— Ходили... разноречивые...— с жаром повторял за ним Бодзанта.
— Что касается меня, я терпеливо слушал, но в конце концов решил сам посмотреть. Не убедившись лично, не хотел...
— Я очень благодарен за такое решение. Ведь оно противоречит нашим обычаям, я сказал бы, противоречит польской натуре. Поляк любит решать без личной проверки, на основе унаследованной от предков интуиции, без лишних проволочек. Так было при наших отцах и славно получалось: бей новатора, коли ты благочестивый католик. А любопытно, что говорят?
— Самое разное. Нас, то есть нашу партию, беспокоит, в связи со всем, что у нас делается, в связи с беспримерным общественным шатанием, самый факт подчеркивания земельного вопроса, представляющий собой в какой-то мере признание правоты разрушительных элементов.
— Элементов... В самом деле?
— Именно так... Конечно, прошу не думать, будто мы против всякого прогресса в отношениях между помещиками и крестьянами. Это не только не соответствует действительности, но прямо противоположно ей. Мы — сторонники улучшения участи польского крестьянина. Речь идет лишь о том, чтобы не допустить хозяйничания анархических и разрушительных элементов. По нашему мнению, необходимо сделать все возможное для улучшения положения земледельцев, но ни в коем случае нельзя допустить, чтобы получили удовлетворение бессмысленные требования анархии...
Бодзанта с треском сгибал свои длинные пальцы, послушно и внимательно отмечая все, что говорил гость.
— Нельзя допустить, чтобы у нас нашла какое-либо место деструкция,— продолжал г-н Малиновский,— чтобы бедствие общественного распада могло рассчитывать на какую-либо возможность осуществить свои фантазии здесь, в стране, где мы — хозяева. Общественное мнение обязано не только говорить, но кричать, бить в набат, так как зло огромно, всеобъемлюще! Разве не так?
— Простите, милостивый государь, что я не стану
высказывать своего мнения в категорической форме, гак как у меня правило,— быть может, и ошибочное,— не выносить категорических суждений. Я никогда не принадлежал ни к какой партии, ни к какому лагерю, ни к какому направлению. Я одиночка. Слова «анархия», «деструкция» — это иностранные термины, и я не знаю, что они значат...
— Я подразумеваю под ними все, что возникло у нас в последнее время и принесло стране столько вреда. Анархией и деструкцией я называю все те общественные безобразия, которые творят у нас социалисты: забастовки, разоряющие нашу промышленность и доводящие народ до нищеты, дикие насилия над мирным населением страны,— словом, все эти вредные действия...
. — Простите... вредные для кого?
— Для общества.
— Если б мы в данный момент и в данном составе представляли «общество», то при голосовании по вопросу о вредности этой самой анархии и деструкции голоса разделились бы. Я, например, голосовал бы против понимания той же анархии и деструкции, как явлений целиком и безоговорочно вредных.
— И я тоже,— вставила с улыбкой Марта. Господин Малиновский склонился перед ней с любезной улыбкой:
— Я оказался в меньшинстве, но, к сожалению, справедливость на моей стороне.
— Тут есть еще одна особа, которая не голосовала,— заметил Бодзанта, прищурившись и глядя ласково, нежно, приветливо на Еву.— Отчего вы не воспользуетесь своим правом голоса?
— Я не имею избирательного ценза...— весело ответила она.
— У нас нет никаких избирательных цензов! — заявила Марта.
— Возвращаясь к нашему вопросу...— продолжал Бодзанта.— Не знаю также, что вы называете пользой и даже что — обществом. Поэтому не уверен, могу ли я согласиться с вашим пониманием общественной пользы.
— Мне кажется, тут не может быть двух мнений.
— А я полагаю, что могут быть — и даже не могут не быть два. Очень часто, например,— особенно у нас,— общественным бедствием, народным несчастьем называют вздорожание рабочей силы. Все газеты бьют тревогу: дескать, родине грозит катастрофа. Люди мечутся в панике,
а между тем при ближайшем рассмотрении оказывается, что дело идет о прибавке нескольких копеек из кармана богачей тем соотечественникам, которые не могут назвать своим даже то место, где лежит их подстилка, у которых нет не то что своей ложки, а своей могилы. Так что все зависит от того, что мы вкладываем в понятие «общество». Например, как по-вашему: батраки принадлежат к обществу или нет?
— Батраки, разумеется, принадлежат к обществу.
— В чем же тогда вред забастовок? Если у батраков будет короче рабочий день, выше заработная плата и лучше избы, от этого общество как будто выиграет, а не потеряет. Следовательно, забастовки только тогда вредны, когда плохо продуманы, плохо проведены и поэтому не обеспечивают победы. Кто до инициаторов забастовок, скажем, в сельском хозяйстве, беспокоился об участи тех членов общества, которые носят название батраков? Не припомню, чтобы кто-нибудь трудил себе голову над их участью. Кто? Помещики, духовенство, интеллигенция? Если вы хотите получить ответ не журналистский, а настоящий, данный по чистой совести, то он может быть только один: это сделали как раз вышеупомянутые возмутители спокойствия. Только с тех пор, как они начали приносить несчастье польскому народу, сеять анархию и будоражить наш безмятежный покой, общество пришло к выводу, что «надо сделать все, что возможно».
Я давно живу в этих местах. Много лет тому назад был я на храмовом празднике в местечке Палушицы. После обедни выхожу из костела и, как полагается церковному старосте, прохожу по улице или, верней, аллее, состоящей из нищих и протянувшейся от костела до вонючего рынка. Впрочем, это зрелище — наше родное, привычное, буколическое и поистине трогательное. Сидят себе старички на высохшей грязи, дерут горло, воспевают всякие ужасы, а народ и шляхта, растрогавшись, подают грошики, и души умерших на том свете получают большое облегченье. По своей врожденной дотошности я стал допрашивать старичков по очереди, чем каждый из них занимался, прежде чем отдаться этой похвальной профессии: смягчению страданий душ умерших. В результате интервью выяснилось, что девять десятых этих людей — как раз бывшие батраки, и даже из моих собственных родовых поместий, либо из имений моих почтенных соседей. Общество спокойно мирилось с этим истинно польским зрелищем. Только эти «враждебные народу» люди взяли на себя почин — втянуть батра-
ков в сети общества, подняли голос против того, чтобы батраки мои становились на старости лет нищими. А что, нищие, сидящие возле костела, принадлежат к обществу?
— И нищие принадлежат к обществу.
— А если бы мы посадили одного из пих рядом с собой и спросили его, что полезно и что вредно, как вы думаете, его мнение совпало бы с вашим?
— Возможно, что мнение нищего с костельной паперти не совпало бы с моим; возможно, оно оказалось бы совершенно противоположным моему; но, несмотря на это, не его, а, смею думать, мой голос был бы решающим в вопросе о том, что выгодно для меня и для него, а также для общества.
— Но отсюда следует, что пе сразу легко установить, в чем общественная польза и в чем вред. С другой стороны, несомненно, что если бы вы, сударь, могли отбросить свои личные, имущественные, кастовые или сословныо интересы, то мнение ваше, мнение человека просвещенного, было бы гораздо более веским, чем мнение нищего. Но если вы займете такую позицию, сударь, то обязательно придете к единственно возможному выводу, а именно — что человеческому обществу полезно полное уничтожение нужды батраков, поднятие рабочих и бедняков в л того состояния обреченности и гнусного уничижения, в котором мы их держим, и предоставление им места в христианском обществе рядом с нами, признание их нашими братьями.
— Наша партия стремится, в сущности, к той же цели. Только мы — не идеалисты, которые рядят безумные дела и замыслы в одежду пышных фраз...
— Так, фраз... А что, до того, как начались забастовки, вы со своими сторонниками предпринимали действия, направленные именно к этой цели?
— Если мы не предпринимали открытых действий, то лишь потому, что обстановка отнимала всякую возможность общественной деятельности. Но потенциально все это было в наших намерениях. Проблема автономии непосредственно связана с разрешением этого сложного вопроса — батрацкого, земледельческого и вообще рабочего.
— А вот те, зачинщики подавленных и побежденных забастовок, не думали о препятствиях...
— Оттого что хотели ловить рыбу в мутной воде.
— Рыбу... Не знаю, какую можно поймать рыбу, идя против пуль, дубин, спущенных с цепи псов — дворовых и газетных, против клеветы, злословия, оскорблений.
14 С. Жеромский 417
— Они хотели поймать рыбку власти. Под видом желания добра народу хотели захватить господство и над народом и над другими классами в стране.
— Свобода действия заключается в нас самих и не может быть нам дарована. Те, кто, несмотря ни на что, стараются поднять уровень жизни наиболее обездоленных наших соотечественников, это — погонщики ленивых волов. Мы ленивые, сонные, прожорливые, бездушные волы. Сожрать, что под боком, заснуть на этом самом месте, проснуться и опять сожрать то, что выросло. Когда у нас было государство (самое прекрасное на свете, оплот вольности мира), мы довели его до гибели шляхетским беззаконием и специально изобретенным снобизмом, болезнью сбившихся в стадо волов. А теперь, лишившись государства, вздыхаем о нем. Мы хотели бы, чтоб оно все за нас сделало. Прошу прощения, что говорю так резко, но в делах, затрагивающих общие интересы, не надо думать о деликатности.
— О, пожалуйста! Факт тот, что мы в своем земледельческом союзе подняли, насколько возможно, оплату труда батраков, устранили разные ограничения, даем, как правило, каждой семье избу...
— Это великолепно! Хороший признак: ленивые волы машут рогами и переступают с ноги на ногу, делая вид, будто идут. Может, даже сдвинутся с места... А локаут сельскохозяйственных рабочих, о котором я слышал, как о созидательном явлении в ваших краях? Самооборона — не так ли? У батрака, правда, нет настоящей организованной «партии», но отсюда не следует, что и мы, «шляхта», не должны ее иметь. Надо обломать хамам рога?! Вон на улицу всех батраков в зимнее время. Это по-польски!
Господин Малиновский равнодушно улыбнулся. Помолчав, сказал только:
— Значит, вы, сударь, определенно за них.
— Я всегда за справедливость. Повышение оплаты труда батраков и сельскохозяйственных рабочих увеличит (и это дай бог!) их потребности.
— В отношении «монополии»?
— Расширение потребностей повлечет за собой необходимость их удовлетворения. Может быть, им станут хоть сколько-нибудь доступны блага, создаваемые нашей промышленностью. Потому что до сих пор «наша» промышленность удовлетворяет чьи-то там потребности во всяких Азиях, Сибирях, Самаркандах; наши ситчики — наша слава, но только не здесь. Наш батрак, под боком у круп-
ных фабрик, по-прежнему таскает чудовищные сапожищи, старые, рваные, нестираные дерюги, вонючую сермягу и безобразный кожух. Несчастный живет совершенно так же, как жили пращуры в эпоху Пястов ' — при свете смоляной коптилки, а то и лучины. По мере развития кустар-
: ных промыслов, удовлетворяющих сложившиеся потребности местного населения,— как это мы видим в городках Швейцарии,— в этих промыслах, быть может, нашли бы
' себе применение наши молодые техники, которые теперь, после нескольких лет усердного учения в заграничных университетах, становятся у нас прихвостнями немецких фабрикантов, цепными собаками, лающими на польский рабочий люд, либо чиновниками.
Вот в чем, по-моему, подлинное благо для страны. Не благо землевладельцев, ничего не сделавших для родины, является ее благом, а восстание с одра болезни теперешних ее изгоев. Родина — это общественный строй буду-
• щего.
— Положение наших батраков совсем не такое плачевное...
— В самом деле? Но ведь не где-то за горами, за лесами, не в Англии, Америке или Франции, а на востоке от нас, например в Жмуди, батрак зарабатывает в год на пятнадцать рублей деньгами и на двадцать пудов натурой больше, чем такой же батрак в плодородной Люблинской губернии. Кроме того, в районе Жмуди батрак работает в среднем (учитывая и зимние и летние дни) около девяти часов. Жилье там вполне сносное, врач, аптека, детские сады. А загляните в жилище батрака Люблинской, Келец-кон, Радомской губернии — что там? Восемнадцать рублей жалованья в год, работа в страду — с трех утра до девяти вечера. А на границе, в Пруссии, у батрака уже две комнаты, часы и — о horror2 — мягкий диван. Слышите, люблинские землевладельцы?! Берегитесь, беда близко: она всюду!
— Я не знаю, являются ли диван и часы таким уж обязательным идеалом. Может быть, придется срочно ставить нашим Матекам и диваны. Я не спорю... Жилые дома должны быть просторные, здоровые, комнаты теплые, светлые, но без комфорта, на который у большинства наших землевладельцев не хватает средств. А впрочем, сударь, теоретически рассуждая, кажется, что не только батраки, по даже иные крестьяне при существующих условиях дав-
1 Первая династия польских королей (XI—XIV вв.).
2 Ужас (лат.).
14*. 419
по должны были бы помереть с голоду. Казалось бы, так жить нельзя и, однако, мы видим, что не только они сами, но и инвентарь их — в хорошем состоянии. Можно также заметить, что как раз в Келецкой губернии, где труд батраков оплачивается хуже всего, они размножаются всего сильнее.
— Вот это утешенье! Восемнадцать рублей жалованья в год, свинья в комнате, где живут две семьи, восемнадцать часов работы в сутки в летнее время и ко всему этому — полон дом ребят. Нет, давайте уж начистоту! Для меня эти злодеи, подстрекающие сельскохозяйственных рабочих бастовать,— предвестники завтрашней родины, поборники справедливости. Что из того, что их зовут «бездельниками» и «бродягами»? Потомки воздадут им должное, а тех, кто употреблял свое перо во вред своим нищим соотечественникам и в угоду богачам, не простят никогда.
Бодзанта поднялся с места и стал ходить по комнате комично, стремительными шагами, нервно, торопливо потирая руки.
— Можно узнать,— надменно промолвил г-н Малиновский, явно желая переменить тему разговора,— можно узнать, на каких началах построено хозяйство в ваших поместьях?
— В моих поместьях...
— Я хочу сказать...
— Мне стало ненавистно положение владельца земли, которой я как следует не знаю, которая мне совершенно не нужна, а между тем страшно нужна сотням и тысячам жаждущих. Земля принадлежит народу. «Общество, верное своему долгу, признает право владения землею и всякой другой собственностью только за трудом». Это — самый святой принцип нашей конституции, скрепленный кровью таких людей, как Шимон Конарский1. Ничто на свете не вырвет этот принцип из кодекса нашего духа, никакая, даже самая изощренная ложь богатых.
Как-то раз я во время охоты забрел в эти самые места. Не знал, на своей стою земле или на чужой. Вдруг вижу, мужик пашет пары. «Чья земля?» — спрашиваю. Разговорились мы с ним. Не буду повторять: беседа была самая обычная. Но тут передо мной раскрылись четкие письмена
1 Конарский Шимон (1808—1839)—выдающийся деятель демократического лагеря в польском национально-освободительном движении, один из руководителей тайных революционных организаций «Молодая Польша» и «Союз польского народа». Расстрелян царскими жандармами.
правды. Крестьянин наделен бессмертной душой, но Душа эта в данный момент распята на индивидуальном участке земли, пригвождена к этому участку, словно к кресту, кровавыми гвоздями нужды и темноты. Душа польского крестьянина мертва, бесчувственна ко всякой идее, кб всему, что является для людей святыней. Нет на свете человека более холодного, эгоистического, подозрительного, жадного и скупого, чем наш несчастный мужичок. Он никому и ничему не верит, ничего не любит. Только алчет и жаждет земли, потому что вынужден алкать. И душа его не может ничего чувствовать по нашей вине, по вине земельной буржуазии, которая сама, как и крестьянство,— безжизненный дух. Поэтому и крестьянин и так называемый шляхтич должны быть уничтожены.
У нас, в нашей изумительной истории, были примеры того, чем становится шляхтич, оторванный от земли: это — шляхтич, изгнанный после революции тридцать первого года, и шляхтич, сосланный в Сибирь в шестьдесят третьем. В унижении он становится великим, как тот иссеченный розгами и оставшийся спокойным старик, описанный ожесточеннейшим нашим врагом — Достоевским. А в богатстве своем он — один из стада волов. И каждый, кто возводит величайшее здание — польскую отчизну, будущий великий строй ее, то единственное, что можно любить на земле так безумно, как любят единственного ребенка,— тот должен иметь перед глазами эту правду.
— Я также являюсь сторонником парцелляции.
— В самом деле? Очень жаль. А я — ожесточенный ее противник.
Малиновский сохранял спокойствие, ожидая, что будет дальше. Увидев, что Бодзанта умолк, он заговорил сам:
— Я — сторонник парцелляции, но не той грабительской, какая происходит у нас. Шляхта, не имея другого выхода, продает землю проходимцам. Проходимцы хватают деньги в банке, хозяйничают черт знает как, устраивают круговую поруку, разоряются и гибнут. Нет, сударь! Я — сторонник парцелляции, но по прусской системе. Ничего не поделаешь: приходится учиться уму-разуму у пруссаков. Золотой век миновал!
Прусская система, как известно, заключается в том, что помещик, желающий парцеллировать свое владение, прежде всего является в земельное управление и берет парцелляционный патент. Этот патент возлагает на желающего произвести парцелляцию обязанность упорядочения территории. Это значит: если луга не имеют стока, надо
устроить дренаж, и притом по последнему слову науки; надо в данной деревне построить школу, расширить церковь, так как на земле, принадлежавшей прежде одному помещику, появятся люди, которых раньше не было; наконец надо очистить землю от всякого ипотечного долга. Только после выполнения владельцем всех этих требований государство берет его под опеку. Он получает парцелляци-онный патент, и с этой минуты никто на его ипотеку не может накладывать запрещение. Одновременно Landschaft-gesellschaft' выдает новым собственникам кредит из трех процентов с погашением в определенные сроки. Крупная вотчина теперь разбита на мелкие участки, люди оседают на них и начинают хозяйничать рационально, погашая в какие-нибудь двадцать пять лет полученную ссуду. Крестьянин, приобретший участок, не успел оглянуться, как уже стал владельцем земли, и оставит в наследство детям имение. Таким путем создается мелкая частная собственность на землю, самая рациональная форма владения на свете, восторжествовавшая в Дании и Южной Германии. В Копенгагене имеется теперь организация, представляющая собой зародыш товарной биржи по сбыту масла. Датское мелкохозяйственпое маслоделие уже господствует на английском рынке. Председателя датской организации маслоделов назначают английские фирмы. Имеются уже огромные заводы, которые я сам видел,— например, Эсбьерг. Около двадцати пяти тысяч фунтов масла разделывается там на бруски. Вот как живут датские крестьяне.
— Да,— промолвил Бодзанта.— Чтобы привести крестьянские промысла в порядок, о котором вы говорите, сударь, надо прежде всего создать государство вроде прусского. Ведь необходимо иметь в виду, что в Пруссии верховное право землевладения принадлежит государству. Об этом нельзя забывать ни на минуту. А так как я государств создавать не могу, но владел массой земли, то решил осуществить задуманное тем способом, который мне доступен, то есть не прусским, а чисто польским: без чьего бы то ни было разрешения и одобрения. Советчиком моим был не прусский чиновник, а высшее воплощение польского общественного разума •— Станислав Сташиц2 и — о ужас! — польский романтический поэт Мицкевич. Вся система по-
1 Сельскохозяйственное общество (нем.).
2 Сташиц Станислав (1755—1826) — выдающийся польский публицист и политический деятель, борец против шляхетской монархии и крепостного права.
следнего заключалась в нескольких словах: «Каждой семье — своя пашня под охраной общины» '. Вот и все.
— Чрезвычайно интересно узнать, как вы это осуществили, граф?
— Моя дочь — противница титулов,— учтиво заметил Бодзанта.— Она твердит, цитируя какую-то песню: «Долой титула» 2. Я уже сказал, что являюсь противником индивидуальной парцелляции. Во-первых, сколько бы ни возражали против этого, постоянно ссылаясь на Данию и Южную Германию, она представляет собой убийство сельскохозяйственной культуры в нашей стране. Во-вторых, она представляет собой убийство исторической культуры страны. В-третьих,— и это самое важное,— она культивирует в душе крестьянина ту страшную мертвенность, которая уже имеется. Крестьянство — оплот реакции, обывательщины, варварства, средоточие хамства всюду, где оно верховодит: в Швейцарии, в Швеции, в Норвегии...
— Тогда как же: «Каждой семье — своя пашня...»?
— Одну минуту. Я хотел бы знать, как парцеллируется высокоорганизованное рыбное, лесное, луговое хозяйство? Что же? Разрезаются на участки пруды, луга, леса или все это хозяйство в целом ведется иначе: научно, коллективно, под руководством специалистов? Далее. Вы, сударь, прекрасно знаете, как у нас парцеллируются имения. Если где есть какая старина — маленький замок, помещичий дом, старинная усадьба, ворота, каменный мост,— она сравнивается с землей. Башни идут на подмуровку хлевов, каменные мосты растаскиваются до основания, и люди ездят вброд, как при Лешке Черном. Аллеи вырубаются в день покупки (парцелляционный польский «праздник деревьев»), сады истребляются либо забрасываются. Облик страны возвращается к прапястовским формам, к эпохе до Казимира Великого, к деревянной Польше3.
Случалось мне быть в Сандомирской губернии, в одной местности, имеющей историческое значение. Над долиной Вислы, великолепно расположенная, стояла очаровательная усадебка, перестроенная из древнего замка. Въезд — через старые рвы, по сводчатому мосту. При виде этих сводов вставали воспоминания детства; вся окрестность хранила легенды о замке и рвах. А когда я года два тому
1 Из «Свода принципов» (1848) А. Мицкевича.
2 Слова популярной во время восстания 1863 года повстанческой песни, так называемого «Марша Мерославского».
3 Князья Лешек Черный и Казимир Великий — представители династии Пястов.
назад опять попал туда, как же мне стало грустно, как грустно! Ни следа, ни тени не только замка, но даже сада.,. И сделали это не вандалы-крестьяне, нет! Это — результат прогрессивной польской мысли, наших общественных взглядов. Так надо!
Теперь, как же выглядит новый мир, возникший на развалинах старого? Дома строятся самым дешевым способом из старых овинов, из хлевов-развалюшек. Ни хата, ни настоящий дом. Вот наши отвратительные колонии. На том месте, где когда-то были европейские здания, где мысль работала, добиваясь прекрасной формы, встает безобразный барак.
Но допустим, что это мелочь, от которой можно отмахнуться. Возьмем земледелие. Не буду вам, хозяину по роду занятий, доказывать выгодность усовершенствованных земледельческих орудий. Взять, например, вопрос о пружинной бороне. Вам хорошо известно, что на четыреста моргов нужно и достаточно иметь две четырехконные бороны. А теперь такой факт: половина такой бороны должна обслуживать владельца десятиморгового участка. Борона стоит тридцать шесть рублей. Ее может купить имеющий четыреста моргов, но малоземельный ни в коем случае не может уплатить восемнадцать рублей. Молотилка на нескольких моргах — бессмыслица. Сложные орудия окупаются только при наличии определенного количества земли.
— Не улавливаю, что вы имеете в виду. Ведь сельскохозяйственные товарищества облегчают приобретение машин даже владельцам пяти моргов. Это уже делается.
— Когда в Риме изобрели борону, там установился средний размер пашни, mansa — около тридцати моргов. Размер владения, так сказать, рабочей мастерской, зависит от того, какие применяются орудия. До тех пор, пока пользовались тягловой силой волов, хозяйства были небольшие. Как только в работу включилась лошадь, участки увеличились. Применение машин в земледелии должно привести к расширению земледельческой мастерской.
— Это какие-то гипотезы...
— Гипотезы... Это неважно! Прошу вас взять во внимание не гипотетическую, а вполне реальную перегрузку крестьянской земли строениями. Каждая корова имеет отдельный хлев (если только не «проживает» в избе вместе с хозяином). Это отвечает нашему так называемому индивидуализму. Мы — парод индивидуалистов. Любим, чтобы и наши коровы пользовались правами индивидуалистов.
Это же относится к лошади и поросенку. Не знаю, подытожена ли общая стоимость хлевов, овинов, свинарников...
Скот, которому все это служит приютом, абсолютно дегенерировал в руках крестьянства, либо вовсе не приобрел породности. Кривоногая, худая корова, с маленьким выменем, еле передвигающая йоги, страшно грязная,— вот она, хорошо нам известная индивидуалистка! Крестьянские лошади, «одры», у нас, в Келецкой губернии, производят впечатление истощенных жеребят! Владелец, вырастив жеребенка, уже по второму году запрягает его в плуг и и телегу. Если бы неожиданно, в результате какого-нибудь катаклизма, помещичьи усадьбы перестали поставлять молочные продукты в Варшаву, городам пришлось бы здорово поголодать, питаясь продукцией крестьян! Если у нас, по всей Польше, корова дает в среднем шестьсот пятьдесят литров в год, то корова фризской породы, выращенная в большом коровнике под руководством зоотехника, дает четыре тысячи сто литров. Подумайте, сколько народа, работящих мужиков, девок, ребят, баб обслуживают у нас эту кривоногую скотинку! На больших американских фермах один работник может обслуживать двести быков. Подумайте, сколько сил пропадает зря, сколько труда тонет в деревенской навозной яме!
А о производстве зерна и толковать не приходится! Рациональное хозяйство на крестьянском участке земли!.. Да вы, конечно, знаете, и все это знают, только не хотят признать. Кто же у нас дает себе труд составить план жизни народа на будущее, кто хочет воспитывать народ? Речь всегда идет только о сегодняшнем дне. Уладить (великолепное, чисто польское слово!) крестьянский вопрос, свалить его с плеч... вот и все. Был тут, в наших местах, хозяин один, владелец порядочного поместья, агроном, искусный земледел. Занимался специально вопросом повышения качества зерна. Его гигантский овес славился по всей провинции, а имение играло роль какого-то американского Bureau of Plant Industry'. У хозяина этого был хороший обычай: при каждой встрече с дельным мужиком он давал ему четверть или полчетверти своего отличного овса и брал у него для своих рабочих лошадей такое же количество мужичьих отрубей, носящих громкое название овса. Надеялся, что таким способом содействует поднятию культуры земледелия. Как-то раз обменялся он таким образом с одним крестьянином из Пошломья — неким Клонсквой.
1 Управление растениеводства (англ.).
Через год или больше встречается с этим самым Клонсквой на ярмарке и, вспомнив об обмене, спрашивает: «Ну, Клон-сква, как у тебя там мой овес? Хорошо уродился?» Мужик почесал себе затылок когтями, да и говорит: «Так что, прошу прощения, барин, только с этим самым овсом беда стряслась».— «Какая же?» — «Да такая беда, что только я его привез в мешке в избу к себе, да как показал, никто сперва верить не хотел, что овес это; а потом — как поверили, так моя баба смолола его да наварила каши,— ну, мы и съели с молоком. И славная, барин, каша была». Вот какова участь прогрессивных идей в земледелии на крестьянских земельных наделах.
— Однако в нашей местности на крестьянских полях уже встречаются жатки. И, nota bene l, жатки, приобретенные вскладчину несколькими соседями.
— Ну да. Через сто лет они купят себе даже локомобили, если только позволит усиливающаяся пролетаризация. Где рабочие руки так дешевы (добрый старопольский двузлотый), где можно нанять человека на полный рабочий день за тридцать — сорок копеек, а то и за двугривенный, где налицо такое огромное количество рабочей силы, к чему сельскохозяйственный прогресс, как может он возникнуть? Раз можно пахать чем попало и жать за ничтожные гроши вручную... Что же тут делать дорогой, сложной машине? Только повышение заработной платы сельскохозяйственных рабочих до сколько-нибудь человеческого уровня,— ну, хотя бы до уровня ее в Жмуди,— может привести к тому, что стоимость машины будет оправдана.
А повышение заработной платы может произойти за счет расселения определенной части безземельного и малоземельного пролетариата на крупнопомещичьих землях. Поэтому (к досаде братии-шляхты) я приступил к проведению реформы на свой страх и риск. (Обо мне уже сказано, что я страдаю манией непопулярности!) Взяв за основу пример Сташица, я стал селить безземельных из нашей местности и пришедших сюда издалека сельскохозяйственных рабочих на своих наследственных землях...
— Как производилось это поселение?
— Производилось оно быстро и просто. Сезонные рабочие и батраки, работавшие в моих имениях под руководством управляющих и экономов, остались на тех же землях уже не только на летний сезон, но и на зиму, а потом
1 Заметьте хорошенько (лат.).