Школа как культурно-образовательное пространство – это 19 глава




 

 

Педант — человек, к-рому характерны добросовестность, аккурат­ность, надежность в

делах, но в то же время он способен изво­дить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.

 

 

Педология(от греч. pais — дитя, logos — учение) — течение в пе­дагогике и

психологии конца XIX — середины XX в. (С. Холл, П. П. Блонский и др.), пытавшееся обобщенно использовать психол., анатомо-физиологические, биологические и социоло­гические подходы при обучении и воспитании детей. П. нако­пила ценный эмпирический материал, однако была ошибочно оценена в СССР как буржуазная наука и запрещена (постанов­ление ЦК ВКП (б) от 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»), в результате чего нарушился есте­ственный ход развития пед. и возрастной психологии, психоди­агностики, ослабилось внимание науки к личности ребенка в процессе обучения и воспитания. В настоящее время произошла переоценка значения П. в развитии знаний о детстве.

 

 

Пенитенциарный (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправитель­ный) —

связанный с наказанием, преимущественно уголовным.

 

 

Перевоспитание — целенаправленная воспитательная деятель­ность, направленная на

исправление предшествующего резуль­тата воспитания человека, корректировку поведения, устране­ние ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного поведения. Процесс сложный, противоречивый и не всегда ре­зультативный. Легче воспитать, чем заниматься П.

 

 

Перенос— влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым

действием. П. обнаруживается в том, что ов­ладение новым действием происходит легче и быстрее, чем ов­ладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении субъектом (не обязательно осознанно) общих мо­ментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире П.; возможность выполнения усвоенного способа действия в изменившихся условиях. Учителя часто забывают об этом фено­мене. В процессе обучения необходимо формировать у учащих­ся осознанные установки на связь осваиваемых действий с ра­нее усвоенными, на П. действий, выработанных при изучении одного учебного предмета, в др.

 

 

Персонализация— процесс обретения человеком общечелове­ческих, общественно

значимых, индивидуально-неповтори­мых свойств и качеств, позволяющих самобытно выполнять определенную соц. роль, творчески общаться, активно влиять на восприятие людьми себя и оценку собственной личности и деятельности. Термин введен В. А. Петровским.

 

 

Персоналия— издание, содержащее материалы, связанные с жизнью и деятельностью отдельных лиц.

 

Персонифицировать— 1. относить к себе, воспринимать как свое, отождествлять с собой, представление определенной идеи или нравственного явления в виде образа конкрет­ного человека; 2. наделение животных, растений, неоду­шевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами. Синоним П. — олицетворять.

 

 

Персональная ЭВМ (ПЭВМ) (персональный компьютер) — не­большая по размерам и

стоимости ЭВМ, предназначенная для индивидуального пользователя.

 

 

Перспективы(в пед.) — цели, способные вовлечь воспитанников в совместную

деятельность. Виды: ближняя, (не требующая от коллектива воспитанников значительных усилий и времени для достижения, «завтрашняя радость»); средняя (требующая боль­ших усилий и времени) и дальняя (сложная цель, достижение к-рой требует много сил, времени всего коллектива). Понятие в педагогику в таком значении введено А. С. Макаренко.

 

 

Перфекционизм— стремление доводить продукт любой своей деятельности до

соответствия самым высоким требованиям, до максимально высокого уровня выполнения работы. Одна из ха­рактерных особенностей одаренных детей.

 

 

Перцепция социальная— выделение человека как объекта на­блюдения.

 

 

Пессимизм(от лат pessimus — наихудший) — система представле­ний о мире,

связанная с неверием в лучшее будущее, прогресс; психическое состояние разочарованности в настоящем, неверия в будущее, в свои силы для достижения жизненно важных целей. В процессе воспитания целесообразно преодолевать П. воспитан­ников, формируя у них оптимистическое отношение к жизни.

 

 

Песталоцци Иоганн Генрих(1746-1827) — известный швейц. педагог-демократ,

к-рый первым попытался соединить обуче­ние детей с производительным трудом. Основные работы: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности», «Лебединая песня» и много др. Цель воспитания: раскрывать все природные силы и способности человека, к-рым присуще стремление стать развитой силой. Основной принцип воспитания — согласие с природой. Средства воспитания — труд, игра, обучение. Разработал теорию элементарного образо­вания: воспитание начинается с простых элементов и восходит к более сложным. Простейшие элементы знания: число-счет, форма-измерение, слово-речь. Содержание воспитания: физи­ческое, трудовое, нравственное, и умственное образование. Ос­нова обучения — наглядность и строгая последовательность. Обучение носит развивающий воспитывающий характер. Цен­тром всего воспитания в системе П. является формирование нравственности человека на основе «деятельной любви к лю­дям» и «естественной религии». П. считал, что «час рождения ребенка есть первый час его обучения», поэтому каждая мать должна быть вооружена правильной методикой воспитания. Для этого педагогике необходимо разработать для матерей про­стую и ясную систему воспитания ребенка, понятную даже про­стой крестьянке, что и сделал П. в ряде своих работ о Гертруде. П. разработал методику начального обучения письму, измере­нию, арифметике, географии.

 

 

Пиаже Жан(1896-1980) швейц. психолог, основатель женевско­го эпистемологического

центра (женевской школы генети­ческой психологии). Считается автором генетической эпис­темологии. Автор концепции стадийного развития психики ребенка. В начальный период своей деятельности описал осо­бенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного «Я», анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Детально проанализировал специфику детского мышления («Речь и мышление ребенка»). Для объяснения представлений детей использовал понятие эгоцентризма, под к-рым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики. Занимался глубоким исследованием интеллекта, ре­зультаты к-рого в основном представлены в работе «Психология интеллекта» (1946).

 

 

Пиксел(англ. pixel — Picture Element) — минимальный элемент изображения, яркость и

цвет к-рого можно изменять независи­мо от яркости и цвета других пикселей. Общее количество пик­селей определяет разрешение компьютерного изображения.

 

 

Пиктограмма(в информатике) — небольшое символическое гра­фическое изображение,

используемое в современных ПЭВМ для обозначения программ, типов файлов и т. п.

 

 

Пиктографическое письмо— примитивное рисуночное письмо, в к-ром предметы

и действия изображались при помощи соче­тания их рисунков. Используется как прием обучения, в част­ности на уроках истории.

 

 

Пирогов Николай Иванович(1810-1881) — великий русский хирург, крупнейший

ученый, основатель военно-полевой хи­рургии, видный общественный деятель и педагог. Основные пед. работы: «Вопросы жизни», «Нужно ли сечь детей и сечь в при­сутствии других детей», «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа» и др. Выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, к-рая, по его мнению, тормозит нравственное воспитание детей, сужает их кругозор. Считал главной идею общечеловеческого воспитания, воспитание по­лезного стране гражданина. «Быть человеком — вот к чему дол­жно вести воспитание». Ратовал за воспитание и обучение на родном языке. Презрение к родному языку «позорит нацио­нальное чувство». Предложил проект школьной бессословной системы образования, построенной по принципу единой шко­лы. Предлагал уменьшить плату за обучение в высших учебных заведениях для неимущих. Способствовал открытию воскрес­ных школ для взрослых. П. высказал целый ряд интересных ди­дактических идей. Учителя должны отбросить старые, догмати­ческие способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся и интерес к сообщаемому материалу, прививать навыки самостоятельной работы. Отрицательно от­носился к переводным экзаменам, считая, что в них есть эле­мент случайности и формализма. П. как попечитель учебных округов внес значительные улучшения в работу пед. советов гимназий, поощрял методические поиски учителей, рекомендо­вал взаимное посещение уроков. Боролся за автономию высшей школы. Советовал привлекать к преподаванию в высшей шко­ле крупных ученых. Был непоследователен в вопросе о приме­нении физических наказаний.

 

 

План — документ, указывающий содержательные ориентиры де­ятельности,

определяющий ее порядок, временные границы.

 

 

План работы школы— координированная система решений, целенаправленная

программа действий школьного коллектива, доведенная до определенной конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам, путям ре­ализации и рассчитанная на обеспечение эффективного функци­онирования школы в течение определенного времени (неделя, месяц, год и более). Принципы планирования: научность, перспек­тивность и ясность целей; системность (единство и взаимосвязь всех составляющих частей), конкретность дел, ответственность исполнителей и реальность сроков; учет специфических усло­вий данной школы, коллективность в разработке планов, ори­ентированность на современные достижения в области воспи­тания и обучения.

 

 

Планирование оптимальное— комплекс методов, позволяющих выбрать из

множества альтернативных вариантов плана или программы один, наилучший с точки зрения заданного крите­рия оптимальности и определенных ограничений.

 

 

Планирование урока—конструирование общей умозрительной или письменной

модели взаимодействия преподавателя и уча­щихся в ходе реального учебного времени. Основой служат цели, задачи, принципы, методы и содержание учебно-воспи­тательной деятельности преподавателя и учебно-познаватель­ной деятельности учащихся по освоению содержания учебного материала, развитию и воспитанию учащихся. Конспект урока содержит: формулировку темы, задачи урока, этапы урока, обо­рудование, задания для учащихся на каждом из этапов, алгорит­мы выполнения заданий, фрагменты речи учителя или полный текст нового материала. План-конспект: тема, задачи урока, эта­пы урока, задания для учащихся.

 

 

Платон (427—347 до н.э.) — античный греч. философ-идеалист, ученик Сократа.

Разработал систему идеального аристократи­ческого государства с четким распределением функций между тремя общественными группами: философами, воинами, ремес­ленниками и земледельцами. Цель государства — высшее бла­го, достигаемое путем воспитания, к-рое осуществляется в ин­тересах первых двух групп. Воспитание должно находиться в руках государства. Соединяя в своей воспитательной системе черты афинского и спартанского воспитания, он предлагал на­чинать общественное воспитание детей с 3 лет. Высшая ступень образования продолжалась до 30 лет и включала: философию, арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки. Фило­софское образование будущие правители государства должны были получать до 35 лет. К средствам воспитания относил игры, чтение, живые устные рассказы, для к-рых необходимо очень тщательно отбирать материал. Считал, что внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции, поэтому все науки надо преподавать «играючи», а не насиль­но. П. считают одним из первых основателей теории дошколь­ного воспитания.

 

 

Плоттер— устройство для вывода данных из компьютера в графи­ческой форме на

бумажный носитель.

 

 

Плюрализм(от лат. pluralis — множественность) — проявление в деятельности и

общении широкого спектра мнений, ориента­ции, многовариантности оценок, высказываемых людьми отно­сительно значимых для них ситуаций.

 

 

Поведение— система взаимосвязанных рефлекторных и созна­тельных действий

(физических и психических), осуществляе­мых человеком при достижении определенной цели, реализа­ции определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «П.» употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не П., а деятельность. П. при этом нередко понимается как синоним деятельности, имеющей природные предпосылки, но в своей основе социально обуслов­ленной, опосредованной языком и др. знаково-смысловыми системами, типичными формами к-рой является познание, труд, игра, общение; определенным образом организованная деятельность, осуществляющая связь организма с окружающей средой. Три типа поведения (психол. аспект): инстинктивное, навыки и разумное.

Поведение агрессивное— специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосход­ства в силе или применением силы по отношению к др. человеку или группе лиц, к-рым субъект стремится причи­нить ущерб. П. а. может варьироваться по степени интен­сивности и форме проявления: от демонстрации неприяз­ни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»). Авторитарная педагогика провоцирует проявление П. а. как у воспитанников, так и у воспитателей. Гуманистический, личностно-ориентиро-ванный подход сглаживает конфликты во взаимоотноше­ниях, смягчает возникающие стрессовые ситуации, тем самым снижая вероятность проявления П. а.

 

Поведение аддиктивное (от анг. addiction — пристрастие, зависимость) — определяется как одна из форм деструк­тивного поведения, к-рая отражается в стремлении к ухо­ду от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема нек-рых веществ или по­стоянной фиксации внимания на определенных предме­тах или видах деятельности, что сопровождается развити­ем интенсивных эмоций. Фармакологические аддикции — наркомания, алкоголизм, токсикомания. Нефармакологи­ческие формы П. а. — азартные игры (гэмблинг), пищевые (переедание и голодание), сексуальные аддикции, работоголизм, сектантство, прослушивание ритмической музы­ки ит. д., к-рые, хотя и в разной степени, также могут ве­сти к асоциальным деяниям. Любой аддикт не может яв­ляться полноценным членом общества в силу своей отрешенности от всего за исключением предмета аддик­ции, что является причиной личного несчастья и не спо­собствует процветанию общества.

 

Поведение просоциалъное позитивное, конструктивное, соц. полезное поведение; противоположность асоциаль­ного поведения.

 

Поведение сексуальное— взаимодействие людей, мотивиро­ванное половой потребностью. Важная сфера обществен­ной, семейной и личной жизни. Биологическая составля­ющая П. с. включает параметры половой конституции, телосложения, темперамента, гормонального баланса, деятельности нервной системы, генетических детерми­нант. П. с. человека выполняет три функции: репродук­тивную, гедоническую и коммуникативную. Социализа­ция П. с. проявляется в усвоении сексуальных и обще­ственных норм, в сексуальной культуре, обусловленной половым воспитанием и сексуальным просвещением, в сексуальном опыте, выработке соответствующих устано­вок, стремлении к эротической привлекательности.

 

Поведенческая автономия— обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения.

 

 

Повторение— воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их

запоминания. П. не должно быть простым воспроизведением материала, к-рый рассматривается в новом порядке, группируется по узловым вопросам, что создает усло­вия для активной самостоятельной работы учащихся. Механическое П. (зубрежка) в процессе запоминания изучаемого мало эффективно. Выполнение специально подобранных в учебном процессе упражнений и П. действий в меняющихся условиях обеспечивают приобретение усваиваемыми знаниями таких ка­честв, как обобщенность и осознанность. Многократное П. дей­ствия в стереотипных условиях ведет к образованию автоматиз­ма, выработке навыка.

 

 

Поддержка педагогическая 1. деятельность профессиональ­ных педагогов и

психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их ин­дивидуальных проблем, связанных с физическим и психичес­ким здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и про­фессиональным самоопределением; 2. система пед. деятель­ности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в пре­одолении соц., психол., личностных трудностей. Процесс со­вместного с ребенком определения его собственных интере­сов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое дос­тоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Этапы П. п.: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный,рефлексивный. (О. С. Газман).

 

Подкрепление— то, что способно удовлетворить возникшую по­требность человека,

снять или уменьшить вызванную ею внут­реннюю напряженность. Для поведения П. является подтверж­дением его правильности (положительное П.) или ошибочнос­ти (отрицательное П.). В пед. этому способствует система методов стимулирования, прежде всего поощрение и наказание.

 

 

Подражание— вид научения, осознанное или неосознанное сле­дование примеру,

образцу действия, манере поведения, обще­ния и т. д. На П. основано использование примера как спосо­ба воспитания и обучения.

 

 

Подростковый возраст— переходный возраст от детства к взрос­лости и

охватывающий период человеческой жизни от 10 —11 до 13—15 лет.

 

 

Поза— элементарная единица пространственного поведения че­ловека; положение

человеческого тела, типичное для данной культуры. Умение учителем принять правильную П. в той или иной пед. ситуации является одним из показателей мастерства невербального общения.

 

 

Позиция личности— 1. сложная, достаточно устойчивая система отношений,

установок и мотивов личности, к-рыми она руковод­ствуется в своей деятельности, и целей и ценностей, на к-рые направлена эта деятельность; 2. положение человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре.

 

Позиция педагогическая— система интеллектуальных и эмоци­онально-оценочных

отношений к ребенку и детству, пед. дей­ствительности и пед. деятельности.

 

 

Познание— процесс психического отражения и восприятия объективного мира в

сознании, результатом к-рого является новое знание о его сущности; специфическая деятельность че­ловека, ориентированная на открытие законов природы и обще­ства, тайн бытия человека и мира, обнаружение возможных спо­собов действия с предметами и явлениями. Специально органи­зованное П. составляет сущность учебно-воспитательного процесса.

 

 

Показатели эффективности труда учителя— критерии, позво­ляющие

выделить наиболее существенные аспекты пед. дея­тельности и дать им оценку. Два вида П.: процессуальные и ре­зультативные. Процессуальные показатели раскрывают то, как учитель осуществляет пед. деятельность и общение, как реали­зует в процессе труда свою личность, каковы его работоспособ­ность и здоровье, а также, какие процессы деятельности и об­щения учащихся он организует. Процессуальные П. вскрывают не только внешнюю сторону процесса (действия учителя и уча­щихся, их поведение и реакции), но и внутренние его особен­ности (мотивы, ожидания, позиции, эмоциональные отноше­ния и предпочтения и др.). Результативные П. раскрывают, ка­ких результатов достигает учитель, а также, какие изменения в психическом развитии учащихся возникают в ходе его труда. При анализе результативности не следует ограничиваться харак­теристикой знаний учащихся, изолированных психических функций (мышление, память, внимание и др.) и отдельных ка­честв личности (честность, трудолюбие и т. д.), а стремиться к показателям, фиксирующим ученика как целостную личность, субъекта учебной деятельности; учитывать не только достиже­ние программных требований, но и активизацию резервов лич­ности учащихся, учителя, их индивидуальности; принимать во внимание не только достигнутый наличный уровень психичес­кого развития учащихся и учителя, но и их перспективу, зону ближайшего развития.

 

 

Пол— категория биологического деления людей на мужчин и женщин.

 

 

Половая роль— система предписаний, модель поведения, к-рую должен усвоить и

к-рой должен соответствовать индивид, что­бы его признали мужчиной или женщиной.

 

 

Полоролевая идентификация(типизация) — процесс и ре­зультат приобретения ребенком психол. черт и особенно­стей поведения человека одного и того же с ним или дру­гого пола.

 

 

Половая социализация — активное усвоение личностью стандартов

психосексуальной культуры по мере вхождения в соц. отношения и формирование мужской или женской идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами.

 

 

Поликультуризм (в образовании) — построение образования на принципе

культурного плюрализма, на признании равноценно­сти и равноправия всех этнических и соц. групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. П. образование помогает обратить разнооб­разие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию индивида к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогран­ную картину мира. Глобальное образование расширяет контекст диалога до планетарного уровня.

 

 

Понимание — процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным;

составление о чем-либо правильного понятия. П. в пед. рассматривается как вторая ступень усвоения знаний учащимися после восприятия в процессе обучения.

 

 

Понятие— форма мышления, отражающая наиболее существен­ные свойства, связи и

отношения предмета, явления; высший уровень обобщения, характерный для вербально-логического мышления; форма мышления, отражающая существенные свой­ства, связи и отношения предметов и явлений, выраженного словом или группой слов. П. бывают общими и единичными, кон­кретными и абстрактными. В процессе обучения одной из задач является формирование П. в рамках изучаемых учебных пред­метов. Сформированность у учащихся понятийного словаря свидетельствует о достаточно высоком уровне овладения учеб­ным материалом.

 

 

Порт(фр. porte — дверь, дверца) — специальное устройство, кото­рым оснащены

адаптеры, входящее в состав компьютера, и ис­пользуемое для связи с внешними устройствами, в частности модемами, мышью, принтером. Порты бывают последователь­ными и параллельными.

Портфолио 1. учебное П. — система оценивания знаний, рас­пространенная в США.

Суть — организуется накопление, отбор и анализ образцов и продуктов учебно-познавательной деятель­ности ученика, соответствующих иформационных материалов из внешних источников (от учителей, одноклассников, родите­лей, общественности и др.). Проводится всесторонняя количе­ственная и качественная оценка уровня обученности каждого ученика и дальнейшая коррекция процесса обучения. Цель — показать ученику все, на что он способен; 2. П. как способ про­фессионального развития — систематизация опыта и знаний, накапливаемых специалистом путем сбора самой разнообраз­ной информации и материалов, отражающих его деятельность, позволяющая четче определить направления развития специа­листа, облегчить консультирование со стороны более квалифи­цированных специалистов и администрации, дать объективную оценку его профессионального уровня.

 

 

Пособие учебное— средство обучения, содержащее дополнитель­ную информацию и

применяемое для помощи учителю и уча­щимся.

 

Поступок— сознательное действие, оцениваемое как акт нрав­ственного

самоопределения человека, в к-ром он утверждает себя как личность в своем отношении к др. человеку, себе само­му, группе или обществу, к природе в целом.

 

 

Потребность— объективно и субъективно испытываемая челове­ком нужда в чем-то,

являющаяся источником активности, раз­вития личности, общества в целом. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, к-рые существенно влияют на развитие личности и ее поведение. В самом общем виде П. принято делить на биологические и соц., нередко это деление называют иначе — материальные и духов­ные П. П. в психологии рассматриваются и как особые психи­ческие состояния — состояния напряжения, неудовлетворенно­сти, дискомфорта ит. д., отражающие несоответствие между внутренними и внешними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, а могут проявляться в неосознан­ных влечениях, мотивах деятельности, установках и др. П. из­менчивы, динамичны, биологически и соц. обусловлены. Удов­летворение П. протекает в результате целенаправленной дея­тельности. Воспитание П. является одной из центральных задач формирования личности.

 

 

Потребности витальные — жизненно важные, органичес­кие потребности; потребности, непосредственно связан­ные с органической жизнью.

 

Потребность в автономии (у детей и подростков) — по­требность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.

 

Потребность в безопасности и защите — основная по­требность, к-рая мотивирует человека установить ра­зумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения.

 

Потребность в позитивном внимании— приобретенная потребность человека получать принятие, уважение и любовь от значимых людей в его окружении.

 

Потребность в установлении связей— базисная человечес­кая потребность заботиться о др. и принимать участие в их жизни (по Фромму).

 

 

Почта электронная(e-mail) — услуга сети Internet, заключающа­яся в том, что

отправитель посылает с помощью специальной программы сообщение на почтовый сервер, к-рый в свою очередь пересылает это сообщение на почтовый сервер получателя, где происходит сортировка и рассылка почты по так называемым электронным почтовым ящикам конечных пользователей. По­чтовые серверы постоянно подключены к Сети, и компьютеры участников переписки могут устанавливать соединение с ними по мере необходимости. П. э. противопоставляется электронным конференциям, в к-рых переданные данные предоставляются для доступа неограниченного круга лиц. Получить и отправить почту можно через разные серверы сети Internet.

 

 

Правила(в общепед. значении) — прикладные рекомендации по реализации

требований того или иного принципа целостного пед. процесса.

 

 

Православно-религиозное направление в русской педагогике конца

XIX в.— понимание целей и содержания православно­го воспитания в трактовке различных общественно-политичес­ких группировок. Включало в себя два течения: ортодоксальное (охранительно-казенное) и оппозиционное (религиозно-фило­софское). Первое направление смыкалось с наиболее консерва­тивными правительственными кругами, опиралось на широкую сеть церковных школ, культивировало религиозно-православ­ный фанатизм, послушание и покорность. Представители оппо­зиционного течения, опираясь на христианско-православную ан­тропологию, продолжали традицию славянофилов в разработке пед. проблем применительно к идее самобытного пути развития России. Идеологическими ориентирами были софийность, лю­бовь, соборность, общинный дух, целостный человек. Одним из представителей этого направления был В. В. Розанов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: