Часть А
Заполните таблицу «Эпидемиология клещевого энцефалита»
Возбудитель, сезонность заболевания | Источник (резервуар вирусов) | Пути передачи | Вопросы эпиданамнеза | Клиническое наблюдение за укушенными клещом |
Возбудитель - вирус, Весенне-летние месяцы | иксодовые клещи дополнительные резервуары инфекции: грызуны, млекопитающие (козы, овцы, коровы), птицы. | Укус клеща (трансмиссивный механизм передачи), возможно заражение при раздавливании зараженного клеща. Алиментарный путь заражения – особенно козье молоко, молочные продукты. | - Был ли укус клеща или пребывание в загородной зоне в течение последнего месяца; - Был ли привит от клещевого энцефалита и когда; - Употреблял ли сырое молоко, особенно козье. | Наблюдение в течение 21 дня: ежедневная термометрия, оценка состояния пациента (наличие симптомов поражения нервной системы). |
Часть В
Укажите принципы лечения больного клещевым энцефалитом (заполните таблицу)
Условия лечения (амбулаторное или стационарное) | Обоснование | Принципы лечения | Специализированный уход |
Стационарное | Тяжелое течение, серьёзные осложнения данного заболевания (парезы, вялые параличи, инсульты, дыхательная недостаточность и др.) | Специфический иммуноглобулин, препараты интерферона. Дезинтоксикационная терапия | Необходим особый уход из-за наличия у многих из них нарушений сознания и выраженных двигательных расстройств, в том числе параличей конечностей, гиперкинезов. При уходе за больными с нарушением сознания необходимо следить за чистотой их нательного и постельного белья, не менее двух раз в день умывать и подмывать больных, осторожно кормить их из ложки (если не нарушено глотание). Следить за тем, чтобы больные с двигательным возбуждением не падали. Поворачивать в постели больных в состоянии оглушения и заторможенности. Протирать кожу камфорным спиртом для профилактики пролежней. Контроль мочеиспускания и дефекации |
|
Часть С
Оценочная карта «Техника внутривенного капельного вливания лекарственного препарата».
Билет № 17
Задача
На стационарном лечении находится пациент 62 лет с диагнозом: Цереброваскулярная болезнь. Острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу.
Со слов родственников страдает гипертонической болезнью, в молодом возрасте перенес ревматизм, осложненный пороком сердца. Накануне вечером после стрессовой ситуации нарушилась речь и движения в правых конечностях.
При неврологическом осмотре врач выявил у пациента следующие расстройства: моторную афазию, спастический гемипарез, гипестезию в правых конечностях.
Инструкция
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выполните задание части А.
3. После выполнения задания части А, внимательно прочитайте следующее задание – части В. Выполните задание части В.
4. Далее, переходите к выполнению задания части С.
Максимальное время для выполнения задания – 25 мин.
Часть А
Объясните, о чем свидетельствуют вышеперечисленные расстройства (заполните таблицу).
Клинический термин | Объяснение |
Моторная афазия | |
Спастический гемипарез | |
Гипестезия |
Часть В
Составьте план сестринского ухода за данным пациентом, укажите принципы медикаментозного лечения (заполните таблицу)
|
План ухода | Обоснование | Медикаментозная терапия | |||
Название препарата | группа | Механизм действия | Способ введения | ||
Гепарин | |||||
Аспирин | |||||
Винпоцетин(пентоксифилин) | |||||
Ноотропил(пирацетам) | |||||
Часть С
Продемонстрируйте технику внутрикожного введения лекарственного препарата
Эталон ответа к билету № 17
Часть А
Объясните, о чем свидетельствуют вышеперечисленные расстройства (заполните таблицу).
Клинический термин | Объяснение |
Моторная афазия | корковое нарушение речи, при котором утрачивается способность пациента говорить, но понимание обращенной к нему речи сохранено |
Спастический гемипарез | частичная утрата движений в конечностях с одной стороны, сопровождающиеся высоким мышечным тонусом. |
Гипестезия | снижение чувствительности |
Часть В
Составьте план сестринского ухода за данным пациентом, укажите принципы медикаментозного лечения (заполните таблицу)
План ухода | Обоснование | Медикаментозная терапия | |||
Название препарата | группа | Механизм действия | Способ введения | ||
Постельный режим на функциональной кровати с защитными бортиками | Предотвращение осложнений | Гепарин | антикоагулянт | Предотвращение тромбоэмболий | п/к, можно в/в (в/м нельзя) |
Смена положения пациента, переворачивание каждые 2 часа | Профилактика пролежней, застойной пневмонии | Аспирин | антиагрегант | Уменьшение вязкости крови, предотвращение склеивания тромбоцитов | Внутрь, запивая большим количеством воды |
Оказание помощи в принятии пищи, в проведении гигиенических процедур | Удовлетворение потребностей | Винпоцетин(пентоксифилин) | Вазоактивные (сосудистые) | Улучшение мозгового кровотока | в/в, внутрь |
Регулярный контроль состояния пациента, АД, ЧСС, ЧДД, термометрия. | Контроль эффективности лечения | Ноотропил(пирацетам) | нейропротекторы | Восстановление обменных процессов нервных клеток | в/в, в/м, внутрь |
Регулярный контроль состояния кожи, трофики парализованных конечностей | Раннее выявление осложнений | ||||
Укладывать парализованные конечности в физиологически выгодном положении | Профилактика развития контрактур | ||||
Установление контакта с пациентом | Создание условий для выздоровления пациента, положительного псих. состояния, умения обслуживать себя в домашних условиях | ||||
Обучение технике самомассажа и ЛФК пациента и родственников | |||||
Обучение методике использования ходунков, инвалидной коляски | |||||
Выполнение назначений врача | Эффективное лечение |
|
Часть С Оценочная карта «Техника внутрикожного введения лекарственного препарата»
Билет № 18
Задача
В инфекционное отделение поступил мальчик 3-х лет. Со слов мамы у ребенка на фоне повышения температуры тела до 39° С появились судороги. В течение дня мальчик плаксив, отмечалась 3-х кратная рвота.
При осмотре: состояние ребенка тяжелое. Мальчик сонлив, безучастен, отворачивается от яркого света, прикосновения вызывают болезненную гримасу. Кожные покровы бледные, на голенях и бедрах единичные элементы «звездчатой» геморрагической сыпи. Зев гиперемирован. Температура тела 38,6° С, ЧДД 30 в минуту, ЧСС 124 удара в минуту, АД 90/50 мм.рт.ст. В легких дыхание жесткое. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Стул оформлен 1 раз в сутки. Мочеиспускание не нарушено.
Неврологический статус: Сознание нарушено. Очаговой неврологической симптоматики нет. Определяются ригидность затылочных мышц, «+» симптом Кернига.
Врач назначил ребенку люмбальную пункцию, но мама сомневается и отказывается от данной процедуры.
Инструкция
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выполните задание части А.
3. После выполнения задания части А, внимательно прочитайте следующее задание – части В. Выполните задание части В.
4. Далее, переходите к выполнению задания части С.
Максимальное время для выполнения задания – 25 мин.
Часть А
Составьте план сестринского ухода за пациентом, объясните методику исследования менингеальных симптомов (заполните таблицу)
План сестринского ухода | Менингеальные симптомы | Методика исследования |
1. | Ригидность затылочных мышц | |
Симптом Кернига | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
Часть В
Составьте план беседы с мамой ребенка о процедуре люмбальной пункции (заполните таблицу)
План беседы | Уход за пациентом после проведения процедуры |
2. 3. 4. 5. 6. |
Часть С
Соберите набор инструментов для люмбальной пункции.