учителей для начальных школ. Первая семинария была учреждена в 1779 г. при Московском университете. В ней готовили учителей для Московской и Казанской гимназий и нек-рых пансионов. Подлинная история учительских семинарий начинается в 60-х гг. XIX в. с Проекта учительских семинарий, разработанного К. Д. Ушинским.
Учительские институты— учебные заведения, готовившие учителей для средних
классов общеобразовательных школ. В России первый учительский институт был открыт в 1817 г. при Главном пед. институте в Петербурге и готовил учителей уездных и приходских училищ. В учебный план с 4-летним курсом обучения входили: закон божий, русский язык, математика и начала физики, история, география, рисование и чистописание. У. и. были и в советской системе пед. образования. В них готовили учителей с правом преподавания в средних классах неполной средней школы.
Учительские школы— учебные заведения в дореволюционной России, готовившие
учителей для начальных училищ. В зависимости от принадлежности к содержащему их ведомству и целевого назначения они существенно различались по уровню, содержанию образования и методам преподавания. Наиболее прогрессивными были немногочисленные земские школы. Учительские школы Ведомства православного исповедания стали возникать в 1884 г. и делились на церковно-учительские школы и второклассные учительские школы. В первых готовили учителей для одно- и двухклассных церковноприходских школ, а во вторых — учителей грамоты. Особое внимание обращалось на религиозное воспитание будущих учителей.
Учитель-фасилитатор— учитель, работающий в парадигме личностно-
ориентированной педагогики и руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся; эмпатическое понимание (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков). Понятие введено К. Роджерсом.
|
Учителя странствующие— преподаватели и ученые, ходившие по городам и
деревням с целью обучения детей, а также проведения бесед и диспутов с населением. Странствующими учителями были: гуру в Индии, многие софисты и пифагорейцы в Древней Греции, риторы в Римской империи и др. В России странствующие учителя назывались мастерами грамоты.
Учреждение для несовершеннолетних специализированное —
учреждение соц. реабилитации несовершеннолетних, предназначенное для решения определенных соц. задач по отношению к несовершеннолетним в возрасте от 8 до 18 лет, требующим специального пед. подхода. В такие учреждения направляются несовершеннолетние на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-пед. комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, их родителей или законных представителей. К таким учреждениям относятся: соц.-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и соц. реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; соц. приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и соц. реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной соц. помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей, предназначенные для их временного содержания и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
|
Учреждения дополнительного образования— тип образовательного
учреждения, реализующего дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т. п.
Учреждения специальные (коррекционные) образовательные—
учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.
Ушинский Константин Дмитриевич(1823-1870) — великий русский педагог.
Основные работы: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «О пользе пед. литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Детский мир», «Родное слово» и др. Одной из центральных идей пед. системы У. является народность воспитания. Система воспитания детей в каждой стране связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. Такая система воспитания развивает в детях ценные психол. черты и моральные качества: патриотизм, национальную гордость, любовь к труду. Главный предмет изучения — родной язык как энциклопедия жизни народа. Необходимо строить систему воспитания с учетом возраста, психол. и физиологических особенностей ребенка. Цель воспитания — воспитание нравственного человека. Важнейшее средство — обучение. Пути: убеждение, формирование привычек, пример воспитателя (только личностью можно воспитать личность, вредно часто менять воспитателей); формирование нравственных представлений о роли и значении труда в истории общества и развитии человека. Принципы дидактики У.: посильностъ, последовательность, наглядность, осмысленность, основательность и прочность усвоения. Поддерживал и развивал основы классно-урочной системы обучения. Виды учебных занятий на уроках: сообщение новых знаний, упражнения, повторение, учет знаний, письменные работы учащихся. Приемы, используемые на уроке: самостоятельная работа учащихся, перемена занятий и разнообразие методов, объяснительное чтение. Ввел звуковой метод обучения грамоте, к-рый значительно облегчил обучение детей чтению и письму. Высокие требования предъявлял к учителю, к-рый, по его мнению, д. б. не только преподавателем, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать пед. мастерством и тактом. Одним из первых разрабатывал основы пед. антропологии.
|
Ф
Файл(фр. file — ряд, вереница; a la file — подряд, один за другим, друг за другом). В
программировании — упорядоченный набор данных, имеющий уникальное имя и признак конца файла. Конкретная форма файла, или формат файла, зависит от операционной системы, по правилам к-рой создается данный файл. Данные принято располагать одно за др., подряд. Если файл разделен на несколько частей, то каждая предыдущая часть имеет ссылку на последующую, чтобы программа, создавшая этот файл, могла собрать все его части в единое целое. Файлы условно можно разделить на исполняемые и неисполняемые. Первые содержат в себе команды процессора, посредством к-рых он исполняет заданные в файле действия, вторые таких команд не содержат. Примеры исполняемых файлов: любая программа, саморазархивирующийся архив, вирусы. Неисполняемые файлы содержат текст, графику, звуки.
Фактор(от лат. factor — делающий, производящий) — причина, движущая сила к.-л.
изменения, явления.
Факторы развития личности — система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка. Основными Ф. развития личности ребенка выступают биологические и соц.: среда и воспитание. Ф. р. л. включают содержание обучения и воспитания, пед. подготовленность учителей и воспитателей, методы и средства обучения и воспитания и многое др., от чего зависит психол. развитие ребенка.
Факультативы — одна из форм организации обучения и его дифференциации;
организуются по выбору и желанию учащихся в соответствии с отводимыми на них учебными часами в учебном плане. Цель — расширение научно-теоретических знаний и практических навыков, развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся и их профориентация. Проводятся по специальным программам, согласованным с программами обязательных предметов, но не дублирующих их.
Фанаберия— спесь, надменность, чванство.
Фасилитатор(фацилитация) (от англ. facilitate — облегчать) — человек, к-рый делает
что-то возможным; развивающий у человека способность самому справляться с личными сложными ситуациями или стрессом.
Фасцинация— совокупность средств, помогающих принятию информации и
ослабляющие действие фильтров «доверия» и «недоверия».
Фас(ц)илитация социальная(от англ. facilitate — облегчать) — повышение
скорости или продуктивности деятельности человека вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) др. человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя. Впервые Ф. с. была зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В. М. Бехтеревым (совместно с Н. Н. Ланге) и др. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие др., не вмешивающихся в действия человека людей ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название соц. шгибиции (подавления). Установлено, что возникновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. с. от пола, возраста, статуса, др. характеристик человека, а также от его отношения к присутствующим. Это явление учитывается в пед. процессе, когда учитель хочет простимулировать деятельность отдельного воспитанника, группы или класса.
Феминность— совокупность соматических, психических и поведенческих свойств,
присущих женщине.
Феномены влияния социально-психологические— явления, влияющие на
продуктивность деятельности человека и его психическое самочувствие: фацилитация: усиление энергии человека в присутствии др. людей; конформность: подверженность групповому давлению и изменению своего поведения под влиянием др. лиц, группы; групповая нормализация: формирование усредненного стандарта-нормы; экстремизация: решение, принимаемое группой более рискованное, чем решение, принимаемое индивидуально, феномен «сдвига к риску»; подчинение авторитету (влияние меньшинства).
Фенотип— совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в
ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.
Феральные люди(«маугли», «дети джунглей») — существа, выросшие в изоляции от
людей и воспитанные среди животных, в результате чего навсегда утратившие возможность достичь нормального умственного и личностного развития (термин К. Линнея). Оставленные на произвол судьбы люди перестают быть людьми. Появление таких людей ярко подверждает соц. характер человека, огромную роль соц. окружения и воспитания в процессе становления личности.
Фиглярство(от польск. figlarz — шутник) — кривляние, позерство.
Филогенез— процесс становления психических структур в ходе биологической
эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Философия воспитания— трактовка сущности воспитания, его принципов и
ценностей как взаимодействие общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей.
Философия воспитания социального— научное направление, к-рое на основе
знаний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и соц.-пед. виктимологией, ставит ряд фундаментальных вопросов, предлагает варианты их решения, к-рые и могут сделать успешной интеграцию сил общества с целью повышения культурного уровня народа.
Философия образования— общая теория, рассматривающая образование с
позиций аксиологии, онтологии, гносеологии, антропологии как особую область социокультурной гуманитарной практики.
Флегматик— см. Темперамент.
Флоренский Павел Александрович(Отец Павел) (1882-1937) — религиозный
мыслитель и ученый. Основные работы: «Философия культа», «Иконастас», «Детям моим. Воспоминания прошлых дней», «Имена» и др. Сложившись как философ при сопряжении культур — европейской и народной, светской и церковной, Ф. предупреждал о гибельности бездуховного пути культуры, отстаивал духовную ценность Православия, в к-ром находят свое выражение все общечеловеческие чаяния. Культ человека, не ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими ценностями, неизбежно приводит: в области искусства — к культу крайнего индивидуализма, в области науки — к культу оторванного от жизни знания, в области хозяйства — к культу хищничества, в области политики — к культу личности. Заложил основы философии генеалогии, к-рая была для Ф. своеобразной педагогикой: история рода должна давать нравственные уроки и задачи. Подошел к понятию духовного генотипа: «Только при... родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...» Проповедовал ряд нравственных ценностей: не стремиться к власти, богатству, влиянию, быть добрым и внимательным к людям, не завидовать, свои дела надо делать как можно лучше, не позволять себе мыслить небрежно и др.
Форма (в пед.) — способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка
для его внутренней сущности, логики и содержания; завершенная организация пед. процесса в единстве всех его компонентов. Ф. прежде всего связана с количеством обучаемых (воспитуемых), временем и местом обучения и воспитания, порядком его осуществления.
Форма обучения эвристическая(П. Ф. Каптерев)— 1) есть такая Ф. о., по к-рой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя. Внешний вид этой формы... вопросно-ответный; 2) Ф. о. э....неразрывно связанная с элементарным наглядным обучением, вполне сообразна с детской природой, по силам детям и сообразна с природой предметов, преподаваемых в народной школе; 3) Ф. о. э. по своему необыкновенно сильно возбуждающему и развивающему умственные силы влиянию есть одно из главнейших средств... просвещения народа. Нужно, чтобы из наших учительских семинарий выходили «совершенные сократики». (Учителя, в совершенстве владеющие искусством преподавать по эвристической (сократической) методике.)
Формы организации воспитательного процесса— формы, в рамках к-рых осуществляется воспитательный процесс; система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников; устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных пед. задач. Основания классификации: по направлениям воспитательной работы (формы эстетического воспитания, физического и т. д.); по количеству участников (групповые, массовые, индивидуальные), общие формы, приемлемые для любого содержания воспитательной работы (лекции, вечера, конкурсы, утренники, праздники ит. п.).
Формы организации обучения — внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные занятия (см. соответствующие статьи словаря). К Ф. о. о. следует отнести и конференции, преследующие цель обобщить материал по к.-л. разделу программы и требующие большой подготовительной работы: проведение наблюдений, обобщения материалов экскурсий, постановка опытов, изучение дополнительных литературных источников и др.
Формирование личности— процесс развития и становления личности под
влиянием воспитания, обучения, соц. среды; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений; любые изменения, новообразования, усложнение личности, без указания источников этих изменений.
Форум— широкое представительное собрание, съезд.
Фракталы, фрактальные объекты(множества) (в синергетике) — такие объекты,
к-рые обладают свойством самоподобия: малый фрагмент структуры такого объекта подобен др., более крупному фрагменту или даже структуре в целом.
Фрейд Зигмунд(1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог,
создатель психоанализа. Разработал метод лечения невроза (первоначально в соавторстве с И. Брейером), заключающийся в поиске бессознательной психической травмы, лежащей в основе невроза. Понимал невроз как порождение неразрешенных внутренних конфликтов личности, принявших болезненную форму. Энергия влечений (либидо), для к-рой оказываются заблокированными нормальные выходы, реализуется в патологических (отклоняющихся от нормы) формах. Основной конфликт личности Ф. видел в конфликте психики между сознанием и бессознательным. Особое значение Ф. придавал сновидениям, к-рые открывают ход в потаенные слои человеческой личности. Такова же, по его мнению, и природа остроумия, фантазий, а также художественного творчества. Разработанный им впоследствии способ лечения больных при помощи психоанализа, основан на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. Специфическую роль Ф. отводил сексуальности, к-рая существует с рождения и представляет собой «энергетический фонд» личности, трансформируясь в различные конкретные формы человеческого поведения. Сама культура есть результат способности сексуальной энергии к сублимации, т. е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. Ф. сформулировал структурную концепцию личности. Это послужило основой его психол. трактовки культуры. Позднее ученый обратился к явлениям массовой психологии, для к-рой характерно подчинение групповому лидеру. Он обнаружил в ситуациях подчинения такие психические процессы, к-рые могут иметь признаки параноидального бреда. Мифологизировал свое учение, сведя влечения человека к борьбе Эроса и Танатоса (стремление к жизни или смерти).
Френология(от греч. phren — ум, душа, сердце, logos — учение) — учение Ф. Галя о
локализации отдельных психических способностей человека в различных участках головного мозга, якобы различаемых, диагностируемых непосредственным ощупыванием черепа. В конце XIX в. Ф. широко использовалась для диагностики свойств ума и характера. Современная психология не использует Ф. в системе методических средств исследования личности.
Фрондерство— одно их проявлений трудновоспитуемость воспитанников,
выражающееся в недовольстве, проявляемом главным образом по личным, непринципиальным мотивам, из духа противоречия.
Фрустрация(от англ. frustration — переживание расстройства планов, уничтожения
замыслов, крушения надежд, напрасные ожидания, переживание провала, неудачи) — острое аффектное состояние расстройства, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное переживание неудачи. Ф. может выражаться в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии, чувства вины, гнева т. п. Характерным результатом Ф. является отказ от неудавшейся деятельности. Возникает тогда, когда степень неудовлетворения выше порога терпения.
Фундаментализация образования— концептуальное изучение законов мира,
выработка фундаментальных смыслов бытия, на основе к-рых осуществляются все связи явлений бытия, проникновение в сущность мира, выработка в процессе познания путей и методов познания, заключающихся в онтологических уровнях знания.
Функции педагогического процесса— назначение, роль, ради к-рых возник и
существует организованный и целенаправленный пед. процесс. К ним относят: образовательную, воспитывающую, развивающую и социализирующую. Образовательная Ф. реализуется через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей. Содержание воспитывающей Ф. заключается в формировании системы ценностных ориентации и отношений в процессе воспитания и обучения. Содержание развивающей Ф. представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей. Социализирующая Ф. п. п. проявляется в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения.
Функции социальные образования и воспитания— назначение, роль, к-рую
выполняет воспитание в общественной жизни. К ним относят: гуманистическую, культурологическую, духовного воспроизводства, профессионально-экономическую и функцию подготовки подрастающего поколения к семейной жизни.
Функции управления — 1. законченный цикл действий, отражающих определенное
содержание управленческих воздействий; 2. особые виды действий субъекта менеджмента с информацией; 3. операции, действия субъекта управления, соответствующие стадиям управленческого цикла: целеполагание, мотивирование, планирование, организация, контроль; Ф. у. учебно-воспитательной системой по организационно-пед. содержанию разделяются на: целевые, соц.-пед., организационно-пед., инструктивно-методические, административно-хозяйственные.
Функция— обязанность, круг деятельности, назначение, роль; совокупность действий
(операций).
Фуркация в образовании(от позднелат. furco — разделяю) — построение учебного
плана в старших классах средней общеобразовательной школы по уклонам (гуманитарный, естественно-математический и др.) с преимущественным вниманием к определенной группе учебных предметов. Выделение двух циклов называется бифуркацией, трех и более — полифуркацией.
X
Характер(от греч. charakter— печать, чеканка) — совокупность устойчивых
психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, др. людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении. Основы представления о X. как о типе соц. поведения заложил Платон, к-рый, исходя из своей теории строения души, описал 5 главных типов X.: нормальный, тимократический, олигархический, демократический и тиранический. Типологическую традицию Платона продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст (4—3 вв. до н. э.). X. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, к-рый определяет форму выражения X., накладывая на него своеобразный отпечаток.
Харизма(от греч. charis — подарок) — наделение личности свойствами, вызывающими
преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. X. чаще возникает в экстремальных исторических обстоятельствах. Харизматическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением (бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость). Определенной харизматичностью наделяются авторитетные учителя, к-рым дети приписывают не всегда присущие им свойства. Это явление носит еще название иррадиация авторитета.
Холерик — см. Темперамент.
Холистский принцип(от греч. holos — целый, весь) — методологический принцип
целостности: целое больше суммы составляющих его частей. Этот принцип начинает широко использоваться в трактовке пед. явлений и раскрытии их сущности: целостный пед. процесс, целостное формирование личности в пед. взаимодействии и т. д.
Храбрость — черта характера, проявляющаяся в способности личности преодолевать
чувство страха в ситуации опасности и рисковать собой ради достижения цели.
Хрестоматия— сборник систематически подобранных в учебных целях или для
самообразования текстов по к.-л. отрасли знания.
Хронотоп— специфические наборы пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций, напр.: хронотоп вагонного попутчика, больничной палаты и т. д.; исследуются в проксемике.
Ц
Целостность педагогического процесса— взаимосвязь и
взаимообусловленность всех процессов и явлений, возникающих и протекающих в нем как в процессах воспитания и обучения, во взаимоотношениях всех субъектов пед. процесса, так и в связях пед. процесса с явлениями внешней среды.
Цель — 1. один из элементов поведения, сознательной деятельности, к-рый
характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей способов ее достижения; 2. осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к-рого направлено действие человека.
Целеполагание педагогическое— сознательный процесс выявления и постановки
целей и задач пед. деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от пед. ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.
Целесообразность педагогическая— мера пед. вмешательства, разумная
достаточность пед. влияния. Предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому воспитаннику.
Цель воспитаниякак общественного явления — теоретическое обобщение и
выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни. В философии выделяют три подхода к выбору Ц. в. Идеалистический: Ц. в. определяются на основе представления о сверхчувственном целеполагающем начале, к-рое вносит смысл в человеческую жизнь, определяет цели и ценности. Имманентная философия утверждает: Ц. в. определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности. Материалистический подход: Ц. в. зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствуют уровню общественного развития.
Цель воспитаниякак пед. явления — ожидаемые изменения в человеке (или группе
людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.
Цель образования— образовательный идеал, задаваемый соц. заказом. Три
наиболее устойчивые модели: экстенсивная — передача как можно более полного объема накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе; продуктивная — подготовить учащихся к тем видам деятельности, к-рыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, к-рые поддерживают развитие соц. общности и его собственное развитие; интенсивная — на основе развития универсальных качеств учащегося развить у него готовность не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций.
Цель педагогическая— предвидение педагогом и учащимися результатов их
взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с к-рыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты пед. процесса.
Цель педагогического исследования— выявление причинно-следственных