ДЕЙСТВИЙ ФИЗИ'ЧЕСКИХ ПА'МЯТЬ, 1 глава




Память физических действий.

ДЕ'ЙСТВИЙ ФИЗИЧЕСКИХ ПАРТИ­ТУРА, Партитура физических действий.

ДЕ'ЙСТВИЯ ЛОГИКА, Логика действия.

ДЕ'ЙСТВИЯ МАССОВОГО ТЕАТРАЛИ­ЗОВАННОГО РЕЖИССЕР, Режиссер мас­сового театрализованного действия.

ДЕЙСТВИЯ 0'БРАЗ, Образ действия.

ДЕ'ЙСТВИЯ ПРАЗДНИЧНОГО ЗА-КО'НЫ, Законы праздничного действия.

ДЕ'ЙСТВИЯ РАЗВИ’ТИЕ, Развитие дейст­вия.

ДЕ'ЙСТВО MA'CCOBOE ТЕАТРАЛИ­ЗОВАННОЕ, Массовое театрализованное дей­ство.

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО', Персонаж.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИ'ЛЫ, участники массового театрализованного действа, осуществ­ляющие его сквозное действие и сверхзадачу.

ДЕКА'ДА (< фр. decade - < гр. dekas (dekados) десяток), десятидневный промежуток времени. посвященный чему-н. (напр., Д. литературы и иск-ва Франции в Москве).

ДЕКЛАМА'ЦИЯ (< лат. declamatio - упраж­нение в красноречии), иск-во художественного чтения стихов или прозы. Д. может быть соль­ной (исполняемой, одним актером) и коллек­тивной, сложность к-рой состоит в выявлении инструментованного поэтического текста путем организованного живого слова при условии муч. и психологического ед-ва всех участников. Раз­новидность Д,- мелодекламация (<гр. melos - песнь, мелодия + декламация) - жанр, суть к-рого заключается в чтении стихов ^или ритмической прозы под муз. аккомпанемент, а также произведение, основанное на одновремен­ном и поочередном звучании речи и музыки

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО, род пластических иск-в, произведения к-рого наряду с архитектурой художественно формируют ок­ружающую чел-ка материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало Включает различные иск-ва, служащие для ук­рашения произведения архитектуры и садово-паркового иск-ва (монументально-декоративное иск-во), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоратив­но-прикладное иск-во), художественно оформ­ляющие празднества, зрелища, экспозиции и т д.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИС­КУССТВО, область декоративного иск-ва: соз­дание художественных изделий, имеющих прак­тическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда. средства передвижения, одежда, украшения, иг­рушки и т. д.). При обработке материалов (мс-



талл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в Д. - п. и. используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка, и т. д. произведения Д. • п. и. составляют часть предметной среды, окружаю­щей чел-ка, и эстетически ее обогащают. Воз­никнув в глубокой древности, Д. - п. и. стало одной из важнейших областей народного творче­ства, его история связана с художественным ре­меслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, также с художественным конструированием. Ярмарки Д - п. и. являются составной частью праздников народного творче­ства.

ДЕКОРАЦИЯ (< позднелат. decoratio, букв.

- украшение), оформление сцены, павильона, съемочной площадки, средствами живописи, архитектуры, графики, освещения, постановоч­ной техники, кино и др. создающие зрительный образ спектакля, кинофильма, театрализованного представления, праздника, помогающее раскры­тию его идейно-художественного замысла.

Виды Д: живописи а я, широко исполь­зуемая в 18 в. Расписывались красивые и слож­ные задники, на 'к-рых нередко изображались целые архитектурные ансамбли и эл-ты интерье­ра, т. е. создавался живописный фон спектакля Сегодня такая декорация при необходимости воспроизводится с помощью технических средств: лазера, голографии', симультанная Д - в одной образно оформленной выгородке совмещаются различ­ные места действия; пространственная

- близка к симультанной по способу организации различных мест действия в единую установку, но она не ограничивается коробкой сцены, а вклю­чает в свою изобразительную систему зритель­ный зал, архитектуру театрального здания. Места действия в Д этого типа могут быть рассредото­чены в различных точках всего театрального комплекса; диа рамная Д- способ оформ­ления спектакля, при к-ром объемные, строенные Д. первых планов постепенно переходят в пло­скостное живописное изображение;

кулисно-арочная - способ, основанный на применении живописных кулис и падуг: каж­дый план кулис и замыкающаяся сверху падуга образуют своеобразную арку; павильон -жесткие Д., детально изображающие какое-л. помещение; перспективная выполняется в соответствии с законами перспективного со­кращения истинных размеров, используется для иллюзорного углубления игрового пространст­ва; пластические (объемные) Д. - строятся на применении объемных деталей в системе пло­ских стенок, пандусы, лестницы и др. объемные эл-ты позволяют разнообразить планировку сце­нического пространстве, менять в соответствии с конкретными требованиями глубину и ширину сценической коробки. Важную роль в построе­нии объемной Д. играет сценическая машинерия.


ДЕМОНСТРАЦИЯ (< лат. demonstratio -показывание), 1) наглядный способ ознакомле­ния с каким-л. явлением, предметом (напр., Д моды). 2) Публичное выражение общественных настроений, требований, солидарности или про­теста путем устройства массовых шествий, ми­тингов и т. д. Маршрутом Д. может охватываться огромное пространство города. Центральная площадь, куда стекаются демонстранты, разби­вается на несколько линий вдоль трибун, на к-рых стоят линейные (чаще всего для этой роли привлекают войска (или курсантов) армии и МВД, задача к-рых направлять поток 'демонст­рантов вдоль трибун, чтобы потоки не сливались и в целях безопасности. По каждой линии идет поток демонстрантов конкретного района (рай­онов).

Каждая колонна состоит из колонн предпри­ятий, организаций, учебных заведений, находя­щихся на территории данного района. В зависи­мости от материально-технической базы учреж­дений, создается оформление колонны. В целом колонну района начинала головная эмблема ус­тановка, оркестр и знамена. Знамена несут самые уважаемые люди района. Затем идет админист­рация района, затем предприятия, учреждения, организации. Перед началом шествия проводил­ся митинг на предприятиях, маленькие колонны сливались в районную, районная - в общегород­скую. Д заканчивалась народным гу.чянием и домашними праздниками. Маршруты просчиты­вались не только в пространстве, но и во време­ни. Такой районный принцип давал возможность проявить свои таланты профессиональным ху­дожникам и художникам-любителям. Число уча­стников не нормировано. Нормировалась шири­на колонны (6-8 человек) В последние годы перед демонстрацией трудящихся стали делать театрализованные прологи с участием спортив­ных коллективов, коллективов художественных* коллективов, професси-ональных исполнителей.

ДЕТА'ЛЬ (фр. detail, букв. - подробность), 1) мелкая подробность, частность. 2) Часть чего-н. (механизма, прибора, машины, сценического оформления). 3) (В драматургии и лит-ре) повод для драматического конфликта пьесы (платок Дездемоны, заемное письмо Лебедкиной, при­вычка обрывать лепестки позволяет узнать Дже­ме в Оводе Артура Риверса и т. д.). 4) (В театре, в театрализованном представлении) важное об­разное выразительное средство актерской и/или режиссерской мысли.

ДИАЛОГ (гр. dialogos), форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц, основной способ изображения характеров и развития дей­ствия в драме и один из способов - в прозе (ред­ко - в поэзии). Имеет большое значение при об­щении исполнителей с участниками действия (для ведущего концерта, театрализованного представления, артиста эстрады разговорного жанра).



ДИВЕРТИСМЕ'НТ (фр. divertissement букв. развлечение), 1) Увеселительное представление, состоящее из танцевальных номеров, песен;

включается в программу спектакля обычно как заключительное отделение. 2) Танцевальная сюита или вставные номера в балете или опере, непосредственно не связанные с сюжетом. 3) Муз. сюита развлекательного характера (типа серенады) для инструментального ансамбля или оркестра. 4) Легкая, иногда виртуозная пьеса типа попурри, вариации. 5) Театральное пред­ставление из различных эстрадных номеров в дополнение к главному представлению или вид концерта, построенного на номерах, не связан­ных сюжетом.

ДИ'КТОР (< лат. dictor - говорящий), 1) ра­ботник РВ и TV, читающий текст перед микро­фоном (телекамерой) для передачи в эфир. 2) (В массовых действах) Ведущий, читающий текст перед микрофоном за кулисами или радиорубки. (Дикторский текст).

ДИ'КТОРСКИИ ТЕКСТ, речевое сопрово­ждение фильма, концерта, театрализованного представления. Д. т. вводит зрителя в обстановку действия, дает оценку событий, характеров, свя­зывает между собой отдельные эпизоды.

ДИ'КЦИЯ (< лат. dictio - произнесение), сте­пень отчетливости в произношении слов, слогов и звуков в разговоре. Для актера, певца, диктора Д. имеет особое значение.

ДИЛЕТА'НСТВО (дилетантизм) (ит. dilettante - дилетант, < лат. delecto - услаждаю. забавляю), занятие какой-л. областью науки или иск-ва без специальной подготовки, при поверх­ностном знакомстве с предметом; любительство.

ДИНА'МИКА (гр. dynainikos - сильный, от­носящийся к силе), 1) состояние движения, ход развития, изменение какого-л. явления под влия­нием действующих на него факторов (противо­положное - статика). 2) Обилие движения, дей­ствия.

ДИРЕКТОР ПОСТАНОВОЧНОЙ ГРУППЫ (лат. director < diriger - направлять), член постановочной группы, в чьи обязанности входит организационно-техническая сторона подготовки праздника, театрализованного пред­ставления. Руководит административной груп­пой.

ДИРИЖЕР (< фр. diriger - управлять), 1) ли­цо, управляющее оркестром, хором, оперным или балетным представлением, дающее муз. произведению свою трактовку (интерпрета­цию). 2) (В театрализованных представлениях) один из членов постановочной группы, ответст­венный за муз. оформление художественной ак­ции. (Дирижирование; Главный дирижер).

ДИРИЖЕР ГЛА'ВНЫЙ, Главный дирижер.

ДИРИЖИРОВАНИЕ, управление музы­кально-исполнительским коллективом (оркест­ром, хором и др.) при разучивании и публичном исполнении муз. сочинения Осуществляется ди­рижером (капельмейстером, хормейстером) с


помощью специальных жестов и мимики. В ха­рактере и стиле Д. отражаются особенности личности дирижера, понимание им муз. произве­дения.

ДИССОНА'НС (фр. dissonance < лат. disso-nans - нестройно звучащий), 1) негармоничное сочетание муз. звуков (противоположное - кон­сонанс). 2) (Перен.) то, что вносит разлад во что-н. (внести Д. в работу, Д выразительных средств в представлении).

ДОКУМЕ'НТ (лат. dokumentum - доказа­тельство, свидетельство), I) материальный носи­тель данных (бумага, кино- и фотопленка, маг­нитная лента, перфокарта и т. п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее пере­дачи во времени и пространстве. Д. могут содер­жать тексты, изображения, звуки и т. д. 2) (В драматургии и режиссуре театрализованных форм) источник, исходный материал для худо­жественно-образного осмысления событий, соз­дания на его основе художественного произведе­ния - номера. Виды документалистики: офици­альные Д -указы, приказы, распоряжения и т. п.;

эпистолярные Д. - дневники, личные письма и т. п.; кино- и фото Д; непосредственное выступ­ление какой-л. интересной личности. Основные принципы отбора Д: соответствие материала теме, свежесть, новизна материала, незатруд­ненность для восприятия аудиторией.

ДОКУМЕНТА'ЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, дей­ствие, основанное на документальном материале и организованное по законам драматургии, об­разно раскрывающее определенный авторский и режиссерский замысел.

ДОКУМЕНТАРНЫЙ 0'БРАЗ, жизнен­ный факт, выраженный художественными сред­ствами.

ДОКУМЕНТА'ЦИЯ РЕЖИССЕРСКАЯ, Режиссерская документация.

ДРА'МА (гр. drama,- букв. действие), род ли­тературный, принадлежащий одновременно двум иск-вам: театру и лит-ре; его специфику состав­ляют сюжет, конфликт и деление действия на сценические эпизоды, сплошная цепь высказы­ваний персонажей, отсутствие повествователь­ного начала. Драматические конфликты вопло­щаются в поведении и поступках героев, и преж­де всего в диалогах и монологах. Текст Д. рас­считан на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени. пространства и театральной техники (с построе­нием мизансцен). Литературная Д., реализуемая актером и режиссером, должна обладать сце­ничностью. Ведущие жанры Д.: трагедия, комедия, драма (как жанр в узком смысле слова), трагикомедия, мелодрама, фарс. (Драматизм, Драматургия).

ДРАМАТИ'ЗМ, 1) напряженность действия, свойственная драме. 2) Крайняя напряженность, трудность положения, обстоятельств.



ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ХОД, способ по­дачи и объединения в единое целое докумен­тально-художественного материала под углом определенной темы. Основные признаки Д. х. -ед-во действия, наличие двух противоположных начал, (ср. Сценарный ход) (Драма, Драматурги­ческий метод. Драматургический прием).

ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ МЕТОД, способ обработки жизненного (впечатлений, наблюде­ний) или документального материала автором в различные формы и жанры театрального иск-ва (театрализованного представления), (ср. с Инс­ценировкой).

ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПРИЕ'М, способ реализации драматургического хода. В основу Д п. могут быть положены формы производст­венной, общественной, досуговой, учебной, творческой деятельности.

ДРАМАТУРГИЯ (rp. dramaturgia), 1) сово­купность драматических произведений какой-л. писателя, народа, эпохи. 2) Теория, иск-во по­строения драматического произведения. 3) Принцип воплощения отдельного произведения:

«Д спектакля», «Д. фильма», «Д. массового праздника». 4) (В широком смысле) продуман­ная, специально выстроенная и организованная структура, композиция какого-л. материала (напр., доклада, записей на магнитной ленте и т. п.) или мероприятия (вечера, собрания, празд­ника и т. п.). Отсюда сложившиеся понятия в самых различных сферах творческой жизни: «Д. урока» (в педагогике), «Д. события», «звуковая Д.» (на телевидении и радиовещании), «Д. клуб­ного мероприятия» (в культурно-просветительной работе). 5) (В узком смысле) Д означает какое-л. литературно-драматическое произведение (пьесу, киносценарий, телевизион­ный сценарий, либретто и проч.), требующее своего воплощения средствами того или иного вида иск-ва. В этом смысле различают театраль­ную Д, муз. Д, эстрадную Д, цирковую Д, те­левизионную Д, а также кино- Д. и радио- Д. (Драматургический ход. Драматургический при­ем, Драматургия факта, Драматургия спектак­ля, Драматическая коллизия).

ДРАМАТУРГИЯ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА (ДЕ'ЙСТВИЯ). драматическое произведение, в к-ром заложены принципы и условия реального общения людей (организато­ров и исполнителей со зрителями и активными участниками праздника), а также выразитель­ные средства, раскрывающие смысл и призван­ные создать духовную атмосферу праздничного жизненного события. В Д. м. п. (в отличие от пьесы) нет подробно разработанных взаимоот­ношений, углубленного развития образов. Д. м. п. ближе к сценарию фильма, но и они су­щественно различны. Д. м. п. и режиссера должны учитывать не только тему, идею, сверх­задачу театрализованного представления, но и место его действия, масштаб, выразительные средства, творческие возможности исполните­


лей. В празднике иные выразительные средства, иное воздействие на зрителя. Такие компоненты, как песня, танец, живокартинная композиция заменяют в массовом представлении психологи­ческое обоснование поведения героев. Свойст­венная этому жанру эмоциональность предпола­гает мгновенное переключение внимания зрите­лей с одного объекта на др. без детализации и психологических мотивировок. Иначе говоря, Д. м. п. должна строиться так, чтобы в6 внеш­ней форме подачи материала найти внутр. образ, соответствующий его идее, ритму дыхания. (За­коны праздничного действия).

ДРАМАТУРГИЯ ФА'КТА, жизненная кол­лизия, заключенная в документальном факте, событии, явлении, к-рая определяет драматурги­ческое построение театрализованного действия или его отдельного эпизода.

ДУХ, 1) сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведение, действия (напр., Д противоречия). 2) Внутр. мо­ральная сила (высокий Д.). 3) В религиозно-мистических представлениях: бесплотное сверх-естественное существо (напр., святой Д., злой Д.). 4) (Перен.) содержание, истинный смысл, отличительная особенность чего-н. (напр., в Д. времени).

ДУХО'ВНОСТЬ, труд души.

ДУША', 1) внутр., психический мир чел-ка, его сознание. 2) То или иное свойство характе­ра, а также чел-к с теми или иными свойствами. 3) (Перен.) вдохновитель чего-н., главное лицо.

ДЫМ, одно из самых сильных нетрадицион­ных выразительных средств массового театра­лизованного представления Его получают при сжигании дымовых шашек. С помощью цветных Д. отмечается траектория падения парашюти­стов, делают занавесы. На белый дым можно демонстрировать кинопроекцию и т. д. (Сцениче­ские эффекты).

Е

"Е'СЛИ БЫ" (магическое "если бы" - тер­мин введенный К. С. Станиславским), союз, вы­ражающий условие совершения, существования чего-л.. Является рычагом, переводящим артиста и зрителей из повседневной действительности в плоскость воображения, дает толчок фантазии, предоставляя свободу действия в воображаемом мире, включает артиста и зрителя в предлагае­мые условия игры.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕ'НИЕ МЕСТНОСТИ, нетрадиционное выразитель­ное средство массового театрализованного пред­ставления на открытом воздухе, к к-рому относят природные светила: солнце, луну, звезды.



ж

ЖАНР (фр. genre - род, вид), 1) определен­ные нормы создания содержания и формы про­изведения иск-ва, к-рые будучи неоднократно повторенными, закрепляются в сознании худож­ника и публики. 2) Исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах иск-ва;

тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержа­ния. Понятие «Ж.» обобщает черты, свойствен­ные обширной группе произведений какой-л. эпохи, нации или мирового иск-ва вообще.

Существует несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из к-рых отвечает ка­кой-л. грани сложного строения и функциониро­вания художественного произведения - темати­ческий. структурный, функциональный; систем­ный анализ иск-ва приводит к заключению, что Ж. распадается на несколько поджанров. В ре­зультате одно и то же произведения иск-ва мож­но отнести к нескольким жанровым группам (напр., скульптура Э. М. Фальконе - «Медный всадник» - это памятник, это конный памятник, это портрет, это исторический портрет, это алле­горическая скульптура). 3) (В театре) определен­ное жизненное содержание, тип конфликта, тип жизненных противоречий, содержащихся в дра­матургическом произведении. Отсюда вытекает еще один жанровый признак - особый эстетиче­ский угол зрения, под которым художник пре­имущественно воспринимает и воспроизводит мир. 4) (В массовом действе) определенные об­разные игровые условия массового общения, вы­ражающие отношение участников праздника к жизненному событию, явлению, к жизненной теме. (Классификация).

ЖАНР ОРИГИНА'ЛЬНЫЙ, Оригинальный жанр.

ЖА'НРЫЦИРКОВЫЕ, Цирк.

ЖЕСТ (фр. gestes, букв. - деяния), 1) движе­ние рукой или др. телодвижение, что-то обозна­чающее или сопровождающее речь. 2) Волевое телодвижение, выражающее воздействие чел-ка на окружающую среду или др. людей, (напр., магический Ж.). Различают внешний Ж.: фи­зический, зримый (напр., решительный Ж., выра­зительный Ж.) и внутренний Ж.: скрытый, воображаемый образ жеста, внутреннее стремле­ние, вызывающее внеш. физический Ж.

В сценической практике выделяют также: Ж. психологический - по определению М. Чехова, «внутренние прообразы наших физи­ческих, бытовых жестов. Они стоят за ними (как и за словами нашей речи), давая им смысл, силу, выразительность. В них невидимо жестикулиру­ет наша душа». (Ср., внутр. Ж.): Ж. фантастический - средство актерской психотехники, позволяющее выразить самые оригинальные вымыслы художественной фанта­зии (передать жизнь деревьев и растений, горных


скал и окружающих вещей, архитектурных со­оружений и сказочных персонажей}; Ж. художественный - выразительное сред­ство артиста, «рисующего» в условном движе­нии тела душевное состояние, внутреннее стрем­ление сценического образа; пластический Ж. - условное, внутренне свободное телодвиже­ние, имеющее образное содержание и художест­венную выразительность. (Язык жестов).

ЖЕ'СТОВ ЯЗЫК, Язык жестов.

ЖИВО'Е CJIO'BO, звучащее слово, основ­ное выразительное средство театра, театрализо­ванного представления и праздника. Ж.с. можно рассматривать как документальное, публицисти­ческое и художественное. Сфера словесного обо­значения практически не имеет границ (Ж, с. интересного чел-ка, реального героя, речь веду­щего, диктора, поэтическое слово, диалог и т. п.). Ж.с. - это выражение авторской идеи, эмо­циональный эл-т огромной силы; оно создает словесные образы, к-рые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувства, на­строения, переживания чел-ка. Ж. с. создает ат­мосферу общения между сценической площад­кой и массовой аудиторией. Ж. с. несет конкрет­ный материал: им можно охватить большой от­резок времени в жизни страны, региона, чел-ка, ввести собравшихся в атмосферу происходяще­го.

ЖИ'ВОПИСЬ, 1) вид изобразительного иск-ва, произведения к-рого создаются с помощью красок, наносимых на какую-л. поверхность. Ж. -важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существен­ным социальным содержанием и разнообразны­ми идеологическими функциями.

Выразительность Ж. определяется с помощью композиции, рисунка и цвета (моно - или поли-хромного колорита, полутона, переходы, оттен­ки), характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и про­странства, связанных с линейной и воздушной перспективой, световой моделировкой, исполь­зованием тональных градаций и пространствен­ных качеств теплых и холодных цветов. Ж. мо­жет быть однослойной (аллаприма) и много­слойной, имеющей подмалевок, лессировки.

Ж. отличается многообразием жанров, к-рые определяются на основе предмета изображения (портрет, натюрморт, исторический и бытовой пейзаж, историческая или батальная картина), а иногда и на основе характеристики изображения (карикатура, шарж). Различают монументально-декоративные Ж. (стенные росписи, плафоны, панно), станковую живопись (картина), декора­ционную живопись (театральные и кино- декорации), декоративную роспись предметов обихода, иконопись, миниатюру (иллюстрирова­ние рукописей, портрет), диораму и панораму. По основной технической разновидности - мас­ляная, водными красками по штукатурке - сырой



(фреска) и сухой (а секко), энкаустика, акварель, гуашь, пастель, тушь, темпера, живопись кера­мическими, силикатными, синтетическими крас­ками, а также клеевая, восковая, эмаль, мозаика, витраж.

2) (В театрализованном массовом действе) выразительное средство режиссуры, являясь эл-том оформления, а живые живописные картины создаются действием исполнителей из деталей реквизита, костюмов, световых эффектов. (Ху­дожественный фон).

ЖИВОТНЫЕ, нетрадиционное вырази­тельное средство массового театрализованного представления. В массовом действе почти по­всеместно применяются кони и белые голуби, реже используются собаки и олени, верблюды и дрессированные медведи. Зачастую включение в массовое представление Ж., помогает образному решению темы.

ЖИЗНЕННОЕ ДЕ'ЙСТВИЕ, 1) Способ взаимосвязи чел-ка с окружающей средой и с др. людьми. 2) Поведение, поступки людей в реаль­ных, жизненных условиях. 3) преднамеренная активность чел-ка, процесс, направленный на достижение осознанно поставленной жизненной цели. Ж. д. осуществляется на основе определен­ных способов, соотносимых с конкретной си­туацией - с жизненными условиями. Ж. д. -главный предмет театрализации. Перевод Ж. д. в праздничное или сценическое действие осуще­ствляется посредством игры, с помощью кото­рой, с одной стороны оно остается реальным, а с другой - приобретает условный характер. (Ср., Реальное действие). 4) Реальное игровое поведе­ние участников театрализованного действа, имеющее конкретную жизненную цель.

ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ СОБЫТИ'ЙНЫЙ, Событийный жизненный факт.

ЖИЗ'НИ ФА'КТЫ, Факты жизни.

ЗАБА'ВА, то, к чему относятся несерьезно, развлечение, удовольствие, потеха.

ЗАВЕДУЮЩИЙ ПОСТАНОВОЧНОЙ ЧА'СТЬЮ, ответственный за работу техниче­ского цеха театра. Дворца культуры (декорато­ров, машинистов и рабочих сцены). Под его ру­ководством определяется технология установки декораций, их монтировка и их смена во время сценического действия. 3. п ч. работает под ру­ководством главного режиссера и главного ху­дожника.

ЗАВЯЗКА, 1) (в театре) момент обнаруже­ния коллизии, возникновение конфликта, второе (основное) событие в пьесе (см. Событийный ряд), меняющее жизнь персонажей, к-рое впо­следствии приводит неизменно к точке напряже­ния. 2) (В массовом представлении) момент включения зрителя в игровой образный ход дей­ствия. Психологическое назначение 3.: не только


дать некое событие - толчок к развитию дейст­вия, но и продолжать развивать у аудитории на­строение соучастия, сопереживания, к-рое начи­нает формироваться уже экспозицией представ­ления, вечера, праздника и т. д.

ЗАДА'ЧА, 1) (в широком смысле) данная в определенных условиях (напр., в проблемной ситуации) цель деятельности, к-рая должна быть достигнута преобразованием этих условий со­гласно определенной процедуре, 3. включает в себя требования (цель), условия (неизвестное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в во­просе. 2) (В театре) 3. сценическая опре­деляет действие актера в воображаемом мире роли, спектакля и складывается из трех эл-тов:

действие (что делаю), цель (для чего делаю) и приспособление (как делаю).

ЗА'ДНИК, составная часть одежды сцены, представляющее собой цельное полотнище, за­мыкающее последний план кулис. 3. может быть однотонным, расписным, присобранным.

ЗАКАЗ СОЦИАЛЬНЫЙ, Социальный за­каз.

ЗАКО'НЫПРАЗДНИЧНОГО ДЕ'ЙСТВИЯ, необходимые, существенные, ус­тойчивые, повторяющиеся принципы, вырабо­танные многолетней практикой режиссуры, ка­тегоричные в силу логики человеческого воспри­ятия. Выделяют следующие 3. п. д.: закон комму никации действующих сил праздника, т. е. установление тесной связи (контакта) между действием и его восприятием;

закон приближения праздника к массе зрителя, выражающийся в поиске как можно большего числа рассредоточенных центров праздничного действия, сочетающихся с логикой развития действия, логикой сцепления образного строя, логикой композиции; закон концентрации внимания зрителей, выражающийся в объединении массы зрителей и ее сосредоточенности на стержневой теме действия.

ЗАКО'НЫСЦЕНИ'ЧЕСКИЕ, Сценические законы.

ЗАКРЫТЫЙ МОНТАЖ, один из видов технического монтажа, применяемый в театра­лизованных представлениях на стадионе. 3. м. включает эл-т отвлечения внимания зрителей от выполнения участниками массового номера пе­реходного перестроения. Чаще всего он приме­няется, когда на поле стадиона нужно вынести и установить гимнастические снаряды и другие конструкции. 3. м. имеет успех только при одно­стороннем ракурсе обозрения. (Открытый мон­таж).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: