Тема 4: Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии




 

Прежде всего, следует обратить внимание студента на то, что диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, и основанный на ней философский метод, ориентирующий на познание противоречий в самой сущности познаваемого предмета. Диалектика теоретически отражает развитие через: законы диалектики; категории; принципы. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики. Закон — это объективные общие, устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три основных закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания. Основным законом диалектики является закон единства и борьбы противоположностей, поскольку именно он объясняет объективный внутренний источник всякого движение и развития, понимая развития как саморазвитие, самодвижение, самоорганизацию. Ядром закона является категория противоречия, т.е. такого единства противоположностей при котором они взаимно предполагают и, одновременно, взаимно отрицают друг друга. Именно единство противоположностей и неоднозначный результат их борьбы делает развитие вариативным, нелинейным. В конце 20 века эту нелинейность и способность материи к самоорганизации на материале различных наук «переоткроет» синергетика. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений объясняет механизм развития, констатируя, что постепенное накопление количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Наконец, закон отрицанияотрицания выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает и объясняет поступательный характер развития. С точки зрения основных законов диалектики развитие понимается как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Системност ь означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Причинность (каузальность) — философских принцип для выражения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие или действие). Причинность конкретизируется категориями необходимости и случайности. Необходимость выражает внутренние, существенные, устойчивые связи явлений и связана с понятием закона. Случайность же имеет основание не в сущности данного явления, а выражает внешние, несущественные связи явлений. Противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности в мире называются детерминизм и индетерминизм. Детерминизмом называется учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. При этом детерминизм утверждает объективный характер причинности. Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности. Наконец, принцип историзма означает познание вещей и явлений в их развитии, становлении, в связи с конкретными историческими условиями, их определяющими. Это такой подход к явлениям, который рассматривает их как продукт определенного исторического развития, с точки зрения того, как они возникли, как развивались и пришли к современному состоянию.

Диалектика не является единственной теорией развития всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского рассмотрения, которые также являются философскими методами, зачастую противоположными диалектике. К альтернативам диалектики относятся: метафизика; «негативная" диалектика»; софистика; эклектика; догматизм; релятивизм. Главной альтернативой диалектики является метафизика. Это объясняется тем, что: метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией. Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики: по вопросу связей старого и нового; по вопросу о причине движения; по вопросу взаимосвязи количества и качества; по вопросу направленности движения, развития; в отношении к окружающей действительности; в отношении к познанию. Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Литература

Основная

1. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: / Т.П. Матяш, В.П.Яковлев. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2001. Раз. 3.

2. Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней [Текст]: в 4-х ч. – СПб.: 1994. - Ч.1. - Гл.2, §3.2 - С. 35-39.

3. Философия [Текст]: учеб. для вузов / В.П. Кохановский. - 14-е изд. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2006. Гл.3-4.

4. Основы философии [Текст]: / А.Н. Ерыгин. – Ростов –на -Дону, изд. «Дашков и К», 2006.

5. Бобков, А.И. Тайное и явное в эволюции сознания. Размышления о главном [Текст]: - М.: Эдиториал, 2003.

6. Войтов, А.Г. История и философия науки [Текст]: учеб. Пособие, для аспирантов. - М., 2005.

7. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой [Текст]: 3-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2003.

8. Пригожин, И., Стенгерс, И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени [Текст]: - М.: Эдиториал УРСС, 2000.

9. Историческое введение в философии [Текст]: учебник /В.В. Соколов. - М.: 2005.

10. История философии [Текст]: учебник /В.В. Васильев.- М.: МГУ, 2005.

11. Васильев, В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта [Текст] / В.В.Васильев //Вопросы философии.- 2006. - № 1.

12. Каган, М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса [Текст] / М.С. Каган // Вопросы философии. - 2001.- № 6.

13. Коган, Л.А. Закон сохранения бытия [Текст] / Л.А.Коган //Вопросы философии.- 2001.- № 4.

14. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием [Текст]: - М.: «Алгоритм», 2000. Гл. 2, 3, 4. Раз.4. §4.

15. Франк, С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии [Текст]: - М., 1990г.

16. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики [Текст] / М.Хайдеггер // Время и бытие. - М., 1993г

17. Степин, В.С., Кузнецова, Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФ РАН, 1994.

18. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного

мышления [Текст]: - М.: Наука, 1994.

19. Ровинский, Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем [Текст] / Р.Е. Ровинский // Вопросы философии. - 2006.- № 2.

20. Солодухо, Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира [Текст] /Н.М. Солодухо // Вопросы философии.- 2001. - № 6.

 

 

Подмодуль «Методология»

Тема 5: Научное познание и его методы.

Рассмотрение данной темы следует начинать с того, что понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Овладение методом означает для человека знание того, как совершать те или иные действия для решения конкретных задач, и умение применять это знание на практике. Область знания, которая специально занимается изучением методов носит название методологии. Методы научного познания подразделяются по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования. Прежде всего, выделяют всеобщие философские методы научного познания. О наиболее распространенных философских методах познания – диалектике и метафизике уже шла речь при рассмотрении предыдущей темы. Кроме них можно отметить феноменологический и герменевтический методы применяемые в гуманитарных науках.

Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. имеют весьма широкое, междисциплинарное поле применения. Классификация общенаучных методов связана прежде всего с выделением уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Некоторые общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), другие же (например, моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Научное наблюдение (в отличие от обыденных, повседневных наблюдений) характеризуется рядом особенностей: целенаправленностью, планомерностью, активностью. Эксперимент – более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов. Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления фактов об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. На этом уровне производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания – как следствие обобщения научных фактов – становится возможным постановка научных проблем и формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит проникновение в наиболее глубокие существенные стороны, связи, закономерности, присущие изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень является более высокой ступенью научного познания. Формами теоретического познания являются гипотезы, теории, законы. Абстрагирование, как исходный метод теоретического уровня, заключается в мысленном отвлечении от каких-то – менее существенных – свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования, именуют абстракцией. Нужно обратить внимание на особый вид абстрагирования, который называют идеализацией. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. Благодаря идеализации становится возможным мысленный эксперимент, который предполагает оперирование идеализированным объектом (замещающим в абстракции объект реальный), которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта. В этом проявляется определенное сходство мысленного (идеализированного) эксперимента с реальным. Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Особо важны общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Здесь прежде всего выделяют анализ и синтез.

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т.п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. К числу общенаучных относятся также индуктивный и дедуктивный методы, аналогия, модделирование. Следует акцентировать внимание студента на том, что указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы.

К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т.д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т.д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира.

В заключение необходимо обратить внимание учащегося на то, что последнее время широкую популярность приобретают так называемые междисциплинарные методы, которые ориентированы на изучение стыковых научных проблем. Особенно интересным и перспективным выглядит здесь синергетический метод.

Литература

Основная

1. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: / Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. Раз. 8.

1. Философия [Текст]: учебник для вузов / В.П. Кохановский - 14-е изд. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. Гл. 9-10.

2. Основы философии [Текст]: / А.Н. Ерыгин. – Ростов – на - Дону: Изд - во. «Дашков и К», 2006.

3. Войтов, А.Г. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие для аспирантов. - М., 2005.

4. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие - под общей ред. А.Н. Молдовы, А.Д. Урсула. – М.: Издательство РАГС, 2006. Разд. 2. Гл. 4-6; Разд. 3. Гл. 11-12.; Разд. 4. Гл. 13-15;

5. Философия науки [Текст]: учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич. - М.: ИНФРА-М, 2005. Гл. 2, 3, 5.

7. Философия науки: Словарь основных терминов [Текст]: /Под ред. С.А. Лебедева. - М., 2005.

8. Философия науки [Текст]: учебник для вузов / под ред. С.А. Лебедева. - М., 2005.

9. Философия и методология науки. Хрестоматия [Текст]: / Л.А.Микешина. - М., 2005.

 

Тесты рубежного контроля:

1. Бытие – это …

a. объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания;

b. философская категория, обозначающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей;

c. философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

2. Материя – это …

a. философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них;

b. система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества в целом;

c. необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

3. Движение – это …

a. существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение;

b. характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей;

c. понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий.

4. В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства: субстанциональная и реляционная. Родоначальником субстанциональной концепции был:

a. Аристотель;

b. Демокрит;

c. Гегель;

d. Эвклид.

5. По способу своего бытия (онтологический аспект) сознание понимается как:

a. свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальным носителем сознания;

b. продукт развития биологической и социальной форм движения материи;

c. представляет собой отражение объективной действительности.

6. Понятие сознания у Р. Декарта:

a. замкнутый в себе внутренний мир;

b. идеальный мир, открытый материальному, но не сводимый к нему;

c. продукт материи.

7. Соотношение сознания и мозга:

a. материальная работа мозга обусловливает сознание;

b. сознание обусловливает материальную работу мозга;

c. сознание и мозг не взаимообусловлены.

8. Самосознание присутствует в двух основных модусах:

a. самопознание и самооценка;

b. саморегуляция и саморазвитие;

c. самопознание и саморегуляция.

9. Представление понимается как:

a. воспроизведение в сознании образа предмета, непосредственно не действующего на органы чувств;

b. возникновение в сознании целостного образа непосредственно воспринимаемого предмета;

c. отражение отдельных свойств предмета при непосредственном его воздействии на органы чувств.

10. Идеальное – это …

a. отражение действительности в формах духовной деятельности;

b. субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженный в формах сознания и воли человека;

c. оба ответа верны.

11. Главный вопрос гносеологии?

a. об истине;

b. о первоначале;

c. о смысле жизни.

12. Основные категории сферы бытия:

a. качество, количество, мера;

b. бытие, сущность, понятие;

c. всеобщее, особенное, единичное.

13. Диалектика и метафизика противопоставляются как методы по отношению к:

a. проблеме противоречия;

b. проблеме методологического единства естественнонаучного и гуманитарного знания;

c. проблеме человеческой экзистенции.

14. Движение познания от частного к общему?

a. Индукция;

b. Дедукция;

c. Редукция;

d. Трансдукция.

15. Методами эмпирического исследования являются (несколько вариантов ответа):

a. Аксиоматизация;

b. Формализация;

c. Измерение;

d. Описание;

e. Сравнение.

16. Какие из названых методов являются философскими? (несколько вариантов ответов).

a. Аксиоматический;

b. Диалектический;

c. гипотетико-дедуктивный;

d. метафизический;

e. идеографический;

f. Номотетический.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: