Гражданственность— нравственное качество личности, определяющее сознательное
и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны. Неправомерно отождествлять Г. с лояльностью по отношению к властям. Понятие Г. органически связано с понятием патриотизм.
Грамотность — определенная степень владения человеком навыками чтения и письма
в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения — один из базовых показателей его соц.-культурного развития. В процессе обучения — условие и показатель качества обучения. Имеет и более широкое толкование: Г. как определенная степень владения знаниями в той или иной области и умениями их применять.
Грамотность компьютерная — часть технологического образования. В структуру Г.к. входят: знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных систем и владение их основными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Грант — 1. дарственная; 2. документ о передаче прав, отчуждении имущества; 3.
дотация, субсидия, стипендия.
|
График(от греч. Graphikos — начертанный) — одна из форм наглядного отображения
информации. Г. используются: для отображения явлений во времени (хронограммы, циклограммы и др.); для отображения предметов в пространстве (топограммы, маршрутные графики и др.); для отображения количественных соотношений (номограммы, диаграммы); для отображения последовательного выполнения работ, движения предметов труда, документов (оперограммы, документограммы и др.); для отображения организационных отношений (оргаграммы и др.).
Группа— относительно стабильная совокупность людей, связанных общими
отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами.
Группа референтная (от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная
социальная общность, с к-рой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки к-рой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Групповая работа на уроке— форма организации учебно-познавательной
деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями. Г. р. у. характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. Признаки групповой и коллективной работы: осознание цели деятельности как единой и значимой, разделение функций, установление отношений взаимной ответственности и сотрудничества, осуществление контроля и корректировки как со стороны учителя, так и членов группы.
Группы психокоррекционные— небольшие временные объединения людей,
|
обычно имеющие руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения и роста. Происходит получение обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания. В процессе группового взаимодействия происходит принятие ценностей и потребностей др. Человек в таких группах чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Используются в работе соц. педагогов, психологов, специалистов коррекционной педагогики в работе с детьми и подростками с девиантным поведением и «группы риска», с детьми, перенесшими психические травмы.
Группы риска— категории населения, более др. склонные совершать девиантные или
делинкветные поступки (отклоняющиеся от нормы или уголовно наказуемые).
Группы сверстников— формальное или неформальное объединение детей и
подростков в одновозрастные или разновозрастные группы. В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции: приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам; научение половозрастному ролевому поведению (через предъявление образцов поведения, приличествующего представителю каждого пола того или иного возраста и осуждение неодобряемого поведения); научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы; помощь членам в достижении автономии от общества, возрастных и социальных страт; — создание условий своим членам для развития самосознания, самоопределения, а также для самореализации и самоутверждения. Эти функции реализуются по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности в зависимости: от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; профессионального состава группы; от направленности группы и др. ее характеристик; от этнических, религиозных и социокультурных условий, в к-рых существует группа. Г.с. классифицируют по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон, А.В. Мудрик): По юридическому статусу и месту в соц. системе группы делятся на: официальные, т. е. признанные обществом, связанные с какими-то государственными или общественными организациями, и неофициальные, существующие как бы сами ПО себе; организованные, созданные и руководимые взрослыми, и самодеятельные; институционализированные, имеющие некоторую организационную структуру и членство, и спонтанно-стихийные. По соц.-психолог, статусу они делятся на группы принадлежности, в которых индивид состоит реально, нудь то школьный класс или дружеская компания, и референтные группы, к к-рым личность не принадлежит, но на к-рые мысленно ориентируется и с мнением к-рых соотносит свое поведение и самооценку. По численности они делятся на большие (болельщики некоего спортобщества) и малые, в к-рых взаимоотношения являются личными, «лицом к лицу». Состав юношеских групп включает такие признаки, как возраст (в отличие от школьного класса, большинство стихийно возникающих групп разновозрастные), пол (группы младших подростков чаще однополые, в юношеском возрасте они постепенно становятся смешанными) и соц. состав (только школьники или кто-то еще). По степени стабильности, длительности своего существования юношеские группы могут быть постоянными, временными, эфемерными, одноразовыми, случайными. По соц.-пространственной локализации — внутришкольные, внешкольные (функционирующими в рамках какого-то соц.-пед. учреждения), дворовые, уличные и т. д. По своим целям и функциям могут быть монофункциональными (напр., фехтовальный клуб или клуб самодеятельной песни) или полифункциональными. По типу лидерства — демократические или авторитарные. По ценностной направленности — просоциальные (соц.-положительные), асоциальные (стоящие в стороне от главных соц. проблем) и антисоциальные(Ф.А. Мустаева).
|
Группы телесной терапии— психокоррекционные группы, ориентирующие
участников на знакомство с собственным телом, на расширение сферы сознания индивидуума глубинными телесными ощущениями, на исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, на обучение разрешения конфликтов в этой области. Ключевое понятие — понятие энергии: восприятие тела через протекающие в нем энергетические процессы. Свободно текущая естественная жизненная энергия — основа функционирования здоровой личности. Могут использоваться как эффективные методы формирования установок на сохранение здоровья и здоровый образ жизни в рамках валеологического воспитания.
Группы тренинга умений— психокоррекционные группы, в к-рых не касаются
внутренних причин неуспешного поведения, а происходит обучение приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Виды вырабатываемых умений: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения и тренинг уверенности в себе. Благодаря умениям, вырабатываемым в этих группах, человек может избавиться от тревожности, неуверенности в себе, агрессивности и др. привычных форм отрицательного поведения.
Гуманизация воспитания и обучения — реализация принципов мировоззрения, в
основе к-рого лежит уважение к людям, забота о них в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником, постановка в центр пед. внимания интересов и проблем ребенка, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль социальной защиты ребенка и детства.
Гуманизация образования — распространение идей гуманизма на содержание,
формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.
Гуманизм— принцип мировоззрения, в основе к-рого лежит признание безграничности
возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности и ее прав на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов педагогики.
Гуманистический идеал человека— представление о человеке, всесторонне
образованном и развитом, имеющим право на индивидуальность, умеющим хорошо говорить и убеждать собеседника. Возник в античной Греции, а затем неоднократно возрождался в общественном сознании на протяжении человеческой истории. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум учащихся, на их сердце, чувства, волю. Воспитание, по их убеждению, призвано помочь человеку осознать свое призвание, оценить собственные способности, занять соответствующее место в общественной жизни. Современные пед. подходы возвращаются к этим представлениям.
Гуманитаризация образования — установление гармонического равновесия
между естественно-математическими и гуманитарным циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.
Гуманитарное образование — приоритетное развитие общекультурных
компонентов в содержании образования, направленных на формирование личностной зрелости обучаемых.
Гуманитарный — относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре.
Гуманность(от лат. humanus — человечный) — человечность, уважение к людям и их
переживаниям; система установок личности на соц. объекты (человека, группу, живое существо), Обусловленная нравственными нормами и ценностями, к-рая представлена в сознании переживаниями сострадания, человеколюбия. Одна из ведущих нравственных ценностей, к-рая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.
Д
Дальтон—план («лабораторный план») — одна из форм индивидуализированного
обучения, возникшая в США в начале XX в. Автор — Е. Паркхерст. Учащиеся по этой системе не связывались общей классной работой, они самостоятельно определяли очередность изучения отдельных предметов и порядок использования своего рабочего времени. Каждый ученик заключал «контракт» с преподавателем о самостоятельной проработке учебного материала. Ученики работали в предметных лабораториях. Контроль проводился с помощью сложной системы учетных карточек. Д.-п. побуждал учащихся искать рациональные способы организации собственной работы, позволял приспособить темп обучения к индивидуальным возможностям каждого ученика. В 20-е гг. прошлого века в отечественной педагогике такая организация обучения была несколько трансформирована и получила название «бригадно-лабораторный метод обучения», но такое обучение просуществовало недолго.
Данные— нормативы, сведения, сообщения, представленные в формализованном виде,
используемые в процессе управления.
Движение детское— совместные действия различных детских объединений,
направленные на изменение статуса детей и подростков в обществе, посильное включение их в общественную жизнь и деятельность, развитие соц. творчества и гражданского самосознания, защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Движущие силы педагогического процесса— объективные противоречия
между обновляющимися потребностями воспитанника и регулируемыми педагогом возможностями их удовлетворения, разрешение к-рых через активность школьника ведет к его развитию. Внешние противоречия: между внешними воздействиями и требованиями и внутренней готовности им соответствовать, целенаправленность и планомерность учебно-воспитательного процесса и неупорядоченное влияние соц. среды, нарастающий поток информации и ограниченные возможности охватить его в учебно-воспитательном процессе, обобщенный опыт, представленный в содержании образования и воспитания и индивидуальный жизненный опыт отдельной личности, новые воспитательные или образовательные задачи и наличный уровень воспитанности и обученное™ ребенка, коллективные формы воспитания и обучения и индивидуальный характер овладения духовными ценностями, регламентация учебно-воспитательного процесса и собственная активность воспитанника. Внутренние противоречия: (противоречия внутренней сферы личности) — знание личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровень сформированное™ соответствующих умений и привычек, сформированный идеал личности и реальное поведение и др.
Дебильность — См. Олигофрения.
Девиантность(девиация) (от лат. deviatio — отклонение) — отклонение от
нормального положения, строения. Возникает в результате разрыва между культурными целями и соц. одобряемыми средствами их достижения (Р. Мертон).
Девианты— люди, часто отклоняющиеся от принятых норм поведения. Группы
девиантов: по характеру проявления — позитивные (героизм, альтруизм), нейтральные (коллекционирование), негативные; по мотивации — бескорыстные, корыстные, агрессивные, патологические; по направленности — направленные на других (насильственные действия, ссоры, причинение вреда и т. п.), направленные на себя (наркомания, пьянство, суицид и т. п.).
Девиантное поведение— поведение, к-рому характерны отклонения от принятых в
обществе норм. Типология Д.п.: инновация (одобряются цели, но отрицаются способы их достижения); ритуализм (отрицаются цели, но принимаются соц. одобряемые средства их достижения); ретритизм (отвергаются и цели, и средства — бродяги, наркоманы); бунт (отрицание старых целей и средств и попытка замены их новыми) (Р. Мертон).Р„ Мертон рассматривал конформизм и девиацию как две стороны одной проблемы. Д.п. не является абсолютно негативным явлением. Рост политической активности населения, экономическая предприимчивость, художественное творчество и научные поиски — позитивные девиации.
Девиантность субкультурная — поведение, подчиненное нормам определенной
субкультуры (молодежный сленг, присущий определенным группировкам; внешний вид (панки, хиппи, толкиенисты и т. п.).
Дедукция(от лат. deductio — выведение) — движение мысли от общего к частному;
один из методов познания.
Деградация— постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.
Дежа вю — общее обозначение специфических субъективных ощущений человека,
толкуемых как иллюзии памяти, в силу к-рых ему кажется, что происходящее ныне уже происходило ранее (наблюдалось, думалось, слушалось и переживалось им когда-то).
Дезадаптация— психическое состояние, возникающее в результате несоответствия
социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации. Различают от природы, характера и степени проявления: патогенную, психическую, социальную Д. детей и подростков.
Дезадаптация патогенная— психические состояния, вызываемые патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе к-рых лежат функционально-органические поражения ЦНС. По степени и глубине м.б.: устойчивой, хронической (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) и имеющей пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, навязчивые дурные привычки, энурез и т. п.). Отдельно выделяются проблемы соц. адаптации умственно отсталых детей.
Дезадаптация психическая— психические состояния, связаные с половозрастными и индивидуально-психол. особенностями ребенка, подростка, к-рые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального пед. подхода и, в отдельных случаях, специальных психолого-пед. коррекционных программ, к-рые м.б. реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Формы Д. п.: устойчивые (акцентуации характера, снижение порога эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы: импульсивность, расторможенность, безволие, податливость чужому влиянию; способные и одаренные дети); неустойчивые формы (психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами (влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями и т. п.).
Дезадаптация социальная — нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, соц. установок. При Д. с. имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. Две стадии Д.с: пед. и соц. запущенность учащихся и воспитанников. Пед. запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением пед. воздействию, дерзостью, негативным отношением к учебе, различными асоциальными проявлениями: сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные отношения с учителями, родителями и сверстниками. Соц. запущенность детей и подростков — такие дети плохо учатся, имеют хроническую запущенность по предметам учебной программы, оказывают противодействие пед. воздействиям, профессионально не ориентированы, сужена сфера интересов, нет полезных умений и навыков. Характерна глубокая отчужденность от семьи и школы, формирование и развитие идет под влиянием асоциальных, криминогенных группировок, усвоение групповых норм и ценностей к-рых приводит к деформации сознания, ценностных ориентации и соц. установок несовершеннолетних. Соц. отклонения: бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение. Д.с. — процесс обратимый.
Действия— относительно законченные элементы деятельности, направленные на
достижение промежуточных целей, подчиненные общему замыслу.
Действия импульсивные— непроизвольные действия, возникающие под воздействием ситуации и недостаточно контролируемые сознанием.
Действия умственные — действия человека (от математических преобразований до оценки поведения др. человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим Д.у. отличаются от др. видов человеческих действий (напр., речевых, физических). Д.у могут быть направлены на решение как познавательных, так и эмоциональных задач.
Декларативный — содержащий общие положения без их обоснования и
конкретизации.
Декорум — внешнее приличие, благопристойность; обстановка, подобающая
положению или должности.
Делегирование(от лат. delegare — посылать, поручать) — передача власти,
ответственности; процесс перераспределения власти, полномочий, задач и прав в рамках организации в направлении более низких иерархических уровней.
Делинквент (от лат. delinquens — правонарушитель) — субъект, чье девиантное
антисоц. поведение нарушает общественные и культурные, особенно правовые нормы; правонарушитель. Когда проступки носят более серьезный характер и наказываются в уголовном порядке, т. е. совершаются преступления, говорят о криминальном (преступном) поведении.
Деловая игра — см. Технология активного обучения.
Деловитость — 1. элемент организационной культуры, интегральный признак
определенного индивидуального стиля деятельности — делового стиля, синоним рационально организованной активности, четко ориентированный на интересы дела; 2. черта характера, личное качество работника, способность подходить к своим профессиональным обязанностям деловым образом, умение рационально осуществлять собственную трудовую деятельность и организовывать деятельность подчиненных.
Демагогия— спекуляция реальными проблемами, запросами, надеждами в скрытых
целях, нередко личных и корыстных, или групповых: социальных и политических; изображение к.-л. событий или взглядов противников в ложном свете. Д. обычно сопровождается фальсификацией фактов и оформляется внешне правдоподобной, но, по существу, искусно подтасованной аргументацией. Кажущееся правдоподобие демагогической аргументации позволяет демагогу добиваться желательных результатов, не обнародуя своих действительных намерений.
Деменция— нарушение нормально начавшегося душевного развития, отставание по сравнению с нормальным развитием и потеря уже имеющихся душевных способностей; приобретенное слабоумие.
Демокрит (460—370 гг. до н.э.) — древнегреческий философ-материалист, создатель
атомистической теории, на основе к-рой выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Считал, что воспитание можно получать везде и всегда: «ночью и днем, на родине и на чужбине». Огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию «доводами». Одним из первых выдвинул принцип природосообразности в воспитании. При решении вопросов умственного воспитания руководствовался своей материалистической теорией, согласно к-рой началом знаний служат ощущения, истина постигается разумом, к-рый свои доказательства берет из ощущений. Выступал за включение в воспитание труда. Был убежден, что в воспитании без принуждения не обойтись. Призывал остерегаться дурного примера и упражняться в нравственных поступках.
Деморализация— морально-психический компонент дезорганизации,
проявляющийся в моральном разложении, утрате нравственных критериев, падении дисциплины.
Деонтология педагогическая(от греч. deontos — должное, logos — учение) —
1. наука о профессиональном поведении педагога; исследование формализованных и неформализованных норм профессионального поведения и деятельности педагога; 2. профессиональная этика, гарантирующая отношения доверия между участниками деятельности и общения. Означает профессиональную компетенцию, интеллектуальную терпимость как по отношению к чужим идеям, так и к людям; моральную ответственность за принятые в профессиональной деятельности решения.
Деперсонализация(от лат. de — отрицательная приставка, persona — личность,
лицо) — изменение самосознания, для к-рого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе и т. д. В легкой форме встречается у психически здоровых людей при эмоциональных перегрузках.
Депонированная рукопись— узкоспециальная работа, обычно в виде
машинописного оригинала, находящаяся на хранении в библиотеке или информационном центре, к-рые информируют специалистов о ее наличии и выдают копии для изучения. Д. приравниваются к опубликованным документам и материалам исследования.
Депрессия(в психологии) (от лат. depressio — подавление) — аффективное,
подавленное состояние, при к-ром все окружающее представляется в мрачном свете.
Депривация психическая(от лат. deprivatio — потеря, лишение чего-либо) —
психическое состояние душевного страдания, к-рое возникает вследствие длительных ограничений возможностей человека в удовлетворении его основных потребностей. Наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмоциональная, коммуникативная формы Д. п. Характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением эмоциональных контактов: задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта.
Депривированный(соц.) — ограниченный, лишенный тех или иных условий,
необходимых для выживания и развития.
Дерево целей— графическое представление взаимосвязи и соподчинения целей одной
или нескольких систем. При построении Д.ц. вначале определяются общие цели, далее они последовательно конкретизируются в подцелях и задачах.
Дескриптивный— описывающий, описательный.
Дескриптор(от лат. describere — описывать) — всякое ключевое слово, с помощью
которого можно характеризовать объект информации.
Деструкция(от лат. destructio — разрушение) — нарушение нормальной структуры
чего-либо.
Детерминизм(от лат. determinare — определять, обуславливать) — причинная
обусловленность, закономерная и необходимая зависимость всех явлений окружающего мира от порождающих их факторов, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления.
Дети исключительные— термин, к-рым в зарубежной (в особенности
англоязычной) научной литературе обозначается широкая категория детей, развитие к-рых по тем или иным показателям отклоняется от среднестатистической нормы; кроме аномальных детей к этой категории могут быть отнесены одаренные и застенчивые дети, дети с «характером» и акцентуациями и т. п.
В отечественной науке этим термином пользовался детский дефектолог В.П. Кащенко.
Дети и подростки «группы риска»— дети с различными формами психической и
соц. дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения, к-рое выполняет функции институтов социализации (семья, школа, детский сад и т. п.).
Детские деревни (SOS — киндердорфы) — тип детского дома для воспитания детей-
сирот в условиях, приближенных к семейным. Впервые созданы в 1949 г. австрийским педагогом Германом Гмайнером, к-рый на основе анализа мирового опыта, разработал социально эффективную систему воспитания детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Такие деревни организованы более чем в 120 странах мира. Создаются семьи, состоящие из воспитательницы, берущей на себя функции матери, нескольких разновозрастных детей обоего пола (братья и сестры не разлучаются), живущие в отдельном доме и ведущие совместное хозяйство. В Д.д., как правило, 12—15 семей. Директор со своей семьей живет здесь же. Все сотрудники такой деревни должны быть командой единомышленников. Считается, что такая форма организации жизнедеятельности детей-сирот является наиболее оптимальной для их воспитания. В России начинает осваиваться опыт создания таких деревень (Томилино Московской области, «Кижи» Калужской области и др.).
Детский дом семейного типа— вариант детского дома, приближенный к условиям
семьи. Типы: семья, взявшая несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в к-рой живут свои и приемные дети. Родители такого семейного дома получают зарплату и др. необходимую помощь.