Относительная самостоятельность формы проявляется: 1) как своеобразный тормоз, задерживающий развитие содержания. 2) Возможность реконструкции в соответствии с содержанием, введению новых приемов. 3) "Сброс" формы полностью или частично.
Режиссеру необходимо владеть тремя основными принципами формообразования: 1) сопоставлением, 2) связным развитие м, 3) динамическим сопряжением. Для принципа сопоставления характерно отсутствие связок, переходов между
сопоставляемыми структурно-замкнутыми разделами Ф. Сопоставление разделов может быть и контрастным. Принцип связного развития предполагает объединение связками и плавными переходами структурно-незавершенных разделов Ф., создавая тем самым единую линию развития. Динамическое сопряжение представляет собой также связное развитие, в к-ром большое место уделяется подготовке переходов к новым разделам и темам. Конфликт между разделами и те-мами создает особую напряженность действия. (Содержание и форма).
ФОРМА МУЗЫКА'ЛЬНАЯ, Муз. форма.
ФО'РМА ПЛАСТИЧЕСКАЯ, Пластическая форма.
ФО'РМЫЭСТРА'ДНЫЕ, Эстрадные формы.
ФОТОИСКУССТВО (< гр. pho's, род.п phutos - свет и graphu - пишу), 1) теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах (галогеносеребряных и бессеребряных);
различают Ф. черно-белую и цветную, художественную и научно-техническую (аэроФ., микроФ., рентгеновскую, инфракрасную и др.). 2) Первое из т. и. "технических" иск-в, специфическая особенность к-рого - органическое взаимодействие в нем творческого и технологических процессов. Она предполагает особый способ образного мышления, "неустойчивую", разомкнутую композицию, языковые формы, опирающиеся на возможности светописи, смену ракурса, плана, точки съемки. Соответственно такому ви'дению и языку фотографические образы обладают особой "сожизненностью", воспринимаются как "включенные" в реальное событие, как объект свидетельства о жизни. (Документ).
|
Художественная и документальная фотография - один из самых доступных компонентов. любого театрализованного мероприятия.
ФОТОМАКЕТНЫЙ МЕТОД, фиксирование рисунка построения и перестроения участников массовой сцены в театрализованном представлении на стадионе фотоспособом. На макете (собственно на макете, на плотной бумаге или листе фанеры) футбольного поля стадиона в масштабе наносится стандартная разметка с координатами. Для обозначения участников и предметов заготавливаются также в соответствующем масштабе фишки, палочки, дощечки и т. п. Постановщик, переставляя "участников" на поле макета, составляет необходимые для каждого фрагмента представления рисунки построений. Затем найденное решение нумеруется и фотографируется. Преимущество данного метода в том, что он дает не плоскостное восприятие разрабатываемого фрагмента эпизода, а объемное. Каждый неправильный шаг или ход режиссера-постановщика легко обнаруживается и может быть тут же исправлен передвижением фишки. Разработчик при этом избавлен от большой и кропотливой чертежной работы. (Композицион-
но-постановочный план. Графический метод, Прием обратного действия, Прием прямого действия, Прием возврата к исходному положению).
|
ФУГАТО (ит. fagato, букв. - наподобие фуги), 1) эпизод в муз. произведении, построенный по принципу экспозиции фуги. 2) (В хоровой декламации) котрапункт, построенный на повторении одного и того же слова или фразы, звучащих в различных голосовых группах. При этом слово или фраза, усиливаясь или затихая в своем сплошном, беспрерывном звучании, как бы переливается из одних голосов в другие. (Речевой хор).
ФУНКЦИИ РЕЖИССЕРА (< лат. functio -исполнение, осуществление), деятельность, обязанность, работа. Ф. р. определены В- И. Неми-ровичем-Данченко в его книге "Из прошлого" (М., "Academia", 1936). Реж-р - существо трехли-кое: 1) режиссер-толкователь, он же - показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссером-актером, режиссером-педагогом; 2) режиссер-зеркало, отражающее индивидуальные качества актера, и 3) режиссер-организатор всего спектакля". Эти качества режиссерской профессии относятся не только к режиссуре театра, они определяют сущность профессиональных качеств режиссера массовых театрализованных действий.
Режиссер-зеркало отражает острые проблемы жизни, жизненные потребности и стремления людей и выражает их художественными средствами, преломляет промахи и находки исполнителя: знает и чувствует, что хочет реальный герой, чтобы дать ему задачу в соответствии с замыслом постановки. На репетициях, в течение всего творческого процесса он должен быть своеобразным зеркалом для исполнителей, их активным зрителем.
Режиссер-толкователь реализует свой аналитический дар, образно осмысливая жизненные явления и события, "заражая" своим творческим идейным замыслом исполнителей, зрителей и всех участников театрализованного действа.
|
Функция режиссера-организатора заключается в том, чтобы объединить процессом осуществления единого художественного замысла всех участников постановочной группы, технических исполнителей, общественных организаторов.
Три основные функции режиссерской профессии существуют в неразрывной связи и взаимозависимости.
ФУРКА (нем. Fuhre - длинная телега), приспособление (I) в виде небольшой площадки на колесах, служащей вместо круга для подачи смонтированной декорации, реквизита, актеров из карманов или арьерсцены. Ф. могут двигаться по специально установленным, направляющим "дорогам".
х
XAPA'KTEP (< гр. charackter - печать, чеканка, отличительная черта, признак, особенность), 1) своеобразная особенность чел-ка, вещи, явления (напр., X. местности). 2) (Психол.) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности чел-ка, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы и отношения (установок) к окружающей действительности. 3) (В лит-ре и драматургии) совокупность психических особенностей, образующих личность литературного (драматического) персонажа. Принципы и приемы воссоздания X. различаются в зависимости от трагических, сатирических, и др. способов изображения жизни, от рода произведения и жанра. X. запечатлевается как обусловленный общественно-исторической ситуацией тип поведения, так и творческую индивидуальность автора, его концепция общественного бытия людей. X. включает в себя (в различных соотношениях):
исторически универсальные начала жизни и конкретные явления, сопряженные с определенной национально-культурной традицией и социальной ситуацией; собственно духовную сферу (намерения, процессы мышления, эмоции), выражение внутр. во внешнем (поступки чел-ка, формы его поведения, облик), окружающую чел-ка реальность (бытовая, производственная, природная).
ХАРАКТЕРИСТИКА, 1) описание характерных, отличительных качеств, черт, свойств чего-л. или кого-л. 2) Отзыв, заключение о трудовой, общественной деятельности кого-л.
XAPAKTE'PHOCTb, внеш. физическая характеристика образа (грим. прическа, костюм, пластические особенности), к-рая ярче всего выявляет его внутр. мир. Поиски X. идут самыми разнообразными путями: наблюдение за окружающей действительностью, нахождение прообразов персонажа в жизни, в художественной лит-ре, кино, изобразительном иск-ве. Внешность персонажа должна гармонично сочетаться со сценическим действием. Внешний X. без глубокого внутр. характера - лишь имитация образа, лежащая за пределами требований, к-рые предъявляет уровень современной артистической техники к актеру.
ХАРАКТЕРНЫЙ. 1) имеющий резко выраженные особенности. 2) Свойственный кому-л., чему-л., типичный для кого-то, в профессиональной речи также характерный: (X. актер, X. танец).
ХОД 0'БРАЗНЫЙ, Образный ход.
ХОД РЕЖИССЕРСКИЙ, Режиссерский ход.
ХОД СЦЕНА'РНЫЙ, Сценарный ход.
ХОР (гр. chor6s). 1) певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный). 2) Многоголосная вокальная муз.
пьеса. 3) В древнегреческом театре обязательный коллективный участник, собирательное действующее лицо спектакля. Как сценический прием используется в современном театре. (Речевой X.)
XOPOBO'E ЧТЕ'НИЕ, Хор речевой.
ХОРЕОГРА'ФИЯ (< тр. choreia - пляска и... графия), 1) запись танца. 2) Иск-во сочинения танца, балета 3) С конца 19 - начала 20 вв. танцевальное иск-во в целом. 4) Синтез литературной первоосновы (либретто), замысла балетмейстера и художника, музыки, исполнительское иск-во танцующего актера. Жанровое деление Х.р.:
танец лирический и героический, шуточный и пародийный, народный и классический, бальный и эстрадный.
X. - пространственно-временной иск-во, поэтому с одной стороны, ее роднит с изобразительным иск-вам: отбор поз и движений согласуется со скульптурной выразительностью танца; расположение танцующих в пространстве нередко подчиняется закономерностям орнаментальным и графическим; с др. - с музыкой, нередко диктующей ритм, динамические оттенки, др. характеристики движениям, а иногда ориентирующийся на особенности самих движений. Но движения могут иметь и собственный ритм, отличный от муз., совпадающий с ним лишь в опорных точках. Тогда образуется контрапункт ритма муз. и движенческого, что особенно характерно для фольклорного танца, а также для X. новейшего времени. Народная и профессиональная X. может включать также эл-ты действия. сближаясь тем самым с театрально-зрелищными иск-вами.
В театрализованном представлении X. может проиллюстрировать какую-л. мысль, но может и стать полноправным сюжетным эл-том всего театрализованного действия.
ХОРМЕ'ЙСТЕР (< хор и нем. Meisler - мастер, руководитель), руководитель хора, хоровой дирижер. (Муз. руководитель).
ХОРОВО'Д, древнейший вид народного танцевального иск-ва; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. Встречается у многих народов. Один из популярных эл-тов массового действа.
ХРОНОМЕТРА'Ж, метод определения продолжительности представления. X. может быть выражен следующей формулой: t + 10Хn +. (2-3) + + (5-15), где: t - чистое время всех исполняемых произведений; 10Хn - 10 сек., умноженное на количество номеров (Хn); (2-3) - 2 или 3 мин. на непредвиденные паузы в зависимости от сложности представления, монтировочных перестановок и т. п.; (5-15) - от 5 до 15 мин. на аплодисменты в зависимости от продолжительности представления и популярности исполнителей. Без перерыва представление воспринимается публикой, если его продолжительность колеблется в диапазоне 45 - 90 мин.; при 2-х отделениях первое отделение - 60 мин., второе - 45 мин., итого 105 - 110 мин. (Номер, Выступление).