работы: «Народное образование», «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?», «Азбука», 4 «Книги для чтения». Был с детства поклонником Ж.-Ж. Руссо и его теории свободного воспитания. В зрелом возрасте в своем имении «Ясная Поляна» открыл школу для крестьянских детей, обучение к-рых осуществлялось по разработанной Т. системе воспитания и обучения. В воспитании придерживался идеи свободы детской активности и детского творчества; призывал к уважению ребенка как личности; к уважению детских недостатков. Считал, что для нравственного воспитания ребенка его прежде всего надо приобщать к «религиозному началу». Ратовал за физическое воспитание детей, используя для этого народные игры и занятия на природе. В области умственного развития необходимо развивать у детей наблюдательность, способность самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Содержание обучения определяет «религиозно-нравственное воспитание в духе очищенного христианства». Большое место в обучении уделял слову учителя. В учебной работе широко использовал экскурсии, опыты, таблицы и картины, подлинные предметы. Нужно организовывать учебный процесс таким образом, считал Т., чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей, урок д. б. соразмерен силам ученика. «Чем труднее учителю, тем легче ученику». Полагал, что «если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
Травма психическая (от греч. trauma — повреждение) — частичное или полное
психическое отклонение от нормы в результате воздействия чрезвычайно сильного стрессора, фрустратора. Целенаправленный процесс воздействия на ребенка всегда выступает как фрустратор той или иной силы. От мастерства педагога зависит максимальное снижение травмирующего характера предъявляемых воспитаннику требований в пед. взаимодействии.
|
Традиции (от лат. traditio — передача, повествование) — исторически сложившиеся и
передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Т. складывается на основе тех форм деятельности, к-рые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. С изменением соц. ситуации развития той или иной общности Т. может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Т. служат важным фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания. Большое внимание Т. в процессе сплочения детского коллектива уделял А. С. Макаренко.
Традиции базисные педагогические — система предельно общих стереотипов, обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспитательно-образовательной деятельности каждого поколения определенных, заданных социокультурными детерминантами, рамок ее реализации, содержательное наполнение к-рых зависит от конкретно-исторического состояния цивилизации. Определяются: целерационально, ориентируясь на достижение практического успеха, практического результата; ценностно-рационально опираясь на безусловно принятую систему религиозных, этнических, идеологических, философских и т. п. ценностей; традиционно, основываясь на механическом воспроизведении привычки; аффективно, эмоционально, базируясь на актуальных аффектах и чувствах. Понятие вводится Г. Корнетовым.
|
Трансактный анализ(трансакционный) — направление психологии, разработанное в
50-е гг. амер. психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эгосостояний); 2) собственно Т. а. деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействие эгосостояний двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ псих, «игр»; 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария — «скрипта»). Рациональный метод понимания поведения на основе трех состояний «Я»: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Трансактный подход в работе учителя проявляется в том, что он умеет строить общение с учащимися и от себя к ним, и от них к себе по законам Т. а., анализировать ситуации взаимодействия с воспитанниками на основе трех психических состояний, что поможет ему понять специфику общения с ними и гибко реагировать в складывающихся обстоятельствах.
Трансакция— единица акта общения, в течение к-рой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я».
Трансвестизм— стремление к переодеванию в одежду противоположного пола.
Трансдукция— логический переход от частного к частному, минуя общее.
Трансексуализм — стойкое несоответствие полового самосознания истинному
генетическому и гонадному полу (гонады — половые железы).
Транспарентный— прозрачный, открытый, без к.-л. секретности.
Трансфер(от лат. transfere — переносить, переводить) — применяемый в психоанализе
|
2. Фрейда термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям (отцу, матери и др.). Чувства любви, восхищения, уважения (позитивный Т.), а также ненависти, страха, отвращения (негативный Т.) спонтанно возникают у пациента в психоаналитическом сеансе (см. Психоанализ) при отсутствии в поведении психотерапевта объективных причин, к-рыми они могли бы быть объяснены. 3. Фрейд рассматривал Т. как феномен переноса, присущий любым человеческим отношениям и проявляющийся не только в терапевтическом сеансе, но и в обыденной жизни субъекта.
Трансцендентный — выходящий за любые, актуально данные пределы.
Тревожность — повышенная склонность человека испытывать беспокойство, тревогу
в самых разных ситуациях, в том числе и в таких, к-рые не имеют объективных оснований для беспокойства; психическое состояние осознанного или неосознанного ожидания неприятностей. Т. обычно предшествует страху.
Тренинг— форма интерактивного обучения, целью к-рого является развитие
компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки учителя.
Тренинг делового общения — вид соц.-психол. тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности.
Труд — фундаментальный вид деятельности человека, направленный на видоизменение
и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей; целенаправленная деятельность человека, требующая умственного или физического напряжения. Цель Т. всегда утилитарная.
Трудновоспитуемость— сознательное или бессознательное сопротивление
воспитанника целенаправленному пед. воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая пед. просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и соц. развития, особенности характера, др. личностные характеристики воспитанников, затрудняющих соц. адаптацию, усвоение учебных программ и соц. ролей.
«Ты-сообщение»— прием скрытой пед. оценки, заключающейся в объяснении либо
предположении причин поступка ученика. Имеет парадигмы: «Ты, конечно...», «Тебе, вероятно...», «У тебя, скорее всего...». Многозначность такого высказывания часто приводит к взаимному непониманию в пед. взаимодействии: «Ты бы оделся потеплее, на улице холодно». Взрослый имеет в виду: «Я люблю тебя и хочу, чтобы ты был здоров». Ребенок может понять: «Ты еще мал и беспомощен». В силу этого «Ты-с.» являются достаточно рапространенным барьером общения.
Тьютор (тьютер) — 1. надзиратель в учебном заведении в России XIX в.;
2. индивидуальный научный руководитель студента; 3. домашний учитель, репетитор; 4. куратор, воспитатель в учебном заведении; 5. опекун, защитник, покровитель.
У
Убеждение—1. осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в
соответствии со своими ценностными ориентациями, взглядами. Система У. человека отражает его мировоззрение; 2. процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов, подтверждаемый им самим ссылками на соответствующие факты и аргументы; прочно сложившиеся взгляды, основанные на глубоком признании их верности и неопровержимости, ставшие принципами и мотивами поведения; 3. см. Механизмы психологического воздействия.
Уважение— чувство, основанное на признании чьих-л. достоинств, заслуг, качеств.
Самоуважение— способность соответствовать своим внутренним ценностям и быть социально адаптированным, осуществить, реализовать себя.
Увлечение — эмоциональное пристрастие.
Ум(умственные силы) — обобщенная характеристика познавательных возможностей
человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле — совокупность индивидуальных способностей к накоплению, знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума: быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.
Умение— освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью
приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. У. всегда реализуется под контролем сознания.
Умения педагогические— способы и приемы работы, совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; умения, объективно необходимые для овладения пед. деятельностью. Три группы: умения, связанные с постановкой задач и организацией ситуации; умения, связанные с применением приемов воздействия и взаимодействия; умения, связанные с использованием пед. самоанализа.
Умения поисковые— способы и приемы выполнения поиска, исследования. У. п. предусматривают необходимость: учитывать и соотносить все данные в условии задачи между собой и с требованием задачи, выяснять их согласованность и противоречивость; выявлять избыточные и недостающие данные; соотносить шаги поиска решения между собой и с вопросом задачи; доказывать каждый вывод; стремиться к исчерпыванию всех возможных доказательств и определять их достаточность; стремиться к исчерпыванию всех возможных выводов в соответствии с вопросом задачи; проверять решение и его соответствие требованию задачи.
Умозаключение— форма мышления, при к-рой на основе нескольких суждений
делается определенный вывод. Виды У.: индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
Универсальность человека— высшая ступень духовного развития человека,
проявляющаяся в полном осознании смысла своей жизни, в осознании своей причастности к миру.
Уникализация образования — формирование широкого многообразия различных
учебных заведений с собственной пед. концепцией, появление потребности в педагогах, способных самостоятельно разрабатывать уникальные авторские программы.
Управление — 1. функция организованных систем различной природы
(биологических, соц., технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержания режима деятельности, реализацию программ и целей; 2. целенаправленная деятельность по согласованию субъект-субъектных отношений и действий для поддержания системы и приведения ее в заданное (программируемое) состояние; 3. системный процесс планирования, организации, мотивирования и контроля, позволяющий сформулировать и достичь целей функционирования организации, (см. Менеджмент).
Управление образованием — 1. совокупность скоординированных мероприятий,
направленных на достижение поставленных в рамках образовательной системы определенных целей; 2. У. о. как организация — сложная организационно-структурная система, внутри к-рой выделяются организационная структура регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также организационные структуры управления самих образовательных учреждений; 3. как процесс — взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. У. о. как процесс, реализуемый на любом из уровней, включает: планирование, организацию, руководство, контроль, мотивацию и коммуникацию, определяющие функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие.
Управление образовательными системами— 1. является отраслью
педагогики, предметом к-рой выступают вопросы организации управления в системе образования и в образовательно-воспитательных учреждениях; 2. совокупность организационных, методических, кадровых, воспитательных, плановых, финансовых, снабженческих и др. мероприятий, обеспечивающих нормальное функционирование учреждений системы образования, дальнейшее их расширение и развитие; взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей.
Управленческая культура руководителя образовательного
учреждения— мера и способ творческой самореализации личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении вверенным учеждением.
Управленческая культура учебного заведения— ценности, нормы, принципы
управления вместе с характерными для данного учебного заведения обычаями, традициями, ритуалами.
Управленческий труд— труд по организации и осуществлению процесса
управления совместной деятельностью коллектива.
Управленческое решение — процесс нахождения связей между существующим
состоянием управления и тем, к-рый предусматривается целью управления. Основной закономерностью У. р. является цикличность.
Упражнение— повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных
условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках к-рой осуществляются все компоненты процесса учения (научения) — уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, — либо одной из процедур наряду с объяснением и заучиванием, к-рые предшествуют У. и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. У. в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его — в зависимости от достигнутой меры автоматизации — в умение или навык. У. может осуществляться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания, при этом закрепление полностью происходит в процессе У.
Упрямство— особенность поведения (переходящая в черту характера) как дефект
волевой сферы человека, выражающийся в стремлении во чтобы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям др. людей.
Уровень группового развития— характеристика сформированности
межличностных отношений.
Уровень притязания — 1. установка личности на определенный статус, успех,
результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности; 2. степень сложности задач, выбираемых индивидом, уровень трудности целей, на достижение к-рых претендует индивид; 3. желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (типичное изменение У. п.) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.
Уровень психологического развития— совокупность способностей, знаний,
умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой др. людей или самим собой в иной период жизни.
Уровни контактов между людьми— степень и характер зависимости участников
контакта друг от друга. Бывают следующие виды У. к. м. л.: управление — ролевая форма контактов; коммуникация — более равные позиции в контакте; обслуживание — психол. помощь, консультация, разговор по душам; общение — высший уровень контактов, взаимоотношения равноактивных, равносвободных, равноуникальных субъектов. Во взаимодействии воспитателя и воспитанников могут иметь место в зависимости от ситуации разные У. к.
Урок — динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, в
рамках к-рой осуществляется пед. взаимодействие определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, методы и средства обучения и систематически применяемая в одинаковые отрезки времени для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Виды уроков — разновидность уроков одного типа с доминированием тех или иных методов и средств. Напр.: тип урока — объяснение нового материала. Виды: урок-конференция, урок-лекция и т. д.
Воспитательные задачи урока— нравственные умения, к-рыми должны овладеть ученики к концу изучения темы урока.
Урок традиционный— урок, к-рый характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами.
Усвоение— овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями,
формами поведения, выработанными обществом. Этапы У.: восприятие, понимание, запоминание, применение.
Устав школы— свод правил, устанавливающий порядок деятельности школы и
управляющих ею внутришкольных структур; законодательный акт, устанавливающий цели, задачи и структуру определенных типов учебных заведений, их учебно-воспитательную работу и организационно-хозяйственную деятельность.
Установка— готовность к определенной активности, возникновение к-рой зависит от
наличия следующих условий: от актуальной потребности и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Автор теории установки — грузинский ученый Д. Н. Узнадзе.
Устойчивость психическая— целостное, интегральное качество личности,
коллектива, группы людей, проявляющееся в способности оптимально отражать действительность в сложных, в том числе и стрессовых, ситуациях. Одно из профессионально значимых личностных качеств учителя. Эмоционально-волевая устойчивость — способность психики сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия стрессоров, фрустраторов как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции. Одно из профессионально значимых личностных качеств учителя.
Учебная деятельность— процесс приобретения человеком новых знаний, умений и
навыков или изменения старых; деятельность обучаемого по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку; деятельность по решению учебных задач. Последовательность (алгоритм) осуществления У. д.: принятие учебной задачи, анализ задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; осознание способов деятельности, необходимых для решения учебной задачи, составление плана решения задачи, практическое осуществление, контроль и оценка решения задачи.
Учебная задача— цель, к-рую надлежит достигнуть ученику в определенных
условиях учебного процесса. Основное отличие У. з. от др. заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с к-рыми действует субъект, считал Д. Эльконин. При ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, к-рые в последующем успешнее им решаются. У. з. решается посредством системы учебных действий. Первым из них является преобразование проблемной ситуации, входящей в У. з. Это действие нацелено на поиск такого исходного отношения предметных условий ситуации, к-рое служит общей основой последующего решения всего многообразия частных задач. Др. учебные действия позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных условиях, контролировать и оценивать процесс решения У. з. Творческий подход к поставленной У. з. невозможен без актуализации и правильного применения имеющихся знаний, разностороннего анализа текущей информации, сопоставления различных способов ее использования. Поэтому учащихся необходимо упражнять в решении разнообразных У. з., развивающих их умственные способности и навыки анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Учебная проблема— творческая задача, к-рая уже решена учеными, но является
новой для учащихся. Направлена на выработку исследовательских умений учащихся.
Учебная программа— нормативный документ, в к-ром очерчивается круг основных
знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету, логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов. М. б.: типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Концентрический способ построения учебной программы — отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне (напр.: концентр 10, концентр 100 и т. д.). Линейное построение учебной программы — отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев: содержание знания передается один раз в определенной логике.
Учебная ситуация— дифференцируемая часть урока, включающая комплекс
условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.
Учебное сотрудничество— взаимодействие педагога и учащихся в процессе
обучения, осуществляемое на основе взаимного уважения, субъект-субъектных отношений, равенства.
Учебно-воспитательный процесс— см. Педагогический процесс.
Учебно-методический комплект— совокупность документов, методических
материалов, учебных пособий по к.-л. учебной дисциплине, объединенных общим подходом в разработке данного учебного курса (пакет программ, учебники, учебные пособия, рабочие тетради, сборники тестов или задач и т. п.).
Учебное издание— учебник или пособие, содержащее систематизированные
сведения научного или прикладного характера, изложенные в доступной форме для преподавания и изучения.
Учебник— книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленными программой и требованиями дидактики. Функции учебника: мотивационная, информационная, трансформационная, систематизирующая, функция закрепления, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитателъная, обучающая. (Д. Д. Зуев).
Учебные пособия— 1. книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций; 2. книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3. специально изготовленные и натуральные предметы и материалы, использующиеся в качестве источника знаний в учебно-воспитательном процессе.
Учебные действия— действия, с помощью к-рых учащиеся решают учебные задачи.
У. д. — постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция.
Учебные развивающие задачи— конкретные задачи, направленные на выработку
интеллектуальных умений: сравнение, определение причин и следствий, установление взаимосвязей, решение противоречий и т. д.
Учебный план— нормативный документ, определяющий состав учебных предметов,
изучаемых в данном учебном заведении, их рапределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года. Принципы составления У. п.: предметность, возрастной подход, разностороннее развитие личности и полноценное представление культуры, преемственность, сочетание обязательности и вариативности, оптимальная система расположения учебных предметов по годам обучения. У. п. содержит федеральный, региональный и школьный компоненты.
Учебный базисный план — 1. полный набор учебных дисциплин, обязательных для изучения на определенном этапе получения образования; 2. основной государственный нормативный документ, утвержденный как часть стандарта для определенного типа учебных учреждений. Служит базой для разработки региональных, примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Вариативная часть учебного базисного планаучитывает наличие национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций и специфику школы.
Инвариантная часть базисного учебного плана— часть базисного учебного плана, не подлежащая изменениям на местах, обеспечивающая формирование личностных качеств школьников в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создающая единство образовательного пространства на территории страны.
Школьный компонент учебного плана— факультативные и обязательные занятия по выбору обучающихся, отражающие специфику конкретного образовательного учреждения.
Учебный предмет— педагогически адаптированная система знаний и умений из к.-л.
отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений.
Учебный процесс — целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в
ходе к-рого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов (см. Обучение).
Учение — особым образом организованное познание; познавательная деятельность
обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.
Училище уездное— повышенная начальная школа, вторая после приходского
училища ступень образования в России XIX в. Согласно Уставу 1804 г. уездные училища открывались в губернских и уездных городах для подготовки учеников «всякого звания» к поступлению в гимназию. В двухлетний курс обучения входили: закон божий, священная история, изучение книги «О должностях человека и гражданина», русская грамматика (на местах и грамматика местного языка), чистописание, правописание, правила слога, всеобщая география, география Российского государства, всеобщая история, российская история, арифметика, начальные правила геометрии, физики и естественной истории, рисование. По Уставу 1828 г. преемственная связь училищ с гимназией была ликвидирована и они были преобразованы в трехклассные и в основном предназначались для детей купцов, ремесленников и др. городских жителей.
Учительская гимназия— учебное заведение в Петербурге, открытое в 1803 г. для
подготовки учителей городских училищ. В 1804 г. была преобразована в пед. институт, к-рый в 1816 г. стал именоваться Главным пед. институтом.
Учительская семинария в России— пед. учебное заведение, готовившее