План:
1) Общее понятие о бухгалтерских документах;
2) Классификация документов по качественным признакам;
3) Значение БД по уголовным делам.
1 вопрос
Документация – письменное свидетельство о совершённой хозяйственной операции, либо дающая право на её совершение и придающая силу данным БУ. Любая хозяйственная операция может быть отражена в БУ только на основании надлежаще оформленных документов. Первичные документы принимаются к БУ, если они составлены по форме, содержащейся в «Альбоме унифицированных форм первичных учётных документов». Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, а также передачу их в установленные сроки для обработки в бухгалтерию и за достоверность отражённых в документах сведений несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Бухгалтерский документ подтверждает факт совершения хозяйственной операции, является основанием для совершения хозяйственной операции на счетах и является средством предупреждения хищений товарно-материальных ценностей.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРВИЧНЫМ ДОКУМЕНТАМ
F Должны быть составлены по форме, содержащейся в альбоме;
F Должны содержать все обязательные реквизиты;
F Должны быть составлены в момент совершения хозяйственной операции или сразу по её окончании (не задним числом);
F Исправления в первичных документах должны быть подтверждены подписями лиц, принимавших участие в совершении операции с указанием даты исправления (за исключением кассовых и банковских – в них исправления не допускается. При ошибке аннуляция старого и создание нового документа);
F Заполнение документов должно обеспечивать сохранность записей в течение срока, установленного для хранения в архиве. Большинство документов хранятся 3 года, по годовой БО 5 лет, по документам о трудовой деятельности ФЛ – 75 лет минус возраст выхода работника на пенсию. Ответственность за составление графика документооборота (прохождение документов из одного подразделения в другое и сдача его в архив) и сдачи их в архив несёт главный бухгалтер.
|
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫПЕРВИЧНЫХ УЧЁТНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ü Название документа;
ü Место и дата составления документа;
ü Наименование и адрес организации, от имени которой составлен документ;
ü Содержание хозяйственной операции;
ü Измерители хозяйственной операции (натуральные, денежные, трудовые);
ü Наименования ДЛ, ответственных за совершение хозяйственной операции;
ü Личные подписи ДЛ.
КЛАССИФИКАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ ДОКУМЕНТОВ
I. По назначению:
v Распорядительные (содержат указание на выполнение хозяйственной операции – приказ, распоряжение, банковский чек);
v Исполнительные (составляют в момент совершения хозяйственной операции – накладная, акт на списание ценностей и т.д. + свои примеры на семинар);
v Комбинированные (содержат распоряжение на выполнение операции и фиксируют факт её совершения – ведомость на заработную плату);
v Документы бухгалтерского оформления (служат для бухгалтерского оформления каких-либо операции с целью дальнейшего их использования в учётном процессе – ведомость амортизационных отчислений).
II. По месту составления:
© Внешние (документ поступает из другой организации – платёжное поручение, счёт-фактура);
|
© Внутренние (документ оформляется в пределах предприятия – накладная на внутреннее перемещение, требование на отпуск, фактура).
III. По способу исполнения:
Þ Ручные (банковские документы не допускаются);
Þ Машинные.
IV. По объёму содержания:
Первичные (впервые регистрируют хозяйственную операцию – кассовые ордера, накладные);
Сводные (составляют на основании первичных – авансовые отчёты, товарные отчёты и т.д.).
V. По способу оформления:
☺ Разовые (содержат одну или несколько хозяйственных операции, оформленных одним рабочим приёмом (за раз) – счёт-фактура, товарно-транспортная накладная);
☺ Накопительные (отражают хозяйственные операции, оформленные в несколько рабочих приёмов – карточка учёта материалов, лимитно-заборная карта: выписывается на отпуск материалов со склада в цех. Лимит материала).
2 вопрос
По качественным признакам документы подразделяются на 2 группы:
Þ Полноценные документы – правильно оформленные документы, отражающие законные по содержанию операции, отражающие действительно совершённые операции и отвечающие всем предусмотренным требованиям;
Þ Неполноценные:
~ Неправильно оформленные – без необходимых реквизитов (без подписи); с лишними реквизитами (накладная на внутреннее перемещение содержит печать, пометки, записи), с ненадлежащими реквизитами (платёжное поручение не подписано лицами, которые имеют право подписи в финансовых документах);
~ Документы, отражающие незаконные операции – документы, составленные на хозяйственные операции, которые по существующим правовым нормам не должны совершаться (акт на списание стоимости материалов с завышением норматива, фактического расхода).
|
Þ Документы, содержащие случайные ошибки – составлены лицами, некомпетентными в той или иной области;
Þ Подложные документы. В качестве подложных выделяют документы реально существующие, но содержащие в себе фиктивные хозяйственные операции. В иды подлогов:
☼ Материальный (внесение изменений механическим путём – подчистка, подтирка, травление, корректор, дописывание дополнительных цифр.. и т.д.);
☼ Интеллектуальный (осуществляется путём составления безденежных (движение денег не осуществлялось, а документально это зафиксировано) и бестоварных документов (движение товаров не осуществлялось, но документально зафиксировано));
☼ Комбинированный (сочетание материального и интеллектуального).
Помимо подложных в БУ выделяют фиктивные документы. Фиктивный документ – такой документ, который в виде первичного не существует, но на него сделана ссылка в учётных регистрах и БО. Подложный существует в виде первичного, но в нем несуществующая операция.
3 вопрос
БД – основа для раскрытия экономических преступлений. БД являются предметом рассмотрения судебно-бухгалтерской экспертизы, аудиторских, ревизорских проверок и т.д. Бухгалтерские данные могут быть полезны при установлении по уголовному делу и выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение, когда документы в качестве доказательств предъявляются обвиняемым, подозреваемым, свидетелям, потерпевшим и т.д., либо непосредственно исследуются следователем, судом в ходе осмотра, а также оглашаются в суде. Сведения, содержащиеся в БД, могут стать предметом прокурорской проверки, оперативно-розыскных мероприятий и послужить основанием для возбуждения уголовного дела.
Т.о, БД выступают в качестве доказательств по УД, являются важным источником получения новых доказательств и их содержание помогает воссоздать картину преступления и выявить круг лиц, причастных к его совершению.