Школа как культурно-образовательное пространство – это 27 глава




работы: «Народное образование», «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у кре­стьянских ребят?», «Азбука», 4 «Книги для чтения». Был с дет­ства поклонником Ж.-Ж. Руссо и его теории свободного вос­питания. В зрелом возрасте в своем имении «Ясная Поляна» открыл школу для крестьянских детей, обучение к-рых осуще­ствлялось по разработанной Т. системе воспитания и обучения. В воспитании придерживался идеи свободы детской активнос­ти и детского творчества; призывал к уважению ребенка как личности; к уважению детских недостатков. Считал, что для нравственного воспитания ребенка его прежде всего надо при­общать к «религиозному началу». Ратовал за физическое воспи­тание детей, используя для этого народные игры и занятия на природе. В области умственного развития необходимо развивать у детей наблюдательность, способность самостоятельно мыс­лить и глубоко чувствовать. Содержание обучения определяет «религиозно-нравственное воспитание в духе очищенного хри­стианства». Большое место в обучении уделял слову учителя. В учебной работе широко использовал экскурсии, опыты, табли­цы и картины, подлинные предметы. Нужно организовывать учебный процесс таким образом, считал Т., чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей, урок д. б. соразмерен силам уче­ника. «Чем труднее учителю, тем легче ученику». Полагал, что «если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

 

 

Травма психическая (от греч. trauma — повреждение) — частичное или полное

психическое отклонение от нормы в результате воз­действия чрезвычайно сильного стрессора, фрустратора. Целе­направленный процесс воздействия на ребенка всегда выступает как фрустратор той или иной силы. От мастерства педагога зави­сит максимальное снижение травмирующего характера предъяв­ляемых воспитаннику требований в пед. взаимодействии.

 

 

Традиции (от лат. traditio — передача, повествование) — историчес­ки сложившиеся и

передаваемые из поколения в поколение зна­ния, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Т. складывается на основе тех форм деятельности, к-рые неоднократно под­твердили свою общественную значимость и личностную пользу. С изменением соц. ситуации развития той или иной общнос­ти Т. может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Т. служат важным фактором регуляции жизнедеятельнос­ти людей, составляют основу воспитания. Большое внимание Т. в процессе сплочения детского коллектива уделял А. С. Макаренко.

 

 

Традиции базисные педагогические система предельно об­щих стереотипов, обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспита­тельно-образовательной деятельности каждого поколения определенных, заданных социокультурными детерминан­тами, рамок ее реализации, содержательное наполнение к-рых зависит от конкретно-исторического состояния цивилизации. Определяются: целерационально, ориентиру­ясь на достижение практического успеха, практического результата; ценностно-рационально опираясь на безуслов­но принятую систему религиозных, этнических, идеоло­гических, философских и т. п. ценностей; традиционно, основываясь на механическом воспроизведении привыч­ки; аффективно, эмоционально, базируясь на актуальных аффектах и чувствах. Понятие вводится Г. Корнетовым.

 

 

Трансактный анализ(трансакционный) — направление психоло­гии, разработанное в

50-е гг. амер. психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эгосостояний); 2) собственно Т. а. деятельности и общения, основан­ный на понятии «трансакция» как взаимодействие эгосостояний двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ псих, «игр»; 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария — «скрипта»). Рациональный метод понимания поведения на основе трех со­стояний «Я»: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Трансакт­ный подход в работе учителя проявляется в том, что он умеет строить общение с учащимися и от себя к ним, и от них к себе по законам Т. а., анализировать ситуации взаимодействия с вос­питанниками на основе трех психических состояний, что помо­жет ему понять специфику общения с ними и гибко реагировать в складывающихся обстоятельствах.

 

 

Трансакция— единица акта общения, в течение к-рой собе­седники находятся в одном из трех состояний «Я».

 

 

Трансвестизм— стремление к переодеванию в одежду противопо­ложного пола.

 

 

Трансдукция— логический переход от частного к частному, минуя общее.

 

 

Трансексуализм — стойкое несоответствие полового самосозна­ния истинному

генетическому и гонадному полу (гонады — по­ловые железы).

 

 

Транспарентный— прозрачный, открытый, без к.-л. секретности.

 

 

Трансфер(от лат. transfere — переносить, переводить) — применя­емый в психоанализе

2. Фрейда термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к зна­чимым для него людям (отцу, матери и др.). Чувства любви, вос­хищения, уважения (позитивный Т.), а также ненависти, стра­ха, отвращения (негативный Т.) спонтанно возникают у паци­ента в психоаналитическом сеансе (см. Психоанализ) при отсутствии в поведении психотерапевта объективных причин, к-рыми они могли бы быть объяснены. 3. Фрейд рассматривал Т. как феномен переноса, присущий любым человеческим отно­шениям и проявляющийся не только в терапевтическом сеан­се, но и в обыденной жизни субъекта.

 

 

Трансцендентный — выходящий за любые, актуально данные пре­делы.

 

 

Тревожность — повышенная склонность человека испытывать беспокойство, тревогу

в самых разных ситуациях, в том числе и в таких, к-рые не имеют объективных оснований для беспокой­ства; психическое состояние осознанного или неосознанного ожидания неприятностей. Т. обычно предшествует страху.

 

 

Тренинг— форма интерактивного обучения, целью к-рого явля­ется развитие

компетентности межличностного и профессио­нального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки учителя.

 

 

Тренинг делового общения вид соц.-психол. тренинга, на­правленный на приобретение знаний, умений и навы­ков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности.

 

 

Труд — фундаментальный вид деятельности человека, направлен­ный на видоизменение

и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей; целенаправленная де­ятельность человека, требующая умственного или физического напряжения. Цель Т. всегда утилитарная.

 

 

Трудновоспитуемость— сознательное или бессознательное со­противление

воспитанника целенаправленному пед. воздей­ствию, вызванное самыми разными причинами, включая пед. просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и соц. развития, особенности характера, др. личностные характе­ристики воспитанников, затрудняющих соц. адаптацию, усво­ение учебных программ и соц. ролей.

 

 

«Ты-сообщение»— прием скрытой пед. оценки, заключающей­ся в объяснении либо

предположении причин поступка уче­ника. Имеет парадигмы: «Ты, конечно...», «Тебе, вероятно...», «У тебя, скорее всего...». Многозначность такого высказыва­ния часто приводит к взаимному непониманию в пед. взаи­модействии: «Ты бы оделся потеплее, на улице холодно». Взрослый имеет в виду: «Я люблю тебя и хочу, чтобы ты был здоров». Ребенок может понять: «Ты еще мал и беспомощен». В силу этого «Ты-с.» являются достаточно рапространенным барьером общения.

 

Тьютор (тьютер) — 1. надзиратель в учебном заведении в России XIX в.;

2. индивидуальный научный руководитель студента; 3. до­машний учитель, репетитор; 4. куратор, воспитатель в учебном заведении; 5. опекун, защитник, покровитель.

 

У

Убеждение—1. осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в

соответствии со своими ценностными ориентациями, взглядами. Система У. человека отражает его мировоз­зрение; 2. процесс и результат обретения человеком уверенно­сти в правильности собственных суждений и выводов, подтвер­ждаемый им самим ссылками на соответствующие факты и аргументы; прочно сложившиеся взгляды, основанные на глу­боком признании их верности и неопровержимости, ставшие принципами и мотивами поведения; 3. см. Механизмы психо­логического воздействия.

 

 

Уважение— чувство, основанное на признании чьих-л. досто­инств, заслуг, качеств.

 

 

Самоуважение— способность соответствовать своим внут­ренним ценностям и быть социально адаптированным, осуществить, реализовать себя.

 

 

Увлечение — эмоциональное пристрастие.

 

 

Ум(умственные силы) — обобщенная характеристика познава­тельных возможностей

человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле — совокупность индивидуальных способно­стей к накоплению, знанию, совершению мыслительных опера­ций. Свойства ума: быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.

Умение— освоенный способ выполнения действия, обеспечива­емый совокупностью

приобретенных знаний и навыков. У. фор­мируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся услови­ях. У. всегда реализуется под контролем сознания.

 

 

Умения педагогические— способы и приемы работы, совокуп­ность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; умения, объективно необходимые для ов­ладения пед. деятельностью. Три группы: умения, связанные с постановкой задач и организацией ситуации; умения, связан­ные с применением приемов воздействия и взаимодействия; умения, связанные с использованием пед. самоанализа.

Умения поисковые— способы и приемы выполнения поис­ка, исследования. У. п. предусматривают необходимость: учитывать и соотносить все данные в условии задачи меж­ду собой и с требованием задачи, выяснять их согласован­ность и противоречивость; выявлять избыточные и недо­стающие данные; соотносить шаги поиска решения между собой и с вопросом задачи; доказывать каждый вывод; стремиться к исчерпыванию всех возможных доказа­тельств и определять их достаточность; стремиться к ис­черпыванию всех возможных выводов в соответствии с вопросом задачи; проверять решение и его соответствие требованию задачи.

 

 

Умозаключение— форма мышления, при к-рой на основе не­скольких суждений

делается определенный вывод. Виды У.: ин­дуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Универсальность человека— высшая ступень духовного разви­тия человека,

проявляющаяся в полном осознании смысла сво­ей жизни, в осознании своей причастности к миру.

 

 

Уникализация образования — формирование широкого много­образия различных

учебных заведений с собственной пед. кон­цепцией, появление потребности в педагогах, способных само­стоятельно разрабатывать уникальные авторские программы.

 

 

Управление 1. функция организованных систем различной при­роды

(биологических, соц., технических), обеспечивающая со­хранение их определенной структуры, поддержания режима деятельности, реализацию программ и целей; 2. целенаправлен­ная деятельность по согласованию субъект-субъектных отноше­ний и действий для поддержания системы и приведения ее в заданное (программируемое) состояние; 3. системный процесс планирования, организации, мотивирования и контроля, по­зволяющий сформулировать и достичь целей функционирова­ния организации, (см. Менеджмент).

 

 

Управление образованием 1. совокупность скоординирован­ных мероприятий,

направленных на достижение поставленных в рамках образовательной системы определенных целей; 2. У. о. как организация — сложная организационно-структурная си­стема, внутри к-рой выделяются организационная структура регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также организацион­ные структуры управления самих образовательных учреждений; 3. как процесс — взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления реше­ний, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее ча­стей. У. о. как процесс, реализуемый на любом из уровней, включает: планирование, организацию, руководство, контроль, мотивацию и коммуникацию, определяющие функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих про­цессов, а также непрерывное саморазвитие.

 

 

Управление образовательными системами— 1. является отрас­лью

педагогики, предметом к-рой выступают вопросы органи­зации управления в системе образования и в образовательно-воспитательных учреждениях; 2. совокупность организацион­ных, методических, кадровых, воспитательных, плановых, финансовых, снабженческих и др. мероприятий, обеспечива­ющих нормальное функционирование учреждений системы образования, дальнейшее их расширение и развитие; взаимо­связанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на ста­бильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей.

Управленческая культура руководителя образовательного

учреждения— мера и способ творческой самореализации личности руководителя в разнообразных видах управленчес­кой деятельности, направленной на освоение, передачу и со­здание ценностей и технологий в управлении вверенным учеждением.

 

 

Управленческая культура учебного заведения— ценности, нор­мы, принципы

управления вместе с характерными для данного учебного заведения обычаями, традициями, ритуалами.

 

 

Управленческий труд— труд по организации и осуществлению процесса

управления совместной деятельностью коллектива.

 

 

Управленческое решение — процесс нахождения связей между существующим

состоянием управления и тем, к-рый предусмат­ривается целью управления. Основной закономерностью У. р. является цикличность.

Упражнение— повторное выполнение действия с целью его усво­ения. В различных

условиях обучения У. является либо един­ственной процедурой, в рамках к-рой осуществляются все ком­поненты процесса учения (научения) — уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, — либо одной из процедур наряду с объяснением и заучиванием, к-рые предшествуют У. и обеспечивают первоначальное уяснение со­держания действия и его предварительное закрепление. У. в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его — в зависи­мости от достигнутой меры автоматизации — в умение или на­вык. У. может осуществляться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания, при этом закрепление полностью происходит в процессе У.

Упрямство— особенность поведения (переходящая в черту харак­тера) как дефект

волевой сферы человека, выражающийся в стремлении во чтобы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям др. людей.

 

 

Уровень группового развития— характеристика сформированности

межличностных отношений.

 

 

Уровень притязания 1. установка личности на определенный статус, успех,

результат деятельности, находящаяся в зависимо­сти от уровня самооценки личности; 2. степень сложности задач, выбираемых индивидом, уровень трудности целей, на достиже­ние к-рых претендует индивид; 3. желаемый уровень самооцен­ки личности (уровень «Я»). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (типичное изменение У. п.) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

 

 

Уровень психологического развития— совокупность способно­стей, знаний,

умений и навыков, имеющихся у данного челове­ка в сравнении с достаточно большой, представительной груп­пой др. людей или самим собой в иной период жизни.

 

 

Уровни контактов между людьми— степень и характер зависи­мости участников

контакта друг от друга. Бывают следующие виды У. к. м. л.: управление — ролевая форма контактов; комму­никация — более равные позиции в контакте; обслуживание — психол. помощь, консультация, разговор по душам; общение — высший уровень контактов, взаимоотношения равноактивных, равносвободных, равноуникальных субъектов. Во взаимодей­ствии воспитателя и воспитанников могут иметь место в зави­симости от ситуации разные У. к.

 

 

Урок — динамичная и вариативная основная форма организа­ции учебного процесса, в

рамках к-рой осуществляется пед. взаимодействие определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, методы и средства обучения и сис­тематически применяемая в одинаковые отрезки времени для решения задач образования, развития и воспитания в процес­се обучения.

 

 

Виды уроков разновидность уроков одного типа с домини­рованием тех или иных методов и средств. Напр.: тип уро­ка — объяснение нового материала. Виды: урок-конфе­ренция, урок-лекция и т. д.

 

Воспитательные задачи урока— нравственные умения, к-рыми должны овладеть ученики к концу изучения темы урока.

 

Урок традиционный— урок, к-рый характеризуется поряд­ком, проверенной регламентацией, дисциплиной, испол­нительностью учеников, подчиняющихся учителю; точ­ными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами.

 

 

Усвоение— овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями,

формами поведения, выработанными обществом. Этапы У.: восприятие, понимание, запоминание, применение.

Устав школы— свод правил, устанавливающий порядок деятель­ности школы и

управляющих ею внутришкольных структур; за­конодательный акт, устанавливающий цели, задачи и структу­ру определенных типов учебных заведений, их учебно-воспита­тельную работу и организационно-хозяйственную деятельность.

 

 

Установка— готовность к определенной активности, возникно­вение к-рой зависит от

наличия следующих условий: от акту­альной потребности и от объективной ситуации удовлетворе­ния этой потребности. Автор теории установки — грузинский ученый Д. Н. Узнадзе.

 

 

Устойчивость психическая— целостное, интегральное качество личности,

коллектива, группы людей, проявляющееся в способ­ности оптимально отражать действительность в сложных, в том числе и стрессовых, ситуациях. Одно из профессионально зна­чимых личностных качеств учителя. Эмоционально-волевая ус­тойчивость — способность психики сохранять высокую функ­циональную активность в условиях воздействия стрессоров, фрустраторов как в результате адаптации к ним, так и в резуль­тате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморе­гуляции. Одно из профессионально значимых личностных ка­честв учителя.

 

 

Учебная деятельность— процесс приобретения человеком новых знаний, умений и

навыков или изменения старых; деятельность обучаемого по овладению обобщенными способами учебных дей­ствий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специ­ально поставленных преподавателем, на основе внешнего конт­роля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку; де­ятельность по решению учебных задач. Последовательность (алгоритм) осуществления У. д.: принятие учебной задачи, анализ задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; осознание способов деятельности, необходимых для ре­шения учебной задачи, составление плана решения задачи, прак­тическое осуществление, контроль и оценка решения задачи.

 

 

Учебная задача— цель, к-рую надлежит достигнуть ученику в определенных

условиях учебного процесса. Основное отличие У. з. от др. заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с к-рыми действует субъект, считал Д. Эльконин. При ее решении учащийся должен найти общий способ (прин­цип) подхода ко многим конкретно-частным задачам опреде­ленного класса, к-рые в последующем успешнее им решаются. У. з. решается посредством системы учебных действий. Первым из них является преобразование проблемной ситуации, вхо­дящей в У. з. Это действие нацелено на поиск такого исходного отношения предметных условий ситуации, к-рое служит общей основой последующего решения всего многообразия частных за­дач. Др. учебные действия позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных усло­виях, контролировать и оценивать процесс решения У. з. Твор­ческий подход к поставленной У. з. невозможен без актуализации и правильного применения имеющихся знаний, разностороннего анализа текущей информации, сопоставления различных спосо­бов ее использования. Поэтому учащихся необходимо упраж­нять в решении разнообразных У. з., развивающих их умствен­ные способности и навыки анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации.

 

 

Учебная проблема— творческая задача, к-рая уже решена учены­ми, но является

новой для учащихся. Направлена на выработ­ку исследовательских умений учащихся.

 

 

Учебная программа— нормативный документ, в к-ром очерчива­ется круг основных

знаний, навыков и умений, подлежащих ус­воению по каждому отдельно взятому учебному предмету, логи­ка изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов. М. б.: типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Концентрический способ построения учебной программы — отдельные части учебного материала по­вторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне (напр.: концентр 10, концентр 100 и т. д.). Линейное построение учебной программы — отдельные части учебного материала об­разуют непрерывную последовательность тесно связанных меж­ду собой звеньев: содержание знания передается один раз в оп­ределенной логике.

 

 

Учебная ситуация— дифференцируемая часть урока, включаю­щая комплекс

условий, необходимых для получения ограничен­ных, специфических результатов.

 

 

Учебное сотрудничество— взаимодействие педагога и учащихся в процессе

обучения, осуществляемое на основе взаимного ува­жения, субъект-субъектных отношений, равенства.

 

 

Учебно-воспитательный процесс— см. Педагогический процесс.

 

 

Учебно-методический комплект— совокупность документов, методических

материалов, учебных пособий по к.-л. учебной дисциплине, объединенных общим подходом в разработке дан­ного учебного курса (пакет программ, учебники, учебные посо­бия, рабочие тетради, сборники тестов или задач и т. п.).

 

 

Учебное издание— учебник или пособие, содержащее системати­зированные

сведения научного или прикладного характера, из­ложенные в доступной форме для преподавания и изучения.

 

 

Учебник— книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целя­ми обучения, установленными программой и требовани­ями дидактики. Функции учебника: мотивационная, ин­формационная, трансформационная, систематизирующая, функция закрепления, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитателъная, обучающая. (Д. Д. Зуев).

 

Учебные пособия— 1. книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с опреде­ленных авторских позиций; 2. книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяс­нения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3. специально изготовленные и натуральные предметы и материалы, использующиеся в качестве источника знаний в учебно-воспитательном процессе.

 

 

Учебные действия— действия, с помощью к-рых учащиеся реша­ют учебные задачи.

У. д. — постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция.

 

 

Учебные развивающие задачи— конкретные задачи, направлен­ные на выработку

интеллектуальных умений: сравнение, опреде­ление причин и следствий, установление взаимосвязей, решение противоречий и т. д.

 

 

Учебный план— нормативный документ, определяющий состав учебных предметов,

изучаемых в данном учебном заведении, их рапределение по годам обучения, недельное и годовое ко­личество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года. Принципы составле­ния У. п.: предметность, возрастной подход, разностороннее развитие личности и полноценное представление культуры, пре­емственность, сочетание обязательности и вариативности, оп­тимальная система расположения учебных предметов по годам обучения. У. п. содержит федеральный, региональный и школь­ный компоненты.

 

 

Учебный базисный план 1. полный набор учебных дис­циплин, обязательных для изучения на определенном эта­пе получения образования; 2. основной государственный нормативный документ, утвержденный как часть стандар­та для определенного типа учебных учреждений. Служит базой для разработки региональных, примерных и рабо­чих учебных планов и исходным документом для финан­сирования школы.

 

 

Вариативная часть учебного базисного планаучитывает на­личие национальных, региональных и местных соци­окультурных особенностей и традиций и специфику школы.

 

Инвариантная часть базисного учебного плана— часть ба­зисного учебного плана, не подлежащая изменениям на местах, обеспечивающая формирование личностных качеств школьников в соответствии с общечеловечески­ми идеалами и культурными традициями, создающая единство образовательного пространства на террито­рии страны.

 

 

Школьный компонент учебного плана— факультативные и обязательные занятия по выбору обучающихся, отра­жающие специфику конкретного образовательного учреждения.

 

 

Учебный предмет— педагогически адаптированная система зна­ний и умений из к.-л.

отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использова­нию этих знаний и умений.

 

 

Учебный процесс — целенаправленное взаимодействие препода­вателя и учащихся, в

ходе к-рого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во вза­имосвязи всех компонентов (см. Обучение).

 

 

Учение — особым образом организованное познание; познава­тельная деятельность

обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной дея­тельности.

 

 

Училище уездное— повышенная начальная школа, вторая после приходского

училища ступень образования в России XIX в. Со­гласно Уставу 1804 г. уездные училища открывались в губернских и уездных городах для подготовки учеников «всякого звания» к поступлению в гимназию. В двухлетний курс обучения входили: закон божий, священная история, изучение книги «О должнос­тях человека и гражданина», русская грамматика (на местах и грамматика местного языка), чистописание, правописание, пра­вила слога, всеобщая география, география Российского госу­дарства, всеобщая история, российская история, арифметика, начальные правила геометрии, физики и естественной истории, рисование. По Уставу 1828 г. преемственная связь училищ с гим­назией была ликвидирована и они были преобразованы в трех­классные и в основном предназначались для детей купцов, ре­месленников и др. городских жителей.

 

 

Учительская гимназия— учебное заведение в Петербурге, откры­тое в 1803 г. для

подготовки учителей городских училищ. В 1804 г. была преобразована в пед. институт, к-рый в 1816 г. стал имено­ваться Главным пед. институтом.

 

 

Учительская семинария в России— пед. учебное заведение, го­товившее



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: