Модели образования— образы организации образования, складывющиеся на
основе государственных и общественных подходов к их функционированию. 1. М. о. как государственно-ведомственной организации — система образования организуется и контролируется государством; 2. Неинституциональная М. о. ориентирована на организацию образования вне социальных институтов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистанционное обучение и т. п.
Модель— искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т. п., к-рый, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изучение к-рого связано с к.-л. трудностями, большими затратами средств и энергии или просто недоступно, и тем самым облегчает процесс получения информации об интересующем предмете.
Мониторинг в образовании— отслеживание результатов; постоянное наблюдение
за к.-л. процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; диагностически обоснованная система непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих деятельность школы. Методы: наблюдение, оценка и прогноз состояния развития к.-л. системы; система отслеживания результатов. Свойства М.: полнота, релевантность (уместность), адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структуированность и специфичность для каждого уровня М. Следующие виды М. в школе: по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный); по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый); по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий); по частоте процедур (разовый, периодический, систематический); по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной); по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный); по формам объект-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ); по используемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.).
|
Монография— научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и
всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.
Монтень Мишель(1533-1592) — фр. философ-гуманист эпохи Возрождения.
Основные труды: «Опыты», «Дневник путешествий». Целью образования М. считал «знание себя, а также того, что может научить хорошо умереть и хорошо жить», выработку собственных убеждений. Ратовал за науку, к-рая «изучает не книги, а вещи», за полезное в жизни образование. Резко критиковал схоластическую систему обучения. Считал, что образование должно прежде всего развивать ум учащихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам. Люди и животные — дети одной матери Природы. Необходимо прививать детям бережное отношение ко всему живому. Познание осуществляется через чувства, важна роль опыта. Главная задача образования и воспитания — обретение моральных качеств. Огромное значение придавал воспитанию гражданских чувств. Прежде всего надо постараться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего Отечества. Главный враг человека — узость кругозора. Надо «общаться с миром», встречаться с др. людьми, в том числе и с простолюдинами, ездить в чужие края. Программа теоретического образования включает физику, геометрию, историю. В последней надо научиться судить о явлениях и датах. Большое внимание надо уделять физическому воспитанию и играм. М. выступает против жестокости средневековой школы: «В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям». Моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум. Никогда не упоминал о религиозном воспитании, считая все религии вымыслом. Считал, что образование «повредит естественным прелестям женщины».
|
Монтессори Мария(1870-1952) — итальянский педагог, сторонник свободного
воспитания. Основные пед. работы: «Дом ребенка», «Метод научной педагогики». М., выступая против управления становлением личности, считала необходимым представить ребенку условия для «самовоспитания и самообучения». Вводит самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами. Форма занятий — индивидуальный урок. Разработала интересный дидактический материал для занятий детей. Воспитатель выступает лишь в роли наблюдателя за процессом раскрытия «внутренней жизненной силы» ребенка. Основа обучения дошкольника и младшего школьника, по мнению М., сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Органично использовала игру в процессе обучения. Умственное воспитание фактически сводила к развитию органов чувств.
|
Мор Томас(1478-1535) — англ. мыслитель, гуманист, родоначальник утопического
социализма. Основная работа: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Выступал за отмену частной собственности и создания общества равных возможностей. На осторове Утопия всем детям без различия пола и соц. положения дается равное образование. Преподавание ведется на родном языке. Основные школьные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание, теоретическое земледелие. М. придерживался афинской системы физического воспитания, направленной на развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений. Для всех утопийцев обязательны постоянные занятия земледелием, самостоятельное изучение к.-л. ремесла. Физический труд обязателен для всех, умственные занятия считаются величайшим наслаждением, к-рым, освобожденные от физического труда, занимается небольшая часть населения — ученые, но до тех пор, пока оправдывают возложенные на них надежды. В противном случае они возвращаются к ремеслу и земледелию. В свободное время утопийцы в библиотеках и музеях занимаются самообразованием для повышения уровня своих знаний.
Мораль— совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к
обществу и др. людям; древнейшая форма общественного сознания; соц. институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы, правила, к-рыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, принимают форму безличностного ко всему, ни от кого не исходящего поведения, при чем выполнение их — внутренняя потребность человека, контролируемая общественным мнением. Слагается из трех основных сторон: 1. нравственная деятельность — поведение людей, особым образом мотивированные поступки; 2. моральные отношения людей: характерный для нравственности способ регулирования поведения, проявляющийся в различных формах должествования, требований к человеку; 3. моральное (нравственное) сознание, отражающее эти отношения в виде соответствующих представлений. М. выступает как основа содержания нравственного воспитания личности.
Моральная дефективность— термин, к-рым в 10-20-е гг. XX в. в зарубежной и
отечественной психол.-пед. науке обозначались практически все дети с девиантным и делинквентным поведением: от детей с нарушениями характера, эмоционально-волевой сферы до агрессивных детей, пед. запущенных, беспризорных и т. п. В.Н. Сорока-Росинский (Викниксор в «Республике Шкид» Л. Пантелеева и Г. Белых) был директором школы для таких морально-дефективных детей. В середине 20-х гг. использование данного термина было признано нецелесообразным.
Моритерапия— см. Психотерапия.
Мотив(от лат. movere — приводить в движение, толкать) — внутреннее побуждение
личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности; субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действий человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве М. могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др. От М. следует отличать мотивировку. Основная часть М. формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания.
Мотив власти — стремление человека проводить свою волю вопреки сопротивлению др. людей, в основе лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.
Мотив достижения — потребность личности всеми доступными средствами достичь желаемого результата. Основные типы М.д. складываются от 3 до 13 лет и формируются под влиянием родителей, особенно матери, и др. окружающих ребенка людей. Такой М. часто определяет поведение хорошо успевающих школьников, особенно в случаях возникающих затруднений.
Мотив избегания неудачи— стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются др. людьми. М. и. н. — установка личности, противоположная мотивации достижения. Для личности с преобладанием М.и.н. главное — не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой значительного изменения первоначальной, главной цели, ее полного или частичного недостижения. Этот М. во многом определяет и объясняет поведение слабоуспевающих детей, находящих многочисленные причины при объяснении невыполнения или плохого выполнения заданий.
Мотивы атарактические— горе, ссора, уход от проблемы.
Мотивы гедонистические— чувство удовольствия.
Мотивы просоциальные — мотивы поведения человека, содержащие в себе выраженное и осознаваемое стремление делать людям добро. М.п. формируются в процессе воспитания и под влиянием окружающей среды.
Мотивы сублиссивные— влияние компании, возможность выделиться, почувствовать себя взрослым.
Мотивационная среда— совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей совместной деятельности. В зависимости от характера М.с. у участников вырабатываются такие линии поведения: инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая. Это явление учителю необходимо учитывать при организации любой деятельности детей. Так, добровольный характер деятельности улучшает М.с, принудительный — ухудшает.
Мотивационная установка— латентное (скрытое) состояние готовности к удовлетворению потребности; запланированное, но отсроченное задание для себя или намерение, к-рое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода.
Мотивация— совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих
содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Мотивировка— сознательное вербальное объяснение человеком причин своих
действий. М. может не совпадать с истинным мотивом, особенно тогда, когда, совершив неблаговидный поступок, человек не хочет потерять уважение окружающих.
Мудрость — высшая ступень знания, опирающаяся на жизненный опыт, позволяющая
человеку выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.
Мультимедиа— технология, обеспечивающая работу с неподвижным изображением,
видеоизображением, анимацией, текстом и звуком. К компьютеру подключаются внешние источники информации, как правило, цифровые (цифровые фотоаппараты, сканеры), но некоторые из них могут быть и аналоговыми (видеокамеры, музыкальные синтезаторы, микрофоны и т.п). Вся информация после соответствующей обработки и, возможно, с добавлением текста, анимации и спецэффектов записывается в мультимедийный файл. М. создает взаимодействие визуальных и аудиоэффектов.
Мульткультурное образование— идея, процесс и инновационное движение в
образовании. М.о стремится дать равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и соц. групп, путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала разнообразные культуры и группы, существующие в обществе и в национальной структуре учебного класса.
Мутизм (от лат. mutus — немой) — отказ от речевого общения при отсутствии
органических повреждений речевого аппарата. М. может быть результатом воздействия на психику неожиданного раздражителя (испуг, обида, конфликт, непосильное требование). Нередко причиной является неправильное взаимодействие с ребенком, когда игнорируется его личностная самобытность и индивидуальность. М. возникает чаще у застенчивых, робких, физически ослабленных людей. Если не связано с психическими заболеваниями, устраняется психотерапевтическими способами. Длительный М. может привести к ЗПР (задержка психического развития).
Мышление— познавательная деятельность личности, характеризующаяся
обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют М. теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д. Можно понимать как интеллект в действии.
Мышление дивергентное— особый вид мышления, к-рый предполагает, что на один и тот же вопрос м.б. множество одинаково правильных и равноправных ответов. Считается, что М.д. является одним из компонентов творчества.
Мышление дискурсивное — мышление рассудочное, обоснованное суждениями и опосредованное прошлым опытом. М. д. развивается у человека на основе овладения речью, знаниями и основными логическими операциями.
Мышление конвергентное— вид мышления, к-рый предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В нек-рых случаях используется как синоним консервативного или ригидного мышления.
Мышление критическое— способность анализировать информацию с позиций логики, различных научно-обоснованных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование М. к. — одна из актуальнейших задач современного обучения.
Мышление педагогическое — определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в пед. взаимодействии.
Мышление интуитивное — один из видов мышления. Характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
Мышление наглядно-действенное— один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. У ребенка М. н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека М. н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.
Мышление наглядно-образное— мышление, в ходе к-рого ситуация в процессе решения задачи воплощается в образе. С помощью М. н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета без выполнения реальных практических действий с ними. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью М. н.-о. является установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве М. н.-о. практически неразличимо с воображением.
Мышление практическое— вид мышления, связанный с постановкой целей, выработкой планов, проектов в непосредственной практической деятельности и часто развертывающийся в условиях дефицита времени.
Мышление практическое педагогическое— анализ конкретных пед. ситуаций с использованием теоретических закономерностей развития пед. взаимодействия и принятие на основе этого реального пед. решения, к-рое в дальнейшем воплощается.
Мышление синкретическое(от греч. synkretismos — соединение) — детское и примитивное мышление, в к-ром разнородные представления недифференцированно связываются друг с др. До 7—8 лет синкретизм пронизывает почти все суждения ребенка. Это выражается в стремлении находить связи между самыми разнородными явлениями, создавать невероятные гипотезы о причинах событий и т. д. Напр., ребенок 6 лет может заявить: «Солнце не падает, потому что жарко». Со становлением группировок умственных операций происходит овладение этими связями, и синкретизм исчезает из области непосредственных суждений о внешнем мире. Однако до формирования формальных операций в 11—12 лет синкретизм сохраняется в области вербальной мысли, оторванной от непосредственного наблюдения. Две основные формы вербального синкретизма — синкретизм рассуждения, проявляющийся во взаимном искажении высказываний, рассматриваемых вместе, и синкретизм понимания, к-рый заключается в том, что понимание текста или фразы начинается не с анализа деталей, а с создания схемы целого, дающей смысл отдельным словам.
Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. М.с.-л. функционирует на базе языковых средств.
Мышление теоретическое— вид мышления человека, оперирующего с понятиями, содержащими в себе теоретические знания и позволяющими человеку познавать закономерности явлений, делать различные виды обобщений.
Мышление учителя диагностическое— анализ отдельных черт ребенка, его действий, поступков и их мотивации и связывание их воедино с учетом прогнозирования развития личности.
н
Наблюдательность— качество личности, заключающееся в высоком уровне
развития способности концентрации внимания на том или ином объекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа.
Навык— действие, доведенное до автоматизма; действие, сформированное путем
многократного повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. В процессе обучения необходимо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредметного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т. п.
Надежность— характеристика исследовательской методики, отражающая точность
измерений, а также устойчивость результатов к действию посторонних случайных факторов.
Надежность эксперимента— устойчивость результатов эксперимента при его
многократном проведении.
Надсознательное— не поддающийся сознательно-волевому контролю и формально-
логическому осмыслению уровень психической активности личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций. К. С. Станиславский подобную психическую активность называл сверхсознанием, подразумевая высший этап творческого процесса, свободного как от сознательного, так и от бессознательного. В дальнейшем П. В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции. Таким образом, бессознательное — это неосознавание того, что уже отражено в психике, а надсознательное — неподдающийся осознанию творческий, неалгоритмизируемый процесс создания нового знания.
Намерение— стойкая мысль о возможности или необходимости выполнять
определенное действие или деятельность. При подкреплении волей становится стремлением.
Направленность личности— сложное личностное образование, определяющее
особенности тенденций поведения и действий человека, его отношение к др. людям, к себе, к своему будущему. Проявляется в особенностях интересов личности, пристрастиях и потребностях, в установках и целях. В основе — возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, ориентирующая деятельность личности и относительно независимая от ситуаций. В Н. л. обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.
Направленность педагогическая— система эмоционально-ценностных
отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении; мотивация к профессии учителя, главное в к-рой действенная ориентация на развитие личности ученика (она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая Н. п. — стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Н. п. проявляется во всей профессиональной жизнедеятельности учителя и в отдельных пед. ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию Н. п. способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психол. сферу, интерес к личности учащихся.
Напряженность психическая— психическое состояние повышенной активности,
неадаптивности, вызванное экстремальными для данной личности факторами и предвосхищением связанных с ними неблагоприятных для нее ситуаций, сопровождающееся ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта. Авторитарная педагогика порождает как раз такую атмосферу, в к-рой напряженность испытывают все участники пед. процесса.
Наследственность— преемственная связь живых организмов, обеспечивающая
повторяемость в ряду поколений сходных типов обмена веществ и индивидуального развития. Человеческая Н. определяет анатомо-физиологическуто структуру человеческого организма, присущие ему формы обмена веществ, стадии его созревания, физические признаки, пол, цвет кожи, некоторые индивидуально-психические особенности и др. Н. обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц Н. — генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки — хромосомах. От того, как понимается Н. и ее влияние на развитие личности, складываются разные теории развития личности и пед. концепции ее формирования.
Настойчивость — волевое качество личности, проявляющееся в решительности,
целеустремленности при осуществлении деятельности по достижению намеченной цели, в преодолении трудностей и препятствий. Нецелесообразная, бессмысленная Н. превращается в упрямство.
Настроение— устойчивое, относительно длительное психическое состояние личности
или группы людей, создающее общий отрицательный или положительный эмоциональный фон протекания всех психических процессов и осуществляемой деятельности, в частности усвоение учебного материала. Умение контролировать свое Н. является профессионально значимой способностью учителя и выступает в качестве одной из задач воспитания и самовоспитания.
Научение(применительно к человеку) — процесс приобретения любых знаний,
навыков, умений и опыта, как правило, без заранее поставленной познавательной цели, и неосознанного уяснения материала и его закрепления. Иногда Н. понимается как результат учения, однако отличается от учения тем, что в обучении осуществляется приобретение знаний и опыта в целенаправленной деятельности, направляемой познавательными мотивами. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии в работах амер. психолога Э. Л. Торндайка и др.
Научение социальное — термин, введенный бихевиористами (см. Бихевиоризм) и обозначающий приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению др. живых существ или наблюдения за ними. Н. с. объяснялось при этом исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление) и экспериментально изучалось на животных.
Научная организация труда (НОТ) — система организации трудовых процессов на
основе широкого использования достижений науки и передового опыта с целью повышения эффективности деятельности трудового коллектива.
Неврастения— невроз, проявляющийся в повышенной раздражительности,
утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению.
Негативизм(от лат. negatio — отрицание) — качество личности, проявляющееся в
намеренном противопоставлении себя любым внешним требованиям и ожиданиям. Как правило, формирование Н. связано с особенностями воспитания в детском, юношеском возрасте. Возникает чаще у детей в ответ на игнорирование их потребностей. Может стать одной из сторон патологического формирования характера при постоянном закреплении. Н. как ситуативная реакция или как личностная черта (за исключением клинических случаев бессмысленного сопротивления) обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего «Я», а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов др. людей. Существуют две формы Н.: пассивный, к-рый выражается в отказе выполнить предъявляемые требования, и активный, при к-ром производятся действия, противоположные требованиям. Наиболее выражены реакции Н. у детей в периоды возрастных кризисов. Они находят свое выражение в демонстративном поведении, упрямстве, конфликтности. Психокоррекционные методы работы с такими детьми позволяют устранить Н. как форму поведения. Н. может выступать непосредственной причиной конфликтов с учителями, окружающими, нарушения дисциплины.
Нейротизм — эмоционально психологическая неустойчивость, подверженность
психотравмам.
Ненасилие— философско-этическая концепция, исключающая насилие и умышленное
причинение вреда ради достижения соц. или личных целей. По мнению М. Ганди, включает в себя положительную силу в виде истины, справедливости, любви. Достигается посредством свободного и ответственного выбора, умения совершать ненасильственное действие как инициативное, так и в ситуации противодействия принуждению (ненасильственное сопротивление). В основе ненасильственного действия лежит способность человека предоставлять свободу др. и самому себе. Свободный выбор — это такая деятельность, за результаты к-рой человек принимает ответственность на себя.
НИТ— новые информационные технологии, совокупность алгоритмических,
программных и технических средств и методов обработки и передачи информации на базе электронно-вычислительной техники.
НЛП(нейролингвистическое программирование) — наука, разрабатывающая способы
моделирования человеческого совершенства; использование моделей, фреймов (буквально - рамок), методов и техник НЛП для существенного совершенствования психики и личности человека. Может использоваться для коррекции неуспеваемости учащихся, повышения их гибкости и приспособляемости к школе и учебному материалу.
Нововведение(инновация) в образовательной системе — см. Инновация
педагогическая.
Новообразование возраста психологическое центральное— та
способность, к-рая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности.
НОУ-ХАУ(«знаю как») — научно-технические, методические, организационные,
коммерческие знания, технологии производства, состоящие в значительной части из известных приемов, навыков, методик и т. д.
Нравственная структура личности— знания, чувства и отношения, поведение,
воплощающиеся в нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральную мотивацию и этические оценки. Нравственным является тот человек, для к-рого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.