Отложение льда на лопастях несущего и рулевого винтов, на планере и на воздухозаборниках двигателей приводит к увеличении потребной для полета мощности и к уменьшению располагаемой мощности. В результате по мере нарастания льда появляется тенденция к самопроизвольному уменьшению скорости и высоты полета а также ухудшаются все летные характеристики вертолета (т.е. уменьшается диапазон скоростей горизонтального полета, ухудшаются характеристики набора высоты и снижения, возрастает расход топлива, уменьшается дальность и продолжительность полета).
Из-за ухудшения обтекания НВ, РВ и стабилизатора появляется раскачка вертолета и колебания частоты вращения НВ, ухудшается устойчивость и управляемость вертолета.
Из-за весовой разбалансировки НВ и РВ усиливаются вибрации и динамическая нагрузка на конструкцию вертолета.
Обледенение входной части двигателя приводит к нарушению формы проточной части, изменению параметров воздуха на входе в компрессор и характера течения воздуха во входном канале, уменьшению секундного расхода воздуха и степени повышения давления воздуха в компрессоре, уменьшению мощности двигателя, повышению температуры газов перед турбиной, увеличению уровня вибраций двигателя вследствие несимметричного образования и сброса льда с рабочих лопаток компрессора. Перечисленные явления могут вызвать помпаж компрессора и самовыключение двигателя, разрушение лопаток компрессора, разрушение подшипников из-за дисбаланса ротора двигателя.
Для защиты от обледенения вертолет оборудован противообледенительной системой. Лопасти несущего винта, рулевого винта, стекла пилотской кабины, ПВД имеют электротепловую ПОС. Воздухозаборники и ПЗУ двигателей имеют смешанную противообледенительную систему. Входные устройства двигателей имеют воздушно-тепловую ПОС.
|
Обогрев передних кромок лопастей несущего и рулевого винтов осуществляется электрическими нагревательными элементами, которые вклеены между слоями стеклоткани по всей длине лонжерона. Питание нагревательных элементов производится переменным током напряжением 208 В от генератора СГО-30У, установленного на главном редукторе. Нагревательные элементы лопасти несущего винта разделены на четыре секции, а нагревательные элементы лопасти рулевого винта - на две секции. Для уменьшения потребной мощности, расходуемой на обогрев несущего и рулевого винтов, включение секций нагревательных элементов производится циклически. Переключение секций осуществляется с помощью программного механизма ПМК-21, который за один цикл обеспечивает нагрев каждой секции несущего и рулевого винтов в течение 38,5 с и охлаждение в течение 115,5 с для секции несущего винта и в течение 38,5 с для секции рулевого винта. Контроль за работой ПОС лопастей осуществляется с помощью вольтметра, показывающего напряжение в сети переменного тока, и амперметра с переключателем, замеряющего силу тока во всех группах нагревательных элементов.
ПОС стекол кабины экипажа постоянного действия. Нагревателем стекол является прозрачная токопроводящая пленка, нанесенная между слоями триплекса. Питание нагревателя осуществляется от сети переменного тока. Температуру стекла в заданных пределах (25-35°С) поддерживается двумя термоэлектронными регуляторами ТЭР-1М с термодатчиками ТД-2.
|
Противообледенительная система воздухозаборников и ПЗУ выполнена смешанной: часть узлов обогревается горячим воздухом, отбираемым от компрессоров двигателей, другая часть обогревается электроэнергией с помощью специальных нагревательных накладок.
Электрический обогрев имеют:
- передняя часть обтекателя ПЗУ;
- задняя часть обтекателя;
- кожух трубопровода вывода пыли;
- раструб вывода пыли;
- носки стоек.
Нагревательные элементы выполнены из металлической сетки, изолированы слоями стеклоткани и защищены от абразивного износа на стенках раструба вывода пыли оковкой из стали. Силовые цепи электрообогрева подключены к шинам трехфазного переменного тока напряжением 200 V и частотой 400 Hz. Между обшивкой и пакетами нагревательных элементов вклеены термодатчики ТД-2, работающие совместно с терморегуляторами ТЭР-1М. Они обеспечивают стабильное температурное поле на конструктивных элементах ПЗУ при различных температурах наружного воздуха путем автоматического включения и выключения питания электронагревательных элементов.
Воздушно-тепловую ПОС имеют:
- сепаратор ПЗУ;
- входная коллекторная губа воздухозаборника;
- воздухозаборник термокомпенсатора НР-3ВМ.
Горячий воздух забирается из-за компрессора двигателя и подается к заслонке 1919Т включения эжектора ПЗУ и к терморегулятору, который в зависимости от температуры горячего воздуха регулирует его расход. После терморегулятора воздух подается к заслонке 1919Т включения ПОС двигателя и пылезащитного устройства.
|
Входные устройства двигателей (кок, стойки первой опоры компрессора, лопатки ВНА) обогреваются горячим воздухом, который отбирается из-за компрессора двигателя.
Для сигнализации об обледенении на вертолете установлен радиоизотопный сигнализатор обледенения РИО-3. Кроме сигнализатора обледенения РИО-3 на вертолете установлен визуальный датчик обледенения, который представляет собой штырь, закрепленный на левом сдвижном блистере.
Противообледенительная система винтов и стекол включается автоматически от сигнала РИО-3 или вручную.
Сигнал от РИО-3 может быть выдан с некоторым опозданием, когда на узлах ПЗУ и двигателей уже нарастает большое количество льда. Накопившийся лед при позднем включении обогрева может отрываться и попадать в двигатели, что приведет к их отказу.
Во избежание подобных случаев обогрев ПЗУ и двигателей включается перед полетом вручную при температуре наружного воздуха от +5°С и ниже при работающих двигателях.
Если система обогрева ПЗУ и двигателей по каким-либо причинам перед полетом включена не была, схемой предусмотрено включение обогрева правого двигателя и его ПЗУ автоматически от сигнала РИО-3 одновременно с включением ПОС винтов.
В связи с недостаточной эффективностью ПОС лопастей несущего винта полеты вертолета в условиях обледенения при температуре окружающего воздуха ниже –12°С запрещаются. При случайном попадании в зону обледенения при температуре воздуха ниже –12°С необходимо принять меры к немедленному выходу из этой зоны.
***