Образование как дополнительное




Психолого-педагогические знания необходимы каждому челове­ку. Они могут быть использованы в профессиональной деятельности, в обыденном общении, в семейных взаимоотношениях и т.д. В пер­вую очередь такие знания необходимы преподавателям специальных дисциплин: инженерам, врачам, военным и другим специалистам.

В настоящее время в России повышение педагогической грамот­ности преподавателей осуществляется институтами и факультетами повышения квалификации, посредством специальных семинаров, курсов и др. Однако данные пути по-настоящему не формируют педа­гогического мышления, соответствующей культуры, необходимой для профессионально-педагогическойработы в вузе.

Как отмечается теоретиками и практиками профессионального образования (А.Л.Вербицкий, А.М. Новиков, Ю.Г. Татур и другие), вопрос об обязательном (втором, дополнительном)психолого-педагогическом образовании преподавательского состава лицеев, колледжей, институтов, университетов в настоящее время особенно актуален. Его актуальность связанас тем, что без знаний общейпе­дагогики и психологии не обеспечить повышения качества обучения и воспитания студентов. Проблема же качества в совре­менной системе подготовки кадров становится приоритетной.

Система повышения квалификации не в состоянии решить проблему в связи с тем, что целью повышения квалификации являет­ся лишь дополнение уже имеющихся, приобретенных знаний.

Создание государственной системы повыше­ния квалификации профессорско-преподавательских кадров. Глав­ные требования к этой системе были определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 года "О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствования руко­водства высшим и средним специальным образованием в стране". В 1966-67 гг. Минвуз СССР приступил к формированию единой систе­мы повышения квалификации кадров высшей школы. В 1981 году Минвузом СССР была утверждена для ФПК типовая программа курса "Основы педагогики и психологии высшей школы".

В настоящее время поставлена новая задача: опережающее развитие профессиональной и в первую очередь – высшей школы для кадрового обеспечения. При этом выделяется два ведущих направления педагогизации - повышение роли общепеда­гогических и психологических знаний, умений и навыков студентов и преподавателей как пласта их общей культуры, с одной стороны, и их узкая педагогическая профессионализация, с другой.

Надо отметить, что данной проблеме за рубежом уделяется зна­чительное внимание. Так, в Германии, например, "существуют обяза­тельные сроки (от 3 до 6 лет) в зависимости от специальности, по ис­течении которых доктор наук может претендовать на получение пра­ва преподавания в высшей школе, а также он должен иметь титул доктора наук, допущенного к преподаванию в вузе Habiliter doctor. При конкурсном замещении преподавательских вакансий уже не только в университеты, но и в большинство колледжей рассматрива­ют только кандидатуры с докторским педагогическим званием". В материалах Международного семинара по проблемам повышения квалификации и совершенствования педагогического мастерства преподавателей вузов и университетов (1980 год) также "выделяется значимость педагогических и психологических курсов, а также практи­ческих занятий, которые проводятся в разных странах в качестве до­полнительной подготовки вузовского преподавателя" (В. Берендт, ФРГ). Анализируя деятельность Центра дидактики высшей шко­лы в г. Аахене (ФРГ) М. Гегер выделяет в его деятельности приори­тетность дополнительного педагогического образования для препо­давателей технических вузов, уже имеющих стаж работы. Эти ма­териалы свидетельствуют о том, что проблема получения психолого-педагогических знаний преподавателями профессиональных школ от лицеев и колледжей до университетов является общемировой.

Иначе обстоит дело в России. Обязательность психолого-педагогической подготовки преподавателей негуманитарных профи­лей начальной, средней и высшей профессиональной школы законо­дательно не зафиксирована, что совершенно недопустимо на совре­менном этапе развития системы профессионального образования и эта проблема ждет своего разрешения. Подготовка же, осуществ­ляемая в системе повышения квалификации, как было показано выше, по общему количеству часов, выделяемых на нее, незначи­тельна. Нерешенность данной проблемы вызывает потребность и необходимость рассмотреть несколько существующих на сегодня или планируемых путей подготовки научно-преподавательских кадров для профессионального образования, их методическое обеспечение учебными программами и планами.

Решение этой проблемы возможно осуществлять несколькими путями:

· путем введения специализации "Преподаватель" в учебный план в негуманитарных вузах, позволяющей выпускникам вуза по его окончании вести преподавание специальных дисциплин в техникумах, колледжах, лицеях;

· путем обучения блоку психолого-педагогических дисциплин в аспирантуре, позволяющих преподавать в вузах, если такой блок преподается в достаточном объеме учебных часов;

· путем обучения специалистов с высшим образованием в цен­трах дополнительного образования, институтах повышения квалификации в объеме от 600 до 800 и более учебных часов, дающих право преподавания в вузе специальных дисциплин;

· путем целенаправленно выстроенной непрерывной подготов­ки преподавателя высшей школы в системе "школа с про­фильными педагогическими классами - специализация "Преподаватель" в вузе - послевузовская психолого-педагогическая подготовка" в центре дополнительного обра­зования или в аспирантуре.

Первый путь подготовки научно-педагогических кадров - это путь введения в процесс вузовского обучения студентов специализа­ции "Преподаватель".

Рекомендации для такой подготовки предложены Госкомитетом РФ по высшему образованию в виде государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпу­скника для получения дополнительной квалификации "Преподава­тель". Данная программа подготовки преподавателя при очной форме обучения рассчитана на 680 часов. Сферами профессиональной дея­тельности преподавателя являются: учреждения системы народного образования различных форм собственности (школы, гимназии, ли­цеи, колледжи), учреждения, организации, предприятия, деятель­ность которых связана с различными аспектами образования.

Получение дополнитель­ного педагогического образования в вузе должно стать основой дальнейшей подготовки к преподавательской деятельности в высшей школе, предполагая поступление выпускника вуза в аспирантуру для получения степени кандидата педагогических наук и в дальнейшем - докторской степени.

Второй путь получения психолого-педагогических знаний - это путь обучения в аспирантуре. Аспиранты, обучающиеся в аспиранту­ре по очной и заочной системе обучения, включены вучебный про­цесс, в глубокое изучение литературы, дающие им возможность ос­воить предметный блок по специальности и блок психолого-педагогических дисциплин. Полученные знания позволят им в буду­щей профессиональной преподавательской деятельности на высоком уровне вести преподавание выбранной учебной дисциплины.

Однако, как показывает анализ содержания подготовки аспирантов, даже по очной системе обучения зачастую углубленная психолого-педагогическая подготовка будущих преподавателей ведется не на должном уровне и проблема психолого-педагогической подготовки бу­дущих преподавателей для профессионального образования остается.

Третий путь - это путь получения психолого-педагогического образования для специалистов, уже имеющих высшее профессио­нальное образования негуманитарного профиля, но не имеющих пси­холого-педагогических знаний и желающих вести преподавательскую деятельность. Такой блок знаний они могут получить в центрах до­полнительного образования, в подразделениях Академий, Универси­тетов, осуществляющих подготовку и повышение квалификации пре­подавателей вузов. Для реализации этого пути создан ряд стандар­тов и один из них - Государственный образовательный стандарт "Дополнительное профессиональное педагогическое образование спе­циалистов с высшим образованием негуманитарного профиля".

Настоящий стандарт "устанавливает требования к дополни­тельному педагогическому образованию специалистов с высшим обра­зованием негуманитарного профиля и распространяется на органы управления, проектирования и оценки деятельности подразделений Академий и Университетов, осуществляющих подготовку и повышение квалификации преподавателей вузов. Стандарт предоставляет возмож­ность осваивать профессиональные программы дополнительного педа­гогического образования (ДПО) в различных формах, отличающихся только объемом обязательных аудиторных учебных занятий: очная, оч­но-заочная (вечерняя), заочная и смешанные формы. Выполнение стандарта предоставляет образовательным подразделениям право присваивать следующие академические степени:

- бакалавр-педагог средних учебных заведений по профилю основного образования. Трудоемкость программы ДПО -1008 часов, в том числе аудиторные занятия по очной форме - 576 часов, по вечерней - 288 часов;

- дипломированный специалист (инженер, агроном и т.д.) - пе­дагог вуза по профилю основного образования. Трудоемкость программы ДПО подготовки дипломированного специалиста-педагога - 1292 часа, аудиторные занятия по очной форме -768 часов, по вечерней форме - 384 часа;

- магистр-педагог вуза по профилю основного образования. Трудоемкость программы ДПО подготовки магистра - 1292 часа, аудиторные занятия по очной форме - 768 часов, по ве­черней форме - 384 часа.

Четвертый путь - это путь непрерывной трехуровневой психо­лого-педагогической подготовки преподавателя в системе "школа - вуз - послевузовское образование" для людей, осознающих свое пе­дагогическое призвание достаточно рано. На первом уровне - "предваряющем" обучающийся в школе, выбирая профессию препо­давателя, поступает в профильный педагогический класс. Школы с такими классами существуют практически во всех городах России. Затем, на втором уровне - "вузовском" он может выбрать любую ин­тересующую его негуманитарную специальность, зная, что в любом негуманитарном вузе, он сможет получить дополнительную квалифи­кацию "Преподаватель" и по окончании вуза стать по праву препода­вателем выбранной им специальной дисциплины в лицее, техникуме, колледже. На третьем уровне - "послевузовском" - преподаватель, защитив кандидатскую диссертацию, получает право преподавания в высшем учебном заведении.

Разработка содержания непрерывного педагогического образо­вания по четвертому пути базируется на следующих основных прин­ципах:

фундаментальности; универсальности; интегративности; междисциплинарных связей, ориентированных на формиро­вание целостной картины мира, создаваемой комплексом ба­зовых дисциплин на основе взаимодополняемости содержа­ния и единства целей и требований; вариативности - гибком сочетании обязательных базовых и дополнительных дисцип­лин, дисциплин по выбору и специализаций.

Более под­робно охарактеризуем организацию обучения и методическое обеспечение каждого из названных уровней четвертого пути повышения психолого-педагогической подготовленности.

Первый уровень - "школьный уровень, предваряющий", осуще­ствляемый в школах с профильными педагогическими классами. Главным акцентом в ведении с учащимися такой работы, явля­ется ответ на вопрос как организовать эту довузовскую педагогиче­скую подготовку, как методически правильно ее осуществить. В на­стоящее время практически каждый педагогический вуз, являясь цен­тром профориентационной работы, стремится создать свою систему подготовки абитуриентов в свой вуз, следовательно, и свои автор­ские программы, учебные планы, методические рекомендации.

Для второго уровня - "параллельного с вузовским", вузовского дополнительного психолого-педагогического образования также сущест­вуют программы психолого-педагогической подготовки в непедагогиче­ских, негуманитарных вузах. Это программы для высших военных учеб­ных заведений, медицинских, технических, строительных и других вузов, медицинских колледжей, программы, представленные в данной работе, и другие.

Третий уровень - "последующий, послевузовский". Другими сло­вами, это система послевузовского образования преподавателей высших учебных заведений (исключая педагогические). Оно осуще­ствляется через систему повышения квалификации, обучение в маги­стратуре, аспирантуре, докторантуре.

Наряду с психолого-педагогической дополнительной подготовкой еще одним из направлений развития непрерывного дополнительного образования стало развитие языкового дополнительного образова­ния. И.А. Зимняя в статье "Дополнительное языковое образование" подчеркивает необходимость дополнительного языкового образова­ния на всех образовательных уровнях. Как отмечает И.А. Зимняя в настоящее время вся система российского образования рассматри­вается как многоуровневая, многоступенчатая, альтернативная и ва­риативная. В таком образовании человек находится всю жизнь, на протяжении всей жизни. Утверждение непрерывности образования "через всю жизнь" (lifelong education) является определяющим при проектировании любой формы современного образования. Непре­рывность образования предполагает включенность человека в самые разные формы институционального и неинституционального образо­вания, как в систему общего, так и профессионального (начального, среднего, высшего) образования. Она предполагает наличие раз­ветвленной системы послевузовского и параллельно с вузовским су­ществующего образования (например, факультет дополнительных профессий в вузе).

Сама проблема развития языковой личности активно стала изу­чаться в 80-х годах XX столетия. Как считает К.С. Махмурян в статье "Развитие языковой личности в условиях дополнительного высшего образования", сам вопрос о формировании языковой личности под­нимался значительно раньше. Одной из серьезных проблем в этом плане остается непрерывность развития языковой личности. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, как пра­вило, начинается в школе. Этот уровень владения языком надо было поддержать. Так, была сформулирована четырехуровневая модель обучения иностранному языку. Цепочка "начальная школа - средняя школа - старшая школа - вуз" должна была обеспечить формирование языковой компетентности.

Дополнительное высшее образование имеет относительно раз­работанные модели обучения иностранному языку по программе ЕЗР (английский для специальных целей) только в аспирантуре. Однако именно дополнительное высшее образование представляет широкие возможности для развития языковой личности, так как в "Законе о дополнительном образовании" предусматриваются пути получения дополнительной языковой квалификации, специализации, специаль­ности. Так, в 1997 году вышел документ "О присвоении дополнительной квалификации "Переводчик в сфере профессиональной коммуни­кации" выпускникам вузов по специальностям высшего профессио­нального образования".

На примере экономического дополнительного образования слу­жащих государственной службы (Ю.И. Иванов, Экономическая ака­демия) можно показать достаточно высокий уровень разработки ва­рианта дополнительного профессионального образования: разрабо­таны два варианта ФПК - две недели (108 часов) - краткосрочный и 162 часа - три недели - среднесрочный. Переподготовка реализует­ся в трех формах: очная - 15-16 недель, с частичным отрывом от производства - 31-32 недели и 36-37 недель - вечерняя форма (об­щим объемом 760 часов). Вся работа регламентируется Государст­венным образовательным стандартом дополнительного профессио­нального образования (повышение квалификации и переподготовка) федеральных государственных служащих - приказ Госкомвуза России от 25.12.95 № 1.700. Такой ряд примеров можно продолжить и при­вести значительное их количество в зависимости от того когда те или иные знания потребности могут становиться дополнительными и зна­чительно расширять теоретический багаж специалиста тем самым повышая его востребованность и конкурентоспособность в производ­стве, в науке, в конечном счете, в любом виде его деятельности.

Подводя итоги анализа совершенствования подготовки научно-педагогических кадров для профессионального образования (началь­ного, среднего, высшего) средствами дополнительного образования в целом, отметим, что:

- эффект дополнительного, и в том числе дополнительного пе­дагогического, языкового, экономического и другого образо­вания приближает к тому, что такая подготовка может быть использована в обучении других;

- специальные знания, совмещенные с психолого-педагогичес­кими, повышают качество подготовки специалистов;

- специалисты, прошедшие педагогическую и психологическую подготовку в технических, медицинских и других негуманитар­ных вузах, более активно адаптируются в современных усло­виях, проявляются в деятельности и в преобразовании обще­ства;

- "получение как знаний, навыков и умений, так и диплома яв­ляется жизненно важным фактором социализации личности, условием более высокой оплаты и работы в комфортной об­становке, и, в конечном счете, связано с самореализацией и самоуважением, мотивация обучения в сфере дополнитель­ного высшего образования чрезвычайно высокая".

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается необходимость повышения педагогического образования?

2. Какие нормативно-правовые документы принимались для развития дополнительного образования?

3. Сравните и проанализируйте подходы к психолого-педагогической подготовке преподавателей вуза за рубежом и в России.

4. Какие существуют пути решения психолого-педагогической подготовки преподавателей вуза?

5. Какие программы предлагаются для вузовского обучения студентов специализации «Преподаватель»?

6. Специфика получения психолого-педагогического образования для специалистов, уже имеющих высшее профессио­нальное образования негуманитарного профиля.

7. Проанализируйте необходимость трехуровневой психо­лого-педагогической подготовки преподавателя в системе "школа - вуз - послевузовское образование».

8. В чем заключается необходимость дополнительного языкового образования на современном этапе развития общества?

9. Раскройте содержание четырехуровневой модели обучения иностранному языку.

10. Рассмотрите и проанализируйте варианты психолого-педагогического дополнительного профессионального образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: