ДЕЙСТВИЙ ФИЗИ'ЧЕСКИХ ПА'МЯТЬ, 2 глава




ЗА'МЫСЕЛ, 1) задуманный план действий, деятельности, намерение. 2) Заложенный в про­изведении смысл, идея. 3) (В иск-ве) исходное представление художника о своем будущем про­изведении, его более или менее осознанный про­образ, с к-рого начинается творческий процесс. Планы, заявки, наброски, этюды, эскизы, режис-



серская экспликация - наиболее распространен­ные формы внешней фиксации 3. Различают 3. драматургический и режиссерский 3.

3. драматургически и предполагает определение коллизии исходного жизненного события, определение действующих сил театра­лизованного представления и развития их столк-новения (драматического конфликта), определе­ние композиции театрализованного представле­ния, монтажных эпизодов. В массовом театрали­зованном действии драматическая коллизия-] существует не только в сюжете сценария, но и в общении со зрителем, с реальными героями -участниками праздника.

3. режиссерский-это преддверие, образное видение целостной пространственно временной модели массового театрализованного действия (концерта, представления, игры, праздника); эмоциональное и зримое ощущение его идеи, темы, формы и т. д. Режиссерский 3. является первоначальным, исходным моментом подготовки. Он вызывается жизненным событи­ем, жизненной проблемой, к-рая волнует людей и самого режиссера. Он определяет сценарный и режиссерский ход, образное воплощение жиз­ненной темы.

Основными факторами, влияющими на ха­рактер режиссерского 3. являются: идейно-тематическая направленность представления, экономические возможности постановки, участ­ники и их возможности, временны'е условия по­становки, репетиционные и сценические воз­можности постановки, личность самого автора-постановщика - его гражданская позиция, миро­воззрение, жизненные принципы, опыт и вкус.

ЗА'МЫСЛА ИСТОРИЯ, История замысла.

ЗА'НАВЕС, приспособление, закрывающее сцену от зрительного зала. По своему назначе­нию различают: 1) пожарный (огнезащит­ный) несгораемый 3., проходящий по красной линии, изготавливается -из металла и др. проти­вопожарных материалов; опускается в случае пожара и наглухо отделяет сцену от зрительской части. 2) основной (антрактный) 3. - раздви­гающееся или подъемно-опускное полотнище, чаще всего используемое в начале и конце сце­нического действия, а также в антракте, распо­лагается перед пожарным 3. Он оформляет зер­кало-сцены и является частью интерьера зри­тельного зала, поэтому должен согласовываться по цвету и фактуре с его архитектурой, а также с портальной падугой, с портальной кулисой; 3) интермедияный (супер) - поднимаю­щееся вверх полотнище; на сцене может быть использовано несколько супер З. для смены дей­ствия или концертных номеров; располагается в глубине сцены за пожарным 3.; 4) живой 3. -массовая картина (мизансцена), образующая смену номеров представления или отдельных моментов театрализованного действия; 5) спина - 3. (шторка), ракурс сценический, в пантомиме полный поворот чрез спину заверша­-


ет эпизод и начинает следующий. Если на языке движения игра лицом к зрителю есть произнесе­ние пластического текста, то закрытая поза в пластике - пауза. Чередованием открытых и за­крытых поз реж-р помогает актеру распределить его силы и краски на весь спектакль. (Спинная мизансцена), б) Световой занавес.

По технологии создания различают 3.:

живописные (расписанные); апплика­ционные, состоящие из основы и апплицированного по основе изображения;

транспорантные - расписанные, но с вырезанными контурами предметов и деталей, к-рые должны светиться: зари, солнца, луны, бли­ков на воде, окон, сцен пожара, следа от летяще­го самолета и т.д,; ажурные- задники с про­резями, к-рые делают, когда они должны «иг­рать» как в дневных, так и в ночных сценах. (Вода. Дым).

ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ, 1) способность за­нять внимание, воображение. «Даже самая «серьезная» трагедия в театре может эстетически сопереживаться только в том случае, если зрите­ля она «занимает», т. е. если она доставляет ему духовное удовольствие» (К. С. Станиславский). 2) Интересный. 3) (В массовом действии) одно из условий развлекательности, театральной игры, игра ума, вызванная неожиданными поворо­тами, «загадками» сценического или площадного действия, доставляющее духовное удовольствие зрителям. (Ср., Развлекательность).

ЗАРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, ЗАРАЗИТЕЛЬ­НЫЙ, 1) способность вызывать подражание се­бе, легко передавать другим. (3. смех) 2) (В теат­ре) компонент образности, содержанием к-рого является момент связи сцены и зала. Форма 3. -театральность.

ЗАТЕ'ЙНИК, 1) (разг.) веселый человек. склонный к забавным выдумкам, затеям. 2) Ру­ководитель массовых игр, развлечений. 3) Умеющий организовать и направить людей на увлекательное общение, вовлечь в игру, найти повод или ситуацию для объединения по интере­сам.

ЗАЧИ'Н, 1) то же, что почин - начинание, инициатива, приступ к какому-л. делу. 2) Тради­ционное начало (в произведениях народной по­эзии, напр., 3. былины. 3) Творческая затея, сюр­приз, подготовленный учащимися, которым на­чинается занятия по актерскому мастерству в некоторых театральных мастерских (школах).

ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕ'КТЫ, Шумовые эф­фекты.

ЗВУКОРЕЖИССЕР, член постановочной группы, в обязанности к-рого входит создание муз. и шумовых фонограмм, их монтаж, звуча­ние в театрализованном массовом действии, обеспечение работы звуко-технических средств. Руководит работой технических исполнителей (звукооператоров и монтажеров и т. п.).

ЗЕ'РКАЛО СЦЕ'НЫ, составная часть сце­ны-коробки, отверстие, образуемое ее порталом.



Величина сценического пространства формиру­ется в известной степени размерами 3. с. Начи­ная с 1920-х гг. общеупотребительной для дра­матических театров становится ширина 3. с., равная 12 - 13 метрам, т. к. онане вступает в конфликт с масштабом человеческой фигуры и в наибольшей степени способствует ее правиль­ному восприятию. С помощью раздвижных пор­талов можно сузить 3. с. Высоту зеркала снижает подзор, к-рый может опускаться и подниматься.

«ЗЕРНО», понятие, введенное в практику режиссуры В- И. Немировичем-Данченко, озна­чающее .метафорическое определение, индиви­дуально неповторимого решения, индивидуально неповторимой сущности режиссерского замысла спектакля, представления («свет родных берез». «раненная весна», «место встречи - память дет­ства»), характера персонажа («фанфарон», «всегда первый», «милашка», «важный дуб» и т. п.). Понятие 3. тесно соприкасается с понятием «сквозного действия», но с существенным от­тенком: акцентируется участие всей эмоцио­нальной сферы актера, его нервной системы в стремлении героя к достижению известной цели. Ощущение «зерна» становится внутренним «контролером» смысловой и образной цельности всех режиссерских действий.

ЗНАК (< rp seineion - знак, признак), 1) ма­териальный чувственно воспринимаемый пред­мет (явление, действие), к-рый выступает как представитель др. предмета, явления, процесса. свойства или отношения (напр., денежные 3., 3. товарный, 3. астрономический, 3. дорожные, 3. математический, 3 отличия, 3. препинания и т. д.). Различают языковые и неязыковые 3 ; по­следние делятся на З.-копии, З.-признаки и З,-символы: понимание 3. невозможно без выясне­ния его значения. 2) (В эстетике) понятие, свя­занное с трактовкой художественных процессов с позиций семиотики. 3 рассматривается в соот­несении с художественным образом. При этом 3. может выступать как эл-т структуры художест­венного образа. Такое представление о 3. в иск-ве помогает исследовать закономерности созда­ния художественной выразительности. В отличие от уникальности художественного образа 3. в иск-ве, кроме функций замещения реальности и средства передачи информации, обладают свой­ством инвариантности (повторяемости) на уров­не приемов и способов передачи художественной информации, а также содержательной формы (напр., повторы в устном поэтическом творчест­ве, изобразительном орнаменте, играх и обрядо­вых танцах). 3 в качестве художественного штампа, или клише, используется во всех видах иск-ва (рука с револьвером; торт, размазываемый по лицу комедийного персонажа). Эйзенштейн, исследуя соотношение 3. и образа в киноиск-ве, пришел к выводу, что именно несовпадение этих двух понятий лежит в основе построения худо­жественного образа. Поэтому в иск-ве

 

беспредметность и неизобразительность могут сочетать­ся с ярко выраженной образностью.

Наука о 3. (семиотика) изучает отношение 3. к человеку, в т. ч. 3. общения, (прагматика), ис­следует отношение 3. к значению (семантика) и рассматривает отношение 3. к 3. на абстрактном уровне (синтаксис), непосредственно связана с логикой, лингвистикой, культурологией, социо­логией и т. д (Ср., Символ).

ЗНА'КИ ПРЕПИНА'ИИЯ МИЗАН-СЦЕ'ННЫЕ,Пунктуация.

ЗОЛОТО'Е СЕЧЕ'НИЕ, "Золотая пропор­ция".

"ЗОЛОТА'Я ПРОПОРЦИЯ", или «золотое сечение», или «правило золотого деления», или «гармоническое деление». Термин ввел Леонар­до да Винчи. «З. п » - деление отрезка АС на две части т. о., что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к большей части АВ (т е. АВ : ВС = АС : АВ). Прямое отношение к «З. п.» имеет ряд чисел: 1,

2. 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, и т. д., открытый итальянским математиком Леонардо Фибоначчи и названный его именем В этом ряду каждое последующее число является суммой двух пре­дыдущих чисел (т.е. З+5=8; 5+8=13 и т.д.). От­ношение рядом стоящих чисел стремится к «З.п.» (т.е. 5/3, 5/8, 8/13 и т д). Число Ф=1,61803... является «З. п.» Это математическое выражение наиболее адекватно эстетическим требованиям определенного восприятия, т. к. отвечает гармоническому соединению, «скреп­лению» частей в единое целое. Принципы 3. п. обнаружены в созданиях природы, в жизненных процессах и явлениях и используются в создании художественных произведений всех видов иск-в. реж-р массового действа может сверять по пра­вилам «З. п.» и числам Фибоначчи построение сценария, монтажной композиции и всего разви­тия театрализованного действия. Чем больше

3. п. в произведении иск-ва, тем гармоничней это произведение.

ЗОНГ (< нем, singen - петь), в эпическом те­атре песенные объявления о содержании пред­стоящих эпизодов В промежутках фабулы, к-рые создавали по ходу действия 3., должно родится, по мысли Б Брехта, суждение о происхо­дящих событиях. Принципиальное отличие брехтовского эпического театра от простодушного мюзикла в том, что он рассчитан не на эмоцио­нальное, а на рассудочное восприятие, и именно с помощью 3. этот эффект и достигается. В брехтовском спектакле муз. момент, когда актер выходит из образа и обращается к зритель­ному залу уже от своего лица, а не от лица пер­сонажа. 3. взвинчивают действие, изменяют его темпо-ритм, объединяют сцену и зрительный зал.

ЗРЕ'ЛИЩЕ, 1) то, что представляется взору, привлекает взор (явление, происшествие, пейзаж и т. п.). 2) Театральное или театрализованное представление (напр., массовые 3.)

 

 

В широком смысле 3. есть специфическая форма идейного, эмоционального, эстетического общения. Круг явлений, обладающих зрелищно-стью, практически неисчерпаем спортивные соревнования и игры, публичные ритуалы и це­ремонии, различного рода празднества и празд­ничные ситуации и т. д. В целом их делят на художественные 3., к которым относятся театр. кино, эстрада, цирк («зрелищные иск-ва»), и на явления зрелищного типа, включающие спор­тивные мероприятия, выставки, показы и демон­страции достижений науки и техники, современ­ной моды и т. д., а также жизненные факты и события, привлекающие к себе внимание. Если обоим типам зрелищ присущи общие черты: дей­ственность, коллективность, «развернутость на зрителя», то только лишь «зрелищны" иск-ва» обладают признаками целостности и завершенности, синтетичности и образности. Важнейшей характеристикой «зрелищных иск-в» является эффект соучастия, сопереживание зрителя с заранее рассчитанным результатом ис учетом зависимости вос­приятия зрелища от системы условности того или иного вила иск-ва, от визуальной спо­собности зрителя, от движения зрительского внимания. В этой связи следует отметить значи­мость умений режиссера акцентировать внима­ние зрителя на том, что является наиболее важ­ным и существенным в 3. и тем caмым стимули­ровать и «принудительно» направлять вовлече­ние зрителя в действие. Масштабность 3. изме­ряется не количеством декорации и толпами мас­совки, а др. категориями, главная кз к-рых -Правда (М. Розовский). (Праздник, Представление)

ЗРИ'МЫЙ СТИХ, ЗРИ'МАЯ ПЕСНЯ теат- ральное дейсгвие, создаваемое на основе стиха (песни) и выражающее зримо ею духовный, об­разный смысл.

И

ИГРА', вид непродуктивной деятельности. мотив к-рой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого обще­ства переплеталась с магией, культовым поведе­нием и др.; тесно связана со спортом, военными и др. тренировками, иск-воя (особенно его ис­полнительскими формами). И - это способ теат-рализации жизненного действия.

Характерной особенностью И является ее двуплановость, присущая драматическому иск-ву и празднику. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществле­ние к-рой требует действий, связанных с реше­нием вполне конкретных, часто нестандартных задач: с др. - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и мно­гочисленными привходящими обстоятельствами


И. во всех своих формах выступает как ис­ключительно важный и часто встречающийся эл-т многих праздников; кроме того, сам праздник создает собственные специальные виды развле­чений, игр. состязаний.

В практике получили широкое распростра­нение три основные группы игровых форм:

интеллектуальные (викторины, шарады, головоломки и др.), подвижные (поединки, эстафеты), импровизационно-твор­ческие (конкурсы, инсценировки и др.). Су­ществуют активные организационные виды:

групповые игры, имеющие камерный клубно-бытовой характер; массовые игры, отли­чающиеся публично-зрелищным взаимодействием организаторов, ведущих, исполнителей, уча­стников, зрителей-болельщиков. (И. атмосфер. И.-фантазия. Игрище, Игровое общение. Игро­вое пространство, Игровые условия. Театраль­ная И.).

ИГРА' АТМОСФЕР, режиссура контраст­ной смены атмосфер массового действия, уси­ливающей напряжение и интерес зрительского соучастия и сопереживания. (Атмосфера). 'ИГРА' ТЕАТРА'ЛЬНАЯ, Театральная игра

ИГРИЩЕ, 1) (устар.) праздничное собрание молодежи с песнями и плясками. 2) (В Древней Греции) народные спортивные торжества, тес­ным образом связанные с религией (в т.ч. и Олимпийские игры).

ИГРОВА'Я 3О'НА, Игровое пространство.

ИГРОВО'Е ДЕЙСТВИЕ, активное стрем- ление реж-ра, исполнителей и участников праздника выразить игровыми средствами жиз­ненный смысл праздничного события и свое личное отношение к нему, И д. реального уча­стника праздника является органическим про­должением его жизненных стремлений, актив­ным творческим проявлением духовной дея­тельности личности- Здесь проявляется основная особенность массового театрализованного действия, в к-ром игровое общение приобретает высокую духовную жизненную цель.

ИГРОВО'Е ОБЩЕ'НИЕ, взаимодействие людей в определенных игровых условиях и об­стоятельствах; В массовом театрализованном действии И о. является основным способом соз­дания многообразных форм театрализованных представлений и празднеств.

ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, зона данно­го игрового действия. В массовом театрализо­ванном действе И. п. обусловливается реальным жизненным пространством. И. п. обязательно включает в себя зрителей и образуется в соответ­ствии со сценарно-режиссерским замыслом и с реальными жизненными обстоятельствами.

ИГРОВЫЕ УСЛО'ВИЯ (условия игры), 1) (в театре) особенности, специфика того или дру­гого вида сценического иск-ва, жанра сцениче­ского произведения. 2) (В театре) специфический театральный способ перевода образных средств драмы; на язык сцены. 3) (В массовом действе)



определенные правила игры, обстоятельства и формы игрового общения, предлагаемые сцена­рием и режиссурой массового театрализованного действия.

ИДЕ'ЙНОСТЬ, (в иск-ве) определенность общественно-политической позиции художника, сознательная приверженность конкретной идее или системе идей, ценностных ориентации, идеалов, выражение авторского отношения к изображаемому в Художественном произведе­нии, тенденциозность или мировоззренческая направленность данного произведения. (Идея, Идейно-тематический анализ).

ИДЕ'ЙНО-ТЕМАТИ'ЧЕСКИЙ АНА'ЛИЗ,рассмотрение (определение) замысла автора ху­дожественного произведения (литературного, муз., сценического, праздничного и др.), его ос­новные мысли, жизненные проблемы и их отра­жение в жизни сегодняшней. Это ответы на во­просы «О чем произведение?» (Тема), «Что автор хотел сказать по поводу темы?» (Идея) и «Ради чего оно создано автором?» (Сверхзадача).

ИДЕ'Я (гр. idea - понятие, представление, идея, образ), 1) форма отражения в мысли явле­ний объективной реальности. 2) Мысль, общее понятие о предмете или явлении; продукт чело­веческого мышления, отражающего материаль­ный мир. 3) Определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического по­строения, в частности мировоззрения. 4) Основ­ная главная мысль, замысел, определенное со­держание чего-л., напр., художественного, науч­ного или политического произведения и т. д. 5) (В иск-ве) воплощенная в произведении иск-ва эстетически обобщенная авторская мысль, отра­жающая определенную концепцию мира и чел­ка. И. составляет ценностно-идеологический ас­пект художественного произведения и является наряду с темой и пафосом одним из эл-тов худо­жественного содержания. И. - не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла в художественном образе:

«... иск-во доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (Гегель). И. передается всей целостностью произведения иск-ва, ед-вом всех его эл-тов и уровней. (Идейность, Идейно-тематический анализ. Сверхзадача).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО,группа видов художественного творчества, вос­производящих визуально воспринятую действи­тельность. Произведения И. и. имеют предмет­ную форму, не изменяемую во времени и про­странстве. К И. и. относятся живопись, скульп­тура, монументальное иск-во, графика, сцено-графия и в значительной мере декоративно-прикладное иск-во.

ИЛЛЮСТРА'ЦИИ МЕТОД, Метод иллю­страции

ИЛЛЮСТРАЦИЯ, Метод иллюстрации.

ИМИТАЦИЯ, (< лат. imitatio - подражание, переосмысливание), 1) подражание кому-л. или чему-л.. воспроизведение, подделка. 2) В много­


голосных муз. произведениях точное или видо­измененное повторение в каком-л. голосе мело­дии, перед этим прозвучавшей в др. голосе. На основе И. создаются полифонической формы, в т. ч. канон и фуга. 3) (В театре и на эстраде) точ­ное или видоизмененное повторение голосов известных людей и различных шумов. На основе И. могут создаваться номера, пародии, миниа­тюры. И- может служить упражнением в актер­ском мастерстве, цель к-рого постижение прие­мов известных исполнителей, внутр. вживания в образ, постижения законових иск-ва, характера поведения на сцене и его оправдания, манеры носить костюм, художественный стиль и пони­мание жанра. И. лежит в основе шоу двойников.

ИМПРЕСАРИО (ит. impresario, < imprendere - предпринимать, затевать), частный предприниматель, или агент какого-л. артиста, действующий от его имени, заключающий для него контракты, организовывающий и, как пра­вило, финансирующий зрелищные предприятия:

концерты, спектакли,гастроли артистов или театральных коллективов.

ИМПРОВИЗА'ЦИЯ (< лат improvisus - не­ожиданный, внезапный), I) выступление с чем-л., не подготовленное заранее; 2) творческий акт создания художественного произведения (сти­хов, музыки и т.п.) в момент его исполнения без предварительной подготовки, фантазия на за­данную тему. 3) Произведения, создаваемые т. о. (Ср. Экспромт}.

Значительна роль И в театре. Импровизато­рами были все бродячие актеры. И. - один из ос­новных принципов комедии дель арте, где кан­вой сюжета являлся сценарий-схема, обрастав­ший по ходу действия разработками импровиза­ционного характера. Импровизационность изна­чально присуща природе актерского иск-ва, по­вторяемость творческого акта (спектакля) обу­словливает невозможность абсолютной закреп* ленности найденного рисунка роли и предпола­гает - в рамках жанра пьесы, режиссерского за­мысла и логики создаваемого характера - неиз­бежность И

В праздничном действии, к-рое рождается в изменчивых реальных ситуациях, импровизаци­онное состояние - необходимое условие откры­той режиссуры игрового общения и поведения его участников. («Капустник»).

ИНОСКАЗА'НИЕ, выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. (Метафора, Олицетворение, Персонификация, Символ).

ИНСЦЕНИРО'ВКА (лат. т - на + scene -сцена), 1) (в театре, на эстраде) перевод в драма­тургическую форму повествовательного, поэти­ческого, документального произведения, в к-ром рассказ сочетается с показом. Главное своеобра­зие работы над воплощением И состоит не столько в лаконичности выразительных средств, сколько в том, чтобы найти верное сочетание рассказа и показа, точные решения переходов от авторскою текста к прямой речи и обратно. 2) (В



массовом действе) сложная, высоко организо-ванная степень синтеза агитационно - пропаган­дистского материала со средствами художест­венной выразительности на основе близких ау­дитории общественно значимых событий исто­рии (напр., "Свержение самодержавия", "Взятие Зимнего дворца", "День Бородина", "Сказ о Ер­маке"), либо масштабных тем ("Гимн освобож­денного труда", "К мировой коммуне", "Война войне", "Дары природы"). И., посвященные юбилеям городов. В зависимости от жанра И. сочетание реальной исторической и символиче­ской ассоциативной образности, использование документального и художественного материала может быть различным. При этом инсценировки неотделимы от реального места действия либо от специально организованной документально под­линной пространственной среды, что способст­вует конденсации и выражению их в замысле, а затем и воплощении огромного идейно-патриотического потенциала.

ИНТЕРВА'Л (< лат. intervallum - промежу­ток, расстояние), 1) промежуток, пауза (1), рас­стояние между чем-л.. 2) (Муз.) соотношение двух звуков по их высоте. 3) Расстояние между людьми, построенными в определенном порядке (напр., между военнослужащими, войсковыми подразделениями в ширину, если они обращены к фронту; между карнавальными группами в шествии и т. п.) (ср., дистанция).

ИНТЕРВЬЮ' (англ. interview), жанр публи­цистики. беседа журналиста с одним или не­сколькими лицами по каким-л. актуальным во­просам. И. часто используется в режиссуре тема­тических вечеров, театрализованных представ­лений.

ИНТЕРМЕ'ДИЯ (< лат. intermedius- нахо­дящийся посреди), 1) связующий эпизод, подго­тавливающий очередное проведение темы в фу­ге. 2) Небольшая сценка, чаще всего комедийно­го характера, пьеса, исполняемая между дейст­виями драматического спектакля (часто включа­ет музыкальные номера) или оперы. 3) Короткая сценка шутливого характера, которую обычно исполняют в эстрадных концертах между номе­рами. В современном театре превратилась в са­мостоятельный жанр, может включать в себя песни и танцы. (Реприза)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. inlerpretatio - по­средничество, изменение, переделка), 1) в широ­ком смысле - истолкование, разъяснение смысла, значения чего-л., объяснение, перевод на более понятный язык. 2) В иск-ве актера, режиссера, музыканта и т. п. - трактовка, творческое рас­крытие какого-л. художественного произведе­ния, определяющееся идейно - художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста. И. складывается из предварительной разработки художественного, материала во вре­мя репетиционной работы и импровизации, рож­дающейся непосредственно во время исполне­ния.


ИНТОНАЦИЯ (< лат. intono - громко про­изношу), 1) в музыке: а) мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая вырази­тельное значение; б) точность звучания муз. ин­струмента при игре или голоса при пении (пра­вильная И. фальшивая И.) в отношении высоты, тембра и громкости; чистая И. - в пределах зоны данного звука. 2) Ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений го­лоса (вопросительная И., повествовательная И.);

•тон, манера произношения слов и предложений, выражающие в русском языке какое-н. чувство, отношение говорящего к предмету речи (власт­ная И. насмешливая И.); в целом, И. - совокуп­ность просодических эл-тов речи, таких, как ме­лодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др. 3) Свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стихотворно­го периода (стиха, двустишия и т. д.) и пониже­ние с паузой в его конце; то совпадая, то не сов­падая с синтаксической фразовой И., дает слож­ный рисунок мелодики стиха. 4) Специфическое средство художественного общения, выражения и передачи эмоционально насыщенной мысли с помощью пространственно-временного движе­ния в его звучащей (человеческий голос) и зри­тельной (жест, мимика, пантомимика) форме.

ИНТРИГА (фр. intrique. от лат. intrico - за­путываю), способ построения фабулы драмати­ческого, а также эпического и кинематографиче­ского произведения при помощи сложных пери­петий действия, переплетения и столкновения интересов персонажей (сложная И.)

ИНТУИ'ЦИЯ (< позднелат intuitio - созер­цание, лат. intueri - пристально, внимательно смотреть), 1) чутье, тонкое понимание, проник­новение в самую суть чего-л., проницательность. непосредственное постижение истины без логи­ческого обоснования, основанный на предшест­вующем опыте, способность постижения истины таким путем. 2) (В иск-ве) непосредственное ус- мотрение скрытого ценностного смысла в явле­ниях действительности и в произведении иск-ва. осознание его в акте эстетического восприятия и эстетической оценки, в деятельности творческой фантазии. И. опосредована всем предшествую­щим опытом личности, запасом ее впечатлений, уровнем культуры, наконец, всей системой об­щественных отношений, в которую включен субъект.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ, насыщенность содержанием, информацией; количество сведе­ний, знаний.

ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio - разъясне­ние. изложение, представление), 1) сведения о чем-л.. 2) Сведения, являющиеся объектом хра­нения, переработки и передачи (напр., художест­венная И.). 3) Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые чел-ком или специальными устройствами. 4) Со­общения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-л.. В театрализованном действии



каждое сообщение становится средством со-общения участников, стремится вызвать их от­ветный отклик. (Информация о номере. Доку­мент).

ИНФОРМА'ЦИЯ О HO'MEPE, сведения о номере, к-рый берется для исполнения в театра­лизованном представлении. И. о Н. включает в себя: название номера, название коллектива и его регалии, фамилия и полные имена автров номе­ров и исполнителей и' их регалии, хронометраж, число участников; занятых в номере, характер костюмов, реквизита, эл-тов оформления, осо­бенности аккомпанемента, состав музыкантов, их размещение во время исполнения номера, характер выхода и ухода, остаются ли детали оформления на сцене - т. е. всего того, что пона­добится при работе над режиссерской партиту­рой.

ИРО'НИЯ (гр. eiruneia - притворство), отри­цание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения; основана на ино­сказании, когда истинным смыслом высказыва­ния оказывается не прямо выраженный, а проти­воположный ему, подразумеваемый. В И. как виде комического смешное скрывается под мас­кой серьезности, преобладает отрицательное от­ношение к предмету; в юморе - напротив: серь­езное под маской смешного преобладает поло­жительное отношение. (Ср., Сарказм).

ИСКУССТВ СИНТЕЗ, Синтез искусства. ИСКУССТВА ВИ'ДЫ, Виды искусства. ИСКУССТВА ВОСПРИЯТИЕ, Воспри­ятие искусства.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!