Школа как культурно-образовательное пространство – это 25 глава




Субъект(от лат. subjectum — подлежащее) — носитель активнос­ти, осуществляющий

изменение в др. людях и в себе самом как др. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельно­сти, общении, самосознании. С. есть целеполагающее, целост­ное, свободное, развивающееся существо.

 

 

Субъект управления — орган или подструктура управления в дан­ной системе:

министерство, департамент и т. п.

 

 

Субъект управленческой деятельности — человек, непосред­ственно

реализующий эту деятельность.

 

 

Субъективность 1. специфическое отражение психикой чело­века объективного

мира; 2. оценка, мнение, неадекватное объективному содержанию; 3. способность человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жиз­недеятельности, находит свое высшее выражение в рефлексии.

 

 

Субъектность— качество личности, обозначающее способность человека отдавать

отчет в собственных действиях, быть страте­гом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоя­тельно выстраивать действия и оценивать их соответствие заду­манному, корректировать цели, выстраивать планы жизни. Тер­мин начинает входить в пед. исследования и пед. практику как обозначение соц. ценного качества личности, к-рое необходи­мо формировать в процессе пед. взаимодействия.

 

 

Суггестия(от лат. suggestio — внушение, намек) — см. Внушение.

 

 

Суггеренд— личность, являющаяся объектом суггестии, внуше­ния.

 

 

Суггестор — субъект, осуществляющий суггестию.

 

 

Суггестивные способности учителя — эмоционально-волевое влияние учителя, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия.

 

 

Суждение— форма мышления, отражающая связи между предме­тами и явлениями;

утверждение или отрицание чего-л. М. б. истинным и ложным.

 

 

Суицид(от англ. suicide — самоубийство) — акт самоубийства, со­вершаемый человеком

в состоянии сильного душевного рас­стройства либо под влиянием психического заболевания; осоз­нанный акт устранения из жизни под воздействием острых пси-хотравмирующих ситуаций, при к-рых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. Причины С. многообразны и коренятся не только в личностных деформа­циях субъекта и психотравмирующей обстановке, окружающей его, но и в соц.-экономической и нравственной организации общества. В нашей стране и за рубежом созданы специальные суицидологические службы, «телефоны доверия», центры кри­зисной психотерапии. Подростковый С. нередко бывает след­ствием конфликтных отношений с родителями, учителями, сверстниками.

 

 

Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) — совет­ский педагог.

Основные работы: «Сердце отдаю детям», «Рож­дение гражданина», «Мудрая власть коллектива», «Родина в сер­дце», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодым ди­ректором» и др. Отдавал приоритет человеку в процессе его воспитания: «Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда-бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что мы вклады­ваем в душу человека». В перечне нравственных качеств, к-рые надо воспитывать, особый акцент делал на человечности, доб­роте, чуткости, отзывчивости, сострадательности, любви к ма­тери и др. членам семьи. Основополагающие личностные каче­ства: патриотизм и гражданственность. Стержневая идея всей пед. системы С. — развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребенке. Одной из самых трудных групп де­тей считал так называемых «незаметных детей». Был сторонни­ком коллективного воспитания, но с большим акцентом на вни­мание к отдельному ребенку. Одним из первых в стране загово­рил об обучении шестилеток. В воспитании большую роль отводил природе и красоте. Будучи директором школы, не обо­шел вниманием вопросы управления школой, дав полезные со­веты молодому директору.

 

Схоластика— господствующее направление в средневековой философии,

представители к-рого считали своей задачей теоре­тическое обоснование догм христианской религии. Способство­вала развитию формально-логического анализа. Оказала реша­ющее влияние на содержание и методы всего средневекового образования, особенно университетского. Являясь своеобраз­ной системой мышления, С, при всем своем догматизме и ка­зуистике, побуждала занимающихся ею к скурпулезному анали­зу текстов, признанных церковью авторов, развивала способ­ность формально-логически мыслить и приучала к точности выражения мыслей.

 

 

Сциентизм — мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли

науки, научных знаний (прежде всего естественных наук, математики) в системе культуры, в идейной жизни общества; рассматривающая науку и ее успехи в качестве главного фактора прогресса в истории и средства решения соц. проблем.

 

 

т

Такесика— контакт общающихся людей, осуществляемый с по­мощью прикосновения.

 

 

Таксономия— теория классификации и систематизации сложно-организованных

областей действительности, имеющих обычно иерархическое (последовательное расположение) строение.

 

 

Таксономия педагогическая — построение четкой системы пед. целей, внутри к-рой выделены их категории и после­довательные уровни (иерархия).

 

 

Такт педагогический — чувство меры в поведении и действиях учителя,

включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообла­дание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Т. п. — одна из форм реализации пед. этики.

 

 

Творчество— деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе

реорганизации имеющегося опыта и форми­рования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Т. име­ет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение обла­сти их применения; на др. уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

 

 

Творчество педагогическое — выработка и воплощение педагогом в постоянно

меняющихся условиях учебно-воспитательного про­цесса и в общении с детьми оптимальных и нестандартных реше­ний. Признаки Т. п.: наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление; умение перевести теоретические и методические положения в пед. действия; способность к самосовершенствованию и самообразованию; разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание; диалектичность, вариативность, измен­чивость системы деятельности; эффективное применение имею­щегося опыта в новых условиях; способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов; формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога; способность к импрови­зации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть «веер вариантов».

 

 

Т-группа (от англ. training groop — группа тренинга), (группа соц.-психол. тренинга) —

специальная группа людей, в к-рой проводится соц.-психол. тренинг, преследующий цель развития у его участников умений и навыков межличностного общения, снятия имеющихся у них психол. барьеров, препятствующих эффективному межличностному, личному и деловому общению. Основаны К. Левиным.

 

 

Тезаурус— словарь, стремящийся дать описание лексики данно­го языка во всем ее

объеме; словарь учебной дисциплины, госу­дарственного образовательного стандарта.

 

 

Тезисы— любое утверждение в споре или изложении нек-рой теории; положения,

кратко излагающие к.-л. идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В Т. лако­нично раскрывается содержание вопроса, темы. Составление тезисов — одна из форм самостоятельной работы над литерату­рой, при подготовке к докладам, лекциям и др. выступлениям. Умению составить тезисы надо учить учащихся со средних клас­сов школы.

 

 

Текстовый редактор — программа для ввода, организации и проверки текстовой

информации в компьютер.

 

 

Телекоммуникации — передача произвольной информации на расстояние с помощью

технических средств (телефона, телегра­фа, радио, телевидения и т. п.). Виды Т.: Интернет, почта элек­тронная, телеконференции, телекоммуникационный проект, дис­танционное (дистантное) обучение и др. Т. компьютерные начи­нают внедряться в образование. В высшей школе их используют для координации научных исследований, оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на рас­стоянии, проведения консультаций. В системе школьного обра­зования — для повышения эффективности самостоятельной де­ятельности учащихся, связанной с разнообразными видами творческих работ, включая и учебную деятельность, на основе широкого использования исследовательских методов, свобод­ного доступа к базам данных, обмена информацией с партнера­ми как внутри страны, так и за рубежом. Т. технология может предоставить неограниченные возможности для решения про­блем дистанционного обучения.

 

 

Темперамент(от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей,

соразмерность) — совокупность устойчивых индивиду­альных особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний.

 

 

Меланхолик(от греч. melas — черный, chole — желчь) — че­ловек, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся неуравновешеннос­тью, слабостью, инертностью нервных процессов, про­являющийся в высокой реактивности психики, склонно­сти к переживаниям, интроверсии, нек-рой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, не­достаточной инициативностью и т. д. «Меланхолический темперамент — явно тормозной тип нервной системы. Для М. каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не на­деется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное» (И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. 3, кн. 2, с. 86). Однако ряд качеств М. важен для многих сфер деятельности: вы­сокая психическая реактивность позволяет выполнять тонкую работу, требующую повышенного внимания (напр., работу радиста, наблюдателя, гидроакустика и т. д.); высо­кая эмоциональная чувствительность, необходимая для эмпатии, позволяет улавливать тончайшие эмоциональ­ные сопереживания с окружающими, особенно с тонки­ми личностями и т. д.

 

Сангвиник(от лат. sanquis — кровь) — человек, обладаю­щий одним из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, си­лой нервных процессов, высокой психической активнос­тью, работоспособностью. «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него мно­го интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Ког­да же такого дела нет, он становится скучным, вялым...» (Павлов И. П. Поли. Собр. соч., т. 3. кн. 2, с. 68).

 

Флегматик(от греч. flegma — слизь) — человек, обладаю­щий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой под­вижностью, но относительно большой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замед­ленных темпах психических процессов, спокойствии, ус­тойчивости интересов и стремлений. «Флегматик — все­гда спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженник жизни» (И. П. Павлов. Поли. собр. соч., М-Л., 1951, т. 3, кн. 2, с. 86).

 

Холерик(от греч. chole — желчь) — человек, обладающий од­ним из четырех основных типов темперамента, характе­ризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов и проявляющийся в психическом пла­не в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроения, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении. При отсутствии надлежаще­го воспитания недостаточная эмоциональная уравнове­шенность может привести к неспособности контролиро­вать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

 

 

Тенденция— направление, в к-ром совершается развитие к.-л. явления.

 

 

Теории возникновения воспитания — теории, объясняющие причины

возникновения воспитания как социально осознава­емого явления. Теория фр. этнографа Ш. Летурно (1831 — 1904) — эволюционная, социолого-антропологическая, считавше­го, что человечество является результатом слепого и бессвязного воспитания, данного ему природой и соц. бытом и отождеств­лявшего инстинктивные действия животных с воспитатель­ной практикой первобытных людей. Теория нем. политоло­гов К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) - социолого-трудовая, основную причину появления воспитания виде­ли в появлении первых орудий труда и труда как сознательной де­ятельности. Теория амер. профессора педагогики П. Монро (1869—1947) — социолого-психол., основана на признании ре­шающего значения в возникновении воспитания соц. окруже­ния и заложенной в природе человека способности к подража­нию. Теория нем. педагога К. Шмидта (1819—1864) — духовно-культурологическая, построенная на том, что воспитание возникло тогда, когда человек стал замечать и понимать необ­ходимость в знаниях и умениях. По его мнению, именно в куль­туре воплотилась идея духовности, выступающая как ведущий и всеобъемлющий фактор развития воспитания как составной части прогресса человечества.

 

 

Теория воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущ­ность, закономерности,

движущие силы воспитания, его основ­ные структурные элементы и методику.

 

 

Теория педагогическая — научное единство знаний в области вос­питания обучения

и образования, в к-ром пед. факты, явления и связи между ними подводятся под общие законы и выводят­ся или объясняются ими.

 

 

Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков) — теория

развивающего обучения, выстроенная на принципах: обу­чение на высоком теоретическом уровне трудности; быстрый темп обучения; непрерывное повторение в новых условиях (со­путствующее повторение и закрепление); воспитание положи­тельной мотивации учения и познавательных интересов; гума­низация взаимоотношений в учебном процессе; с начальной школы линейное построение учебных программ.

 

 

Теория развития личности А. Маслоу (1908—1970) и К. Род­жерса

(1902—1987) — психогенетический подход к развитию личности. А. Маслоу и К. Роджерс отвергают детерминизм внут­реннего или средового программирования. Психическое разви­тие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Процесс развития — спонтанный, его движущей силой являет­ся стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремле­ние к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер. В центре концепции Маслоу — самоак­туализирующаяся личность (это не обычный человек, к-рому что-то добавили, а обычный человек, у к-рого ничего не отня­ли). Признаки самоактуализирующейся личности: 1) более эффек­тивное восприятие реальности и более комфортабельное отно­шение к ней; 2) принятие себя, др., природы как они есть; 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче, а не на себе; 5) нек-рая автономность, потребность в уединении; 6) личная автономия, относительная независимость от культуры, среды; 7) чувство нового, постоянная свежесть оце­нок; 8) мистичность и опыт высших состояний; 9) чувство сопри­частности, эмпатии, единения с др.; 10) более глубокие межлич­ностные отношения: 11) демократическая структура характера; 12) различение средств и цели, добра и зла; 13) философское, не­врожденное чувство юмора; 14) самоактуализирующееся творче­ство: 15) сопротивление раскультуриванию. В подходе А. Маслоу особое место занимает понимание им структуры потребностей человека. Фундаментальными потребностями, согласно данной теории, являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); по­требность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (се­мья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Сразу же после удовлетворения нижележащих потребностей актуализируется бо­лее высокая, в силу этого неудовольствия, жалобам не может быть конца (К. Маркс в свое время сформулировал это как закон воз­вышающихся потребностей). Сильные потребности пронизыва­ют мышление, восприятие так, что человек все сознает и вос­принимает через эти потребности. Согласно К. Роджерсу, лич­ность и ее поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, направленной на те аспекты среды, к-рые обещают конструктивное движение личности к актуализации, ее завершенности и целостности.

 

 

Теория развития личности Ж. Пиаже (1896—1980)— когни­тивная теория

развития личности. В ней непротиворечиво объединены представления о внутренней природе интеллекта и его внешних проявлениях. В центре концепции — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Установить равновесие можно путем совершения действий либо по приспособлению к среде, либо по приспособ­лению среды. Производя действия, субъект находит способы или схемы этих действий, Схема действия, по Пиаже, сенсомоторный эквивалент понятия, познавательногоумения. Позна­вательное развитие происходит по мере постепенного превра­щения предметных действий В умственные операции за счет интериоризации предметных действий. Основные механизмы приспособления — ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция — процесс приспособления новой информации к существующим схемам действий, не изменяя их в принципе. Это способствует уточнению, совершенствованию имеющихся схем действия. Ак­комодация — пластичное изменение личности, в ходе к-рого пе­рестраиваются старые схемы действий и вырабатываются новые. Это приводит к перестройке, модификации имеющихся схем (понятий) и выработке новых, усвоенных понятий. Характер вза­имоотношений между этими механизмами обуславливает каче­ственное содержание умственной деятельности человека. На ран­них стадиях развития любая умственная операция — компромисс между этими механизмами. Собственно логическое мышление — как высшая форма познавательного развития — результат гармо­нического синтеза между ними. Понятиями этого подхода также являются: представление о сохранении, трансдукция, эгоцент­ризм мышления, обратимость/необратимость мышления.

 

 

Теория развития личности 3. Фрейда — система взглядов налич­ность 3. Фрейда

(1856—1939), основателя целого направления в науке — фрейдизма. По мнению Фрейда, в психической жизни нет перерывов и непоследовательности: каждое душевное собы­тие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Хотя Фрейд зани­мался и механизмами мышления, большее внимание он уделил подсознанию, бессознательному, к-рые и предопределяют связь прошлого и настоящего. Большая часть психики бессознательна. В ней находятся основные детерминанты развития личности, источники психической энергии, побуждения, инстинкты. Предсознание — часть бессознательного, к-рая может осознаться. Инстинкты — «исходная причина всякой деятельности». Особую роль среди них играют сексуальный инстинкт и ин­стинкт агрессии. Эти два фундаментальных инстинкта (поддер­живающий жизнь и зовущий к смерти) предопределяют основ­ные противоречия в развитии личности, разнообразие поведе­ния человека. Инстинкты — это каналы, по к-рым протекает энергия — либидо. Эта энергия подвижна, количественно изме­ряема. Катексис — процесс распределения активности, энергии по различным сферам деятельности. Обнаружение психической энергии, определение основных направлений ее трансформа­ции — основная проблема в понимании личности. Структура личности — Ид (Оно), Эго, Суперэго. Ид содержит все унаследо­ванное, все врожденные инстинкты. Др. элементы структуры личности развиваются из Ид. Но само Ид бесформенно, хаотич­но, его функционирование не подчиняется логическим зако­нам. Эго — психика, к-рая контактирует с внешней реальнос­тью. Главная задача Эго — самосохранение. Эго стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия. Эго конт­ролирует импульсы Ид, так что индивидуум м. б. менее непос­редственным, но более адаптированным к окружающей среде, более реалистичным. Ид реагирует на потребности, Эго — на возможности. Суперэго — хранилище моральных норм, запре­тов, разрешений; это внутренний цензор деятельности лично­сти — ее совесть, самонаблюдение, идеалы. Суперэго родителей как бы воплощается в Суперэго ребенка; оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиций, ценностей от поколения к поколению. Эго и Суперэго в значительной степе­ни остаются для личности неосознанными. Личность в своем развитии проходит оральную (ребенок от рождения до появле­ния зубов), анальную (ребенок до осознания табу), фаллическую (повышенное внимание к своим гениталиям, сексуальным воп­росам), гениталъную (с наступлением половой зрелости) стадию. На каждой из этих стадий по-своему проявляется либидо. Так, у мальчиков развивается Эдипов комплекс — стремление к об­ладанию матерью; у девочек — к обладанию отцом, к-рые по­давляются Суперэго. Бессознательное человека проявляется во снах (нередко в них — истинные желания), оговорках, спонтан­ных реакциях (прорыв Ид через Эго и Суперэго). Сексуальная, агрессивная энергия могут трансформироваться в различные формы активности. Этот процесс назван сублимацией. Высшие достижения в творческой деятельности человека связаны с та­кими трансформациями. Для подавления чувства тревожности, дискомфорта личность использует защитный механизм. Опре­деляющим для развития личности являются отношения в се­мье, в ближайшем окружении ребенка. В понимании Фрейда личность не рациональна, а влекома могущественными эмоциональными, бессознательными силами. При этом интеллект — одно из орудий, доступных Эго. Рассогласование между Ид, Эго и Суперэго, по Фрейду, — источник неврозов, психических от­клонений в развитии личности. В дальнейшем Фрейд возвел свои положения в ранг общепсихол. теории, приобретя большое влияние во всем мире, но чрезмерное внимание Фрейда к про­блеме сексуальности в жизни человека служило поводом для критики. Для Фрейда характерно объяснение психических яв­лений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознатель­ным в психике человека.

 

Теория развития личности Э. Эриксона (1902—1994) — одно из наиболее

ярких направлений социогенетического подхода. В концепции Э. Эриксона каждая стадия развития личности оп­ределяется той кризисной ситуацией, к-рая д. б. разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. Развитие личности обусловлено результатами преодоления кри­зиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса раз­вития. Первый период — от рождения до года — стадия доверия-недоверия ребенка к внешнему миру. Наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощуще­ния. Вторая стадия — от 1 года до 3 лет — стадия, на к-рой у ре­бенка развивается чувство самостоятельности, автономии—зави­симости. Ребенок начинает осознавать себя активно действую­щим существом. Неодобрение, запреты, негативное отношение к ребенку подрывают возможности ребенка сделать что-л. са­мостоятельно. Третья стадия — от 3 до 6 лет — стадия развер­тывания конфликта между инициативой и чувством вины, ак­тивностью—пассивностью. Характерна энергичная и настойчи­вая познавательная деятельность. Ребенок очень любознателен. Необходима поддержка родителями и др. взрослыми исследова­тельского поведения ребенка, чтобы у него не формировалось чувство вины за совершенные им действия. Четвертая стадия — от 6 до 12 лет. Конфликт: трудолюбие — чувство неполноценно­сти. Ребенок осуществляет разнообразную продуктивную дея­тельность, в результате к-рой у него складывается чувство трудо­любия и способность к самовыражению. Если постоянно что-то не получается в этот период, это порождает чувство неполноцен­ности. Пятая стадия — от 13 до 18 лет. Основная трудность — конфликт между формирующимся чувством идентичности и ро­левой неопределенностью. Основные проблемы, решаемые подростком в этот период, — «кто я?» и «каков мой дальнейший путь?». Опасность, к-рую необходимо преодолеть — размыва­ние чувства «Я». Шестая стадия — стадия ранней взрослости. Основной конфликт — между близостью и изоляцией. Седьмая стадия — взрослость. Конфликт: генеративность (целеустрем­ленность, продуктивность)—стагнация (обеднение личной жиз­ни, регрессия). Развитие у себя целеустремленности, делающей жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного раз­решения предыдущих конфликтов. Неудачи при их разрешении могут приводить к излишней поглощенности самим собой, что может вести к регрессу в развитии личности. Восьмая стадия — зрелость. Конфликт: цельность — отчаяние. Ретроспективная оценка жизни и появление либо чувства завершенности жиз­ненного пути, либо отсутствие завершенности, неудовлетворен­ность прожитой жизнью.

 

 

Теория развития личности К. Юнга (1875—1961)— система взглядов на

личность швейц. психолога К. Юнга психоанали­тической ориентации, для к-рого предметом особого анали­за стали высшие человеческие достижения, устремления. Одно из центральных понятий Т. р. л. Ю. — «индивидуализа­ция» — процесс развития человека, включающий установле­ние связей между эго — центром сознания и самостью — центром души. Основными психическими функциями лич­ности по данной теории являются ощущение, мышление, чувствование, интуиция, к-рые у каждого конкретного челове­ка развиты неравномерно. Содержание каждой личности опреде­лено коллективным бессознательным — архетипами. Главны­ми структурными компонентами личности являются эго, пер­сона (каким личность представляет себя миру), тень (центр бессознательного, вытесненного из сознания), анима (сексу­альные влечения у мужчин) или анимус (сексуальные влече­ния у женщин), самость (целостное единство сознательного и бессознательного). Личность человека обладает способно­стью к саморазвитию. Познание личности возможно посред­ством анализа ее снов, символик и т. д.

 

 

Теория ролей — соц.-психол. теория личности и межличностных отношений

человека, опирающаяся на понятие соц. роли Т. р., представляет личность и межличностные отношения в терминах ролевого поведения человека (Дж. Мид и др.).

 

 

Теория самоактуализации — гуманистическая теория психологии личности,

утверждающая, что человеку, развивающемуся как личность, свойственно стремление к самоактуализации, к-рая одновременно является и высшим уровнем личностного само­совершенствования (А. Маслоу и др.) (см. Теория развития лич­ности А. Маслоу и К. Роджерса, Самоактуализация).

 

 

Теория содержательного обобщения и формирования учебной

деятельности — теория развития теоретического мышления младших школьников и формирования учебной деятельности, построенная на идее обучения от общего к частному, от абстрак­тного к конкретному. Авторы (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) выступали против концентрического построения программы в начальной школе, отрицали универсальность использования конкретной наглядности. Ход обучения: знакомство с предлага­емой научной ситуацией или задачей, ориентировка в ней; об­разец преобразования материала; фиксация выявленных отно­шений в виде предметной или знаковой модели; выявление свойств выделенного отношения, благодаря к-рым выводятся условия и способы решения исходной задачи, определяются общие подходы к решению; наполнение выделенной общей формулы, вывода конкретными примерами. Обучение, органи­зованное на основе этой теории обеспечивает высокий уровень развития детей в процессе обучения.

 

 

Терминология педагогическая — система лексических средств и наименований,

применяемых в теории и практике воспитания, обучения и образования. Знание Т. избавляет от необходимости при употреблении понятия повторять весь набор его признаков, создает условия для экономичности и оперативности мышления. Без знания Т. п. трудно осмыслить и воспринять педагогику.

 

 

Терпимость — принятие идеи др. человека или к.-л. вещи как дан­ности, объективной

реальности. Предполагает умение найти позитивное в человеке, его мыслях и взглядах.

 

Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизован­ный метод психол.

исследования, предназначенный для точ­ных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психол. особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с нек-рыми, заранее заданными стандартами — нормами теста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: