Идея— мысль, получившая концептуальное оформление
.
Идиотия — см. Олигофрения.
Иерархия — «служебная лестница»; система элементов, находящихся в
последовательном подчинении.
Изоляция, отчуждение — см. Защита психологическая.
Иллюзия(от лат. illusio — ошибка заблуждение, illudo — обманываю, насмехаюсь,
разыгрываю) — 1. неадекватное отражение воспринимаемого объекта и его свойств; 2. ложные, несбыточные надежды, мечты.
Имаготерапия— см. Психотерапия.
Имбецильность— см. Олигофрения.
Имидж учителя(от англ. image — образ) — эмоционально окрашенный стереотип
восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, соц. окружения, в массовом сознании. В основе И.у. — формальная система ролей, к-рые учитель играет в своей жизни и деятельности, дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т. п. При формировании И.у. реальные качества тесно переплетаются с теми, к-рые приписываются ему окружающими.
Имиджмейкер—специалист по формированию имиджа.
Имманентный(от лат. immanentis — свойственный чему-либо, пребывающий в чем-
либо) — внутренне присущий к.-л. явлению, проистекающий из его природы, сущности.
Императив(от лат. imperativus — повелительный) — приказ, категорическое
требование, должествование.
Имплицитный— не проявляющийся явно, открыто, не обнаруживающийся при
поверхностном наблюдении. Противоположное понятие — эксплицитный.
Имплицитная концепция воспитания— подразумеваемые, но не
сформированные теории воспитания, присущие определенному этносу и выступающие как центральная ценностная ориентация взрослых в сфере соц. поведения по отношению к подрастающему поколению.
|
Имплицитные концепции личности— подразумеваемые, но не сформированные
теории личности, присущие каждому этносу; совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на вопросы: какова природа и каковы возможности человека? Чем он является, может и д.б.? Понятие разрабатывается И. Коном.
Импритинг(англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — специфическая форма
научения у новорожденных высших позвоночных, при к-ром в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей, выступающих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, в том числе животных-жертв, и др.). И. возможен в течение весьма ограниченного («сенсибильного», «критического») периода. Процесс И. совершается чрезвычайно быстро, без внешнего подкрепления, и результат его, как правило, необратим. И. обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров, признаков местности и др. В искусственных, экспериментальных условиях у нек-рых видов животных и птиц И. м. б. вызван любым живым или неживым движущимся объектом.
Импровизация педагогическая— нахождение учителем неожиданного пед.
решения в ходе урока или общения и практически мгновенное его воплощение. Процесс И.п. состоит из четырех этапов, к-рые представляют собой по сути в сжатом виде все стадии творческого процесса. Первый этап — пед. озарение (ин-сайт). В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реплику, вопрос, поступок или при объяснении нового материала учитель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. Второй этап — мгновенное осмысление пед. идеи и моментальный выбор пути ее реализации. Рождение идеи возникает интуитивно, а путь ее воплощения выбирается интуитивно-логически. Третий этап — публичное воплощение, или реализация, пед. идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность И.п. Четвертый этап: осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса воплощения пед. идеи и решение о продолжении И. п. или переходе к запланированным ранее действиям. И.п. позволяет совершенствовать пед. технику, гибко реагировать на возникающие задачи.
|
Инвариантность(от фр. invariant — неизменяющийся) — свойство объекта
неизменяться при изменении условий, в к-рых он существует.
Инварианты педагогические— пед. истины, не подлежащие пересмотру. Термин
введен в педагогику фр. педагогом С. Френе. Он разработал 30 инвариантных принципов на основе гуманистической педагогики. Напр.: природа ребенка такая же, как и природа взрослого; поведение ребенка в школе зависит от его психол. склада и состояния здоровья; никто —- и ребенок, как и взрослый, — не любит, чтобы ему приказывали; любой человек стремится к успеху; неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
Ингибиция социальная(от лат. inhibere — сдерживать, останавливать) —
|
ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонных лиц, как реальных, так и воображаемых. Ребенок часто хуже выполняет задание, если учитель или родители находятся в непосредственной близости во время его выполнения.
Индетерминизм(от лат. in — приставка со значением отрицания, defermino —
определяю) — теория воли, базирующаяся на признании возможности индивида действовать или выбирать способ действия независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов. В психол. синоним «свобода воли».
Индивид(от лат. individuum — неделимое) — 1. человек как единичное природное
существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт, отличающих его от др. людей; 2. отдельный представитель человеческой общности.
Индивидуализация — 1. процесс самореализации, в результате к-рого личность
стремится обрести индивидуальность; 2. учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Индивидуализация обучения— организация учебного процесса с учетом
индивидуальных особенностей учащихся; И. о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. И.о. осуществляется через индивидуальные и групповые задания, широкие возможности открываются в связи с использованием в процессе обучения компьютерной техники.
Индивидуализм— черта личности, одновременно тип мировоззрения,
выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму.
Индивидуализм нравственный— внутренняя духовная сосредоточенность личности на собственных проблемах совершенствования, поисках цели и смысла жизни, места среди людей, творческом самовыражении, проявлении интеллектуально-нравственной свободы, развитии способностей и дарований.
Индивидуальность— интегральное свойство личности, совокупность
индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, к-рые преобразуются в процессе воспитания.
Индивидуальный подход в воспитании— осуществление педагогического
процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности— совокупность
характерных и устойчивых для данного учителя задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также более частных особенностей таких, как ритм работы. Поскольку И. с. п. д. определяется соотношением задач и способов деятельности, то он может меняться. Виды И. с. п. д.: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный.
Индифферентность(от лат. indifferens — безразличный) — нейтральность,
равнодушие, безучастность.
Индоктринация— пропаганда определенной идеи, доктрины, целенаправленное
распространение теории или учения в обществе для формирования определенного общественного сознания.
Индукция (от лат. Inductio — наведение, побуждение) — 1. В физиологии:
динамическое взаимодействие возбуждения и торможения, выражающееся в том, что возбуждение одних нервных клеток может вызвать торможение в др. и наоборот. 2. В логике, психол.: вид умозаключения, логический метод исследований, основанный на построении логической цепочки от единичного утверждения к более общему. Психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. Различают И.: научную, популярную, полную, неполную, математическую и др.
Инертность— низкая активность, бездеятельность, неподвижность.
Инициатива(от лат. initiare — начинать) — внутреннее побуждение к
самостоятельным, активным новым формам деятельности или руководящая роль в к.-л. действиях.
Инициация(от лат. initio — начинать, посвящать в таинство; initiatio — совершение
таинств) — комплекс действий (в основном обрядовых), сопровождающих смену соц. статуса индивида, происходит включение его в к.-л. замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий. Примером могут служить обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в др. у первобытных народов, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. В узком значении И. — характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности. И. заключает в себе огромный воспитательный смысл.
Инкультурация— освоение людьми элементов их социокультурного пространства,
религии, мифов, традиционных способов мышления и действий, составляющие культуру и отличающие его общество от др. человеческих групп. В процессе социализации интеграция в человеческое общество может происходить как в своей, так и в др. культуре, а может ребенок, социализируясь, и не вводиться в культуру (беспризорники, безнадзорные дети и т. п.).
Инновация педагогическая (нововведение)— I. целенаправленное изменение,
вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы (новшества), содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого. Виды нововведения: по видам деятельности — пед., обеспечивающие, управленческие; по объекту изменений — ресурсные, технологические и продуктные; по характеру вносимых изменений — радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений: локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанная и взаимосогласованная группа нескольких локальных Н.), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования: единичные и диффузные; по источнику возникновения — внешними (за пределами образовательной системы) и внутренними (разрабатываются внутри образовательной системы); 2. процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.); 3. поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Инновационный прогностический характеруправления образовательным учреждением — реализация в управленческом цикле последовательности шагов, приводящей к обновлению управляемой образовательной системы: диагностика состояния проблемы и выявление проблемных полей, построение концепции преобразования и проектирования, программирование деятельности, моделирование и коррекция модели, ее адаптация и тиражирование результатов.
Инновационные процессыв системе образования — управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения пед. новшеств.
Инсайт(от лат. insight — постижение, озарение) — внезапное, логически выводимое
понимание сущности явления, ситуации в целом. Термин ввел В. Келлер, активно использовал в психологии Дж. Морено. Выступает одним из элементов пед. импровизации и любого творческого процесса.
Инсинуировать — 1. намекать, внушать, тайно подстрекать; 2. распространять
злостные вымыслы, клеветать на к.-л.
Инсталляция(от англ. installation — установка, монтаж, сборка) — 1. установка
программного изделия на компьютер; 2. объемно-пространственная композиция, конструкция, составленная из различных предметов, как правило, бывших в употреблении, выражающая художественно-эстетические представления автора.
Инстинкт(от лат. instinctus — побуждение) — совокупность врожденных сложных
реакций (актов поведения), предопределяющих целесообразное поведение организма во внешней среде. И.П. Павлов рассматривал механизм И. как безусловнорефлекторный; понятие И. и безусловный рефлекс следует считать рядоположенными. Виды (по В.И. Гарбузову): самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.
Инстинкт жизни — термин психоанализа, обозначающий импульс самосохранения и
самовоспроизводства; иногда употребляется как синоним либидо.
Интегральный— целый, единый, неразрывно связанный.
Интеллект(от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) — относительно
устойчивая структура умственных способностей человека. В ряде психол. концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание И. как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов И. была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта. В начале XX в. фр. психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Их работами было положено начало широко распространенной до настоящего времени прагматической трактовки И. как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур И., независимо от культурных влияний.
Интеллект текучий — способности, с помощью к-рых человек учитсяему-либо новому. К ним относятся: скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений.
Интеллекта коэффициент(от англ. Intelligence Quotient, IQ) — количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью теста интеллекта. Формула И.к. имеет следующий вид:
И. к. =(умственный возраст/хронологический возраст) х 100
Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50— 75% — для дебилов, 25—50% — для имбецилов, ниже 25% — для идиотов.
Интеллектуальная пассивность — сниженный уровень интеллектуальной деятельности, обусловленный в основном особенностями воспитания. И.п. проявляется в недостаточной сформированное™ интеллектуальных умений, в негативном отношении к умственному напряжению, в использовании обходных путей при выполнении интеллектуальных задач.
Интеллигентность(от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, знающий) —
совокупность личностных качеств человека, свидетельствующих о высоком уровне развития его интеллекта, образованности и поведения. Интеллигентный человек настроен на приобщение к богатствам мировой культуры, на приоритет общечеловеческих ценностей во всех сферах деятельности общества, на реализацию высших идеалов в своей деятельности. В своих поступках он следует велению совести и чувству справедливости, способен к состраданию, порядочен и тактичен, терпим к инакомыслию, принципиален.
Интенсификация управления— совершенствование управления путем лучшей
организации управленческого труда, совершенствования методов разработки управленческих решений, рационального сокращения количества информации, унификации документов и т. д. И.у. предполагает его совершенствование без относительного увеличения аппарата управления.
Интенция(от лат. intentio — стремление) направленность сознания, мышления на к.-л.
предмет.
Интерактивное общение— выработка тактики и стратегии взаимодействия.
Организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции — кооперация и конкуренция.
Кооперация(от лат. cooperatio — сотрудничество) — одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. При К. происходит координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил) — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее собственной природой. Показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Включение в кооперативное взаимодействие стимулирует развитие аттракции между членами группы, способствует оказанию взаимопомощи, усиливает взаимосвязь участников. Виды: коллективно-индивидуальная (все стремятся к одной цели, но каждый сам по себе); последовательно-коллективная (каждый последовательно выполняет одну часть общего дела); кооперация взаимодействия. В настоящее время пед. процесс все более организуется на основах К., что способствует его как личностно-ориентированной направленности.
Конкуренция— межличностное взаимодействие, основанное на столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Интерактивный диалог— активный обмен сообщениями между пользователем и
информационной системой в режиме реального времени. Постепенно включается в оборот пед. взаимодействия. Особенно актуален для дистанционного обучения.
Интерактивный режим— диалоговый режим.
Интеракционизм(от англ. interaction — взаимодействие) — направление в западной
соц. психологии (Дж. Г. Мид и др.), исследующее общественные отношения в аспекте специфических межличностных коммуникаций, взаимодействие между личностями в аспекте социализации, ролевого поведения, в процессе к-рого реализуется способность человека «принимать роль другого», и на этой основе осуществляется его вхождение в референтную микрогруппу. Структура личности с точки зрения И. зависит от характера непосредственного взаимодействия с окружающими, к-рое обеспечивает ее активность и контроль над собственным поведением в соответствии с соц. нормами, ролями, ролевыми ожиданиями, соц. установками партнеров по взаимодействию.
Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая
направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Субъективно И. обнаруживается в эмоциональном тоне, к-рый приобретает процесс познания, во внимании к объекту И. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. И. в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей И. Различают непосредственный П., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость И. выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости И. свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, к-рая сама по себе И. не вызывает, но выполнение к-рой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости И. определяется его содержательностью и значимостью для личности. В педагогике проблема И. воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.
Интериоризация(от лат. interior — внутренний, глубинный) — переход извне
вовнутрь; формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней соц. деятельности. В психологию понятие И. введено фр. социологом Э. Дюркгеймом, отождествляющим его с социализацией. И. — одно из основополагающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л.С. Выготского. По его мнению, всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, соц. форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате И. становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место И. занимает в работах фр. психологов П. Пиаже, Ж. Пиаже.
Интернет(Internet) — наиболее емкая международная телекоммуникационная сеть
сетей. Сети, входящие в И., базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP), но они могут беспрепятственно обмениваться информацией и с др. сетями мира через специальные «шлюзы» — компьютеры, конвертирующие всю проходящую по сети информацию в нужные форматы в соответствии с системой протоколов, существующих в этих сетях. И. был создан свыше 20 лет назад в США. Сейчас И. распространен по всему миру, и его пользователями стали более 20 млн человек.
Интерполирование — прогнозирование изменений показателей во времени.
Интерпретация (от лат. interpretatio — посредничество) — истолкование, разъяснение
смысла, значения чего-л.; изложение смысла, решения в иной форме, иными словами, не изменяющими его сущность.
Интерфейс— в узком смысле — внешний вид программной среды, служащий для
обеспечения диалога с пользователем; в широком смысле — система условий, договоренностей об обмене сигналами, информацией между техническими устройствами, людьми, программами и т. п., а также устройство или программа, реализующая эту систему; совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих общение человека с техникой; унифицированные системы связи между устройствами вычислительной системы, представляющие собой системы шин, алгоритмов.
Интерференция(от лат. inter — между, ferens (feretis) — несущий) — ухудшение
сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) др. материала, с к-рым оперирует человек. В зависимости от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала различают ретроактивную И. и про-активную И. В зависимости от характера интерферирующего материала выделяют вербальную И., моторно-акустическую И., зрительную И. и т. д. Это явление необходимо учитывать учителю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обучении блоками.
Интонация(от лат. intono — громко произношу) — совокупность акустических
элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических значений, экспрессивной, эмоциональной окраски. Поданным психол. исследований, И. речи содержит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое содержание. Является важнейшим элементом коммуникативной культуры учителя.
Интроверсия(от лат. intro — движение внутрь и verto — обращать, поворачивать) в
аналитической психологии К. Юнга — качество, свойство и особенность личности, характеризующиеся доминирующей ориентацией на собственный внутренний мир. По критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т. е. преобладающим ориентациям на внешний мир) К. Юнг выделял типы личности интровертов и экстравертов. В психоанализе З.Фрейда понятие И. употреблялось в более ограниченных смыслах, для обозначения: 1. постоянного отклонения либидо и его направленности на Эго («Я») и 2. отхода либидо от возможного реального удовлетворения и усиленного притока его к безобидным ранее фантазиям. Согласно З.Фрейду, И. является постоянным и необходимым условием заболевания психоневрозом.
Интроспекция(от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод самонаблюдения,
изучение психических процессов на основе субъективного наблюдения над явлениями собственного сознания.
Интуиция(от позднелат. intuitio — пристально смотреть) — процесс постижения
истины в интеллектуальном, эмоциональном или мистическом смысле, характеризующийся ее непосредственным усмотрением, минуя рефлексию. Близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение и имеет истоки в бессознательном слое психики человека. В акте И. непосредственно «схватывается» сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия; своеобразный тип мышления, при к-ром отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно, а предельно ясно осознается лишь итог мысли — истина. И. бывает достаточной для достижения истины, но, чтобы убедить в ее истинности др. людей, необходимо доказательство.
Интуиция педагогическая— быстрое, одномоментное принятие учителем пед. решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Развивается на основе необходимых знаний и опыта. Наличие И.п. — одно из условий способности учителя к пед. импровизации.
Инфантилизм(от лат. infantilis — младенческий, детский) — сохранение в психике и
поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, к-рому свойствен психический И. (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии, отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе др. о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.) Выделяют три вида И.: физический (отставание в физическом развитии), психический, (отставание в эмоционально-волевом развитии) и психофизический. Физический И. вызван инфекционными заболеваниями, интоксикациями, неполноценным питанием и т. п. Психический И. представляет собой отставание в личностном развитии. Преимущественно обусловлен недостатками воспитания.
Инфантицида – разрешенное уничтожение детей.
Информатизация— процесс широкого использования информации и знаний как
третьего вида ресурсов (в дополнение к материалам и энергии) и связанного с ним внедрения систем автоматизированной обработки и использования информации во всех сферах жизни общества.