Школа как культурно-образовательное пространство – это 24 глава




 

 

Соматический — телесный, относящийся к телу.

 

 

Сорбонна— распространенное наименование Парижского универ­ситета. В XIII—XVI

вв. — студенческое общежитие теологическо­го факультета этого университета. Названо по имени основателя — духовника короля Людовика IX Робера де Сорбона. Постепенно превратилось в типичную для средневековых университетов «кол­легию» — самоуправляющееся учреждение, где жили студенты и профессора, читались лекции и проводились экзамены.

 

 

Сорока-Росинский Виктор Николаевич(1882-1960) — русский и советский

психолог и педагог-гуманист. Работы: «Психология в России», «Психология и самовоспитание», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской национальной школы», «На­циональное и героическое воспитание», «Детский дом», «Трудно­воспитуемые», «Школа им. Достоевского» и др. Принципы вос­питательной системы: национальные школы и национальная психология, демократичность воспитания и обучения, коллективное воспитание с учетом индивидуальности каждого воспи­танника, переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревнователь­ности и самокритичности, всякое знание превращать в деяние, принцип игры. И принципы суворовской педагогики: «Глазо­мер, быстрота, натиск»; «Тяжело в учении, легко в бою». Мно­го сделал в разработке теории и практики воспитания трудно­воспитуемых детей. Решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. В работе с трудными подростками «лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример». Предложил классифи­кацию учителей на основе ценностных ориентации: теоретисты, реалисты и утилитаристы, артисты, интуитивисты. Считал, что к учителю тоже нужен индивидуальный подход.

 

 

Сотрудничество в обучении— совместная, взаимосвязанная дея­тельность

учащихся и учителей, построенная на демократичес­ких принципах, ориентированная на достижение осознаваемых личностно значимых целей как учениками, так и учителями.

 

 

Софисты— платные, иногда странствующие, преподаватели фи­лософии, математики,

мифологии, поэтики, этики, политики и риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демок­ратии. В своих философских воззрениях придерживались идей, что «человек — мера всех вещей» (Протаргор) и «если и есть не­что существующее, то оно непознаваемо» (Горгий), т. е. реляти­визма и скептицизма. Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентированного исключительно на прак­тическую целесообразность, на достижение личного успеха. Такой человек имеет свою точку зрения и умеет убеждать др., поэтому С. такое большое значение придавали риторике — ис­кусству красноречия. В процессе обучения красноречию С. впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способствовали развитию грамматики. Именно у С. впервые в древнегреч. ис­тории воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности.

 

 

Социабельность — зависимость от группы.

 

 

Социализация— совокупность всех соц. и психол. процессов, посредством к-рых

индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; процесс вхождения индивида в соц. среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отноше­ний в качества личности; процесс включения индивида в сис­тему общественных отношений и самостоятельное воспроиз­водство этих отношений. Она включает в себя не только осоз­нанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности. С. предполагает освоение человеком способности к «адаптивной активности» и осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под вли­янием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и пр.). Поня­тие С. было введено в соц. психологию в 40—50-е гг. XX в. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. Решающую роль в С. ребенка играет семья.

 

 

Агенты социализации люди и учреждения, ответствен­ные за обучение культурным нормам и усвоение соц. ро­лей. А. первичной социализации: семья, приходящие дру­зья семьи, сверстники, учителя, няни, тренеры, врачи, ли­деры молодежных группировок. А. вторичной социализации: администрация школы, университета, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Первичная С. осу­ществляется в непосредственном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная С. осуществляется в опосредованном или формальном ок­ружении, значима на более поздних этапах жизни. Термин возник в 80-е гг. XX столетия.

 

Факторы социализации факторы, влияющие на процесс социализации личности. Различают микрофакторы: семья и домашний очаг, соседство и микросоциум, группы свер­стников и субкультура, институты воспитания, обществен­ные, государственные, частные, религиозные организации. Мезафакторы: средства массовой коммуникации, тип по­селения, региональные условия (географические, природ­но-климатические, экономические, демографические, культурные). Макрофакторы: страна как природно-кли­матический фактор, этнокультурные условия, общество как политико-соц. явление, государство как политико-юридическое явление. Мегафакторы: космос, планета, мир.

 

Социализация агрессии— процесс научения контролю соб­ственных агрессивных устремлений или выражения их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации.

 

Социализация учителя профессиональная— процесс вхож­дения учителя в профессиональную среду, усвоение им профессионального пед. опыта, овладение стандартами и ценностями пед. сообщества, активной реализации на­капливаемого опыта.

 

 

Социальная компетенция— соц. навыки (обязанности), позволя­ющие личности

адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

 

 

Социальная психология— наука о закономерностях в поведе­нии и деятельности

людей, обусловленных их включением в соц. группы, а также психол. характеристик самих соц. групп. Ко второй половине XIX в. относятся первые попытки созда­ния самостоятельных соц.-психол. концепций: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штанталь, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигеле, Г. Лебон), теория «инстинктов соц. поведе­ния» (У. Макдугалл). С. п. как наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей; психол. характеристики соц. групп, как больших (классы, нации), так и малых; психология личности.

 

 

Социальная работа— профессиональная деятельность по оказа­нию помощи

индивидам, группам, общинам с целью улучшения или восстановления их способности к соц. функционированию, что предполагает соответствующую подготовку соц. работника и соц. психолога для данной сферы: мотивационно-целостную, ориентированную на практику, фундаментально-теоретическую и практическую. Виды: соц. планирование, социопсихол. консуль­тирование, соц. обслуживание, гештальттерапия, соц. менедж­мент и др.

 

 

Социальная ситуация развития— специфическое для каждого возраста

отношение между ребенком и окружающей средой, отраженное в его переживаниях и реализуемое им в совместной деятельности с др. людьми.

 

 

Социальная среда— соц. зона ближайшего действия человека; сложная и

неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступ­ками самого человека. В понятие среды включают непосред­ственное окружение личности, совокупность различных (мак­ро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу его соц. бытия, межличностные отношения и контакты с др. людь­ми; реальная действительность, в условиях к-рой происходит развитие человека.

 

 

Социальная стратификация— соц. неравенство в обществе, де­ление соц. слоев по

уровню доходов и образу жизни, по нали­чию или отсутствию привилегий.

 

 

Социальная установка— отношение человека к людям, соц. со­бытиям, фактам и

многомудр., что для него значимо. С. у. вклю­чает в себя три компонента такого отношения: когнитивный (зна­ния об объекте), эмоциональный (чувства, к-рые он вызывает) и поведенческий (действия, к-рые он порождает).

 

 

Социально-педагогическая деятельность— пед. деятельность, направленная

на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психол. состояния, на уста­новление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию.

 

 

Социально-педагогический комплекс— разветвленная сеть вос­питательно-

образовательных учреждений, соц.-пед. общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на соц. защиту и реализацию прав чело­века, на его успешное разностороннее развитие и самореализа­цию. Обеспечивает целостность процесса соц. воспитания детей с различными проблемами (одаренных, физически ослаблен­ных, с умственными и физическими отклонениями, детей-ин­валидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении и т. п.), помогает созданию комфортной соц.-образовательной среды в микросоциуме, реализует правовую и экономическую за­щиту и соц. профилактику. Социально-правовая защита детства — система государствен­ных соц. мероприятий, нацеленная на профилактику и преодо­ление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства.

 

 

Социальное воспитание— процесс и результат стихийного вза­имодействия

человека с ближайшей жизненной средой и усло­виями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс общественного решения задач активного приспособле­ния человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам соц. проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процес­се его социализации. Принципы С. в.: природосообразность, кулътуросообразность, центрация соц. воспитания на развитии личности, дополнительность.

 

 

Социального воспитания теория— на основе данных социологии воспитания и

соц.-пед. виктимологии, исходя из положений фи­лософии соц. воспитания, описывает, объясняет и прогнози­рует функционирование воспитания как соц. института.

 

 

Социального воспитания философия— учение об объективном состоянии и

потребностях общества, полученных социологией воспитания и соц.-пед. виктимологией, ставится ряд фундамен­тальных вопросов, предлагаются варианты их решения, к-рые и могут сделать успешной интеграцию сил общества с целью по­вышения культурного уровня народа.

 

 

Социальные институты культуры и социализации— наиболее устойчивые,

четко регламентированные формы взаимодействия по укреплению, созданию и распространению культуры, соци­ализации молодого поколения, овладения ими культурными ценностями общества: семья, образование, наука, церковь и др.

 

 

Социальные навыки(обязанности) — набор способов и приемов, к-рыми человек

овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равнове­сие с др. Понятие определено В. Слотом.

 

 

Социальный институт— совокупность соц. ролей и статусов, предназначенная для

удовлетворения определенной соц. по­требности.

 

 

Социология воспитания — наука, исследующая воспитательные силы общества,

процессы социализации человека, воспитание как соц. институт.

 

Соционика— научное направление, разрабатывающее такую мо­дель общества, в к-рой

для каждого индивида, представляюще­го определенный психол. тип, находится место в обществе и соц. деятельности; новейшая теория психол. типов и межлич­ностных отношений, находящаяся на стыке психологии, социо­логии и информатики. С. базируется на психол. типах К. Юнга. Существуют парные типы, дополняющие друг друга: логик-этик, экстраверт-интроверт, рационалист-иррационалист и т. п. Этот процесс дополнения получил название дуализации. Вотечественной науке в конце прошлого века проблемы С. раз­рабатывались А. Аугустинавичюте. Впедагогике появились разработки организации учебно-воспитательного процесса на основах С.

 

 

Социум(от лат. socium — общее, совместное) — большая устойчи­вая соц. общность,

имеющая общие условия жизни и культуру.

 

 

Способ деятельности— система последовательных действий, ве­дущих к

достижению намеченной цели.

 

 

Способности— индивидуально-психол. особенности личности, являющиеся условием

успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей на­правленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонно­сти человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятия таланта и гениальности.

Способности педагогические— обобщенная совокупность таких индивидуально-психол. особенностей личности учителя и профессионально значимых личностных ка­честв и состояний, к-рые обеспечивают достижение высо­ких результатов в пед. деятельности. Виды: коммуникатив­ные, перцептивные, прогностические, организаторские, кон­структивные, дидактические, гностические, экспрессивные.

 

гностические— умение познавать и получать удовольствие от познания;

 

дидактические— умение объяснять, передавать знания, обучать;

коммуникативные— умение общаться, сотрудничать;

 

конструктивные — умение отобрать, создать, спроектиро­вать учебно-воспитательный материал;

 

организаторские— способности вызывать коллективную деятельность и доводить ее до конца; умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызы­вать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;

 

перцептивные — умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состоя­ния, способность к эмпатии;

 

прогностические — умение осуществлять пед. предвиде­ние, прогнозировать результаты взаимодействия в пед. деятельности;

 

суггестивные— эмоционально-волевое внушающее влия­ние учителя, его способность с помощью твердого воле­вого слова добиться нужного результата воздействия;

 

экспрессивные— умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм, владе­ние интонационной палитрой речи, мимикой, жеста­ми, пластикой.

 

 

Справедливость педагогическая— мера объективности оценок и отношений

педагога к личностным качествам, поведению, поступкам и действиям воспитуемых.

 

 

Среда воспитания— материальные, духовные, общественные ус­ловия

существования и деятельности воспитанника; объекты природы, культуры, взаимоотношения между людьми. Включа­ет в себя среду класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная, оптимальная, при к-рой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничи­вают развитие у детей самостоятельности и творчества.

 

 

Среда педагогическая— специально, сообразно с пед. целями организованная

система межличностных отношений и отноше­ний к миру.

 

 

Средства педагогические— материальные объекты и предметы духовной

культуры, предназначающиеся для организации и осуществления пед. процесса и выполняющие функции развития учащихся, а также разнообразная деятельность: труд, игра, учение, общение, познание.

 

 

Средства педагогические программные пакеты приклад­ных программ для использования в процессе обучения по различным предметам; средства, предназначенные для различных целей: формирования знаний, умений и навы­ков; контроля за качеством их усвоения.

 

 

Технические средства обучения (ТСО)— совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с це­лью его оптимизации и для предъявления и обработки информации.

 

 

Стандарт образования 1. основной документ, в к-ром опреде­лены конечные

результаты образования по учебному предмету. Составляются для каждого этапа и вида образования. Структу­ра стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки резулътатов образования; 2. со­держательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отражает оптималь­ный минимум содержания образования.

 

 

Стандарт педагогический — эталон пед. деятельности, к-рым надо овладеть в

процессе профессионального обучения и про­фессиональной деятельности.

 

 

Стандартизация(англ. standart — типовой, нормальный) — уни­фикация,

регламентация, приведение к единым нормам.

 

 

Становление— приобретение новых признаков и форм в процес­се развития; процесс

приближения к определенному состоя­нию. Можно говорить о становлении характера, личности, мышления.

 

 

Статус личности — определенная позиция в соц. структуре груп­пы или общества,

связанная с др. позициями через систему прав и обязанностей. С. л. отвечает на вопросы: кто он? что он дела­ет? какие соц.-типичные аспекты поведения проявляет?

 

 

Стеничность(от греч. sthenos — сила) — характеристика высокой работоспособности

индивида, устойчивости к различным поме­хам, способности к длительной непрерывной деятельности, даже при лишении сна в течение нескольких суток.

 

 

Стереотип — шаблон, копия.

 

 

Стереотип социальный — относительно устойчивое, упро­щенное, схематичное, характерное для обыденного созна­ния представление о к.-л. соц. объекте (человеке, группе лю­дей, общности), сложившееся в условиях дефицита инфор­мации как результат обобщения личного опыта индивида и предвзятых установок, характерных для данного общества.

 

 

Стереотипы этнические — усвоенные и включенные в жиз­ненный опыт людей национальные традиции, обычаи, ритуалы, способы решения тех или иных задач. Опреде­ляют установки и ожидания по отношению к людям той или иной национальности. В любом коллективе надо формировать уважительное отношение к С. э. и не пы­таться их переделывать.

 

 

Стиль взаимодействия — система вербальных и невербальных средств общения.

 

 

Стиль отношений между учителем и детьми — внутренний пси­хол. фон, на к-ром

развертываются все акты взаимоотношений учителя и детей.

 

 

Стиль педагогического общения — стиль отношений и характер взаимодействия

в процессе руководства воспитанием детей; идивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками. Стили общения: на основе увлеченно­сти совместной творческой деятельностью, на основе дружеско­го расположения, дистанции, устрашения, заигрывания (В. Кан-Калик).

 

 

Стиль руководства — типичная для лидера (руководителя, педа­гога) система

воздействия на ведомых (подчиненных, воспитан­ников); относительно устойчивая система практических дей­ствий руководителя, определяемая способами решения стоящих перед ним задач и совокупностью личностных качеств. Стили: демократический, авторитарный, либеральный. Но есть и такая классификация: плановый, авральный, регламентирующий, консервативный, дипломатический, документальный, лидерс­кий, административный.

 

 

Стимул(от лат. stimulus — острая палка, к-рой погоняли живот­ных) — внешнее

воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.

 

 

Стохастически— вариативно, вероятностно.

 

 

Страта — большая группа людей.

 

 

Страсть— сильное, стойкое, длительное, доминирующее, всеох­ватывающее чувство,

к-рое в решающей степени предопределя­ет, детерминирует активность личности и приводит к сосредо­точению на предмете С. всех ее устремлений и сил.

 

 

Стратегия— общая руководящая линия, установки, направлен­ные на достижение

конечной цели в к.-л. деятельности.

 

Стратегия педагогического взаимодействия — общая руководя­щая линия в

деятельности учителя, установки, направленные на достижение далеких целей в процессе формирования личности. Учителю необходимо разрабатывать С. п. в. как с отдельной личностью, так и с детским коллективом в целом. Это реализу­ется прежде всего в системе различных планов, к-рые разраба­тывает учитель: календарно-тематический, планы воспитатель­ной работы и т. п.

 

 

Стратификация в образовании — разделение сферы образования на страты

(различные типы учебных заведений) в соответствии с образовательными потребностями, возможностями и способ­ностями человека.

 

 

Страх— психическое состояние, связанное с выраженным прояв­лением астенических

чувств: тревоги, беспокойства и др. в си­туациях угрозы биологическому или соц. существованию инди­вида и направленное на источник действительной или вообра­жаемой опасности. С. — основной фактор, на к-ром строится авторитарная педагогика.

 

 

Стремление к эмансипации — тенденция освобождения, отделе­ния от опеки

взрослых, особенно остро проявляется в подрост­ковый период.

 

 

Стресс(от англ. stress — давление, нажим, напряжение) — психи­ческое состояние

общего возбуждения, психического напряже­ния при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изме­няющиеся условия среды. С. может оказывать как положитель­ное, оптимизирующее влияние на деятельность, так и отрица­тельное, вплоть до полной дезорганизации (дистресс). Выделя­ют С. психический и физиологический. Психический С. делят на информационный и эмоциональный (ситуация угрозы, обиды, опасности и др.). С. — неспецифический ответ организма на любое требование, раздражение. Кроме специфического эффек­та, все воздействующие на нас агенты (раздражители) вызыва­ют также и неспецифическую потребность осуществить приспо­собительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воз­действия. Это и составляет сущность С. С точки зрения стрес­совой реакции не имеет значения, приятна или неприятна си­туация, вызвавшая С. Имеет значение лишь интенсивность воз­действия. Но при значительной интенсивности и неприятной ситуации С. может перейти в дистресс — горе, несчастье, силь­ное недомогание, истощение. Понятие было введено канадским физиологом Г. Селье.

 

 

Стресс учителя — напряженные состояния учителя, вызванные стрессорами

(факторами напряжения) профессиональной пед. деятельности. Состав стрессоров: нехватка времени, низкая ус­певаемость учащихся, плохая дисциплина учащихся на уроках, конфликты с учащимися, конфликты с администрацией, кон­фликты с коллегами, одиночество, отсутствие стимулов для ка­чественной работы, материальные затруднения, ошибки в выбо­ре профессии, нехватка знаний по педагогике, дефицит знаний детской психологии, оскорбление со стороны коллег, админис­трации, аттестация профессионализма, контроль за работой извне, монотонная работа, нереализованные профессиональ­ные знания и умения, чувство высокой ответственности за ра­боту, «сгорание» на работе, перегрузка уроками, перегрузка вне­урочной деятельностью в школе, боязнь администрации, ошиб­ки в общении с учениками, коллегами, администрацией, быстрое переключение на работу по-новому, обязанности рабо­тать дома (проверка тетрадей, подготовка к занятиям). Типы стрессовых состояний: страх, тревожность, усталость, утрата ин­тереса к работе, потрясение, недомогание, потеря сна, озлоб­ленность против учащихся, нежелание общаться с администра­цией, чувство неопределенности в месте работы и проживания, когнитивная ригидность, истерика, депрессия, фрустрация, слезы, дурные предчувствия, тоска по прошлому, гнев, ярость. Варианты выхода из стрессового состояния: избегающее поведе­ние; самовнушение, нейтрализующее стрессовое состояние; интроверсия (уход в себя); занятия гимнастикой; переход к субли­мации; корректировка своего образа жизни; анализ причин воз­никновения стресса; вступление в сообщество партнеров по увлечению; принятие к реализации программы по самообразо­ванию; исповедь перед собой; исповедь перед родителями; пу­тешествие в отпускное время; психодрама; самоанализ и са­морегуляция по Я-концепции; смена класса; получение пос­левузовского второго образования; устройство на работу по совместительству; освоение курсов корректировки профессио­нализма; хобби щадящего реабилитирующего воздействия; организованный протест; обращение к психотерапевту; кон­сультации у специалистов; освоение опыта коллег; смена стиля отношений с коллегами; сбой ритма жизнедеятельности; смена места жительства; посещение кабинета релаксации; переход на жесткий ритм труда и отдыха; использование психоделиков; комплекс психомоторных разрядок; внутренние диалоги с со­бой и с партнерами; получение своего социометрического ин­декса по содержанию стресса; обращение к домашним хозяй­ственным делам; самосуд; погружение в нейтрализующую С. ситуацию (музыка, природа, литература, видео, искусство, среда непривычного пребывания); экскурсии; посещение эмоцио­нальных видов среды (горы, дом ребенка, кладбище, музей, больница, церковь, дом престарелых, тюрьма, вытрезвитель, спортивные состязания и др.); дыхательная гимнастика; занятия хатха-йогой; разговор с коллегами; разговор о С. с. с неучителя­ми; осознание своего состояния и желание помочь себе; обще­ние с людьми, с к-рыми чувствуете себя комфортно; планиро­вание фазы расслабления (отдыха) во время урока; чтение рели­гиозной литературы; чтение комиксов; изобретение средств изменения рутинной работы; избегание изоляции от окружаю­щих; обращение за помощью к коллегам; успокаивающие про­цедуры (водные, психотактильные); обращение к естественным эротическим эмоциям; использование физических нагрузок; общение с домашними животными; фитоконтакты; мысленные перевоплощения в др.; психосценарии пережитой радости и счастья; сравнение с большим горем др. Понятие разработано В. Журавлевым.

 

 

Структура— совокупность устойчивых связей между частями (компонентами) объекта,

обеспечивающих их целостность.

 

 

Структура педагогического процесса совокупность со­ставляющих его частей, соответствующих компонентам пед. системы. Компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятелъностный, оценочно-результативный.

Структура урока совокупность элементов урока, обеспе­чивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах сочетания. Струк­турные элементы: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домаш­нее задание, подведение итогов урока. Тип урока определя­ется наличием и последовательностью структурных частей.

 

 

Субкультура— часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев,

присущих большой соц. группе: молодежная, кри­минальная, профессиональная, национальных меньшинств и т. п. Отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

 

 

Субкультура детская (подростковая, юношеская) — 1. куль­турное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в социуме и создать свои, автономные формы культурной активности; 2. все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми.

 

 

Сублимация— см. Защита психологическая.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: