Память физических действий.
ДЕ'ЙСТВИЙ ФИЗИЧЕСКИХ ПАРТИТУРА, Партитура физических действий.
ДЕ'ЙСТВИЯ ЛОГИКА, Логика действия.
ДЕ'ЙСТВИЯ МАССОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО РЕЖИССЕР, Режиссер массового театрализованного действия.
ДЕЙСТВИЯ 0'БРАЗ, Образ действия.
ДЕ'ЙСТВИЯ ПРАЗДНИЧНОГО ЗА-КО'НЫ, Законы праздничного действия.
ДЕ'ЙСТВИЯ РАЗВИ’ТИЕ, Развитие действия.
ДЕ'ЙСТВО MA'CCOBOE ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ, Массовое театрализованное действо.
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО', Персонаж.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИ'ЛЫ, участники массового театрализованного действа, осуществляющие его сквозное действие и сверхзадачу.
ДЕКА'ДА (< фр. decade - < гр. dekas (dekados) десяток), десятидневный промежуток времени. посвященный чему-н. (напр., Д. литературы и иск-ва Франции в Москве).
ДЕКЛАМА'ЦИЯ (< лат. declamatio - упражнение в красноречии), иск-во художественного чтения стихов или прозы. Д. может быть сольной (исполняемой, одним актером) и коллективной, сложность к-рой состоит в выявлении инструментованного поэтического текста путем организованного живого слова при условии муч. и психологического ед-ва всех участников. Разновидность Д,- мелодекламация (<гр. melos - песнь, мелодия + декламация) - жанр, суть к-рого заключается в чтении стихов ^или ритмической прозы под муз. аккомпанемент, а также произведение, основанное на одновременном и поочередном звучании речи и музыки
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО, род пластических иск-в, произведения к-рого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую чел-ка материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало Включает различные иск-ва, служащие для украшения произведения архитектуры и садово-паркового иск-ва (монументально-декоративное иск-во), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно-прикладное иск-во), художественно оформляющие празднества, зрелища, экспозиции и т д.
|
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, область декоративного иск-ва: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда. средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (мс-
талл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в Д. - п. и. используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка, и т. д. произведения Д. • п. и. составляют часть предметной среды, окружающей чел-ка, и эстетически ее обогащают. Возникнув в глубокой древности, Д. - п. и. стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, также с художественным конструированием. Ярмарки Д - п. и. являются составной частью праздников народного творчества.
ДЕКОРАЦИЯ (< позднелат. decoratio, букв.
- украшение), оформление сцены, павильона, съемочной площадки, средствами живописи, архитектуры, графики, освещения, постановочной техники, кино и др. создающие зрительный образ спектакля, кинофильма, театрализованного представления, праздника, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла.
Виды Д: живописи а я, широко используемая в 18 в. Расписывались красивые и сложные задники, на 'к-рых нередко изображались целые архитектурные ансамбли и эл-ты интерьера, т. е. создавался живописный фон спектакля Сегодня такая декорация при необходимости воспроизводится с помощью технических средств: лазера, голографии', симультанная Д - в одной образно оформленной выгородке совмещаются различные места действия; пространственная
|
- близка к симультанной по способу организации различных мест действия в единую установку, но она не ограничивается коробкой сцены, а включает в свою изобразительную систему зрительный зал, архитектуру театрального здания. Места действия в Д этого типа могут быть рассредоточены в различных точках всего театрального комплекса; диа рамная Д- способ оформления спектакля, при к-ром объемные, строенные Д. первых планов постепенно переходят в плоскостное живописное изображение;
кулисно-арочная - способ, основанный на применении живописных кулис и падуг: каждый план кулис и замыкающаяся сверху падуга образуют своеобразную арку; павильон -жесткие Д., детально изображающие какое-л. помещение; перспективная выполняется в соответствии с законами перспективного сокращения истинных размеров, используется для иллюзорного углубления игрового пространства; пластические (объемные) Д. - строятся на применении объемных деталей в системе плоских стенок, пандусы, лестницы и др. объемные эл-ты позволяют разнообразить планировку сценического пространстве, менять в соответствии с конкретными требованиями глубину и ширину сценической коробки. Важную роль в построении объемной Д. играет сценическая машинерия.
|
ДЕМОНСТРАЦИЯ (< лат. demonstratio -показывание), 1) наглядный способ ознакомления с каким-л. явлением, предметом (напр., Д моды). 2) Публичное выражение общественных настроений, требований, солидарности или протеста путем устройства массовых шествий, митингов и т. д. Маршрутом Д. может охватываться огромное пространство города. Центральная площадь, куда стекаются демонстранты, разбивается на несколько линий вдоль трибун, на к-рых стоят линейные (чаще всего для этой роли привлекают войска (или курсантов) армии и МВД, задача к-рых направлять поток 'демонстрантов вдоль трибун, чтобы потоки не сливались и в целях безопасности. По каждой линии идет поток демонстрантов конкретного района (районов).
Каждая колонна состоит из колонн предприятий, организаций, учебных заведений, находящихся на территории данного района. В зависимости от материально-технической базы учреждений, создается оформление колонны. В целом колонну района начинала головная эмблема установка, оркестр и знамена. Знамена несут самые уважаемые люди района. Затем идет администрация района, затем предприятия, учреждения, организации. Перед началом шествия проводился митинг на предприятиях, маленькие колонны сливались в районную, районная - в общегородскую. Д заканчивалась народным гу.чянием и домашними праздниками. Маршруты просчитывались не только в пространстве, но и во времени. Такой районный принцип давал возможность проявить свои таланты профессиональным художникам и художникам-любителям. Число участников не нормировано. Нормировалась ширина колонны (6-8 человек) В последние годы перед демонстрацией трудящихся стали делать театрализованные прологи с участием спортивных коллективов, коллективов художественных* коллективов, професси-ональных исполнителей.
ДЕТА'ЛЬ (фр. detail, букв. - подробность), 1) мелкая подробность, частность. 2) Часть чего-н. (механизма, прибора, машины, сценического оформления). 3) (В драматургии и лит-ре) повод для драматического конфликта пьесы (платок Дездемоны, заемное письмо Лебедкиной, привычка обрывать лепестки позволяет узнать Джеме в Оводе Артура Риверса и т. д.). 4) (В театре, в театрализованном представлении) важное образное выразительное средство актерской и/или режиссерской мысли.
ДИАЛОГ (гр. dialogos), форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц, основной способ изображения характеров и развития действия в драме и один из способов - в прозе (редко - в поэзии). Имеет большое значение при общении исполнителей с участниками действия (для ведущего концерта, театрализованного представления, артиста эстрады разговорного жанра).
ДИВЕРТИСМЕ'НТ (фр. divertissement букв. развлечение), 1) Увеселительное представление, состоящее из танцевальных номеров, песен;
включается в программу спектакля обычно как заключительное отделение. 2) Танцевальная сюита или вставные номера в балете или опере, непосредственно не связанные с сюжетом. 3) Муз. сюита развлекательного характера (типа серенады) для инструментального ансамбля или оркестра. 4) Легкая, иногда виртуозная пьеса типа попурри, вариации. 5) Театральное представление из различных эстрадных номеров в дополнение к главному представлению или вид концерта, построенного на номерах, не связанных сюжетом.
ДИ'КТОР (< лат. dictor - говорящий), 1) работник РВ и TV, читающий текст перед микрофоном (телекамерой) для передачи в эфир. 2) (В массовых действах) Ведущий, читающий текст перед микрофоном за кулисами или радиорубки. (Дикторский текст).
ДИ'КТОРСКИИ ТЕКСТ, речевое сопровождение фильма, концерта, театрализованного представления. Д. т. вводит зрителя в обстановку действия, дает оценку событий, характеров, связывает между собой отдельные эпизоды.
ДИ'КЦИЯ (< лат. dictio - произнесение), степень отчетливости в произношении слов, слогов и звуков в разговоре. Для актера, певца, диктора Д. имеет особое значение.
ДИЛЕТА'НСТВО (дилетантизм) (ит. dilettante - дилетант, < лат. delecto - услаждаю. забавляю), занятие какой-л. областью науки или иск-ва без специальной подготовки, при поверхностном знакомстве с предметом; любительство.
ДИНА'МИКА (гр. dynainikos - сильный, относящийся к силе), 1) состояние движения, ход развития, изменение какого-л. явления под влиянием действующих на него факторов (противоположное - статика). 2) Обилие движения, действия.
ДИРЕКТОР ПОСТАНОВОЧНОЙ ГРУППЫ (лат. director < diriger - направлять), член постановочной группы, в чьи обязанности входит организационно-техническая сторона подготовки праздника, театрализованного представления. Руководит административной группой.
ДИРИЖЕР (< фр. diriger - управлять), 1) лицо, управляющее оркестром, хором, оперным или балетным представлением, дающее муз. произведению свою трактовку (интерпретацию). 2) (В театрализованных представлениях) один из членов постановочной группы, ответственный за муз. оформление художественной акции. (Дирижирование; Главный дирижер).
ДИРИЖЕР ГЛА'ВНЫЙ, Главный дирижер.
ДИРИЖИРОВАНИЕ, управление музыкально-исполнительским коллективом (оркестром, хором и др.) при разучивании и публичном исполнении муз. сочинения Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с
помощью специальных жестов и мимики. В характере и стиле Д. отражаются особенности личности дирижера, понимание им муз. произведения.
ДИССОНА'НС (фр. dissonance < лат. disso-nans - нестройно звучащий), 1) негармоничное сочетание муз. звуков (противоположное - консонанс). 2) (Перен.) то, что вносит разлад во что-н. (внести Д. в работу, Д выразительных средств в представлении).
ДОКУМЕ'НТ (лат. dokumentum - доказательство, свидетельство), I) материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т. п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Д. могут содержать тексты, изображения, звуки и т. д. 2) (В драматургии и режиссуре театрализованных форм) источник, исходный материал для художественно-образного осмысления событий, создания на его основе художественного произведения - номера. Виды документалистики: официальные Д -указы, приказы, распоряжения и т. п.;
эпистолярные Д. - дневники, личные письма и т. п.; кино- и фото Д; непосредственное выступление какой-л. интересной личности. Основные принципы отбора Д: соответствие материала теме, свежесть, новизна материала, незатрудненность для восприятия аудиторией.
ДОКУМЕНТА'ЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, действие, основанное на документальном материале и организованное по законам драматургии, образно раскрывающее определенный авторский и режиссерский замысел.
ДОКУМЕНТАРНЫЙ 0'БРАЗ, жизненный факт, выраженный художественными средствами.
ДОКУМЕНТА'ЦИЯ РЕЖИССЕРСКАЯ, Режиссерская документация.
ДРА'МА (гр. drama,- букв. действие), род литературный, принадлежащий одновременно двум иск-вам: театру и лит-ре; его специфику составляют сюжет, конфликт и деление действия на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст Д. рассчитан на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени. пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная Д., реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры Д.: трагедия, комедия, драма (как жанр в узком смысле слова), трагикомедия, мелодрама, фарс. (Драматизм, Драматургия).
ДРАМАТИ'ЗМ, 1) напряженность действия, свойственная драме. 2) Крайняя напряженность, трудность положения, обстоятельств.
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ХОД, способ подачи и объединения в единое целое документально-художественного материала под углом определенной темы. Основные признаки Д. х. -ед-во действия, наличие двух противоположных начал, (ср. Сценарный ход) (Драма, Драматургический метод. Драматургический прием).
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ МЕТОД, способ обработки жизненного (впечатлений, наблюдений) или документального материала автором в различные формы и жанры театрального иск-ва (театрализованного представления), (ср. с Инсценировкой).
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПРИЕ'М, способ реализации драматургического хода. В основу Д п. могут быть положены формы производственной, общественной, досуговой, учебной, творческой деятельности.
ДРАМАТУРГИЯ (rp. dramaturgia), 1) совокупность драматических произведений какой-л. писателя, народа, эпохи. 2) Теория, иск-во построения драматического произведения. 3) Принцип воплощения отдельного произведения:
«Д спектакля», «Д. фильма», «Д. массового праздника». 4) (В широком смысле) продуманная, специально выстроенная и организованная структура, композиция какого-л. материала (напр., доклада, записей на магнитной ленте и т. п.) или мероприятия (вечера, собрания, праздника и т. п.). Отсюда сложившиеся понятия в самых различных сферах творческой жизни: «Д. урока» (в педагогике), «Д. события», «звуковая Д.» (на телевидении и радиовещании), «Д. клубного мероприятия» (в культурно-просветительной работе). 5) (В узком смысле) Д означает какое-л. литературно-драматическое произведение (пьесу, киносценарий, телевизионный сценарий, либретто и проч.), требующее своего воплощения средствами того или иного вида иск-ва. В этом смысле различают театральную Д, муз. Д, эстрадную Д, цирковую Д, телевизионную Д, а также кино- Д. и радио- Д. (Драматургический ход. Драматургический прием, Драматургия факта, Драматургия спектакля, Драматическая коллизия).
ДРАМАТУРГИЯ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА (ДЕ'ЙСТВИЯ). драматическое произведение, в к-ром заложены принципы и условия реального общения людей (организаторов и исполнителей со зрителями и активными участниками праздника), а также выразительные средства, раскрывающие смысл и призванные создать духовную атмосферу праздничного жизненного события. В Д. м. п. (в отличие от пьесы) нет подробно разработанных взаимоотношений, углубленного развития образов. Д. м. п. ближе к сценарию фильма, но и они существенно различны. Д. м. п. и режиссера должны учитывать не только тему, идею, сверхзадачу театрализованного представления, но и место его действия, масштаб, выразительные средства, творческие возможности исполните
лей. В празднике иные выразительные средства, иное воздействие на зрителя. Такие компоненты, как песня, танец, живокартинная композиция заменяют в массовом представлении психологическое обоснование поведения героев. Свойственная этому жанру эмоциональность предполагает мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на др. без детализации и психологических мотивировок. Иначе говоря, Д. м. п. должна строиться так, чтобы в6 внешней форме подачи материала найти внутр. образ, соответствующий его идее, ритму дыхания. (Законы праздничного действия).
ДРАМАТУРГИЯ ФА'КТА, жизненная коллизия, заключенная в документальном факте, событии, явлении, к-рая определяет драматургическое построение театрализованного действия или его отдельного эпизода.
ДУХ, 1) сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведение, действия (напр., Д противоречия). 2) Внутр. моральная сила (высокий Д.). 3) В религиозно-мистических представлениях: бесплотное сверх-естественное существо (напр., святой Д., злой Д.). 4) (Перен.) содержание, истинный смысл, отличительная особенность чего-н. (напр., в Д. времени).
ДУХО'ВНОСТЬ, труд души.
ДУША', 1) внутр., психический мир чел-ка, его сознание. 2) То или иное свойство характера, а также чел-к с теми или иными свойствами. 3) (Перен.) вдохновитель чего-н., главное лицо.
ДЫМ, одно из самых сильных нетрадиционных выразительных средств массового театрализованного представления Его получают при сжигании дымовых шашек. С помощью цветных Д. отмечается траектория падения парашютистов, делают занавесы. На белый дым можно демонстрировать кинопроекцию и т. д. (Сценические эффекты).
Е
"Е'СЛИ БЫ" (магическое "если бы" - термин введенный К. С. Станиславским), союз, выражающий условие совершения, существования чего-л.. Является рычагом, переводящим артиста и зрителей из повседневной действительности в плоскость воображения, дает толчок фантазии, предоставляя свободу действия в воображаемом мире, включает артиста и зрителя в предлагаемые условия игры.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕ'НИЕ МЕСТНОСТИ, нетрадиционное выразительное средство массового театрализованного представления на открытом воздухе, к к-рому относят природные светила: солнце, луну, звезды.
ж
ЖАНР (фр. genre - род, вид), 1) определенные нормы создания содержания и формы произведения иск-ва, к-рые будучи неоднократно повторенными, закрепляются в сознании художника и публики. 2) Исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах иск-ва;
тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие «Ж.» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-л. эпохи, нации или мирового иск-ва вообще.
Существует несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из к-рых отвечает какой-л. грани сложного строения и функционирования художественного произведения - тематический. структурный, функциональный; системный анализ иск-ва приводит к заключению, что Ж. распадается на несколько поджанров. В результате одно и то же произведения иск-ва можно отнести к нескольким жанровым группам (напр., скульптура Э. М. Фальконе - «Медный всадник» - это памятник, это конный памятник, это портрет, это исторический портрет, это аллегорическая скульптура). 3) (В театре) определенное жизненное содержание, тип конфликта, тип жизненных противоречий, содержащихся в драматургическом произведении. Отсюда вытекает еще один жанровый признак - особый эстетический угол зрения, под которым художник преимущественно воспринимает и воспроизводит мир. 4) (В массовом действе) определенные образные игровые условия массового общения, выражающие отношение участников праздника к жизненному событию, явлению, к жизненной теме. (Классификация).
ЖАНР ОРИГИНА'ЛЬНЫЙ, Оригинальный жанр.
ЖА'НРЫЦИРКОВЫЕ, Цирк.
ЖЕСТ (фр. gestes, букв. - деяния), 1) движение рукой или др. телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь. 2) Волевое телодвижение, выражающее воздействие чел-ка на окружающую среду или др. людей, (напр., магический Ж.). Различают внешний Ж.: физический, зримый (напр., решительный Ж., выразительный Ж.) и внутренний Ж.: скрытый, воображаемый образ жеста, внутреннее стремление, вызывающее внеш. физический Ж.
В сценической практике выделяют также: Ж. психологический - по определению М. Чехова, «внутренние прообразы наших физических, бытовых жестов. Они стоят за ними (как и за словами нашей речи), давая им смысл, силу, выразительность. В них невидимо жестикулирует наша душа». (Ср., внутр. Ж.): Ж. фантастический - средство актерской психотехники, позволяющее выразить самые оригинальные вымыслы художественной фантазии (передать жизнь деревьев и растений, горных
скал и окружающих вещей, архитектурных сооружений и сказочных персонажей}; Ж. художественный - выразительное средство артиста, «рисующего» в условном движении тела душевное состояние, внутреннее стремление сценического образа; пластический Ж. - условное, внутренне свободное телодвижение, имеющее образное содержание и художественную выразительность. (Язык жестов).
ЖЕ'СТОВ ЯЗЫК, Язык жестов.
ЖИВО'Е CJIO'BO, звучащее слово, основное выразительное средство театра, театрализованного представления и праздника. Ж.с. можно рассматривать как документальное, публицистическое и художественное. Сфера словесного обозначения практически не имеет границ (Ж, с. интересного чел-ка, реального героя, речь ведущего, диктора, поэтическое слово, диалог и т. п.). Ж.с. - это выражение авторской идеи, эмоциональный эл-т огромной силы; оно создает словесные образы, к-рые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувства, настроения, переживания чел-ка. Ж. с. создает атмосферу общения между сценической площадкой и массовой аудиторией. Ж. с. несет конкретный материал: им можно охватить большой отрезок времени в жизни страны, региона, чел-ка, ввести собравшихся в атмосферу происходящего.
ЖИ'ВОПИСЬ, 1) вид изобразительного иск-ва, произведения к-рого создаются с помощью красок, наносимых на какую-л. поверхность. Ж. -важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.
Выразительность Ж. определяется с помощью композиции, рисунка и цвета (моно - или поли-хромного колорита, полутона, переходы, оттенки), характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства, связанных с линейной и воздушной перспективой, световой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Ж. может быть однослойной (аллаприма) и многослойной, имеющей подмалевок, лессировки.
Ж. отличается многообразием жанров, к-рые определяются на основе предмета изображения (портрет, натюрморт, исторический и бытовой пейзаж, историческая или батальная картина), а иногда и на основе характеристики изображения (карикатура, шарж). Различают монументально-декоративные Ж. (стенные росписи, плафоны, панно), станковую живопись (картина), декорационную живопись (театральные и кино- декорации), декоративную роспись предметов обихода, иконопись, миниатюру (иллюстрирование рукописей, портрет), диораму и панораму. По основной технической разновидности - масляная, водными красками по штукатурке - сырой
(фреска) и сухой (а секко), энкаустика, акварель, гуашь, пастель, тушь, темпера, живопись керамическими, силикатными, синтетическими красками, а также клеевая, восковая, эмаль, мозаика, витраж.
2) (В театрализованном массовом действе) выразительное средство режиссуры, являясь эл-том оформления, а живые живописные картины создаются действием исполнителей из деталей реквизита, костюмов, световых эффектов. (Художественный фон).
ЖИВОТНЫЕ, нетрадиционное выразительное средство массового театрализованного представления. В массовом действе почти повсеместно применяются кони и белые голуби, реже используются собаки и олени, верблюды и дрессированные медведи. Зачастую включение в массовое представление Ж., помогает образному решению темы.
ЖИЗНЕННОЕ ДЕ'ЙСТВИЕ, 1) Способ взаимосвязи чел-ка с окружающей средой и с др. людьми. 2) Поведение, поступки людей в реальных, жизненных условиях. 3) преднамеренная активность чел-ка, процесс, направленный на достижение осознанно поставленной жизненной цели. Ж. д. осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией - с жизненными условиями. Ж. д. -главный предмет театрализации. Перевод Ж. д. в праздничное или сценическое действие осуществляется посредством игры, с помощью которой, с одной стороны оно остается реальным, а с другой - приобретает условный характер. (Ср., Реальное действие). 4) Реальное игровое поведение участников театрализованного действа, имеющее конкретную жизненную цель.
ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ СОБЫТИ'ЙНЫЙ, Событийный жизненный факт.
ЖИЗ'НИ ФА'КТЫ, Факты жизни.
ЗАБА'ВА, то, к чему относятся несерьезно, развлечение, удовольствие, потеха.
ЗАВЕДУЮЩИЙ ПОСТАНОВОЧНОЙ ЧА'СТЬЮ, ответственный за работу технического цеха театра. Дворца культуры (декораторов, машинистов и рабочих сцены). Под его руководством определяется технология установки декораций, их монтировка и их смена во время сценического действия. 3. п ч. работает под руководством главного режиссера и главного художника.
ЗАВЯЗКА, 1) (в театре) момент обнаружения коллизии, возникновение конфликта, второе (основное) событие в пьесе (см. Событийный ряд), меняющее жизнь персонажей, к-рое впоследствии приводит неизменно к точке напряжения. 2) (В массовом представлении) момент включения зрителя в игровой образный ход действия. Психологическое назначение 3.: не только
дать некое событие - толчок к развитию действия, но и продолжать развивать у аудитории настроение соучастия, сопереживания, к-рое начинает формироваться уже экспозицией представления, вечера, праздника и т. д.
ЗАДА'ЧА, 1) (в широком смысле) данная в определенных условиях (напр., в проблемной ситуации) цель деятельности, к-рая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре, 3. включает в себя требования (цель), условия (неизвестное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. 2) (В театре) 3. сценическая определяет действие актера в воображаемом мире роли, спектакля и складывается из трех эл-тов:
действие (что делаю), цель (для чего делаю) и приспособление (как делаю).
ЗА'ДНИК, составная часть одежды сцены, представляющее собой цельное полотнище, замыкающее последний план кулис. 3. может быть однотонным, расписным, присобранным.
ЗАКАЗ СОЦИАЛЬНЫЙ, Социальный заказ.
ЗАКО'НЫПРАЗДНИЧНОГО ДЕ'ЙСТВИЯ, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся принципы, выработанные многолетней практикой режиссуры, категоричные в силу логики человеческого восприятия. Выделяют следующие 3. п. д.: закон комму никации действующих сил праздника, т. е. установление тесной связи (контакта) между действием и его восприятием;
закон приближения праздника к массе зрителя, выражающийся в поиске как можно большего числа рассредоточенных центров праздничного действия, сочетающихся с логикой развития действия, логикой сцепления образного строя, логикой композиции; закон концентрации внимания зрителей, выражающийся в объединении массы зрителей и ее сосредоточенности на стержневой теме действия.
ЗАКО'НЫСЦЕНИ'ЧЕСКИЕ, Сценические законы.
ЗАКРЫТЫЙ МОНТАЖ, один из видов технического монтажа, применяемый в театрализованных представлениях на стадионе. 3. м. включает эл-т отвлечения внимания зрителей от выполнения участниками массового номера переходного перестроения. Чаще всего он применяется, когда на поле стадиона нужно вынести и установить гимнастические снаряды и другие конструкции. 3. м. имеет успех только при одностороннем ракурсе обозрения. (Открытый монтаж).