Школа как культурно-образовательное пространство – это 7 глава




 

 

Е

Емкость — максимальное количество единиц информации, к-рое может храниться в

запоминающем устройстве. Е. измеряется в битах, байтах, знаках, словах и др. единицах.

 

 

Ж

Жесткий диск(hard disk) (винчестер) — запоминающее устрой­ство в виде

герметичного модуля, в к-ром помещены магнитные диски и головки. Ж. д. обеспечивает высокую плотность запи­си информации.

 

 

Жизнедеятельность(в психол.) — внутренняя и внешняя актив­ность личности в

конкретных соц. и психических условиях.

 

 

Жизненная позиция— внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими,

моральными и психол. качествами личности и отражающая ее субъективное отношение к обще­ству. Ж.п. проявляется в реальном поведении человека, м. б. активной (постоянное стремление изменить окружающую действительность) и пассивной (следование установившимся традициям и нормам).

 

 

Жизненный стиль— уникальный способ, выбранный человеком для следования

своей жизненной цели; интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью в целом.

 

 

Жизненный сценарий— постепенно развертывающийся, форми­рующийся в детстве,

во многом под влиянием родителей и близ­кого окружения, жизненный план поступков и действий, к-рые человек намерен совершить в будущем.

 

 

Задатки— врожденные, обусловленные генным фондом и доро­довыми условиями

потенциальные возможности развития боль­шинства анатомо-физиологических и нек-рых психических свойств индивида, составляющие природную основу развития способностей.

 

 

Задача— порция, часть цели; конкретизация цели.

 

 

Задача педагогическая— осмысление сложившейся пед. ситу­ации, принятие на

этой основе решений и необходимых дей­ствий.

 

 

Задачи педагогического исследования— конкретизированные или более

частные цели пед. исследования.

 

 

Задержка психического развития (ЗПР)— нарушение нормаль­ного темпа

психического развития ребенка. Бывает стойкой (типа олигофрении) и временной. Проявляется в отставании психофизиологического, психического и соц. развития ребен­ка от норм развития для паспортного возраста.

 

 

Закон учебно-воспитательного процесса— отражение объек­тивных,

внутренних, существенных и относительно стойких связей пед. явлений, способствующее научному управлению воспитательной деятельностью, предвидению результатов того или иного пед. решения, направленного на оптимизацию содер­жания, форм, средств и методов учебно-воспитательной дея­тельности.

 

 

Закон воспитаниякак общественного явления — закон, к-рый проявляется в

обязательном и необходимом присвоении подра­стающим поколением соц. опыта старших поколений, обуслов­ливающим их включение в общественную жизнь, осуществле­ние преемственности между поколениями, жизнеобеспечение общества, отдельного индивида и развитие сущностных сил каждой личности.

 

 

Закономерности педагогического процесса— действие законов в конкретных

условиях, выражение его сущности. Закономерно­сти, обусловленные соц. условиями: зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей и условий. Закономер­ности, обусловленные природой человека: определяющая роль де­ятельности и общения в формировании личности; зависимость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальных осо­бенностей ребенка. Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса: взаимозависимость процессов воспи­тания, обучения, образования и развития личности; взаимо­связь соц. группы и личности в учебно-воспитательном процес­се; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания в целостном педагогическом процессе.

 

 

Закономерности воспитания— проявление законов педагогичес­кого процесса в

специфических условиях воспитательного про­цесса: чем выраженнее атмосфера любви, в к-рой протекает вос­питательный процесс, дающая воспитанникам чувство защи­щенности и спокойствия, уверенности в своей нужности, тем благоприятнее условия для формирующейся личности; чем со­держательнее и целесообразнее построена и организована раз­нообразная деятельность воспитанников, в к-рой они все боль­ше занимают субъектную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирова­ние личности; формирование личности будет происходить эф­фективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личнос­ти, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность; чем интенсивнее введение ребенка в культуру через его активные усилия, тем полноценнее развиваются его способ­ности; чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его резуль­тат; чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее со­вершается полноценное формирование личности; чем меньше видимой внешне деятельности педагога, при условии огромной скрытой пед. работы, тем ощутимее позитивные процессы ста­новления и развития личности воспитанника.

 

 

Закономерности обучения— проявление законов пед. процесса в специфических

условиях обучения: воспитывающий характер обучения, необходимость целенаправленного взаимодействия обучающего, обучаемого и изучаемого объекта, обучение успеш­но только при активной деятельности учащихся, понятия могут быть усвоены только в том случае, если организована познава­тельная деятельность учащихся по соотнесению одних понятий с др., по отчленению одних от др., по усвоению их сущности; навыки могут быть сформированы только при условии органи­зации воспроизведения операций и действий, лежащих в основе навыка; прочность усвоения содержания учебного материала тем основательнее, чем систематичные организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и его введение в си­стему уже усвоенного ранее содержания; обученность уча­щихся сложным способам деятельности зависит от того, на­сколько учитель обеспечил успешное предшествующее овладе­ние «простыми видами деятельности, входящими в состав сложного способа, и готовности учащихся определять ситуации, в которых эти действия могут быть применены; всякая совокуп­ность объективно взаимосвязанной информации усваивается только в зависимости от того, изложит ли ее учитель в одной из свойственных ей систем связей, опираясь при этом на налич­ный опыт учащихся и знания о том, какую связь учащиеся лег­ко поймут; любые единицы информации и способы деятельно­сти становятся знаниями и умениями в зависимости от степе­ни опоры на уровень знаний и умений, уже достигнутый на момент предъявления нового содержания; уровень и качество усвоения зависят при прочих равных условиях (память, способ­ность) от учета учителем степени значимости для учащихся предлагаемого содержания; предъявление учителем вариатив­ных заданий на применение усваиваемых знаний в существен­ных для них ситуациях формирует умение использовать их в практической деятельности.

 

 

Заместитель директора школы по науке— новая руководящая должность в

школе. В обязанности З.д.ш. по н. входит форми­рование у учителей, занимающихся исследовательской деятель­ностью, научного мышления и умений исследовательской дея­тельности; разработка перспектив развития школьных экспери­ментов; контроль за работой школьных кафедр; осуществление межкафедральных связей и контактов с научными работниками из научно-исследовательских учреждений, лабораторий и вузов.

З.д.ш. по н. необходимо быть специалистом высокой квалифи­кации, владеющим теоретическими знаниями по педагогике, психологии, методологии науки, культурологии, философии об­разования и т. п., иметь опыт практической и научно-исследо­вательской работы, владеть технологиями проектирования и эк­спертизы образовательных систем.

 

 

Замещение—см. Защита психологическая.

 

 

«Занавес»(в проекционной аппаратуре) — эффект появления изображения на экране

постепенно снизу или сверху, что помо­гает сосредоточить внимание зрителей.

 

 

Застенчивость— качество личности, проявляющееся в тревожно­сти,

нерешительности, чрезмерной осторожности в общении с окружающими, наличии субъективных барьеров в общении, сопровождающееся мыслями о своей неполноценности и иллю­зиями отрицательного отношения к себе участников общения.

 

 

Затруднения— субъективно воспринимаемые человеком состоя­ния остановки или

перерыва в деятельности, столкновения с преградой или помехой, невозможности перехода к следующе­му звену деятельности. Под затруднениями учителя понимает­ся: а) отсутствие у него адекватных средств пед. деятельности или общения (напр., учитель не знает, как работать с неуспева­ющими, как найти подход к трудному ученику); б) неиспользо­вание учителем имеющихся у него средств по каким-то причи­нам (из-за собственного состояния, напр. вследствие стресса, усталости учитель не учитывает состояние учеников, хотя в принципе это делать умеет).

 

 

Зачет— форма контроля в образовательных учреждениях; если за­чет носит

межсессионный, промежуточный характер, тогда фик­сируется завершение обучаемыми к.-л. практических заданий, работ, сбора дополнительной учебной информации по заданной теме, написание реферата или иной творческой работы по кур­су, выявляется общая ориентация в изученном материале. Если 3. выставляется как итоговая (заключительная) фиксация работы по предмету, то кроме перечисленного, требуется не только ориен­тация в предмете, но и знание его теоретических основ.

 

 

Защита детства— система мер, обеспечивающая охрану закон­ных прав и интересов

детей на основе разработки нормативных документов, к-рые определяют правовое положение несовер­шеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усынов­ления детей, оставшихся без попечения родителей; создание специализированных социальных служб и учреждений для про­ведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающихся в соответствующей помощи.

 

 

Защита психологическая— неосознаваемые психические про­цессы, направленные

на поддержание у человека высокой оцен­ки и на создание внутреннего психол. комфорта, на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осоз­нанием конфликта, реакция психики человека на угрозу соб­ственному «Я». Свойственна всем людям и является нормаль­ным явлением здоровой психики, если не становится избыточ­ной и болезненно заостренной. В пед. взаимодействии часто возникают стрессовые ситуации, в к-рых к 3. п. прибегает учи­тель или ученик.

 

Вытеснение — один из видов психол. защиты, представля­ющий собой процесс, в результате к-рого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изго­няются» из сознания и переводятся в сферу бессознатель­ного, продолжая, однако, оказывать влияние на поведе­ние индивида, и переживаясь им в форме тревоги, страха и т. п. Является краеугольным камнем теории психоана­лиза 3. Фрейда. К такой психологической защите в пед. взаимодействии прибегают как дети, так и взрослые, т. к. во взаимоотношениях между ними часто возникают слож­ные и противоречивые отношения.

 

Замещение — защитный механизм, имеющий две различные формы проявления. В психоанализе выделены защита путем замещения объекта и защита путем замещения по­требности. Напр., агрессивные импульсы адресуются не тому, кто является источником фрустрации, а переносят­ся на более безопасный объект. Это разряжает напряже­ние, созданное нереализуемой потребностью, недостижи­мой целью.

 

Идентификация защитный механизм, при к-ром человек видит в себе др., переносит на себя мотивы и качества, присущие др. лицу.

 

Изоляция, отчуждение — способ психологической защиты, проявляющийся в том, что травмирующие человека фак­торы обособляются и локализуются внутри сознания и там блокируются. Явления «раздвоения (расщепления) личности» м. б. связаны с такой защитой.

 

Перцептивная защита замедление ответных реакций, бессознательное неопознавание гиперстрессогенных сти­мулов, ведущих к нравственным перегрузкам, психичес­ким расстройствам.

 

Проекция бессознательное стремление переложить вину на др. лицо или даже др. объект. Они свойственны каждо­му человеку и представляют собой серьезную проблему, если лишают человека возможности адекватно оценивать действительность.

 

Рационализация— создание системы оправданий морально неприемлемых поступков, неправильного поведения; за­щитный механизм психической защиты сокрытия субъек­том от своего сознания (путем самооправдания, придумы­вания искусственных оправдательных причин) истинных мотивов, причин своих действий, поступков с целью обес­печения состояния психического комфорта, релаксации, сохранения чувства собственного достоинства, целостно­сти своего «Я», предотвращения нежелательных психи­ческих состояний (чувства вины, стыда и т. д.). Принцип поведения — «зелен виноград». Воспитанники в пед. вза­имодействии нередко прибегают к такому способу защиты.

 

Реакция избегания — тенденция бежать от фрустрирующей ситуации, когда порог толерантности к фрустрации ока­зывается превзойден, рассматривается как отрицательное проявление, поскольку отказ решать проблему ведет к еще большему осложнению ситуации. Слабоуспевающие дети, неуверенные в себе, нередко пытаются таким образом ре­шать возникающие у них проблемы.

 

Регрессия защитный механизм, посредством к-рого лич­ность в условиях повышенной ответственности стремит­ся избежать внутренней тревоги, потерять самоуважение с помощью тех способов поведения, к-рые были адекват­ными на более ранних стадиях развития. Инфантильность в поведении и в отношениях — яркий феномен Р.

 

Сублимация(от лат. sublimare — возносить) — в психоанали­зе: один из механизмов психической защиты, снимающей напряжение в ситуации конфликта путем трансформации его в формы, более приемлемые для индивида. Частным слу­чаем С. является психический процесс преобразования и переключения энергии на цели соц. деятельности и куль­турного творчества. Понятие введено 3. Фрейдом в 1900 г.

 

 

Здоровье — естественное состояние организма, характеризующе­еся его

уравновешенностью с окружающей средой и отсутстви­ем к.-л. болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и соц. благополучия, наличие у человека достаточно­го количества энергии, энтузиазма и настроения для выполне­ния или завершения дела (ВОЗ. Е. Минард). 3. человека в зна­чительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. 3. является личной и общественной ценностью. Формированием такой установки на собственное 3. занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» — наука о здоровье.

 

 

Здравый смысл— стихийно складывающиеся под воздействием повседневного

опыта и проверенные им взгляды людей на ок­ружающую действительность и самих себя, к-рые являются ос­нованием для их практической деятельности.

 

 

Зеньковский Василий Васильевич(1881-1962) — православный педагог,

психолог, богослов, философ. В 1919 г. был вынужден покинуть страну. Преподавал в Белграде, Праге, с 1962 г. — в Парижском Богословском институте им. С. Радонежского. Ос­новные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и пе­дагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педа­гогическом интеллектуализме», «Психология детства», «Педагоги­ка и психология», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др. Считал, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяют­ся из общего отношения человека к миру. Выдвигал на первый план антропоцентризм русской философии, к-рая больше все­го занята темой о человеке, его судьбе и путях развития. Гово­рил о связи воспитания с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Дал свое понимание понятий «социальная педагогика» и «социальное вос­питание», выступая против сторонников свободного воспитания пед. течения, ставящих в центре всего ребенка и его индивидуаль­ные запросы, направленные на воспитание эгоиста, пользующего­ся всеми благами соц. развития, но живущего только своими про­блемами. Личность не может достигнуть идеала вне общества. Все это не исключает развития индивидуальных способностей и осо­бенностей ребенка, а лишь «придает этой задаче новый смысл». Он не отрицал свободы в воспитании. Вне свободы воспитание превращается в дрессировку. Необходимо обеспечить связь сво­боды и добра. Признавал право ребенка на индивидуальность и свой путь развития. Призывал признать учение об образе Божь­ем в человеке и глубокой ценности человеческой личности в православном сознании. Согласовать идею личности с соц. сре­дой возможно лишь через естественную, приводящую к возник­новению коллективного духовного начала и благодатную собор­ность, к-рой является церковь. Построил собственную возраст­ную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. Раннее детство — ребенок вживается в весь безграничный мир смыслов, в приро­ду, в человеческие отношения. Второе детство — ребенок стре­мится приспособиться к миру и людям, к порядкам природы и соц. жизни. Отрочество — для подростка характерны мечтатель­ность, ирреализм, нежелание считаться с реальностью, уверен­ность в праве жить своей жизнью. От отрочества в юность при­ходит могучая сила пола, укрощенная и просветленная развити­ем эроса. Юность — период внутреннего единства и творческой цельности, увлечения, вдохновения, доверчивого отношения к миру и людям, пронизанным религиозной верой в Бога. Считал необходимым на всех возрастных этапах в процессе воспитания иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как ес­ли бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Признавал главнейшим принципом педагоги­ки принцип индивидуальности. Подчеркивал, что моральная жизнь становится фактором духовного устройства лишь как ре­лигиозная жизнь. Не абсолютизировал дисциплину. Она высту­пает лишь как инструментальный фактор духовного воспитания ребенка, регулирующий духовную жизнь, освобождающий ду­ховные силы ребенка от случайных порывов. Эстетическое воспитание имеет две цели: низшую и высшую. Первая служит задачам развлечения и игры. Вторая — «воспитанию души че­рез приобщение души к красоте». Эстетическое воспитание дол­жно быть связано с трудом души. Интеллектуальное воспитание развивает потребность в целостном мировоззрении через разви­тие инициативы ума, творческих сил и интуиции. Религиозное воспитание направлено на развитие религиозного вдохновения, живой, всецелой и свободной погруженности души в жизнь цер­кви. Физическое воспитание оправдано, «оно священно как ус­троение жизни тела». Сексуальное воспитание имеет чрезвы­чайно серьезное значение. «Устроение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духовного здоровья лич­ности». Все запросы и стремления, связанные с полом, должны разрешаться только в браке. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждо­го ребенка. Без этого нет пед. интуиции, а, следовательно, не будет и пед. мастерства.

 

 

Знание— верное отражение действительности в мышлении чело­века; проверенный

общественной практикой результат процес­са познания. Выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений. Бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практи­ки, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отно­шения.

 

 

Знание(в пед.) — понимание, сохранение в памяти и вос­произведение фактов науки,

понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, систем­ностью, осознанностью и действенностью.

 

 

Значимый другой— человек, являющийся авторитетом или име­ющий значение для

данного субъекта общения и деятельности (по Г. Салливану).

 

 

Зона актуального развития— состояние в развитии ребенка, ког­да предлагаемая

задача ориентирована на созревшие психичес­кие функции. Это проявляется в том, что ребенок может решить (выполнить) поставленную задачу самостоятельно.

 

 

Зона ближайшего развития— расхождение между уровнем акту­ального развития

и уровнем потенциального развития (задачи (задания), предлагаемые ребенку, он может решить сам при мак­симальном усилии или с помощью взрослых). Понятие введено Л.С. Выготским, к-рый считал, что З.б.р. определяет несозрев­шие психические функции, но находящиеся в процессе созре­вания. З.б.р. определяет перспективу развития ребенка. З.б.р. подтверждает мысль о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение, ориентированное на З.б.р., — разви­вающее обучение.

 

И

Игра— одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности.

Суть И. состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив к-рой лежит не в ее результатах, а в самом процессе. И. детская — способ воспроизведения детьми дей­ствий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. способствует пси­хической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическо­му, умственному и нравственному воспитанию детей.

 

Игра компьютерная— это программа, специально создан­ная для компьютера и

предоставляющая пользователю (иг­рающему) возможность активного участия в изменении игровых ситуаций, отображаемых на экране компьютера. Набор таких программ хранится на магнитных или лазер­ных носителях. В большинстве И.к. пользователь анали­зирует игровую ситуацию на экране, принимает решение по воздействию на нее для достижения определенной цели и реализует это воздействие с помощью клавиатуры компьютера либо с помощью специальных устройств вво­да — джойстика, мыши и др. Среди И. к. можно выделить игры логические, на быстроту реакции, обучающие, разви­вающие и тренирующие. Логические игры близки по сюже­там и целям к традиционным математическим головолом­кам и упражнениям, к-рые оформлены в виде игровых ситуаций на экране. Пример такой игры — «Угадай число». В таких играх важна не скорость, а верность ответа. Игры на быстроту реакции представляют собой практически бес­конечную совокупность сменяющих друг друга сюжетов, отображающих некую искусственную среду. В этом случае цель каждого этапа игры заключается в том, чтобы, управ­ляя неким объектом (человечком, летательным аппара­том, мячиком), догнать кого-то (что-то) либо от кого-то (чего-то) увернуться и т. д. Игры обучающие, развивающие и тренирующие имеют целью с помощью игровых ситуа­ций сообщить пользователю определенные сведения, по­мочь закрепить их, разобраться в каких-то вопросах и т. д. Примеры таких игр: вспомнить перевод иностранных слов, появляющихся на экране, разобраться в тактических замыслах полководцев, чьи войска сошлись в свое время на льду Чудского озера, и др. Развлекательные игры делят­ся на аркадные, 3D — action («экшн»), квесты, игры-симуляторы, стратегии. Аркадные игры — игры-приключения. «Экшн» — так называемые «стрелялки», обычно с военным сюжетом. Цель игры — убить как можно больше противни­ков из имеющегося оружия. Квесты — игры-путешествия с разгадыванием различных загадок. Игры-симуляторы — авто- или авиаигры, футбол, хоккей. Стратегии — игры, в к-рых нужно проявить управленческие способности при выполнении поставленной стратегической миссии: по­строить и защитить город, государство, космическую базу и т. п. Современные И.к. в полной мере используют исключительные графические возможности современных компьютеров и их возможность синтезировать звуковые эффекты. Грамотно спроектированные и примененные И.к. могут оказать неоценимую помощь в развитии по­знавательных, художественных и профессиональных способностей молодежи, в ее эстетическом воспитании. Результатом правильного применения специально подо­бранных комплектов игр может стать прогресс в позна­нии возможностей компьютера, приобретение навыков работы с его устройствами, овладение приемами и мето­дами создания алгоритмов и программ. Важную роль в обучающих и развивающих видах выполняет игровая компонента — специально разработанный для данной игры программный модуль, позволяющий отобразить на экране компьютера динамичную игровую ситуацию. Цель игровой компоненты — внесение в процесс рабо­ты пользователя с компьютером элемента развлекательности. Кроме того, игровая компонента зачастую выпол­няет функцию отсчета времени, отведенного на решение предложенной задачи, включает в себя при необходимо­сти элементы подсказки.

 

Игра предметная— детская игра с предметами человечес­кой материальной и духовной культуры, в к-рой ребенок учится использовать их по прямому назначению.

 

Игра ролевая совместная групповая игра, в к-рой ее уча­стники распределяют, берут на себя и используют различ­ные соц. роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.

 

Игра символическая— игра, в к-рой реальность воспроиз­водится в виде символов, знаков, а игровые действия вы­полняются в абстрактной, символической форме.

 

Играсюжетная— игра, в к-рой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.

 

Игры компьютерные дидактические и развивающие— иг­ровые программы для персональных компьютеров, имею­щие обучающий и развивающий характер. Виды: абстрак­тно-логические, сюжетные и ролевые. И.к. д. и р. расширя­ют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют те или иные умения и навыки (игро­вые тренажеры) и способствуют психофизическому раз­витию ребенка. Однако излишнее увлечение играми мо­жет нанести ему вред.

 

 

Идеал(фр. ideal; от греч. Idea — идея, первообраз) — образ, явля­ющийся воплощением

совершенства, образец, высшая цель стремлений человека.

 

 

Идеал воспитания полисный— принципиально новые ориги­нальные подходы к

постановке и решению воспитательно-об­разовательных проблем, отличающихся от традиций как позднепервобытных, так и древневосточных обществ зародились на Западе в древнегреческих полисах — городах-государствах в эпоху так называемого «культурного переворота» (VIII—V вв. до н.э.). В эту эпоху в полисах расширяются личные свободы граждан, делается попытка обеспечить гармоничное сочетание интересов индивида с интересами коллектива, усиливается ори­ентация людей на достижение личного успеха. В мировоззрении утверждаются принципы светского и рационального видения мира, развиваются свободомыслие и прагматическое отношение к традициям прошлого, свободное творчество становится в кру­гах полноправных граждан нормой жизни, соц. ценностью, це­лью и в нек-ром роде смыслом человеческой деятельности.

 

 

Идентификация(от позднелат. Identifico — отождествлять) — 1. опознание чего-л.,

к.-л.; 2. процесс неосознаваемого отожде­ствления субъектом себя с др. человеком, группой людей, обра­зом. Термин был введен 3. Фрейдом; 3. уподобление, отождеств­ление с к.-л., чём-л.. В первом значении термин И. используется в психологии познавательных процессов, в инженерной и юри­дической психологии, где И. понимается как процесс сопостав­ления, сличения одного объекта с др. на основе к.-л. признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия; 4. понимание др. через, в той или иной степени, осознанную постановку себя на его место, в предпола­гаемый мир его мыслей, отношений, реакций; 5. защитный ме­ханизм, при к-ром человек видит в себе др., переносит на себя мотивы и качества, присущие др. лицу.

 

Идентификация полоролевая процесс и результат приоб­ретения ребенком психол. черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или др. пола.

 

 

Идеология— система взглядов, идей, выражающая отношение к действительности

людей, классов, групп, партий, составляю­щая их мировоззрение, разрабатываемое теоретиками, идеоло­гами. Оказывает активное влияние на общество и отдельную личность.

 

Идеологизация процесс насильственного подчинения об­щественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: