Нравственное сознание педагога— особая форма нормативно-оценочного
отражения нравственных отношений педагога с окружающими людьми в ходе его профессиональной деятельности.
Нравственность — 1. особая форма общественного сознания и вид общественных
отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д.; 2. система внутренних прав человека, в основе к-рой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность придти на помощь.
Нравы— обычаи, уклад общественной жизни, имеющие моральное значение; м. б.
подвергнуты нравственной оценке.
О
Обобщение опыта— нахождение общего, типичного в пед. опыте, того, что м. б.
доступно для исполнения др. педагогами; выведение из конкретных методических, ораизационных, воспитательно-образовательных решений своеобразной общей идеи, к-рая может стать основой продуктивного решения ряда пед. задач (В. И. Журавлев).
Образ жизни — включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения,
фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и др. элементы культуры, к-рые не только типичны для данной соц. группы, но и отличают ее от др. групп.
Образование — 1. процесс и результат усвоения определенной системы знаний и
обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности, в интересах общества и государства, сопровождающихся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (цензов). О. получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно. Основной путь получения образования — обучение в системе различных учебных заведений; 2. специально организованная в обществе система, представляющая собой совокупность образовательных учреждений и органов управления ими, в рамках к-рых осуществляется процесс воспитания и обучения человека. Различают по уровню: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, высшее. По форме получения О.: стихийное, получаемое в процессе как целенаправленных, так и спонтанных действий; и формальное, организованное, получаемое в специальных образовательных системах. По содержанию: общее, профессиональное (учитель, врач и т. п.) и специальное (учитель начальных классов, 1.рач-хирург и т. д.); 3. процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, как абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 4. многообразная личностно-ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде, обучение способностям понимать, развивать себя; 5. складывание, становление, развитие, рост самой личности как таковой; обретение образа, формирование образа мыслей, действий человека в обществе.
|
|
Образование глобальное — формирование у учащихся понимания мира на основе холистических (восприятие мира как единого целого) и гуманистических взглядов, нового отношения человека к миру и нового способа деятельности в нем. Коммуникация, контакт, понимание, эмпатия, симпатия, солидарность, сотрудничество — основные понятия. Концепция О. г. ориентирована на выработку у учащихся таких жизненных позиций: я — человек планеты Земля, Земля — наш общий дом, люди планеты — общечеловеческая семья, я — личность, способная активно участвовать в мироустройстве. Обновление содержания образования основано прежде всего на принципах проблемной интеграции.
Образование дополнительное — образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях дополнительного образования: в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и т. п.; посредством индивидуальной пед. деятельности. (Закон РФ «Об образовании»).
|
Образование интегрированное – образование, построенное на глубоко интегрированных учебных курсах с междисциплинарным, взаимодополняющим ивзаимообусловленным содержанием.
Образование информальное непрерывное — образование, получаемое человеком на протяжении всей жизни из разнообразных источников: жизненных ситуаций, впечатлений, опыта, от др. людей.
Образование классическое (формальное)— образование, целью к-рого является развитие способностей учащихся, их мышления, воображения, памяти, воли; вариант общего среднего образования, предусматривающий систематическое изучение древних языков и математики в качестве главных, «инструментальных» предметов.
Образование материальное(реальное) — образование, в к-ром главная цель обучения заключается в передаче учащимся как можно больших знаний, при этом имеющих и прикладное значение.
Образование непрерывное — целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем организованного самообразования. О. н. дает возможность постоянно удовлетворять развивающиеся потребности личности и общества в образовании, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам, направленности, предоставляющее каждому возможность реализовать собственный путь получения образования независимо от возраста, первоначально приобретенной профессии, места жительства. Цель — поддержание общественно и индивидуально необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Функции: диагностическая, компенсаторная, адаптационная, познавательная, развивающая, культурологическая. Принципы: всеобщность, демократизм и доступность; непрерывность, интегративностъ и преемственность; принцип самообразования.
Образование политехническое — образование, ориентированное на знакомство обучаемых с основными принципами организации современного производства, безотходных и экологически чистых технологий, и вооружение навыками обращения с компьютерной техникой и простейшими современными орудиями механизированного и автоматизированного труда.
Образование художественное — процесс освоения обучаемыми совокупности знаний, умений и навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.
Образованность— качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью
к-рого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критерий О. — системность знаний и мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» (древний афоризм).
Образовательная модель— последовательная система, включающая в себя общие
цели образования, содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.
Образовательная область— набор соответствующих учебных дисциплин и
интегративных курсов, к-рые включены в учебный план общеобразовательной школы.
Образовательной системы внешняя среда— совокупность разнородных природно-климатических, демографических, экологических, социально-экономических, политических факторов, оказывающих влияние на внутренние характеристики образовательной системы того или иного региона.
Образовательные программы— программы, определяющие содержание
образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.
Образовательный государственный стандарт – эталонный уровень
образования по каждойобразовательной программе, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени; образовательный уровень, к-рый д. б. достигнут учащимися для получения документов о соответствующем образовании. О. г. с. включает федеральный и региональный компоненты.
Образовательный процесс— совокупность целенаправленного учебно-
воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Образовательный ценз— определенный уровень образования, достижение к-рого
удостоверяется соответствующим документом.
Обращение — активность в отношении др. в общении. Для воспитания О. и есть сам
процесс воздействия, влияния через общение. У воспитателя есть несколько способов воздействия: внушение, эмоциональное заражение, убеждение и принуждение.
Обряд— совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них
выражаются религиозные представления или бытовые традиции.
Обучаемость— индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком
знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одаренности индивида. О. как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не м. б. полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания. Компоненты понятия О.: потенциальные возможности обучаемого; фонд действенных знаний; обобщенность мышления, темпы продвижения в обучении, продуктивность учебной деятельности, резервы развития, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Обучаемость пониженная — снижение показателей скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Проявляется в особенностях процесса познания как на перцептивном, так и на интеллектуальном уровнях и выражается в утилитарном (практическом) отношении к познавательным задачам, в поверхностности, в разобщении и неустойчивости усваиваемых знаний, в неумении самостоятельно овладеть рациональными способами действий и слабой податливости к их коррекции.
Обучение— 1. специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс
взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2. пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3. целенаправленное влияние на развитие иформационно-операционной сферы человека; 4. двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).
Обучение включенное— специально организуемая и планируемая учебная деятельность, направленная на получение практического результата, а необходимые для этого знания усваиваются попутно.
Обучение дистанционное(дистантное) — образовательная технология, при к-рой становится возможным для каждого человека в любом месте изучить программу любого колледжа или университета с использованием современных средств передачи учебно-методической информации на расстоянии. Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набором информационных технологий, на к-рые опирается О. д.: учебники и др. печатные издания, передача изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, видеопленки, дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации, трансляция учебных программ по национальным и региональным телевизионным радиостанциям, кабельное телевидение и голосовая почта, двусторонние видеоконференции, односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону и др. О. д. обеспечивает обучающимся гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей, свободу выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культуры, способствует активизации самостоятельной работы и удовлетворению самообразовательных потребностей учащихся.
Обучение интегрированное — совместное обучение здоровых детей, детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. О. и. м. б. комбинированным — ученик обучается в классе (группе) здоровых детей и получает систематическую помощь учителя-дефектолога; частичным — отдельные дети часть дня проводят в спецгруппах, а часть — в обычных; временным — дети спецгрупп и обычных классов объединяются для проведения совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных дел; полным — 1—2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада, классы, школы, коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов.
Обучение компьютерное(компьютерная технология обучения) — такая система обучения, когда одним из технических средств обучения является компьютер; система образовательно-развивающих процессов в дидактической компьютерной среде. Компьютер может использоваться в учебном процессе в следующих целях: обучения ученика предмету и программированию; учения и самообучения ученика; контроля и повторения знаний; развития и закрепления навыков (счета, решения задач, графики и др.); научной организации труда учителя и ученика; получения справок (библиография, формулы, физические величины, исторические даты и т. п.); изобразительного, музыкального, литературного творчества учащихся; накопления и анализа данных об успеваемости, посещаемости и поведения учащихся; моделирования физических процессов, технических устройств, химических реакций, путешествий на Земле и космических полетов; организации досуга и игр.
Обучение контекстное — обучение, в к-ром соединяются предметное и соц. содержание будущего профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория О. к. разрабатывается в развитие деятельностного подхода к наследованию соц. опыта А. А. Вербицким. Основное противоречие профессионального обучения и состоит в том, что овладение деятельностью специалиста д. б. обеспечено в рамках и средствами качественно иной — учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в О. к., представляющим собой реализацию динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (напр. в форме лекции) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности.
Обучение модульное— разделение всего учебного курса на модули, внутри к-рых учебная информация располагается по принципу логической преемственности. Предполагается межмодульная интеграция и преемственность материала. Каждый модуль содержит необходимые методические рекомендации.
Обучение политехническое— обучение, ориентированное на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства, овладение практическими приемами и навыками обращения с техническими средствами производства и орудиями труда и формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии, в тенденциях их развития. В советский период все общеобразовательные школы страны были политехническими.
Обучение проблемное — активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий, в ходе к-рого они учатся мыслить, творчески усваивать знания и овладевают элементами исследовательской деятельности. Его фундаментом является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Если проблема заинтересовывает обучаемых, то возникает проблемная ситуация. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни. О. п. разработано С. Л. Рубинштейном, Н. А. Менчинской, А. И. Матюшкиным, М. Н. Скаткиным, М. И. Махмутовым, И. Я. Лерне-ром и др.
Обучение программированное — обучение путем достаточно жесткого управления процессом усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с заранее заданной программой на основе внутренней и внешней обратной связи (по малым дозам) умственной деятельностью учащихся в процессе приобретения знаний, умений и навыков; особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом. Характерные черты О. п.: разделение строго отобранного учебного материала на отдельные небольшие части (шаги, порции, фрагменты); включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части; предъявление заданий по проверке усвоения каждой части; наличие ответов, информирующих учащегося о степени правильности его ответа. Виды: линейное, разветвленное. Линейное программирование построено на том, что ученик, работая над учебным материалом, последовательно переходит от одного шага программы к следующему, независимо от правильности выбираемых ответов. Все ученики идут одним путем, прорабатывая все шаги программы подряд. Различия м. б. только в темпе проработки материала. При разветвленной программе, если ученик дает неправильный ответ, он направляется программой к ранее изученному материалу для его доработки и правильного усвоения и вновь возвращается к материалу, к-рый изучался. Ученик получит новую порцию материала только при выборе правильного ответа. Такое построение программ обучения позволяет больше индивидуализировать обучение учащихся, продвигающихся по ней каждый своим путем, и обеспечить более глубокое и полное усвоение материала. Средства: пособия, обучающие машины. О. п. разработано Б. Ф.Скиннером, Н. Краудером (США), отечественными психологами и педагогами А. И. Бергом, В. П. Беспалько, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Ю. А. Самариным, Т. А. Ильиной и др.
Обучение развивающее— ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. В концепции О. р. ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.
Обученностъ — результат обучения (организованного или стихийного), включающий
как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться); характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик.
Общение— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов
между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса; коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и соц. перцепцию (восприятие и понимание партнера). По В. Н. Мясищеву, единство трех процессов: отражения, отношения, обращения. Функции О. (по Л. А. Карпенко): готовность к приему и передаче сообщений и поддержание этой готовности (контактная функция); обмен информацией, мнениями, замыслами (информационная функция); стимулирование активности партнера (побудительная функция); согласование действий (координирующая функция); понимание партнерами друг друга — смыслов сообщений, переживаний, состояний; обмен эмоциями, переживаниями (эмотивная функция); установление отношений как осознание партнерами своей роли и места в деловых и межличностных связях; изменение состояния, поведения, личностных смыслов партнера, а значит, его мотивов, потребностей, ценностей. Стратегии О.: открытое-закрытое; монологическое-диалогическое;ролевое-личностное.
Общение невербальное— общение без слов с помощью мимики, жестов и др. невербальных способов. Определенную роль в О. н. играет система естественных и искусственных запахов (ольфакторная), выступающая как один из невербальных индикаторов человека, дополняющая складывающееся о нем впечатление. О. н. выступает как значимый компонент пед. общения.
Общение педагогическое— профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, проявляющееся в двух направлениях: организация своих отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе (А. А. Леонтьев); профессиональное общение педагога с воспитанниками, имеющее определенные пед. функции и направленное на создание благоприятного климата для их осуществления. Функции: информационная, социально-перцептивная, самопрезентативная, интерактивная, аффективная. О. п. входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения и является способом их реализации.
Общение перцептивное— адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения. Учителю необходимо постоянно развивать свои способности к О. п.
Общение фатическое(от лат. fatus — глупый) — бессодержательное общение ради самого процесса общения.
Общения ведущий тип — тип общения, преобладающий в тот или иной возрастной период, благодаря к-рому у человека формируются основные личностные качества, соответствующие данной ступени развития личности.
Позиции в общении — участники общения могут по отношению друг к другу занимать следующие позиции: 1. доброжелательная позиция принятия партнера; 2. нейтральная позиция; 3. враждебная позиция неприятия; 4. доминирование или «общение сверху»; 5. «общение на равных»; 6. подчинение, или позиция «снизу».
Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и слушать.
Общественное мнение— см. Коллективное мнение.
Общественные детские (молодежные) объединения— общественное
формирование, в к-ром самостоятельно или совместно со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их соц. потребности. ОД (М) О признаются детские, подростковые и юношеские группы, команды, клубы, союзы, общества, иные сообщества юных граждан, а также ассоциации этих объединений. Принципы деятельности: добровольность, равноправие, самоуправление, гласность, законность, просоциалъный характер деятельности.
Общество информационное— общество, характеризующееся высоким уровнем
производства и потребления информации и информационных услуг. Компьютерная революция, происшедшая в ряде цивилизованных стран мира, приводит к изменению духовного мира человека, идеологии общества, подходов к определению содержания образования и разработке новых информационных образовательных технологий.
Общительность— черта характера личности, выражающая потребность и
способность человека к общению, контактам с др. людьми, установлению с ними взаимопонимания. Для общительного человека характерны легкость контактов, способность и умение не теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, лидерству в группе.
Обычаи— устойчивые формы поведения, свойственные для определенных этнических,
территориальных общностей, по своей психической природе близкие к привычкам.
Объединения молодежи с девиантным поведением и антиоб -
Щественным сознанием
— асоциальные группы. Примерная типология 1. Случайная группа. Ее члены очень часто вступают в конфликты с незнакомыми людьми, затевают драки на дискотеках, улицах, в парках. Группа имеет свои неписаные групповые нормы и ценности. Вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность «отпустить тормоза». Известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы неличными действиями. 2. Ретристская группа. Обычное занятие ретристских групп — бесцельное времяпровождение, низкопробные развлечения, токсикомания и наркомания. 3. Агрессивная группа. Основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла практически в неизменном виде из глубокой древности до наших дней. Характерными особенностями агрессивной группы являются жесткая иерархическая структура, групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой к-рых является резкое противопоставление «мы —они». 4. Корыстная группа своей целью ставит своеобразно понимаемую материальную выгоду, получение прибыли любыми средствами, вплоть до грабежей. 5. Преступная группа. Любая из перечисленных может ею стать при определенных обстоятельствах. (Ф. А. Мустаева).
Объект(от лат. objcio — бросаю вперед, противопоставляю) —1. элемент
действительности, на к-рый направлена активность субъекта в его предметно-практической и познавательной деятельности; 2. существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир.
Объект исследования(в пед.) — пед. пространство, область, в рамках к-рой находится (содержится) то, что будет изучаться. О. и. пед. науки является сфера обучения и воспитания людей, а предметом — закономерности процессов, происходящих в этой сфере. В рамках О. и. можно говорить о различных предметах исследования.
Объем документа информационный— количество учетно-издательских листов,
количество строк и знаков, содержащихся в документе; дорожек на магнитной ленте и т. д., если это машинный документ.
Одаренность — 1. качественно своеобразное сочетание способностей,
обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2. общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3. умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4. совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5. наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина «О.» указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. О. как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психол. и соц.-психол.-пед.