Соматический — телесный, относящийся к телу.
Сорбонна— распространенное наименование Парижского университета. В XIII—XVI
вв. — студенческое общежитие теологического факультета этого университета. Названо по имени основателя — духовника короля Людовика IX Робера де Сорбона. Постепенно превратилось в типичную для средневековых университетов «коллегию» — самоуправляющееся учреждение, где жили студенты и профессора, читались лекции и проводились экзамены.
Сорока-Росинский Виктор Николаевич(1882-1960) — русский и советский
психолог и педагог-гуманист. Работы: «Психология в России», «Психология и самовоспитание», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской национальной школы», «Национальное и героическое воспитание», «Детский дом», «Трудновоспитуемые», «Школа им. Достоевского» и др. Принципы воспитательной системы: национальные школы и национальная психология, демократичность воспитания и обучения, коллективное воспитание с учетом индивидуальности каждого воспитанника, переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности, всякое знание превращать в деяние, принцип игры. И принципы суворовской педагогики: «Глазомер, быстрота, натиск»; «Тяжело в учении, легко в бою». Много сделал в разработке теории и практики воспитания трудновоспитуемых детей. Решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. В работе с трудными подростками «лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример». Предложил классификацию учителей на основе ценностных ориентации: теоретисты, реалисты и утилитаристы, артисты, интуитивисты. Считал, что к учителю тоже нужен индивидуальный подход.
|
Сотрудничество в обучении— совместная, взаимосвязанная деятельность
учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых личностно значимых целей как учениками, так и учителями.
Софисты— платные, иногда странствующие, преподаватели философии, математики,
мифологии, поэтики, этики, политики и риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демократии. В своих философских воззрениях придерживались идей, что «человек — мера всех вещей» (Протаргор) и «если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо» (Горгий), т. е. релятивизма и скептицизма. Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентированного исключительно на практическую целесообразность, на достижение личного успеха. Такой человек имеет свою точку зрения и умеет убеждать др., поэтому С. такое большое значение придавали риторике — искусству красноречия. В процессе обучения красноречию С. впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способствовали развитию грамматики. Именно у С. впервые в древнегреч. истории воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности.
Социабельность — зависимость от группы.
Социализация— совокупность всех соц. и психол. процессов, посредством к-рых
индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; процесс вхождения индивида в соц. среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности; процесс включения индивида в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности. С. предполагает освоение человеком способности к «адаптивной активности» и осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и пр.). Понятие С. было введено в соц. психологию в 40—50-е гг. XX в. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. Решающую роль в С. ребенка играет семья.
|
Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение соц. ролей. А. первичной социализации: семья, приходящие друзья семьи, сверстники, учителя, няни, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. А. вторичной социализации: администрация школы, университета, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Первичная С. осуществляется в непосредственном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная С. осуществляется в опосредованном или формальном окружении, значима на более поздних этапах жизни. Термин возник в 80-е гг. XX столетия.
Факторы социализации — факторы, влияющие на процесс социализации личности. Различают микрофакторы: семья и домашний очаг, соседство и микросоциум, группы сверстников и субкультура, институты воспитания, общественные, государственные, частные, религиозные организации. Мезафакторы: средства массовой коммуникации, тип поселения, региональные условия (географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные). Макрофакторы: страна как природно-климатический фактор, этнокультурные условия, общество как политико-соц. явление, государство как политико-юридическое явление. Мегафакторы: космос, планета, мир.
|
Социализация агрессии— процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражения их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации.
Социализация учителя профессиональная— процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоение им профессионального пед. опыта, овладение стандартами и ценностями пед. сообщества, активной реализации накапливаемого опыта.
Социальная компетенция— соц. навыки (обязанности), позволяющие личности
адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
Социальная психология— наука о закономерностях в поведении и деятельности
людей, обусловленных их включением в соц. группы, а также психол. характеристик самих соц. групп. Ко второй половине XIX в. относятся первые попытки создания самостоятельных соц.-психол. концепций: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штанталь, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигеле, Г. Лебон), теория «инстинктов соц. поведения» (У. Макдугалл). С. п. как наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей; психол. характеристики соц. групп, как больших (классы, нации), так и малых; психология личности.
Социальная работа— профессиональная деятельность по оказанию помощи
индивидам, группам, общинам с целью улучшения или восстановления их способности к соц. функционированию, что предполагает соответствующую подготовку соц. работника и соц. психолога для данной сферы: мотивационно-целостную, ориентированную на практику, фундаментально-теоретическую и практическую. Виды: соц. планирование, социопсихол. консультирование, соц. обслуживание, гештальттерапия, соц. менеджмент и др.
Социальная ситуация развития— специфическое для каждого возраста
отношение между ребенком и окружающей средой, отраженное в его переживаниях и реализуемое им в совместной деятельности с др. людьми.
Социальная среда— соц. зона ближайшего действия человека; сложная и
неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие среды включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу его соц. бытия, межличностные отношения и контакты с др. людьми; реальная действительность, в условиях к-рой происходит развитие человека.
Социальная стратификация— соц. неравенство в обществе, деление соц. слоев по
уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий.
Социальная установка— отношение человека к людям, соц. событиям, фактам и
многомудр., что для него значимо. С. у. включает в себя три компонента такого отношения: когнитивный (знания об объекте), эмоциональный (чувства, к-рые он вызывает) и поведенческий (действия, к-рые он порождает).
Социально-педагогическая деятельность— пед. деятельность, направленная
на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психол. состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию.
Социально-педагогический комплекс— разветвленная сеть воспитательно-
образовательных учреждений, соц.-пед. общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на соц. защиту и реализацию прав человека, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию. Обеспечивает целостность процесса соц. воспитания детей с различными проблемами (одаренных, физически ослабленных, с умственными и физическими отклонениями, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении и т. п.), помогает созданию комфортной соц.-образовательной среды в микросоциуме, реализует правовую и экономическую защиту и соц. профилактику. Социально-правовая защита детства — система государственных соц. мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства.
Социальное воспитание— процесс и результат стихийного взаимодействия
человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс общественного решения задач активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам соц. проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации. Принципы С. в.: природосообразность, кулътуросообразность, центрация соц. воспитания на развитии личности, дополнительность.
Социального воспитания теория— на основе данных социологии воспитания и
соц.-пед. виктимологии, исходя из положений философии соц. воспитания, описывает, объясняет и прогнозирует функционирование воспитания как соц. института.
Социального воспитания философия— учение об объективном состоянии и
потребностях общества, полученных социологией воспитания и соц.-пед. виктимологией, ставится ряд фундаментальных вопросов, предлагаются варианты их решения, к-рые и могут сделать успешной интеграцию сил общества с целью повышения культурного уровня народа.
Социальные институты культуры и социализации— наиболее устойчивые,
четко регламентированные формы взаимодействия по укреплению, созданию и распространению культуры, социализации молодого поколения, овладения ими культурными ценностями общества: семья, образование, наука, церковь и др.
Социальные навыки(обязанности) — набор способов и приемов, к-рыми человек
овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с др. Понятие определено В. Слотом.
Социальный институт— совокупность соц. ролей и статусов, предназначенная для
удовлетворения определенной соц. потребности.
Социология воспитания — наука, исследующая воспитательные силы общества,
процессы социализации человека, воспитание как соц. институт.
Соционика— научное направление, разрабатывающее такую модель общества, в к-рой
для каждого индивида, представляющего определенный психол. тип, находится место в обществе и соц. деятельности; новейшая теория психол. типов и межличностных отношений, находящаяся на стыке психологии, социологии и информатики. С. базируется на психол. типах К. Юнга. Существуют парные типы, дополняющие друг друга: логик-этик, экстраверт-интроверт, рационалист-иррационалист и т. п. Этот процесс дополнения получил название дуализации. Вотечественной науке в конце прошлого века проблемы С. разрабатывались А. Аугустинавичюте. Впедагогике появились разработки организации учебно-воспитательного процесса на основах С.
Социум(от лат. socium — общее, совместное) — большая устойчивая соц. общность,
имеющая общие условия жизни и культуру.
Способ деятельности— система последовательных действий, ведущих к
достижению намеченной цели.
Способности— индивидуально-психол. особенности личности, являющиеся условием
успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятия таланта и гениальности.
Способности педагогические— обобщенная совокупность таких индивидуально-психол. особенностей личности учителя и профессионально значимых личностных качеств и состояний, к-рые обеспечивают достижение высоких результатов в пед. деятельности. Виды: коммуникативные, перцептивные, прогностические, организаторские, конструктивные, дидактические, гностические, экспрессивные.
гностические— умение познавать и получать удовольствие от познания;
дидактические— умение объяснять, передавать знания, обучать;
коммуникативные— умение общаться, сотрудничать;
конструктивные — умение отобрать, создать, спроектировать учебно-воспитательный материал;
организаторские— способности вызывать коллективную деятельность и доводить ее до конца; умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;
перцептивные — умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состояния, способность к эмпатии;
прогностические — умение осуществлять пед. предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в пед. деятельности;
суггестивные— эмоционально-волевое внушающее влияние учителя, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия;
экспрессивные— умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой.
Справедливость педагогическая— мера объективности оценок и отношений
педагога к личностным качествам, поведению, поступкам и действиям воспитуемых.
Среда воспитания— материальные, духовные, общественные условия
существования и деятельности воспитанника; объекты природы, культуры, взаимоотношения между людьми. Включает в себя среду класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная, оптимальная, при к-рой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества.
Среда педагогическая— специально, сообразно с пед. целями организованная
система межличностных отношений и отношений к миру.
Средства педагогические— материальные объекты и предметы духовной
культуры, предназначающиеся для организации и осуществления пед. процесса и выполняющие функции развития учащихся, а также разнообразная деятельность: труд, игра, учение, общение, познание.
Средства педагогические программные — пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения по различным предметам; средства, предназначенные для различных целей: формирования знаний, умений и навыков; контроля за качеством их усвоения.
Технические средства обучения (ТСО)— совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации и для предъявления и обработки информации.
Стандарт образования — 1. основной документ, в к-ром определены конечные
результаты образования по учебному предмету. Составляются для каждого этапа и вида образования. Структура стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки резулътатов образования; 2. содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отражает оптимальный минимум содержания образования.
Стандарт педагогический — эталон пед. деятельности, к-рым надо овладеть в
процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности.
Стандартизация(англ. standart — типовой, нормальный) — унификация,
регламентация, приведение к единым нормам.
Становление— приобретение новых признаков и форм в процессе развития; процесс
приближения к определенному состоянию. Можно говорить о становлении характера, личности, мышления.
Статус личности — определенная позиция в соц. структуре группы или общества,
связанная с др. позициями через систему прав и обязанностей. С. л. отвечает на вопросы: кто он? что он делает? какие соц.-типичные аспекты поведения проявляет?
Стеничность(от греч. sthenos — сила) — характеристика высокой работоспособности
индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности, даже при лишении сна в течение нескольких суток.
Стереотип — шаблон, копия.
Стереотип социальный — относительно устойчивое, упрощенное, схематичное, характерное для обыденного сознания представление о к.-л. соц. объекте (человеке, группе людей, общности), сложившееся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и предвзятых установок, характерных для данного общества.
Стереотипы этнические — усвоенные и включенные в жизненный опыт людей национальные традиции, обычаи, ритуалы, способы решения тех или иных задач. Определяют установки и ожидания по отношению к людям той или иной национальности. В любом коллективе надо формировать уважительное отношение к С. э. и не пытаться их переделывать.
Стиль взаимодействия — система вербальных и невербальных средств общения.
Стиль отношений между учителем и детьми — внутренний психол. фон, на к-ром
развертываются все акты взаимоотношений учителя и детей.
Стиль педагогического общения — стиль отношений и характер взаимодействия
в процессе руководства воспитанием детей; идивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками. Стили общения: на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, на основе дружеского расположения, дистанции, устрашения, заигрывания (В. Кан-Калик).
Стиль руководства — типичная для лидера (руководителя, педагога) система
воздействия на ведомых (подчиненных, воспитанников); относительно устойчивая система практических действий руководителя, определяемая способами решения стоящих перед ним задач и совокупностью личностных качеств. Стили: демократический, авторитарный, либеральный. Но есть и такая классификация: плановый, авральный, регламентирующий, консервативный, дипломатический, документальный, лидерский, административный.
Стимул(от лат. stimulus — острая палка, к-рой погоняли животных) — внешнее
воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.
Стохастически— вариативно, вероятностно.
Страта — большая группа людей.
Страсть— сильное, стойкое, длительное, доминирующее, всеохватывающее чувство,
к-рое в решающей степени предопределяет, детерминирует активность личности и приводит к сосредоточению на предмете С. всех ее устремлений и сил.
Стратегия— общая руководящая линия, установки, направленные на достижение
конечной цели в к.-л. деятельности.
Стратегия педагогического взаимодействия — общая руководящая линия в
деятельности учителя, установки, направленные на достижение далеких целей в процессе формирования личности. Учителю необходимо разрабатывать С. п. в. как с отдельной личностью, так и с детским коллективом в целом. Это реализуется прежде всего в системе различных планов, к-рые разрабатывает учитель: календарно-тематический, планы воспитательной работы и т. п.
Стратификация в образовании — разделение сферы образования на страты
(различные типы учебных заведений) в соответствии с образовательными потребностями, возможностями и способностями человека.
Страх— психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических
чувств: тревоги, беспокойства и др. в ситуациях угрозы биологическому или соц. существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности. С. — основной фактор, на к-ром строится авторитарная педагогика.
Стремление к эмансипации — тенденция освобождения, отделения от опеки
взрослых, особенно остро проявляется в подростковый период.
Стресс(от англ. stress — давление, нажим, напряжение) — психическое состояние
общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды. С. может оказывать как положительное, оптимизирующее влияние на деятельность, так и отрицательное, вплоть до полной дезорганизации (дистресс). Выделяют С. психический и физиологический. Психический С. делят на информационный и эмоциональный (ситуация угрозы, обиды, опасности и др.). С. — неспецифический ответ организма на любое требование, раздражение. Кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты (раздражители) вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Это и составляет сущность С. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, вызвавшая С. Имеет значение лишь интенсивность воздействия. Но при значительной интенсивности и неприятной ситуации С. может перейти в дистресс — горе, несчастье, сильное недомогание, истощение. Понятие было введено канадским физиологом Г. Селье.
Стресс учителя — напряженные состояния учителя, вызванные стрессорами
(факторами напряжения) профессиональной пед. деятельности. Состав стрессоров: нехватка времени, низкая успеваемость учащихся, плохая дисциплина учащихся на уроках, конфликты с учащимися, конфликты с администрацией, конфликты с коллегами, одиночество, отсутствие стимулов для качественной работы, материальные затруднения, ошибки в выборе профессии, нехватка знаний по педагогике, дефицит знаний детской психологии, оскорбление со стороны коллег, администрации, аттестация профессионализма, контроль за работой извне, монотонная работа, нереализованные профессиональные знания и умения, чувство высокой ответственности за работу, «сгорание» на работе, перегрузка уроками, перегрузка внеурочной деятельностью в школе, боязнь администрации, ошибки в общении с учениками, коллегами, администрацией, быстрое переключение на работу по-новому, обязанности работать дома (проверка тетрадей, подготовка к занятиям). Типы стрессовых состояний: страх, тревожность, усталость, утрата интереса к работе, потрясение, недомогание, потеря сна, озлобленность против учащихся, нежелание общаться с администрацией, чувство неопределенности в месте работы и проживания, когнитивная ригидность, истерика, депрессия, фрустрация, слезы, дурные предчувствия, тоска по прошлому, гнев, ярость. Варианты выхода из стрессового состояния: избегающее поведение; самовнушение, нейтрализующее стрессовое состояние; интроверсия (уход в себя); занятия гимнастикой; переход к сублимации; корректировка своего образа жизни; анализ причин возникновения стресса; вступление в сообщество партнеров по увлечению; принятие к реализации программы по самообразованию; исповедь перед собой; исповедь перед родителями; путешествие в отпускное время; психодрама; самоанализ и саморегуляция по Я-концепции; смена класса; получение послевузовского второго образования; устройство на работу по совместительству; освоение курсов корректировки профессионализма; хобби щадящего реабилитирующего воздействия; организованный протест; обращение к психотерапевту; консультации у специалистов; освоение опыта коллег; смена стиля отношений с коллегами; сбой ритма жизнедеятельности; смена места жительства; посещение кабинета релаксации; переход на жесткий ритм труда и отдыха; использование психоделиков; комплекс психомоторных разрядок; внутренние диалоги с собой и с партнерами; получение своего социометрического индекса по содержанию стресса; обращение к домашним хозяйственным делам; самосуд; погружение в нейтрализующую С. ситуацию (музыка, природа, литература, видео, искусство, среда непривычного пребывания); экскурсии; посещение эмоциональных видов среды (горы, дом ребенка, кладбище, музей, больница, церковь, дом престарелых, тюрьма, вытрезвитель, спортивные состязания и др.); дыхательная гимнастика; занятия хатха-йогой; разговор с коллегами; разговор о С. с. с неучителями; осознание своего состояния и желание помочь себе; общение с людьми, с к-рыми чувствуете себя комфортно; планирование фазы расслабления (отдыха) во время урока; чтение религиозной литературы; чтение комиксов; изобретение средств изменения рутинной работы; избегание изоляции от окружающих; обращение за помощью к коллегам; успокаивающие процедуры (водные, психотактильные); обращение к естественным эротическим эмоциям; использование физических нагрузок; общение с домашними животными; фитоконтакты; мысленные перевоплощения в др.; психосценарии пережитой радости и счастья; сравнение с большим горем др. Понятие разработано В. Журавлевым.
Структура— совокупность устойчивых связей между частями (компонентами) объекта,
обеспечивающих их целостность.
Структура педагогического процесса — совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам пед. системы. Компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятелъностный, оценочно-результативный.
Структура урока — совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах сочетания. Структурные элементы: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов урока. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.
Субкультура— часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев,
присущих большой соц. группе: молодежная, криминальная, профессиональная, национальных меньшинств и т. п. Отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.
Субкультура детская (подростковая, юношеская) — 1. культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в социуме и создать свои, автономные формы культурной активности; 2. все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми.
Сублимация— см. Защита психологическая.