Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.
К 56 Словарь по педагогББК 74.00 ике. — Москва: ИКЦ «МарТ»;
Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы -
ше 1800 педагогических и междисциплинарных терминов, знание
которых необходимо при изучении курса педагогики.
Издание предназначено для всех, кто изучает педагогику и ин -
тересуется ею: от учащихся педагогических классов и студентов до
профессорско-преподавательского состава и исследователей в обла-
сти педагогики.
ISBN 5-241-00477-4 ББК 74.00
© Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., 2005
© Оформление: Издательский центр «МарТ», 2005
© Оформление: ИКЦ «МарТ», 2005
Определяйте значение слов. Этим вы избавите че-
ловечество от половины его заблуждений и недора-
зумений.
Р. Декарт
«... аще где в книге сей грубостию моей пропись
или небрежением писано, молю вас: не зазрите мое-
му окаянству, не кляните, но поправьте, писал бо не
ангел божий, но человек грешен и зело исполнен не
ведения».
Обращение к читателю
древнерусских книжников
Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что
говоришь.
Русская пословица
Чем богаче определяемый предмет, тем более раз
нообразными могут быть определения его различных
сторон.
Г. Гегель
ВВЕДЕНИЕ
В любой науке постоянно идет процесс переосмысления понятийного аппарата, что характерно и для педагогики. Возвращение к гуманистическим истокам вновь делает центральной фигурой педагогического взаимодействия ребенка. Субъект-субъектный характер современной педагогической парадигмы, разработка технологий педагогического процесса сделали еще более значимой взаимосвязь педагогики и психологии, педагогики и социологии, педагогики и философии, что обогатило педагогику терминологией из смежных наук, поэтому в словаре немало понятий из разных областей знания, особенно из философии, социальной педагогики, психологии, социологии, сексологии и др. Кроме того, в настоящее время в связи с гуманитаризацией образования педагогику ввели в
|
СЛОВАРЬ ПО ПЕДАГОГИКЕ 4
стандарт всех профессиональных образовательных стандартов и ее преподают во всех вузах страны, что значительно расширило круг обучаемых, которым необходимо овладеть педагогической терминологией. Повысился уровень обучения в педагогических училищах, многие из которых стали колледжами, дающими начальное высшее образование, что значительно приблизо преподавание в них к вузовскому обучению, а значит и к усложнению и более высокому научному уровню преподаваемых курсов, в том числе и педагогики. Составители данного словаря предприняли попытку показать смысловое содержание основных терминов курса «Педагогика», которые активно используются как в словаре современных исследователей, так и практиков, чтобы приблизить научные педагогические издания к широкому кругу читателей.
В силу учебного характера данного словаря, адресованного в первую очередь студентам педагогических учебных заведений и учителям, которых затрудняет чтение ряда современных психолого-педагогических работ из-за насыщенности их текстов малознакомой или незнакомой терминологией, в нем по необходимости в краткой и доступной форме даны свыше 1800 понятий, многие из которых в педагогику вошли сравнительно недавно или не использовались в силу господствующей до недавнего времени авторитарной парадигмы. Словарь содержит много новых понятий, содержание и определение которых еще достаточно условно.
|
Совершенно очевидно, что при отборе словарного состава издания и определения сущности терминов, невозможно было все учесть и все свести в единую непротиворечивую целостность, да в этом, на наш взгляд, и нет необходимости. Однако собственно педагогические понятия даны с позиций целостного педагогического процесса. Предлагаемые дефиниции формулировались прежде всего исходя из соображений их достаточной точности, ясности и полноты, понимая в то же время, что и в таком виде не все читатели примут то или иное толкование без определенных уточнений или возражений. Но такова, как нам представляется, участь всех специальных словарей.
При отборе терминов для словаря использовались различные словари, монографии, учебники, методические пособия, научные сборники и статьи из периодических изданий, содержащие новейшую психолого-педагогическую лексику. Основные из использованных источников указаны в списке литературы в конце словаря. В словаре незначительно представлены педагогические понятия, не представляющие сложности в понимании и, как правило, одинаково трактуемые авторами различных пособий по педагогике.
Если определяемое понятие имеет несколько значений, они обозначаются цифрами. При уточнении смысла понятия разъяснения идут через точку с запятой. Понятие, раскрываемое в статье, при упоминании в тексте обозначается начальной заглавной буквой. Если оно названо в виде словосочетания, то последующие слова также обозначаются в тексте при упоминании одной начальной буквой, но маленькой.
|
Связи между словарными статьями прослеживаются посредством кустового расположения терминов, следующих в алфавитном порядке после базового слова и выделенных различным шрифтом или ссылкой на соответствующие статьи словаря. Словарь снабжен списком сокращений и алфавитным указателем.
В конце издания дается разговорный словарик, с указанием наиболее часто используемых слов и выражений учительской речи, нередко вызывающих определенные затруднения.
Издание адресовано всем, кто изучает педагогику или интересуется ею: от учащихся педагогических классов и студентов до профессорско-преподавательского состава и исследователей в области педагогики.
Составители словаря будут признательны читателям за отзывы, пожелания и критические замечания.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
амер. | — американский |
англ. | — английский |
в. (вв.) | — век (века) |
греч. | — греческий |
г. (гг.) | — год (года) |
Д. б. | — должен быть |
др. | — другой (другие) |
европ. | — европейский |
ЗПР | — задержка |
психического | |
развития | |
итал. | — итальянский |
к.-л. | — какой-либо |
(кого-либо) | |
канад. | — канадский |
к.-н. | — кого-нибудь |
(какой-нибудь) | |
к-рый | — который |
лат. | — латинский |
мед. | — медицинский |
м | |
(м-цев) | — месяц |
(месяцев) | |
млн | — миллион |
м. б. | — может быть |
напр. | — например |
НТР | — научно-техни- |
ческая револю | |
ция | |
н. э. | — наша эра |
нек-рое
(нек-рым) — некоторые (некоторым)
нем. | — немецкий |
пед. | — педагогический |
полит. | — политический |
польск. | — польский |
пр. | — прочее |
психол. | — психологический |
разг. | — разговорное |
РФ | — Российская |
Федерация | |
см. | — смотри |
соц. | — социальный |
СМИ | — средства |
массовой | |
информации | |
т.д. | — так далее |
т. к. | — так как |
т. е. | — то есть |
т. (тт.) | — том (тома) |
т. п. | — тому подобное |
Фр- | — французский |
анс | — центральная |
нервная | |
система | |
швейц. | — швейцарский |
юрид. | — юридический |
А
Абстракция — мысленное выделение к.-л. признака или свойства предмета, явления, с
целью его лучшего изучения.
Автоматизированная обучающая система (АОС) — система программного
обеспечения ЭВМ, предназначенная для разработки и создания обучающих программ, управления учебным процессом в диалоговом режиме, сбора и обработки результатов обучения.
Автономия пространственная — неприкосновенность личного пространства.
Автономный — самодостаточный, независимый, самоуправляемый.
Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая
характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить
своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во
властности, склонности человека к использованию недемократичных методов
воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, указаний,
наказаний и т. п. Все эти черты ярко проявляются у авторитарного учителя.
Авторитарное воспитание— воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики — учитель-субъект, а ученик —объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регламентирован, акцент — на воспитывающем обучении. Яркий представитель — Иоганн Фридрих
Гербарт (1776-1841). Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, безаппеляционность в суждениях. Одно из его проявлений в педагогической деятельности — морализирование.
Авторитет (от лат. autoritas — влияние, власть) — 1. влияние индивида, основан-
ное на занимаемом им положении, должности; 2. степень доверия чело-
веку, внутреннее признание окружающими за человеком права на при-
нятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятель-
ности; 3. высокий статус личности в группе, в коллективе.
Авторитет положения— власть, которой обладают все представители
определенного должностного уровня в рамках организации над
всеми теми, кто занимает в ней подчиненное положение,
вне зависимости от наличия каких бы то ни было иных
социальных различий между представителями этих двух групп.
Авторитет родителей— высокая значимость личных качеств и
жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная
на этом сила родительского влияния на их поступки и поведе-
ние.
Ложные родительские авторитеты (А. С. Макаренко):
авторитет доброты— чрезмерная мягкость, доброта,
уступчивость по отношению к поведению ребенка. В та-
кой семье очень скоро дети начинают командовать роди-
телями (самый неумный вид авторитета);
авторитет дружбы — стремление создать с раннего воз-
раста отношения с ребенком как равным — дружеские; в
крайних формах в этом случае начинается обратный процесс —
воспитание родителей;
авторитет любви — стремление ежеминутно и повсеместно
показывать свою любовь к ребенку и показная демонстрация
любви ребенка к родителям (самый распространенный вид
ложного авторитета);
авторитет педантизма — повседневное проявление
«бюрократического» внимания к ребенку. Родитель требует
от ребенка безусловного подчинения; авторитет подавления —
повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями,
жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его
действиям и поступкам. Такой авторитет приучает детей дер-
жаться подальше от жестоких родителей, вызывает детскую
ложь и человеческую трусость, воспитывает жестокость (самый
страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный);
авторитет подкупа— послушание достигается путем подкупа подарками и обещаниями (самый безнравственный вид
авторитета);
авторитет расстояния— родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как начальники;
авторитет резонерства— бесконечные назидания и
наставления ребенка. Такие родители считают, что в поучениях
— главная педагогическая мудрость;
авторитет чванства — возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома (особый вид авторитета расстояния, но более вредный).
Авторитет руководителя — разделяемое большинством подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей положительное мнение о личностном соответствии данного руководителя требованиям занимаемой должности.
Авторитет учителя — особая профессиональная позиция,
определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать
решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный А.у
опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на
высокие личностные и профессиональные качества воспитателя:
демократический стиль сотрудничества с воспитанниками,
эмпатию, способность к открытому общению, позитивную
Я-концепцию учителя, его стремление к постоянному
совершенствованию, эрудированность, компетентность,
справедливость и доброту, общую культуру. Иррадиация
авторитета учителя — перенос авторитета на те сферы
жизнедеятельности, где право учителя на авторитетное влияние
еще не проверялось. Спецификация авторитета — признание
авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в др. он не выс -
тупает в качества авторитета.
Авторская школа — образовательное учреждение, работающее по собственной
оригинальной программе, отличной от программ массовой школы.
Агрессия (от лат. agressio — нападение) — целенаправленное деструктивное поведение,
противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,
причиняющее физический вредили вызывающее отрицательные переживания,
состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивные действия могут
выступать как средство достижения к.-л. цели, как способ психической разрядки,
удовлетворения блокированной потребности личности и переключения
деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. А.: физическая, вербальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинения, самоуничижение, самоубийство), враждебная (причинение вреда), инструментальная.
Адаптация психическая — психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями
окружающей среды.
Адаптация социальная — 1. активное приспособление человека к изменившейся
среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2. оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3. процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социальное окружения — родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.
Адаптивная модель школы — новая модель разноуровневой и многопрофильной
общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и
способностей вне зависимости от их индивидуальных психологических особенно
стей, здоровья, способностей, склонностей, материальной обеспеченности семьи.
Адаптивность — неадаптивность — тенденции соответствия / несоответствия
между целями и достигаемыми результатами активности. А. выражается в согласовании, А. Н. — в рассогласовании целей и результатов. Под воздействием воспитания и обучения, условий и образа жизни уровень А. повышается или понижается.
Адаптивность образовательной среды — способность образовательной среды
устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами
и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан;
создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических
кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А.о.с. для каждого
ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере
информационной и соц. среды во всех образовательных учреждениях; в
разнообразии образовательных программ и согласованных с ними пед.
технологий с учетом индивидуальных особенностей и интересов обучающегося;
полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического
развития, гражданского и профессионального становления.
Функции А.о. с: мотивационно-стимулирующая, свободного самоопределения,
пропедевтико-реабилитационная, коррекционно-компенсаторная.
Адаптированность — уровень фактического приспособления человека к жизни,
взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или
неудовлетворенности собой. Человек м. б. гармоничен и адаптирован или
дисгармоничен и дезадаптирован.
Адепт (от лат. adeptus — достигший) — посвященный в тайны к.-л. учения, секты
и т. п.; ревностный приверженец к.-л. учения, направления, идеи.
Адекватный — равный, вполне соответствующий чему-либо, совпадающий.
Адрес(электронный) (фр. adresser — обращаться) — уникальный код, описывающий размещение данных в памяти компьютера.
Аккомодация (в теории Ж.Пиаже) — изменение уже сложившихся знаний, умений
и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями.
Аккредитация — право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам
документа государственного образца об образовании, на включение в систему
централизованного государственного финансирования и на пользование гербо-
вой печатью; определение типа, вида, категории образовательного учреждения.
Аккредитация предыдущей учебы — признание полученной ранее подготовки и
уже приобретенных навыков с возможностью полного или частичного освобождения от текущего курса обучения или профессиональной подготовки.
Аккультурация — частичное присвоение личностью составляющих иной культуры,
при этом осознание принадлежности к первоначально приобретенной культуре
сочетается с принятием др. культурных ценностей.
Акмеология (от греч. ахте — пик, вершина, высшая степень чего-л.) —
междисциплинарная наука о наиболее полном индивидуальном развитии
взрослого человека, достижении им наиболее высокого уровня соц. зрелости
как гражданина, специалиста, профессионала, возникшая на стыке естественных,
общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы
развития человека на ступени его зрелости (примерно период от 30 до 50 лет) и
при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме. Важной
задачей А. является выяснение того, что должно быть сформировано у человека
на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно
реализовать свой потенциал на ступени зрелости.
Акселерация — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по
сравнению с предыдущими поколениями.
Аксиология — философское учение о материальных, культурных, духовных,
нравственных и психол. ценностях личности, коллектива, общества, их
соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы
в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как ее
методологическая основа, определяющая систему пед. взглядов, воснове к-рых
лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и
обучения, пед. деятельности и образования.
Аксиосфера личности — система ее ценностей.
Активность личности (от лат. activus — деятельный) — деятельное отношение
личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества. Проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении, формируется под воздействием среды и воспитания.
Активности самоценные формы — личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой, коммуникативной и др. деяльности, когда ребенок может придти к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, к свободе мысли, полету фантазии. Важнейшим условием для проявления таких усилий со стороны ребенка является создание условий коммуникативной поддержки: атмосфера защищенности при его общении с учителем, др. взрослыми, сверстниками, уверенность ребенка в ценности его участия в диалоге, щадящие условия для воспитанников с выраженной коммуникативной заторможенностью, общий положительный фон взаимодействия.
Активность надситуативная (неадаптивная) — способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть к-рой в самой притягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку известно, что выбор, к-рый он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это неотталкивает, а мотивирует выбор. Интенсивно разрабатывается В.А. Петровским. А.н. выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления.
Активность общественная — деятельное отношение человека к жизни общества, в к-ром он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственности при выполнении поручений, инициативности, исполнительности, требовательности к себе и готовности помочь др. при выполнении общественных заданий.
Активность познавательная— деятельное состояние ученика, к-рое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой А.п. является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Три уровня А.п. — воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.
Активность социальная — родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. А.с. реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе к-рых лежат общественно значимые потребности. Субъектом — носителем А.с. выступает человек, соц. группа и др. общности. Как общественное свойство личности, А.с. развивается через систему связей человека с окружающей соц. средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, А.с. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень А.с. зависит от соотношения между соц. обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.
Актуализация — действительный, теперешний. В процессе обучения А. знаний,
навыков и чувств — это перевод их из скрытого, латентного состояния в явное, действующее.
Актуальность — важность, значимость для настоящего времени.
Акцентуации личности (характера) (от лат. accentus — ударение) — чрезмерное
усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние
варианты нормы, проявляющееся визбирательной уязвимости личности по отношению к нек-рым психогенным воздействиям (очень большие нервно-психические нагрузки, тяжелые переживания и др.) при хорошей устойчивости к др.; им присуща тенденция к соц.-положительному и соц.-отрицательному развитию в зависимости от характера воздействий среды и воспитания. А.л. с повзрослением сглаживаются, проявляясь лишь при экстремальных психогенных ситуациях. Автор термина — нем. психолог и психиатр К. Леонгард. Типы акцентуаций предложены К. Леонгардом и А.Е. Личко. Учителю знание А. л. необходимо при изучении и понимании воспитанников и осуществлении индивидуального подхода к ним.
Астенический — тип акцентуации, проявляющийся в таких признаках, как
быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, повышенной тревожности, мнительности, нерешительности, склонности к самоанализу, постоянным сомнениям, навязчивым мыслям и др.
Гипертимный— тип акцентуации, для к-рой характерно постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца, контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.
Демонстративный(истероидный)— тип акцентуации, проявляющийся в таких признаках, как артистичность, обходительность, склонность к фантазированию и притворству. Мышление и поступки таких людей неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к др. людям и вместе с тем, эгоистичны, лицемерны, лживы, недобросовестны в работе, тщеславны, авантюристичны.
Дистимный— тип акцентуации, проявляющийся в таких признаках, как низкая контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Такие люди ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют, серьезны, добросовестны, преданы дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.
Застревающий(паранойяльный) — тип акцентуации, к-рому характерны повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других, часто приводящее к конфликтам.