Локус контроля— личное качество, характеризующее склонность человека
приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный локус). Понятие предложено амер. психологом Д. Роттером. Л. к. является устойчивым свойством личности, формирующимся в процессе его социализации. Для определения Л.к. создан вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между Л.к. и др. личностными характеристиками. Люди, обладающие внутренним Л.к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему Л.к., напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально доказано, что внутренний Л.к. является социально одобряемой ценностью. Идеальному «Я» всегда приписывается внутренний Л.к. Воспитатели, ориентированные на совместное творчество с воспитанниками, чаще интернальны, т. е. склонны верить в могущество своих усилий. Интернал — тип личности, в случае неудачи предпочитающий обвинять в ней себя, а не др. людей или окружающие обстоятельства. Для И. характерно умение вызывать доверие у людей, быстро находить контакты с ними, особо чувствительны к тому, как их оценивают партнеры по взаимодействию. И. чаще достигают успеха в творческой профессиональной деятельности; они менее агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Желательный в профессиональном плане тип личности для пед. деятельности.
|
Ломоносов Михайло Васильевич(1711-1765) — великий русский ученый-
естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные пед. работы: «Краткое руководство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история». «О сохранении и размножении российского народа», «Проект регламента московских гимназий» и др. Л. был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета. Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами к-рого д.б. высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине. Разработал впервые в России пед. теорию, методологической основой к-рой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Считал, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье. Был сторонником принципа природосо-образности: воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей. Связывал формирование человека с конкретными соц.-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действии в уме нашем...»; «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды». Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика. Стремился к распространению «высоких наук» в российском государстве и при этом на русском языке. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка. Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др. Отводил большую роль воспитанию: «...молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др. Разработал пед. условия организации детского труда: предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов. Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний, не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости).
|
|
Любовь— напряженная потребность в конкретном человеке, влечение к нему,
страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным, «переживание» другого человека во всем его своеобразии и неповторимости» (В. Франкл). «Любовь выступает как усиление утверждения человеческого существования данного человека для другого» (СЛ. Рубинштейн). Интимное глубокое чувство, устремленность на др. личность. Л. включает в себя два аспекта: психол. и физический (сексуальный). Содержанием Л. является самоотверженность, самоотдача, духовное взаимопроникновение. Существует биологическая основа любви (половое влечение, инстинкт продолжения рода) и соц. (общественные связи, эстетические и нравственные переживания двух людей, стремление к интимной дружбе и др.). Л. не скована даже нравственными оценками и этим отличается от дружбы. Исследования онтогенеза и функций Л. показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в Л. приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства Л. с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания — обе эти группы являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего поведения. Воспитание способности любить — одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем.
Любовь к детям— 1. положительное эмоциональное отношение к ним и специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, выработке самостоятельной системы жизненных ценностей и отношений; 2. одно из важнейших свойств человека, избирающего пед. деятельность.
Любовь сиблинговая — тесная эмоциональная привязанность, возникающая между братьями и сестрами; любовь братьев и сестер.
Любознательность— склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
Любопытство — ситуативный интерес к чему-либо.
М
Магистр(от лат. magister — начальник, учитель) — академическая степень, присваемая
в высших учебных заведениях ряда стран. В средние века в Западной Европе М. были преподаватели «семи свободных искусств», а впоследствии — выпускники философских факультетов университетов. В некоторых странах и в настоящее время присуждается степень М. после окончания университета, дополнительного курса обучения и защиты диссертации. В отечественной системе образования подобная степень впервые появилась в XIX в. По «Положению о производстве в ученые степени» в России вводилось четыре ученые степени: действительный студент (бакалавр), кандидат, М. и доктор. Студент, закончивший полный курс обучения и получивший аттестат, становился бакалавром. Если он представлял письменное сочинение (аналог современной дипломной работы), то становился кандидатом для получения степени М. Но чтобы стать кандидатом, ему необходимо было проучиться еще год и сдать специальный кандидатский экзамен. Защищать работу было не обязательно. М. становился кандидат, имеющий «полные сведения о преподаваемой науке и способный передать знания другим». В современном понимании — молодой преподаватель, ассистент. В советский период степени М. не существовало. Вновь этот термин в отечественном высшем образовании появился в 90-х годах XX в. Делается попытка введения западной системы подготовки специалистов через систему бакалавриата и магистратуры, но в иной интерпретации — как ступени получения высшего образования. Современный М. после окончания вуза сразу, или через какое-то время, заканчивает магистратуру (1-2 г.), что дает ему право преподавания в вузе.
Макаренко Антон Семенович(1888-1939) — советский педагог. Основные работы:
«Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса» и др. М. осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей беспризорников. Считал педагогику самой сложной и диалектической наукой. Выступал с критикой мелкобуржуазной теории воспитания, ориентированной, по его мнению, на авторитарность и анархизм. В своей работе руководствовался принципом диалектического единства личности и общества и веры в творческие силы человека. В своей воспитательной системе М. сумел соединить обучение и воспитание детей и подростков с производительным свободным творческим трудом. Является одним из теоретиков коллективного воспитания. Разработал принципы воспитания в коллективе: воспитание в коллективе, через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания: состав семьи и его влияние на воспитание детей, атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины. Вопросы полового воспитания предлагал не выделять из общей системы воспитания гражданина.
Малая группа— немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), к-рые
объединены общей деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. Организация коллективно-групповой работы в рамках классно-урочной системы как раз и ориентирована на работу в М.г.
Мангеймская школьная система— система дифференцированного обучения,
возникшая в начале XX в. для народных школ в Германии. Состояла из 4 -х видов классов: для детей со средними способностями; для малоспособных — классы развития; для умственно отсталых — вспомогательные классы; переходные классы иностранных языков для наболее способных, желающих продолжать образование в реальных школах и гимназиях. В настоящее время, не повторяя М.ш.с, дифференциация обучения по классам получает широкое распространение.
Манеры— внешние формы поведения человека, получающие положительную или
отрицательную оценку окружающих.
Манипулирование(от лат. manipulus — пригоршня, горсть) — система способов
идеологического и соц.-психол. воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам и зачастую неосознаваемое ими.
Маргиналы(от лат. marginalis — находящийся на краю) — личности, занимающие
промежуточное положение между разными соц. институтами, группами, слоями, потерявшие признаки принадлежности к конкретному из них. Понятие введено Р. Парком. Человек выпадает из своей соц. группы по разным причинам: движение по соц. лестнице (вверх или вниз), сознательный отказ от ценностей своей группы и отход от нее и др.
Маргинальность подростковая — пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых. Ни одним из этих миров подростки не принимаются как полноправные участники. Противоречивость предъявляемых к ним требований и ожиданий приводит к возникновению конфликтных по своему соц. содержанию форм поведения.
Маркетинг образовательных услуг(англ. marketing, от market — рынок, сбыт) —
процесс определения ценообразования, планирования, продвижения и реализации образовательных услуг организациям и отдельным лицам. Включает мониторинг и анализ рынка образовательных услуг с целью разработки новых и совершенствования существующих о.у, чтобы обеспечивать им конкурентоспособность.
Мартиролог— перечень жертв преследований, гонений, пережитых страданий.
Изначально — сборник повествований о христианских мучениках.
Маскулинизация— ослабление типичных женских и усиление типичных мужских
черт личности. Происходит под влиянием соц. факторов и соответствующего целенаправленного воздействия.
Массовидные психические явления— психические явления, характерные для
групп людей: общественное мнение, межличностные отношения, традиции, настроение, соревнование, психологический климат, слухи, подражание, мода, паника, массовые психические реакции, установки, стереотипы и т. д. Часть из них: общественное мнение, соревнование, традиции используются в педагогике как методы, др. надо учитывать в процессе пед. взаимодействия.
Мастерство педагогическое— высокий уровень овладения пед. деятельностью,
достигнутый на основе глубоких профессиональных и общих знаний, определенного опыта, гибких умений и навыков и творческого подхода, обеспечивающий ее успешность. Достижение М.п. обусловливается наличием у педагога комплекса профессиональных знаний, широкого кругозора, сформированного пед. сознания, профессионально значимых личностных качеств и большого опыта работы.
Материально-техническая база образовательного учреждения —
совокупность зданий, сооружений, оснащения и оборудования, имущества, соц., культурного и иного назначения, закрепленных за образовательным учреждением или принадлежащих ему по праву собственности.
Материальное и формальное образование— концепции общего образования,
определяющие принципы отбора его содержания. Термины появились во 2-ой половине XVIII в. и широкое распространение получили в XIX в. Сторонники М. образования делали акцент на значительном объеме передаваемых школьникам знаний, имеющих не только теоретическое, но и практическое, прикладное значение. По концепции Ф. образования главное внимание д. б. направлено на развитие способностей учащихся, их мышления, воображения, памяти, воли. Особая формирующая ценность заключалась в «инструментальных предметах», классических языках и математике. Противостояние Ф. и М. образования выразилось в борьбе сторонников классического и реального образования.
Медианоситель— отформатированный накопитель данных, предназначенный для их
обмена (видеолента, гибкий диск, оптический диск и т. п.) и расширяющий возможности общения людей.
Медиатека — информационный центр учебного заведения, содержащий помимо
печатной продукции видеокниги и компьютерные программы, а также устройства для их реализации.
Медитация— (от лат. meditatio — размышляю, обдумываю) — психическое состояние
более или менее полного отвлечения от внешних воздействий, достигаемое путем концентрации внутренне направленного внимания, возможно большего мышечного расслабления (релаксации) и эмоционального покоя.
Меланхолик— см. Темперамент.
Менеджмент— умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и
мотивы поведения др. людей; искусство получения результата от людей (М. Фоллет); координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач (У. Джек Дункан); такое руководство людьми и такое использование средств, к-рые позволяют выполнить поставленные задачи гуманным, экономическим и рациональным путем (В.Зигерт, Л.Ланг); управление.
Менеджмент в образовании— имеющиеся в рамках образовательной системы вертикальные и горизонтальные уровни управления, а также коммуникативные управленческие процессы соподчинения и координации федеральных, региональных, муниципальных органов образования с внутришкольным управлением.
Менеджмент педагогический — комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.
Ментальность(менталитет) (от лат. mentalis — умственный, духовный) — устойчивая
настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в соц. и исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей людей к определенному типу мышления и действия. М. с одной стороны выступает как результат культуры и традиций, с др. — сама является глубинным источником развития культуры. Разрушение М. может привести к психологическим кризисам, отклонениям в поведении.
Метаконцепты — общие понятия, применимые практически к любой учебной
дисциплине и внутренне присущие самому процессу познания. Напр. взаимозависимость, алгоритм, симметрия и др. Выявление единой системы М. — задача педагогики, психологии, философии образования.
Метапознавательные навыки— общеучебные, междисциплинарные познавательные умения и навыки. К ним относят: задавание вопросов; формулирование гипотез, определение целей и параметров задачи, связь данной задачи с предшествующей работой; планирование: выбор тактики, разделение задачи или проблемы на компоненты, определение необходимых физических или умственных действий; предвидение последствий того или иного действия или события; постоянный контроль за своей текущей деятельностью и анализ с точки зрения правильности; пересмотр: возможное перепланирование и включение пересмотренных целей; самопроверка результатов собственных действий. По мере приобретения М. н. обучаемые с большей степенью ответственности берут под контроль свое когнитивное и соц. развитие, и оно приобретает характер саморегулируемого процесса. В настоящее время формирование М.н. становится центральной задачей любого обучения.
Метод(от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокупность
относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.
Метод проб иошибок — один из видов научения, при к-ром умения и навыки
приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок.
Метод проектов— система обучения, при к-рой учащиеся приобретают знания и
умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Возник во 2-ой половине XIX в., в США. В 20-х гг. XX в. получил распространение в советской школе. В настоящее время вновь активно используется как способ творческого саморазвития личности.
Методика в образовании— описание конкретных приемов, способов, техник пед.
деятельности в отдельных образовательных процессах; «собрание правил воспитательной деятельности» (К.Д. Ушинский).
Методика коллективного творческого воспитания(коммунарская методика)
— создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, рождаемых в процессе взаимодействия воспитателей и детей; организация деятельности как общественно значимой, интересной для каждой личности и творческой, художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы); построение самоуправления па принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность; особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехах, просоциальный характер всей деятельности (А.С. Макаренко, И.П. Иванов).
Методика обучения как частная дидактика— совокупность упорядоченных
знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.
Методика педагогического исследования— совокупность приемов, способов
организации и регуляции пед. исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
Методология педагогики— исходящая из всеобщей методологии науки и изучения
тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях пед. теории, о принципах подхода к рассмотрению пед. явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Методы воспитания— общественно обусловленные способы пед. целесообразного
взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит: от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения; определяющими условиями выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности и уровень его профессиональной компетентности.
Методы контроля и самоконтроля в воспитании— пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. Основные методы: пед. наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги. Условия эффективности: регулярность, систематичность, своевременность, пед. такт, всесторонность оценки, объективность, компетентность воспитателя, учет уровня воспитательной деятельности учителя и школы.
Консилиум педагогический— совещание, консультация учителей с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании.
Методы организации деятельности и опыта поведения —
пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Основные методы: поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающей ситуации. Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к цели деятельности и самой деятельности, организация деятельности на основе образца, организация активной самостоятельной позиции, опора на успех и на общественное мнение.
Метод воспитывающих ситуаций— способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах или создания самой ситуации, в к-рую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.
Поручение— передача воспитаннику определенных функций в выполнении общественно полезного дела и ответственности за него; продуктивный метод выработки определенных деятельностных умений, формирования мотивации долга и ответственности. Виды П.: по времени — кратковременные, длительные, эпизодические; по сменяемости — сменяемые, постоянные; по содержанию — организационные, учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые, шефские и т. д.
Приучение— разновидность упражнений, к-рые проводятся интенсивно» когда надо быстро выработать необходимый навыкили привычку. Нередко П. связано с принуждением п категорическимипрямыми требованиями.
Упражнение— организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками
определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения.
Методы самовоспитания — методы, направленные на сознательное изменение своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на сферу саморегуляции. Основные методы: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание), рефлексия, подражание. Условия эффективности: пед. помощь и руководство, осознание необходимости самовоспитания, стремление овладеть его технологией, взаимодействие воспитания и самовоспитания, активная деятельность личности. Пути самовоспитания: осознание собственных действий через внешнюю оценку, самооценка, потребность соответствовать самооценке, деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.
Методы стимулирования деятельности и поведения — пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. Основные методы: требование, соревнование, поощрение, наказание, «врыв», метод естественных последствий. Условия эффективности: учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей воспитанника; опора на общественное мнение, точная эмоциональная направленность, правильная дозировка.
«Взрыв»— метод воспитания, сущность к-рого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, а затем необходимо резкой и неожиданной мерой «взорвать», сломать, преодолеть его ложную позицию. Успешное применение этого способа, введенного А.С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику.
Метод естественных последствий— метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать очевидные обеим сторонам последствия неорганизованного поступка, и предъявляемые требования выступают как вполне справедливые (насорил — убери, сломал — почини и т. п.).
Наказание— метод стимулирования, способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния.
Поощрение— метод воспитания, направленный на стимулирование положительных проявлений личности с помощью положительной оценки ее поступков, порождения чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.
Принуждение — метод воспитания, выражающийся в угрозе представлению воспитанников о себе, ограничениях и запретах в его активности. К ним относятся: характеристика школьника и его деятельности, в к-рой преувеличиваются их негативные черты и последствия; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению. П. часто используется в процессе приучения.
Соревнование— метод стимулирования активности воспитанников путем создания условий, когда каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с др. Способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. С. опирается на естественную склонность человека к лидерству, соперничеству и самоутверждению. Виды С: конкурсы, викторины, фестивали, смотры, олимпиады, спартакиады, выставки и т. п.
Требование— пед. воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Т. реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Виды: непосредственное — прямое (приказ, запрет, указание) и косвенное (совет, доверие, недоверие, просьба, намек, условие); опосредованное — через актив (инициативную группу) и общественное мнение. Качества пед. Т.; принципиальность, целесообразность, справедливость, определенность, доступность и посильность, тактичность, твердость, гласность, постоянство и последовательность, опора на мнение коллектива (группы, команды).