Школа как культурно-образовательное пространство – это 4 глава




 

Воспитание эстетическое—выработка и совершенствова­ние в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и ис­кусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

 

Эстетическая оценка (суждение)— сформулированная, до­казательная, обоснованная эмоциональная оценка лю­бых явлений с позиции критериев красоты и гармонии.

 

Эстетическая потребность— потребность в общении с эс­тетически ценными предметами и явлениями, способ­ная вызвать соответствующие переживания.

 

Эстетический вкус— способность человека к оценке пред­метов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетичес­ких качеств. Существенным компонентом в проявле­нии вкуса является эстетический идеал.

 

Эстетический идеал— целостный, социально обусловлен­ный, конкретно-чувственный образ, являющийся воп­лощением представлений людей о совершенстве кра­соты в природе, обществе, человеке, искусстве.

 

Эстетическое сознание— совокупность идей, теорий, взгля­дов, критериев художественных суждений, вкусов, бла­годаря к-рым человек получает возможность достовер­но определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Формирование Э. с. — одна из задач эстетического воспитания.

 

Эстетическое чувство— субъективное эмоциональное пе­реживание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Э. ч. выражается в духов­ном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержа­ния и формы. Развитие и воспитание Э. ч. направлено на формирование у воспитанников эстетического иде­ала и усвоения ими эстетических норм и оценок.

 

 

Воспитание этическое— выработка правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, созна­тельной дисциплины.

Воспитание свободное— не стесняемое никакими ограни­чениями развитие сил и способностей каждого ребенка, полное раскрытие его индивидуальности. Для В.с. харак­терно категорическое отрицание системы воспитания и обучения, основанной на подавлении личности ребенка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Сто­ронники В.с. придавали и придают значительно большее значение созданию условий для самовыражения и свобод­ного развития детской индивидуальности, сводя к воз­можному минимуму пед. вмешательство и исключая к.-л. насилие и принуждение, хотя и признают абсолютную необходимость воспитания и обучения. Они считают, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, поэтому ведущую роль в воспитании и обуче­нии должны играть детские переживания и накопление ими личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободного воспитания Ж.-Ж. Рус­со. Однако широкого распространения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свобод­ного ребенка», созданный К.Н. Вентцелем в 1906 г. Под­держивал идеи В.с. Л.Н.Толстой, организуя жизнь и обу­чение крестьянских детей в Яснополянской школе. Были и др. попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, мос­ковская семейная школа О. Кайдановской-Берви, близ­кие к этому направлению учебно-воспитательные комп­лексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляе­мые сначала А.У. Зеленко, затем СТ. Шацким. В настоящее время вновь возродился интерес к идеям В.с. В Москве и ряде др. городов окрыты вальдорфские школы, цент­ры М. Монтессори, разрабатываются отечественные мо­дели свободного ненасильственного воспитания.

 

Воспитание социальное— процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, рели­гиозного и др.); процесс общественного решения задач активного приспособления человека к определенным ро­лям, нормативным установкам и образцам соц. проявле­ния; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации. Теория В.с. на основе данных социологии воспитания, и соц.-пед. виктимологии, исходя из положе­ний философии соц. воспитания, описывает, объясняет и прогнозирует функционирование воспитания как соц. института. Принципы В.с: природосообразность, кулыпуро-сообразность, центрация соц. воспитания на развитии лич­ности, принцип дополнительности. Методика В.с. констру­ирует способы интеграции воспитательных сил общества, организацию взаимодействия индивидуальных, группо­вых и соц. субъектов соц. воспитания.

 

 

Воспитанность— согласованность между знанием, убеждением и поведением.

Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису лично­сти. В. — актуальный уровень развития личности, воспитуемость ее потенциальный уровень, зона ее ближайшего развития.

 

 

Воспитательная работа— организация жизнедеятельности взрослых и детей,

направленная на создание условий для пол­ноценного развития личности. Через
В. р. реализуется воспита­тельный процесс.

 

 

Воспитательная система школы— это целостная соц.-пед. орга­низация всей

деятельности школы, возникающая в процессе объединения основных взаимосвязанных компонентов воспи­тания (цель, субъекты воспитания, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство, управление) и выступа­ющая мощным и постоянно действующим фактором воспита­ния. Признаки гуманистически-ориентированной В.с.ш.: наличие единой концепции развития школьной В. с, формирование здоро­вого образа жизни, сочетание фронтальных, групповых и индиви­дуальных форм воздействия и взаимодействия, обеспечение защит­ных функций коллектива, разнообразная и многообразная совмест­ная деятельность разновозрастных коллективов и объединений. Примерами таких В.с.ш. могут быть школы В. Караковского, А.Тубельского и др. Принципы функционирования В.с.ш.: объек­тивность, оптимальность, эффективность, принцип точно по­ставленных целей, информационная достаточность, принцип обратной связи, принцип ведущего звена, принцип здравого смысла, демократизм, дисциплина и порядок, стимулирование, вознаграждение, поощрение инициативы и др.

 

 

Воспитательные отношения— разновидность отношений меж­ду людьми,

возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т. п. развитие и со­вершенствование.

 

 

Воспитуемость— подготовленность человека к сравнительно бы­строму

формированию новых для него познавательных, эмоци­ональных или поведенческих умений и навыков.

 

 

Воспитывающее обучение— обучение, при к-ром достигается органическая связь

между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-цело­стного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебно­му материалу.

 

 

Восприятие— отражение в форме образа в сознании предметов и явлений в

совокупности их различных свойств при непосредствен­ном воздействии их на органы чувств. Синоним — перцепция.

Всестороннее развитие личности 1. целостное и полноценное развитие всех

сущностных сил человека, его способностей и да­рований; 2. гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

 

 

Вуз открытый — высшее учебное заведение, в к-ром свободная форма приема при

минимальных требованиях, без ограничения в возрасте, без требований к предыдущему профессиональному образованию. Достаточно свободный график учебы, т. к. сроки обучения не ограничены. Слушатели могут получать стипендию, учиться по грантам или бесплатно под определенные гарантии. К таким вузам относятся Открытый Британский университет, открытые университеты Германии. В нашей системе образо­вания — это вуз, открытый для любых форм организации выс­шего профессионального образования: очной, заочной, вечер­ней, дистанционной и любой др.

 

Вундеркинд— ребенок, обладающий гиперспособностями.

 

 

Выборка— часть совокупности элементов, к-рая охватывается наблюдением.

 

 

Выготский Лев Семенович(1896-1934) — советский психолог, дефектолог,

педагог. Основные работы: «Психология искусства», «Педагогическая психология. Краткий курс», «Исторический смысл психологического кризиса», «История развития высших психических функций», «Мышление и речь» и др. Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредо­ванного общением освоения личностью ценностей культуры — теорию культурно-исторического развития поведения и психи­ки человека. Исследовал психол. закономерности восприятия литературных произведений, занимался вопросами рефлексоло­гического и психол. исследований, проблемами психологии воспитания, разработал понятие о зоне ближайшего развития, создал новое направление в дефектологии, положил начало развитию отечественной нейропсихологии. Среди его учени­ков Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Ле­онтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др. (см. Зона ближайшего развития, Культурно-историческая теория развития человека, Кризисы возрастные).

 

 

Вытеснение — см. Защита психологическая.

 

Г

Гармонический— основанный на гармонии, согласованный.

 

 

Гегель Георг Вильгельм Фридрих(1770-1831) — нем. философ. Основные

работы: «Философия духа», «Система нравствен­ности», «Философская пропедевтика», «Энциклопедия фило­софских наук» и др. Цель воспитания по Г.: «сделать человека самостоятельным существом, т. е. существом со свободной во­лей». Образование для Гегеля имело глубокое соц.-философское значение. Отстаивал идеал целостного формирования индиви­да в контексте культуры человечества. Стремился к формирова­нию образованного гражданина как свободного члена общества. Противостоял элитарным концепциям образования. Развивал системный и исторический подход к проблемам воспитания и обучения. Считал, что человек осуществляет самопорождение в процессе его собственной деятельности. Выделял две стороны воспитания: обучение и дисциплину. Если не воспитывать в де­тях чувство подчинения, вызывающее стремление стать взрос­лыми, в них развивается дерзость и нескромность. При этом дисциплина не должна подавлять «Я» ребенка. Ее назначение — развивать способность ребенка к рефлексии. Надо формировать чувство собственного достоинства у детей. Не возражал против наказаний. Цель обучения — формирование самостоятельного мышления. Мысль и чувства подрастающего человека служат цели формирования самого себя для творческой деятельности. Обязанность воспитания детей — обязанность семьи и государ­ства. Все начинается с семьи. Она должна создать, воспитать человека, нужного обществу, государству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нравственность должна быть укоренена в ребенке как чувство. В семье ребенок ценится как непосредственная «единичность», индивидуаль­ность. В школе ребенка оценивают в соответствии с общим иде­алом. Предполагал участие церкви в образовании и воспитании детей. Религия дает в форме чувственных и сверхчувствитель­ных образов целостное миросозерцание. Учитель должен вы­полнять свою работу не только по обязанности, но и с удо­вольствием. Важнейшим воспитательным учреждением Г. счи­тал гимназию. Значительное место в образовании должна занимать философия, включающая философию объективного духа (учение о праве, морали и религии): психологию и логику; философию природы и философию духа.

 

 

Гедонизм— этико-психол. учение, возникшее в античности, ут­верждающее, что

наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности ее пове­дения, основным ее мотивом. Преобладание гедонистских на­клонностей в личности человека являются нежелательными при профессиональном отборе в пед. учебные заведения.

 

 

Гельвеций Клод Адриан(1715-1771) — фр. философ-материа­лист, просветитель.

Основные работы: «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Считал чело­века продуктом обстоятельств. Отвергал умственное, соц., наци­ональное и расовое неравенство. Признавал право всех (и жен­щин) на образование. Выступал против засилия латыни в школах. Был сторонником реальных знаний. Доказывал преимущества общественного воспитания перед семейным. Обучение д.б. на­глядным, строиться на личном опыте ребенка, учебный матери­ал прост и доступен. Школа д.б. светской и государственной.

 

 

Генезис — происхождение, возникновение и последующее разви­тие к.-л. явления или

процесса, приведшие к определенному состоянию, виду этого явления, процесса.

 

 

Тендер — совокупность соц. и культурных норм, к-рые общество предписывает

выполнять человеку в зависимости от его пола. Эти нормы отчасти пересматриваются с каждым новым поколением. Разделяют понятия Г. и половой принадлежности. Напр., жен­щина по признаку пола может проявлять поведение, свойствен­ное мужчинам, и наоборот. Тендерные нормы отличаются дос­таточно широким разнообразием и различными группами и об­ществами трактуются по-разному.

 

 

Генеалогия педагогическая — теории о происхождении пед. знаний.

 

 

Гениальность(от лат. genius — дух) — высший уровень развития способностей — как

общих (интеллектуальных), так и специ­альных. О наличии Г. можно говорить лишь в случае достиже­ния личностью таких результатов творческой деятельности, к-рые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культу­ры. От учителя и образовательной системы, в к-рую включает­ся ребенок с выдающимися способностями, во многом зависит, сумеет ли он реализовать свой потенциал.

 

 

Генотип— наследственная основа организма; генетическая модель данного организма,

заложенная в совокупности его генов.

 

 

Гербарт Иоганн Фридрих(1776-1841) — нем. философ, педагог, психолог.

Основные пед. труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о при­ложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педаго­гике». Считается теоретиком авторитарной педагогики. Г. выво­дил цели воспитания из философии. С помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. Сводил процесс пси­хической деятельности к механическим комбинациям пред­ставлений. Ввел в оборот понятия «ассоциация», «апперцепция», «воспитывающее обучение». Цель воспитания, считал Г., заклю­чается в формировании добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего ус­тановленный правопорядок. Цели делятся на: возможные, нуж­ные для будущей профессии, и необходимые, нужные в любой сфере. Г. выделял основные пути воспитательного воздействия на воспитанников: обучение, управление и воспитание. Цель обу­чения: развитие у детей многостороннего интереса, с к-рым свя­зывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и ме­тодика обучения. Виды интересов: 1-я группа — эмпирический, умозрительный, эстетический; 2-я группа — симпатический, соц., религиозный. Виды обучения: описательное — выявить опыт ребенка и дополнить его; аналитическое — исправить и усо­вершенствовать мысли ученика; синтетическое — построение стройной системы мысли. Ступени обучения — ясность, ассоци­ация, система, метод. Цель управления: дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний. Средства управ­ления — основные: угроза, надзор, приказание, запреты, физичес­кие наказания; вспомогательные: авторитет и любовь. Нравствен­ное воспитание направлено прежде всего на формирование воли и характера будущего члена общества. Средства нравственного воспитания: удерживать воспитанника (установить границы), оп­ределять воспитаника, устанавливать четкие правила поведения, не давать оснований для сомнений ученика в истине, волновать душу ученика одобрением и порицанием, увещевать воспитанни­ка, указывать на его промахи, исправлять их. Г. во многом опере­дил развитие западной педагогики XIX в.

 

 

Герменевтика(от греч. разъясняющий, растолковывающий) — 1. искусство

истолкования текстов; 2. направление в философии, основной проблемой к-рого является проблема понимания. В педагогике в последнее время начинает выступать как объясни­тельный принцип в ряде пед. исследований, требующий более осмысленного и глубокого понимания сущности воспитательно­го взаимодействия. В образовании одним из основных способов постижения истины является обучение пониманию.

 

 

Герогогика— наука о воспитании пожилых и престарелых людей.

 

 

Гессен Сергей Иосифович(1887-1950) — русский философ и педагог,

вынужденный в 20-х гг. эмигрировать за границу. Ос­новные пед. работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско-пед. анализ важ -нейших направлений пед. мысли первой четверти XX в. в Рос­сии, Европе, США. Осуществил философский подход к педаго­гике, поставив в ее центр ценностное отношение к образованию, к-рое рассматривал как непрерывное восхождение к ценностям культуры. Главной ценностью педагогики Г. является личность и ее индивидуальность, обретенная в самостоятельном творческом труде по осуществлению целей-заданий, носящих высокий, «сверхличный» характер. Дисциплина возможна через свободу, а свобода — через закон долга. Свобода есть творчество нового, «особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода». Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая ее как прикладную философию. Задача педагоги­ки, по мнению Г., формировать профессиональное мышление учителя, его способность искусно решать конфликты внутри об­разования. Убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования: «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным».

 

 

Гетерогенный(от греч. heteros — другой, иной /соответствует русскому — «разно...»/,

genos — род, происхождение) — разно­родный, разноуровневый (противоположное значение — го­могенный).

 

 

Гетеросексуальность— половое влечение к лицам противопо­ложного пола.

 

 

Гештальт(от нем. Gestalt — образ, форма) — устойчивый способ организации целого,

его изменяющихся частей; целостные пси­хические образования.

 

 

Гештальтпсихология— одно из крупнейших направлений в зару­бежной психологии,

возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необхо­димости целостного подхода к анализу сложных психических явлений, согласно к-рому структурная (системная) организация сложных психических образований определяет свойства и фун­кции образующих его частей. Основное внимание Г. уделяет исследованию высших психических функций человека (воспри­ятие, мышление, поведение и пр.) как целостных структур. Представители: М. Вертхеймер, В. Келнер, К. Коффка. Элемен­ты Г. начинают осваиваться педагогами и вводиться в организа­цию взаимодействия с воспитанниками.

 

 

Гештальттерапия— система методов и процедур психотерапевти­ческого воздействия

на человека, основанных на теории гештальтпсихологии. Главный принцип Г. — безусловное принятие человеком себя, др. людей и всего остального мира такими, ка­кие они есть; восприятие и оценка наличного состояния как вполне совершенного, не требующего изменения или улучше­ния; необходимо сосредоточиваться на настоящем, а не уходить в прошлое или будущее, самому искать пути усиления себя. В последнее время и в нашей стране Г. привлекает внимание не только психологов, но и педагогов, т. к. методы психотерапии все активнее входят в арсенал способов взаимодействия педаго­гов с воспитанниками.

 

 

Гигиена умственного труда— система мер, направленных на длительное

сохранение высокой умственной работоспособнос­ти. Русский ученый Н. Е. Введенский отмечал, что многие люди работают малопроизводительно и быстро устают, потому что не умеют организовывать свой труд. Условия организации умствен­ного труда: начинать любую работу надо постепенно; соблюдать последовательность и систематичность в любом виде деятельно­сти; чередовать разные вида труда, работу и отдых; учитывать собственный биологический ритм и то, что работоспособность меняется в течение суток, недели.

 

 

Гимназия — среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-

филологического направления. Термин заимствован из Древней Греции от гимнасий. Становление ев­ропейских гимназий нового времени связано с возникновением в XV—XVI в. латинских школ. В настоящее время — общеобразо­вательное учебное заведение с углубленным изучением дисцип­лин, обеспечивающее вариативность образования в зависимос­ти от его конкретного направления, а также освоение общеоб­разовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю, выбранному учащимися.

 

 

Гиперсреда— метод дискретного представления информации на узлах, соединяемых при помощи ссылок. Вариацией Г. являет­ся гипертекст — тип интерактивной среды с возможностями выполнения переходов по ссылкам. Благодаря специальной си­стеме перекрестных ссылок перемещение от документа к доку­менту, находящемуся на другом сервере, происходит незаметно для пользователя. Гипертекстовый документ (гипертекст) внешне представляет собой обычный текст, подобный книжному или газетному, содержащему собственно текст и графику — рисунки, фотографии, пиктограммы. В отличие от обычного текста в гипертексте присутствуют особые области, которые, как правило выделены к.-л. образом — цветом, особым шрифтом и т. п. Попадая на такую область, «мышиный» курсор принимает форму ладони с вытянутым указательным пальцем, говорящую о том, что эта область содержит гипертекстовую ссылку. Если при этом нажать кнопку мыши, то произойдет заранее заданное автором гипертекстового документа событие. Обычно это переход к другой точке данного гипертекста, привязанной к этой области. Это может быть также загрузка др. документа и переход к заданной точке в нем, запуск видеоролика, звукового фрагмента, выполнение к.-н. служебного действия, напр., закрытие файла или выход из программы. Гипертекстовые документы создаются в специальных редакторах, позволяющих делать такие ссылки. Просматриваются эти документы в специальных программах — броузерах. Применяется гипертекст весьма широко: - справочники, энциклопедии, системы помощи (help), обуча­ющие программы и т. п. Наиболее распространенный способ представления гипертекста называется на современном техническом языке HTML (Hyper-Text Mark-up Language) либо 1.Ml) (Standart General Mark-up Language) — на более общем языке, включающем графические объекты.

 

 

Гипноз - 1. временное состояние сознания, связанное с сужением его объема и резким

сосредоточением на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания; 2. техника воздействия на индивидуума с целью сузить поле сознания, подчинить его контролю гипнотизера, внушения к-рого он будет выполнять. Может использоваться, но очень ограниченно и по специальным показаниям, как метод коррекции поведения личности.

 

 

Гипнопедия — обучение во сне.

 

 

Гипотеза — обоснованное предположение, выдвигаемое с целью

объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. Развитие знаний через Г. включает два этапа: построение и проверку Г. Построение Г. происходит на основе анализа исходных данных, их сопоставления, выявления существенных связей и синтеза. Проверка Г. осуществляется путем дедуктивного выведения вытекающих из нее следствий и сопо­ставления их с фактическим положением вещей. Формулиров­ка гипотезы в пед. исследованиях, как правило, направлена на определение условий протекания тех или иных пед. процессов и явлений.

 

 

Глоссарий— словарь к к.-л. тексту, преимущественно древнему, объясняющий

малоизвестные или устаревшие слова. В настоя­щее время значение этого понятия расширяется. В пед. часто стали говорить о Г. отдельного учебного предмета или всего об­разовательного стандарта.

 

 

Гносеология— теория познания, раздел философии, в к-ром изучаются проблемы

природы познания, его возможностей, отно­шения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосыл­ки познания, выявляются условия его достоверности и истин­ности. Для педагогики имеет методологическое значение. На основе Г. строится весь учебный процесс, т. к. учение есть вид специально организованного познания.

 

 

Гомогенный— однородный, одноуровневый.

 

 

Гомосексуализм — половое влечение к лицам своего пола. У муж чин — уранизм, у

женщин — лесбиянство.

 

 

Госпитализм(от франц. hospital — больница) — совокупность пси­хических и

соматических расстройств, обусловленных длитель­ным пребыванием человека (в любом возрасте) в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Ввел в оборот австро-амер. психоаналитик Р. Спите. Для Г. свойственно замед­ление психического и физического развития, отставание в ов­ладении собственным телом и речью, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость ин­фекциям и т. д., что у младенцев и детей приводит к долговре- менным и зачастую необратимым последствиям, а иногда и к смерти. Г. может возникнуть не только в официальных заведениях, где ребенок не получает достаточного внимания и тепла но и в семьях, где матери не любят своих детей или не уделяюi им достаточного внимания. Встречается и у взрослых люден, проявляясь соц. дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окру­жающими людьми.

 

 

Государственный образовательный стандарт 1. основной документ,

определяющий образовательный уровень, к-рый д. б. Постигнут выпускниками независимо от форм получения образо­вания. Включает в себя федеральный и национально-региональ­ный компоненты; 2. основной документ, в к-ром определены конечные результаты образования по учебному предмету. Со­ставляется для каждого этапа образования. Стандартом опреде­ляются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, к-рыми предстоит овладеть учащимся, техно­логия проверки результатов образования; 3. федеральные ком­поненты Г. о.с. определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготов­ки выпускников.

 

 

Готовность к деятельности— сложная динамическая система, включающая

интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые стороны психики. Формой готовности многие исследователи считают установку. Д.И. Узнадзе считал, что ус­тановку как готовность к деятельности следует понимать не как частный психологический феномен, а как состояние самого це­лостного субъекта. Включает осознанные и неосознанные уста­новки, модели вероятного поведения, определение оптималь­ных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соответствии с предстоящими трудностями и необходимости достижения определенного результата.

 

 

Готовность ребенка к школе— комплексное понятие, в состав к-рого входят

личностная, интеллектуальная, психофизиологи­ческая и физическая готовность. Личностная готовность — зре­лость мотивов учебной деятельности (наличие желания идти в школу именно для того, чтобы учиться, выполнять определен­ные учебные обязанности), развитое познавательное отношение к внешнему миру, коммуникативная зрелость (сформированность средств, навыков, желания общаться); достаточный уро­вень эмоционального и волевого развития психики. Интеллек­туальная готовность — достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение ребенком знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы детского сада, сформированность общих интеллектуальных умений. Для диагностики Г.р.к ш. используется комплекс разнообразных методик, направлен­ных на исследование развития познавательной и коммуника­тивной сфер, индивидуальных особенностей и качеств лично­сти, в частности такие, как тест «Мотивационная готовность» (А.Л. Венгер), тест Бендер и др. Полноценная готовность ребен­ка к школе и формирование позиции ученика окончательно складываются только в процессе первого года обучения при ус­ловии целенаправленной работы учителя в этом направлении.

 

 

Готовность старшеклассников к самоопределению— личностное

новообразование, основывающееся на сформированности само­сознания школьников, осознания своих способностей, интере­сов и возможностей, развитости мотивов и потребностей, цен­ностных ориентации и временных перспектив, готовности к выбору профессионального пути.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: