Бортовая стрела предназначена для подъема в грузовую кабину вертолета и опускания на землю мелких грузов с помощью электролебедки ЛПГ-150М. Максимально допустимая масса груза 150 кг.
Бортовая стрела расположена снаружи вертолета около сдвижной двери грузовой кабины и состоит из:
- кронштейна (крепится к шпангоуту N1 центральной части фюзеляжа);
- консоли (шарнирно установлена на кронштейне).
Бортовая стрела имеет два положения: рабочее и походное. Поворот консоли осуществляется вручную при помощи ручки. В рабочем и походном положении консоль стопорится фиксатором, который расположен внутри грузовой кабины, в районе места установки кронштейна бортовой стрелы.
Электролебедка ЛПГ-150М установлена на кронштейне стрелы снаружи фюзеляжа и состоит из двух реверсивных электродвигателей постоянного тока с электромагнитными муфтами торможения, редуктора и фрикционной муфты. Длина выпускаемой части троса лебедки 40 м. Диаметр троса 3 мм.
Электролебедка имеет две скорости вращения тросонесущего барабана: первая скорость при работе двух электродвигателей, вторая (в два раза меньше первой) - при работе одного электродвигателя.
Управление электролебедкой дистанционное. На стенке шпангоута N5Н расположен переносной пульт управления ПУЛ-1 и коробка управления КУЛ-150. На пульте управления ПУЛ-1 имеются кнопки "ВЫПУСК", "УБОРКА" и рычаг переключения лебедки на вторую скорость.
На конце троса лебедки установлен груз, который обеспечивает натяжение троса при выпуске и уборке, что необходимо для нормальной работы тросоукладчика. На грузе закреплен трос заземления с грузиком на конце.
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ КАБИН
|
Система вентиляции и отопления предназначена для создания нормальных температурных условий в кабинах вертолета. Кроме того, система отопления обеспечивает обогрев ног пилотов, обдув теплым воздухом передних стекол и блистеров кабины экипажа, а также дренажного бачка топливной системы и агрегатов воздушной системы.
Основным агрегатом системы является керосиновый обогреватель КО-50, который установлен в капоте-обтекателе спереди правого подвесного топливного бака.
В режиме отопления вентилятор обогревателя забирает воздух из атмосферы через воздухозаборник с заслонкой в капоте обогревателя, или для ускорения прогрева (в режиме рециркуляции) - из грузовой кабины через отверстие на правом борту фюзеляжа. Запуск обогревателя на земле и при висении на небольшой высоте рекомендуется производить на режиме рециркуляции во избежание попадания в воздухозаборник КО-50 пыли и посторонних предметом. Управление заслонкой воздухозаборника осуществляется из грузовой кабины с помощью рукоятки, которая установлена на правом борту между шпангоутами № 2 и 3.
Нагретый в обогревателе воздух поступает в распределитель, в котором разделяется на два потока: один идет в грузовую кабину и один - в кабину экипажа. Теплый воздух в грузовую кабину поступает через нижние отопительные короба. Выход теплого воздуха в кабину экипажа осуществляется через патрубки обогрева стекол и через заслонки к ногам пилотов.
Обогреватель рекомендуется включать при температуре окружающего воздуха ниже +5°С на земле и в полете при работающих двигателях. Работа обогревателя на земле разрешается в течение не более одного часа при аэродромном питании.
|
Режим рециркуляции устанавливается при выключении и запуске обогревателя, а также для ускоренного обогрева кабин в автоматическом или ручном режиме при температуре воздуха ниже минус 13°С.
При высоких температурах окружающего воздуха керосиновый обогреватель может работать в режиме вентиляции без подачи топлива. В этом случае воздух забирается из атмосферы через воздухозаборник и подается (без подогрева) в распределитель и далее поступает в кабины по тем же каналам, что и в режиме отопления.
Вертолеты, предназначенные для эксплуатации в районах с жарким климатом, оборудуются двумя бортовыми фреоновыми кондиционерами. В этом случае керосиновый обогреватель снимается и на его место устанавливаются агрегаты кондиционеров. Испарители устанавливаются в пассажирской кабине на багажных полках.
СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ
Стационарная система пожарной защиты вертолета служит для обнаружения и ликвидации пожара в отсеках двигателей, в отсеке главного редуктора, расходного топливного бака и вспомогательной силовой установки АИ-9, в отсеке керосинового обогревателя КО-50.
Для ликвидации пожара в кабине экипажа и в пассажирском салоне имеются два переносных ручных огнетушителя ОУ-2. Один установлен на стенке шпангоута №5Н, а второй на правой грузовой створке.
Стационарная система пожарной защиты вертолета включает следующее оборудование:
- систему сигнализации о пожаре ССП-ФК;
- систему пожаротушения.
|
Система сигнализации о пожаре ССП-ФК обеспечивает:
- обнаружение пожара в защищаемых отсеках вертолета;
- оповещение экипажа при помощи световой сигнализации;
- выдачу дополнительных сигналов оповещения на аппаратуру речевой информации РИ-65Б и аппаратуру автоматической регистрации параметров полете САРП-12ДМ;
- индикацию срабатывания средств пожаротушения;
- проверку исправности системы и готовности ее к действию.
Система пожаротушения состоит из двух огнетушителей 1-4-4, подводящих трубопроводов и распылителей огнегасящего состава, размещенных в защищаемых отсеках.
Специальный авиационный огнетушитель 1-4-4 предназначен для хранения огнегасящего состава и состоит из стального шарового баллона вместимостью 4 л и переходника, в котором установлены четыре пироголовки ПГКц, манометр и предохранительная мембрана, которая разрывается если давление в баллоне из-за перегрева превысит 200±20 кгс/см².
Баллон заправляется огнегасящим составом Фреон-114В2 массой 5,64кг и для обеспечения подачи этого состава заряжается воздухом или азотом до давления 100 кгс/см² при температуре 15°С. Передний огнетушитель срабатывает по сигналу от системы сигнализации пожара или от кнопок на пульте противопожарной системы. Задний огнетушитель срабатывает только от кнопок, установленных на пульте противопожарной системы. Огнетушители установлены в отсеке главного редуктора.
Клапанная пироголовка ПГКц обеспечивает запирание огнегасящего состава в баллоне и имеет цилиндрический корпус, в котором установлены клапан с пружиной, цанговый замок, удерживающий клапан в закрытом положении, два пиропатрона и предохранительная чека
Пиропатроны ПП-3 обеспечивают открытие цангового замка при подаче на них электроимпульса от системы сигнализации пожара или от соответствующих кнопок. Они имеют раздельные цепи питания и разделены на две группы по цепям контроля.
Предохранительная чека предотвращает случайное открытие пироголовки и должна постоянно находится на пироголовке заряженного огнетушителя. Чека должна сниматься с пироголовки после установки и подсоединения огнетушителя к магистралям противопожарной системы, установки пиропатронов и проверки исправности их электроцепей.
Для правильного подсоединения пиропатронов их накидные гайки и соответствующие им коллектора системы имеют одинаковый цвет.
При возникновении пожара в каком-либо отсеке срабатывает система сигнализации пожара ССП-ФК. Она включает табло, сигнализирующее о пожаре, и выдает электрический импульс на соответствующие пиропатроны огнетушителя автоматической очереди. После срабатывания пиропатронов давлением газов открывается цанговый замок, а внутрибаллонным давлением открывается клапан и огнегасящий состав подается в тот отсек вертолета, где возник пожар. Огнегасящий состав выходит из баллона за время не более 1,3 с и клапан закрывается пружиной. Это исключает поступление огнегасящего состава в пустой баллон, если возникнет необходимость использовать огнетушитель ручной очереди.
После ликвидации пожара гаснет табло, сигнализирующее о пожаре в отсеке, но продолжает гореть табло "ПОЖАР" на левой приборной доске. Оно должно погаснуть только после нажатия кнопки "ВЫКЛ СИГНАЛ ПОЖАРА".
При возникновении пожара в отсеке КО-50 происходит автоматическое выключение КО-50 и размыкаются цепи электропитания обогревателя
При возникновении пожара в отсеке АИ-9 выдается электросигнал на выключение АИ-9 и блокировку системы запуска АИ-9. Для снятия блокировки после ликвидации пожара необходимо выключить и включить АЗС "СИГНАЛИЗАЦИЯ".
При пожаре в любом отсеке происходит автоматическое включение аппаратуры РИ-65Б и информация о пожаре через УКВ радиостанцию автоматически передается на пункт управления полетом.
Если пожар будет обнаружен визуально, а система сигнализации ССП-ФК не сработает, то любую пироголовку можно открыть соответствующей кнопкой с пульта противопожарной системы.
Для открытия пироголовок огнетушителя ручной очереди на пульте противопожарной системы установлены еще четыре кнопки.
Контроль исправности противопожарной системы заключается в проверке системы сигнализации, исправности пиропатронов и цепей их питания, и в проверке давления в огнетушителях.
Контроль исправности системы сигнализации заключается в проверке исправности сигнальных ламп и датчиков ДПС.
11.5.1. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА
При возникновении пожара в отсеке двигателя необходимо выключить двигатель стоп-краном. Закрыть его пожарный кран, проконтролировать ликвидацию пожара и выполнить аварийное снижение и посадку.
При возникновении пожара в отсеке главного редуктора необходимо проконтролировать ликвидацию пожара и выполнить аварийное снижение и посадку.
При пожаре в отсеке КО-50 необходимо продублировать выключение обогревателя и выполнить аварийное снижение и посадку.