Классификация У. Шелдона (1898) — Шелдон в собственных исследованиях
пришел к выводу о существовании 3-х «соматотипов», т. е. основных моделей строения человеческого тела, максимально непохожих друг на друга. Отличие классификации Шелдона в том, что она производилась только на здоровых людях, а в основу классификации было положено соотношение видов тканей организма, развивающихся из трех зародышевых слоев: эндодермы, мезодермы и эктодермы. Первый тип («эндоморфный», преувеличенно развивается внутренний зародышевый слой, из которого формируются внутренние органы и жировые ткани) отличается круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами, ярко выраженными отложениями жиров. Для второго («мезоморфного», преимущественное развитие среднего зародышевого слоя, из которого формируются скелет, мускулы) типа характерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, мощная голова. Третий тип («эктоморфный», преимущественное развитие внешнего зародышевого слоя, из которого формируются нервная система и мозг, а внутренний и средний зародышевый слои развивались по минимуму, поэтому по минимуму развиты кости, мускулы, жировые прослойки) олицетворяет худой человек с вытянутым лицом, тонкими длинными руками и ногами, слабой мускулатурой и хорошо развитой нервной системой. Степень адекватности облика конкретного человека каждой из этих моделей телосложения оценивается по семибалльной системе, и каждое конкретное телосложение описывается набором из трех цифр. При этом допускается существование любой формы телосложения — от невыраженности каждого слоя (1—I —1) через промежуточные стадии (2—6—2, 3—4—3 и т. д.) до абсолютной выраженности слоев (7—7—7). Интерполируя методику Шелдона на типологию Кречмера, можно вывести формулы 7—1 — 1 — пикник (или эндоморф, по Шелдону), 1—7—1 — атлет (или мезоморф), 1 — 1—7 — данного индивида можно уверенно назвать эктоморфным астеником. Трем основным соматотипам соответствуют, по У. Шелдону, три варианта психической конституции человека. Эндоморфному типу телосложения соответствует висцератонический темперамент (лат. viscera — внутренности, т. е. функциональное преобладание органов пищеварения); мезоморфному — со-матотоник (греч. soma — тело); люди с таким темпераментом — экстраверты, для них характерны уверенность в себе, горделивая осанка и движения, способность легко переносить физические нагрузки, любовь к приключениям, энергичность, жажда власти, склонность к риску, храбрость в бою, агрессивность в соревновании, эмоциональная черствость, отсутствие жалости, такта, громкий голос и др., эктоморфный соматотип предполагает церебротонический темперамент (от лат. cerebrum — мозг).
|
Конституция половая— совокупность биологических свойств, складывающихся под
влиянием наследственных факторов и условий развития во внутриутробном периоде и раннем онтогенезе, определяющих уровни половой активности, половой потребности, а также устойчивость в отношении вредных факторов, воздействующих на половую сферу.
Конструирование(в пед.) — создание новых дидактических материалов, новых форм
|
и методов организации пед. процесса.
Консультация психологическая— одна из форм функционирования психол.
службы, заключающаяся в специальной организации профессиональной деятельности психолога, направленной на оказание помощи лицам, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний, психических затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания и др.
Контекст(в психолингвистике) (от лат. contextus — тесная связь, соединение) —
обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов (слов, выражений или отрывков текста). Для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, К. являются др. (предшествующие или последующие) высказывания или весь текст в целом. Отсюда выражение «понять по К.».
Контент-анализ(от англ. contents — содержание) — метод исследования,
используемый в педагогике, заключающийся в выявлении и оценке специфических характеристик текстов и др. носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы, детских работ, школьной документации и т. д.), в к-ром, в соответствии с целями исследования, выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации.
Контркультура-субкультура— культура, отличающаяся от доминирующей
культуры и противостоящая ей, находящаяся в конфронтации с господствующими ценностями: субкультура террористов, хиппи и пр.
|
Контроль педагогический— система научно-обоснованной проверки результатов
образования, обучения и воспитания.
Конференция электронная(телеконференция) — разновидность электронной
доски объявлений, на к-рой все заинтересовавшиеся определенной темой обсуждения могут читать сообщения, отправленные др. пользователям, или отвечать на них. Каждая К.э. обычно имеет несколько «сюжетных линий», объединенных одной темой. К.э. бывают открытыми — доступными для любого пользователя сети; закрытыми, доступ к к-рым осуществляется под строгим контролем ведущего конференции (модератора) и лишь для избранного количества участников, приглашенных им. К.э. используются для того, чтобы: задавать вопросы, отвечать на вопросы др., участвовать в дискуссии, читать пришедшие на К. сообщения, рассылать информационные сообщения, сразу же попадающие в поле зрения всех заинтересованных пользователей. К. э. используют: для учебных целей (самообразования и обучения); для целей «паблик рилейшнз» (общественных связей), когда, принимая активное участие в работе К., можно рассказать о себе и о своих разработках, идеях, открытиях. Возможно использование люмофонов и web-камер — специальных устройств для передачи на расстояние статичных изображений самого партнера, фотографий, рисунков, графиков и т. п. На основе материалов конференции м.б. опубликована статья, с сылкой на участников К. э.
Конфессиональный(от лат. confessionalis — вероисповедный, церковный) —
относящийся к определенной вере, религии, церкви.
Конфиденциальность(от лат. confidentia — доверительность, секретность) —
сохранение в тайне полученной доверительной информации. Конфиденциальная информация, полученная учителем от воспитанника, ни в коем случае (если нет угрозы чьей-то жизни) не подлежит разглашению.
Конфирмация— так называемое таинство миропомазания в католицизме,
совершающееся над детьми 7—12 лет; у протестантов — обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14— 16 лет. Имеет огромное воспитательное значение.
Конфликт (от лат. confliktus — столкновение) — столкновение разнонаправленных
целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме; процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников. В зависимости от конфликтной ситуации выделяются: бытовые, деловые, профессиональные, психологические, идеологические, К. смещенного основания как неразрешимый К. Формы К.: недовольство, разногласие, противодействие, противостояние, противоборство, разъединение. Способы разрешения: проявление эмпатии, шутка, компромисс, «третейский суд», двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление. Развитие К. обычно идет в следующей последовательности: а) постепенное усиление участников К. за счет введения более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы; б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации; в) повышение конфликтной активности участников, изменение характера К. в сторону его ужесточения, вовлечения в К. новых лиц; г) нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, к-рая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников К.; д) изменение отношения к проблемной ситуации и К. в целом.
Конфликт внутренний — психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, мнений, мотивов, потребностей одного человека; трудно разрешимое внутреннее противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. К.в. — м. б. конструктивным, если, напр. учитель в результате сознания своего внутреннего разлада находит новые грани в своей профессии, снижает свою тревожность, повышает самооценку, нащупывает новые способы профессионального поведения.
Конфликт деструктивный — конфликт, тормозящий развитие, вызванный ошибочным восприятием ситуации, а также надуманными причинами.
Конфликт продуктивный(конструктивный) — конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность соц.-психол. процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности. Исследования Л. Козера, М. Дойча и др. показали, что при определенных условиях межгрупповой К. может выполнять интегративную функцию, сплачивать членов группы, стимулировать эффективный выход из проблемной ситуации. В научных коллективах К., обусловленные предметно-познавательной деятельностью их членов, создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, к-рая сопутствует столкновению различных представлений и стратегий исследовательского поведения, что способствует поиску продуктивных решений проблем. Конструктивным К. может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные линии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют: соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; приспособление — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость. К. п. в школе сигнализирует о назревших противоречиях, стимулирует поиски (когда, напр., по-новому работающий учитель будоражит мысль коллег, хотя и встречает их настороженное неприятие). К. между новатором и инертными учителями директор школы может конструктивно использовать для оздоровления пед. коллектива, его творческого роста.
Конформизм(конформные реакции) (от лат. conformis — подобный, сообразный) —
подверженность личности групповому влиянию, проявляющаяся в усвоении групповых норм, ценностей, принятии первоначально не разделявшейся им позиции большинства. На бессознательном, эмоциональном уровне К. проявляется в виде таких свойств, как внушаемость, способность и потребность в подражании и т. д. К. зависит от личностных качеств человека, его самооценки, самоуважения, тревожности, интеллекта, ролевых ожиданий одобрения окружающих и т. д. У детей К. развит в большей степени, чем у взрослых, у женщин — больше, чем у мужчин. К. личности может усиливаться в стрессовых ситуациях, в момент зарождения и протекания паники. Для конформных личностей характерна чрезмерная «пластичность»: принятие чуждых мнений, позиций, недостаточная критичность и др. Два вида: внутренняя личная конформность и внешняя: демонстративное согласие с группой по разным причинам. Противоположным понятием является самостоятельность, независимость человека от мнения др. Особой разновидностью той же зависимости от группы является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.
Конфронтация— противопоставление, противоборство, столкновение.
Конфуций(Кун-Фу-Цзы — почтенный учитель Кун) (551—480 гг. до н.э.) —
древнекитайский мыслитель, основавший первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров». В начале н. э. он стал почитаться наряду с предками и природой. Основные взгляды К. изложены в работе «Лунь» («Беседы и суждения»), изданной учениками после его кончины. Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил. Ритуал и канон — основа воспитания. Цель воспитания по К.: благородный муж, нравственно воспитанный, образованный, развитый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе глубокие знания и должное поведение. Значение образования: практическая необходимость, нравственная потребность, раскрытие человеческих способностей, развитие «духовного слуха», радость повседневного существования. В процессе обучения задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика. Способы обучения: самостоятельно делать «черновую работу»: читать, учить наизусть, размышлять и упражняться в искусстве. Принципы пед. системы К.: уважение к ученикам и, принятие их такими, какие они есть; терпимость; единство учения и жизни; равенство всех людей как учеников и представление всем равных возможностей учиться; отказ от принуждения. Выступал против любой формалистики и «технизма» в обучении. Основой воспитания считал собственный пример учителя. Воспитатель — человек, к-рый успешно совершенствует себя, «повторяя старое, узнает новое».
Концепции образования(от лат. conceptio — понимание, восприятие, система) —
система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в определенных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.
Концепция— система взглядов, определенный способ понимания, трактовки явлений,
процессов, определенная точка зрения на совокупность явлений, руководящая идея для их систематического освещения; ведущий замысел в структуре теории.
Концепция поэтапного формирования умственных действий —
выдвинутое П.Я. Гальпериным учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В К. п. ф. у. д. выделяется шесть этапов, на к-рых происходят эти изменения. На первом этапе формируется мотивационная (см. Мотивация) основа действия (складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения). На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет к-рых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется. Третий этап — формирование действий в материальной (материализованной) форме (субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия). Четвертый этап — «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, к-рая выступает опорой для становящегося действия. На пятом этапе (формирование действия во «внешней речи про себя») происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. На заключительном, шестом, этапе речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат — предметное содержание действия (см. Интериоризация). На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается». Эта теория широко используется при организации учебного процесса, особенно последовательно она реализуется при обучении младших школьников.
Кооперация(от лат. cooperatio — сотрудничество) — см. Интерактивное общение.
Копинг(англ. coping) — процесс конструктивного приспособления, в результате к-рого
человек оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются, и возникает чувство роста собственных возможностей, а это, в свою очередь, ведет к положительной самооценке. Фактором деструктивного К. являются низкая эффективность функционирования блоков личностных и соц. ресурсов: негативная, слабо сформированная Я-концепция, неразвитость восприятия соц. поддержки, эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля, недостаточность когнитивной сферы, относительно высокая чувствительность к отвержению.
Копирайт— охраняемое законом право на издание художественного или к.-н. др.
произведения. На печатных изданиях обозначается значком — ©.
Корпорация(от лат. corporatio — объединение, сообщество) — организованная группа,
характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим соц. общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Межличностные отношения в К. опосредствуются асоц., а зачастую антисоц. ценностными ориентациями. Для К. характерен групповой эгоизм. Многие асоц. детско-молодежные группы или объединения действуют по принципу К., что делает их противостояние трудно разрушаемым.
Коррекция(от лат. correctio — исправление, поправка) — исправление недостатков.
Корреляция(от лат. correlatio — соотношение) — взаимное соответствие, взаимосвязь
явлений; вероятностная или статистическая зависимость, не имеющая строго функционального характера. В отличие от функциональной, корреляционная зависимость возникает тогда, когда один из признаков зависит не только от данного второго, но и от ряда случайных факторов или же от наличия условий, от к-рых зависят и тот и др. признаки. К. обычно выражается коэффициентами корреляции Пирсона, Пирмена, Кэнделла и др.
Корчак Януш(Генрик Гольдшмидт) (1878-1942) — польск. педагог-гуманист, всемирно
известный «Детский доктор». В 1912 г. становится директором Дома сирот в Варшаве, к-рым с небольшим перерывом руководит до конца своей жизни. Погибает вместе с воспитанниками в концлагере. Основные произведения: «Воспитательные моменты», «О школьной газете», «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка», «Правила жизни», «Шутливая педагогика». Художественные произведения для детей и о детях: «Король Матиуш 1», «Король Матиуш на безлюдном острове», «Когда я снова стану маленьким» и др. В своей пед. деятельности старался изменить подход к детству таким образом, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка. Цель воспитания: полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в «уважении к добру, к красоте, к свободе»; личности, свободной от конформизма и эгоцентризма. К. считал ребенка полноценным как человека, а детство — самоценным, подлинным, а не предварительным этапом жизни. «Детей нет — есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Отсюда равноценность ребенка и взрослого — право ребенка на уважение, признание за ним права «быть тем, что он есть». К. считал, что необходимо осознать и признать ребенка субъектом воспитания: «Воспитание без участия ребенка в нем не существует». Провозглашал необходимым в работе с детьми точный индивидуальный подход и создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, любви и уважения. Все эти идеи были положены К. в разработанную им интересную и своеобразную воспитательную систему Дома сирот.
Космополитизм(от греч. kosmopolites — гражданин мира) — идеологическое течение,
проповедующее отказ от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода.
Креативность(от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к
творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем К. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта соотносится с К. до определенного предела, и слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психол. характеристик.
Креатура— ставленник влиятельного лица, послушный исполнитель воли своего
покровителя; тот, кто выдвинулся благодаря чьей-л. протекции.
Кретинизм— заболевание, характеризующееся тяжелыми отклонениями в физическом
и психическом развитии в сочетании с нарушением функции щитовидной железы. Для К. характерна умственная отсталость (в большинстве случаев — идиотия) в сочетании с вялостью, заторможенностью; усвоение знаний и навыков больным крайне затруднено и, как правило, не выходит за рамки овладения простейшими навыками самообслуживания и элементарными трудовыми операциями.
Кризисы возрастные(от греч. crisis — поворотный пункт) — условное
наименование переходных этапов от одного возрастного периода к др. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с соц. действительностью. Л.С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в к-рой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития — К. в. Психическое развитие происходит в результате смены так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, к-рые актуализируются в К.в. Выготский описал следующие К .в.: кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период от младенческого возраста; кризис первого года отделяет младенчество от раннего детства; кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту; кризис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. На этих этапах происходит коренная смена всей «соц. ситуации развития» ребенка: возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности др. Эти противоречия нередко принимают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возрасте в рамках К. в. у детей наблюдается снижение успеваемости и работоспособности, ослабление интереса к учебным занятиям. На остроту протекания К. в. оказывают влияние и индивидуальные особенности ребенка. Наиболее яркую негативную окраску обычно имеет кризис трех лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых. Негативные проявления К. в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание К.в.
Кризис трехлетнего возраста— этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Качественное своеобразие кризиса трех лет заключается в осознании своей «самости», зарождении самосознания, появлении чувства «Я» как системного новообразования.
Кризисы воспитательного воздействия— трудности, проблемы, возникающие
в воспитательном взаимодействии: кризис деятельности (процесс развития останавливается: слишком все налажено), кризис среды (то, что окружает ребенка, перестает вызывать положительные эмоции), кризис вещей, кризис слов.
Критерий(от греч. kriterion— средство для суждения) — признак, на основании к-рого
производится оценка, определение или классификация чего-л.; мера суждения, оценки к.-л. явления. Разработка критериев тех или иных явлений в пед. представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях.
Кругозор— объем интересов, знаний человека.
Крупская Надежда Константиновна(1869-1939) — советский полит, деятель,
педагог и организатор образования. Основные работы: «Народное образование и демократия», «Женщина-работница», «К вопросу о свободной школе», «К вопросу о целях школы», «Письма пионерам», «Школа и пионердвижение» и др. К. дала анализ мировому пед. наследию с позиций марксистской идеологии. Цель воспитания видела в подготовке всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека-коллективиста с коммунистической идеологией и моралью, атеиста, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Разрабатывала вопросы самоуправления школьников. Теоретик политехнического и трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания. Организатор, теоретик и методист дошкольного воспитания и пионерского движения. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» — основа деятельности вожатых с пионерами. Статьи К. по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе, по организации самообразования школьников интересны и полезны и в настоящее время. Профессию учителя считала не только почетной, но и одной из «наиболее захватывающих». В своих работах она особенно много внимания уделяла сельскому учителю как проводнику новых идей в деревне. Воспитание в советской школе, по ее мнению, не могло отрываться от семьи.
Ксенофобия— неприязненное отношение ко всему чужому, необычному,
незнакомому.
Культура(от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) —
исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающим людям, труду, др. людям и общения.
Культура валеологическая — знание человеком своих генетических, физиологических и психол. возможностей, методов и средств самоконтроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих.
Культура воспитания гуманистическая — уровень воспитания, выстроенного на равноправии, равноценности участников пед. взаимодействия, уважении и доверии между взрослым и ребенком (подростком).
Культура доминирующая— совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, к-рыми руководствуется большинство членов общества и к-рые нельзя игнорировать в процессе обучения и разработки образовательных программ.
Культура жизненного самоопределения— осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки.
Культура интеллектуальная— культура умственного труда, определяющая умение ставить цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками и оргтехникой, заниматься самообразованием.
Культура информационная — свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Формирование К. и. осуществляется прежде всего в процессе организованного обучения информатике и информационным технологиям в школе и включением современных электронных средств передачи информации в учебно-воспитательный процесс.