Одаренность умственная — общая способность человека сознательно направлять свое мышление на новые требования; общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни. Направленность на новое отличает ее от памяти; признак приспособления — от гениальности; сущность к-рой состоит в самопроизвольном творчестве; признак всеобщности отличает О. у. от таланта, характерная особенность к-рого состоит в ограничении умственных способностей одной областью содержания. Термин разработан В. Штерном.
Одаренные дети— дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к
музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком, при прочих равных условиях, своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности (IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную О. детей (в области музыки, затем — в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется О. к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и выраженностью более специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундеркиндами.
Одиночество— состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о
ком заботиться. Один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, от др. людей. В ряде случаев возникает психол. шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. В условиях О. актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), с к-рыми начинают разговаривать вслух. По мере увеличения времени нахождения в жестких условиях О. на этапе глубоких психических изменений появляются сверхценные идеи, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и реактивные галлюцинации. У детей даже ограничение полноценного общения может вызвать состояние госпитализма, нередко приводящее к ЗПР.
|
Озарение — см. Инсайт.
Олигофрения— различные формы врожденного или рано приобретенного
умственного недоразвития, к-рые делятся по возрастающей тяжести на дебильность, имбецильность и идиотию.
Дебильность — наиболее легкая (по сравнению с идиотией и имбецильностью) степень умственной отсталости. Усвоение учебного материала по любому предмету школьной программы для дебилов чрезвычайно трудно. Нуждаются в специальном обучении. Выделяются: легкая, средняя и выраженная Д.
Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего, медленно развивается речевая функция, а в ряде случаев речевые звуки не развиваются вообще; у них нарушена моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, развитие элементарных навыков самообслуживания и гигиены.
|
Имбецильность — (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — выраженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков, но из-за грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоционально-волевой сферы они практически необучаемы даже во вспомогательных школах.
Омбудсмен— должностное лицо в парламенте, наблюдающее за законностью
действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан; представитель ч.-л. интересов; в России — уполномоченный по правам ребенка; детский правозащитник.
Он-лайн (англ. on-line) — режим он-лайн — режим работы ЭВМ в сети или совместно с
другой (центральной) ЭВМ. Противоположное понятие «офф-лайн» часто переводится как автономный (режим). Речь в этом случае идет об ЭВМ, имеющей возможность подключиться к сети или другой ЭВМ, но не использующей в данный момент эту возможность и работающей самостоятельно. В настоящее время термин «он-лайн» стали употреблять в более узком смысле: режим работы в сети, позволяющий сразу же получать ответ на свое сообщение.
Онтогенез(от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, рождение) — развитие
организма от момента рождения до смерти.
Операция(от лат. operatio — действие) — в психологии: единица деятельности, способ
выполнения действия в конкретной, реальной или условной ситуации. Понятие О. как единицы деятельности введено А. Н. Леонтьевым.
|
Опорный сигнал— средство наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма),
содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусство запоминания).
Оптимальность /эффективность—1. достижение наилучшего результата в
данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников; 2. наилучший с точки зрения определенных критериев; 3. наилучший для конкретных условий; наилучший из нескольких вариантов. Эффективность — более узкое понятие, чем результативность (ибо результаты бывают и неожиданными, отрицательными, в то время как эффективность — достижение запланированных положительных результатов); О. — более узкое понятие, чем эффективность (О. — не просто достижение поставленной цели, а достижение при минимальных затратах). В отечественной дидактике постоянно разрабатываются вопросы эффективности и О. учебно-воспитательного процесса.
Оптимизм— представление о том, что в мире господствует положительное начало,
добро.
Опыт педагогический — 1. творческое, активное освоение и реализация учителем в
практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Виды: исторический, массовый, передовой, новаторский. Исторический опыт — результаты пед. теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования. Массовый О. п. — результаты пед. теории и практики, к-рые широко применяются в практике большинства учителей. Передовой опыт характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации пед. процесса. Новаторский опыт — опыт, в к-ром есть элементы новизны, открытия, изобретения, авторства; 2. дидактические системы, разработанные на основе теорий, высокая эффективность к-рых была доказана в процессе пед. практики: теория общего развития (Л. В. Занков,), теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, 3. Ф. Талызина), теория содержательных обобщений (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, И. Я. Лернер), теория пед. сотрудничества (гуманистической педагогики) (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Ш. А. Амонашвили, Н. П. Тузик и др.), теория решения изобретательских задач (Г. С. Альтшуллер).
Организация детская (молодежная)— является особым видом общественного
объединения и отвечает следующим признакам: наличие ценностной идеи (цели), на к-рую направлена совместная деятельность детей и взрослых, добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее; фиксированное членство; организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество; четко выраженная структура, определяющая положение каждого; установленные для всех нормы и правила, гарантированные для всех членов организации права совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов деятельности); преобладание в ее составе несовершеннолетних граждан, объединенных на добровольной основе взрослыми; членство по возрасту; наличие устава, программы, положения.
Организация деятельности— процесс объединения людей и средств для
достижения поставленных целей.
Организация (группа) неформальная— организация, края держится на психол.
факторах, связывающих ее членов: на близости или сходстве личных склонностей, интересов, потребностей, на прямых персональных контактах и отношениях, а не на законах или юридических основаниях. Отличается определенной направленностью интересов, общения, сотрудничества, условиями, атрибутами и символикой. Может иметь как позитивные пед. и общественные результаты, так и негативные. Условно делят на про соц., к-рые приносят обществу определенную пользу; соц.-нейтральные— индифферентные в соц. отношении, занятые в основном удовлетворением собственных интересов и демонстративно ставящие себя вне общества; антисоц. — откровенно антиобщественные объединения (прежде всего нацистские и национал-патриотические, сектантско-религиозные объединения). Для самодеятельных объединений с криминальной направленностью характерны жесткая регламентация соц.-ролевых функций ее членов, наличие «правил игры» преступной среды. Значение социальной общности подростков и молодежи в этих группировках раскрывается в способе их жизнедеятельности в условиях самоотчуждения от соц. одобряемого образа жизни.
Байкеры — неформальное молодежное объединение мотоциклистов-любителей. Катаются на тяжелых шоссейных мотоциклах, одеваются в куртки из черной кожи и такие же брюки, сапоги ковбойского типа. Своим демонстративным поведением и внешним видом бросают вызов обществу. Движение зародилось в США в 50-е гг. XX в. Прошло путь от групп мотоциклистов, проявлявших таким образом свое стремление к самовыражению и соц. бунту, к бандам наркоторговцев и воров («Ангелы Ада» и др.) до мотообъединений независимых представителей закона под покровительством полиции, вовлекающих в свои ряды заблудших мотоциклистов, организующих многокилометровые путешествия, соревнования, праздники с выступлением каскадеров, рок-концертами и лазерными шоу.
Брейкеры — поклонники брейк-данса, танца с элементами акробатики, спортивной гимнастики. Состав брейкеров: школьники, учащиеся профессионально-технических лицеев и колледжей, студенты, молодые рабочие в возрасте от 14 до 25 лет. Внешний облик отличается по исполняемым элементам: «верхний брейк» (стили «робот», «резиновый человек») и «нижний брейк» («кирпич»). Брейкеры активно участвуют в различных конкурсах, фестивалях, концертах.
Готы — сравнительно новое неформальное движение в России. Его последователей отличает депрессивно-агрессивный макияж и любовь к черной одежде. От панков позаимствовали ирокезы (гребни на голове), закрепленные гуталином, и страсть к разрушению. От сатанистов — место тусовок (кладбища и заброшенные церкви). Г. слушают «тяжелую» музыку, преимущественно подстили «металла».
Клубы атлетической гимнастики(бодибилдинга) — объединяют школьников, учащихся профтехучилищ, студентов, молодых рабочих, представителей интеллигенции в возрасте от 14 до 30 лет. Целями их являются физическое и нравственное совершенствование, пропаганда здорового образа жизни. Клубы часто организуют смотры-конкурсы, соревнования.
Объединения любителей граффити. Граффити — надписи, рисунки или знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены. М. б. тайными символами религиозных сект, а также носить чисто бытовой или политический характер. Сторонники граффити объединяются в группы различных напрвлений.
Панки— представители неформального молодежного течения, ставящего своей целью эпатаж общественности прежде всего своим внешним видом. Возникло во 2-й половине XX в. Декларируемой целью всех панков является протест против существующих меркантильных отношений в обществе. Реальной же целью является самоутверждение в среде себе подобных путем резкого отрицания общепринятого. Общие черты панков — негативное отношение к труду, соц. паразитизм, поверхностная начитанность, крайне высокое самомнение о своих творческих способностях. «Правые» (милитаристские) группировки имеют военизированный характер организации, националистские (а иногда и нацистские) взгляды и агрессивны по отношению к институтам общества, органам власти. В эти группировки могут входить и отверженные за экстремизм члены других неформальных организаций молодежи. Суперменство, сильная личность, пренебрегающая интересами др., экстремизм и агрессивность — характеристика «правых».
Рокеры — 1. поклонники рок-музыки. Включают в себя ряд течений: «битломаны» (поклонники ансамбля «Битлз»), «хардрокеры» (поклонники «тяжелого рока»), «металлисты» (поклонники направления «тяжелого рока»). В составе групп: учащиеся школ, профессионально-технических лицеев и колледжей, студенты, молодые рабочие, представители интеллигенции. Особенности внешнего облика членов этих групп выражены в незначительной модификации стиля «панк». Для них характерна вздыбленно-фиксированная, часто многоцветная прическа или остриженные волосы на голове, обилие металлических деталей в одежде; 2. разновидность байкеров. Группы Р. составляли представители рабочих кварталов Америки, предпочитавшие тяжелую музыку, одевались в кожаные одежды и разъезжали на более дешевых классических мотицклах.
Сатанисты — неформальное молодежное движение. Типы: осатаневшие тины или гопники. Осатаневшие тины. Символика: кожаные черные куртки, нашивки с черепами, скелетами, перевернутыми крестами; длинные грязные волосы или наголо бритые, татуировки в виде крестов, трех шестерок или свастики. Второй тип: сознательное противостояние «продажной действительности». Негативное отношение к официальной церкви и ее служителям. Третий тип: хорошо организованные, сплоченные и иерархизированные «маги офигительные». Их задача — подготовка почвы для прихода Сатаны.
Скинхеды, скины(«бритоголовые») — неонацистская организация. Состав — подростки от 12 до 18 лет, учащиеся школ, ПТУ, колледжей. Именуют себя «патриотами России», «санитарами общества», «борцами за свободу русской нации». Свою деятельность характеризуют как «защиту русского народа от порабощения со стороны эмигрантов». Движение С. отличается хорошей организацией, сплоченностью его членов, суровой дисциплиной и своеобразной идеологией, главным стержнем к-рой является идея о «превосходстве русской нации». Конечной своей целью считают «очищение России от представителей др. рас и национальностей, а в глобальном масштабе — установление русского порядка». В своей практической деятельности предпочитают применять методы запугивания и устрашения. Акции с участием С, как правило, сопровождаются погромами и жестоким избиением представителей др. национальностей. Их не останавливают ни пол, ни возраст жертв.
Толкиенисты— группы студентов и школьников старших классов, являющиеся приверженцами Д. Р. Р. Толкиена, автора трилогии в жанре фэнтэзи «Властелин Колец» и др. Первые переводы его книг появились в России в конце 70-х гг. На рубеже 80-90-х гг. возникли «Хоббитские игрища» — костюмированные ролевые игры в полевых лагерях. Большое влияние на возникновение и развитие движения Т. сыграла субкультура хиппи, откуда в Т. пришли элементы эскейпизма, т. е. бегства от реальности в несуществующий мир. Т. является частью Ролевого Движения, представляющего собой систему клубов, занимающихся разработкой и проведением широкомасштабных ролевых и релаксационно-ролевых игр. Сторонники РИ считают, что это не бегство от реальности, и игры способствуют соц. адаптации личности, физическому и нравственному развитию, но эту оценку многие сторонние наблюдатели не разделяют. Одним из позитивных следствий Т. является появление клубов, члены к-рых занимаются реконструкцией интересующей их исторической эпохи. Члены таких клубов не только воссоздают быт и нравы эпохи, но и пишут исследования, участвуют в съемках различных исторических фильмов и как консультанты, и как актеры.
Фанаты спортивных клубов — группы подростков и юношей от 10 до 17 лет. Целью их объединения является эмоциональная разрядка подростков, «болеющих» за любимую команду на спортивном состязании, и шествие после этого. Все акции «фанатов» обусловлены их стремлением выделиться, продемонстрировать при помощи стилизованной одежды, эмблем, значков свою принадлежность к «спортивной группе». При этом сами спортивные мероприятия оказываются лишь поводом к совместным действиям, иногда нарушающим общественный порядок. В состав групп входят учащиеся школ и профтехучилищ, молодые рабочие.
Фашики(фашисты) — ярко выраженная антисоц., агрессивная группировка. Члены группы носят свастику, черную одежду, сапоги, приветствуют друг друга возгласом «Хайль, Гитлер!», действуют как фашисты. Законом является лозунг: «Прав тот, кто сильнее».
Хиппи (от англ. hippie, hip — меланхолия, уныние) — название групп молодежи, отвергающих установленные нравственные традиции, общепринятые нормы поведения и ведущие бродячий образ жизни. Одеваются нарочито небрежно, претенциозно.
Организация формальная— общность людей, имеющая административно-
юридический статус, особые фиксированные и соц.-санкционированные цели, нормы, правила деятельности, права и обязанности членов, определенную структуру, порядок избрания или назначения лидеров и остальных функционеров, закрепленные в уставах, статусах, инструкциях и др. нормативных документах.
Ориентировочная основа действия (ООД)— система представлений человека
о цели, плане и средствах предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (термин введен П. Я. Гальпериным). На этом этапе происходит предварительное ознакомление с действиями, овладение ООД, т. е. системой внутренних указаний о том, как выполнять то или иной действие.
Ортодокс(от греч. orthodoxos — правильно мыслящий, правоверный) — человек,
последовательно придерживающийся определенного учения, направления, системы взглядов, уверенный в их абсолютной истинности и непогрешимости, не воспринимающий критики своих убеждений.
Осознанное— форма психического отражения, в К-рой образ действительности и
отношение к ней субъекта являются предметами рефлексии на уровне сознания и фиксируются в нем отчетливо, логически оформленно с помощью понятий и категорий.
Ответственность — качество личности, проявляющееся в различных формах
контроля личности над своей деятельностью, отражающего соц., морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга, исполнении ролевых обязанностей, готовности дать отчет за свои действия. Отчужденность от соц. норм и неумение найти смысл жизни ослабляют соц. ответственность. Воспитание О. у растущего человека — актуальная задача современной школы. Не менее важна О. и самого учителя. Безответственный учитель — совершенно недопустимое явление в образовательной сфере. Понятие разрабатывается К. Муздыбаевым.
Повышенная моральная ответственность— возложение на ребенка больших надежд и недетской ответственности, частое пристыживание, сравнение с более успешными детьми не в пользу ребенка. Наиболее опасно в плане формирования психастенической акцентуации характера.
Отношения— целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных
связей личности с различными сторонами объективной действительности. О. бывают: эмоционально-волевые установки на себя, межличностные О., Межгрупповые О.; система отношений личности, группы, общности людей к действительности. Используется как базовая категория в «теории отношений» В. Н. Мясищева. А. С. Макаренко считал, что воспитание есть ничто иное, как формирование у воспитанников системы отношений.
Отношение ученика к учению — установившаяся позиция учащегося, определяющая направленность и интенсивность его восприятия, мышления и действий в сфере обучения.
Отношения межличностные — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Отражение в воспитании(в др. терминологии — перцептивно-рефлексивная
сторона общения) — восприятие, познание, понимание воспитателем воспитанника и себя как участников взаимодействия. О. — механизм обратной информации, обратной связи, показывающий последствия воспитательных действий; основа регулирования отношений и обращения и эффективного воздействия на воспитанника.
Отрочество(подростковый возраст) — этап от 10—11 до 15 лет, соответствующий
началу перехода от детства к юности. Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности, системе взаимоотношений. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания (пубертат), что сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирования новых психол. и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющемуся (девиантному) поведению.
Отчуждение(в психологии) — система отношений субъекта с окружающей
действительностью, при к-рых результат жизнедеятельности, присущие ей нормы взаимоотношений, системы ценностей, их соц. носители осознаются как противоположные ему самому, противоречащие его «Я», его взглядам, устремлениям. Причем амплитуда эмоциональной окрашенности этих отношений колеблется от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности. О. выражается в таких переживаниях субъекта как чувство обособленности, одиночества, отверженности, потери своего «Я» и др. Как соц. явление его рассмотрел К. Маркс на примере О. рабочих от результатов своего труда, от средств производства.
Оуэн Роберт(1771 — 1858) — англ. социалист-утопист. Основные работы: «Об
образовании человеческого характера», «Книга нового нравственного мира» и др. Полагал, что начало качественно новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии — м. б. положено лишь должным воспитанием людей. Человек есть продукт среды. Во всех недостатках современных ему людей считал виноватой соц. среду — капитализм, замена к-рого на социализм будет способствовать изменению к лучшему человеческих нравов. Развивал идею соединения обучения с производительным трудом детей. Утверждал, что только общественное воспитание в коммунистических общинах будет способствовать формированию всесторонне развитых людей. Выступал за антирелигиозное светское образование. В течение своей жизни неоднократно пытался реализовать свои идеи: в Нью-Лэнарке (Институт для формирования характера с системой 4-х образовательных ступеней — школа для малышей (1-5 лет); дневная школа (дети 5-10 лет); вечерняя школа для работающих подростков; вечерние лекции для взрослых); опытные коммунистические колонии: «Новая гармония» в США, Орбистон, Гармонхолл в Великобритании.
Оценка парциальная— отдельные оценочные обращения и воздействия педагога на
воспитанника, не представляющие собой квалификацию его успешности, а являющиеся лишь эмоциональной реакцией педагога (одобрение, замечание, порицание, поддержка, сарказм, упрек, нотации и т. п.) О. п. заполнен весь пед. процесс. Они не только оказывают действие в процессе работы, но и вызывают последействие, влияя на изменение отношений между воспитанниками внутри детского коллектива, между педагогами и воспитанниками, на формирование интересов, самооценок и т. д. Термин введен в оборот психологом Б. Г. Ананьевым.
Оценка педагогическая— процесс соотнесения результата деятельности или
поведения воспитанника или хода самой деятельности с заранее заданными эталонами.
Ошибки педагогические— нек-рое фактическое отклонение от эталона,
использование учителем средств пед. деятельности или общения, приводящих к нарушению профессиональных норм, правил, эталонов (напр., унижение ученика, выставление отметки по предмету за дисциплину, формальное выставление «тройки» при отсутствии знаний и т. д.). Существуют О. п. объективного происхождения (следование профессионала-педагога таким соц. предписаниям, к-рые противоречат парадигмам образовательного процесса) и субъективного происхождения: профессиональная некомпетентность, личностная профнепригодность. О. п. поддаются типологии по различным основаниям: причинам совершения, масштабам и тяжести последствий, содержанию деятельности, в к-рой допущены; по степени конфликтогенности.
Ошибки педагогического оценивания— типичные ошибки, возникающие в воспитательном взаимодействии и обусловленные уровнем сформированности пед. сознания учителя: «великодушия» — выставление завышенных оценок; «центральной тенденции» — стремление избегать крайних оценок; «ореола» — перенос личностного отношения на оценивание; «контраста» — знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются в зависимости от выраженности тех же характеристик у преподавателя; «близости» — затрудненность после высокой отметки сразу ставить низкую и наоборот; логические ошибки проявляются в вынесении сходных оценок разным проявлениям, к-рые кажутся логически связанными.
П
Паблик-релейшнз(пиар) — многогранная деятельность по формированию
благоприятного общественного мнения по к.-л. общественно-значимому вопросу, в том числе форма рекламной работы с широким привлечением средств массовой информации (пресса, радио, телевидение).
Пакет педагогических программных средств— совокупность педагогических
программных средств для компьютера, предназначенных для использования в ходе изучения определенного учебного предмета, применяемых на разного рода занятиях и видах учебной деятельности.
Палестра— гигмнастическая школа в Древней Греции, закрытое учебное заведение,
государственное или частное, где обучались мальчики от 12 до 16 лет. Программа обучения включала пятиборье: бег, борьбу, прыжки, метание копья и диска. Учителями были «гимнасты», владевшие теоретическими и универсальными знаниями, и педотрибы — специалисты по отдельным видам гимнастики.
Панегирик — восторженная и неумеренная похвала. В XVIII в. процветал как
литературный жанр — хвалебная речь, а с XIX в. — приобрел значение «неоправданное восхваление».
Паноптикум — собрание редкостей, уникальных, причудливых предметов или живых
существ.
Пантеистическое мировоззрение, пантеизм— философское учение,
объединяющее Бога и мир (природу), а иногда и отождествляющее их.
Парадигма педагогическая(от греч. paradeigma — пример, образец) —
совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным пед. сообществом на каждом этапе развития педагогики, к-рыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении пед. проблем, определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «парадигма» введено амер. историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмалъный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), кризиса в научной революции, заключающейся в смене П., переходе от одной к др.
Паралингвистика— вокальные возможности голоса, его диапазон, тональность.