Школа как культурно-образовательное пространство – это 17 глава




 

 

Одаренность умственная общая способность человека сознательно направлять свое мышление на новые требо­вания; общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни. Направленность на новое отличает ее от памяти; признак приспособления — от гениальности; сущность к-рой состоит в самопроиз­вольном творчестве; признак всеобщности отличает О. у. от таланта, характерная особенность к-рого состоит в ог­раничении умственных способностей одной областью со­держания. Термин разработан В. Штерном.

 

 

Одаренные дети— дети, обнаруживающие общую или специаль­ную одаренность (к

музыке, рисованию, технике и т. д.). Ода­ренность принято диагностировать по темпу умственного раз­вития — степени опережения ребенком, при прочих равных ус­ловиях, своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности (IQ). Значе­ние такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Рань­ше других можно обнаружить художественную О. детей (в обла­сти музыки, затем — в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется О. к математике. Нередки случаи расхождения меж­ду общим умственным уровнем ребенка и выраженностью более специальных способностей. Детей с необычайно ранним ум­ственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундеркиндами.

Одиночество— состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о

ком заботиться. Один из психогенных фак­торов, влияющих на эмоциональное состояние человека, от др. людей. В ряде случаев возникает психол. шок, характери­зующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вы­раженными вегетативными реакциями. В условиях О. актуали­зируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до ло­шадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), с к-рыми начинают разговаривать вслух. По мере увеличения времени нахождения в жестких условиях О. на этапе глубоких психических изменений появляются сверхценные идеи, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и реак­тивные галлюцинации. У детей даже ограничение полноценно­го общения может вызвать состояние госпитализма, нередко приводящее к ЗПР.

 

 

Озарение — см. Инсайт.

 

 

Олигофрения— различные формы врожденного или рано приоб­ретенного

умственного недоразвития, к-рые делятся по возра­стающей тяжести на дебильность, имбецильность и идиотию.

 

 

Дебильность наиболее легкая (по сравнению с идиотией и имбецильностью) степень умственной отсталости. Усво­ение учебного материала по любому предмету школьной программы для дебилов чрезвычайно трудно. Нуждаются в специальном обучении. Выделяются: легкая, средняя и выраженная Д.

 

Идиотия самая глубокая степень умственной отсталости. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего, медленно развивается речевая функция, а в ряде случаев речевые звуки не развиваются вообще; у них нарушена моторика, координация движений, ориентировка в про­странстве, развитие элементарных навыков самообслужи­вания и гигиены.

 

Имбецильность (от лат. imbecillus — слабый, немощ­ный) — выраженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, ус­воению отдельных несложных трудовых навыков, но из-за грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоциональ­но-волевой сферы они практически необучаемы даже во вспомогательных школах.

 

 

Омбудсмен— должностное лицо в парламенте, наблюдающее за законностью

действий государственных органов и соблю­дением прав и свобод граждан; представитель ч.-л. интересов; в России — уполномоченный по правам ребенка; детский пра­возащитник.

 

 

Он-лайн (англ. on-line) — режим он-лайн — режим работы ЭВМ в сети или совместно с

другой (центральной) ЭВМ. Противопо­ложное понятие «офф-лайн» часто переводится как автономный (режим). Речь в этом случае идет об ЭВМ, имеющей возможность подключиться к сети или другой ЭВМ, но не использующей в данный момент эту возможность и работающей самостоятель­но. В настоящее время термин «он-лайн» стали употреблять в более узком смысле: режим работы в сети, позволяющий сразу же получать ответ на свое сообщение.

 

 

Онтогенез(от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, рож­дение) — развитие

организма от момента рождения до смерти.

 

 

Операция(от лат. operatio — действие) — в психологии: единица деятельности, способ

выполнения действия в конкретной, ре­альной или условной ситуации. Понятие О. как единицы дея­тельности введено А. Н. Леонтьевым.

 

 

Опорный сигнал— средство наглядности (схема, рисунок, чер­теж, криптограмма),

содержащее необходимую для долговре­менного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусство запоминания).

 

 

Оптимальность /эффективность—1. достижение наилучшего результата в

данных условиях при минимальных затратах време­ни и усилий участников; 2. наилучший с точки зрения опреде­ленных критериев; 3. наилучший для конкретных условий; наи­лучший из нескольких вариантов. Эффективность — более уз­кое понятие, чем результативность (ибо результаты бывают и неожиданными, отрицательными, в то время как эффектив­ность — достижение запланированных положительных резуль­татов); О. — более узкое понятие, чем эффективность (О. — не просто достижение поставленной цели, а достижение при ми­нимальных затратах). В отечественной дидактике постоянно разрабатываются вопросы эффективности и О. учебно-воспита­тельного процесса.

 

 

Оптимизм— представление о том, что в мире господствует поло­жительное начало,

добро.

 

 

Опыт педагогический 1. творческое, активное освоение и ре­ализация учителем в

практике законов и принципов педагоги­ки с учетом конкретных условий, особенностей детей, детско­го коллектива и собственной личности. Виды: исторический, массовый, передовой, новаторский. Исторический опыт — ре­зультаты пед. теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования. Массовый О. п. — результаты пед. теории и практики, к-рые широко применяются в практике большинства учителей. Передовой опыт характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенство­вания имеющихся средств, оптимальной организации пед. про­цесса. Новаторский опыт — опыт, в к-ром есть элементы новиз­ны, открытия, изобретения, авторства; 2. дидактические систе­мы, разработанные на основе теорий, высокая эффективность к-рых была доказана в процессе пед. практики: теория общего развития (Л. В. Занков,), теория поэтапного формирования ум­ственных действий (П. Я. Гальперин, 3. Ф. Талызина), теория со­держательных обобщений (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, И. Я. Лернер), теория пед. сотрудничества (гуманистической педа­гогики) (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Ш. А. Амонашвили, Н. П. Тузик и др.), теория решения изобре­тательских задач (Г. С. Альтшуллер).

 

 

Организация детская (молодежная)— является особым видом об­щественного

объединения и отвечает следующим признакам: нали­чие ценностной идеи (цели), на к-рую направлена совместная де­ятельность детей и взрослых, добровольное вступление в органи­зацию и свободный выход из нее; фиксированное членство; организационная самостоятельность, самоуправление, совмест­ное социальное творчество; четко выраженная структура, опре­деляющая положение каждого; установленные для всех нормы и правила, гарантированные для всех членов организации права совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов деятельности); преобладание в ее составе несовершеннолетних граждан, объединенных на добровольной основе взрослыми; член­ство по возрасту; наличие устава, программы, положения.

 

 

Организация деятельности— процесс объединения людей и средств для

достижения поставленных целей.

 

 

Организация (группа) неформальная— организация, края дер­жится на психол.

факторах, связывающих ее членов: на близос­ти или сходстве личных склонностей, интересов, потребностей, на прямых персональных контактах и отношениях, а не на зако­нах или юридических основаниях. Отличается определенной на­правленностью интересов, общения, сотрудничества, условиями, атрибутами и символикой. Может иметь как позитивные пед. и об­щественные результаты, так и негативные. Условно делят на про соц., к-рые приносят обществу определенную пользу; соц.-нейтральные— индифферентные в соц. отношении, занятые в основ­ном удовлетворением собственных интересов и демонстративно ставящие себя вне общества; антисоц. — откровенно антиобще­ственные объединения (прежде всего нацистские и национал-пат­риотические, сектантско-религиозные объединения). Для само­деятельных объединений с криминальной направленностью ха­рактерны жесткая регламентация соц.-ролевых функций ее членов, наличие «правил игры» преступной среды. Значение со­циальной общности подростков и молодежи в этих группировках раскрывается в способе их жизнедеятельности в условиях само­отчуждения от соц. одобряемого образа жизни.

 

 

Байкеры — неформальное молодежное объединение мото­циклистов-любителей. Катаются на тяжелых шоссейных мотоциклах, одеваются в куртки из черной кожи и такие же брюки, сапоги ковбойского типа. Своим демонстративным поведением и внешним видом бросают вызов обществу. Движение зародилось в США в 50-е гг. XX в. Прошло путь от групп мотоциклистов, проявлявших таким образом свое стремление к самовыражению и соц. бунту, к бандам нар­которговцев и воров («Ангелы Ада» и др.) до мотообъеди­нений независимых представителей закона под покрови­тельством полиции, вовлекающих в свои ряды заблудших мотоциклистов, организующих многокилометровые путе­шествия, соревнования, праздники с выступлением каска­деров, рок-концертами и лазерными шоу.

 

Брейкеры — поклонники брейк-данса, танца с элементами ак­робатики, спортивной гимнастики. Состав брейкеров: школьники, учащиеся профессионально-технических лице­ев и колледжей, студенты, молодые рабочие в возрасте от 14 до 25 лет. Внешний облик отличается по исполняемым эле­ментам: «верхний брейк» (стили «робот», «резиновый чело­век») и «нижний брейк» («кирпич»). Брейкеры активно участвуют в различных конкурсах, фестивалях, концертах.

 

Готы сравнительно новое неформальное движение в Рос­сии. Его последователей отличает депрессивно-агрессив­ный макияж и любовь к черной одежде. От панков позаим­ствовали ирокезы (гребни на голове), закрепленные гута­лином, и страсть к разрушению. От сатанистов — место тусовок (кладбища и заброшенные церкви). Г. слушают «тя­желую» музыку, преимущественно подстили «металла».

 

Клубы атлетической гимнастики(бодибилдинга) — объеди­няют школьников, учащихся профтехучилищ, студентов, молодых рабочих, представителей интеллигенции в воз­расте от 14 до 30 лет. Целями их являются физическое и нравственное совершенствование, пропаганда здорового образа жизни. Клубы часто организуют смотры-конкурсы, соревнования.

 

Объединения любителей граффити. Граффити — надписи, рисунки или знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены. М. б. тайными символами религиозных сект, а также носить чисто бытовой или политический ха­рактер. Сторонники граффити объединяются в группы различных напрвлений.

 

Панки— представители неформального молодежного тече­ния, ставящего своей целью эпатаж общественности прежде всего своим внешним видом. Возникло во 2-й половине XX в. Декларируемой целью всех панков яв­ляется протест против существующих меркантильных отношений в обществе. Реальной же целью является са­моутверждение в среде себе подобных путем резкого от­рицания общепринятого. Общие черты панков — нега­тивное отношение к труду, соц. паразитизм, поверхност­ная начитанность, крайне высокое самомнение о своих творческих способностях. «Правые» (милитаристские) группировки имеют военизированный характер организа­ции, националистские (а иногда и нацистские) взгляды и агрессивны по отношению к институтам общества, орга­нам власти. В эти группировки могут входить и отвержен­ные за экстремизм члены других неформальных орга­низаций молодежи. Суперменство, сильная личность, пренебрегающая интересами др., экстремизм и агрессив­ность — характеристика «правых».

 

Рокеры 1. поклонники рок-музыки. Включают в себя ряд течений: «битломаны» (поклонники ансамбля «Битлз»), «хардрокеры» (поклонники «тяжелого рока»), «металлис­ты» (поклонники направления «тяжелого рока»). В соста­ве групп: учащиеся школ, профессионально-технических лицеев и колледжей, студенты, молодые рабочие, предста­вители интеллигенции. Особенности внешнего облика членов этих групп выражены в незначительной моди­фикации стиля «панк». Для них характерна вздыбленно-фиксированная, часто многоцветная прическа или остри­женные волосы на голове, обилие металлических деталей в одежде; 2. разновидность байкеров. Группы Р. составля­ли представители рабочих кварталов Америки, предпочи­тавшие тяжелую музыку, одевались в кожаные одежды и разъезжали на более дешевых классических мотицклах.

 

Сатанисты неформальное молодежное движение. Типы: осатаневшие тины или гопники. Осатаневшие тины. Сим­волика: кожаные черные куртки, нашивки с черепами, скелетами, перевернутыми крестами; длинные грязные волосы или наголо бритые, татуировки в виде крестов, трех шестерок или свастики. Второй тип: сознательное противостояние «продажной действительности». Нега­тивное отношение к официальной церкви и ее служите­лям. Третий тип: хорошо организованные, сплоченные и иерархизированные «маги офигительные». Их задача — подготовка почвы для прихода Сатаны.

 

Скинхеды, скины(«бритоголовые») — неонацистская орга­низация. Состав — подростки от 12 до 18 лет, учащиеся школ, ПТУ, колледжей. Именуют себя «патриотами Рос­сии», «санитарами общества», «борцами за свободу русской нации». Свою деятельность характеризуют как «защиту русского народа от порабощения со стороны эмигрантов». Движение С. отличается хорошей организацией, сплоченно­стью его членов, суровой дисциплиной и своеобразной иде­ологией, главным стержнем к-рой является идея о «превос­ходстве русской нации». Конечной своей целью считают «очищение России от представителей др. рас и националь­ностей, а в глобальном масштабе — установление русского порядка». В своей практической деятельности предпочита­ют применять методы запугивания и устрашения. Акции с участием С, как правило, сопровождаются погромами и жестоким избиением представителей др. национальностей. Их не останавливают ни пол, ни возраст жертв.

 

Толкиенисты— группы студентов и школьников старших классов, являющиеся приверженцами Д. Р. Р. Толкиена, автора трилогии в жанре фэнтэзи «Властелин Колец» и др. Первые переводы его книг появились в России в конце 70-х гг. На рубеже 80-90-х гг. возникли «Хоббитские игри­ща» — костюмированные ролевые игры в полевых лагерях. Большое влияние на возникновение и развитие движения Т. сыграла субкультура хиппи, откуда в Т. пришли элементы эскейпизма, т. е. бегства от реальности в несуществующий мир. Т. является частью Ролевого Движения, представляю­щего собой систему клубов, занимающихся разработкой и проведением широкомасштабных ролевых и релаксационно-ролевых игр. Сторонники РИ считают, что это не бег­ство от реальности, и игры способствуют соц. адаптации личности, физическому и нравственному развитию, но эту оценку многие сторонние наблюдатели не разделяют. Од­ним из позитивных следствий Т. является появление клубов, члены к-рых занимаются реконструкцией интересующей их исторической эпохи. Члены таких клубов не только воссоз­дают быт и нравы эпохи, но и пишут исследования, участву­ют в съемках различных исторических фильмов и как кон­сультанты, и как актеры.

 

Фанаты спортивных клубов группы подростков и юно­шей от 10 до 17 лет. Целью их объединения является эмо­циональная разрядка подростков, «болеющих» за любимую команду на спортивном состязании, и шествие после это­го. Все акции «фанатов» обусловлены их стремлением выделиться, продемонстрировать при помощи стилизо­ванной одежды, эмблем, значков свою принадлежность к «спортивной группе». При этом сами спортивные мероп­риятия оказываются лишь поводом к совместным дей­ствиям, иногда нарушающим общественный порядок. В состав групп входят учащиеся школ и профтехучилищ, молодые рабочие.

 

Фашики(фашисты) — ярко выраженная антисоц., агрессив­ная группировка. Члены группы носят свастику, черную одежду, сапоги, приветствуют друг друга возгласом «Хайль, Гитлер!», действуют как фашисты. Законом является ло­зунг: «Прав тот, кто сильнее».

 

Хиппи (от англ. hippie, hip — меланхолия, уныние) — назва­ние групп молодежи, отвергающих установленные нрав­ственные традиции, общепринятые нормы поведения и ведущие бродячий образ жизни. Одеваются нарочито не­брежно, претенциозно.

 

 

Организация формальная— общность людей, имеющая адми­нистративно-

юридический статус, особые фиксированные и соц.-санкционированные цели, нормы, правила деятельности, права и обязанности членов, определенную структуру, порядок избрания или назначения лидеров и остальных функционеров, закрепленные в уставах, статусах, инструкциях и др. норматив­ных документах.

 

 

Ориентировочная основа действия (ООД)— система представ­лений человека

о цели, плане и средствах предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (тер­мин введен П. Я. Гальпериным). На этом этапе происходит предварительное ознакомление с действиями, овладение ООД, т. е. системой внутренних указаний о том, как выполнять то или иной действие.

 

 

Ортодокс(от греч. orthodoxos — правильно мыслящий, правовер­ный) — человек,

последовательно придерживающийся опреде­ленного учения, направления, системы взглядов, уверенный в их абсолютной истинности и непогрешимости, не воспринима­ющий критики своих убеждений.

 

 

Осознанное— форма психического отражения, в К-рой образ дей­ствительности и

отношение к ней субъекта являются предмета­ми рефлексии на уровне сознания и фиксируются в нем отчет­ливо, логически оформленно с помощью понятий и категорий.

 

 

Ответственность — качество личности, проявляющееся в различ­ных формах

контроля личности над своей деятельностью, отра­жающего соц., морально-правовое отношение к обществу, вы­ражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга, исполнении ролевых обязаннос­тей, готовности дать отчет за свои действия. Отчужденность от соц. норм и неумение найти смысл жизни ослабляют соц. ответ­ственность. Воспитание О. у растущего человека — актуальная задача современной школы. Не менее важна О. и самого учите­ля. Безответственный учитель — совершенно недопустимое яв­ление в образовательной сфере. Понятие разрабатывается К. Муздыбаевым.

 

 

Повышенная моральная ответственность— возложение на ребенка больших надежд и недетской ответственности, частое пристыживание, сравнение с более успешными детьми не в пользу ребенка. Наиболее опасно в плане формирования психастенической акцентуации характера.

 

 

Отношения— целостная система индивидуальных, избиратель­ных, сознательных

связей личности с различными сторонами объективной действительности. О. бывают: эмоционально-во­левые установки на себя, межличностные О., Межгрупповые О.; система отношений личности, группы, общности людей к дей­ствительности. Используется как базовая категория в «теории отношений» В. Н. Мясищева. А. С. Макаренко считал, что вос­питание есть ничто иное, как формирование у воспитанников системы отношений.

 

Отношение ученика к учению установившаяся позиция уча­щегося, определяющая направленность и интенсивность его восприятия, мышления и действий в сфере обучения.

 

Отношения межличностные субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельнос­ти и общения.

 

Отражение в воспитании(в др. терминологии — перцептивно-рефлексивная

сторона общения) — восприятие, познание, по­нимание воспитателем воспитанника и себя как участников вза­имодействия. О. — механизм обратной информации, обратной связи, показывающий последствия воспитательных действий; основа регулирования отношений и обращения и эффективного воздействия на воспитанника.

 

 

Отрочество(подростковый возраст) — этап от 10—11 до 15 лет, соответствующий

началу перехода от детства к юности. Отно­сится к числу критических периодов возрастного развития, свя­занных с кардинальными изменениями в сфере сознания, дея­тельности, системе взаимоотношений. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созрева­ния (пубертат), что сказывается на психофизиологических осо­бенностях подростка. Основу формирования новых психол. и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны ак­тивное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возмож­ностям и способностям. При отсутствии условий для индивиду­ализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые фор­мы и приводить к отклоняющемуся (девиантному) поведению.

 

 

Отчуждение(в психологии) — система отношений субъекта с ок­ружающей

действительностью, при к-рых результат жизнедея­тельности, присущие ей нормы взаимоотношений, системы ценностей, их соц. носители осознаются как противоположные ему самому, противоречащие его «Я», его взглядам, устремлени­ям. Причем амплитуда эмоциональной окрашенности этих от­ношений колеблется от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности. О. выражается в таких переживаниях субъекта как чувство обособленности, одиноче­ства, отверженности, потери своего «Я» и др. Как соц. явление его рассмотрел К. Маркс на примере О. рабочих от результатов своего труда, от средств производства.

 

 

Оуэн Роберт(1771 — 1858) — англ. социалист-утопист. Основные работы: «Об

образовании человеческого характера», «Книга нового нравственного мира» и др. Полагал, что начало каче­ственно новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии — м. б. положено лишь должным воспитанием людей. Человек есть продукт среды. Во всех недостатках современных ему людей счи­тал виноватой соц. среду — капитализм, замена к-рого на соци­ализм будет способствовать изменению к лучшему человеческих нравов. Развивал идею соединения обучения с производитель­ным трудом детей. Утверждал, что только общественное воспи­тание в коммунистических общинах будет способствовать фор­мированию всесторонне развитых людей. Выступал за анти­религиозное светское образование. В течение своей жизни неоднократно пытался реализовать свои идеи: в Нью-Лэнарке (Институт для формирования характера с системой 4-х образо­вательных ступеней — школа для малышей (1-5 лет); дневная школа (дети 5-10 лет); вечерняя школа для работающих подро­стков; вечерние лекции для взрослых); опытные коммунисти­ческие колонии: «Новая гармония» в США, Орбистон, Гармонхолл в Великобритании.

 

 

Оценка парциальная— отдельные оценочные обращения и воз­действия педагога на

воспитанника, не представляющие собой квалификацию его успешности, а являющиеся лишь эмоцио­нальной реакцией педагога (одобрение, замечание, порицание, поддержка, сарказм, упрек, нотации и т. п.) О. п. заполнен весь пед. процесс. Они не только оказывают действие в процессе ра­боты, но и вызывают последействие, влияя на изменение отно­шений между воспитанниками внутри детского коллектива, между педагогами и воспитанниками, на формирование инте­ресов, самооценок и т. д. Термин введен в оборот психологом Б. Г. Ананьевым.

 

 

Оценка педагогическая— процесс соотнесения результата дея­тельности или

поведения воспитанника или хода самой деятель­ности с заранее заданными эталонами.

 

Ошибки педагогические— нек-рое фактическое отклонение от эталона,

использование учителем средств пед. деятельности или общения, приводящих к нарушению профессиональных норм, правил, эталонов (напр., унижение ученика, выставление от­метки по предмету за дисциплину, формальное выставление «тройки» при отсутствии знаний и т. д.). Существуют О. п. объективного происхождения (следование профессионала-педа­гога таким соц. предписаниям, к-рые противоречат парадигмам образовательного процесса) и субъективного происхождения: профессиональная некомпетентность, личностная профнепри­годность. О. п. поддаются типологии по различным основаниям: причинам совершения, масштабам и тяжести последствий, со­держанию деятельности, в к-рой допущены; по степени конф­ликтогенности.

 

 

Ошибки педагогического оценивания— типичные ошибки, воз­никающие в воспитательном взаимодействии и обусловленные уровнем сформированности пед. сознания учителя: «великоду­шия» — выставление завышенных оценок; «центральной тенден­ции» — стремление избегать крайних оценок; «ореола» — пере­нос личностного отношения на оценивание; «контраста» — знания, качества личности и поведение обучающегося оценива­ются в зависимости от выраженности тех же характеристик у преподавателя; «близости» — затрудненность после высокой от­метки сразу ставить низкую и наоборот; логические ошибки проявляются в вынесении сходных оценок разным проявлени­ям, к-рые кажутся логически связанными.

 

П

Паблик-релейшнз(пиар) — многогранная деятельность по фор­мированию

благоприятного общественного мнения по к.-л. об­щественно-значимому вопросу, в том числе форма рекламной работы с широким привлечением средств массовой информа­ции (пресса, радио, телевидение).

 

 

Пакет педагогических программных средств— совокупность педагогических

программных средств для компьютера, предназ­наченных для использования в ходе изучения определенного учебного предмета, применяемых на разного рода занятиях и видах учебной деятельности.

 

 

Палестра— гигмнастическая школа в Древней Греции, закрытое учебное заведение,

государственное или частное, где обучались мальчики от 12 до 16 лет. Программа обучения включала пяти­борье: бег, борьбу, прыжки, метание копья и диска. Учителями были «гимнасты», владевшие теоретическими и универсальны­ми знаниями, и педотрибы — специалисты по отдельным видам гимнастики.

 

 

Панегирик — восторженная и неумеренная похвала. В XVIII в. процветал как

литературный жанр — хвалебная речь, а с XIX в. — приобрел значение «неоправданное восхваление».

 

 

Паноптикум — собрание редкостей, уникальных, причудливых предметов или живых

существ.

 

 

Пантеистическое мировоззрение, пантеизм— философское учение,

объединяющее Бога и мир (природу), а иногда и отож­дествляющее их.

 

 

Парадигма педагогическая(от греч. paradeigma — пример, обра­зец) —

совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным пед. сообществом на каждом эта­пе развития педагогики, к-рыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении пед. проблем, опре­деленный набор предписаний (регулятивов). Понятие «парадиг­ма» введено амер. историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмалъный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормаль­ная наука»), кризиса в научной революции, заключающейся в смене П., переходе от одной к др.

 

 

Паралингвистика— вокальные возможности голоса, его диапа­зон, тональность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: