Последнее десятилетие в системе образования России характеризуется значительными изменениями как в его содержании, так и в его организации. Одним из наиболее значимых изменений среди них, как отмечено широким кругом исследователей (А.М. Новиков, В.И. Панов, В.Б. Новичков, В.А. Мудрик, Л.Г. Логинова и др.), является активное использование дополнительного образования на всех уровнях образовательной системы. Причем необходимо отметить, что оно включается и в учебный процесс, и в досуговую деятельность, и во внеурочную, внеучебную деятельность, в деятельность взрослых людей. Как было сказано выше, для "учебного" дополнительного образования нет необходимости специально готовить педагогов. Подготовка таких специалистов осуществляется в рамках подготовки специалистов с высшим образованием. Например, учителя логики, риторики, ритмики специально не подготавливаются, но университетский курс обучения дает право преподавания названных дисциплин. Для "внеурочного", "внеаудиторного", "досугового" дополнительного образования начата подготовка специалистов в педагогических колледжах и вузах страны.
Рассмотрим первый этап организации подготовки педагогов дополнительного образования опыт, реализуемый в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях Российской Федерации.
Реализация ГОС по специальности "Педагогика дополнительного образования" с квалификацией "педагог дополнительного образования в области художественного творчества с дополнительной подготовкой по музыке" возможна в колледжах, располагающих высокопрофессиональным коллективом преподавателей и особенно преподавателей музыки, достаточной материальной базой, достаточным набором музыкальных инструментов и др.
|
Представим содержание двух учебных планов, реализуемых в (Московских педагогических колледжах № 7 "Маросейка" и № 9 "Арбат") и Новосибирском Государственном Педагогическом Университете.
Учебный план Московского педагогического колледжа № 7 "Маросейка" предполагает подготовку педагогов дополнительного образования по специальности 0317 "Педагогика дополнительного образования" с квалификацией "педагог дополнительного образования в области художественного творчества с дополнительной подготовкой по музыке". Обучение рассчитано на 2 года 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования. Общее количество часов на подготовку специалиста - 4080 часов.
Учебный план содержит 6 блоков: дисциплины общекультурной подготовки, дисциплины медико-биологической подготовки, дисциплины психолого-педагогической подготовки, дисциплины предметной подготовки, дисциплины дополнительной подготовки, педагогическая практика и как отдельный блок - дисциплины факультативные.
Несколько иное содержание учебных планов Московского педагогического колледжа № 9 "Арбат". Они включают дополнительные специализации.
Так, в учебный план по специальности 0312 "Преподавание в начальных классах" введена дополнительная специализация "Логопедия". На предметы специализации выделено 330 учебных часов. Это количество часов затрачивается на изучение дисциплин: логопедия - 141 час, психология речи - 66 часов, логоритмика - 57 часов, методика коррекционной работы - 66 часов.
|
Кроме данной специализации в учебный план введены следующие специализации:
"Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста" на 330 учебных часов; предметы специализации - технология обработки бумаги - 141 час, технология обработки ткани, различных конструкционных материалов - 66 часов, начальное техническое творчество - 57 часов, методика организации кружковой и внеклассной работы - 66 часов.
"Изобразительная деятельность детей младшего школьного возраста" на 330 учебных часов; предметы специализации - рисунок - 99 часов, живопись и композиция - 99 часов, методика внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству - 66 часов, декоративно- прикладное искусство - 66 часов.
"Иностранный язык" на 330 учебных часов; предметы специализации - английский язык - 190, 5 часов, методика обучения иностранному языку - 58,5 часов, детская литература с практикумом по выразительному чтению - 40,5 часов, страноведение - 40,5 часов;
"Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста" на 330 часов; предметы специализации - основы фольклора - 115,5 часов, основы дирижирования - 66 часов, работа с ансамблем детских музыкальных инструментов - 57 часов, музыкальная литература (детская) - 49,5 часов, методика организации кружковой работы - 42 часа.
Учебный план подготовки педагога дополнительного образования в Новосибирском Государственном Педагогическом Университете рассчитан на общее количество - 8850 учебных часов. Данное количество часов реализуется за 5 учебных лет.
|
Учебный план состоит из четырех блоков: общекультурный блок, медико-биологический блок, психолого-педагогический блок, предметный блок.
Обучение завершается Итоговой государственной аттестацией в виде:
1. Комплексной дипломной работы.
2. Государственных экзаменов по: педагогике и психологии, теории и методике дополнительного образования, специальной дисциплине по дополнительной специальности.
"Лица, завершившие обучение по одному из представленных или аналогичному учебных планов получают документы государственного образца о получении специальности педагога дополнительного образования или педагога, специалиста с дополнительными квалификациями или специализациями.
Документом государственного образца является утвержденная законом форма документа об образовании, свидетельствующего о получении гражданином образования определенного уровня (Аттестат, Диплом, Свидетельство и пр.), дополнительного образования или о профессиональной переподготовке. Право выдавать документы государственного образца имеют только образовательные учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.
В системе послевузовского дополнительного образования выдается документ о дополнительном образовании. Это документ, удостоверяющий прохождение лицом определенной образовательной программы в рамках уже имеющегося у данного лица уровня образования. Учреждения, не получившие государственную аккредитацию, выдают своим слушателям Справки, Сертификаты, Свидетельства с указанием номера лицензии и органа, выдавшего лицензию на ведение образовательной деятельности. Вузы, как правило, выдают Диплом о дополнительном образовании или Диплом о профессиональном переподготовке".
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие образовательные учреждения готовят педагогов дополнительного образования?
2. Сравните учебные планы по подготовке педагогов дополнительного образования в педагогических колледжах.
3. Раскройте, что входит в понятие «блок учебного плана».
4. В чем заключаются особенности предметов специализации?
5. Перечислите, из каких основных блоков состоит учебный план, предполагающий подготовку педагогов дополнительного образования.
6. Раскройте содержание Итоговой государственной аттестации.
7. Охарактеризуйте документы, удостоверяющие получение образования определенного уровня (Аттестат, Диплом, Свидетельство, Справка, Сертификат, Диплом о дополнительном образовании, Диплом о профессиональной переподготовке).