Обстоя'тельства предлагаемые,




Предлагаемые обстоятельства.

ОБЩЕ'НИЕ, 1) соприкосновение чел-ка через органы чувств со всем, что его окружает, включая неодушевленные предметы. 2) (Психол.) сложный многоплановый процесс установки и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает в себя обмен информацией, выра ботку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. 2) Осуществ­ляемое знаковыми средствами взаимодействие объектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изме­нение в состоянии, поведении и личностно смы­словым образованиям партнера. Общение одна из основных психологических категорий. Чел-к становится личностью в результате взаимодейст­вия и общения с др. людьми. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедея­тельности. Потребность в общении является од­ной из фундаментальных потребностей чел-ка. Социальная значимость общения, его нравствен­ные и эстетические параметры обусловлены сте­пенью развитости духовных потребностей и идеальных стремлений индивидов. 3), (В театре) взаимодействие исполнителей между собой и со зрителем. Этапы сценического О.: а) исследование места действия; б) выбор объекта:

в) исследование объекта, в результате чего обра­тить на себя внимание партнера; г) пристройка к. партнеру (выбор вариантов поведения); д) пере­дача своих ви'дений и прием видений партнера (прием - передача). О. всегда строится на кон­фликте, на борьбе. 3) (В театрализованном пред­ставлении) взаимодействие людей художествен­ными средствами. Это также обмен информацией и социально-психологические контакты, процесс установления и обновления уз преемственности и творчества. В отличие от театрального спек­такля главное условие массового театрализован­ного действа - прямое О. со зрителями и превра­щение их в соучастники игры. (Игровое О., Об­раз О., Художественное O.


ОБЩЕ'НИЕ MA'CCOBOE ТЕАТРАЛИ-30'ВАННОЕ, Массовое театрализованное об­щение.

ОБЩЕ'НИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, Ху­дожественное общение.

ОБЩЕ'НИЕ ИГРОВО'Е, Игровое общение.

ОБЩЕ'НИЯ 0'БРАЗ, Образ общения.

0'БЩИЙ ПЛАН, Дальний план.

ОБЪЕ'КТ (позднелат. objectum - предмет, < лат. objicio - бросаю вперед, противопоставляю), 1) философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объективная реальность, существующая незави­симо от чел-ка и его сознания, являющаяся предметом познания, практического воздействия субъекта в формах деятельности, языка и знаний. выработанных в ходе исторического развития общества. 2) Предприятие, учреждение, а также все то, что является местом какой-л. деятельно­сти (напр., места праздничного действия). 3) Предмет, явление, на к-рый направлена какая-л. деятельность (напр., О. внимания).

ОГОНЬ, одно из самых сильных нетрадици­онных выразительных средств массового теат­рализованного представления. Костры, символи­ческие факелы, пылающие буквы, эффекты пи­ротехники - наиболее распространенные прие-мы-3 использования живого О. в театрализован­ных представлениях и праздниках

ОДЕ'ЖДА СЦЕ'НЫ, мягкие (бескаркасные) декорации. К О.С. относятся арлекин(3), кулисы, падуги, занавесы, раздержки, задники, панора-мы, горизонты, половики, витражи, экраны и т.д. О. с.: рассчитывается так, чтобы ни при ка­ких условиях ни с одного места зрительного зала не было видно ничего лишнего. Кроме этого - О.с. должна служить декоративным фоном, на к-ром с добавлением некоторых деталей, можно играть целые пьесы, представления

О. с. подразделяют на дежурную, концертную и светопоглощающую.

К дежурной О. с. относятся кулисы по-плановые, падуги поплановые, поплановый зад-ник, горизонт. Дежурную О.с. используют в раз­личных вариантах - и как одежду для репетиции. и как часть или полностью для оформления спектакля, и для оформления концертов и тор­жественных заседаний. Дежурную одежду изго­тавливают из прочной ткани приглушенных то­нов, хорошо согласующихся с декорациями.

К концертной О.с. относят комплекты. состоящие из поплановых падуг и кулис, фоно­вого задника, а также из нескольких кулис бело­го и красного цвета, что позволяет разнообразить оформление и сделать его торжественным. Цвет концертного оформления может быть светлее, чем дежурного, но не слишком ярким.

Светопоглощающий комплект О.с. состоит из поплановых падуг и кулис, задника фонового и боковиков. Его изготавливают из


 


черного полубархата, бархата или темной ткани, имеющей направленный ворс.

Чтобы О. с. смотрелась "богаче", ее эл-ты драпируют в складку. (Техника сцены).

ОЛИЦЕТВОРЕ'НИЕ, троп, своеобразная разновидность метафоры; такое изображение неодушевленных предметов, растений, живот­ных, явлений природы и отвлеченных понятий, при к-ром они говорят, думают и чувствуют как люди. Прием О. - характерное выразительное средство в массовых представлениях, сказочных и фантастических действиях, пластических кар­тинах.

О HO'MEPE ИНФОРМАЦИЯ, Информа­ция о номере.

ОПРАВДА'НИЕ, установление в сцениче­ском произведении причинно-следственных свя­зей между действиями героев и предлагаемыми обстоятельствами

ОРАТО'РИЯ (ит. oratorio, от лат. оrо - гово­рю, молю), крупное муз. произведение для пев­цов, солистов, хора и. оркестра, написанное на драматический сюжет-3 и в отличие от оперы предназначенный для концертного исполнения О. родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясным сюжетом. Сложилась к концу 16 в, как жанр духовной музыки, позднее появились и светские О.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫПРА'ЗДНИКА, объединение людей, совместно реализующих программу по подготовке и прове­дению художественных акций в группы с кон­кретными задачами. При подготовке и проведе­нии массового праздника, можно выделить в три подразделения: оргкомитет, творческая бригада (постановочная группа) и технические исполни­тели

Оргкомитет создается представителями власти (на уровне государства, области, города. села, конкретного предприятия) для проведения, как правило, крупномасштабных акций (фести­валей, Олимпийских игр, юбилеев районов предприятий и т. п.). В его состав входят пред­седатель и его заместитель, лица, ответственные за рекламу, за организацию зрителя, за работу с гостями, за работу со спонсорами, за работ) транспорта, организацию питания и торговли, за безопасность и т. п.

Постановочная группа обеспечи­вает художественно-творческую сторону празд­ника. театрализованного представления. Она формируется из художественных руководителей. чьи коллективы заняты в нескольких эпизодах представления. В ее состав входит главный ре­жиссер с режиссерской группой (по количеству эпизодов представления), главный художник, главный балетмейстер, муз. руководитель, главный дирижер, главный хормейстер, реж-р по спорту,реж-р по пантомиме, реж-р по звуку, реж-р по кино, сценарист, ассистенты и помощ­ники режиссера, директор, заведующий поста­-

новочной частью. Каждый член постановочной группы формирует свою бригаду для выполне­ния поставленных перед ним задач: режиссер - группу помощников режиссера, директор - ад­министративную группу и т. п.

Технические исполнители, груп­па людей, выполняющая утилитарно-технические задания членов оргкомитета или постановочной группы. К ним можно отнести: секретаря-машинистку; художника выполняю­щего мелкие работы по заданию начальника штаба (оформление папок документации, режи­ма работы штаба, написание небольших объяв­лений и т. д.); курьера, к-рый по заданию на­чальника штаба разносит документы по инстан­циям. рабочих сцены, радистов, электриков и т.п.) и т. д.

Штаб (нем. Stab), определенное место, яв­ляющееся центром управления праздником. Он непосредственно осуществляет оперативную организационную работу в период подготовки и проведения: обеспечение участников реквизи­том, костюмами, конструкциями, а также орга­низацию репетиций, перевозку участников к месту проведения праздника и проч. Работа шта­ба протекает под руководством его начальника в непременном взаимодействии с членами оргко­митета и постановочной группой.

Состав каждого из подразделений зависит от конкретных условий и объема работы, поэтому он может быть расширен, или, наоборот: сужен Все подразделения работают в тесном контакте

0'РГАНЫЧУВСТВ нервные устройства служащие приемниками сигналов, информи­рующих об изменениях в окружающей среде и в организме чел-ка. Принято различать пять внеш. чувствительных систем - прение, слух, обаяние, вкус. кожную чувствительность. Фактически есть значительно большее их число: так, только воздействие на кожу вызывает ощущения давле­ния, боли, холода, тепла и пр. О. ч. состоят из рецепторов, нервных проводников и центров. Этим основным чувствительным системам соот­ветствуют выразительные средства видов ис­кусств. В массовом театрализованном действии, к-рое представляет собой синтез различных ху­дожественных и жизненных действий происхо­дит часто одновременное художественное воз­действие на различные органы чувства - музыка сочетается с живым действием, танец (движе­ние) рисует картины, дегустация включается о игровое действие и т. п.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ (< лат. originalis - пер­воначальный, первичный), 1) подлинный, непод­дельный. 2) Вполне самостоятельный, чуждый подражательности. 3) Своеобразный, странный 4) Эстетические объект и субъект, отличающиеся самобытностью, неповторимостью, проявляю­щейся в богатстве и своеобразии содержания и формы произведения иск-ва, в глубине и нестан­дартности эстетического восприятия мира, в



оценке и критической интерпретации явлений искусства. (О. жанр).

ОРИГИНА'ЛЬНЫЙ ЖАНР, ряд необычных, достаточно редко встречающихся цирковых жанров (мнемотехиика, вентрология, звукоподражание), а также некоторые популярные цирковые жанры, исполняемы в цирке и на эстраде: пантомима, акробатический номер, воздушный полет, жонглеры, эквилибристика, партерные акробаты, клоунада, иллюзионный аттракцион, конно-спортивный номер. Специфика режиссуры О. ж. существенно отличается от смежных профессий на эстраде. Сценарий номера создается чаще всего в процессе его постановки, в самый момент работы с исполнителем. «Текст» номера О. ж. «пишется» на языке трюков. Толчком, к рождению замысла- как лит ературной канвы, так и режиссерского решения часто бывают творческие и технические возможности конкретного исполнителя. Т.о. режиссер О. ж. является одновременно и номера, и отдельных "трюков", и тренером: должен уметь мыслить эксцентрическими образами. Он должен не столько виртуозно владеть трюками, сколько уметь понять их логику, механи змы управления ими. В номерах О. ж. Внимание режиссера должно быть сосредоточено на соотношении трюка и образа, создаваемого артистом.

ОРКE'CTP (< rp. orchestra - площадка перед сценой в гр. театре), коллектив музыкантов, ансамбль (обычно 12 чел. и более), играющих на различных муз. инструментах и совместно исполняющих муз. произведение, написанное для данного инструментального состава, а также совокупность самих муз. инструментов, на к-рых участники коллектива. По коллективу исполнителей выделяются струнный, духовой и др.; по жанровому признаку - эстрадный, джазовый, военный. О. народных инструментов (однородный, напр., бандуристов, и смешанный). 2) Место перед сценой в театре, где помещаются музыканты (оркестровая яма).

ОРФОГРА'ФИЯ МИЗАНСЦЕН, координа­ция движения и слова на сцене. Виды взаимодействия движения и слова и правила их исполь­зования:

1) Движение на тексте п а р т н е р а. На чужом тексте выгоднее актеру двигаться только тогда, когда хочется, чтобы текст первого воспринимался через движение второго, причем первый актер должен сознательно переводить внимание зрителя с себя на двигающегося, чтобы это внимание не раздваи­валось между двумя объектами.

2) Движение на собственном т е к с т е предполагает не столько двигаться на слове, сколько говорить на движении, потому что движение нельзя положить на канву слова, слово будет забито.

3) На стыке статики д в и ж е н и я. При переходе от статики к дви­


жению сначала движение делается постоянной величиной, а уж потом включается слово. Нель­зя, остановившись, пытаться продолжать в том же ритме свою речь. Здесь делается небольшая пауза для физической перестройки до продолже­ния речи. (Законы сценические).

4) Реакции на событие. Виды ре­акции при восприятии значительного факта. отказ, устремление, торможение (Биомеханика)'. Чтобы у реакции исполнителя на какой-л. факт была пластическая перспектива, лучше, чтобы в момент восприятия важного со­бытия воспринимающий был не в стационарной, а в незаконченной позе, из к-рой возможен более неожиданный и богатый пластический выход (Геометрия мизансцены. Мизансцены монолога. Мизансцены толпы. Полуспинная мизансцена, спинная мизансцена. Пунктуация, Орфография мизансцен Мизансценическая рифма).

ОСВЕЩЕ'НИЕ МЕСТНОСТИ ЕС-TE'CTBEHHOE. Естественное освещение ме­стности.

ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ, Свобода мышц.

ОТКРЫТОСТЬ, 1) искренний, откровен­ный, выражающая прямоту и искренность. 2) Прямая связь (общение, непосредственный кон­такт) артиста со зрителем. Открытость эстрадно­го иск-ва - это открытость всего: иск-ва актера (создание образа открытым приемом, на глазах зрителей), принципов внеш. оформления, спосо­бов общения с публикой (обязательный учет ре­акции аудитории и. соответственно, большую. чем в театре, импровизационность). Для массо­вого театрализованного действа характерен при­ем открытой режиссуры, когда исполнители и реальные участники становятся сотворцами са­мого процесса художественного действия.

ОТКРЫТЫЙ МОНТА'Ж, один из видов технического монтажа; применяемый в театра­лизованных представлениях на стадионе с кру­говым расположением зрителей. О. м. характери­зуется тем, что переход от одной части представ­ления к другой, от эпизода к эпизоду выполняет­ся открыто, на глазах у зрителя. Монтажное пе­рестроение в этом случае должно быть ориги­нальным и смотреться как самостоятельно орга­низованное действие. (Закрытый монтаж).

ОТНОШЕНИЕ, 1) взаимное общение, связь между кем-н., образующаяся из общения на ка­кой-л почве (производственные О людей, дру­жеское О.) 2) Момент взаимосвязи всех явлении, категория в различных общественных науках -философии, социологии, экономике, психологии;

различают общественные О., производственные О., нравственные О. и т. д. 3) (Психол.) субъек­тивная сторона отражения действительности, результат взаимодействия чел-ка со средой (фи­зической и социальной). Особый тип О. состав­ляют взаимосвязи между социальными общно-стями и их свойствами, возникающими в ходе совместной деятельности, О. можно квалифици-



ровать соответственно сфере рассмотрения. Раз­личают: а) на уровне социальных общно-стей О. - классовые, национальные, групповые семейные; б) на уровне занятых в той или иной деятельностью' групп - отношения производственные, учебные, театральные; в) на уровне взаимосвязи людей в группах-О. межличностные; г) О. внутриличностные -напр., эмоционально-волевые установки субъек­та по отношению к себе, и пр. О. являются жиз­ненной основой театрального и театрализованно­го действия. Они выражают оценку предлагае­мых обстоятельств, сценического и празднич­ного действия. Выражение художественным спо­собом своего О. к жизненным проблемам к праздничному событию является главной духов­ной задачей праздничного действия. В разработ­ке сценария и режиссуре театрализованного дей­ствия следует точно определять какой тип О. отражается в данном эпизоде, в празднике в це­лом и выбирать соответствующие данному типу О. выразительные средства. 4) (В театре) вос­приятие и взаимодействие актера с предметом таким образом, как если бы это был др. предмет (напр., отнестись к куску газеты как к письму или к коробку спичек - как к лягушке и т. п.).

ОТЧУЖДЕ'НИЕ, Очуждение.

ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО, Де­коративное иск-во.

ОЦЕ'НКА, 1) определение цены кого-, чего-л. (напр., О. стоимости затрат на организацию праздника). 2) Установление степени, уровня. качества чего-н. (напр., О. уровня режиссуры праздник;!). 3) (Перен.) Мнение, суждение о цен­ности или значении кого-, чего-н. (напр., О. дея­тельности постановочной группы, оргкомитета, О. создавшееся положение. Оценка факта).

ОЦЕ'НКА ФАКТА, театре) в данную ми­нуту действия выраженное отношение (эмоцио­нальная реакция) актера (персонажа) к тому, что происходит на сцене, что является объектом внимания актера, при этом заранее известный факт актер воспринимает как неизвестный. Оценить факты и события пьесы, по Станислав­скому, значит, найти ключ для разгадки многих тайн "жизни человеческого духа" роли, найти в них скрытый внутр. смысл, степень их значения и воздействия, познать ту внутреннюю схему, к-рая определяет взаимоотношения людей.

Этапы актерского выстраивания О. ф.: 1) смена объектов внимания; 2) собирание призна­ков (от низшего к высшему), т. е. добывание, разыскивание, соединение, сопоставление при­мет, знаков, по которым можно узнать, опреде­лить какой-л. предмет, явление, действие, собы­тие, поступок героев номера, сцены, спектакля;

О. ф. - это зримое собирание признаков. 3) в момент установления высшего признака рожда­ется новое отношение и новая цель; 4) новая цель рождает новый ритм, начинается новое дейст­вие, идет переход в следующее событие. Основ­ное место О. ф. - на стыке умирания прежнего


события и развития нового. О. ф. может быть ожидаемой и неожиданной, мгновенной или бо­лее длительной. Если действие и/или отношение не изменяется, значит, О. ф. не произошло. Именно в оценках, т. е. в мотивировках цели, кроется идейное содержание сценического иск-ва,

В театрализованном представлении оценить факт образно - это значит обнаружить в нем та­кую новизну, к-рая заставит зрителя иначе -глубже, взволнованнее - его воспринять, осмыс­лить и восчувствовать, это значит найти какие-л. сравнения, метафоры-2, гиперболы-2 или сопос­тавить его с со своей судьбой, с судьбой своих близких или находящихся сию минуту в зри­тельном зале. (Восприятие).

ОЧУЖДЕ'НИЕ, отдаление актера от созда­ваемого на сцене образа, в отличие от сиюми­нутного переживания в образе. Комплекс прие­мов в иск-ве (гротеск, парадокс и др.), целена­правленно используемый для того. чтобы до­биться художественного эффекта, при к-ром изо­бражаемое явление предстает не привычным, очевидным, знакомым, а новым, незнакомым, "чужим". Понятие "эффекта очуждения" введено в эстетику Б. Брехтом, разработавшим его в сво­ей театральной теории эпического театра и во­плотившим в драматургической практике. По Брехту, О. вызвав у субъекта восприятия "удив­ление и любопытство" новизной угла зрения, рождает активную позицию по отношению к очуждаемой действительности. (Зонг).

ОЩУЩЕ'НИЕ, i) отражение свойств объек­тивной реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга, исходный пункт познания мира. Виды О. многообразны:

осязательные, зрительные. слуховые, обонятель­ные, вибрационные, тактильные и т. д. 2) (Пе­рен.) переживание, чувство (О. страха, острое О. обиды).

П

ПА'ДУГА, часть одежды сцены, полотнище, горизонтально подвешенное на штанге к верху сцены. Несколько планов П. образуют своеоб­разный "потолок" над сценической площадкой, к-рый зритель видит из зала- Количество падуг определяется количеством софитов.

По месту использования различают:

подзор - первая П. сцены. П. также называют декоративную ткань, перекрывающую в ярусных залах верхнюю часть зеркала сцены; П портальную - арлекин, к-рая оформляет зеркало сцены и является частью интерьера зри­тельного зала и должна согласовываться по цве­ту и фактуре с его архитектурой, а также с пор­тальной кулисой, с антрактным раздвижным и подъемно-опускным занавесами; П.



поплановые, находящиеся на условной границе

между планами сцены. По технологии изготовления различают П. со смывом – П., набранная из нескольких слоев плотной ткани и используется в пейзажных картинах, чтобы назойливо не лезть в глаза зрителям; П.- к р о н ы, создающие иллюзию крон деревьев изготавливающиеся аппликационным методом на тюле; т е н т - П., имеющая жесткий каркас, благодаря этому может подвешиваться горизонтально и наклонно. Сам тент изготавливается способом аппликации на сетке или тюле. Благодаря своей ажурности, он хорошо высвечиваются световой аппаратурой и создают естественные блики на декорациях и актерах. (Техника сцены)

ПАМФЛЕ'Т (англ. pamphlet), вид фельетона в к-ром высказывание о каком-л. явлении (преимущественно социально-политическом) или лице дается в резкой сатирической форме.

ПА'МЯТЬ, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающие узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают П. произвольную и непроизвольную, непосредст­венную и опосредованную, кратковременную и долговременную Особые виды П: моторная (П. физических действий), аффективная или эмоцио­нальная П., образная и словесно-логическая.

ПА'МЯТЬ ФИЗИ'ЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ (беспредметные действия), способность актера, не имея в руках никаких предметов, ощущая их лишь с помощью своего воображения, проделать физические действия так же. как если бы эти предметы были у него в руках Упражнения на П.Ф.Д. тренируют у актера наблюдательность, свободу мышц, развивают чувство правды и веру. П.ф.д. - один из принципов иск-ва пантомимы. Беспредметные действия часто становятся прие­мом эстрадной выразительности, виртуозное ис­полнение беспредметных действий может стать основой любого эстрадного номера.

ПА'МЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ, Эмоцио­нальная память.

ПAHOPA'MA (< rp. pan - все и liofaina - вид), 1) вид пейзажной живописи, чаше всего длинная картина больших размеров, помещаемая на стене специального круглого здания, в центре к-рого находится зритель. Благодаря разного рода вспомогательным средствам - освещению, звуко­вому оформлению, движущимся фигурам - дос­тигается иллюзия реального пространства по всему кругу горизонта. В 18 в. появляются раз­новидности П.: диорама - картины с объемным первым планом, охватывающие только часть круга горизонта; циклорама - длинные ленты с изображением, к-рое медленно перемещается


перед глазами зрителя; косморамы - где перво­начально демонстрировалось звездное небо. 2) Потешная П, (раек-1). 3) Панорамное кино - вид кинематографа, в к-ром фильм обычно снимают одновременно на три кинопленки и проецируют с трех киноаппаратов на изогнутый экран боль­ших размеров. 4) Часть одежды сцены, живо­писный изобразительный фон, движущийся по дорогам, установленным на дапьних планах сце­ны, позволяющий создавать иллюзию перемеще­ния (движения) неподвижных предметов (или актеров), находящихся на первых планах. Для создания иллюзии движения вверх или вниз ис­пользуют вертикальную П. (Техника сцены).

ПАНТОМИ'МА (< rp. pantomimes, букв. -все воспроизводящий подражанием), 1) в Древ­нем Риме - танцевальная сцена, передающая со­держание действия и эмоции персонажей при помощи мимики, жестов, пластики, без слов. 2) Мимическое представление без слов (принцип "беззастенчивого молчания"), разновидность театрального иск-ва, в к-ром основные средства создания образа - пластика, жест, мимика, те­лодвижение и телоположения; иногда сопровож­дается музыкой, ритмическим аккомпанементом и др. Язык П. позволяет создавать как пластиче­ские образы, так и ассоциативные обобщения. образы-са-мволы. В П. соотношение содержания и формы достигается наибольшего взаимопро­никновения по сравнению с каким-л. другим иск-вом. Иск-во П. отличается от иск-ва мима тем, что это театр безмолвия с декоративным обозна­чением места действия, где реальный предмет становится символом, знаком, а характеры и дей­ствия выражаются посредством пластики или физических действий, обобщенно или конкретно. В. Э. Мейерхольд говорил, что «в этих безмолв­ных пьесах... вскрывается для актеров и режис­серов вся сила первичных эл-тов театра: сила маски, жеста, движения и интриги»

Одна из особенностей П. - отточенность формы, четкость, графичность сценического ри­сунка, что, в свою очередь, отличает оригиналь­ный жанр в целом. П. строится на верном чувст­ве движения, основой к-рого является пластика в сочетании с темпо-ритмом. Но образность в П. должна преобладать над механическим воспро­изведением реальных человеческих действий. Здесь, как и в танце, необходимы художествен­ное обобщение, переосмысление жизненного материала, его переложение на язык иск-ва. Эмоциональному раскрытию образа, выражае­мому в пластике, помогает муз. драматургия и шумовое оформление. Разнообразие вырази­тельных средств рождает многообразие жанров П. (буффонада, трагедия, гротеск, лирико-философская драма, эпос, плакат, комедия, бур­леск, эксцентрика и др.). (Режиссер по панто­миме, Действие психофизические, Поза, Движе­ние, Пауза, Шумы).

ПАРА'Д, (фр. parade, < лат. раrо, букв. готов­лю), 1) торжественное прохождение войск с бое-



вой техникой, физкультурных и др. коллективов по случаю официальных празднеств. 2) В цирке -торжественный выход на арену всех участников представления. 3) торжественное шествие массы людей, объединенных каким-л. общественным делом (П. физкультурников, марш-П. духовых оркестров).

Построение напр., военного П. осуществляет­ся по «коробкам». Форма одежды - парадная, утвержденного образца. Ритуал закреплен в во­енном Уставе, поэтому роль режиссера здесь сводится до минимума. П. войск состоит из трех частей: а) построение войск на плацу (площади) в линию или каре (в виде прямоугольников); б) объезд (обход) войск главнокомандующим, сда­ча-прием рапорта. Приветствие главнокоман­дующего войскам;: в) смотр войск • прохождение войск перед трибуной, где стоят руководители округа, города, государства На этом этапе под­ключается военная техника. Маршрут П. ограни­чивается рамками площади. Иногда на площади демонстрируются различные военные навыки, напр., приемы рукопашного боя и проч.

ПАРК, большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками и т. п. Искусственно орга­низованная пространственная среда, представ­ляющая собой синтез разных форм художествен­но-эстетической деятельности: садоводства, цве­товодства, архитектуры, живописи и отражаю­щее исторически определенный уровень культу­ры и национально-стилевые особенности садово-паркового иск-ва. R зависимости от выполняе­мых современными садами и парками сонно-культурных функций можно выделить следую­щие их типы: мемориальные П., П. культуры н отдыха, национальные и природные Л.. спортив­ные. олимпийские, этнографические, зоо-, лесо-, гидро-П., детские П.. П.-выставки. Дли режиссе­ра П. - место проведения театрализованных представлений и праздников.

ПА'РОД (гр. parodos), I) в театре Древней Греции проход на орхестру между амфитеат­ром и скеной. 2) В древней античной трагедии и комедии - первая вступительная песнь хора.

ПАРО'ДИЯ (гр. parodia - пение наизнанку), 1) жанр в лит-ре, театре, музыке, на эстраде, содержанием к-рого является сознательная ими­тация, воспроизводящая в шаржировано преуве­личенном виде в шутливых, сатирических, иро­нических и юмористических целях характерные особенности оригинала (явления иск-ва или бы­та, индивидуальные манеры, целого стиля, на­правления, жанра или стереотипов речи, игры, поведения). 2) подражание, неосознанно иска­жающее образец; смешное, искаженное подобие чего-л..

Литературная и эстрадная П. имеют общую структуру: дружеский шарж (шуточная П.), исключающий негативное отношение к объекту. это - добрая насмешка, утрирование некоторых характерных черт пародируемого объекта, и сатирическая П., задачи к-рой разоблаче­


ние или выявление скрытых отрицательных черт. Распространенные приемы пародирования -гиперболизация смешной черты объекта и дове­дение ее до гротеска; прием комического несо­ответствия - нагромождение понятий, обычно не связанных между собой или противоречащих друг другу; прием двойного пародирования, при к-ром пародируется непосредственно объект и условный, типизированный персонаж, каким является "автор" (напр., пародии В. Архангельского). (Гипербола).

ПАРТЕ’Р (фр. parterre < par по + terre земля), плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, расположенными параллельно сцене, эстраде, экрану, обычно ниже уровня сцены.

ПАРТИТУРА (ит. partitura, букв. - разделе­ние, распределение), 1) (В музыке) нотная запись многоголосного муз. произведения, в к-рой одна над другой даны в определенном порядке пар­тии всех голосов. В П. для симфонических орке­стров идут (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычко­вые- 2) (В театрализованном представлении) со­ставная часть режиссерской документации. (Муз. П., Речевая П., Партитура динамика-статической проекции. Световая П., Партиту­ра режиссерская. Партитура физических дей­ствий).

ПАРТИТУРА МУЗЫКА'ЛЬНАЯ. Музы­кальная партитура.

ПАРТИТУРА ДИНА'МИКО-СТАТИ'ЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ составная часть режиссерской документации, в к-рой фик­сируется последовательность включения видео-ряда в массовое представление.

В П. д.-с. п. указывают проекционную аппа­ратуру и технические средства, необходимые для воспроизведения видеоряда: количество кадр-проекторов, киноустановок, видеомагнитофонов, экранов, количество магнитофонов, усилителей (сквозных каналов), группы громкоговорителей на сцене и в зрительном зале. В П.д.-с п вначале указывается порядковый номер включения и тип проектора, с к-рого предполагается воспроизво­дить видеофрагмент Затем идет наименование этого фрагмента, напр., "портрет героя'', "парад на Красной площади", "свадьба" и т. п. и реплики на включение. После реплики указывают звуко­вой план воспроизведения (группу громкогово­рителей) и технологический прием введения фо­нограммы: напр.. "резко", "плавно" и т. п. После этого следует реплика на снятие звука и техноло­гический прием его выведения - "плавно", "рез­ко", "до рекорда" и проч. Если необходимо, в примечании могут быть отмечены технологиче­ские особенности звукового сопровождения ки­нофрагментов (со звуком или без него) В тех случаях, когда видеофрагмент дается с "наплы­вом", т. е. один фрагмент вводится во время де­монстрации другого (воспроизведение с двух проекторов), в П.д.-с.п. делается запись с указа­нием порядкового номера включения. Жслатель-



но вместе с П.д.-с.п. иметь экземпляр сценария. Следя по его тексту за развитием действия, режессер по динамико-статистической проекции может более уверенно вводить видеоряд в представление. Пд -с.п. обязательно сверяется с монтажным листом режиссера.

ПАРТИТУРА СBETOBA'Я, Световая партитура.

ПАРТИТУ'РА РЕЧЕВА'Я, Речевая партитура. ПАРТИТУРА РЕЖИССЕРСКАЯ, Монтажный лист.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: