Воспитание эстетическое—выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
Эстетическая оценка (суждение)— сформулированная, доказательная, обоснованная эмоциональная оценка любых явлений с позиции критериев красоты и гармонии.
Эстетическая потребность— потребность в общении с эстетически ценными предметами и явлениями, способная вызвать соответствующие переживания.
Эстетический вкус— способность человека к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств. Существенным компонентом в проявлении вкуса является эстетический идеал.
Эстетический идеал— целостный, социально обусловленный, конкретно-чувственный образ, являющийся воплощением представлений людей о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве.
Эстетическое сознание— совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря к-рым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Формирование Э. с. — одна из задач эстетического воспитания.
Эстетическое чувство— субъективное эмоциональное переживание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Э. ч. выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы. Развитие и воспитание Э. ч. направлено на формирование у воспитанников эстетического идеала и усвоения ими эстетических норм и оценок.
|
Воспитание этическое— выработка правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, сознательной дисциплины.
Воспитание свободное— не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей каждого ребенка, полное раскрытие его индивидуальности. Для В.с. характерно категорическое отрицание системы воспитания и обучения, основанной на подавлении личности ребенка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Сторонники В.с. придавали и придают значительно большее значение созданию условий для самовыражения и свободного развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму пед. вмешательство и исключая к.-л. насилие и принуждение, хотя и признают абсолютную необходимость воспитания и обучения. Они считают, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, поэтому ведущую роль в воспитании и обучении должны играть детские переживания и накопление ими личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Однако широкого распространения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свободного ребенка», созданный К.Н. Вентцелем в 1906 г. Поддерживал идеи В.с. Л.Н.Толстой, организуя жизнь и обучение крестьянских детей в Яснополянской школе. Были и др. попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная школа О. Кайдановской-Берви, близкие к этому направлению учебно-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А.У. Зеленко, затем СТ. Шацким. В настоящее время вновь возродился интерес к идеям В.с. В Москве и ряде др. городов окрыты вальдорфские школы, центры М. Монтессори, разрабатываются отечественные модели свободного ненасильственного воспитания.
|
Воспитание социальное— процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс общественного решения задач активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам соц. проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации. Теория В.с. на основе данных социологии воспитания, и соц.-пед. виктимологии, исходя из положений философии соц. воспитания, описывает, объясняет и прогнозирует функционирование воспитания как соц. института. Принципы В.с: природосообразность, кулыпуро-сообразность, центрация соц. воспитания на развитии личности, принцип дополнительности. Методика В.с. конструирует способы интеграции воспитательных сил общества, организацию взаимодействия индивидуальных, групповых и соц. субъектов соц. воспитания.
Воспитанность— согласованность между знанием, убеждением и поведением.
Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. В. — актуальный уровень развития личности, воспитуемость — ее потенциальный уровень, зона ее ближайшего развития.
|
Воспитательная работа— организация жизнедеятельности взрослых и детей,
направленная на создание условий для полноценного развития личности. Через
В. р. реализуется воспитательный процесс.
Воспитательная система школы— это целостная соц.-пед. организация всей
деятельности школы, возникающая в процессе объединения основных взаимосвязанных компонентов воспитания (цель, субъекты воспитания, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство, управление) и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Признаки гуманистически-ориентированной В.с.ш.: наличие единой концепции развития школьной В. с, формирование здорового образа жизни, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия, обеспечение защитных функций коллектива, разнообразная и многообразная совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений. Примерами таких В.с.ш. могут быть школы В. Караковского, А.Тубельского и др. Принципы функционирования В.с.ш.: объективность, оптимальность, эффективность, принцип точно поставленных целей, информационная достаточность, принцип обратной связи, принцип ведущего звена, принцип здравого смысла, демократизм, дисциплина и порядок, стимулирование, вознаграждение, поощрение инициативы и др.
Воспитательные отношения— разновидность отношений между людьми,
возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т. п. развитие и совершенствование.
Воспитуемость— подготовленность человека к сравнительно быстрому
формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.
Воспитывающее обучение— обучение, при к-ром достигается органическая связь
между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.
Восприятие— отражение в форме образа в сознании предметов и явлений в
совокупности их различных свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств. Синоним — перцепция.
Всестороннее развитие личности — 1. целостное и полноценное развитие всех
сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2. гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.
Вуз открытый — высшее учебное заведение, в к-ром свободная форма приема при
минимальных требованиях, без ограничения в возрасте, без требований к предыдущему профессиональному образованию. Достаточно свободный график учебы, т. к. сроки обучения не ограничены. Слушатели могут получать стипендию, учиться по грантам или бесплатно под определенные гарантии. К таким вузам относятся Открытый Британский университет, открытые университеты Германии. В нашей системе образования — это вуз, открытый для любых форм организации высшего профессионального образования: очной, заочной, вечерней, дистанционной и любой др.
Вундеркинд— ребенок, обладающий гиперспособностями.
Выборка— часть совокупности элементов, к-рая охватывается наблюдением.
Выготский Лев Семенович(1896-1934) — советский психолог, дефектолог,
педагог. Основные работы: «Психология искусства», «Педагогическая психология. Краткий курс», «Исторический смысл психологического кризиса», «История развития высших психических функций», «Мышление и речь» и др. Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения личностью ценностей культуры — теорию культурно-исторического развития поведения и психики человека. Исследовал психол. закономерности восприятия литературных произведений, занимался вопросами рефлексологического и психол. исследований, проблемами психологии воспитания, разработал понятие о зоне ближайшего развития, создал новое направление в дефектологии, положил начало развитию отечественной нейропсихологии. Среди его учеников Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др. (см. Зона ближайшего развития, Культурно-историческая теория развития человека, Кризисы возрастные).
Вытеснение — см. Защита психологическая.
Г
Гармонический— основанный на гармонии, согласованный.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих(1770-1831) — нем. философ. Основные
работы: «Философия духа», «Система нравственности», «Философская пропедевтика», «Энциклопедия философских наук» и др. Цель воспитания по Г.: «сделать человека самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей». Образование для Гегеля имело глубокое соц.-философское значение. Отстаивал идеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества. Стремился к формированию образованного гражданина как свободного члена общества. Противостоял элитарным концепциям образования. Развивал системный и исторический подход к проблемам воспитания и обучения. Считал, что человек осуществляет самопорождение в процессе его собственной деятельности. Выделял две стороны воспитания: обучение и дисциплину. Если не воспитывать в детях чувство подчинения, вызывающее стремление стать взрослыми, в них развивается дерзость и нескромность. При этом дисциплина не должна подавлять «Я» ребенка. Ее назначение — развивать способность ребенка к рефлексии. Надо формировать чувство собственного достоинства у детей. Не возражал против наказаний. Цель обучения — формирование самостоятельного мышления. Мысль и чувства подрастающего человека служат цели формирования самого себя для творческой деятельности. Обязанность воспитания детей — обязанность семьи и государства. Все начинается с семьи. Она должна создать, воспитать человека, нужного обществу, государству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нравственность должна быть укоренена в ребенке как чувство. В семье ребенок ценится как непосредственная «единичность», индивидуальность. В школе ребенка оценивают в соответствии с общим идеалом. Предполагал участие церкви в образовании и воспитании детей. Религия дает в форме чувственных и сверхчувствительных образов целостное миросозерцание. Учитель должен выполнять свою работу не только по обязанности, но и с удовольствием. Важнейшим воспитательным учреждением Г. считал гимназию. Значительное место в образовании должна занимать философия, включающая философию объективного духа (учение о праве, морали и религии): психологию и логику; философию природы и философию духа.
Гедонизм— этико-психол. учение, возникшее в античности, утверждающее, что
наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности ее поведения, основным ее мотивом. Преобладание гедонистских наклонностей в личности человека являются нежелательными при профессиональном отборе в пед. учебные заведения.
Гельвеций Клод Адриан(1715-1771) — фр. философ-материалист, просветитель.
Основные работы: «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Считал человека продуктом обстоятельств. Отвергал умственное, соц., национальное и расовое неравенство. Признавал право всех (и женщин) на образование. Выступал против засилия латыни в школах. Был сторонником реальных знаний. Доказывал преимущества общественного воспитания перед семейным. Обучение д.б. наглядным, строиться на личном опыте ребенка, учебный материал прост и доступен. Школа д.б. светской и государственной.
Генезис — происхождение, возникновение и последующее развитие к.-л. явления или
процесса, приведшие к определенному состоянию, виду этого явления, процесса.
Тендер — совокупность соц. и культурных норм, к-рые общество предписывает
выполнять человеку в зависимости от его пола. Эти нормы отчасти пересматриваются с каждым новым поколением. Разделяют понятия Г. и половой принадлежности. Напр., женщина по признаку пола может проявлять поведение, свойственное мужчинам, и наоборот. Тендерные нормы отличаются достаточно широким разнообразием и различными группами и обществами трактуются по-разному.
Генеалогия педагогическая — теории о происхождении пед. знаний.
Гениальность(от лат. genius — дух) — высший уровень развития способностей — как
общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии Г. можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, к-рые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. От учителя и образовательной системы, в к-рую включается ребенок с выдающимися способностями, во многом зависит, сумеет ли он реализовать свой потенциал.
Генотип— наследственная основа организма; генетическая модель данного организма,
заложенная в совокупности его генов.
Гербарт Иоганн Фридрих(1776-1841) — нем. философ, педагог, психолог.
Основные пед. труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педагогике». Считается теоретиком авторитарной педагогики. Г. выводил цели воспитания из философии. С помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. Сводил процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Ввел в оборот понятия «ассоциация», «апперцепция», «воспитывающее обучение». Цель воспитания, считал Г., заключается в формировании добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цели делятся на: возможные, нужные для будущей профессии, и необходимые, нужные в любой сфере. Г. выделял основные пути воспитательного воздействия на воспитанников: обучение, управление и воспитание. Цель обучения: развитие у детей многостороннего интереса, с к-рым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Виды интересов: 1-я группа — эмпирический, умозрительный, эстетический; 2-я группа — симпатический, соц., религиозный. Виды обучения: описательное — выявить опыт ребенка и дополнить его; аналитическое — исправить и усовершенствовать мысли ученика; синтетическое — построение стройной системы мысли. Ступени обучения — ясность, ассоциация, система, метод. Цель управления: дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний. Средства управления — основные: угроза, надзор, приказание, запреты, физические наказания; вспомогательные: авторитет и любовь. Нравственное воспитание направлено прежде всего на формирование воли и характера будущего члена общества. Средства нравственного воспитания: удерживать воспитанника (установить границы), определять воспитаника, устанавливать четкие правила поведения, не давать оснований для сомнений ученика в истине, волновать душу ученика одобрением и порицанием, увещевать воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их. Г. во многом опередил развитие западной педагогики XIX в.
Герменевтика(от греч. разъясняющий, растолковывающий) — 1. искусство
истолкования текстов; 2. направление в философии, основной проблемой к-рого является проблема понимания. В педагогике в последнее время начинает выступать как объяснительный принцип в ряде пед. исследований, требующий более осмысленного и глубокого понимания сущности воспитательного взаимодействия. В образовании одним из основных способов постижения истины является обучение пониманию.
Герогогика— наука о воспитании пожилых и престарелых людей.
Гессен Сергей Иосифович(1887-1950) — русский философ и педагог,
вынужденный в 20-х гг. эмигрировать за границу. Основные пед. работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско-пед. анализ важ -нейших направлений пед. мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США. Осуществил философский подход к педагогике, поставив в ее центр ценностное отношение к образованию, к-рое рассматривал как непрерывное восхождение к ценностям культуры. Главной ценностью педагогики Г. является личность и ее индивидуальность, обретенная в самостоятельном творческом труде по осуществлению целей-заданий, носящих высокий, «сверхличный» характер. Дисциплина возможна через свободу, а свобода — через закон долга. Свобода есть творчество нового, «особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода». Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая ее как прикладную философию. Задача педагогики, по мнению Г., формировать профессиональное мышление учителя, его способность искусно решать конфликты внутри образования. Убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования: «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным».
Гетерогенный(от греч. heteros — другой, иной /соответствует русскому — «разно...»/,
genos — род, происхождение) — разнородный, разноуровневый (противоположное значение — гомогенный).
Гетеросексуальность— половое влечение к лицам противоположного пола.
Гештальт(от нем. Gestalt — образ, форма) — устойчивый способ организации целого,
его изменяющихся частей; целостные психические образования.
Гештальтпсихология— одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии,
возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений, согласно к-рому структурная (системная) организация сложных психических образований определяет свойства и функции образующих его частей. Основное внимание Г. уделяет исследованию высших психических функций человека (восприятие, мышление, поведение и пр.) как целостных структур. Представители: М. Вертхеймер, В. Келнер, К. Коффка. Элементы Г. начинают осваиваться педагогами и вводиться в организацию взаимодействия с воспитанниками.
Гештальттерапия— система методов и процедур психотерапевтического воздействия
на человека, основанных на теории гештальтпсихологии. Главный принцип Г. — безусловное принятие человеком себя, др. людей и всего остального мира такими, какие они есть; восприятие и оценка наличного состояния как вполне совершенного, не требующего изменения или улучшения; необходимо сосредоточиваться на настоящем, а не уходить в прошлое или будущее, самому искать пути усиления себя. В последнее время и в нашей стране Г. привлекает внимание не только психологов, но и педагогов, т. к. методы психотерапии все активнее входят в арсенал способов взаимодействия педагогов с воспитанниками.
Гигиена умственного труда— система мер, направленных на длительное
сохранение высокой умственной работоспособности. Русский ученый Н. Е. Введенский отмечал, что многие люди работают малопроизводительно и быстро устают, потому что не умеют организовывать свой труд. Условия организации умственного труда: начинать любую работу надо постепенно; соблюдать последовательность и систематичность в любом виде деятельности; чередовать разные вида труда, работу и отдых; учитывать собственный биологический ритм и то, что работоспособность меняется в течение суток, недели.
Гимназия — среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-
филологического направления. Термин заимствован из Древней Греции от гимнасий. Становление европейских гимназий нового времени связано с возникновением в XV—XVI в. латинских школ. В настоящее время — общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением дисциплин, обеспечивающее вариативность образования в зависимости от его конкретного направления, а также освоение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю, выбранному учащимися.
Гиперсреда— метод дискретного представления информации на узлах, соединяемых при помощи ссылок. Вариацией Г. является гипертекст — тип интерактивной среды с возможностями выполнения переходов по ссылкам. Благодаря специальной системе перекрестных ссылок перемещение от документа к документу, находящемуся на другом сервере, происходит незаметно для пользователя. Гипертекстовый документ (гипертекст) внешне представляет собой обычный текст, подобный книжному или газетному, содержащему собственно текст и графику — рисунки, фотографии, пиктограммы. В отличие от обычного текста в гипертексте присутствуют особые области, которые, как правило выделены к.-л. образом — цветом, особым шрифтом и т. п. Попадая на такую область, «мышиный» курсор принимает форму ладони с вытянутым указательным пальцем, говорящую о том, что эта область содержит гипертекстовую ссылку. Если при этом нажать кнопку мыши, то произойдет заранее заданное автором гипертекстового документа событие. Обычно это переход к другой точке данного гипертекста, привязанной к этой области. Это может быть также загрузка др. документа и переход к заданной точке в нем, запуск видеоролика, звукового фрагмента, выполнение к.-н. служебного действия, напр., закрытие файла или выход из программы. Гипертекстовые документы создаются в специальных редакторах, позволяющих делать такие ссылки. Просматриваются эти документы в специальных программах — броузерах. Применяется гипертекст весьма широко: - справочники, энциклопедии, системы помощи (help), обучающие программы и т. п. Наиболее распространенный способ представления гипертекста называется на современном техническом языке HTML (Hyper-Text Mark-up Language) либо 1.Ml) (Standart General Mark-up Language) — на более общем языке, включающем графические объекты.
Гипноз - 1. временное состояние сознания, связанное с сужением его объема и резким
сосредоточением на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания; 2. техника воздействия на индивидуума с целью сузить поле сознания, подчинить его контролю гипнотизера, внушения к-рого он будет выполнять. Может использоваться, но очень ограниченно и по специальным показаниям, как метод коррекции поведения личности.
Гипнопедия — обучение во сне.
Гипотеза — обоснованное предположение, выдвигаемое с целью
объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. Развитие знаний через Г. включает два этапа: построение и проверку Г. Построение Г. происходит на основе анализа исходных данных, их сопоставления, выявления существенных связей и синтеза. Проверка Г. осуществляется путем дедуктивного выведения вытекающих из нее следствий и сопоставления их с фактическим положением вещей. Формулировка гипотезы в пед. исследованиях, как правило, направлена на определение условий протекания тех или иных пед. процессов и явлений.
Глоссарий— словарь к к.-л. тексту, преимущественно древнему, объясняющий
малоизвестные или устаревшие слова. В настоящее время значение этого понятия расширяется. В пед. часто стали говорить о Г. отдельного учебного предмета или всего образовательного стандарта.
Гносеология— теория познания, раздел философии, в к-ром изучаются проблемы
природы познания, его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Для педагогики имеет методологическое значение. На основе Г. строится весь учебный процесс, т. к. учение есть вид специально организованного познания.
Гомогенный— однородный, одноуровневый.
Гомосексуализм — половое влечение к лицам своего пола. У муж чин — уранизм, у
женщин — лесбиянство.
Госпитализм(от франц. hospital — больница) — совокупность психических и
соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека (в любом возрасте) в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Ввел в оборот австро-амер. психоаналитик Р. Спите. Для Г. свойственно замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и речью, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям и т. д., что у младенцев и детей приводит к долговре- менным и зачастую необратимым последствиям, а иногда и к смерти. Г. может возникнуть не только в официальных заведениях, где ребенок не получает достаточного внимания и тепла но и в семьях, где матери не любят своих детей или не уделяюi им достаточного внимания. Встречается и у взрослых люден, проявляясь соц. дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими людьми.
Государственный образовательный стандарт — 1. основной документ,
определяющий образовательный уровень, к-рый д. б. Постигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2. основной документ, в к-ром определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, к-рыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования; 3. федеральные компоненты Г. о.с. определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Готовность к деятельности— сложная динамическая система, включающая
интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые стороны психики. Формой готовности многие исследователи считают установку. Д.И. Узнадзе считал, что установку как готовность к деятельности следует понимать не как частный психологический феномен, а как состояние самого целостного субъекта. Включает осознанные и неосознанные установки, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соответствии с предстоящими трудностями и необходимости достижения определенного результата.
Готовность ребенка к школе— комплексное понятие, в состав к-рого входят
личностная, интеллектуальная, психофизиологическая и физическая готовность. Личностная готовность — зрелость мотивов учебной деятельности (наличие желания идти в школу именно для того, чтобы учиться, выполнять определенные учебные обязанности), развитое познавательное отношение к внешнему миру, коммуникативная зрелость (сформированность средств, навыков, желания общаться); достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики. Интеллектуальная готовность — достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение ребенком знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы детского сада, сформированность общих интеллектуальных умений. Для диагностики Г.р.к ш. используется комплекс разнообразных методик, направленных на исследование развития познавательной и коммуникативной сфер, индивидуальных особенностей и качеств личности, в частности такие, как тест «Мотивационная готовность» (А.Л. Венгер), тест Бендер и др. Полноценная готовность ребенка к школе и формирование позиции ученика окончательно складываются только в процессе первого года обучения при условии целенаправленной работы учителя в этом направлении.
Готовность старшеклассников к самоопределению— личностное
новообразование, основывающееся на сформированности самосознания школьников, осознания своих способностей, интересов и возможностей, развитости мотивов и потребностей, ценностных ориентации и временных перспектив, готовности к выбору профессионального пути.