Нами была получена формула, по которой вычисляется охват нескольких СМИ. Теперь, как и для одного СМИ, представим этот полный охват G нескольких СМИ в виде разложения в спектр - то есть в виде суммы охватов g(f), соответствующих всем возможным числам контактов. Общая формула для L СМИ оказывается достаточно громоздкой. Поэтому мы проиллюстрируем вывод этого разложения на примере двух (L=2) независимых СМИ.
Пусть имеются два СМИ с охватами G1(m1) и G2(m2), где m1 и m2 - выходы в 1 и 2 СМИ. Охват двух СМИ в соответствии с формулой (17) будет следующим
(32)
Эту формулу наглядно иллюстрирует рис. 20, на котором охваты представлены в виде пересекающихся кругов.
- Пересеченная часть (область 2) представляет собой долю людей, имевших контакт как с первым, так и со вторым СМИ.
- Области 1 и 3 представляют собой доли людей, имевших контакт только с 1 и только со вторым СМИ соответственно.
- Полный охват равен сумме этих трех областей (объединение охватов двух СМИ).
Рис. 20. Схематическое представление охвата двух СМИ как суммы трех областей.
Определим охваты отдельных областей.
· Начнем с охвата совместного сектора 2.
Предположим, что контакты любого человека из целевой аудитории с этими двумя СМИ являются случайными. Ранее уже говорилось, что охват на языке теории вероятностей представляет собой вероятность того, что случайно выбранный из аудитории человек имел, по крайней мере, один контакт со СМИ.
Поэтому G1(m1) и G2(m2) - вероятности контактов с первым и вторым СМИ. При случайных контактах со СМИ вероятность того, что случайно выбранный из аудитории человек имел контакт как с первым, так и со вторым СМИ, равна произведению вероятностей G1(m1) и G2(m2) (см. соответствующую теорему в [9]). Поэтому формулу (26) можно переписать в виде суммы охватов областей 1, 3 и 2:
|
· Теперь представим полный охват двух СМИ G как сумму охватов с фиксированным числом контактов, используя разложение (18), (19) для первого и второго СМИ.
(34)
С. 72
Подставляя (34) в (33) и группируя отдельные слагаемые так, чтобы каждая группа соответствовала фиксированному числу контактов, получим следующее разложение для полного охвата:
Для большего числа СМИ формула для спектра охвата g (f) выводится аналогично. Однако из-за ее громоздкости мы ее здесь не приводим.
На рис. 21 показан спектр охвата g(f) двух СМИ (TV и радио), полученный по формуле (22). Параметры СМИ были следующими:
1) для телепередачи - R=15%; m = 12;
2) для радиопередачи - R=5 %; m = 20.
С. 73
Из рисунка видно, что на кривой g(f) имеется 2 максимума. Эта кривая является суммой двух кривых, каждая из которых имеет один максимум и относится к одному СМИ.
Первый максимум охвата при частоте контакта f1 = 3 возникает благодаря выходам на TV.
Второй - на частоте f2 = 13 возникает в результате выходов на радио.
ВЫВОД:
Из этого рисунка видно, что относительно небольшое число выходов в рейтинговом СМИ позволяет охватить значительное число людей, но с небольшим числом контактов. В то же время достаточно большое число выходов в малорейтинговом СМИ обеспечивает большое число контактов, но конечно, меньший охват.
· Отметим, что для случая двух сильно рейтинговых СМИ
кривая g(f) может иметь и три максимума, которые соответствуют частотам
|
- f1,
- f2 и
- f1+ f2
где
f1= m1R1/G(m1),
f2 = m2R2/G(m2);
mj, Rj - выходы и рейтинги каждого СМИ.
В общем случае нескольких СМИ кривая g(f) может иметь 2` L -1 максимумов на разных частотах (L - число СМИ).
Однако, как правило, число максимумов оказывается меньше за счет их слияния. При увеличении числа СМИ в результате такого слияния кривая g (f) становится более гладкой и широкой.
ГРАФИК:
В качестве примера на рис. 22 приведено распределение охвата для трех СМИ (TV-передача, радио, пресса) с параметрами:
l) R=15%; m = 25;
2) R=6%; m = 20;
3) R=20%; m = 4.
С. 74
Для этого примера выходы были подобраны так, чтобы все три главных максимума были, по возможности, отделены друг от друга (всего максимумов для трех СМИ может оказаться 7).
Однако, как видно из сравнения рис. 21 и 22, при увеличении числа СМИ вклады каждого из них перекрываются (между максимумами нет участков кривой, где g(f) = 0). В результате общую кривую нельзя разделить на участки, каждый из которых отвечает только одному СМИ. Но каждый из трех четко выделенных максимумов на представленной кривой идентифицируются с одним из трех СМИ.