Школа как культурно-образовательное пространство – это 22 глава




 

 

Ребенок как субъект воспитательного процесса(субъектность позиции

ребенка в воспитательном процессе) — активная само­развивающаяся индивидуальность и личность, стремящаяся к удовлетворению своих потребностей в деятельности, отношени­ях и общении, усваивающая, критически перерабатывающая в конкретных условиях воспитательные воздействия, принимаю­щая их или сопротивляющаяся им.

 

 

Регрессия(в психологии) — см. Защита психологическая.

 

 

Режим образовательного учреждения инновационный— орга­низация

такой деятельности образовательного учреждения, к-рая предполагает постоянное совершенствование нововведе­ний на всех уровнях работы для эффективного и рационально­го достижения поставленных целей при максимальном исполь­зовании способностей и возможностей, имеющихся в нали­чии человеческих ресурсов. Признаки Р. о. у. и.: постоянное стремление членов коллектива к самосовершенствованию, самообразованию и поиску новых подходов в образовании, ре­ализация принципов работы командой в управлении учебным заведением, новая организационная культура учебного заведе­ния, положительная внутренняя мотивация членов коллектива на достижение оптимальных результатов, высокий уровень обу­ченное™ и воспитанности обучаемых и активизация их позна­вательной деятельности, сотрудничество (С. А. Баранникова).

 

 

Резистентность(от лат. resistere — сопротивляться) — устойчи­вость к чему-л.,

сопротивляемость.

 

 

Резонер — человек, склонный к длинным пространным рассужде­ниям назидательного

характера.

 

 

Результат образовательного процесса— изменения в знаниях, способностях,

отношениях, целостных ориентациях, физическом состоянии учащихся и воспитанников, произошедшие в ходе пед. процесса. Р. о. п. в учреждении, получившем государствен­ную аккредитацию, должны соответствовать государственным стандартам.

 

 

Результативность труда учителя— наличие качественных изме­нений

(позитивных и негативных, прогрессивных и регрессив­ных) в психическом развитии учащихся и самого учителя.

 

 

Резюме— заключительный итог речи, доклада; краткий вывод из сказанного

(написанного).

 

 

Реинтерпретация— переосмысление.

 

 

Рейтинговая система оценки знаний— основывается на инте­гральной

(суммарной) оценке результатов всех видов учебной деятельности студента в течение семестра. Предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня под­готовки специалистов и используется в качестве одного из эле­ментов управления учебным процессом в вузе. Р. с. о. з. позво­ляет студентам: организовать систематическую, ритмичную ра­боту по усвоению учебного материала, регулярно оценивать состояние своей работы по выполнению всех видов учебных по­ручений, корректировать ход самостоятельной работы по кур­су, быть осведомленным о своих знаниях по отдельным блокам учебной дисциплины и прогнозировать итоговую оценку, полу­чение итоговой оценки без экзамена по результатам рейтинга. Позволяет преподавателям: рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине, знать ход усвоения курса каж­дым студентом, корректировать ход учебного процесса, осуще­ствлять всесторонний и объективный контроль за самостоятель­ной работой студентов, точно и объективно определять итоговую оценку каждому студенту, решать вопрос о безэкзаменационной оценке по дисциплине.

 

 

Рекапитуляция— краткое, сжатое во времени повторение исто­рических форм.

 

 

Релаксация(от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабле­ние) — состояние

покоя, расслабленности, возникающее вслед­ствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Р. м. б. непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем приня­тия спокойной позы, представления состояний, обычно соот­ветствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в раз­личные виды активности. Учителю необходимо владеть приемами Р. для снятия напряжения и утомления и как средства предупреж­дения агрессивности и неадекватного поведения в пед. взаимо­действии.

 

 

Релевантный— уместный, соответствующий, относящийся к делу.

 

 

Реминисценция(от лат. reminiscentia — воспоминание) — в пси­хологии:

воспроизведение давно усвоенного и забытого матери­ала, отсроченное припоминание информации с более поздни­ми наслоениями. Обычно первоначальное воспроизведение, следующее непосредственно за восприятием материала, оказы­вается менее полным, чем отсроченное, реминисцентное.

 

 

Репрезентативность(от фр. representatif — представляющий со­бой что-либо,

показательный) — в статистике: главное свойство выборочной совокупности, состоящее в близости ее характери­стик (состава, средних величин, дисперсии и др.) соответству­ющим характеристикам генеральной совокупности, к-рую она представляет; мера возможности восстановить, воспроизвести представление о целом по его части или мера возможности рас­пространить представление о части на включающее эту часть; степень применимости результатов исследования одной группы в отношении др., сходных групп.

 

 

Ресоциализация(соц.) — 1. необходимая повторная социализация личности в новых

изменившихся соц. условиях и обстоятель­ствах; 2. усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Р. охватыва­ет многие виды деятельности — от исправления навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм Р. явля­ется психотерапия.

 

 

Респондент (от англ. respondent — отвечающий) — участник иссле­дования в качестве

опрашиваемого. В зависимости от характера исследования Р. выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др.

 

Ретардация— замедление или отставание в физическом, душев­ном или личностном

развитии.

 

 

Ретризм — в социологии и психологии понимается как стремле­ние к уходу от

действительности, от жизненных трудностей; крайним вариантом ухода от действительности является суицид.

 

 

Ретроспекция (от лат. retro — назад, specio — смотрю) — обраще­ние к прошлому,

обзор прошедших событий.

 

 

Реферат(от лат. referre — докладывать, сообщать) — краткое изло­жение основных

идей источника с лаконичной оценкой; изло­жение состояния проблемы в литературе на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников. Обучению учащихся реферированию необходимо начинать уже в средних классах школы.

 

 

Референтность — зависимость человека от др. людей, выступаю­щая как

избирательное отношение к ним в условиях, когда не­обходимо понять, оценить объект, определить, как к нему отне­стись. Впервые термин применил амер. психолог Г. Хаймен.

 

 

Референтная (эталонная) группа(от лат. referenc — со­общающий) — микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения к-рой воспринимаются как эталон для подражания. В процессе воспитания важно, чтобы Р. г. для воспитанников выступали социально ориенти­рованные группы с просоциальными установками. Надо воспитывать устойчивость к влиянию асоциаль­ных группировок, формировать способность противо­стоять им.

 

Референтная (эталонная) личность человек, особенно значимый и ценный для человека как образец для подра­жания. Р. л. оказывает сильное психол. влияние на того, по отношению к кому она является референтной. Р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и пра­вил поведения, суждений и поступков для др. человека. Желательно, чтобы учителя выступали для своих воспи­танников в роли таких Р. л.

 

 

Рефлексия(от лат reflexio — обращение назад) — 1. принцип че­ловеческого

мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных знаний и поступков. Р. — не просто зна­ние или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как др. знают и понимают «рефлектирующего», его лично­стные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления; 2. «приобретенная со­знанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, способ­ность не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь.» (П. Тейяр де Шарден).

 

 

Рефлексия педагогическая способность дать себе и своим поступкам отстраненную оценку и понять, как тебя вос­принимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учи­тель взаимодействует в процессе пед. общения. В цент­ре Р. п. — осознание того, что школьник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия воспитателя.

 

 

Рецензия(от лат. recensio — оценка) — критический анализ и оценка к.-л. научного или

художественного произведения. В процессе рецензирования научной работы определяются акту­альность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложе­ния и аргументации, оценивается степень новизны, оригиналь­ности авторского подхода, практическая значимость.

 

 

Реципиент (от лат. recipientis — получающий) — субъект, воспри­нимающий

адресованные ему сообщения.

 

 

Речь— сложившаяся исторически в процессе материальной пре­образующей

деятельности людей форма общения, опосредство­ванная языком. Р. включает процессы порождения и восприя­тия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Р. изу­чается психологией Р., психолингвистикой, физиологией Р., лингвистикой, семиотикой и др. науками.

 

 

Ригидность(от лат. rigidus — жесткий, твердый) — в физиологии: состояние мышц,

характеризующееся чрезмерной напряженно­стью и резким повышением их сопротивляемости деформирую­щим усилиям. В психологии: трудность переключения психики на отражение новых условий, сопротивляемость изменениям, своего рода непроницаемость, косность, инертность; неспособ­ность субъекта изменить намеченную им программу действий в изменившихся условиях. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р. Когнитивная Р. обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся си­туации. Аффективная Р. выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Мотивационная Р. проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гиб­кости и изменения характера поведения.

 

 

Рискология педагогическая — новое направление в педагогике, описывающее

закономерности и механизм принятия пед. реше­ний, необходимых для жизнедеятельности образовательных си­стем и получения планируемого результата с учетом всех затрат со стороны всех участников образовательного процесса. Иссле­дует поведенческий аспект профессионального труда педагога, сущность пед. риска как соц.-экономическое и психол. явление и общие закономерности и специфику пед. деятельности в си­туации неизбежного выбора.

 

 

Риторика (от греч. rhetorike) — наука об ораторском искусстве. Классическая Р. в

Древней Греции и Риме делилась на 5 частей:

1) систематизация содержания речи и используемых в ней до­казательств; 2) выделение в речи структурных элементов — вступления, изложения сути, заключения; 3) словесное выраже­ние мысли (простой, средний, высокий стили речи); 4) запоми­нание речи; 5) произнесение речи.

 

 

Ритуал— сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов,

исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого; наделен символическим значе­нием, имеет элементы драматизации.

 

 

Розанов Василий Васильевич(1856-1919) — философ, писа­тель, педагог,

литературный критик. Более 10 лет работал в гимназиях, был госчиновником. Философско-пед. работы: «Сумерки просвещения», «Три главные принципы образова­ния», «Педагогические трафаретки». «Семья как истинная школа», «Два типа образования», «Беспочвенность русской школы» и др., свыше 30 книг по философии, истории, религии, морали, литературе, культуре, педагогике. Разрабатывал вопро­сы философии образования, понимая под ней «обсуждение са­мого образования, самого воспитания в ряду остальных культур­ных факторов и также в отношении к вечным чертам человеческой природы и постоянным задачам истории». Ввел три принципа об­разования и воспитания: 1) Принцип индивидуальности. «Он тре­бует, чтобы как в образуемом (ученик), так и в образующем (учебный материал) была по возможности сохранена индивиду­альность, это драгоценнейшее в человеке и в его творчестве».

2) Принцип целости. «Он требует, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею, потому что лишь успокоенный в себе, незанятый ум может начинать воспринимать плодотворно новые серии впечатлений».

3) Принцип единства типа. «Он состоит в требовании, чтобы все об­разующие впечатления, падавшие на данную единичную душу, или, что то же, исходящие из данной единой школы, были непре­менно одного типа, а не разнородные или не противоположные». Воспитание и образование для Р. были слитны и неразделимы. Р. как философ, сообразуясь с общечеловеческими идеалами, искал пути нравственного и духовного оздоровления всего рус­ского общества. Считал, что человек в процессе развития и вос­питания пытается постичь три антагонистических культа: ан­тичной цивилизации, христианского спиритуализма и точных внешних познаний о себе и о природе. Воспитание надо пере­дать в руки людей или с ярким призванием к воспитанию, или тем, кто с великим интересом и любовью относится к одному из перечисленных культов. Р. один из первых вскрыл причины за­стоя русской школы: несамостоятельность, подражательность Западу, непомерное давление на нее российских государствен­ных указов. Раньше западных ученых попытался ввести в пси­хологию термин «понимание», имевший значение подсознатель­ного проникновения в себя — самонаблюдение, и в чужой мир — вживание, сопереживание.

 

 

Роль(в соц. психологии) (от франц. role) — соц. функция личнос­ти; соответствующая

принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в соц. психологию Д. Мид (Интеракционизм). Индивидуальное исполнение человеком Р. имеет определенную личностную окраску, зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной Р., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество Р. определяются многообразием соц. групп, видов деятельности и отношений, в к-рые включена личность, ее по­требностями и интересами. Различают Р. социальные, обуслов­ленные местом индивида в системе объективных соц. отноше­ний (Р. профессиональные, соц.-демографические и др.) и Р. межличностные, определяемые местом индивида в системе от­ношений в группе.

 

 

Роль половая— система предписаний, модель мужского или женского поведения, к-рую личность должна усво­ить и к-рой должна соответствовать. Формируется в про­цессе воспитания и социализации.

 

 

Ротация кадров— периодическая смена лиц, занимающих опре­деленные

руководящие должности, с целью обновления руко­водящего состава, а также для создания возможностей рас­крыться человеку на др. должности.

 

 

Роттердамский Эразм(1466-1536) — голландский педагог-гума­нист эпохи

Возрождения. Основные работы: «О раннем и дос­тойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нра­вов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто», «Оружие хри­стианского воина», «Экклезиаст, или Евангельский пропо­ведник», «Диатриба, или о свободе воли». Р. Э. творил в самых разных областях — от теологии до педагогики. В педагогике он выступает как гуманист. Впервые в мировой педагогике показал воспитание как универсальное явление, универсальную дея­тельность человека, как форму становления и развития челове­ка. Вне воспитания развитие ребенка невозможно. Вся дальней­шая жизнь человека определяется воспитанием, полученным в раннем детстве. Считал, что ребенка надо правильно воспиты­вать с самого рождения и делать это должны родители. Ребен­ку надо дать религиозное, умственное и нравственное вос­питание: «Предмет детского наставления состоит во многих ча­стях, из к-рых как первая, так и особенная есть та, чтоб младый дух занимался семенами благочестия, вторая — чтоб он любил и изучал свободные науки; третья, чтобы с самых первых лет немедленно привыкал к учтивому обхождению в свете». Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о пра­вильном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств. В процессе воспитания ребенка необходимо учитывать возраст — не допус­кать ничего такого, что превосходит силы ребенка, даже игры; склонности и способности ребенка: воспитатель должен как можно раньше распознать и опираться на них, потому что че­ловек легче схватывает то, к чему предрасположена его приро­да. Р. Э. выступил на защиту ребенка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Он резко выступил против жестокости средневековой школы. Воспитание является целью, обучение — средством, но главным в воспитании выступает хо­рошее образование. Правильно поставленным образованием является классическое, в основе к-рого лежат латинский и древ­негреческий языки и античная культура. Ребенку надо дать ран­нее научное образование. Начинать нужно с трех лет. Обучать сначала языкам, к к-рым малый ребенок очень восприимчив. Но учить надо играя. Р. Э. предлагает различные игры для обу­чения чтению, письму, но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными. Особое внимание при обучении детей нуж­но уделять тренировке памяти, т. к. от нее зависят все дальней­шие успехи ребенка в обучении. В процессе обучения ребенок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, по­скольку «первый шаг в обучении есть любовь к учителю». Не­обходимо «благородных детей учить труду, поскольку это не только полезно само по себе, но и может пригодиться в буду­щем, учитывая превратности судьбы человека». Р. Э. выступал за домашнее образование не только для королевского сына, но и для детей простых граждан.

 

 

Руководитель образовательного учреждения— человек, направ­ляющий

деятельность коллектива образовательного учреждения на достижение поставленных целей. Эталонный образ Р. о. у. в общем виде предполагает: знания и умения в сфере управления и образования, организаторские качества, отношения с подчинен­ными, отношение к новому, качества внешнего представитель­ства, уровень и качество принимаемых решений, экономическую и юридическую компетентность, нравственно-волевые качества.

Руководство педагогическим коллективом— деятельность, направленная на

координацию усилий пед. коллектива для совместного достижения поставленных целей; деятельность по оперативному оцениванию психол. состояния пед. коллектива, по­становка перед ним конкретных задач, налаживание взаимодей­ствия членов коллектива, стимулирование положительных от­ношений, поддержка рабочего настроения, воздействие на про­цессы коллективного мышления и формирования мнений, целей, намерений и мотивов, контроль за ходом учебной дея­тельности и оказание помощи, оценка достигнутых результатов и приложенных усилий.

 

 

Руссо Жан-Жак(1712-1778) — фр. философ, демократ, основа­тель теории свободного

воспитания. Основные работы: «Спо­собствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства меж­ду людьми», «Юлия, или новая Элоиза», «Эмиль, или о воспи­тании», «Рассуждение об управлении Польшей и о ее предпола­гаемой реформе...» и др. Для мировоззрения Р. характерен дуа­лизм — признание изначального существования духа и материи, наличие высшей силы, к-рая создала весь мир. Защищал идею равенства людей, их естественного права на свободу. Выступал за ликвидацию крупной собственности, считая мелкую соб­ственность как результат личного труда неприкосновенной. Физический труд, по мнению Р., общественная обязанность каждого. Выступая против католической церкви, отстаивал ре­лигию сердца, когда человек, размышляя о мудром устройстве мира, сам доходит до мысли о Творце. Воспитание д. б. есте­ственным, или природосообразным, т. е. соответствующим возра­сту ребенка, и осуществляться в естественных условиях, на лоне природы. Провозгласил идею свободного воспитания, к-рое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные привычки. Выступал против авторитаризма в воспитании, отрицал наказа­ния, признавая только метод естественных последствий, когда воспитанник сам исправляет нанесенный им ущерб или испы­тывает неудобства от нанесенного им вреда. Основные факто­ры воспитания: природа, люди и предметы окружающего мира. Основная задача воспитателя: тактично, незаметно для ребенка направлять всю его деятельность, формировать его интересы и взгляды. Своеобразна предложенная Р. возрастная периодизация, задачи и средства воспитания. Женщина, по мнению Р. должна воспитываться дома. Никаких серьезных умственных занятий. Приспособление к мнению др., подчинение чужой воле.

 

 

С

Сайт(англ. site — местоположение, местонахождение) — набор страниц Интернета,

посвященных одной теме и находящихся в одном адресе в сети.

 

 

Сакральный— священный, культовый, относящийся к религиоз­ному культу и

ритуалу.

 

 

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоя­щий) — стремление

человека к возможно более полному выявле­нию и развитию своих личностных возможностей. Амер. психо­лог А. Маслоу среди потребностей человека выделял потребность в С: делать то и быть тем, для чего ты более всего подходишь, максимально реализовать свои потенциальные возможности. Подлинная С. предполагает наличие благоприятных соц.-исто­рических условий и соответствующего воспитания.

 

 

Самоанализ педагогической деятельности — процесс позна­ния, изучения

учителем состояния, результатов своей соб­ственной учебно-воспитательной работы, установления при­чинно-следственных взаимосвязей между элементами пед. яв­лений, определения путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся. Функции пед. анализа: диаг­ностическая, познавательная, преобразующая, самообразова­тельная. С. собственной деятельности помогает учителю осоз­нать возникающие трудности в работе и найти правильные пути их преодоления.

 

 

Самовнушение (аутосуггестия) — процесс внушения, адресован­ный самому себе, при

к-ром субъект и объект внушающего воз­действия совпадают. С. ведет к повышению уровня саморегуля­ции, что позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощуще­ния, восприятия, управлять реакциями. С. может применяться в качестве метода самоуправления процессами внимания, памя­ти, эмоциональными и соматическими состояниями в психоте­рапии, спорте, педагогике.

 

 

Самовоспитание— сознательная деятельность, направленная на возможно более

полную реализацию человеком себя как лично­сти, основываясь на активизации механизмов саморегуляции. С. предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, лич­ностных смыслов. С. связано с определенным уровнем самосоз­нания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосо­вершенствованию. С. базируется на адекватной самооценке, со­ответствующей реальным способностям человека, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности С. становится все более значительной силой саморазвития лично­сти. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием.

 

 

Самодеятельность— активная, внутренне спонтанно стимулиру­емая биоэнергией,

добровольная, самостоятельная деятельность детей.

 

 

Самоконгруэнция(в психотерапии) — совпадение внешней словесной аргументации

и внутреннего состояния клиента в процессе логотерапии, приводящее к самореализации, когда он делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

 

 

Самонаблюдение(интроспекция) — наблюдение человека за соб­ственными

психическими явлениями.

 

 

Самообразование— специально организованная, самостоятель­ная, систематическая,

познавательная деятельность, направлен­ная на достижение определенных личностно и (или) обществен­но значимых образовательных целей: удовлетворение познава­тельных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Си­стема умственного и мировоззренческого самовоспитания, вле­кущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствова­ние, но не ставящая их своей целью. Строится обычно по образ­цу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

 

 

Самообразование учителя профессиональное многокомпо­нентная личностно и профессионально значимая само­стоятельная познавательная деятельность учителя, вклю­чающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-пед. и методическое самообразование, каждое из к-рых представляет собой многоуровневые образования, взаи­мосвязанные и взаимопроникающие друг в друга. С. у. обусловлено уровнем сформированности Я-концепции учителя, его творческих способностей и пед. мастерства, направлено на профессиональный рост учителя и повы­шение результативности пед. деятельности, проявляю­щейся в качественных изменениях личностного развития воспитанников. Функции: дополняет, углубляет, уточня­ет, расширяет базовое общее и профессиональное обра­зование; способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности; помогает осмыс­лению пед. опыта и собственной самостоятельной дея­тельности; является средством самопознания и самосо­вершенствования. Виды: фоновое общеобразовательное, фоновое пед., перспективное и актуальное. Разрабатывается Г. М. Коджаспировой.

 

 

Самообучение — процесс непосредственного получения челове­ком знаний

посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

 

 

Самоопределение личности — процесс и результат сознательно­го выбора

личностью собственной позиции, целей и средств са­моосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основ­ной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

 

 

Самооценка — оценивание человеком своих собственных психол. качеств и поведения,

достижений и неудач, достоинств и недо­статков, места среди др. людей. Виды С: актуальная — как лич­ность видит и оценивает себя в настоящее время; ретроспектив­ная — как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни; идеальная — какой хотела бы ви­деть себя личность, ее эталонные представления о себе; рефлек­сивная — как с точки зрения человека его оценивают окружаю­щие его люди. Если актуальная оценка выше ретроспективной, а идеальная — выше актуальной, то это говорит о росте само­сознания.

 

 

Саморазвитие личности— фундаментальная способность человека становиться и

быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способность превращать собственную жизнь в предмет практического преобразования себя. Структурные элементы С. л.: самопознание, саморегуляция, самоорганизация, саморе­ализация, самообразование, самовоспитание, самоопределение. (В. И. Слободчиков).

 

 

Самореализация личности — наиболее полное выявление лично­стью своих

индивидуальных и профессиональных возможностей.

 

 

Саморегуляция(в психол.) (от лат. requlare — приводить в поря­док, налаживать) —

система сознательных актов, действий, на­правленных на поддержание, достижение необходимого психи­ческого состояния, управление своей психикой. С. может дос­тигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: