Школа как культурно-образовательное пространство – это 26 глава




 

 

Тест Векслера — психол. тест, предназначенный для оцен­ки уровня интеллектуального развития человека опре­деленного возраста и представляющий этот уровень в виде числового показателя, называемого коэффициен­том интеллекта.

 

Тест Ке(э)ттела — тест личности, опирающийся на понятие «черта личности» и оценивающий степень развитости у че­ловека различных базисных, независимых личностных черт.

 

Тест обученности — совокупность заданий, сориентирован­ных на определение уровня усвоения определенных ас­пектов содержания обучения. Состоит из задания на дея­тельность данного уровня и эталона.

 

Тестовая батарея совокупность субтестов (тестовых за­даний), направленных на диагностику относительно одно­родных психических явлений, процессов, объединенных в один тест, к-рый измеряет различные стороны психики. Наиболее известными тестовыми батареями являются: тест Векслера, батарея тестов общих способностей (GATB), тест интеллекта Амтхауэра (TSI) и др.

 

 

Техника педагогическая — совокупность умений и навыков, обес­печивающих

оптимальное поведение учителя и его эффективное взаимодействие с детьми в различных пед. ситуациях; комплекс общепед. и психол. умений учителя, обеспечивающих владение своим психофизиологическим состоянием, настроением, эмоци­ями, телом, речью и организацию педагогически целесообразно­го общения. «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым..., себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало» (А. С. Макаренко).

 

 

Технические средства обучения (ТСО) — см. Средства педагоги­ческие.

 

 

Технологии коммуникационные — технологии, предназначенные для

обеспечения оперативной связи и доступа к информацион­ным ресурсам в любой отрасли знаний без ограничения по объему и скорости.

 

 

Технологическая карта — описание процесса в виде пошаговой, поэтапной

последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

 

 

Технологическая схема — условное изображение технологии процесса, разделение

его на отдельные функциональные эле­менты и обозначение логических связей между ними.

 

 

Технология активного обучения — такая организация учебного процесса, при

к-рой создаются условия невозможности неуча­стия в познавательном процессе: либо каждый участник имеет определенное ролевое задание, в к-ром он должен будет публич­но отчитаться, либо от его доли участия зависит качество выпол­нения поставленной перед группой проблемной познаватель­ной задачи. Условия организации: проблемность, сотрудниче­ство и кооперация, коллективное взаимодействие, управление формированием и развитием индивидуально-психол. особенностей обучаемых, вовлечение обучаемого в постоянную активную дея­тельность: отвечает, анализирует, оценивает, классифицирует и т. п., изменение модели преподавателя: консультант, организатор, интерпретатор. Методы Т. а. о.: проблемные лекции (лекции-конференции, лекции вдвоем, лекция с запрограммированными ошибками); коллективно-групповая работа: динамические пары, корпоративная организация занятий; мозговой штурм (атака), синектика, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, дискуссия, деловые игры, психотехнические игры-уп­ражнения, видеотренинги и т. п.

 

 

Деловая игра метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, участники к-рой наделены различной информацией, роле­выми функциями и действующие по заданным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей.

 

Дискуссия 1. способ организации совместной коллектив­ной деятельности, имеющий целью интенсивное и про­дуктивное решение групповой задачи и нахождения пра­вильного ответа; 2. метод, позволяющий с помощью ло­гических доводов, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосред­ственного общения. В пед. процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема Д. объявляется заранее. Обучаемым необходимо изучить соответствующую лите­ратуру, получить необходимую информацию. В ходе Д. каждый имеет право высказать свою точку зрения. Д. фор­мируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п.

 

Драматизация в обучении — инсценирование, разыгрыва­ние по ролям содержания учебного материала на уроках (ролями могут награждаться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой об­ласти знания). Сценарий Д., как правило, существует, но не является жестким каноном, как это имеет место в те­атральной пьесе, и служит лишь канвой, в пределах к-рой развивается импровизация.

 

Инверсия (от лат. inversio — переворачивание, перестанов­ка) — 1. перестановка слов, нарушающая их обычный по­рядок в предложении, применяется в стилистических це­лях; 2. доказательство тезиса противоположного только что доказанному, применяется в технике активного обуче­ния, как один из ее приемов.

 

Метод морфологического анализа один из методов тех­нологии активного обучения; вначале выделяются глав­ные характеристики объекта — оси, а затем по каждой из них записываются всевозможные варианты-элементы. Имея записи по всем осям и комбинируя сочетания раз­ных элементов, можно получить большое число возмож­ных вариантов, порой и самых неожиданных.

 

Метод фокальных объектов метод активного обучения, заключающийся в том, что признаки нескольких случай­но выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позво­ляющие преодолеть психол. инерцию и косность. Рас­сматривая возникающие сочетания (случайный — фикус, фокальный — личность, сочетания типа: толстолистая личность, мощная личность, вечная личность и др.) мож­но прийти к оригинальным идеям.

 

Метод эвристических вопросов один из методов техноло­гии активного обучения, к-рый целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющей­ся информации в процессе решения творческих задач. Этот метод идет от Квинтилиана. Он рекомендовал своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъ­ект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (сред­ства), как? (метод), когда? (время). Если эти вопросы в оп­ределенной последовательности соединять между собой, это порождает массу новых, порой совершенно неожи­данных вопросов. Пронумеровав их в названной после­довательности, можно получить такие варианты: 1-, 1—2, 1—3, и т. д. до 1—7; 2-, 2—2,.... 2—7 и т. д.

 

Мозговая атака (брейнш(с)торминг) (от англ. brain storming) — специальный метод активизации мыслительных процес­сов, способ интенсификации интеллектуальной группо­вой деятельности путем совместного поиска решения трудной проблемы в эмоционально благоприятной обста­новке, способствующей максимальному раскрытию творческих возможностей каждого участника. Предло­жен А. Осборном. Предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Правила проведения: разнопрофессиональная группа до 10 человек, «запрет критики», участники в состоянии релаксации и комфорта, фиксация всех идей, но без авторства; групповая эксперти­за собранных идей, даже самых парадоксальных и нереаль­ных, но без участников брейнш(с)торминга.

 

Театрализация в обучении 1. как синоним драматизации; 2. как родовое понятие по отношению к драматизации, когда инсценируются не отдельные эпизоды, а ставятся разножанровые театральные представления по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорация­ми и т. п. атрибутами; комплексная система использова­ния всех выразительных средств театрального искусства.

 

Синектика— метод коллективной творческой деятельнос­ти и учебного исследования, основанный на целенаправ­ленном использовании интуитивно-образного, метафо­рического мышления участников. Метод объединения разнородных элементов, построенного на аналогии. Ис­пользуются: прямая аналогия (а как решаются подобные задачи?); личная или' эмпатическая аналогия (рассуждения с точки зрения объекта задачи: представь, что ты дино­завр, что бы ты мог сказать о катастрофах, погубивших тебя); символическая аналогия (суть задачи выражается в виде символов, рисунков и т. п.); фантастическая анало­гия (как бы эту проблему решили сказочные герои, при­шельцы и т. п.).

 

 

Технология гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили — гуман­ная

педагогика, ориентированная на личность ребенка, абсо­лютное отрицание авторитарной, императивной (повелитель­ной, приказной) педагогики. Основные установки — Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оп­тимизмом к ребенку. Принципы: очеловечивание среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе ста­новления ребенка. Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взросле­нию, к свободе. Личностные качества учителя: доброта, откро­венность и искренность, преданность. Это технология обучения детей с шестилетнего возраста. Все обучение стимулирует актив­ность и самодеятельность детей. Развиваться ребенку педагог помогает, как считает Ш. А. Амонашвили, лишь в том случае, если он объясняет, показывает, напоминает, подводит, объекти­вирует, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, по­ощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает — это взаимосвязанные и целенаправленные действия. Широкое использование вариативности выбора действий, паритетное включение ребенка в учебный процесс, высокий потенциал творческих заданий. Обучение с включением типичных оши­бок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слу­шать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию. Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении. Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жиз­ни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненно­го этапа со своими сложными проблемами и переживаниями, к-рые должны пониматься и приниматься педагогом.

 

 

Технология В. С. Библера, СЮ. Курганова «Диалог куль­тур» —

концептуальные идеи: диалог-компонент внутреннего содержания личности, многоголосье мира существует в индиви­дуальном сознании в форме внутреннего диалога, диалог есть позитивное содержание свободы личности и др. Диалог высту­пает в этой системе и как форма организации обучения, и как принцип организации самого содержания науки. Последова­тельность классов отвечает последовательности основных исто­рических культур (античной, средневековой и т. д.). Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диа­лога, завязанного вокруг основных «точек удивления» — исход­ных загадок бытия и мышления: загадки слова, загадки числа, загадки явления природы, загадки Я-сознания, загадки момента истории. Обучение строится не на учебниках, а на реальных тек­стах данной культуры. Автор программы для каждого класса — педагог вместе с детьми. Игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами поэтики, художественный образ, элементы ручного труда, ремесла, музыка, театр. Учитель в процессе диалога ставит учебную проблему, выслушивая все варианты и доказательства, помогает проявить различные фор­мы логики разных культур, выявить точку зрения.

 

 

Технология коллективного взаимообучения — личностно-ориентированная

технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. Методики Ривина имеют различные назва­ния: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «кол­лективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава». Выделя­ют следующие основные преимущества КСО: в результате регу­лярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речи развива­ются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивиду­альном темпе; повышается ответственность не только за свои ус­пехи, но и за результаты коллективного труда; отпадает необходи­мость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании др. учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллек­тиве; формируется адекватная самооценка личности, своих воз­можностей и способностей, достоинств и ограничений; обсуж­дение одной информации с несколькими сменными партнера­ми увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение. Парную работу можно ис­пользовать в трех видах: статическая пара, динамическая пара, вариационная пара, в к-рой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, прово­дит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержа­ния. Определено, что когда человек обучает других, он запоми­нает до 95% изучаемого.

 

 

Технология конструирования учебной информации — процесс принятия

пед. решений при подготовке учителя к учебному процессу в условиях системы ограничений и предписаний, оп­ределяемых тем, что и в каком объеме из изучаемой информа­ции должны усвоить учащиеся, каковы исходный уровень под­готовленности учащихся к восприятию учебной информации и возможности самого учителя, а также возможностями и требо­ваниями образовательного учреждения.

 

 

Технология модульного обучения — наиболее полно основы мо­дульного

обучения разработаны и изложены П. Ю. Цявичене. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик пол­ностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с моду­лем. Модуль — это целевой функциональный узел, в к-ром объе­динены учебное содержание и технология овладения им. Содер­жание обучения представляется в законченных самостоятель­ных комплексах (информационных блоках), усвоение к-рых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только ука­зание на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозиро­вать индивидуальную помощь, изменить формы общения учи­теля и ученика. Педагог разрабатывает программу, к-рая состо­ит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и проме­жуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

 

 

Технология полного усвоения знаний — авторами Т. п. у. з. явля­ются амер.

психологи Дж. Кэрролл, Б. Блум и их последователи. В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М. В. Кларина. Дж. Кэрролл обратил внима­ние на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы условия обучения: одинаковые для всех учебное время, способ предъявления информации и т. д. Един­ственное, что остается нефиксированным, это результат обуче­ния. Кэрролл предложил сделать постоянным параметром ре­зультат обучения, ^.условия обучения — переменными, подстра­иваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата. Б. Блум предложил определять способности обуча­емого темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях. Он изучал способ­ности учеников в ситуации, когда время на изучение матери­ала не ограничивается. Реализуя данный подход, Дж. Блок и Л. Андерсон разработали методику обучения на основе полно­го усвоения знаний. Исходным моментом методики является ус­тановка, к-рую должен принять педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полностью усвоить необходи­мый учебный материал при рациональной организации учебно­го процесса. Далее педагогу предстоит определить, в чем состо­ит полное усвоение и какие результаты должны быть достигну­ты всеми и выстроить в унифицированном (приведенном к единообразию) виде с помощью иерархии (последовательного расположения от низшего к высшему) пед. целей, разработан­ных для мыслительной (когнитивной), чувственной (аффектив­ной) и психомоторной сфер. Таксономия целей Б. Блума полу­чила широкое распространение за рубежом. Она используется в учебниках и дидактических пособиях в качестве шкалы для из­мерения результатов обучения.

 

 

Технология обучения (образования) (по определению ЮНЕС­КО) — это в

общем смысле «системный метод создания, приме­нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их вза­имодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм об­разования». В более узком смысле технология обучения предпо­лагает использование разнообразных ТСО, включая компьютер­ные и электронные средства.

 

 

Технология обучения и воспитания (педагогическая техно­логия) —

новое (с 50-х гг.)направление в пед. науке, к-рое занимается конструированием оптимальных обучающих сис­тем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выпол­нения к-рых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность пред­ставлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов пед. про­цесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантирован­ный результат; П. т. служит конкретизацией методики. В осно­ве Т. о. и в. лежит идея полной управляемости учебно-воспита­тельным процессом, проектирования, и воспроизводимости обучающего и воспитательного цикла. Признаки Т. о. и в.: содер­жательность, эффективность, экономичность, воспроизводи­мость, корректируемость. Специфические черты Т. о. и в.: разра­ботка диагностично поставленных целей обучения; ориентация всех процедур на гарантированные достижения поставленных целей; оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов; воспроизгодимость пед. процедур. Постановка диагностичных целей обучения и воспитания. В традиционном пед. процессе цели ставятся неопределенно, не инструменталь­но: «изучить теорему», «решать квадратные уравнения», «выра­зительно читать текст», «ознакомить с принципом действия», выработать привычку поведения и т. п. Эти цели не описыва­ют результата, достижение их трудно проверить. В диагностич­но поставленной цели описываются действия ученика в терми­нах: знает, понимает, применяет, поступает и пр.

 

 

Технология разноуровневого обучения — адаптированная к класно-урочной

организации учебного процесса система технологии разноуровневого обучения. Реализуется в рамках школы уровневой дифференциацией. Такие школы функционируют путем деления ученических потоков на подвижные и относительно однородные по составу группы, каждая из к-рых овладевает программным материалом в различных образовательных обла­стях на следующих уровнях: 1. минимальном (государственный стандарт); 2. базовом; 3. вариативном (творческом). Основные принципы данной педагогической технологии: всеобщая талант­ливость, взаимное превосходство, неизбежность перемен. Органи­зационная модель школы включает три варианта дифференци­ации обучения: комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики дина­мических характеристик личности и уровня овладения обще­учебными умениями; внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по мате­матике и русскому языку (зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса однородные группы становятся классами с углубленным изучением отдель­ных предметов; профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагно­стики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родите­лей, самоопределения школьников.

 

 

Тип образовательного учреждения — группа образовательных учреждений,

имеющих общую специфику. Определяется реализуемыми основными и (или) дополнительными образова­тельными программами.

 

 

Вид образовательного учреждения — разновидность обра­зовательных учреждений в рамках одного типа: общеоб­разовательная школа — Т. о. у.; гимназия, лицей, воскрес­ная школа (если дает и общеобразовательную подготов­ку), частная школа — В. о. у.

 

 

Типология поведения по Макгвайру — поведение и поступки человека должны

классифицироваться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность — это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в ч.-л. (пище, одежде, безопасности, любви и т. п.). Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель м. б. поставлена, исходя из разных потребностей. К.-л. поступок человека м. б. результатом ответной реакции на внешнее воз­действие (реактивное поведение) либо проявлением какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение). Целью поступка человека м. б. сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность) либо приобретение нового качества, новых результатов (разви­тие). Закончиться поступок может при достижении желатель­ного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настрое­ние) либо желательного внешнего эффекта, внешнего резуль­тата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т. п.). Исходя из указанных критериев им выделено 16 типов поведения. 1. Перцептивное поведение — стремление совладать с информационной перегрузкой при помощи перцептивной категоризации, в результате к-рой многообразие воздействую­щей информации классифицируется, упрощается и может при­вести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к по­тере значимой информации. 2. Защитное поведение — любые реальные или воображаемые действия психол. защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе. 3. Индуктивное поведение — восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий. 4. Привычное поведение — удовлетворе­ние от положительного подкрепления создает большую вероят­ность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соот­ветствующих ситуациях. 5. Утилитарное поведение — стремление человека решить практическую проблему с максимальным до­стижением (субъективным переживанием максимально возмож­ного успеха). 6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, к-рые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными ус­тремлениями). 7. Сценарное поведение — человек является ис­полнителем множества правил допустимого «приличного» по­ведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обще­стве. 8. Моделирующее поведение — варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение, подражание, внуше­ние), трудно контролируемые как самим человеком, так и др. людьми. 9. Уравновешивающее поведение — когда человек име­ет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать путем из­менения своих оценок, притязаний, воспоминаний. 10. Осво­бождающее поведение — человек стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния при помощи ак­тивных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от среднепривлекательных целей, уступчивость). 11. Атрибутивное поведение — активное устранение противоречий между реаль­ным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному со­ответствию. 12. Экспрессивное поведение — в тех случаях, сфе­рах, в к-рых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение к-рой является основным регулятором повседневного со­циального поведения. 13. Автономное поведение — когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля сво­их поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутренне­го «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли). 14. Утверждающее поведение — переживание сво­их действий как свершение своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий. 15. Исследо­вательское поведение — стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информацион­ную неопределенность, «редуцирование» разнообразной внеш­ней информации к форме, к к-рой применимы освоенные ра­нее приемы ее обработки. 16. Эмпатическое поведение — учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чув­ствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние др. человека.

 

 

Типы воспитания — основные формы реализации воспитания, обусловленные соц.-

экономическими и историческими услови­ями общественного развития. Первый Т. в. основан на естествен­ном разделении труда и соответствует социокультурной сущно­сти первобытной эпохи. Второй Т. в. возник в результате обще­ственного разделения труда, имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных соц. групп. Второй Т. в. пред­ставлен в мировой культуре специфическими вариантами: вос­точным и западным воспитанием. Восточному Т. в. свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов, ограничение индивидуальной свободы лично­сти, ее самостоятельности и независимости мышления. Запад­ный Т. в. имеет ценностно-рациональный характер обучения и образования, ориентируется на развитие у личности воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческо­го начал.

 

 

Типы образования — основные формы и характер осуществле­ния воспитания,

обусловленные соц.-экономическими, исто­рическими и культурологическими условиями общественного развития. Первый Т. о. — образование в древних обществах — мифологическое образование: освоение мира в форме сказок, былин, мифов, песен, эпосов и т. п. Второй Т. о. — схоласти­ческое образование с характерной для него культурой текстов и словесной природой знаний о земле и небе, тренировкой памяти и воли, овладением грамотой и риторикой, учением о сущности и смысле человеческого существования. Третий Т. о. — просветительский — возник в XVII в. в период бурно­го развития научного знания, становления систем школ. С на­чала XX в. в мире наблюдается разнообразие типов, моделей, видов образования.

 

 

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — отсутствие или ослаб­ление

реагирования на к.-л. неблагоприятный фактор в результа­те снижения чувствительности к его воздействию, терпимость. Напр., Т. к тревоге. Проявляется в повышении порога эмоцио­нального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности длительно выносить не­благоприятные воздействия без снижения адаптивных возможно­стей (см. Адаптация, Терпение). Одно из важнейших професси­ональных качеств учителя.

 

 

Толерантность фрустрационная способность человека противостоять разного

рода жизненным трудностям без утраты психол. адаптации. В ее основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию с одной сторо­ны, и возможность предвидеть выход из ситуации с др. Формы Т. ф.: спокойствие, рассудительность, готовность использовать случившееся как жизненный урок; напря­женность, усилие, сдерживание нежелательных импуль­сивных реакций; бравирование: фрустрирующая ситуация интерпретируется как выгода, как приносящая удовлетво­рение. Формирование у себя Т. ф. — одна из важных задач профессионального воспитания учителя.

 

 

Толстой Лев Николаевич (1828 -1910) — великий русский писа­тель и педагог. Пед.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: