Методы формирования сознания — методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности. Основные методы: рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, конференция, анализ ситуации. Условия эффективности: опора на личный опыт воспитанников, на практическую коллективную деятельность; создание эмоционального подкрепления, активизация восприятия, учет уровня воспитанности детей и коллектива, незаконченность формулировок, понятий, суждений (см. Эффект Зейгарник, Убеждение).
Анализ воспитывающих ситуаций— см. Метод воспитывающей ситуации.
Беседа— вопросно-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок.
Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей. Д. не требует определенных и окончательных решений.
Конференция(пед.) — метод коллективного обсуждения книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм и формирования определенного к ним отношения, но может рассматриваться и как форма организации воспитательного процесса, т. к. на К. могут использоваться самые различные методы и средства, вплоть до компьютерных.
Лекция— последовательное изложение системы нравственных идей, их доказательства и иллюстрирования.
Пример— метод формирования сознания личности, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию: «Примеры пристают или не пристают не потому, что хороши или плохи, а потому, что они соответствуют или не соответствуют каким-то внутренним потребностям человека, особенностям жизненной ситуации, в к-рой он находится» (И.С. Кон).
|
Рассказ— небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и поступков.
Методы коммуникации ненаправленные— методы соц. педагогики,
применяемые в работе с дезадаптированными, пед. запущенными детьми и подростками, заключающиеся в использовании метафор, историй, волшебных сказок, пословиц, поговорок, анекдотов и т. п. с целью уточнения смысла их проблем и путей выхода из них.
Методы обучения— система последовательных, взаимосвязанных действий учителя
и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения. М. о. характеризуются тремя признаками: обозначают цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.
Методы контроля и самоконтроля в обучении— методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения. Задачи: установление готовности к восприятию и усвоению новых знаний, получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения, выявление причин затруднений и ошибок, определение эффективности организации, методов и средств обучения, выявление степени правильности, объёма, глубины знаний, умений навыков, выявление уровня развития психических новообразований. Функции: контрольная, обучающая, воспитывающая. Виды: текущий, тематический, периодический, заключительный. Требования: объективность, всесторонность, систематичность, гласность, индивидуализация, дифференциация, учет специфики учебного предмета. Методы: устные — индивидуальный, фронтальный и уплотненный опросы; письменные — письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т. п.; практические (лабораторные) — практические работы, опыты; графические — графики, схемы, таблицы; программированные — безмашинные, машинные; наблюдение; самоконтроль. Формы контроля: экзамен, зачет, коллоквиум. Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
|
Опрос уплотненный (комбинированный)— к доске для ответа вызываются несколько учеников: двое—трое готовятся к ответу, используя доску; часть вызванных отвечают по карточкам письменно, сидя за первыми столами; один—двое отвечают непосредственно учителю или друг другу, слушая и оценивая один другого или задавая друг другу вопросы, а оценивают класс и учитель; ученики, сидящие на местах, задают дополнительные вопросы, формулируют оценочные суждения. Достоинство: за короткий промежуток времени опрашивается большое количество учеников, оставшаяся часть учащихся вовлекается в активное слушание и оценку.
|
Опрос фронтальный— опрос, цель к-рого за непродолжительное время выяснить степень усвоения предыдущего материала и готовность к восприятию нового у всего класса. Учащиеся опрашиваются с места, требуются краткие и четкие ответы по существу задаваемых вопросов.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности— группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю.К. Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классификациям методы обучения в виде подгрупп.
По источнику информации и восприятия: словесные методы — рассказ, лекция, беседа (эвристическая, катехизическая, сократическая, герменевтическая), конференция, дискуссия, объяснение. Наглядные методы: метод иллюстрации, метод демонстрации. Практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые задания.
Дискуссия— групповое обсуждение к.-л. вопроса или круга вопросов, с целью найти правильное решение. Д., направляемая учителем, развивает у учащихся самостоятельное, логическое, теоретическое мышление, речевые навыки, умение аргументировать и отстаивать собственное понимание вопроса, умение принимать контраргументы и др. Д. требует тщательной подготовки, как учителя, так и учащихся, увлекательной формы проведения, создания условий, дающих возможность для высказывания различных точек зрения.
Объяснение— I. словесный метод обучения: пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала; 2. совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждения относительно неясного, нераскрытого явления или имеющих целью дать более ясное представление о том или ином известном явлении.
Демонстрация— метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания обучаемых на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов.
Лабораторный эксперимент— метод обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.
По логике мышления: индуктивные методы обучения: логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему; дедуктивные методы обучения: логика раскрытия содержания изучаемой темы от общего к частному.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: репродуктивные методы: активное восприятие, запоминание и воспроизведение (репродукция) сообщаемой учебной информации словесными, практическими или наглядными методами и приемами; проблемно-поисковые методы обучения: усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятельности обучаемых. Реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.
По степени самостоятельности и руководства — самостоятельная работа, выполняемая учениками по заданию учителя и при его непосредственном (на уроке, на самоподготовке в группе продленного дня) или опосредованном руководстве, и самостоятельная работа, выполняемая по собственной инициативе ученика (выход на уровень самообразования).
Методы стимулирования и мотивации учения — группа методов,
направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю.К. Бабанским, и включающая в себя две подгруппы:
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению —
создание эмоциональных, нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении.
Методы стимулирования долга и ответственности— разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания.
Методы педагогического исследования— совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Анализ документов— один из методов исследования в педагогике, заключающийся в оценке результатов деятельности в сфере образования на основе анализа планов различного характера и назначения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, лицензирования и аккредитации и т. п.
Изучение продуктов творчества — один из проективных методов исследования личности, заключающийся в диагностике ее психических особенностей путем изучения результатов заранее стандартизированной творческой деятельности человека. Примеры М.и.п.т.: тест на рисование фигуры человека (вариант Гуденау и Маховера), тест рисования дерева (Кох), тест рисования дома, выдуманного гипотетического животного и т. д. Метод психол., но очень широко используется в пед. исследованиях и в процессе изучения воспитанников учителем или воспитателем.
Метод близнецов — метод сравнительного изучения психол. особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и различной (гетерозиготные) наследственностью. М. б. используется для научного решения вопроса о генотипической или средовой обусловленности психол. свойств и особенностей поведения человека.
Метод Роршаха— один из наиболее распространенных проективных методов исследования личности, заключающийся в выявлении ее психических особенностей на основе анализа интерпретации испытуемым картинок с абстрактными изображениями — пятнами различной конфигурации и цвета (так называемыми пятнами Роршаха), имеющими определенный смысл диагностики скрытых установок, побуждений, свойств характера. М.Р. может быть применен для выявления лиц с патопсихическими отклонениями и для более глубокого изучения психических особенностей нормальной личности.
Моделирование(в пед.) — построение копий, моделей пед. материалов, явлений и процессов; наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. Используется для схематического изображения исследуемых пед. систем. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая нек-рые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.
Наблюдение — общенаучный метод исследования, к-рый в пед. исследованиях предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию в процессе непосредственного восприятия специфики протекания тех или иных пед. явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Н. м. б.: сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях) и т. д.
Обобщение независимых характеристик — метод исследования, построенный на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности, в к-рых проявляются его различные способности; составление характеристики личности или события различными экспертами независимо друг от друга.
Опрос — метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов, применяемых в соц., психол., пед. и др. исследованиях. Методики О.: анкетирование, беседа, интервьюирование (см. Анкета).
Беседа— один из методов исследования, к-рый предполагает получение информации о предмете изучения на основе вербальной (словесной) коммуникации в вопросно-ответной форме как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае Б. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.
Интервью(от лат. interview — беседа, встреча) — способ по
лучения соц.-психол. информации с помощью устного опроса. Различают два вида И.: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами). Границы между этими видами И. подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников И. определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов.
Проективные методы— методы, направленные на исследование личности, в основе к-рых лежит принцип психол. проекции. Эти методы построены главным образом на интерпретации ответов личности на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. По этим реакциям исследователь пытается понять глубинную сущность, психические особенности личности, напр., специфику мотивации или систему личностных смыслов и т. д. Методы обеспечиваются совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами, среди которых различают: ассоциативные (тест Роршаха и др.); тест завершения неоконченных предложений; экспрессивные (психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного) и др.).
Работа опытнаякак метод исследования — становится методом исследования, если она поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой, преобразует действительность, создает новые явления, сопровождается глубоким анализом и выводами (М.Н. Скаткин).
Ранжирование — расположение собранных в ходе пед. исследования данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места (рейтинга) в этом ряду изучаемых объектов.
Рейтинг(от англ. rating — оценка, порядок, классификация) — субъективная оценка к.-л. явления по заданной шкале. С помощью Р.осуществляется первичная классификация объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки).Служит для построения многообразных шкал оценок. Получаемые при этом данные обычно имеют характер порядковых шкал. В последние годы начинает использоваться как метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе.
Рейтинг-шкалирование(от англ. scoling — определение масштаба) — метод построения шкалы для измерения отношений между изучаемыми объектами на основе экспертных оценок (рейтингов).
Социометрия— способ исследования структуры межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты принимают вид социометрической матрицы или социограммы. Использование этого метода учителем в процессе формирования детского коллектива позволяет ему находить более продуктивные способы воздействия как на весь коллектив, или малые группы, так и на отдельных его членов.
Социометрический статус— положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста.
Социометрический тест— распространеннное название стандартизованной социометрической методики, предназначенной для выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе. Результаты такого теста являются неоценимыми для учителя в понимании процессов формирования внутриколлективных отношений в детских группах.
Терминологический метод— оперирование базовыми и периферийными понятиями проблемы, анализ пед. явлений через анализ закрепленных в языке теории педагогики понятий.
Тестирование— один из методов исследования личности, заключающийся в диагностике (психопрогностике) личности, ее психических состояний, функций на основе выполнения к.-л. стандартизованного задания с заранее определенной надежностью и валидностью. Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психол. особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с нек-рыми, заранее заданными стандартами — нормами теста.
Тест обученности— совокупность заданий, сориентированных на выявление уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения. Состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона.
Эксперимент(от лат. experimentum — проба, опыт) — общенаучный метод исследования, к-рый заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, определенным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако, заранее запланированного его развития и функционирования. Э. предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями. Виды: естественный, лабораторный, преобразующий, формирующий и др.
Эксперимент естественный— эксперимент, осуществляемый в естественных условиях деятельности человека и построенный так, что испытуемый не подозревает, что подвергается изучению. Метод разработан А. Ф. Лазурским.
Эксперимент лабораторный— осуществляется в искусственных условиях, как правило с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.
Эксперимент педагогический— научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы в условиях, созданных и контролируемых преподавателем, с целью поиска новых, более эффективных способов решения пед. проблемы; исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в пед. явлениях, к-рая предполагает: опытное моделирование пед. явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на пед. явление; измерение отклика, результатов пед. воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость пед. явлений и процессов. Этапы Э. п.: теоретический — постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез; методический — разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов; собственно Э. — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Эксперимент формирующий— метод прослеживания влияния вносимых изменений в изучаемом пед. процессе. Э. ф. позволяет не только регистрировать выявляемые факты, но и через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития, становления личности, определять возможность оптимизации этого процесса.
Методы управления— совокупность способов и средств целенаправленного
воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей. По характеру воздействия и мотивации: методы материальной мотивации, методы соц. мотивации, методы властной мотивации. По количеству участников: единоличные, коллегиальные, коллективные. По содержанию управленческой деятельности: нормативные, организационно-административные — организационно-стабилизирующие, распорядительные, стимулирующего воздействия; пед. методы, соц.-психол., экономические, психол.
Механизм самореализующегося пророчества— основа отношений,
складывающихся между ожиданиями и поведением. Ожидания личностью реализации пророчества (гадания, предсказания, проклятия и т. п.) во многом определяют характер ее действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
Механизмы психологического воздействия— психол. способы воздействия на
бессознательную и сознательную сферы личности с целью усиления эффективности используемых пед. методов. К ним относят: внушение, заражение, подражание и убеждение.
Внушение(суггестия) — соц.-психический процесс воздействия на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко помимо, а иногда и против, их воли, механизм к-рого базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию, с отсутствием активного целенаправленного понимания его, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. В. может быть прямым (императивным) и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, полученным в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгипнотическом состоянии. В педагогике отдельные авторы рассматривают В. как самостоятельный метод воспитания. Однако правильнее говорить о психол. эффекте В. при использовании разнообразных методов воздействия на личность.
Внушаемость — степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной и возрастной готовностью подвергнуться и подчиниться внушаемому воздействию. На повышенной внушаемости в детском возрасте строится эффективность воспитательного воздействия на них.
Зар(а)яжение(в соц. психологии) — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида др. на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.
Подражание— вид научения, происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для П. На П. основано использование примера как метода обучения и воспитания.
Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике, на доказательствах, с целью выработки у них собственных взглядов и нравственных критериев. В отличие от внушения У. основано на осмысленном принятии человеком к.-л. сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение м. б сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. У. считается основным способом в научной полемике и все используемые воспитателем методы и приемы воспитания должны обладать убеждающим эффектом.
Механистический взгляд на человека— понимание человека в концепции
механического мировоззрения, возникшего в середине XVII в. нового представления о природе и обществе, связанного с мануфактурным производством и растущим общественным разделением труда. Одной из наиболее последовательных в механическом понимании сущости человека выступила пед. концепция Джона Локка (1632—1704).
Микропроцессор— центральная и основная часть вычислительной системы,
микросхема, выполняющая все вычисления, обработку информации, управляющая взаимодействием устройств внутри компьютера и его периферийной системы. Работает со скоростью в несколько сотен млн операций в секунду.
Микрофильм— собирательное название фотопленок с микрозаписью текстов и
изображений, уменьшенных в 10—100 раз.
Мимика(от греч. mimikos — подражательный) — внешнее выражение психических
состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц, выражений глаз и др. Нередко М. учителя действует на учащихся гораздо сильнее, чем слова. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его настроение, отношение, поэтому он должен уметь показывать только то, что относится к делу.
Минимальная мозговая дисфункция— нарушение функции ЦНС вследствие
микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде и в процессе родов. Наиболее частое проявление М.м.д.: гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенное™), выражающийся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Обычно проходит к 11-12 годам, но в подростковом возрасте возможны обострения. Дети с такими нарушениями требуют дозировки нагрузок, смены видов деятельности.
Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке,
находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, соц. группы, общества, обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В основе М. лежит миропонимание, т. е. совокупность определенных знаний о мире.
Мнемоника, мнемотехника(от греч. mnemonika — искусство запоминания) —
совокупность приемов, обеспечивающих запоминание при помощи создания искусственных ассоциаций.
Модем(модулятор-демодулятор) — техническое устройство, преобразующее
передаваемые ЭВМ с помощью аналого-цифрового преобразователя электрические сигналы в телефонную сеть.
Модели воспитания— философские концепции воспитания, определяющие
принципы и особенности организации воспитания, и сформировавшиеся на их основе образцы воспитательной практики. Идеалистическая модель воспитания — воспитание как создание для воспитуемых такой среды, благодаря к-рой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы развития полноценной личности (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И. Песталоцци и др.). Прагматическая модель воспитания — обучение воспитанников решению реальных жизненных проблем и достижению успеха в жизни, передача знаний, только полезных в жизни, практикоориентированных, направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника (М. Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи и др.). Социетарная модель воспитания основана на определенной системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными. Напр.: религиозная, коммунистическая модель, националистическая и т. п. Гуманистическая модель воспитания организуется на основе взаимодействия, учета личностных и индивидуальных особенностей воспитанника, принятия его таким, какой он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты (Э. Фромм, К. Ясперс, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Технократическая модель воспитания основана на жестком управлении и контроле за воспитанником, технологичной организации воспитательного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата, прежде всего, в поведении в различных социальных ситуациях. Воспитание понимается как формирование системы поведения воспитуемого с помощью разработанной системы подкреплений (Б. Скиннер и др.).