Конформный— тип акцентуации, к-рому характерны чрезмерная подчиненность другим и зависимость от чужого мнения. Недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.
Лабильный — тип акцентуации, носителю к-рого свойственна резкая смена настроения в зависимости от ситуации.
Неустойчивый— тип акцентуации, к-рому характерны склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний; умение легко устанавливать контакты, носящие очень поверхностный характер.
Психоастенический — тип акцентуации, к-рому характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию ритуальных действий.
Сензитивный (от лат. sensus — чувство, ощущение) — тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность.
Шизоидный — тип акцентуации, связанный с такими чертами, как эмоциональная холодность, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, трудности в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения, необычность мышления и др.
Циклоидный— тип акцентуации, для к-рого характерно чередование фаз хорошего и плохого настроения с различными периодами. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада — по дистимному.
Эпилептоидный — тип акцентуации, связанный с такими чертами, как склонность к злобно-тоскливому настроению, к накоплению раздражительности, агрессии, внутренней неудовлетворенности, проявляющихся в формезлости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности; нередко связан с вязкостью мышления, скрупулезностью, педантичностью и др.
|
Алгоритм — предписание, задающее на основе системы правил последовательность
операций, точное выполнение к-рых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алгоритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов.
Альтернатива — необходимость выбора одной из двух (или нескольких)
исключающих друг друга возможностей.
Альтруизм (от лат. alter — другой) — нравственная норма и черта личности,
проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственными интересами в пользу др. человека или соц. общности. Термин введен философом О. Контом как противоположный понятию эгоизм. Формируется в процессе гуманистического взаимодействия воспитателя и воспитанников в процессе воспитания. А. является одним из важнейших качеств для профессий в области «человек-человек».
Амбивалентность чувств (от греч. amphi — приставка, обозначающая
двойственность, лат. valentia — сила) — сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто проявляется у подростков во взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами.
Амбидекстрия — способность одинаково успешно пользоваться как правой, так и
левой рукой.
Амбиция (от лат. ambitio — честолюбие, хвастовство) — обостренное самолюбие,
|
самоуверенность, надменность, пренебрежительное отношение к др. людям, недооценка их способностей и возможностей. А. затрудняют общение человека в коллективе, семье. Амбициозность в поведении педагога снижает результативность его влияния на учащихся.
Амнезия — нарушение памяти.
Амнезия детства — феномен психики взрослого человека, к-рый заключается в том,
что человек не помнит событий первых 3—4 лет жизни.
Аморфный — бесформенный, расплывчатый.
Андрогогика — теория обучения и воспитания, раскрывающая и развивающая принци-
пы обучения взрослых. Термин введен нем. историком просвещения К. Каппом.
Андрогиния (от лат. andros — мужской, gunes — женский) — понятие, введенное амер.
психологом С. Бемом для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психол. качества. Как было доказано, дифференциация этих качеств по половому признаку возникает и формируется скорее вследствие специфического семейного воспитания мальчиков и девочек и соц. воздействия, нежели из-за биологических различий между полами.
Анимация — мультипликационное изображение, фильм.
Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему
вопросов. Используется для получения к.-л. сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп. А. бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. Широко используется в пед. исследованиях.
|
Аннотация (от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткая характеристика
печатного произведения с точки зрения содержания, назначения, формы и др. особенностей. Носит пояснительный или рекомендательный характер. Умение составлять А. необходимо формировать уже в школе.
Аномалия — отклонения разной степени от нормы.
Аномия (от греч. а — отрицательная частица и nomos — закон) — состояние общества,
при к-ром отсутствует четкая, непротиворечивая регуляция поведения людей, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже потеряли свое значение, а новые еще не сложились. В таком обществе люди становятся отчужденными, апатичными, лишенными целей, имевших ценность.
Антипатия — чувство неприятия, отвращения.
Антиципация(от лат. anticipatio — предвосхищение) — способность предвидеть
развитие событий, явлений, результатов действий.
Антагонизм — непримиримое противоречие; борьба против к.-н.; враждебность.
Антропогенный — связанный с происхождением человека и его деятельностью.
Антропокосмизм — философское и общенаучное воззрение, согласно к-рому человек,
его мысль и деятельность ставятся в центр мировой эволюции, а затем и сами выступают ее мощнейшим фактором. В концепции А. существенное значение имеет уподобление человеческого индивида вселенной — параллель «микро-» и «макрокосмоса», вера в планетарное единство человечества, солидарность народов и диалог культур, что в педагогике вылилось в теорию ненасильственного воспитания и формирования глобального мышления, направленного на постановку и ненасильственное решение общечеловеческих проблем и понимание себя как активной частицы мироздания.
Антропологизм — научная концепция (система взглядов), рассматривающая человека
как высшее и совершеннейшее произведение природы. В А. «человек» выступает основной мировоззренческой категорией, с позиций к-рой должно производиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук.
Антропология педагогическая — философская база воспитания, к-рая
позволяет понять структуру воспитания лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества и познания; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский). Воспитание в А.п. понимается как атрибут человеческого бытия.
Антропология психологическая — учение о природе, условиях развития
и становления субъектности, внутреннего мира человека.
Антропология философская — учение о сущности человека, его
происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ориентировано на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании.
Антропология христианская — учение об отношениях Бога и человека, в к-рые человек вступает как живая уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и конкретной практике его жизни в соответствии с законом Божиим и заповедями блаженства. Руководящим началом жизни каждого человека д. б. проявление духа в человеке. Сам же дух проявляется в страхе Божьем, совести и жажде Бога. Учение о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе — божественной и человеческой. Философско-антропологическое учение понимает человека в его всеобъемлющей, всеохватывающей целостности и самоценности как творческую и свободную личность. В нем ставятся задачи выработки принципов, руководствуясь к-рыми можно было бы защитить достоинство и свободу человека. Выступает методологическим обоснованием для педагогики христианства.
Антрополого-гуманистический принцип (в пед.) — организация учебно-
воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности.
Антропософия — учение о человеке, развитое в начале XX в. Р. Штейнером, как
разновидность теософии. В А. делается упор на неортодоксально понятую христианскую мистику и европ. идеалистическую философию и подчеркивается принципиальная общедоступность «высшего знания». Цель А. — выработка чувства единства с духовной основой Вселенной. Согласно Штейнеру, при помощи соответствующего воспитания (включающего обучение медитации, музыке, эвритмии — разработанному Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку и др.) каждый человек способен пробудить дремлющие в нем «духовные органы познания» и достичь «высшего состояния сознания».
Апатия(от греч. apathetia — бесстрастность) — состояние, характеризующееся
снижением активности, эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.
Апологет — активный, нередко предвзятый сторонник, защитник, приверженец.
Аппеляция— обжалование к.-л. постановления в высшую инстанцию; обращение за
советом, поддержкой к к.-л. авторитетной инстанции, к общественному мнению.
Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний. Учет
особенностей А. учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует положительному влиянию на содержание и направленность восприятия обучаемыми передаваемой информации.
Апостериори (от лат. a posteriori — из последующего) — происходящее из опыта.
Априори (от лат. a priori — из предшествующего) — знание, предшествующее опыту и
независимое от него.
Апробация (от лат. approbatio — одобрение, признание) — одобрение, сделанное на
основе испытания, проверки.
Аргумент — суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение
истинности другого суждения (концепции, теории); основание (часть основания) доказательства. Обучать умению аргументировать следует с начальных классов.
Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреч. философ, к-рый систематизировал все
области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам воспитания, актуальны и в наше время. Цель воспитания — гармоническое развитие всех сторон души (физическое, нравственное, умственное), воспитание деятельной, волевой, самостоятельной личности. Забота о воспитании граждан д. б. делом государства. Воспитание — средство укрепления государственного строя. Человек в той мере человек, в какой он гражданин. А. создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул требование: в воспитании следовать за природой (принцип природосообразности). Выступал против равного с мужчинами образования для женщин.
Артефакт — 1. факт, не характерный для естественного течения данного процесса и
вызванный искусственно; 2. продукт культуры, способный сохраняться более длительное время, чем сама породившая его культура.
Арттерапия — см. Психотерапия.
Архетип (от греч. archetipos — первообраз) — связь образов, переходящих из поколения
в поколение: образы Бога, матери и т. п. Термин введен К. Юнгом — швейц. психологом и психиатром. А. сокрыты в коллективном бессознательном, к-рое существует в каждом из людей наряду с личным бессознательным и сознанием. А. выступают основой общей структуры личности, ее поведения, мышления, наполняясь в течение жизни конкретным содержанием.
Аскетизм — сознательное ограничение, обуздание человеком своих чувственных
влечений и желаний. А. содержит в себе рациональный смысл: утвердить приоритет духовных ценностей над ценностями низшего уровня (преходящими, материальными). Проповедуется как высшая добродетель в христианском воспитании. Антипод А. — гедонизм — этический принцип, отводящий высшее благо жизни удовольствию, чувственным наслаждениям.
Аспект — точка зрения, с к-рой рассматривается предмет, явление, понятие.
Ассоциация (в психол.) — связь между психол. явлениями, при к-рой актуализация
одного из них влечет за собой появление др.
Атеизм — система взглядов, отвергающая веру в Бога и сверхъестественные силы.
Атрибуция каузальная (от лат. attribuo — приписывать, наделять, causa — причина)
— интерпретация человеком межличностного восприятия причин и мотивов поведения др. людей на основе домысливания недостающей информации. Эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение интерпретатора. Заложил основы изучения А.к. Ф. Хайдер. Выявлено, что в группах высокого уровня развития (коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.
Аттестация образовательного учреждения — установление соответствия
содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждение требованиям государственных образовательных стандартов.
Аттестация педагогических работников — комплексная оценка уровня
квалификации, пед. профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.
Аттитюд(от фр. attitude — поза, положение) — субъективные ориентации индивидов
как членов группы на те или иные ценности, предписывающие определенные социально принятые способы поведения. А. усваиваются с приобретением жизненного опыта и в процессе социализации, однако не являются чем-то неизменным.
Аттракт (в синергетике) — относительно устойчивое состояние системы, к-рое как бы
«притягивает к себе множество... траекторий» системы; попадание системы в конус аттрактора приводит к неизбежной эволюции этого относительно устойчивого состояния.
Аттракция(от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — социально-психическое
явление формирования восприятия одного человека др. как привлекательного; возникновение симпатии, положительной установки на др. человека. Является важным показателем профессиональной пед. пригодности.
Аутентичный (от гр. authentikos — подлинный) — подлинный, достоверный.
Аутизм (от греч. autos — сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью,
отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Термин, введеный Э. Блейером (швейц. психологом), используется как для обозначения грубой аномалии психического развития, так и применительно к нормальной психике, напр., как способ психол. защиты.
Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, когда враждебные действия
направлены человеком на самого себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию. В особо тяжелых случаях — в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами. Основное средство коррекции — психотерапия.
Аутогенная тренировка — см. Психотерапия.
Аутоэротизм — направленность полового влечения на себя (нарциссизм).
Аутсайдер (от англ. outsider — посторонний человек) — неудачник, человек, не
нашедший своего места в обществе.
Афазия — расстройство речи, вызванное поражением определенных участков мозга.
Проявляется в полной или частичной утрате способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей и понимать высказывания окружающих.
Аффект (от лат. affektus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно
кратковременное нервно-психическое возбуждение (ярость, ужас, гнев), сопровождающееся нарушением самоконтроля, напряженной мимикой и жестикуляцией, возникающее в критических обстоятельствах при неспособности человека найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Учителю необходимо учитывать при оценке поступков воспитанников эмоциональное состояние, в к-ром они находились во время их совершения.
Аффект неадекватности — устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в к.-л. деятельности и, как правило, сопровождающееся попытками самооправдания или дискредитации самих целей деятельности. Длительное состояние А.н. приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера. Дети в состоянии А.н. становятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессии.
Аффектация — необычное искусственное возбуждение, неестественность в речи,
жестах, манерах, излишняя активность поведения. Признак неискренности в общении, в поведении.
Аффилиация (от лат. affiliate — присоединять, присоединяться) — потребность
человека в общении, в эмоциональных контактах. А. проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других. По последним исследованиям пед. направленности личности учителя эта потребность называется одной из основополагающих при определении профессиональной пригодности к пед. деятельности.
Б
Баден-Пауэл Р.С. (1857-1941) — британский полковник, инициатор и организатор
скаутского движения (от англ. boy — мальчик, scout — разведчик). В 1907 г. собрал 11—12-летних мальчиков на англ. острове Браунси в лагерь для бойскаутов. В программу работы первого лагеря для юных разведчиков входили беседы об армии и военной жизни, различные игры, физические упражнения, соревнования. На основе полученного опыта Б.-П. написал книгу «Скаутизм для мальчиков». В 1909 г. он составил программу для девочек (герлскаутов).
База данных — совокупность средств и методов описания, хранения и манипулирования
данными для сбора, накопления и обработки больших информационных массивов; набор структурированных сведений об объектах одной предметной области; поименованная совокупность данных, организованных по определенным правилам, к-рые предусматривают общие принципы описания, хранения и манипулирования данными. Для взаимодействия с Б.д. используются системы управления базами данных (СУБД).
База данных реляционная — база данных, в к-рой присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т. п.) и ее поиск производится по к.-л. из них, по любой их комбинации.
Базисные педагогические традиции — система предельно общих стереотипов,
обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспитательно-образовательной деятельности каждого поколения определенных, заданных социокультурными детерминантами, рамок ее реализации, содержательное наполнение к-рых зависит от конкретно-историческою состояния цивилизации. Определяются: целерационалъно, ориентируясь на достижение практического успеха, практического результата; ценностно-рационально, опираясь на принятую систему религиозных, этнических, идеологических, философских и т. п. ценностей; традиционно, основываясь на механическом воспроизведении привычки; аффективно, эмоционально, базируясь на актуальных аффектах и чувствах (Г.Б. Корнетов).
Байт— набор двоичных элементов (битов), обрабатываемый как единое целое. Б.
состоит из 8 бит.
Бакалавр — в большинстве западных стран первая ученая степень. В Великобритании
и США степень Б. присваивается окончившим университет или ряд др. высших учебных заведений после сдачи специальных экзаменов. Во Франции степень Б. является свидетельством о сдаче специального экзамена за курс средней школы и дает право поступления в университет. В России XIX в. Б. — действительный студент. Для этого студенту необходимо было окончить полный курс обучения в высшем учебном заведении и получить аттестат. В настоящее время Б. пытаются ввести в систему высшего образования.
Барьер общения — психол. трудности, возникающие в процессе общения, служащие
причиной конфликтов или препятствующих взаимопониманию и взаимодействию.
Барьер психологический — психическое состояние, проявляющееся в
неадекватной пассивности личности, что препятствует выполнению ею тех или иных действий. Причинами возникновения Б.п. могут стать новизна и опасность ситуации, неожиданная или негативная информация, отсутствие гибкости и быстроты мышления.
Барьер смысловой (от франц. barriere — преграда, препятствие) —
взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл. Наиболее ярко Б.с. проявляется во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, когда ребенок (подросток), даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных смыслов. В таких случаях те или иные пед. меры не оказывают на него воздействия. Б.с. бывает трех видов: несовпадение ценностей воспитанника и воспитателя; неприятие воспитанником формы и тона выражения требований педагога; неприятие личности учителя.
Батавия-план — система индивидуализированного обучения, возникшая в Америке в
конце XIX в. в г. Батавия. С классом увеличенной численности работали 2 учителя: основной учитель вел фронтальную работу на уроке, ассистент — индивидуальные занятия после уроков.
Безопасная жизнедеятельность и формирование здорового образа
жизни (ОБЖ — основы безопасной жизнедеятельности) — 1. процесс формирования у подрастающего поколения осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия вредным привычкам; 2.формирование системы знаний, умений и навыков безопасного поведения на воде, в лесу, в турпоходах и др. опасных для жизни, экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение, оползни, химическое и др. отравления и т. п.).
Белл-Ланкастерская система — система взаимного обучения, при к-рой в
младшей школе старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. — в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.
Бердяев Николай Александрович (1874-1948) — русский философ и публицист.
На рубеже веков примыкал к легальному марксизму, в дальнейшем обратился к религиозной философии. Триада идей — свобода, творчество, личность — легла в основу его философского антропологизма. Свободное волеизъявление личности и ее творческое начало — первоисточник бытия. Основные работы: «О назначении человека», «Самопознание», «Смысл творчества: Оправдание человека» и др. Человек, по мысли Б., микрокосм и заключает в себе все; существо многоэтажное, существо противоречивое, «личность человеческая более таинственна, чем мир». Цель человеческой жизни не только святость и соответствие библейским заповедям, но и свобод ное творчество. Пед. усилия д.б. направлены не на исправление человека, а на его развитие. Все люди способны. Творчество как выход за пределы обыденности есть выражение потенциальной гениальности каждого человека.
Беседа — 1. метод получения информации на основе верба (словесной) коммуникации;
2. метод обучения. Виды Б.: кате хизическая — репродуктивная, направлена на закрепление, повторение, проверку изученного материала путем воспроизведения; эвристическая — поисковая, направлена на подведение учащихся к новому знанию на основе имеющихся знаний, критическая — поиск истины через сомнение, к-рому подвергается каждый получаемый вывод; герменевтическая — беседа, направленная на формирование у учащихся умений понимания, толкования, объяснения, оценки текстов, произведений искусства, учебных материалов.
Бессознательное — совокупность психических процессов, а и состояний,
протекающих вне сознания.
Бецкой Иван Иванович (1704-1795) — сподвижник Екатерины рой, много
сделавший в области российского образования. Пр: содействии в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома с госпиталем для рожениц, училище для мальчиков pas сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, коммерческое училище в Москве, Смольный институт благородных девиц в Петербурге с отделением для девочек-мещанок. Он стремился создать путем воспитания «новую породу людей» — образован дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством; третий чин людей, к-рые занимались бы промышленностью, ремеслами и торговлей. Эти люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, что приведет к постепенному изменению нравственности и улучшению общества. Б. выступал против физических наказаний.
Библиотерапия — см. Психотерапия.
Бисексуальность — 1. обладание личностью свойствами обе полов (андрогиния);
2. сексуальное влечение к лицам своей противоположного пола.
Бит(англ. Bit — binary digit) — минимальная двоичная единица измерения информации.
Сочетания бит могут кодировать бук число, передавать сигнал, выполнять переключение или др. функции.
Бифуркация (в синергетике) — точка ветвления путей эволюции системы.
Прохождение через точки ветвления, совершенный«набор» закрывает альтернативные пути и делает тем самым эволюционный процесс необратимым.
Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — направление в психологии XX в.,
преимущественно амер. Основатель Б. Джон Уотсон (1878—1958) — сформулировал его кредо: «Предметом психологии является поведение». Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить и регистрировать. Регистрировать можно только реакции и побуждающие их стимулы. Человек в концепции Б. — реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Отдельную линию в развитии Б. представляет система взглядов Б. Скиннера, к-рый сформулировал положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантном. Оперантные реакции — те, к-рые не вызываются стимулом, а выделяются самим организмом и нек-рые из них оказываются правильными, обеспечивают достижение поставленной цели, и как результат — закрепляются. Др. направлением в Б. является теория соц. научения Д. Роттера.