Партитура физических действий 8 глава




Относительная самостоятельность формы проявляется: 1) как своеобразный тормоз, задер­живающий развитие содержания. 2) Возмож­ность реконструкции в соответствии с содержа­нием, введению новых приемов. 3) "Сброс" фор­мы полностью или частично.

Режиссеру необходимо владеть тремя основ­ными принципами формообразования: 1) сопоставлением, 2) связным развитие м, 3) динамическим со­пряжением. Для принципа сопоставления характерно отсутствие связок, переходов между



сопоставляемыми структурно-замкнутыми раз­делами Ф. Сопоставление разделов может быть и контрастным. Принцип связного развития пред­полагает объединение связками и плавными пе­реходами структурно-незавершенных разделов Ф., создавая тем самым единую линию развития. Динамическое сопряжение представляет собой также связное развитие, в к-ром большое место уделяется подготовке переходов к новым разде­лам и темам. Конфликт между разделами и те-мами создает особую напряженность действия. (Содержание и форма).

ФОРМА МУЗЫКА'ЛЬНАЯ, Муз. форма.

ФО'РМА ПЛАСТИЧЕСКАЯ, Пластиче­ская форма.

ФО'РМЫЭСТРА'ДНЫЕ, Эстрадные фор­мы.

ФОТОИСКУССТВО (< гр. pho's, род.п phutos - свет и graphu - пишу), 1) теория и мето­ды получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических мате­риалах (галогеносеребряных и бессеребряных);

различают Ф. черно-белую и цветную, художест­венную и научно-техническую (аэроФ., микроФ., рентгеновскую, инфракрасную и др.). 2) Первое из т. и. "технических" иск-в, специфическая осо­бенность к-рого - органическое взаимодействие в нем творческого и технологических процессов. Она предполагает особый способ образного мышления, "неустойчивую", разомкнутую ком­позицию, языковые формы, опирающиеся на возможности светописи, смену ракурса, плана, точки съемки. Соответственно такому ви'дению и языку фотографические образы обладают осо­бой "сожизненностью", воспринимаются как "включенные" в реальное событие, как объект свидетельства о жизни. (Документ).

Художественная и документальная фотогра­фия - один из самых доступных компонентов. любого театрализованного мероприятия.

ФОТОМАКЕТНЫЙ МЕТОД, фиксирова­ние рисунка построения и перестроения участ­ников массовой сцены в театрализованном пред­ставлении на стадионе фотоспособом. На макете (собственно на макете, на плотной бумаге или листе фанеры) футбольного поля стадиона в масштабе наносится стандартная разметка с ко­ординатами. Для обозначения участников и предметов заготавливаются также в соответст­вующем масштабе фишки, палочки, дощечки и т. п. Постановщик, переставляя "участников" на поле макета, составляет необходимые для каждо­го фрагмента представления рисунки построе­ний. Затем найденное решение нумеруется и фо­тографируется. Преимущество данного метода в том, что он дает не плоскостное восприятие раз­рабатываемого фрагмента эпизода, а объемное. Каждый неправильный шаг или ход режиссера-постановщика легко обнаруживается и может быть тут же исправлен передвижением фишки. Разработчик при этом избавлен от большой и кропотливой чертежной работы. (Композицион­-


но-постановочный план. Графический метод, Прием обратного действия, Прием прямого дей­ствия, Прием возврата к исходному положе­нию).

ФУГАТО (ит. fagato, букв. - наподобие фу­ги), 1) эпизод в муз. произведении, построенный по принципу экспозиции фуги. 2) (В хоровой декламации) котрапункт, построенный на по­вторении одного и того же слова или фразы, зву­чащих в различных голосовых группах. При этом слово или фраза, усиливаясь или затихая в своем сплошном, беспрерывном звучании, как бы пе­реливается из одних голосов в другие. (Речевой хор).

ФУНКЦИИ РЕЖИССЕРА (< лат. functio -исполнение, осуществление), деятельность, обя­занность, работа. Ф. р. определены В- И. Неми-ровичем-Данченко в его книге "Из прошлого" (М., "Academia", 1936). Реж-р - существо трехли-кое: 1) режиссер-толкователь, он же - показы­вающий, как играть; так что его можно назвать режиссером-актером, режиссером-педагогом; 2) режиссер-зеркало, отражающее индивидуальные качества актера, и 3) режиссер-организатор всего спектакля". Эти качества режиссерской профес­сии относятся не только к режиссуре театра, они определяют сущность профессиональных ка­честв режиссера массовых театрализованных действий.

Режиссер-зеркало отражает острые проблемы жизни, жизненные потребности и стремления людей и выражает их художествен­ными средствами, преломляет промахи и наход­ки исполнителя: знает и чувствует, что хочет реальный герой, чтобы дать ему задачу в соот­ветствии с замыслом постановки. На репетициях, в течение всего творческого процесса он должен быть своеобразным зеркалом для исполнителей, их активным зрителем.

Режиссер-толкователь реализует свой аналитический дар, образно осмысливая жизненные явления и события, "заражая" своим творческим идейным замыслом исполнителей, зрителей и всех участников театрализованного действа.

Функция режиссера-организатора заключается в том, чтобы объединить процессом осуществления единого художественного замысла всех участников по­становочной группы, технических исполнителей, общественных организаторов.

Три основные функции режиссерской про­фессии существуют в неразрывной связи и взаи­мозависимости.

ФУРКА (нем. Fuhre - длинная телега), при­способление (I) в виде небольшой площадки на колесах, служащей вместо круга для подачи смонтированной декорации, реквизита, актеров из карманов или арьерсцены. Ф. могут двигаться по специально установленным, направляющим "дорогам".



х

XAPA'KTEP (< гр. charackter - печать, чекан­ка, отличительная черта, признак, особенность), 1) своеобразная особенность чел-ка, вещи, явле­ния (напр., X. местности). 2) (Психол.) совокуп­ность устойчивых индивидуальных особенно­стей личности чел-ка, складывающихся и прояв­ляющихся в деятельности и общении, обуслов­ливая типичные для нее способы и отношения (установок) к окружающей действительности. 3) (В лит-ре и драматургии) совокупность психиче­ских особенностей, образующих личность лите­ратурного (драматического) персонажа. Принци­пы и приемы воссоздания X. различаются в зави­симости от трагических, сатирических, и др. спо­собов изображения жизни, от рода произведения и жанра. X. запечатлевается как обусловленный общественно-исторической ситуацией тип пове­дения, так и творческую индивидуальность авто­ра, его концепция общественного бытия людей. X. включает в себя (в различных соотношениях):

исторически универсальные начала жизни и кон­кретные явления, сопряженные с определенной национально-культурной традицией и социаль­ной ситуацией; собственно духовную сферу (на­мерения, процессы мышления, эмоции), выраже­ние внутр. во внешнем (поступки чел-ка, формы его поведения, облик), окружающую чел-ка ре­альность (бытовая, производственная, природ­ная).

ХАРАКТЕРИСТИКА, 1) описание харак­терных, отличительных качеств, черт, свойств чего-л. или кого-л. 2) Отзыв, заключение о тру­довой, общественной деятельности кого-л.

XAPAKTE'PHOCTb, внеш. физическая ха­рактеристика образа (грим. прическа, костюм, пластические особенности), к-рая ярче всего вы­являет его внутр. мир. Поиски X. идут самыми разнообразными путями: наблюдение за окру­жающей действительностью, нахождение прооб­разов персонажа в жизни, в художественной лит-ре, кино, изобразительном иск-ве. Внеш­ность персонажа должна гармонично сочетаться со сценическим действием. Внешний X. без глу­бокого внутр. характера - лишь имитация об­раза, лежащая за пределами требований, к-рые предъявляет уровень современной артистической техники к актеру.

ХАРАКТЕРНЫЙ. 1) имеющий резко выра­женные особенности. 2) Свойственный кому-л., чему-л., типичный для кого-то, в профессио­нальной речи также характерный: (X. ак­тер, X. танец).

ХОД 0'БРАЗНЫЙ, Образный ход.

ХОД РЕЖИССЕРСКИЙ, Режиссерский ход.

ХОД СЦЕНА'РНЫЙ, Сценарный ход.

ХОР (гр. chor6s). 1) певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный). 2) Многоголосная вокальная муз.


пьеса. 3) В древнегреческом театре обязательный коллективный участник, собирательное дейст­вующее лицо спектакля. Как сценический прием используется в современном театре. (Речевой X.)

XOPOBO'E ЧТЕ'НИЕ, Хор речевой.

ХОРЕОГРА'ФИЯ (< тр. choreia - пляска и... графия), 1) запись танца. 2) Иск-во сочинения танца, балета 3) С конца 19 - начала 20 вв. танце­вальное иск-во в целом. 4) Синтез литературной первоосновы (либретто), замысла балетмейстера и художника, музыки, исполнительское иск-во танцующего актера. Жанровое деление Х.р.:

танец лирический и героический, шуточный и пародийный, народный и классический, бальный и эстрадный.

X. - пространственно-временной иск-во, по­этому с одной стороны, ее роднит с изобрази­тельным иск-вам: отбор поз и движений согла­суется со скульптурной выразительностью тан­ца; расположение танцующих в пространстве нередко подчиняется закономерностям орнамен­тальным и графическим; с др. - с музыкой, не­редко диктующей ритм, динамические оттенки, др. характеристики движениям, а иногда ориен­тирующийся на особенности самих движений. Но движения могут иметь и собственный ритм, отличный от муз., совпадающий с ним лишь в опорных точках. Тогда образуется контрапункт ритма муз. и движенческого, что особенно ха­рактерно для фольклорного танца, а также для X. новейшего времени. Народная и профессиональ­ная X. может включать также эл-ты действия. сближаясь тем самым с театрально-зрелищными иск-вами.

В театрализованном представлении X. может проиллюстрировать какую-л. мысль, но может и стать полноправным сюжетным эл-том всего театрализованного действия.

ХОРМЕ'ЙСТЕР (< хор и нем. Meisler - мас­тер, руководитель), руководитель хора, хоровой дирижер. (Муз. руководитель).

ХОРОВО'Д, древнейший вид народного тан­цевального иск-ва; сочетает хореографию с дра­матическим действием, переплясом, песней. Встречается у многих народов. Один из попу­лярных эл-тов массового действа.

ХРОНОМЕТРА'Ж, метод определения про­должительности представления. X. может быть выражен следующей формулой: t + 10Хn +. (2-3) + + (5-15), где: t - чистое время всех исполняемых произведений; 10Хn - 10 сек., умноженное на ко­личество номеров (Хn); (2-3) - 2 или 3 мин. на непредвиденные паузы в зависимости от слож­ности представления, монтировочных переста­новок и т. п.; (5-15) - от 5 до 15 мин. на апло­дисменты в зависимости от продолжительности представления и популярности исполнителей. Без перерыва представление воспринимается публикой, если его продолжительность колеб­лется в диапазоне 45 - 90 мин.; при 2-х отделени­ях первое отделение - 60 мин., второе - 45 мин., итого 105 - 110 мин. (Номер, Выступление).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: