связей и закономерностей, разработка теорий и методик в ходе пед. исследования.
Ценностно-ориентацинное единство группы— один из основных показателей
сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
Ценностные ориентации — 1. относительно устойчивое соц.-обусловленное,
избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, к-рые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности; 2. способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Ценность— идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для
человека и общества.
Ценности социальные — общественно значимые для личности, соц. общности, общества в целом материальные, соц. объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ц. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен пед. процесс.
Церемония— последовательность действий, имеющих символическое значение,
посвященных празднованию к.-л. событий, людей или дат. Их функция — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или к.-л. соц. группы. Ц. в организации жизнедеятельности учебно-воспитательных учреждений необходимы для придания торжественности и красочности отдельным событиям жизни детского коллектива, создания и закрепления традиций, к-рым огромное значение в формировании детского коллектива придавал А. С. Макаренко.
|
Цивилизация— культурно-исторический тип общественного производства,
характеристика уровня развития материальной культуры, науки и техники, отношений обмена.
Ч
Черта личности— относительно устойчивое качество личности, являющееся
компонентом ее характера, и проявляющееся в особенностях поведения индивида. Наиболее широко исследованы такие Ч. л., как экстраверсия — интроверсия, тревожность, ригидность и др.
Честь профессиональная педагогическая — признание обществом и
осознание педагогом высокой общественной ценности самоотверженного выполнения своего профессионального долга.
Чувства— устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям
действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами.
Чувства праксические— чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность, захваченность работой, приятная усталость от работы.
Ш
Шаг программы(в программированном обучении) — доза информации об изучаемом
знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.
Шацкий Станислав Теофилович(1878-1934) — русский, советский педагог.
|
Создал в 1905 г. первые в России клубы для детей и подростков, летнюю колонию близ Щелкова (Московская область). В 1906 г. организовал общество «Сетлемент», с 1911 г. руководил обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. вместе с женой В. Н. Шацкой организовал летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» и др. Основной труд — «Бодрая жизнь», автор ряда статей по вопросам воспитания и обучения и методических работ. Основное место в творчестве Ш. отведено культурно-просветительной работе, прежде всего с детьми. Занимался вопросами формирования детского коллектива, дошкольной педагогикой, вопросами содержания образования, уроком, методами пед. исследования. Большое место в его пед. взглядах уделено эстетическому воспитанию. Ш. осуществил теоретическую и практическую разработку концепции школы нового типа как открытой системы, центра воспитания детей в соц. среде.
Школа— соц. институт, общественно-государственная система, призванная
удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.
Основные элементы Ш: учащиеся и ученические коллективы, кадры
(администрация, пед. коллектив, вспомогательные штаты), программно-методическое обеспечение (учебные планы, программы, учебники, учебно-методические комплекты, пособия, ТСО, компьютеры с программ но-методическим обеспечением), материальная база.
Школа демократическая— школа, в к-рой административное управление
рационально сочетается с хорошо развитым и эффективно действующим общественным управлением. Ш. д. предоставляет учащимся возможности для их индивидуального самосовершенствования при условии соблюдения правил коллективной жизни. Основные принципы деятельности Ш. д.: строгое соблюдение Устава школы, основанного на демократических началах, всеми участниками пед. процесса; выбор учащимися учебных предметов, уровня их усвоения и времени изучения, выбор учителей, возможность самостоятельного изучения учебных предметов в форме заочного обучения или экстерната, обязательная защита прав учащихся, учителей и администрации школы.
|
Школа как культурно-образовательное пространство – это
образовательное пространство, в к-ром культивируется личностный и профессиональный рост пед. и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей.
Школа как развивающаяся система— школа, работающая в инновационном
режиме, но сохраняющая и укрепляющая лучшее из того, что было создано прежде; отказывающаяся от старого и неэффективного; возрождающая незаслуженно забытое в новых формах.
Школа как функционирующая система— школа, работающая в режиме
традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат, инновации осуществляются, но носят эпизодический характер.
Школа кифариста— частная платная школа в Древней Греции (Афины), где
мальчики обучались пению, музыке, заучиванию произведений Гомера.
Школа-комплекс— комплекс различных образовательно-воспитательных
учреждений, работающий по сквозным, согласованным учебным планам; может иметь различную структуру: детский сад-школа-ПТУ; детский сад-гимназия-вуз; детский сад-начальная школа-педучилище (колледж)-педвуз; детский сад-школа-подростковый клуб-медико-психол. служба и др. образовательные учреждения. Наиболее сложный, мобильный вид образовательного учреждения, к-рый способен максимально удовлетворять разнообразные образовательные потребности населения и обеспечивать систему преемственного воспитания, обучения и профессиональной подготовки.
Школа малокомплектная— школа, в к-рой из-за недостаточного количества детей
вместо полнокомплектных классов установленной наполняемости, открываются разновозрастные с малой наполняемостью (от 2—3 человек в каждом), и один учитель одновременно работает с несколькими классами по учебным планам, соответствующим возрастным группам. М. б. начальные, неполные средние и средние. Щ. м. открываются, как правило, в сельской местности.
Школа математических и навигацких наук— первая в Европе государственная
реальная школа. Была открыта по Указу Петра I в 1701 г. для подготовки специалистов военного и морского дела, судостроителей, геодезистов и др. В школу принимались подростки в возрасте от 12 до 17 (иногда до 20) лет всех сословий, кроме крепостных крестьян. Состояла из трех ступеней: «российская школа», «арифметическая школа» и старшие (специальные) классы. Большое внимание уделялось практическим занятиям. В 1715 г. специальные классы были переведены из Москвы, где находилась школа, в Петербург, на их основе была создана Морская академия.
Школа мусическая— разновидность элеметарной школы в древней Греции. Главная
цель — умственное и эстетическое воспитание. Большое внимание уделялось музыке.
Школа риторская— учебное заведение в античной системе образования, в к-ром
готовили ораторов и политических деятелей.
Школа русская национальная— школы, в к-рых реализовывались идеи
общенационального направления в русской педагогике в XIX в. Были представлены К. Д. Ушинским, Н. М. Карамзиным, И. И. Мартыновым, И. В. Киреевским, И. М. Ястребцовым и др. Их выступления, особенно идеи о народности воспитания К. Д. Ушинского, возбуждали у современников интерес и формировали национальную позицию в построении народной школы, определяли отношение к иностранному опыту в области образования. В начале XX в. В. Н. Сорока-Росинский (1882— 1560) при организации русской национальной школы предлагал руководствоваться двумя принципами: анализом всей совокупности реальных факторов меняющейся жизни и определением их пед. значимости; выяснением ближайшего направления этих течений и учетом вырисовывающихся в будущем новых явлений хозяйственной, общественой, политической и культурной жизни России. В настоящее время идет процесс возрождения Ш. р. н., в к-рой углубленно изучается русская история, культура, литература, православие, возрождаются духовные традиции русского народа.
Школа свободная (свободного воспитания)— наиболее радикальное
направление в педоцентристском течении, разработало идеи свободного воспитания. Адепты этой модели придавали значительно большее значение созданию условий для самовыражения и свободного развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму пед. вмешательство и исключая к.-л. насилие и принуждение, хотя и признавали абсолютную необходимость воспитания и обучения. Они считали, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, поэтому ведущую роль в воспитании и обучении должны играть детские переживания и накопление ими личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Однако широкого распространения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свободного ребенка», созданный К. Н. Вентцелем в 1906 г. Были и др. попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная школа О. Кайдановской-Берви, близкие к этому направлению учебно-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А. У. Зеленко, затем С. Т. Шацким.
Школа соборная— в эпоху средневековья средние учебные заведения в крупных
городах Западной Европы, организованные при соборах, являвшихся епископскими кафедрами. Давали более широкое образование, чем монастырские и церковноприходские школы. По характеру и методам обучения не отличались от др. церковных школ.
Школа труда— школа, в к-рой всестороннее воспитание детей сочетается с
выработкой у них определенного комплекса трудовых умений и навыков, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея таких школ была высказана представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), к-рые в своих проектах организации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало требование подготовки детей к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности. Трудовому элементу в воспитании и образовании большое значение придавали идеологи Реформации, многие педагоги Нового времени (Коменский, Руссо, Песталоцци и др.). У Дьюи труд составлял системообразующий стержень учебно-воспитательного процесса в школе. Представители трудовой школы объективно пытались решать задачу подготовки политехнически образованного грамотного работника, способного быстро менять виды деятельности, самостоятельно принимать решения, заниматься самообразованием. Одним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XIX в. на Западе выступил Георг Кершенштейнер (1854—1932). Советская школа с первых лет существования строилась как трудовая и политехническая.
Школа учебы— школа, к-рая основывается в своей работе на детальной
регламентации учебного процесса, вербальных методах обучения, стремлении к развитию интеллекта посредством приобщения к книжному знанию. Базируется, как правило, на принципах авторитарной педагогики, обладает высоким уровнем методического обеспечения, создает условия для успешной работы массового учителя. Сложилась в XVIII—XIX вв.
Школы воскресные— учебные заведения для взрослых и работающих детей в
системе образования России XIX в., обучение в к-рых проводилось по воскресеньям. Исторически наиболее ранняя форма внешкольного образования. Подразделялись на конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания, общеобразовательные и профессиональные. В настоящее время возрождены и получают широкое распространение религиозные воскресные школы, в к-рых дети по собственному желанию или воле родителей осваивают основы того или иного вероучения.
Школы грамматические— школы, в к-рых в средние века преподавались лат. язык,
религиозные предметы и юриспруденция. В Древней Греции к ним относились начальные школы для мальчиков (школы грамматиста). В Древнем Риме — повышенная начальная школа для детей патрициев. В России — греко-лат. школы, основанные при некоторых монастырях в XVII веке.
Школы-коммуны— 1. учебно-воспитательные заведения, созданные в РСФСР в
1918 г. с целью практической разработки вопросов новой педагогики и трудовой школы. Состояла из школы 1-ой и 2-ой ступени и интерната при ней. Иногда при школе открывался и детский сад. Помимо учебных занятий, воспитанники школы работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате строилась на началах самообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность воспитанников. Просуществовали до конца 20-х гг.; 2. образовательно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовершеннолетних правонарушителей, к-рые были созданы в первые годы советской власти и существовали до конца 30-х гг. Обучение соединялось с производительным трудом.
Школы церковно-приходские— начальные школы в дореволюционной России,
находившиеся в ведении приходов. Учителями в этих школах были священники, дьяконы и дьячки. В свое время сыграли большую роль в распространении грамотности.
Школы цеховые— начальные школы для сыновей ремесленников в городах
Западной Европы. Начали возникать в XIII — XIV вв. по инициативе цехов и содержались на их средства. Были общеобразовательными школами на родном языке. Обучали: чтению, письму, счету, элементам геометрии и естествознания. Появление цеховых и гильдейских школ нарушило монополию церкви в образовании. К концу средних веков цеховые школы объединились с гильдейскими, постепенно превратившись в городские или бюргерские школы, содержащиеся на средства городского самоуправления.
Школы цифирные— начальные государственные школы в дореволюционной
России. Указом Петра I (1714) были созданы во многих губерниях для обучения детей дворян, государственных служащих, зажиточных мещан и др. в возрасте от 10 до 15 лет. Обучали: чтению, письму, арифметике и началам геометрии. Учителями в этой школе были воспитанники Школы математических и навигацких наук. После смерти Петра I в 1744 г. были реорганизованы в гарнизонные школы.
Школьные советы— см. Самоуправление школы.
Э
Эвристика педагогическая(от греч. heurisro — нахожу) — методология
образования, с помощью к-рой раскрывается и реализуется в ходе поисковой деятельности творческий потециал всех участников образовательного процесса; дидактическое и методическое направление эвристики, к-рое изучает принципиальные закономерности построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного развития на их основе продуктивно-познавательных качеств мышления. Э. п. имитирует эвристическую деятельность на учебном материале, чем подготавливает обучаемого к реальному творчеству. Отличительная особенность эвристической учебной деятельности — получение нового для его участников образовательного продукта: идеи, вопроса, текста, правила и т. п. Обучение носит сопровождающий характер, т. е. учитель помогает ученику придти к новым идеям и довести их до реального продукта. Основной единичной формой Э. п. является не урок, а образовательная ситуация. Ситуативная педагогика предполагает непрерывное участие ученика и учителя в постановке и переопределении целей, отборе содержания образования, планировании, проведении и оценке занятий. Кроме традиционного предметного содержания образования вводится метапредметное. П. Ф. Каптерев в конце XIX в. призывал широко использовать эвристическую форму обучения. Одним из современных разработчиков этого направления был В. И. Журавлев.
Эвритмия(от греч. eurhythmia — слаженность, ритмичность) — искусство движений,
разработанное Р. Штейнером на основе антропософии. Э. придает видимую образную форму звучанию речи и музыки и может выступать в сочетании с др. видами искусства.
Эгалитарный— уравнительный.
Эгида— защита. В древнегреч. мифологии Э. — название щита Зевса и Афины, символ
покровительства и гнева богов.
Эгоизм(от лат. ego — я) — ценностная ориентация субъекта, характеризуемая
преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и соц. групп. Но бывает и альтруистический Э., когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым соединяется с желанием делать добро др., с надеждой на положительное отношение их к себе.
Эгоцентризм(лат. ego — я, centrum — центр круга) — позиция личности,
характеризующаяся сосредоточенностью на преувеличенном подчеркивании своего «я», собственных целях, мыслях и переживаниях, а также ограниченной способностью воспринимать объективно внешние воздействия и состояния др. людей. Отличается от эгоизма тем, что эгоист может отчетливо сознавать стремления и переживания др. людей, но намеренно пренебрегать ими.
Эгоцентризм мышления — скрытая умственная позиция, означающая неспособность человека изменить исходную позицию по отношению к нек-рому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования др., противоположных точек зрения.
Эгоцентрическая эмпатия — переживание за самого себя; страдания др. являются лишь поводом переживать за себя.
ЭДО (BBS, Bulletin Board System, электронная доска объявлений ) — программа,
позволяющая организовать на ЭВМ систему хранения наборов данных и разграничения доступа к ним по телефонным каналам и дающая возможность сразу многим владельцам ЭВМ, ставшим абонентами такой системы, пользоваться ее информацией и посылать в нее свои сообщения и наборы данных.
Эдукология инфосферная— научная область, изучающая комплекс
упорядоченного и стихийного циркулирующего в информационной сфере Земли знания о мировых (общее), региональных (особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) образовательных процессах и системах как информационного фонда Земли-Космоса в условиях становления и функционирования глобального информационного пространства и информационно-образовательного общества. Разрабатывается В. А. Извозчиковым.
Эйдейтизм(от греч. eidos — образ, наружный вид) — своеобразная разновидность
образной памяти, проявляющаяся в возможности нек-рых людей ярко, живо видеть образ предмета и после прекращения его воздействия на органы чувств.
Эйфория(от греч. eyphria— хорошо переношу) — психическое состояние,
характеризуемое беспричинным радостным, блаженным настроением, беспечностью, безмятежностью, не соответствующими объективному положению человека.
Экзистенциальный мотивационный вакуум— ощущение утраты основного
жизненного мотива — смысла жизни.
Эклектика(от греч. eklekticos — выбирающий) — отсутствие единства, целостности,
последовательности в убеждениях, теориях; беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных воззрений.
Экология человека— наука, изучающая общие закономерности взаимоотношений
природы и человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимодействия.