Школа как культурно-образовательное пространство – это 18 глава




 

 

Парафилии— половые отклонения.

 

 

Паритетный— равный, основанный на принципе равного пред­ставительства сторон.

 

 

Па(р)тисипативное управление образовательным учреждени­ем(от англ.

participate — участвовать) — управление, основан­ное на включении, участии пед. коллектива в процесс выработ­ки, принятия и реализации управленческих решений. Характер­ные признаки: привлечение учителей, родителей, учеников, спонсоров и др. к работе различных органов внутришкольного управления; выборность руководителей; наличие коллегиальных органов управления; широкое использование процедуры голо­сования; подчинение меньшинства большинству при создании условий свободного волеизъявления меньшинства; гласность и открытость в принятии решений; доступность всех заинтересо­ванных лиц к управленческой документации и информации и ДР.

 

 

Патернализм— покровительство, опека старшего по отношению к младшим.

 

 

Паттерн— конфигурация, специфическая организация частей, составляющих

определенное целое, к-рое нельзя изменить без ее разрушения; совокупность постоянно повторяющихся при определенных условиях реакций индивида в примерно постоян­ной и предсказуемой последовательности.

 

 

Педагог-психолог— пед. работник, в задачи к-рого входит обеспе­чение психического

здоровья и развития личности детей и под­ростков, выявление условий, затрудняющих становление лично­сти ребенка, психопрофилактика, психодиагностика, психокор­рекция, консультирование и реабилитация воспитанников.

 

 

Педагог социальный— специалист по работе с детьми и взрос­лым населением в

соц.-культурной и семейно-бытовой сферах. В соответствии с тарифно-квалификационной характеристи­кой, включающей его должностные обязанности, соц. педагог (7-14-й разряды):

— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образова­нию, развитию и соц. защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

— изучает особенности личности обучающихся (воспитанни­ков, детей), окружающей микросреды, условия жизни;

— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучаю­щихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им соц. помощь и поддержку;

— выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, спе­циалистами различных соц. служб, ведомств и администра­тивных органов;

— определяет задачи, формы, методы соц.-пед. работы, спосо­бы решения личных и соц. проблем, принимает меры по соц. защите и помощи, реализации прав и свобод личности обу­чающихся (воспитанников, детей);,

— организует различные виды соц. ценной деятельности обу­чающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие соц. инициатив, реализацию соц. проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

— способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в соц. среде;

— содействует созданию обстановки психол. комфорта и безо­пасности личности обучающихся (воспитанников, детей), заботится об охране их жизни и здоровья;

— осуществляет работу по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обу­чающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и остав­шихся без попечения родителей;

— взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами соц. служб, семейных и мо­лодежных служб занятости, с благотворительными организа­циями ит. д. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими воз­можностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

 

 

Педагогика 1. наука, изучающая объективные законы развития конкретно-

исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной обще­ственной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации пед. процесса; 2. совокупностъ теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3. наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаи­мосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитани­ем, самообразованием и самообучением и направленных на раз­витие человека; 4. наука о сущности, условиях и законах пед. процесса; 5. учебный курс, к-рый преподается в пед. учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам. Функции П.: научно-теоретическая, конструктивно-техничес­кая, прогностическая.

Педагогика Ближневосточной исламской великой цивили­зации— базируется на ценностноориентированных нача­лах, проникнутых духом ислама и целерационалъных ори­ентирах, возникших под влиянием античного рациона­лизма. Воспитание и обучение ограничены рамками мусульманской традиции, формируют соответствующие ей стереотипы поведения, мышления и переживаний.

 

Педагогика валъдорфская научно-практическое направле­ние, исходящее из того, что ребенку надо помочь избрать свой жизненный путь и раскрыть его индивидуальные воз­можности. Автор — Рудольф Штейнер (1861 — 1925). Он разработал методы познания душевного и духовного мира на основе антропософии. Антропософия — мистическое учение о человеке. Цель А. — выработка чувства единства с духовной основой Вселенной. Согласно Штейнеру, при помощи соответствующего воспитания (включающего обучение медитации, музыке, эвритмии — разработанно­му Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку и др.) каж­дый человек способен пробудить дремлющие в нем «ду­ховные органы познания» и достичь «высшего состояния сознания». Его П. охватывает развитие сил познания в це­лом, способностей к искусству, чувств, моральных задат­ков и религиозного переживания. Используется в свобод­ных самоуправляемых вальдорфских школах. Впервые та­кая школа была открыта в 1891 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория». Школа с единым 12-летним образовательным процессом для всех детей без разделения но соц. признаку, полу, степени одаренности, принадлежности к определенному вероисповеданию. Цель П. в. — привести ребенка в контакт с миром, рас­крыть его скрытые способности и свойства. Все, что вос­принимает ребенок, должно находить воплощение в детс­кой игре и в детском творчестве. Жизнь детей организует­ся в соответствии с сезонными ритмами, сменами времен года. Ведущее лицо в П. в. — классный учитель, к-рый организует учебно-воспитательную работу со своими уча­щимися в течение первых восьми лет обучения. Он разра­батывает и ведет все основные общеобразовательные предметы, поддерживает контакты с др. учителями, роди­телями. Школы частные, с частичным государственным субсидированием. В настоящее время в мире существует около 500 вальдорфских школ и 1000 детских садов. В на­шей стране также открыты подобные школы и детские сады.

 

Педагогика высшей школы— педагогика, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания студентов вузов.

 

Педагогика гуманистическая направление в современ­ной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в США как пед. воплощение идей гуманистической психологии. На Западе наиболее яркие ее представители — К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого пед. направления зак­лючается в стремлении придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащи­мися знаний, умений и навыков репродуктивной и твор­ческой деятельности эмоционально окрашенным. Основ­ные положения П. г.: наличие в школьных программах эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, междисциплинарного подхода, саморегуляции и свободы с чувством ответственности; поощрение инициативы уча­щихся, акцент на теплые, открытые отношения между участниками пед. взаимодействия, отсутствие со стороны учителя пристрастных суждений и угроз, установление конструктивных межличностных отношений в классе; структурирование учебного процесса учителем и учащи­мися на «солидарной основе», к-рая принимается обеими сторонами; ограничение роли учителя ролью консультан­та и «источника знаний», всегда готового придти на по­мощь; создание для каждого учащегося реальной возмож­ности выбора «познавательных альтернатив» и стремление учителя поощрять детей к саморегуляции в форме, к-рая определяется их уровнем развития; оценка образователь­ной программы с точки зрения максимальной возможно­сти развития потенциала и стимулирования творческих способностей учащихся; совместное обсуждение учите­лем и учащимися проблем познавательного прогресса и способов его оценки, отказ от использования отметки как формы давления на учащихся. Такое построение пед. вза­имодействия позволяет использовать различные формы учебной работы от гибких и спонтанных на этапе самооп­ределения учащихся и формирования у них познаватель­ных интересов до достаточно жестких, опирающихся на устойчивую мотивацию и потребности детей.

 

Педагогика Дальневосточной цивилизации базировалась на конфуцианской традиции, охватывала все стороны жизнедеятельности людей, представляла собой единый комплекс идей и практических приемов. Ориентирова­лась на целостное восприятие человеческого духа и бытия, учитывая и используя все жизненные явления, превращая саму жизнь в средство воспитания, утверждая при этом значимость любого проявления жизни. Была одной из главных предпосылок многовековой устойчивости и жиз­неспособности этой цивилизации, устремленность к-рой к идеалам прошлого во многом обуславливалась гиперт­рофированным культом предков, заветы и воля к-рых воплощались в традиции, позволявшие уподобить череду поколений одному человеку, к-рый беспрерывно учится.

 

Педагогика дошкольная изучает закономерности воспита­ния детей дошкольного возраста.

 

Педагогика древнерусская— педагогика, выстроенная на христианских ценностях, рассматривающая самого чело­века как венец Божественного творения, чем одновремен­но возвышала и бесконечно принижала его. Она ориенти­ровала человека на самовоспитание и самосовершенство­вание, понимая под этим не самореализацию человека, а преодоление греховности путем смирения, спасение души на основе Веры, Надежды и Любви к Богу. Ветхозаветный идеал, связанный с безусловной покорностью воле роди­телей и воспитателей, соответствовал реалиям древнерус­ского общества, проникнутого духом политического дес­потизма, отсутствием к.-л. гарантий частной собственно­сти, гражданских прав и свобод. В древнерусской пед. традиции переплетались и сосуществовали внимание и любовь к человеку, забота о нем и ярко выраженные авто­ритарные установки.

 

Педагогика дородовая педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. П. д. возникла на основе призна­ния того факта, что внешняя среда влияет на развиваю­щийся плод (пренатальное развитие психики).

 

Педагогика информационно-кибернетическая педагоги­ка, разрабатывающая вопросы управления информацион­ными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.

 

Педагогика исправительно-трудовая— педагогика, к-рая занимается вопросами перевоспитания правонарушите­лей всех возрастов.

 

Педагогика кондуктивная направление пед. деятельнос­ти, предназначенной для работы с детьми-инвалидами и др. детьми с ограниченными возможностями. Автор — венгерский ученый А. Пето. Основное внимание уделяет­ся медико-пед. коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Групповые занятия с 6—7 детьми всегда проводит один человек — кондуктор, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т. д.

 

Педагогика культуры новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культур­ной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.

 

Педагогика лечебная— отрасль педагогики, разрабатываю­щая мед. и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью выправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Одним из первых ввел этот термин В. П. Кащенко.

 

Педагогика личностно-ориентированная теория и прак­тика охраны личности в процессе ее воспитания от сте­реотипа одинаковости и развитие его индивидуальных свойств; теория и практика организации пед. процесса на основе уважения уникальности и своеобразия каждо­го ребенка, отношения к воспитаннику как к субъекту собственного развития, опоры на всю совокупность зна­ний о человеке, на естественный процесс саморазвития.

 

Педагогика мыследеятельностная (МД)— разрабатыва­ется в рамках системомыследеятельностного подхода (СМД) и реализуется на локальных пед. площадках. В ос­нове ее лежит представление о коллективной МД, что и является отправной точкой при задании целей этой педа­гогики (напр., цели реализации, формирования) и артификации (выращивания, самоформирования) отдельным носителем (источником) мыследеятельности комплекса мыследеятельностных и обеспечивающих их интеллекту­альных функций. Направление разрабатывается Г. П. и П. Г. Щедровицкими.

 

Педагогика народная исторически сложившаяся совокуп­ность пед. сведений и воспитательного опыта, сохранив­шихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. П. н. содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Отражение П. н. в учебно-воспитательном процессе имеет целью такую его организацию, чтобы оно было направле­но на формирование национального самосознания у под­растающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.

 

Педагогика ненасилия— педагогика, утверждающая прин­цип ненасилия в сфере обучения и воспитания подрастаю­щего поколения. Ненасилие — идеологический, этический и жизненный принцип, в основе к-рого лежит признание ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения политических, нравственных, эко­номических, межличностных проблем и конфликтов. До­стигается посредством свободного и ответственного выбо­ра, умения совершать ненасильственные действия, в ос­нове к-рых лежит способность человека предоставлять свободу др. человеку и самому себе. Прогрессивная педа­гогика всегда была пронизана идеями гуманизма, после­довательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, стоящий на позиции ненасилия — педагог, способный не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчивый, уверенный в себе, обладающий позитивной открытостью, преодолевающий собственный эгоцентризм, осознающий свои психол. за­щиты, терпимый к чужому мнению и др. человеку, умею­щий сдерживать свою агрессивность и формировать в со­знании намерения иного плана, связанные с ненасиль­ственным действием. Обладающий даром расширять границы субъективной свободы, хороший организатор, способный согласовывать цели и задачи др. людей со сво­ими собственными, отдающий приоритет активным фор­мам реагирования, позитивно оценивающий детей, сни­жающий у них уровень напряженности, тревожности и страхов. Характеристика разработана специалистом по педагогике ненасилия В. А. Ситаровым.

 

Педагогика необходимости(авторитарная педагогика) — направление в педагогике, рассматривающее пути и сред­ства приобщения растущего человека к должному, позна­вательной или нравственной норме. Имеет разработан­ную систему с четко сформулированными целями, прин­ципами, содержанием, методами и формами обучения и воспитания, оценочной шкалой. Позиция ребенка — «предмет воспитания», объект воздействия. Активность ребенка в учебно- воспитательном процессе — адаптивная активность, активность усвоения должного.

 

Педагогика общая— базовая научная дисциплина, изуча­ющая общие закономерности воспитания человека, раз­рабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов; изу­чает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Отрасль пед. знаний, исследующая фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями П. о. явля­ются: основы педагогики, теория воспитания, теория обу­чения (дидактика), пед. технология, управление образова­тельными системами.

Педагогика школы педагогика, исследующая содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.

 

Педагогика педоцентристская— педагогика, в центре к-рой находится ребенок с его особенностями и личной свобо­дой; пед. процесс направлен на развитие природных даро­ваний детей, обеспечение естественного роста ребенка, раскрытие заложенных в нем потенций, учителя следуют за природой детей. Такой подход к воспитанию исключает авторитаризм, превращает педагога в помощника ребен­ка, организующего среду, в к-рой он формируется. Наибо­лее ярким и последовательным представителем педоцентристких взглядов был Джон Дьюи.

 

Педагогика постиндустриального (информационного) об­щества педагогика, формирующаяся в совершенно новых условиях существования и развития информацион­ного общества. В условиях становления постиндустриаль­ного общества происходит переход ведущей роли от мате­риально-вещественных элементов производства к духов­но-идеальным, от овеществленного труда к живому. «Мерой всех социальных вещей», основопологающим ус­ловием производства и воспроизводства общественной целостности становятся развитие и обогащение челове­ческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нрав­ственных сил. Отходят на второй план идеи дисциплины, управления, организации, культа специалиста. Акценти­руются идеи сосуществования, понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, совместного действия, уважения личности, ее прав. Ставится задача создания для человека условий, способствующих развитию твердых нравственных ориентиров, способности самостоятельно решать проблемы в динамично развивающемся обществе. В контексте гуманистических установок пед. менталите­та современного Запада новое звучание получает идея пе­рехода от «поддерживающего обучения» к «инновацион­ному». Трактовка термина предложена Г. Б. Корнетовым.

 

Педагогика права— новое направление в современной пе­дагогике, к-рое занимается изучением вопросов воспита­ния и обучения, построенных на принципе: права челове­ка абсолютны, интересы государства относительны.

 

Педагогика православная педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в христианских традициях. Идеал П.п. Иисус Христос. Воспитание человека в канонах П. п. счита­ется важнее, чем его образование: воспитание готовит душу для жизни вечной; образование нужно для приспособления ребенка к жизни временной, к жизни на земле. Большое значение имеют в нравственном воспитании ребенка Та­инства: крещение, миропомазание, причащение. Цель — воспитание трех главных составляющих человека: сердца, ума и воли. Спаситель сказал, что «от сердца исходят по­мышления злая». Пробуждаясь в младенце, ум, вследствие греховной природы человека, начинает стремиться, с од­ной стороны, эмансипироваться, и, с др. стороны, тира­нически влиять на волю. Синкретическая гармония серд­ца, ума и воли в ребенке начинает разрушаться. Воля свя­зана с побуждениями. Для управления волей ребенка необходимо овладеть его побуждениями или вызвать их в нем. Отсюда воспитание веры, надежды и любви. Воспи­тание «страха Божия». «Страх Божий есть начало всякой премудрости» (Притча 1, 7). Воспитание послушания, борьба с своеволием, баловством и капризами. «Без по­слушания невозможно воспитание. Послушание справед­ливо называют «началом воспитания». Послушание д. б. свободным, а не принудительным. Должно основываться на любви, на страхе потерять любимого, страхе огорчить любящего, а не на страхе насилия. Послушание завоевы­вается истинно разумной любовью к ребенку. Отец Иоанн Кронштадский говорил, что «каприз — это зародыш сер­дечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мер­зость Господу». Основной принцип П. п. — принцип сво­боды, из к-рого вытекает главный метод христианского воспитания. Принцип свободы человека перед Богом. Высший акт веры м. б. только свободным волеизъявлени­ем человека. Христианство сознает огромную ценность человеческой личности. Процесс христианского воспита­ния не может не быть процессом роста, постепенного пре­ображения личности в целом. Этой цели можно до­стигнуть только тогда, когда дети будут жить во всей пол­ноте церковной жизни. Церковь не может устраняться от насущных нужд людей и должна работать в следующих направлениях: созидание полнокровной литургической жизни в приходе, теснейшая связь с родителями детей и их домом, религиозное обучение. Цели и задачи христи­анского воспитания: 1. помочь детям обрести ощущение присутствия Бога в нашей жизни; 2. научить их пони­мать, что все мы — часть тела Христова и Церкви; 3. со­действовать гармоническому умственному и духовному развитию их личности; 4. подводить детей по мере их возрастания к благоговейному осознанию непостижимо­сти Божественной тайны, превышающей всякое че­ловеческое разумение; 5. помочь им понять, что православ­ная вера охватывает личность и жизнь в их совокупности. Опасности и ошибки в деле христианского воспитания: смешение религиозного воспитания и школьного про­свещения; проведение занятий в воскресной школе во время литургии и в виде уроков. Главная цель и задача педагога в деле христианского воспитания — помочь ре­бенку узнать Бога, а не только узнать о Боге. П. п. разра­батывает и систему требований к преподавателю, к-рый занимается П. воспитанием и образованием: 1. обладать опытом участия в церковной жизни; 2. находить общий язык с детьми; 3. обладать необходимыми способностя­ми для совершенствования и развития в качестве педа­гога. «Учитель возрастает как личность, если по-насто­ящему любит детей». Призвание к христианскому вос­питанию — это особая задача, особая ответственность, исполнение особой харизмы Православия. Семья есть место больше, чем отец, мать и дети. Она — наследница нравственного и духовного уклада жизни, обычаев и цен­ностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. От­сутствие любви — это всегда извращение подлинной природы семьи. Любовь родителей к детям должна быть не эгоистичной и не корыстной. Богородица всегда лишь обнимает и придерживает Младенца, но не прижимает его к Себе.

 

Педагогика превентивная педагогика, изучающая пути и методы предупреждения соц. отклонений среди подрост­ков и молодежи.

 

Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования— педагогика, изучающая и разрабатывающая вопросы обучения и воспитания уча­щихся ПТУ и средних специальных учебных заведений.

 

Педагогика реабилитационная— комплексная дисциплина, базирующаяся на мед., психол. и дефектологических зна­ниях, разрабатывающая вопросы пед. воздействия на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью корректирования его пове­дения, оптимизации эмоционального состояния, интел­лектуальной деятельности, ликвидации пед. запущенно­сти. Путем реабилитации, коррекции и компенсации про­исходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка.

 

Педагогика реформаторская педагогика, выступившая в конце XIX в. против отрыва педагогики от ребенка, про­тив чрезмерного интеллектуализма в обучении, против лишения воспитанника права на самостоятельность, огра­ничение его деятельности узкими регламентированными рамками.

 

«Педагогика свободы» педагогика, направленная на раз­работку средств, помогающих человеку в саморазвитии: самоопределении и самореализации. Рассматривает ре­бенка как уникальную духовную «самость» (см. Воспита­ние свободное).

 

Педагогика сотрудничества направление в отечественной педагогике в к-ром в середине 70-х гг. XX в. стали возрож­даться прогрессивные гуманистические идеи. Основные по­ложения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектульного фона в классе, личностного подхода.

 

Педагогика социальная— отрасль педагогики, исследующая воздействие соц. среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оп­тимизации воспитания личности с учетом конкретных условий соц. среды. Структура: социология воспитания, соц.-пед. виктимология; философия, теория, психология и методика соц. воспитания: Предмет П. с. —воспитание человека в социуме; исследование воспитательных сил общества и способов актуализации путей интеграции воз­можностей общественных, государственных и частных организаций в целях повышения культурного уровня на­рода. Объект П. с. — соц. системы государственной, муни­ципальной, общественной и частной деятельности и вос­питательно-образовательного взаимодействия с растущим человеком, помогающие разностороннему становлению личности в ее жизненном пространстве. Термин введен нем. педагогом А. Дистервегом в XIX в. Основоположни­ки П. с. Г. Ноль и Г. Боймер под ее предметом понимали разработку основ соц. помощи обездоленным детям и профилактики правонарушений несовершеннолетних. Нем. специалист в области П. с. П. Наторп считал, что она изучает проблемы интеграции (объединения) воспита­тельных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. В нашей стране ведущими специалистами в области П. с. считают А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого.

 

Педагогика специальная(дефектология, коррекционная педа­гогика) — наука об особенностях развития и закономерно­стях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки; коррекционная педагогика, область научных исследований, пограничная между медициной и психологией. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления: сурдопедагоги­ку — изучает закономерности обучения и воспитания глу­хих; тифлопедагогику — слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагогику — умственно отсталых детей; логопедагогику, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков. Содержит в себе знания, касающие­ся происхождения и лечения различных дефектов, порож­дающих у ребенка отклонения психического характера.

 

Педагогика среды— пед. организация соц. среды, окружаю­щей воспитанника, когда она выступает объектом целе­направленного влияния общества, государства, их инсти­тутов и органов; проявление среды как субъекта воспита­ния, располагающего воспитательным потенциалом и каналами, способами, методами их практической реали­зации. Понятие введено С. Т. Шацким.

 

Педагогика творчества наука о закономерностях и осо­бенностях формирования творческого и инновационного мышления и отношения к окружающему миру в услови­ях целенаправленного пед. процесса.

 

Педагогика эволюционная— педагогика, разрабатывав­шая понимание обучения как процесса познавательной деятельности, соответствующего естественным законам развития ребенка. Стремление к познанию присуще ре­бенку от рождения, но оно проявляется, если нет при­нуждения, а «познавательная деятельность возбуждается здоровыми человеческими стремлениями, природной любознательностью, интересом к предмету изучения». Раз­рабатывалась отечественным педагогом XIX в. В. П. Вахтеровым.

 

Педагогика экспериментальная одно из направлений, возникшее в Западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными ее представителями были нем. психологи и педагоги В. Лай, Э. Мейман, амер. С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог А. Я. Нечаев. Основными методами исследования считались длительное наблюде­ние за пед. процессом, эксперимент, изучение детских работ. В центре внимания находились вопросы, связанные с изучением самого ребенка. П. э. легла в основу педоло­гии, получившей широкое распространение в советский период, в 20—30-х годах.

 

Педагогика эпохи Просвещения - педагогика, к-рая развива­лась на Западе в XVIII в. F этот период наука приобрела мировоззренческие функции, провозглашался приоритет разума. Ведущей стала идея о возможности преобразова­ния общества посредством просвещения народа, воспита­ния «особой породы людей», способных организовать соц. жизнь на разумных началах. Идеологи Просвещения ви­дели прямую зависимость развития нравственности и гражданственности от прогресса наук и искусств (См. Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: