тому, что и весной 1939 г. общественное мнение западноевропейских стран настаивало на заключении соответствующего соглашения с СССР. Это привело к началу советско-англофранцузских переговоров сначала в Лондоне по политическим вопросам, а затем и в Москве - по военным. Таким образом, ослабление международного престижа СССР во второй половине 30-х годов не стало препятствием на пути к международному сотрудничеству перед лицом военной угрозы. Общественное мнение на Западе, реализуя альтернативу выбора партнера в деле предотвращения войны в Европе, предпочло Германии Советский Союз. Слабость советской позиции проявлялась в том, что весомость советских инициатив в общественном мнении оказалась ниже, чем в середине 30-х годов, а противники результативности переговоров могли оправдаться перед общественным мнением непредсказуемостью Сталина. Все это позволяет говорить о том, что пошатнувшийся международный авторитет Советского Союза мог сказаться на развитии международной обстановки в тактическом плане, но не мог принципиально изменить ситуацию в ключевом вопросах войны и мира, формирования мирового порядка в целом.

Определение противоречия между тоталитарными и демократическими государствами в межвоенный период в качестве фундаментального идеологического противоречия, таким образом, не находит необходимого подтверждения в содержании внешнеполитических стереотипов общественного сознания того времени. Это

370 во многом вызвано тем, что в исследуемый период идеология демократического общества не руководствовалась в качестве определяющего принципом свободы личности как приоритетной ценности цивилизации, допуская его существенные ограничения на основе целесообразности. Это относится и к Соединенным Штатам Америки, где действовали ограничения прав человека по расовому признаку, и к европейским колониальным империям. Стереотипы общественного сознания, отражавшие представления о характере мирового порядка, нормах международного права и международной этики, замыкались главным образом в границах национальных интересов и стремления предотвратить новую мировую войну. В отличие от предшествующей эпохи они были отчасти модернизированы представлениями о единстве западной цивилизации. Но в то время это представление не было детерминировано политически и экономически. Основу такого представления составляла идея культурно-исторического единства: наличия общей античной и христианской культурной традиции. Предполагалось, что, опираясь на эту общую традицию, европейские государства смогут на основе компромисса предотвратить новую континентальную военную катастрофу. Проблемы политической и экономической интеграции, а, следовательно, обеспечения общих принципов экономической, социальной и политической жизни даже не ставились в повестку обсуждения мировой интеллектуальной элиты 2 0 - 30-х годов. Поэтому наличие тех или иных традиций политической жизни не могло иметь существенного влияния на проблему доверия в отношениях между государствами. Основное значение в формировании климата доверия между странами имели представления о характере национальных интересов тех или иных

371 стран. Впервые цивилизационный фактор в этой связи возникает только во второй половине 30-х годов и не может рассматриваться в качестве тенденции в период между двумя мировыми войнами. Вычленение различий во внешней политике между тоталитарными и демократическими государствами в качестве линии идейного раскола мира в это время исторически не оправдано. Оно является своеобразным перенесением стереотипов общественного сознания периода «холодной войны» 7 0 - 8 0-х годов XX века на исторический период, предшествующий Второй мировой войне. Различия в методах осуществления внешней политики так называемых демократических стран, с одной стороны, и Германии, Италии и Японии - с другой, диктовались скорее не идеологическими соображениями, а геополитическими реалиями. Они причисляли себя, хотя и в качестве "изгоев", к единой западной цивилизации. Их не устраивали не традиции и порядки, на которых покоилась эта цивилизация, а то место, которое эти страны занимали в ней. Мотивы вызревания Второй мировой войны, очевидно, следует искать в этом, а не в духовных различиях. Агрессоры не создали ничего принципиально нового, чего не было бы ранее в духовном мире европейцев. Увы, но именно этот мир породил войну, а не кто-то другой, кто пришел из другой цивилизации.

Несмотря на достаточно широкую палитру политически оценок и позиций, в международном сотрудничестве в области культуры не находило отражения все многообразие взглядов, существовавших в западном обществе. Дело в том, что в активное международное сотрудничество оказались вовлеченными главным образом представители леворадикальных, либерально

372 консервативных и либерально-демократических кругов интеллигенции. Для большинства представителей праворадикальных и консервативных течений рамки национальной культуры и национальные приоритеты оказались самодостаточными. Международное сотрудничество они не рассматривали в качестве средства решения жизненно важных для себя и своих народов проблем. В силу этого обстоятельства право-консервативный спектр политических настроений оказался вне поля формирования мирового общественного мнения в 20 - 30-е годы, это ресурс человечества не был использован в международном сотрудничестве в области культуры тех лет.

Международный культурный обмен в межвоенные годы сыграл важную роль в прогрессе человеческой цивилизации. Он обеспечивал плодотворное сотрудничество в духовной сфере, ускоряя процесс развития, но он не смог в полной мере разрешить всех проблем того времени. Противоречия оказались глубже и масштабнее, чем те предложения по их разрешению, которые предлагались интеллектуалами. Влияние элиты в области культуры на повседневную политическую и экономическую жизнь оказалось настолько опосредованным, что не смогло обеспечить оперативного воздействия на конкретную политическую ситуацию, приведшую к возникновению мировой войны. В международном культурном обмене нашли свое отражение противоречия эпохи, но, вместе с тем, созидательная тенденция сохраняла ведущее положение в международном сотрудничестве.

 

6. Актуальные проблемы взаимодействия ученых и государственной власти в области изучения истории.

 

Введение

 

Историчность человеческого бытия обусловливает антрополо-

 

гический характер истории, которая становится способом сущест-

 

вования самого человека, его самопознания. В современной исто-

 

рической науке происходит дезинтеграция единого исторического

 

пространства, проявляется методологический, проблемный, исто-

 

риософский плюрализм, повышается интерес к локальной исто-

 

рии, истории повседневности. Совершенствуется теория и мето-

 

дология исторического исследования.

 

Проблемы, связанные с сохранением историко-культурного

 

наследства, формированием исторической памяти как основы на-

 

циональной идентичности, находятся в центре государственной

 

политики.

 

Противодействуя внешней информационно-коммуникативной агрессии, государство оказывает воздействиена историческое сознание населения. Цели и задачи государства в

области сохранения исторической памяти как компонента идеологической политики предполагают конструирование объяснительных моделей в отношении исторических событий. Этот процесс осложняется «войнами памяти» вокруг интерпретаций исторических событий внедрением в общественно-научное сознание дилетантских схем А. Т. Фоменко, концепции В. Суворова и других псевдонаучных построений.

 

Учебно-методическое пособие позволяет систематизировать материал по курсам «Актуальные проблемы современной исторической науки» и «Современные проблемы историографии. Оно способствует уяснению узловых моментов курсов, раскрывает специфику исторического знания, его эмпирических и теоретических оснований, категориального аппарата и методологических принципов, предметного поля, когнитивных функций. В учебно-методическом пособии анализируются новые ракурсы и нетрадиционные подходы к предмету, которые в современной исторической науке прослеживаются повсеместно – от всемирной истории до исторической биографии, от универсальной истории до микроистории. Большое внимание уделено метаморфозам «исторического синтеза» и характерным для современной исторической науки моделям междисциплинарного взаимодействия.

 

Пособие предназначено для обучающихся по направлению ма-

 

гистратуры «Педагогическое образование», направленность /

 

4профиль обучения «Историческое образование». Оно направлено

 

на формирование у обучающихся системных представлений об

 

основных проблемах современной исторической науки, умений

 

применять эти знания в анализе историографических концепций,

 

выявлять основные тенденции в развитии научных концепций,

 

характеризовать источниковую основу, методы обработки исто-

 

рического материала, методологическую позицию исследователя.

 

В соответствии с поставленными целями учебно-методическое

 

пособие реализует следующие задачи:

 

 охарактеризовать современные проблемы исторической

 

науки в России и за рубежом;

 

 сформировать у обучающихся навыки проведения историо-

 

графического анализа и исследования проблем, связанных с про-

 

фессиональной деятельностью;

 

 сформировать представления о логике и методологии науч-

 

ных исследований, о применении адекватных поставленным зада-

 

чам методов и методик исследований.

 

Дисциплины «Актуальные проблемы современной историче-

 

ской науки» и «Современные проблемы историографии» являют-

 

ся дисциплиной вариативной части, формируемой участниками

 

образовательного процесса ОПОП ВО. Они раскрывают теорети-

 

ческие и методологические основы организации исторического

 

образования, его развитие на различных этапах в нашей стране и

 

за рубежом, актуальные проблемы исторических исследований.

 

Обучающийся должен иметь знания базовые знания в области

 

российской и зарубежной истории, источниковедении, историо-

 

графии. Знания, полученные в ходе освоения предшествующих

 

дисциплин, способствуют формированию способности понимать

 

историческую обусловленность явлений и процессов современно-

 

го мира, определять собственную позицию по отношению к ок-

 

ружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с

 

исторически возникшими мировоззренческими системами.

 

Процесс изучения дисциплин направлен на формирование сле-

 

дующих компетенций: УК-1, УК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-5.

 

 способен осуществлять критический анализ проблемных

 

ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию

 

действий (УК-1);

 

 способен анализировать и учитывать разнообразие культур

 

в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5);

 

5 способен организовывать и реализовывать процесс обуче-

 

ния истории в образовательных организациях соответствующего

 

уровня образования (ПК-1);

 

 способен проектировать содержание учебных дисциплин и

 

конкретных моделей обучения (ПК-3);

 

 способен использовать профессиональные знания и умения

 

в реализации целей современного исторического, историко-

 

краеведческого образования (ПК-5).

 

В результате изучения учебных дисциплин обучающийся дол-

 

жен

 

знать:

 

 предметную, мировоззренческую и методологическую спе-

 

цифику исторической науки;

 

 основных представителей современной исторической науки

 

и их работы в соответствии с периодизацией;

 

 развитие проблематики исторических исследований, основ-

 

ные методологические концепции;

 

 название и характеристику ведущих школ исторической

 

науки;

 

 педагогические закономерности организации исследова-

 

тельской работы обучающихся;

 

 актуальные вопросы современной исторической науки;

 

 современные подходы к изучению исторических процессов

 

с учетом специфики экономических, политических, социальных

 

аспектов их развития;

 

уметь:

 

 анализировать историографические источники, применять

 

на практики теоретические положения науки;

 

 применять ее методы исследования в своей практической

 

деятельности;

 

 использовать разнообразные подходы к объяснению исто-

 

рического процесса;

 

 объяснять позиции авторов исходя из анализа методов, ис-

 

точников, историографии, определять аспекты, формирующие

 

позицию авторов;

 

 транслировать исторические концепции на определенную

 

проблему;

 

6 руководить научно-исследовательской работой обучающихся;

 

 делать аргументированные выводы;

 

владеть:

 

 навыками: анализа, синтеза, обобщения историографиче-

 

ского материала;

 

 умением применения методов историографической науки в

 

практической работе исследователя;

 

 методологией и методами научных исследований в области

 

профессионального образования;

 

 методами научного анализа, способностью интерпретиро-

 

вать первичные результаты научного поиска;

 

 методами организации исследовательской работы.

 

При подготовке к практическим занятиям, а также в процессе

 

подготовки материалов, необходимых для презентации результа-

 

тов обучения, подготовки эссе, сообщения, реферата, индивиду-

 

ального проекта / мультимедийного продукта обучающимся вы-

 

полняются представленные в практикуме по курсу задания.

 

Структура дисциплин по выбору «Актуальные проблемы со-

 

временной исторической науки», «Современные проблемы исто-

 

риографии» предполагает на каждую дисциплину 26 контактных

 

аудиторных часов и углубленную самостоятельную работу

 

(82 часа). Данное учебно-методическое пособие является вспомо-

 

гательным материалом для активной формы изучения дисциплин,

 

в нем изложены узловые вопросы и наиболее важный материал

 

курса, даются методические рекомендации по решению задач

 

практической подготовки.

 

7Тема 1. Теоретико-методологические проблемы

 

современной российской историографии

 

Формирование новой модели российской государственности в

 

1990-х гг. не могло не повлиять на трансформационные процессыв общественном сознании, что, в свою очередь, привело к глубоким качественным изменениям в научной сфере, в том числе в отечественной исторической науке. Становление с конца 1980-х гг. новой историографической ситуации включило в себя и своего рода «раздогматизацию» отечественных исследователей, что, в частности, проявилось в применении различных методов познания прошлого, обращении к научному наследию зарубежных ироссийских мыслителей немарксистских направлений, открыло возможности для свободного поиска и эксперимента в области методологии. Междисциплинарный подход, принесший в изучение истории множество методик гуманитарно-социальных наук еще больше способствовал фрагментации истории.

 

В начале 1990-х гг. в отечественной исторической науке была поставлена проблема необходимости актуального осмысления исторического опыта, сформированного в противовес стремительно заполнявшей мировоззренческий вакуум публицистике.

 

Шел процесс накопления конкретного исторического материала, открытия новых направлений путем снятия идеологических за-претов и пересмотра старых подходов. Исследовательское пространство бурно расчищалось от старых догм и стереотипов. Кризис марксистско-ленинской методологии привел к крушению многих конкретно-исторических концепций сущности и развития советского общества. Особенностью современного этапа развития исторической науки, в том числе и историографии, является пересмотр подходов как к истории России в целом, так и к истории Советского государства. Эти тенденции проявились и в специальных исторических дисциплинах, в том числе и в историографии.

 

Изучение отражения противоречивых процессов либерально-демократических преобразований в развитии историографических исследований представляет научную ценность, поскольку историографические исследования подводят итоги и обобщают полу-

 

ченные результаты в рамках определенной мировоззренческо-

 

гносеологической концепции и намечают перспективы развития

 

исследований.

 

8В начале XXI века развитие исторической науки характеризует-

 

ся качественными переменами и принципиально новыми тенден-

 

циями не только в динамике, но и в аналитическом осмыслении.

 

Изменения затрагивают сущностные аспекты научных отраслей

 

истории:

 

− обновляются содержание, формы и методы проведения иссле-

 

дований, подходы и принципы их организации, интерпретации ре-

 

зультатов исторических и историографических изысканий;

 

− становится качественно иным характер взаимосвязи самой ис-

 

торической науки с другими отраслями и областями знаний;

 

− все чаще ученые стараются избежать крайностей и односто-

 

ронности.

 

Современные исторические исследования все чаще носят меж-

 

дисциплинарный характер, либо используют в качестве своей ме-

 

тодологической основы междисциплинарные методы исследова-

 

ния. Междисциплинарность понимается по-разному. Например,

 

Л. П. Репина предлагает типологию междисциплинарных (или

 

кросс-дисциплинарных) исследований, которые по степени инте-

 

грации варьируются на мультидисциплинарные, интердисципли-

 

нарные и трансдисциплинарные. В мультидисциплинарных уча-

 

стники, работая независимо друг от друга, решают общую задачу,

 

опираясь на собственную дисциплинарную базу; для интердисци-

 

плинарного исследования создается смешанная команда, но ее

 

участники по-прежнему работают в рамках своих дисциплинар-

 

ных баз; в трансдисциплинарных исследованиях участники груп-

 

пы работают совместно, объединяя концепции отдельных дисци-

 

плин для решения проблемы 1. М. Ф. Румянцева выстраивает иную

 

степень интеграции гуманитарного научного знания: дисципли-

 

нарность ‒ междисциплинарность – полидисциплинарность ‒ син-

 

тез 2. Междисциплинарная кооперация как широкая практика

 

взаимодействия смежных социальных и гуманитарных наук воз-

 

никла на рубеже XIX–XX вв., но тогда она характеризовалось

 

 

Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX–XXI вв.: социальные

 

теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011. С. 27–28.

 

 

Румянцева М. Ф. Целостность современного гуманитарного знания:

 

необходимость и возможность // Единство гуманитарного знания: новый

 

синтез. М.: РГГУ, 2007. C. 41–49.

 

9лишь заимствованием «чужих» эмпирических данных 3. Бурное

 

развитие междисциплинарного взаимодействия применительно к

 

историческим исследованиям началось в 1960-х гг., когда измени-

 

лось представление об отношениях между смежными дисциплина-

 

ми. На рубеже XX–XXI вв. возникла проблема пересмотра самой

 

концепции междисциплинарности в области социально-

 

гуманитарного знания.

 

В большинстве случаев междисциплинарное взаимодействие

 

по-прежнему ограничивается лишь отдельными исследователь-

 

скими проектами, площадками научных журналов и конференций,

 

которые обеспечивают научную коммуникацию. На базе Россий-

 

ского государственного гуманитарного университета начиная с

 

2012 г. ежегодно проводится конференция «Стены и мосты», по-

 

священная теоретическим и практическим вопросам взаимодейст-

 

вия истории с другими научными дисциплинами.

 

Проблема природы междисциплинарности связана с особенно-

 

стями самой истории. Историческое событие имеет комплексную

 

природу, в нем переплетаются социальные, экономические, поли-

 

тические и культурные процессы. Своеобразие исторических ис-

 

точников и их познавательные возможности также обусловливают

 

междисципдинарные подходы для их интерпретации. Необходимо

 

обратить внимание на проблему междисциплинарных заимство-

 

ваний. Интерес представляют эвристические возможности социо-

 

логических, экономических, лингвистических, психологических

 

моделей объяснений, а также границы их применимости. Совре-

 

менная информационная революция привела к необходимости

 

интеграции историков с исследователями социального, гумани-

 

тарного и естественного профиля. Эвристический потенциал меж-

 

дисциплинарных подходов возможно выявить только в результате

 

диалога ученых разных областей. Можно считать доказанным, что

 

исторический процесс как эволюцию антропосистемы невозможно

 

познать в рамках монодисциплинарного описания.

 

Потребности в новом прочтении уже известных сюжетов, за-

 

просы научного общества и влияние новомодных направлений,

 

проникших или сложившихся в исторической науке, побуждают

 

 

Поршнева О. С. Междисциплинарные методы в историко-

 

антропологических исследованиях. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,

 

2005. 136 с.

 

10историографов к поиску нетрадиционных подходов. Активно идет

 

процесс формирования новой терминологии, выходящей за рамки

 

традиционной историографии. Такие термины, как «историозна-

 

ние», «наукотворчество», «историческая память», «интеллекту-

 

альная культура», прочно вошли в исследовательский инструмен-

 

тарий 4. Создание междисциплинарных категорий и понятий –

 

свидетельство определенных достижений междисциплинарного

 

синтеза.

 

Историческая социология стала достаточно влиятельным на-

 

правлением в социологии. Известный американский социолог Ри-

 

чард Лахман рассматривает крупнейшие темы (истоки капитализ-

 

ма, государство, революции, империи, неравенство, гендер и се-

 

мья), которые изучает историческая социология, на основе анали-

 

за крупнейших исследований и работ, посвященных данным во-

 

просам 5. Он отмечает различия между исторической социологией

 

и историей. В работах Б. Н. Миронова история России осмысли-

 

вается с социологической точки зрения и предстает не как при-

 

вычный, упорядоченный набор дат, фактов и событий, а как эво-

 

люционный процесс развития личности, семьи, собственности,

 

права, общества и государства. Применяются общие социологиче-

 

ские теории и теории среднего уровня при анализе исторических

 

фактов и исторический метод при анализе социальных структур и

 

институтов 6.

 

В конце ХХ века произошло методологическое переосмысле-

 

ние политической истории. Появились такие исследовательские

 

области, как политический символизм, политическая менталь-

 

ность. ХХI век показал, что, если политология теряет «власть»

 

 

Тихонов В. В. Междисциплинарный подход в историографическом ис-

 

следовании: современный российский опыт // Стены и мосты. Междисци-

 

плинарные подходы в исторических исследованиях. М., 2012. С. 251–258.

 

 

Лахман Р. Что такое историческая социология? / пер. с англ. М. В. Дон-

 

дуковского; под науч. ред. А. А. Смирнова. М.: Издательский дом «Дело»

 

РАНХиГС, 2016. 240 с.

 

 

Миронов Б. Н. Историческая социология России в 2 ч. Часть 1: учебник

 

для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2022. 295 с. URL:

 

https://urait.ru/bcode/491439 (дата обращения: 26.05.2022); Миронов Б. Н.

 

Историческая социология России в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов. 2-е

 

изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 274 с. URL:

 

https://urait.ru/bcode/491809 (дата обращения: 26.05.2022).

 

11исторического контекста кризис в ее научных построениях неиз-

 

бежен. Экономическая история давно уже стала классической

 

межпредметной областью, в которой использование междисцип-

 

линарных подходов историками видится как апробация различ-

 

ных количественных методов, в то время как экономисты пыта-

 

ются обратиться к историческим данным. Новая сравнительная

 

экономическая история исходит из тезисов о том, что экономиче-

 

ские процессы могут быть поняты путем сравнения исторического

 

опыта разных эпох, регионов и культур. В этом случае задачей

 

исследования становится выявление вклада каждого конкретного

 

опыта в общее понимание экономического роста.

 

Влияние психоанализа на историческую науку сказалось преж-

 

де всего в сфере исследования исторических личностей и куль-

 

турной традиции. В 50-е гг. XX в. в США появился термин «пси-

 

хоистория», которым обозначалось изучение выдающихся лично-

 

стей прошлого с помощью методов психоанализа. В то же время

 

нельзя не признать и ограниченность возможностей психоанализа

 

в историческом исследовании, где историк вынужден проводить

 

психоанализ документов, а не людей. Теоретические ориентации

 

исторической психологии, изучающей долговременные процессы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: