Итак, формула (14) позволяет вычислять охват любого СМИ при произвольном числе m выходов.
Отметим еще раз, что формула (14) содержит два параметра, в качестве которых выступают предельные значения охвата, а именно, охваты при одном и очень большом числе выходов - R и G°° соответственно.
Таким образом, для точного вычисления охватов G(m) нужно иметь измеренные по некоторой методике значения этих двух параметров. Отметим, что с практической точки зрения измерить величину G°° достаточно сложно. Однако ее можно найти из формулы (14), если известен рейтинг R и значение охвата G(m) при каком-то конкретном (удобном для измерения) значении m.
C. 53
Мы провели анализ измеренных значений R и G°°, в результате которого было установлено, что для подавляющего большинства СМИ имеется четкая корреляционная зависимость G°°(R), своя для каждого типа СМИ.
Обнаруженная корреляционная зависимость может быть аппроксимирована (с достаточной для практических вычислений точностью) функциональной зависимостью G°°(R). Наличие зависимости G°°(R) позволяет упростить использование формулы (14) и представить ее в виде, содержащим только один параметр, а именно рейтинг R. Для этого удобно ввести новую величину
r = G°°/R, (15)
которую будем называть РАСТРОМ ЗАВИСИМОСТИ G(M). Величина растра показывает, во сколько раз максимальное значение охвата превосходит рейтинг и характеризует ДИНАМИКУ ОБНОВЛЕНИЯ АУДИТОРИИ при увеличении числа выходов рекламы в СМИ. НАПРИМЕР,
- если растр какого-либо СМИ близок к единице, то это означает, что аудитория этого СМИ практически не изменяется от выхода к выходу. Это характерно, в частности, для газет, распространяющихся по методу рассылки.
|
- С другой стороны, если растр очень большой (г>>1), то от выхода к выходу такого СМИ происходит существенное обновление его аудитории. Понятно, что очень большие растры могут иметь СМИ с малыми рейтингами.
Поскольку существует зависимость G°°(R), то растр также является функцией рейтинга: r = r(R). Используя понятие растра, обнаруженная корреляционная зависимость G°°(R) с очень хорошей точностью описывается следующей функцией
r = 1+ALn`2R,
(16)
где
А - коэффициент аппроксимации, свой для каждого типа СМИ. Определение этих коэффициентов (их число равно числу типов СМИ) является более простой задачей медиаметрии, чем нахождение предельных охватов, число которых равно количеству СМИ.
Изменение величины растровых коэффициентов в зависимости от типа СМИ отражает разную динамику сменяемости охваченной аудитории при выходе рекламы в них.
РИСУНОК:
На рис. 9 мы наглядно проиллюстрировали различие в сменяемости аудитории на примере транспортных потоков в городе.
Очевидно, что в центре города (область, помеченная цифрой 1) число новых машин, проезжающих каждый день в этом месте, больше, чем на периферии. Это соответствует наиболее динамичнойтелеаудитории.
В «спальном» районе (цифра 3 на рисунке) ездят, в основном, одни и те же машины, водители которых живут в этом районе, что соответствует наименее динамичной аудитории радио и рассылочных газет.
Среднее положение занимает область 2, которая в рамках нашей аналогии соответствует обычной прессе.
Хотя приведенная аналогия имеет иллюстративный характер (и, как и все остальные, преследует цель активизировать воображение процессе освоения новых понятий), с ее помощью можно рассчитывать рейтинги и предельные охваты растяжек и рекламных щитов (см. Приложение 3).
|
РИСУНКИ 10, 11:
На рис. 10 и 11 приведены результаты аппроксимации растров для 19 телепередач и 14 газет.
- Точки на диаграммах соответствуют экспериментальным данным,
- сплошные кривые построены в соответствии с формулой (16).
Обратно пропорциональная зависимость растра от рейтинга СМИ вполне понятна: чем больше рейтинг, тем меньше должно быть отношение максимального охвата к рейтингу, поскольку максимальный рейтинг ограничен сверху (он не может превосходить 100%).
Отметим, что среди СМИ имеются исключения с точки зрения растров «своим» типам СМИ.
- Так, некоторые радиопередачи имеют растровый коэффициент прессы,
- а некоторые газеты - коэффициент радио и т.п.
Рис. 11. Зависимость растра от рейтинга для прессы.
C.56
Перепишем формулу (14), используя установленную зависимость растра от рейтинга:
G(m) = rR (1 - 1 / r)`m)
(17)
Эта формула содержит всего один измеряемый параметр - рейтинг СМИ.
Формулы (17), (16) позволяют достаточно точно вычислять охваты всех СМИ при минимально возможном наборе исходных данных. В конечном счете, нужно знать только рейтинг, поскольку набор коэффициентов А для типов СМИ слабо изменяется со временем и может быт определен всего один раз на большой срок.
Таким образом, введение растров приводит к существенному упрощению методики вычисления охватов, поскольку для их вычисления требуется существенно меньшее число измеряемых параметров. Однако такое упрощение не приводит к существенному уменьшению точности вычисления конечных показателей рекламной кампании:
|
- полного охвата,
- доли рынка,
- прогнозируемой прибыли.
Сравнение результатов планирования рекламных кампаний в нескольких СМИ с использованием формул (14) и (17) показало, что они дают практически одинаковые результаты.
В дальнейшем охваты отдельных СМИ будем обозначать либо G(m), либо, где это нужно, будем указывать номер конкретного СМИ: Gj(mj) или просто Gj.