Классный воспитатель— пед. работник, в чьи должностные обязанности входит:
содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решение проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.
Классы компенсирующего обучения(выравнивания, коррекционные) — классы
для детей с психическими и соц. отклонениями, затрудняющими освоение общеобразовательных программ и общение со сверстниками и воспитателями, создаваемые в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и принципами гуманизации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Цель — предупреждение дезадаптации у таких детей. Изучаемый материал, формы и методы обучения приспособлены к потребностям и возможностям ученика, что помогает ему быстрее усваивать знания, адаптироваться в соц. среде. Такие классы, как правило, меньше по численности (12—18 человек). Ученик, достигший здесь высоких результатов в обучении, может возвратиться в нормальный класс для продолжения учебы.
Классы гибкого состава— формы внешней дифференциации (вне основного
класса), создаваемые на основе однородных групп учащихся по способностям и интересам для изучения определенных учебных дисциплин (биологии, математики и др.), занимающихся по специальному расписанию 1—2 раза в неделю. Изучение остальных предметов осуществляется в основном классе.
Классы профильные— форма внешней дифференциации по интересам учеников,
|
предполагающая углубленное изучение ряда взаимосвязанных предметов, интересующих учащихся, в классах постоянного состава.
Клептомания— непреодолимая страсть к воровству, к-рую корректируют лечебными
средствами.
Клерикальный— процерковнонастроенный, стремящийся усилить влияние церкви и
духовенства.
Климат социально-психологический— совокупность сложившихся соц.-психол.
условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе (коллективе). Признаки благоприятного К.с.-п.: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу, доброжелательная и деловая критика, свободное выражение собственного мнения при обсуждении общих вопросов, отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу и т. п.
Ключевский Василий Осипович(1841-1911) — русский историк и педагог. Был
историком-социологом и придавал большое значение практической стороне любой науки. Считал, что история была бы ненужным балластом, обременяющим память, если бы не имела прикладного значения. Изучению отечественной истории он придавал огромное воспитательное значение. К. высказал ряд интересных мыслей о школе, учителе, педагогике, взаимодействии семьи и общественного воспитания.
Когнитивная сфера— сфера психологии человека, связанная с его познавательными
|
процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.
Когнитивное развитие— процесс формирования и развития когнитивно-
познавательной сферы человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.
Когнитивный— имеющий отношение к познанию, мышлению.
Когнитивный диссонанс— переживание индивидом противоречия в своих знаниях.
Кодекс — совокупность правил, норм, убеждений.
Кокетство— комплексная непроизвольная реакция, в основе к-рой лежит побуждение
привлечь к себе внимание.
Коллегиальность— совместное выполнение управленческих функций
коллегиальным органом.
Коллегия(лат. collegium) — официальная группа лиц, образующих административный,
совещательный или распорядительный орган, предназначенный для совместного решения вопросов, относящихся к его компетенции.
Колледж (англ. college) — учебное заведение в США, Великобритании и нек-рых др.
странах. Различают три основных типа К.: соответствующие уровню высшей школы; занимающие промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями; соответствующие уровню средней школы и предназначенные для учащихся старше 16 лет. Наиболее распространены К. при крупных университетах — высшие учебные заведения, не входящие в университет и пользующиеся его правами (правом присуждения степеней и выдачи дипломов). Окончившие К. держат экзамен по университетской программе. Напр., в США большинство К. за 4 г. обучения готовят учащихся к степени бакалавра, а за 2 г. — к степени адъюнкта- бакалавра. По традиции в Англии К. называют и отдельные привилегированные средние школы (Итон, Уинчестер). В РФ к ним относят нек-рые вновь образуемые и реорганизуемые учебные заведения, дающие, как правило, среднее специальное профессиональное образование или начальный цикл высшей школы.
|
Коллектив(от лат. colletctius — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих
друг на друга и связанных между собой общностью соц. обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством К., в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков К. относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной структуры, наличие органов координации деятельности. К. бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить К., в к-рых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный К. — более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных К. Функции К.: регулятивная, организационная, консолидационная (объединяющая), стимулирующая, воспитательная.
Идентификация коллективистская — форма гуманных отношений, возникающая в совместной деятельности, при к-рой переживания одного из группы даны др. как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих (создающих барьеры) воздействий.
Интеграция групповая(от лат. integer — целый) — процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений. В процессе формирования детского коллектива И.г. возникает на третьем этапе его развития, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения.
Климат коллектива социально-психологический— содержательная характеристика межличностных отношений в группах, коллективах. Функции: консолидирующая, стимулирующая, стабилизирующая, регулирующая. Показатели сформированности: удовлетворенность пребыванием в коллективе, процессом и результатом; признание авторитета руководителя, сочетающего признаки формального и неформального лидера; мажорное настроение; сплоченность; сознательная дисциплина; продуктивность работы.
Коллектив детский воспитательный — I. созданная система коллективистически, высоконраственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности; 2. детская группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Коллективизм — 1. способность индивида активно откликаться на нужды человека, жить общественными интересами, продуктивно общаться и взаимодействовать в удовлетворении потребностей коллектива, общества и собственно личности; принцип воспитания, утверждающий приоритет интересов коллектива над устремлениями индивида. Способствует воспитанию в человеке идеалов братства, взаимопомощи, уважения к др. людям.
Коллективное мнение(общественное мнение) — совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление в детском коллективе способности к формированию К.м. свидетельствует о высоком уровне развития внутриколлективных отношений и о превращении группы в коллектив.
Коллективистское самоопределение — психический механизм обретения личностями свободы в коллективе, когда различные индивидуальные мнения, точки зрения так не нивелируются механизмами подражания, конформности, внушения и т. п., как в простой группе, а получают возможность относительно свободного существования.
Сплоченность коллектива— степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. Формирование С.к. осуществляется в совместной деятельности.
Коллективное бессознательное— термин, введенный К. Юнгом для обозначения
бессознательных психических явлений (архетипов), в к-рых запечатлен исторический опыт человечества.
Коллективное творческое дело(КТД) — основополагающий элемент
макаренковской коммунарской методики, к-рую адаптировал к условиям работы в обычных школах и внешкольных учреждениях педагог из Санкт-Петербурга И. П. Иванов. Организуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея была воспринята детским коллективом как собственная; организуемая деятельность имела практическую направленность и была именно делом на благо собственного коллектива, др. коллективов и др. людей — имела гуманистическую и альтруист-скую цель; чтобы на добровольных началах, с интересом и желанием могли включаться в его реализацию все члены коллектива и раскрывать свои творческие возможности. Предполагает следующие этапы: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.
Коллоквиум — промежуточная форма контроля, цель к-рой выяснение степени
усвоения материала по к.-л. крупной теме всем классом (группой), снятие возникших проблемных вопросов, стимулирование обучаемых к систематическим занятиям. Проходит в виде фронтального опроса, но более длительное время и с большей глубиной получаемых от учащихся ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материала и выработки необходимых умений и навыков.
Команда(в информатике) (англ. instruction, command) — управляющий сигнал,
инициирующий выполнение определенной операции в исполнительном устройстве; описание операции, к-рую должен выполнить компьютер.
Командав учебном заведении (управленческое значение) — группа членов пед.
коллектива, работающих вместе с целью обеспечить максимально эффективный процесс преподавания и образования в учебном заведении. Оптимальный состав К. 8 человек: председатель, организатор, контролер, эксперт, идеолог, информатор, оппозиционер, фасилитатор, специалист. В К. подбираются люди творческие, самостоятельные, заинтересованные в реформировании учебного заведения и здраво воспринимающие нововведения.
Коменский Ян Амос(1592-1670) — выдающийся чешский педагог-гуманист,
философ, священник. Родился в семье, принадлежавшей к общине «чешских братьев». Рано оставшись сиротой, за счет общины получил среднее и высшее образование, был выборным священником общины и возглавлял школу. К. принимал активное участие в борьбе за сохранение национального достоинства своего народа против насилия немецкого дворянства и католической церкви. Основные работы: «Открытая дверь языков и всех наук», «Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках», «Материнская школа», «Законы хорошо организованной школы». К. считал, что человек — «совершеннейшее, прекраснейшее создание», «чудесный микрокосм», «руководимый природой, может дойти до всего». Философской основой взглядов К. выступал сенсуализм: познание реального мира на основе чувственного восприятия — «нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях». Цель воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к соединению с Богом (религиозное воспитание). К. требовал создания единой школы, всеобщности и обязательности школы родного языка для всех детей без различия сословий, имущественного положения, пола, природных способностей. Разработал возрастную периодизацию (детство — до 6 лет, отрочество — до 12 лет, юность — до 18 лет и возмужалость — до 24 лет) и соответствующую ей систему образования, на принципах единства и преемственности: материнская школа, школа родного языка, латинская школа или гимназия и академия. Для каждой ступени образования (кроме последней) он разработал подробно изложенное и обоснованное содержание обучения и последовательность изучения школьных предметов. «Материнская школа» К. — первое научно обоснованное руководство по дошкольному воспитанию. К. дал теоретическое обоснование складывавшимся в пед. практике дидактическим принципам. В основу воспитания он положил принцип природосообразности, считая, что человек, как часть природы, подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Принцип наглядности он сформулировал как золотое правило дидактики: «все, что только можно, представлять для восприятия чувствами». Получили научное обоснование и принципы: сознательности, систематичности, последовательности, посильности обучения, прочности усвоения учебного материала. Большое место в процессе обучения, по мысли К., должно занимать упражнение: «Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле». Необходимо в учащихся «воспламенять жажду знания и пылкое усердие к учению», поощряя их любознательность и самостоятельность. К. разработал научные основы классно-урочной системы организации учебных занятий, к-рая распространилась по всему миру и до сих пор остается одной из самых адекватных природе обучения форм организации при всех имеющихся в ней недостатках. Он создал первые в мировой практике образцовые учебники: «Открытая дверь языков и всех наук» и «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках», к-рые были переведены на многие языки и использовались не одно столетие. В области нравственного воспитания К. основными добродетелями считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Средствами нравственного воспитания: пример родителей, учителей и товарищей; упражнения в нравственном поведении; наставления и беседы; преодоление детской лени, распущенности и недисциплинированности. Дисциплине в школе он придавал очень большое значение. К. допускал физические наказания. К. считал, что человек должен учиться в течение всей своей жизни: «каждый возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены человеческой жизни и человеческой школе». Должность учителя он считал «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем» и предъявлял к личности учителя высокие требования. Пед. система взглядов К. выделила педагогику из лона философии как самостоятельную научную отрасль.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав(до
1989 г. — комиссия по делам несовершеннолетних) — комиссия образуется органами местного самоуправления и предназначена для обеспечения:
— осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;
— выявления и устранения причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
— организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— осуществления мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
— подготовки совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ;
— рассмотрения представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом РФ «Об образовании» и др. функции.
Коммуникация(от лат. communico — связываю, общаюсь) — сообщение, передача
информации от человека к человеку посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.
Коммуникация массовая — систематическое распространение специально подготовленных сообщений (информации) через печать, радио, телевидение, кино-, аудио- и видеозаписи с целью влияния на духовные ценности населения — установки, оценки, мнения и др., и их поведение. Через К.м. воспитание реализуется как социальное явление.
Коммуникация невербальная— передача информации др. человеку или группе лиц без использования речи. Виды: кинесика (совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, движения тела, манеры одеваться, причесываться и т. п.); проксемика (место и время общения); пара- и экстралингвистика (тональность, тембр голоса, громкость и быстрота речи, паузы); визуальное общение (контакт глазами) и такесика (прикосновение). Точный выбор способов К.н. учителем помогает лучшему взаимопониманию с воспитанниками, определяет эмоциональную атмосферу пед. взаимодействия и самочувствие его участников.
Коммуникация педагогическая — совокупность идей, средств и способов организации учебно-воспитательного процесса на основе приема, усвоения, использования и передачи информации из различных источников для разностороннего развития учащихся.
Коммуникативное поведение учителя— процесс передачи информации и такая
организация речи и соответствующего ей поведения воспитателя, к-рые влияют на создание эмоционально-психол. атмосферы общения воспитателя и воспитанников, на характер отношений между ними, на стиль работы. Успешность К. п. у. во многом зависит от: I. качества речи, к-рое определяется качеством и количеством мыслей в ней на единицу занятого места и времени; 2. осознания пед. задачи учителем; 3. учета характера взаимоотношений с учащимися; 4. авторитета учителя; 5. убежденности и аргументированности, новизны, выразительности речи, общеречевой культуры; 6. коммуникативных умений — владения «чтением по лицу», понимания личности ученика, его психического состояния по внешним признакам; умений самопрезентации учителя.
Компендиум(от лат. compendium — сокращение) — сжатое суммарное изложение
основных положений к.-л. науки, исследования и т. п.; краткое руководство; конспект; резюме.
Компенсация психическая(от лат. compensare — уравновешивать, возмещать) —
1.психический эффект возмещения недостаточно развитых качеств личности др. более развитыми, что способствует формированию индивидуального стиля деятельности, достижению одинаково высоких результатов при различном уровне развития профессионально важных качеств личности; 2. (в психоанализе) механизм, посредством к-рого индивид скрывает, в том числе и от себя, свои слабости, недостатки, дефекты преувеличенным проявлением, развитием др. качеств.
Компетентность — 1. личные возможности должностного лица и его квалификация
(знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определенных знаний, навыков; 2. уровень образованности личности, к-рый определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.
Компетентность коммуникативная— способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с др. людьми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Компетентность общекультурная — уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.
Компетентность учителя профессиональная — владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его пед. деятельности, пед. общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и пед. сознания; совокупность знаний, опыта, умений гибкого владения пед. технологией, нахождения оптимальных средств воздействия на ученика с учетом его потребностей и интересов, прав и свободного выбора способов деятельности и поведения.
Компетенция(от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить) –
1. совокупность полномочий (прав и обязанностей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций; 2. круг вопросов, в к-рых данное лицо обладает познаниями, опытом. К. органов и должностных лиц устанавливается законом, уставом данного органа, а также закрепляется в положениях по отделам и в должностных инструкциях или в иных нормативных актах. Границы К. устанавливаются в соответствии с функциями органа управления.
Компетенция социальная— соц. навыки (обязанности), позволяющие личности
адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин соц. педагогики.
Компиляция— работа, составленная путем заимствования и не содержащая собственных выводов и идей.
Комплекс— совокупность мотивов, интересов, установок, объединенных единым
аффектом, действующая на бессознательном уровне, но определяющая сознание и поведение человека.
Комплекс Квазимодо(дисморфофобия) — ложное ощущение собственной некрасивости. Очень остро проявляется в подростковом возрасте, особенно под влиянием рекламы и глянцевых журналов. Подростки пытаются голодать, готовы сделать любую пластическую операцию, склонны к суициду.
Комплекс Клеопатры — проявляется в боязни попасть в зависимость от к.-л., стремлении любыми способами сохранить свою суверенность. Египетская царица Клеопатра разрешала провести с ней ночь при условии, что на утро мужчина будет казнен.
Комплекс Каина— переживание одним из детей в семье, что он не любим, пренебрегаем.
Комплекс неполноценности — психопатологический синдром, заключающийся в стойких переживаниях человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных отношений, деформирующих естественное развитие его личности и сопровождаемых соответствующими негативными психол. симптомами: низкой самооценкой, заниженным уровнем притязаний, повышенной тревожностью, мотивом избегания неудачи. К.н. описан А. Адлером. К.н. порождается недостатками в функционировании механизма психической компенсации.
Комплекс Эдипов — нежная привязанность мальчика к матери с антогонистическим отношением к отцу.
Комплекс Электры— нежная привязанность девочки к отцу с антагонистическим отношением к матери.
Комплементарный(от лат. complementum — дополнение) — дополнительный.
Компьютер (лат. computare — вычислять) — согласно Толковому словарю английского
языка, программируемый цифровой обработчик всевозможных данных. В последние десятилетия вместо словосочетаний «электронная вычислительная машина», «цифровая вычислительная машина», аббревиатур ЦВМ, ЭВМ широко употребляют термин «компьютер», чтобы подчеркнуть алгоритмическую универсальность ЦВМ по преобразованию и обработке любых данных, возможность использования этого класса вычислительных машин не только для вычислений. Можно считать термин «компьютер» синонимом определения «вычислительная машина общего назначения». В буквальном переводе «компьютер» — вычислитель.
Конвенция(от лат. conventio — соглашение) — международный договор, соглашение
по к.-л. специальному вопросу.
Конвенциональная роль— представление о предписанном образце поведения, к-рое ожидается и требуется от человека в данной ситуации.
Конвенциональные нормы— совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Конгруэнтность(в пед. технологии) — совпадение жестов и речевых высказываний
учителя в процессе пед. общения.
Конкуренция — см. Интерактивное общение.
Консенсус— общее согласие по к.-л. вопросу, достигнутое без голосования в ходе
переговоров. Один из способов принятия управленческого решения в процессе руководства учебно-образовательным учреждением.
Конспектирование(от лат. conspectus — обзор) — сокращенная запись лекции, речи,
к.-л. сочинения (научной работы) своими словами, цитатами, в виде тезисов. Творческий конспект сопровождается собственными мыслями, вопросами, сомнениями, рассуждениями.
Константность— постоянство.
Конституционная теория темперамента— темперамент человека, зависящий от конституции, телосложения человека.
Классификация Э. Кречмера (1888—1964) — 1-й тип. Астенический — человек
хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом. С детства астеники очень слабые и нежные, они быстро растут, не обнаруживая в течение всей жизни ни малейшей склонности к увеличению объема мышц или жировой прослойки. С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. Астеническое телосложение имеют шизотимики, этот тип: замкнуты, склонны к размышлениям, абстракции, с трудом приспосабливаются к окружению, чувствительны, ранимы. Среди шизотимиков есть разновидности: «тонко чувствующие люди», идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты, «сухари» и безвольные. У шизотимиков происходит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства («обидит др. и при этом обидится сам»). Типологические черты шизотимической характерологии: настойчивость и систематическая последовательность, непритязательность, спартанская строгость, холодность в отношении к судьбам отдельных людей и утонченные эстетические чувства; неподкупная справедливость, пафос по отношению к народным страданиям — и в то же время недостаток доброжелательности, приятного естественного человеколюбия, понимания конкретной ситуации и особенностей отдельных личностей. Шизотимиков можно подразделить на следующие группы: 1. чистые идеалисты и моралисты, 2. деспоты и фанатики, 3. люди холодного расчета. 2-й тип. Пикник отличается развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате. Средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, основательный, массивный живот. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Кречмер выделяет разновидности: веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики. Среди циклотимиков можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1. храбрые борцы, народные герои; 2. организаторы крупного масштаба; 3. примиряющие политики. 3-й тип. Атлетик обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального, крепкого телосложения. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами, уверенной осанкой. Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо маловпечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления. Кречмер соотносит тип телосложения с психическими заболеваниями, причем предполагает, что между нормальным человеком и психически больным нет резкой грани: биотипы индивидуальности нормального человека (циклотимик, шизотимик) могут перерасти в аномалии характера (циклоид, шизоид), а затем и в психическое заболевание (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения/ 4-й тип. Дипластик — человек с неправильным телосложением. Система Кречмера предназначалась в первую очередь для диагностики психических заболеваний, она позволяла предвидеть направление и формы негативных изменений психики индивида.