Школа как культурно-образовательное пространство – это 23 глава




 

 

Самосознание— высшее выражение сознания человека, проявля­ющееся в осознании

и переживании системы представлений личности о себе, присущих ей соц. отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности. В психологии понятие С. ак­тивно развивается в рамках Я-концепции.

 

 

Самосознание половое осознание принадлежности к полу, т. е. способность осознавать себя представителем пола, а также регулировать свое поведение в соответствии с при­нятыми в обществе морально-этическими требованиями и установками к полам.

 

Самосознание учителя профессиональное комплекс представлений учителя о себе как профессионале. Оно включает: I. Осознание учителем норм, правил, модели своей профессии (требований к пед. деятельности и об­щению, к личности) как эталонов для осознания своих качеств. Это определяет основы профессионального ми­ровоззрения. 2. Осознание этих качеств у др. людей, срав­нение себя с неким профессионалом средней квалифика­ции, как абстрактным, так и в образе своего коллеги по профессии. 3. Учёт оценки себя как профессионала со стороны др. людей — учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны др. 4. Самооценивание учителем своих отдельных сторон. Постепенно у учителя на осно­ве представлений о себе в отдельных пед. ситуациях, на основе мнений учеников и коллег складывается устойчи­вая Я-концепция, придающая ему чувство профессио­нальной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции учитель оценивает все происходящее в шко­ле в отношении самого себя. 5. Положительное оценива­ние учителем самого себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, создание позитив­ной Я-концепции. У учителя, позитивно воспринимаю­щего себя, повышаются уверенность в себе, удовлетво­ренность своей профессией, эффективность работы в целом. Такой учитель стремится к самореализации. Осо­бенно важно то, что положительная Я-концепция учите­ля способствует и развитию положительной Я-концеп­ции учеников (Р. Берне). Чувствуя себя спокойно и уве­ренно, учитель благожелателен и ровен к ученикам. Понимание слабых сторон своего труда, намерения их исправить не разрушают общей положительной само­оценки. Учитель с низкой профессиональной самооцен­кой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как к сред­ству психол. самозащиты.

 

 

Самостоятельная учебная работа— такой вид учебной деятель­ности, при к-ром предполагается определенный уровень само­стоятельности ученика во всех ее структурных компонентах: от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтро­ля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поиско­вый характер, с постоянной трансформацией руководящей фун­кции пед. управления в сторону ее перехода в формы ориента­ции и коррекции с постепенной передачей всех функций обу­чаемому. С. у. р. — средство формирования метакогнитивных способностей обучаемых, их готовности к непрерывному само­образованию.

 

 

Самостоятельность— способность личности к деятельности, со­вершаемой без

вмешательства со стороны.

 

 

Самостоятельность мышления — способность человека, к-рая включает в себя знания, умения и навыки самостоя­тельно анализировать явления и факты общественной жиз­ни и природы и давать им правильную оценку, разбираться в причинно-следственных связях, самостоятельно ориен­тироваться в потоке научной и иной информации, защи­щать собственное мнение.

 

 

Самость (или представление о себе) — взгляд человека на себя, основанный на

прошлом опыте, данных настоящего и ожида­ния будущего; выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя; в аналитической психологии К. Юнга — архетип.

 

 

Самоуправление школьное— управление субъектами школы (школьными

работниками, учащимися, их родителями), жизне­деятельностью своего школьного коллектива. У учащихся к органам С. относятся: общее собрание учащихся школы, школь­ная ученическая конференция, совет учащихся, ученический комитет, его комиссии, штабы и др. структурные образования, классные собрания и классные советы учащихся и т. п.. У педа­гогов: педсовет, методсовет, методобъединения и комиссии учи­телей-предметников, классных руководителей, воспитателей, аттестационная, правовая и др. комиссии. У родителей: роди­тельские комитеты разных уровней, комиссии. Совместные органы С. решают вопросы, к-рые касаются интересов всех субъектов школы. Принципы их деятельности: равноправие, от­крытость и гласность, демократия, законность, целесообраз­ность, представительство, коллегиальность и персональная от­ветственность, подотчетность, свобода и самодеятельность, критика и самокритика, распределение полномочий.

Советы школьные— новый орган в структуре школьного са­моуправления, имеющий свою эксклюзивную деятель­ность, т. е. деятельность, к-рую в школе не могут вести др. органы самоуправления: законотворческая деятельность (устав, положения, инструкции); разработка, утверждение и реализация организационно-правовых параметров школьного процесса (режим работы, порядок приема учеников, меры поощрения, наказания, форма одежды, порядок дополнительной оплаты труда и т. п.); организа­ция соуправленческой деятельности со стороны школьных работников, учащихся и их родителей; координирующая деятельность через взаимодействие совета, его комиссий и др. подразделений; согласительная деятельность по снятию противоречий и предупреждению конфликтов; разработка мер стимулирования различных видов деятельности уча­щихся в образовательном процессе; деятельность по пред­ставлению и защите интересов школы, членов школьного коллектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды (рассмотрение жалоб и заявлений и т. п.).

 

 

Самоутверждение — достижение субъективной удовлетворенно­сти результатом

и/или процессом самореализации.

 

 

Сангвиник — см. Темперамент.

 

 

Свободоспособность— способность к автономному, нонконфор­мистскому

существованию; способность самостоятельно, неза­висимо (учитывая, но преодолевая биологическую и соц. заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуще­ствляя собственный, индивидуальный (особый) выбор. Термин введен в оборот О. Газманом.

CD-ROM — оптические диски для хранения данных в компью­терных системах.

 

 

Секуляризация (от ср. лат. saecularis — светский) — процесс ослаб­ления влияния

религии как способа мышления и жизни с одно­временной утратой церковными организациями прежней соц. значимости.

 

 

Селективный— избирательный, основанный на свойстве произ­водить отбор.

 

 

Семинар— активная форма учебного процесса, построенная на основе знаний,

приобретаемых обучаемыми самостоятельно по заданию руководителя и передаваемых путем непосред­ственного их взаимодействия с целью углубления или полу­чения новых знаний посредством обмена информацией, кон­троля и самоконтроля усвоения темы. Подготовленные к С. материалы, как правило, оформляются в виде сообщений, докладов, рефератов.

 

 

«Семь свободных искусств» — учебные предметы (науки) сред­невековой средней

школы и «артистических» (подготовитель­ных) факультетов университетов. Включали 2 цикла: тривиум (трехпутие) — грамматику, риторику, диалектику и квадривиум (четырехпутие) — арифметику, геометрию, астрономию и музы­ку. В период средневековья из этих предметов было выхолоще­но разнообразное и богатое в античное время содержание, заме­ненное ограниченным кругом элементарных сведений, исполь­зовавшихся в религиозных целях.

 

 

Семья— особая интимная группа, соц. объединение, общность, члены к-рой связаны

брачными или родственными узами, об­щностью быта, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи, несущих взаимную моральную ответственность. Функции С.: репродуктивная, хозяй­ственно-экономическая, воспитательная, соц., психотерапевтичес­кая: рекреативная (восстановительная), регулятивная (регулиро­вание отношений внутри С, с др. людьми, со всем обществом), коммуникативная, фелицитологическая (создание условий для сча­стья каждого члена С).

 

 

Семья нуклеарная— семья, состоящая из двух взрослых раз­ного пола и находящимися на их иждивении детьми. В последние годы такая форма семьи рассматривается как базовый, универсальный тип структуры семьи.

 

Семья фостеровская(замещающая) — временная семья, принимающая на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, на договорных началах с местными органами опеки и попечительства и под их контролем. Ребенок находится в условиях семьи, жизнедеятельность к-рой контролируется государственными органами, но в случае неблагополучных условий для ребенка в такой се­мье, он вновь подвергается стрессу — вторичному лише­нию родительской заботы.

 

Сенека Луций Аней(4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — римский фи­лософ, проповедовавший

стоическое отношение к жизни, критиковавший школу за формализм и пренебрежение нрав­ственным воспитанием. Указывал на необходимость воспита­ния самостоятельности мышления — полученное в школе знание должно использоваться для выработки собственной точки зрения, а не превращаться в комментарий к чужим идеям.

 

Сенз(с)итивность(от лат. sensus — чувство, ощущение) — ха­рактерологическая

особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним собы­тиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п.

 

Сенз(с)итивностъ к потребностям ребенка— открытость и восприимчивость к потребностям ребенка.

 

Сенз(с)итивные периоды развития— наиболее благоприят­ные возрастные периоды для развития тех или иных пси­хических качеств и состояний.

 

 

Сенсорная депривация(от лат. sensus — чувствительный) — по­вышение

чувствительности анализаторов в результате действия раздражителя.

 

 

Сепарация естественная— инициируемое и поддерживаемое взрослым

постепенное психологическое отделение от него ре­бенка, начинающееся предпочтительно в возрасте 6—7 лет, и приобретение им независимости и самостоятельности.

 

 

Сервер файловый(англ. server; лат. servire — обслуживать) — мощный компьютер,

выполняющий в сетях определенные функции обслуживания пользователей: слежение за разделя­емыми ресурсами, содержание и обслуживание общих баз данных, электронная почта, электронные доски объявлений и др.

 

 

Сертификат— документ, удостоверяющий тот или иной факт, квалификацию, уровень

подготовки, качество товара и его со­ответствие условиям контракта.

 

 

Сеть информационная(англ. information network) — сеть, по к-рой осуществляется

доступ к удаленным базам данных и связь между пользователями по космическим и наземным (кабельным) ка­налам. Все С. и. работают в двух режимах — диалоговом (on-line) и автономном (off-line). В первом случае создается эффект при­сутствия клиента при выполнении его заказа; как правило, так работают базы данных. Все остальные услуги — электронная почта, службы телекса, факса, файловый обмен и обмен дело­выми документами — осуществляются во втором режиме. В ре­жиме off-line также обеспечивается проведение телеконферен­ций — общение различных групп людей «по интересам». С. и., как и банк данных, м. б. специализированной (банковская, тор­говая, научная, военная), а некоторые сети даже могут ограни­чивать тематику (напр., в сетях INTERNET и BITNET запреще­на передача коммерческой, политической, религиозной и воен­ной информации, они специализируются на науке, технике и потребительском рынке). Большинство сетей могут обмени­ваться данными между собой.

 

 

Сеть информационная в системе образования(ERIC — The Educational

Resources Information Center) — имеет широкое рас­пространение в Северной Америке (США, Канада). Способ­ствует эффективному и быстрому распространению информа­ции о новейших исследованиях в сфере образования. Действу­ет под эгидой Департамента образования США.

 

 

Сеть телексная(англ. tel(egraf) — телеграф и exchange — комму­татор; англ. telex) —

единая международная автоматизированная система телеграфной абонентской сети, служащая для быстрой передачи символьной информации и использующая лат. алфа­вит, цифры и специальные знаки. Работа телеграфной сети обеспечивается телексными аппаратами (телексами).

 

 

Сеть телетайпная(англ. teletype) — аналог телексной сети. Наря­ду с лат, допускает

использование и русского алфавита. Теле­тайпные аппараты (телетайпы) отличаются от телексных нали­чием двух режимов набора: русского и лат.

 

 

Сила нервной системы— свойство нервной системы, характери­зующее ее

функциональную выносливость, работоспособность.

 

 

Симпатия(от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположе­ние) — устойчивое

положительное эмоциональное восприятие человека человеком, одобрительное отношение человека к др. людям, их группам или соц. явлениям, проявляющееся в при­ветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении по­мочь, оказать внимание и т. д.

 

 

Синдром дискоммуникации — невозможность или затруднен­ность в общении;

проявляется следующим образом: невозмож­ность найти собеседника в окружении; собеседник есть, но нет коммуникативных умений; конфликтное общение (разрядить агрессию); угашение стремления к контактам (усталость, непе­реносимость).

 

 

Синергетика (от греч. synerqeia) — наука, исследующая процессы перехода сложных

систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при к-рых их суммарное действие в рамках си­стемы превышает простое сложение эффектов действий каж­дого из элементов в отдельности. Изучает открытые (обмени­вающиеся веществом, энергией и информацией), нелинейные (многовариантные и необратимые в плане развития), самораз­вивающиеся (изменяющиеся под влиянием внутренних противо­речий, факторов и условий) и самоорганизующиеся (спонтанно упорядочивающиеся, переходящие от хаоса к порядку) системы. Одной из центральных идей является идея целевой детермина­ции процесса развития. Одним из основных понятий является понятие аттрактор цели, с помощью к-рого обозначается ко­нечное состояние развивающейся системы, цель ее развития. Структура системы определяется не только прошлым, но и бу­дущим. «Настоящее считается определенным посредством буду­щего, а прошлое — посредством настоящего... при этом еще неосуществленное будущее уже как-то «содержится» или дей­ственно представлено в настоящем; более позднее предвосхи­щает более раннее...» (Хартман Н.). Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х гг. XX в. Для педагогики начинает вы­ступать как один из методологических принципов, т. к. в рам­ках целенаправленного взаимодействия в пед. процессе наблю­даются эффекты, изучаемые С.

 

 

Синкретизм(психол.) (от греч. synkretismus — соединение, объе­динение) —

нерасчлененность психических функций на ран­них этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции дет­ского мышления связывать между собой разнородные явления без достаточных оснований. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.

 

 

Система образования— совокупность взаимодействующих пре­емственных

образовательных программ и государственных об­разовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; си­стемы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер С. о. оп­ределяется: соц.-экономическим уровнем развития страны, по­литическим строем, культурно-историческими и национальны­ми особенностями.

 

 

Система образования региона относительно обособлен­ная совокупность связанных между собой образователь­ных, обеспечивающих, инновационных и управленческих образовательных структур на территории одного из субъек­тов РФ.

 

 

Система педагогическая— совокупность взаимосвязанных средств, методов и

процессов, необходимых для создания орга­низованного, целенаправленного пед. влияния на формирова­ние личности с заданными качествами. Структурные элементы С. п.: субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения. М. б. в масштабах страны, от­дельного образовательного учреждения, в рамках учебного пред­мета, деятельности отдельного преподавателя. Широко известны авторские С. п.: А. С. Макаренко, В. Н. Сороки-Росинского, М. Монтессори, С. Френе, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского и др.

 

 

Ситуация педагогическая 1. совокупность условий и обстоя­тельств специально

задаваемых учителем, или возникающих спонтанно в пед. процессе. Цель создания: формирование и раз­витие учащегося как будущего активного субъекта в обществен­ной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2. кратковременное взаимодействие учителя с учеником (груп­пой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональны­ми проявлениями и направленное на перестройку сложивших­ся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.

 

 

Скаутизм — одна из самых распространенных форм детского и молодежного движения

за рубежом, объединяющая детей, подростков и юношей в возрасте от 7 до 21 года. Главная цель С. — воспитывать у подрастающего поколения преданность своей стране, религии, формирование определенных нравствен­ных качеств, таких как: правдивость, смелость, вежливость, «быть другом всех людей и братом каждому скауту», «подчи­няться бесприкословно своим руководителям». У скаутов есть закон и клятва. Девиз скаутов: «Хороший поступок — каждый день». Одним из основных принципов воспитания в скаутских организациях является учет возрастных особенностей детей, пре­емственность в работе. Выделяются 3 возрастные группы: 1-я — мальчики 7-10 лет — кабскауты («волчата»), девочки — браунискауты («птенчики»); 2-я группа — 11—12 лет — разведчики; 3-я группа — «искатели» и «гиды» — скауты в возрасте от 15 до 21 года. Каждая ступень роста скаутов предполагает овладение определенными знаниями, умениями и навыками, (см. Баден-Пауэл Р.). В России скауты возникли в 1909 г. и просущество­вали до возникновения пионерской организации как массо­вой. В 90-е гг. XX в. С. вновь возродился в России как одно из многообразных детско-молодежных объединений. Сильные стороны С: пристальное изучение психологии, интересов и зап­росов воспитанников; использование детской инициативы, кра­сочность и привлекательность ритуалов, формы, церемоний; конкретность и понятность общих и частных целей, заданий, лозунгов, правил поведения; овладение различными практичес­кими навыками; четкость организационной структуры; умелое использование склонностей детей к коллективизму, к путеше­ствиям, героическим подвигам и приключениям, применение живых форм работы, особенно игр.

 

 

Склонность— устойчивая направленность к определенной дея­тельности,

выражающаяся в эмоциональном ее предпочтении др. видам деятельности. Раннее выявление С. у детей, создание условий для их развития — задача любого образовательно-вос­питательного учреждения.

 

 

Сковорода Григорий Саввич(1722-1794) — украинский фило­соф, поэт,

просветитель-гуманист. Был странствующим филосо­фом. Выступил против официальной религии и церковной схо­ластики, обратившись к природе, человеку и его разуму. Говорил о необходимости гармонического воспитания юношества, со­гласно природным склонностям; о распространении образования в народных массах, борьбе со схоластикой, с предрассудками и суевериями. Требовал для женщин равного с мужчинами обра­зования.

 

 

Скопофилия(визионизм, вуайеризм) — влечение к подглядыва­нию за половым актом

или обнаженными представителями из­бранного пола.

 

 

Славянофильство(в пед.) — идеология, не принимавшая рацио­нализм и

индивидуализм западной педагогики, ставила вопрос о специфическом для России взгляде на воспитание, как на це­лостное развитие человека, взятого в контексте его нравствен­но-религиозного чувства. Человеческая индивидуальность рас­сматривалась прежде всего с позиций соборности.

 

 

Слайд(англ. slide — скользить) — отдельный диапозитив, помеща­емый обычно в

стандартную пластмассовую рамку 50 х. 50 мм. С. — прозрачное фотографическое (или рисованное) изображе­ние на пленке или стекле, предназначенное для проецирования на экран.

 

 

Слушание— вид коммуникативной деятельности в процессе об­щения, связанный с

восприятием и пониманием речи участни­ков общения и реагированием на нее.

 

 

Виды собеседников— разнообразие проявлений личностных характеристик человека в процессе вербального общения, к-рые педагогу полезно учитывать при выборе тактики взаимодействия с воспитанниками. С доминантным собе­седником: напористым, жестким, не чуждым агрессии, умеющим принимать решения и брать на себя ответствен­ность, целесообразно держаться спокойно, стараясь на­прасно не перебивать, не провоцировать на агрессию, но свою точку зрения высказывать твердо и решительно; не­доминантного собеседника: деликатного, уступчивого, легко теряющегося, полезно почаще подбадривать, заин­тересованно выслушивать, поддерживать в правильных выводах. Мобильного в общении воспитанника: подвижно­го, легко перескакивающего с темы на тему, нередко экс­прессивного, необходимо тактично придерживать, воз­вращая к теме разговора. Ригидного: медлительного, неус­певающего за сменой тем, не стоит торопить, надо давать ему возможность до конца высказаться. Экстраверт — общителен, активен, больше обращен на собеседника. С ним, как правило, общаться легко. Интроверт не очень разговорчив, трудно переходит от темы к теме, если пре­дыдущая не завершена. С ним надо быть терпеливым и вдумчивым слушателем.

 

Слушание рефлексивное слушание с анализом, уточнени­ями, перефразированием.

 

Слушание эмпатическоев пед. взаимодействии — метод слушания, основанный на способности учителя понять собеседника в сопереживании ему — переживании им тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает воспи­танник (родитель, коллега и т. д.) через отождествление с ним.

 

 

Смысл— воспринятое личностью значение к.-л. явления, предме­та, знака; идеальное

содержание, идея сущности, предназначе­ние, конечная цель, ценность чего-л. (С. жизни, С. истории и т. д.).

 

 

Смысл личностный— понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназна­чения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» (Л. Н. Толстой). Осознается как «значение-для-меня» усваиваемых человеком безлич­ных знаний о мире, включающих понятия, умения, дей­ствия и поступки, совершаемые людьми, соц. нормы, роли, ценности и идеалы. Определение С. л. выступает содержательным элементом культуры жизненного само­определения личности, формирование к-рой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания.

 

 

Соборность— качество личности, выражающееся в принятии ею сверхличных и

сверхиндивидуальных идеалов и ценностей, воз­никших и развившихся на базе духовного единства людей и их общности. Термин «соборность» предложен ранними славяно­филами (А. С. Хомяковым и др.). В понятии С. акцент делает­ся на этической значимости человеческого коллективизма. Воз­рождение национального сознания русского народа, проявляю­щееся, в частности, в развитии русских школ в современной образовательной системе и в остром интересе к христианско-антропологическому направлению в русской философско-пед. мысли конца XIX — начала XX вв., вновь вводит понятие С. в число нравственных качеств, подлежащих формированию у подрастающего поколения.

 

 

Совесть— категория этики, отражающая моральную ответствен­ность человека перед

самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо; система моральных убеждений лично­сти и одновременно способность применять эти убеждения для самооценки собственного поведения.

 

 

Совместимость межличностная— взаимное принятие партнеров по общению и

совместной деятельности, основанное на опти­мальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентации, соц. установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма пси­хофизиологических реакций и др. значимых для межличностно­го взаимодействия индивидуально-психол. характеристик.

 

 

Содержание образования и воспитания— система научных зна­ний, умений и

навыков, отношений и опыта творческой дея­тельности, овладение к-рыми обеспечивает разностороннее раз­витие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подго­товку к общественной жизни и труду. Источники С. о. и в. — все многообразие культуры.

 

 

Созависимость— устойчивое состояние болезненной зависимо­сти от компульсивных

(т. е. ставших неуправляемыми) форм поведения и от мнения др. людей, формирующееся при попыт­ках человека обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность. Поведение созависимых — неуправляемо, не поддается контролю сознания, т. е. бессознательно. Это состояние болезненной зависимости, т. е. оно может трактоваться как заболевание, и, как любое заболе­вание, иметь свою причину (источник), развитие и конечную стадию — выздоровление или полное разрушение личности в соматическом, интеллектуальном или духовном аспектах. С. затрагивает все структуры личности, деформируя ее. Созависимый человек — это человек с деформированным «Я». Он неред­ко испытывает чувство патологического стыда из-за пережива­емой явной или кажущейся человеку, напр., из неблагополучной семьи, отверженности обществом; потерю собственной внутренней реальности и зависимость от реальности внешней; чрезмерную озабоченность чем-то или кем-то и чрезвычайную зависи­мость — эмоциональную, соц., иногда даже физическую от это­го человека, процесса или явления; остановку развития соб­ственного «Я» и чрезмерно сильное реагирование на происхо­дящее вокруг при недостаточности реакций на происходящее внутри самого человека; долговременное подчинение человека жестким правилам, не допускающим открытого выражения чувств, непосредственного обсуждения внутренних и межлич­ностных проблем и др.

 

 

Сознание педагогическое— совокупность знаний и ценностных установок

учителя, определяющая характер всей его пед. дея­тельности и отношений к профессии и детям. Складывается из личностной и профессиональной Я-концепции; В-концепции (концепции Воспитанника: как он его понимает, воспринима­ет, принимает и оценивает) и Д-концепции (концепции Дея­тельности: понимание природы и специфики пед. деятельнос­ти, ее структуры, выделение тех или иных доминант).

 

 

Созревание половое — сложный процесс сексуального развития, в к-ром

физиологические изменения не только воздействуют на психику, но и сами в известной степени контролируются созна­нием, зависят от образа жизни ребенка. Возникающие неосоз­нанные сексуальные ощущения корректируются путем воспи­тания чувств, воли, нравственных привычек.

 

 

Сократ(ок. 469—400 гг. до н. э.) — древнегреч. философ-идеалист. Жил в Афинах, где

его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен и др. Об учении С, к-рый ничего не писал, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта. «Знаю, что ничего не знаю», — одно из известнейших изречений Сократа. Высшие добродетели по С: сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность), справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. «Прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые. Добродетель, т. е. понимание того, что есть благо, могут достичь лишь благородные люди» (аристократы). Идеалистическая этика С. перерастает в теологию. Главной за­дачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Сомнение служило С. предпосылкой для обращения к собственному «Я», к субъек­тивному духу, дальнейший путь вел к объективному духу — бо­жественному разуму. Цель воспитания — познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение чело­веческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и в со­здании гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям. Сократический метод заключается в том, что собеседника че­рез иронию, отрицательную часть совместного исследования, необходимо привести к обнаружению противоречий в своих утверждениях, а затем методом майевтики, положительной части исследования, отыскать истину через индукцию (отыс­кание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения) и определение (установление родов, видов и их соотношений). Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение со­беседника к противоречию с самим собой и постепенного под­ведения его к познанию «всеобщего» в нравственности как ос­новы истинной морали. Сократический метод, направленный на обнаружение истины путем бесед, спора, полемики, явил­ся источником субъективной диалектики, диалектического способа мышления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: