Людям импонирует демонстрация достигнутого ими прогресса. Работники банков, бухгалтеры, биржевые брокеры, финансовые консультанты, страховые агенты и профессионалы других специальностей активно используют в своем общении с клиентами графики и диаграммы финансового роста самого клиента. Наглядные свидетельства успешного сотрудничества только прибавят вам доверия с их стороны. Но ведь и адвокат может вывести график благополучного продвижения того или иного дела. Под силу это и специалистам, чьими услугами пользуются в течение некоего продолжительного времени или с определенной периодичностью: планировщикам зеленых территорий, врачам, диетологам, архитекторам, персональным тренерам и т. д.
О роли одиноких в процветании химчистки
Химчистка “Uptown Valet” решила вывешивать на своих стенах фотографии постоянных посетителей. Среди людей, регулярно пользующихся их услугами, большинство составляют одинокие, до предела загруженные делами профессионалы высокой квалификации. Многим из них портретная галерея заведения дала шанс познакомиться с близкими им по стилю жизни людьми противоположного пола. Так со временем химчистка стала отчасти выполнять функции клуба знакомств. Естественно, что это только способствовало популярности места. Примерно так же вывешивают на стенах визитки клиентов в копировальных ателье и в залах ресторанов. В результате люди получают возможность обрести дополнительные связи, заведение демонстрирует свою популярность, теряя при этом не более чем свободную площадь собственных стен.
Отказ от сделки тоже порой окупается
Как-то однажды служба курьерской доставки “Arrow Messenger” отказалась от полумиллионного контракта на работу в Чикаго по линии общенациональной почтовой доставки, поскольку отдавала себе отчет в недостаточной собственной оснащенности. Несколькими годами позже фирма воспользовалась этой историей, а также благожелательной рекомендацией некогда отвергнутого партнера для получения еще более крупного контракта, к которому была на этот раз полностью подготовлена. Честный подход к делу, вежливая аргументация возможного отказа и умение сохранить добрые отношения вызывают лишь еще большее уважение и способствуют расширению деловых контактов.
|
Помните клиентов по именам
Кафетерии сети “Barista Brava” — одни из многих подобных заведений, где персоналу рекомендуется запоминать излюбленные напитки завсегдатаев. Их официант в период утреннего наплыва посетителей обслужил, не принимая заказа, 26 клиентов подряд — своего рода рекорд. Стремление запомнить имя клиента или его типичный заказ — эффективный инструмент маркетинга взаимоотношений. Люди бывают благодарны за подобные знаки внимания, с интересом ожидают, вспомните ли вы их имя, и даже в случае неудачи отнесутся к вам снисходительно и с симпатией.
Совершенствуя взаимоотношения
Один торговый агент стал действовать с большим успехом, когда начал относиться как к клиенту не только к уполномоченному принимать решения о закупках, но ко всякому сотруднику фирмы-заказчика. Оформление сделок упростилось на всех уровнях, и число повторных заказов увеличилось. Не только коммерческий персонал вашей собственной фирмы, но и секретари, узкие специалисты и менеджеры — все должны вносить свой посильный вклад в развитие отношений с клиентом.
|
Простой удовлетворенности клиента недостаточно
В некоторых из приведенных выше эпизодов указывалось, что если вы пытаетесь выяснить уровень клиентской удовлетворенности, то уже на голову опережаете большинство конкурентов. И все же одной удовлетворенности мало. К примеру, недавние исследования показали, что 90% автовладельцев довольны своим железным другом, но только 30—40% из них вновь предпочли машину того же производителя. Сходные данные получили и в AT&T, опросив пользователей собственных услуг дальней связи. Эффективная преданность провайдеру обеспечивается не иначе как через личностный подход к потребителю.
Из ресторанного опыта
Опросы потребителей свидетельствуют: постоянные посетители ценят любимый ресторан за внимательное к себе отношение, за то, что там их непременно узнают и за общую атмосферу уюта и комфорта. Сама по себе пища и цены на блюда отступают на второй план. Сеть карибс-ких ресторанов “Cha-Cha-Cha” не только предлагает клиентам пикантные и умело декорированные кушанья, но и погружает в обстановку шумного и жизнерадостного праздника Владельцы считают, что специализация их заведений — “театральность зажигательного карнавала, окунувшись в которую, посетитель может отвлечься от будней”. Личное отношение к завсегдатаям и передающаяся из уст в уста слава обеспечивают бизнесу процветание.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Единственная цель человеческой жизни состоит в том, чтобы стать таким, каким отпущено стать судьбой.
|
Бенедикт Спиноза
Пренебрежение обслуживанием клиента не может иметь оправданий. Большинство профессионалов обязаны благополучием и расширением своей практики получа-
емым от клиентов рекомендациям. И все же ни качество, ни уровень обслуживания не позволят вам вознестись над конкурентами. Как утверждают Кен Бленчард, Том Питере и многие другие, это лишь непременная плата за то, чтобы оставаться на плаву. Не забывайте строить отношения со своими нынешними и потенциальными клиентами. Именно в этом вся соль! Попытайтесь же извлечь зерна будущего успеха из приведенных в этом разделе 35 примеров из практики.
• Приобретите или закажите карточки уведомлений и периодически рассылайте клиентам слова благодарности за сотрудничество. Продумайте форму более официального диплома или разработайте программу вручения призов.
• Регулярно встречайтесь с клиентами на их территории.
• Не забывайте о справедливости соотношения 80/20 и старайтесь активизировать работу с лучшими 20% из числа своих клиентов. Не стоит ли оставить наименее прибыльных клиентов, чтобы сконцентрироваться на наиболее перспективных направлениях?
• Прежде чем ввести новый вид услуг, спросите совета у клиентов.
• Учредите консультативный совет с участием клиентов, а при наличии такового оживите его деятельность.
• Не станет ли противоречить характеру вашего бизнеса внедрение программы поощрения наиболее преданных клиентов?
• Если ваши услуги адресованы другим фирмам, то не сможете ли вы помочь им лучше обслуживать их собственных потребителей?
УРОВЕНЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛЮЧ К РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ
Если основная ваша забота — смотреть в рот боссу, то большую часть времени вы будете обращены к клиенту задом.
Джек Уэлч
Как бы ни были справедливы слова, высказанные в предыдущем разделе в пользу налаживания отношений с клиентом, однако не все ваши усилия по обслуживанию должны быть направлены лишь на это. В первую очередь услуги должны соответствовать общепринятому стандарту, параллельно формируя в глазах потребителя благоприятный имидж их провайдера.
Вы, вероятно, слышали о том, что затраты на приобретение нового клиента в 5 — 6 раз превосходят затраты на удержание уже имеющегося потребителя. Впрочем, более справедливой мне кажется оценка, данная партнером Артура Андерсена, специально занимающегося вопросом удовлетворенности клиентуры, который утверждает, что эти затраты различаются еще больше, а именно — в 10—15 раз. Но какова бы ни была реальная цифра, уверен, что, покопавшись в собственной бухгалтерии, вы согласитесь с тем, что гораздо выгоднее и разумнее холить и ублажать уже имеющихся клиентов, чем гоняться за теми, кто может войти (а может и не войти) в их число.
Приведу далее несколько примеров плодотворных инициатив по части эффективного обслуживания.
***
Партнерский сомаркегинг
С чего бы это авиакомпаниям заключать соглашения о партнерстве? А с того, что так они могут расширить ассортимент предоставляемых пассажирам услуг, обмениваться списками потенциальных клиентов, упрощать клиенту жизнь и перемещение между точками на карте. Пример подобного партнерства — кооперация между “Lufthansa” и “United Airlines”. Каждая сторона может сегодня предложить своим пассажирам дополнительные пункты прибытия и начать работать с теми категориями клиентов, которые прежде доставались общим конкурентам партнеров.
С кем из профессионалов смежных специальностей могли бы вы объединить свои услуги? Какие возможны здесь варианты? Массаж и консультации диетолога? Ви-заж и пластическая хирургия? Обустройство дорожного покрытия и озеленение? Кровельные и малярные работы? Перечислять, согласитесь, можно до бесконечности.
Гордость за свое дело
Всякий отель может приобрести высший статус “пятизвездочного” по классификации “Mobile” или других рейтинговых компаний. И все же по всей стране существуют лишь единицы отелей столь высокой категории. Находчивый хозяин нового гостиничного комплекса неподалеку от Палм-Спрингс вручил всем своим сотрудникам значки с изображением пяти звезд. Это прибавило людям гордости за свое заведение и обозначило вершину, к которой надо стремиться. По их собственному признанию, нельзя оставаться “третьезвездочным” работником, когда ежедневно видишь вокруг себя две сотни коллег с символом высококлассного обслуживания на груди.
“К1еепех”-услуги по-прежнему редкость
Горнолыжники не прополаскивают, подобно аквалангистам, свои очки, чтобы не запотевали стекла. Так почему же есть лишь один-единственный горнолыжный курорт, где при посадке на подъемник посетителям предлагаются специальные салфетки для протирания защитных очков? Эту несуразицу точно подметил своим пытливым взором
все тот же Том Питере Может быть, причиной тому ма-зохистские традиции, ставшие неотъемлемой составляющей ритуала головокружительных лыжных спусков?
Сервисные гарантии
Дипломированный бухгалтер-аудитор Трои Уоф помогает своим коллегам решать вопросы маркетинга профессиональных услуг Качество собственной работы он гарантирует, считая, что этим избавляет клиентов от желания метаться от одного провайдера к другому. Специалисты со стажем относятся к идее гарантий без энтузиазма. Но, с другой стороны, гарантия не означает, что люди могут заполучить свои денежки обратно по истечении целого ряда лет. Обязательство касается лишь начального периода сотрудничества, когда люди приобретают возможность в принципе оценить предполагаемый эффект. И сам факт готовности специалиста нести материальную ответственность, безусловно, прибавляет доверия к нему