Психолого-педагогические знания необходимы каждому человеку. Они могут быть использованы в профессиональной деятельности, в обыденном общении, в семейных взаимоотношениях и т.д. В первую очередь такие знания необходимы преподавателям специальных дисциплин: инженерам, врачам, военным и другим специалистам.
В настоящее время в России повышение педагогической грамотности преподавателей осуществляется институтами и факультетами повышения квалификации, посредством специальных семинаров, курсов и др. Однако данные пути по-настоящему не формируют педагогического мышления, соответствующей культуры, необходимой для профессионально-педагогическойработы в вузе.
Как отмечается теоретиками и практиками профессионального образования (А.Л.Вербицкий, А.М. Новиков, Ю.Г. Татур и другие), вопрос об обязательном (втором, дополнительном)психолого-педагогическом образовании преподавательского состава лицеев, колледжей, институтов, университетов в настоящее время особенно актуален. Его актуальность связанас тем, что без знаний общейпедагогики и психологии не обеспечить повышения качества обучения и воспитания студентов. Проблема же качества в современной системе подготовки кадров становится приоритетной.
Система повышения квалификации не в состоянии решить проблему в связи с тем, что целью повышения квалификации является лишь дополнение уже имеющихся, приобретенных знаний.
Создание государственной системы повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров. Главные требования к этой системе были определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 года "О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствования руководства высшим и средним специальным образованием в стране". В 1966-67 гг. Минвуз СССР приступил к формированию единой системы повышения квалификации кадров высшей школы. В 1981 году Минвузом СССР была утверждена для ФПК типовая программа курса "Основы педагогики и психологии высшей школы".
|
В настоящее время поставлена новая задача: опережающее развитие профессиональной и в первую очередь – высшей школы для кадрового обеспечения. При этом выделяется два ведущих направления педагогизации - повышение роли общепедагогических и психологических знаний, умений и навыков студентов и преподавателей как пласта их общей культуры, с одной стороны, и их узкая педагогическая профессионализация, с другой.
Надо отметить, что данной проблеме за рубежом уделяется значительное внимание. Так, в Германии, например, "существуют обязательные сроки (от 3 до 6 лет) в зависимости от специальности, по истечении которых доктор наук может претендовать на получение права преподавания в высшей школе, а также он должен иметь титул доктора наук, допущенного к преподаванию в вузе Habiliter doctor. При конкурсном замещении преподавательских вакансий уже не только в университеты, но и в большинство колледжей рассматривают только кандидатуры с докторским педагогическим званием". В материалах Международного семинара по проблемам повышения квалификации и совершенствования педагогического мастерства преподавателей вузов и университетов (1980 год) также "выделяется значимость педагогических и психологических курсов, а также практических занятий, которые проводятся в разных странах в качестве дополнительной подготовки вузовского преподавателя" (В. Берендт, ФРГ). Анализируя деятельность Центра дидактики высшей школы в г. Аахене (ФРГ) М. Гегер выделяет в его деятельности приоритетность дополнительного педагогического образования для преподавателей технических вузов, уже имеющих стаж работы. Эти материалы свидетельствуют о том, что проблема получения психолого-педагогических знаний преподавателями профессиональных школ от лицеев и колледжей до университетов является общемировой.
|
Иначе обстоит дело в России. Обязательность психолого-педагогической подготовки преподавателей негуманитарных профилей начальной, средней и высшей профессиональной школы законодательно не зафиксирована, что совершенно недопустимо на современном этапе развития системы профессионального образования и эта проблема ждет своего разрешения. Подготовка же, осуществляемая в системе повышения квалификации, как было показано выше, по общему количеству часов, выделяемых на нее, незначительна. Нерешенность данной проблемы вызывает потребность и необходимость рассмотреть несколько существующих на сегодня или планируемых путей подготовки научно-преподавательских кадров для профессионального образования, их методическое обеспечение учебными программами и планами.
Решение этой проблемы возможно осуществлять несколькими путями:
· путем введения специализации "Преподаватель" в учебный план в негуманитарных вузах, позволяющей выпускникам вуза по его окончании вести преподавание специальных дисциплин в техникумах, колледжах, лицеях;
|
· путем обучения блоку психолого-педагогических дисциплин в аспирантуре, позволяющих преподавать в вузах, если такой блок преподается в достаточном объеме учебных часов;
· путем обучения специалистов с высшим образованием в центрах дополнительного образования, институтах повышения квалификации в объеме от 600 до 800 и более учебных часов, дающих право преподавания в вузе специальных дисциплин;
· путем целенаправленно выстроенной непрерывной подготовки преподавателя высшей школы в системе "школа с профильными педагогическими классами - специализация "Преподаватель" в вузе - послевузовская психолого-педагогическая подготовка" в центре дополнительного образования или в аспирантуре.
Первый путь подготовки научно-педагогических кадров - это путь введения в процесс вузовского обучения студентов специализации "Преподаватель".
Рекомендации для такой подготовки предложены Госкомитетом РФ по высшему образованию в виде государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель". Данная программа подготовки преподавателя при очной форме обучения рассчитана на 680 часов. Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются: учреждения системы народного образования различных форм собственности (школы, гимназии, лицеи, колледжи), учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами образования.
Получение дополнительного педагогического образования в вузе должно стать основой дальнейшей подготовки к преподавательской деятельности в высшей школе, предполагая поступление выпускника вуза в аспирантуру для получения степени кандидата педагогических наук и в дальнейшем - докторской степени.
Второй путь получения психолого-педагогических знаний - это путь обучения в аспирантуре. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по очной и заочной системе обучения, включены вучебный процесс, в глубокое изучение литературы, дающие им возможность освоить предметный блок по специальности и блок психолого-педагогических дисциплин. Полученные знания позволят им в будущей профессиональной преподавательской деятельности на высоком уровне вести преподавание выбранной учебной дисциплины.
Однако, как показывает анализ содержания подготовки аспирантов, даже по очной системе обучения зачастую углубленная психолого-педагогическая подготовка будущих преподавателей ведется не на должном уровне и проблема психолого-педагогической подготовки будущих преподавателей для профессионального образования остается.
Третий путь - это путь получения психолого-педагогического образования для специалистов, уже имеющих высшее профессиональное образования негуманитарного профиля, но не имеющих психолого-педагогических знаний и желающих вести преподавательскую деятельность. Такой блок знаний они могут получить в центрах дополнительного образования, в подразделениях Академий, Университетов, осуществляющих подготовку и повышение квалификации преподавателей вузов. Для реализации этого пути создан ряд стандартов и один из них - Государственный образовательный стандарт "Дополнительное профессиональное педагогическое образование специалистов с высшим образованием негуманитарного профиля".
Настоящий стандарт "устанавливает требования к дополнительному педагогическому образованию специалистов с высшим образованием негуманитарного профиля и распространяется на органы управления, проектирования и оценки деятельности подразделений Академий и Университетов, осуществляющих подготовку и повышение квалификации преподавателей вузов. Стандарт предоставляет возможность осваивать профессиональные программы дополнительного педагогического образования (ДПО) в различных формах, отличающихся только объемом обязательных аудиторных учебных занятий: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная и смешанные формы. Выполнение стандарта предоставляет образовательным подразделениям право присваивать следующие академические степени:
- бакалавр-педагог средних учебных заведений по профилю основного образования. Трудоемкость программы ДПО -1008 часов, в том числе аудиторные занятия по очной форме - 576 часов, по вечерней - 288 часов;
- дипломированный специалист (инженер, агроном и т.д.) - педагог вуза по профилю основного образования. Трудоемкость программы ДПО подготовки дипломированного специалиста-педагога - 1292 часа, аудиторные занятия по очной форме -768 часов, по вечерней форме - 384 часа;
- магистр-педагог вуза по профилю основного образования. Трудоемкость программы ДПО подготовки магистра - 1292 часа, аудиторные занятия по очной форме - 768 часов, по вечерней форме - 384 часа.
Четвертый путь - это путь непрерывной трехуровневой психолого-педагогической подготовки преподавателя в системе "школа - вуз - послевузовское образование" для людей, осознающих свое педагогическое призвание достаточно рано. На первом уровне - "предваряющем" обучающийся в школе, выбирая профессию преподавателя, поступает в профильный педагогический класс. Школы с такими классами существуют практически во всех городах России. Затем, на втором уровне - "вузовском" он может выбрать любую интересующую его негуманитарную специальность, зная, что в любом негуманитарном вузе, он сможет получить дополнительную квалификацию "Преподаватель" и по окончании вуза стать по праву преподавателем выбранной им специальной дисциплины в лицее, техникуме, колледже. На третьем уровне - "послевузовском" - преподаватель, защитив кандидатскую диссертацию, получает право преподавания в высшем учебном заведении.
Разработка содержания непрерывного педагогического образования по четвертому пути базируется на следующих основных принципах:
фундаментальности; универсальности; интегративности; междисциплинарных связей, ориентированных на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополняемости содержания и единства целей и требований; вариативности - гибком сочетании обязательных базовых и дополнительных дисциплин, дисциплин по выбору и специализаций.
Более подробно охарактеризуем организацию обучения и методическое обеспечение каждого из названных уровней четвертого пути повышения психолого-педагогической подготовленности.
Первый уровень - "школьный уровень, предваряющий", осуществляемый в школах с профильными педагогическими классами. Главным акцентом в ведении с учащимися такой работы, является ответ на вопрос как организовать эту довузовскую педагогическую подготовку, как методически правильно ее осуществить. В настоящее время практически каждый педагогический вуз, являясь центром профориентационной работы, стремится создать свою систему подготовки абитуриентов в свой вуз, следовательно, и свои авторские программы, учебные планы, методические рекомендации.
Для второго уровня - "параллельного с вузовским", вузовского дополнительного психолого-педагогического образования также существуют программы психолого-педагогической подготовки в непедагогических, негуманитарных вузах. Это программы для высших военных учебных заведений, медицинских, технических, строительных и других вузов, медицинских колледжей, программы, представленные в данной работе, и другие.
Третий уровень - "последующий, послевузовский". Другими словами, это система послевузовского образования преподавателей высших учебных заведений (исключая педагогические). Оно осуществляется через систему повышения квалификации, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре.
Наряду с психолого-педагогической дополнительной подготовкой еще одним из направлений развития непрерывного дополнительного образования стало развитие языкового дополнительного образования. И.А. Зимняя в статье "Дополнительное языковое образование" подчеркивает необходимость дополнительного языкового образования на всех образовательных уровнях. Как отмечает И.А. Зимняя в настоящее время вся система российского образования рассматривается как многоуровневая, многоступенчатая, альтернативная и вариативная. В таком образовании человек находится всю жизнь, на протяжении всей жизни. Утверждение непрерывности образования "через всю жизнь" (lifelong education) является определяющим при проектировании любой формы современного образования. Непрерывность образования предполагает включенность человека в самые разные формы институционального и неинституционального образования, как в систему общего, так и профессионального (начального, среднего, высшего) образования. Она предполагает наличие разветвленной системы послевузовского и параллельно с вузовским существующего образования (например, факультет дополнительных профессий в вузе).
Сама проблема развития языковой личности активно стала изучаться в 80-х годах XX столетия. Как считает К.С. Махмурян в статье "Развитие языковой личности в условиях дополнительного высшего образования", сам вопрос о формировании языковой личности поднимался значительно раньше. Одной из серьезных проблем в этом плане остается непрерывность развития языковой личности. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, как правило, начинается в школе. Этот уровень владения языком надо было поддержать. Так, была сформулирована четырехуровневая модель обучения иностранному языку. Цепочка "начальная школа - средняя школа - старшая школа - вуз" должна была обеспечить формирование языковой компетентности.
Дополнительное высшее образование имеет относительно разработанные модели обучения иностранному языку по программе ЕЗР (английский для специальных целей) только в аспирантуре. Однако именно дополнительное высшее образование представляет широкие возможности для развития языковой личности, так как в "Законе о дополнительном образовании" предусматриваются пути получения дополнительной языковой квалификации, специализации, специальности. Так, в 1997 году вышел документ "О присвоении дополнительной квалификации "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования".
На примере экономического дополнительного образования служащих государственной службы (Ю.И. Иванов, Экономическая академия) можно показать достаточно высокий уровень разработки варианта дополнительного профессионального образования: разработаны два варианта ФПК - две недели (108 часов) - краткосрочный и 162 часа - три недели - среднесрочный. Переподготовка реализуется в трех формах: очная - 15-16 недель, с частичным отрывом от производства - 31-32 недели и 36-37 недель - вечерняя форма (общим объемом 760 часов). Вся работа регламентируется Государственным образовательным стандартом дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и переподготовка) федеральных государственных служащих - приказ Госкомвуза России от 25.12.95 № 1.700. Такой ряд примеров можно продолжить и привести значительное их количество в зависимости от того когда те или иные знания потребности могут становиться дополнительными и значительно расширять теоретический багаж специалиста тем самым повышая его востребованность и конкурентоспособность в производстве, в науке, в конечном счете, в любом виде его деятельности.
Подводя итоги анализа совершенствования подготовки научно-педагогических кадров для профессионального образования (начального, среднего, высшего) средствами дополнительного образования в целом, отметим, что:
- эффект дополнительного, и в том числе дополнительного педагогического, языкового, экономического и другого образования приближает к тому, что такая подготовка может быть использована в обучении других;
- специальные знания, совмещенные с психолого-педагогическими, повышают качество подготовки специалистов;
- специалисты, прошедшие педагогическую и психологическую подготовку в технических, медицинских и других негуманитарных вузах, более активно адаптируются в современных условиях, проявляются в деятельности и в преобразовании общества;
- "получение как знаний, навыков и умений, так и диплома является жизненно важным фактором социализации личности, условием более высокой оплаты и работы в комфортной обстановке, и, в конечном счете, связано с самореализацией и самоуважением, мотивация обучения в сфере дополнительного высшего образования чрезвычайно высокая".
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключается необходимость повышения педагогического образования?
2. Какие нормативно-правовые документы принимались для развития дополнительного образования?
3. Сравните и проанализируйте подходы к психолого-педагогической подготовке преподавателей вуза за рубежом и в России.
4. Какие существуют пути решения психолого-педагогической подготовки преподавателей вуза?
5. Какие программы предлагаются для вузовского обучения студентов специализации «Преподаватель»?
6. Специфика получения психолого-педагогического образования для специалистов, уже имеющих высшее профессиональное образования негуманитарного профиля.
7. Проанализируйте необходимость трехуровневой психолого-педагогической подготовки преподавателя в системе "школа - вуз - послевузовское образование».
8. В чем заключается необходимость дополнительного языкового образования на современном этапе развития общества?
9. Раскройте содержание четырехуровневой модели обучения иностранному языку.
10. Рассмотрите и проанализируйте варианты психолого-педагогического дополнительного профессионального образования.