Категория "образовательное учреждение" в современной педагогике определяется как "основное звено системы непрерывного образования, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992) зафиксировано, что "образовательные учреждения" это учреждения, зарегистрированные в порядке, установленном Законом в качестве образовательных, и осуществляющие или предполагающие осуществлять образовательный процесс по одной или нескольким основным и (или) дополнительным образовательным программам и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Существенно отметить, что здесь впервые в перечне образовательных учреждений представлены и учреждения дополнительного образования.
В нормативных документах об образовании Российской Федерации (напр. "Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений. Министерство образования РФ. Приказ № 442. 17.11.1994") "под образовательными учреждениями понимаются дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; начального профессионального образования; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учреждения для подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения санаторного типа для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении; учреждения дополнительного образования детей; образовательные подразделения предприятий, учреждений, организаций, осуществляющие профессиональную подготовку; негосударственные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку и переподготовку специалистов и другие".
|
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. В положении отмечается, что "образовательное учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами учреждения дополнительного образования детей, по тексту типового положения, это: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга". Затем в 1995 году постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26.06.95 №610 было утверждено Типовое положение "Об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов".
Специфика и своеобразие присущи выстраиванию и российской системы образовательных учреждений. Изначально это были древне - русские школы. Затем были созданы различные по содержанию обучения училища. В начале XIX века, в 1802 году, согласно Величайшему повелению в России, было образовано Министерство народного образования и в соответствии с принятыми в 1803 году "Предварительными правилами народного просвещения" была структурирована государственная система просвещения, которая составляла к этому времени систему следующих образовательных учреждений: приходские училища (одногодичные), уездные училища (двухгодичные), гимназии (четыре года обучения) и университеты (три года обучения) (по материалам И.Л. Науменко)
|
Российская система образовательных учреждений того периода эксплицитно пока также не включала учреждений дополнительного образования - "образования вне основного", либо учреждений, которые по смыслу могли бы быть отнесены к таковым.
В начале XX века С.И. Гессеном вводятся понятия "дополнительная школа", "внешкольное образование" и другие.
Во второй половине XX века система учреждений народного образования в СССР "состоявшая из детских дошкольных учреждений, начальной школы, неполной средней школы, средней общеобразовательной школы, системы вечернего и заочного образования, среднего специального образования, системы вечернего и заочного образования, высшего образования, системы подготовки кадров научных работников через аспирантуру и докторантуру, системы повышения квалификации, также включала все формы добровольного расширения своего политического, научного, профессионального и культурного кругозора через систему политического просвещения и экономического образования, народные университеты, лектории общества "Знание", курсы или кружки при клубах или Дворцах и Домах культуры и т.д.", что позволяет, во-первых, отметить значительное расширение типов образовательных учреждений по сравнению с предыдущими системами и, во-вторых - представленность в неявном виде учреждений и форм дополнительного образования.
|
В Законе СССР от 19 июля 1973 года "Основы законодательства СССР о народном образовании" в ст. 5 зафиксировано, что "в СССР в соответствии с Конституцией СССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая включает дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование и внешкольное воспитание ". Эта система народного образования на всех образовательных уровнях обеспечена образовательными учреждениями начиная от детских яслей до широкой сети внешкольных учреждений. В ст. 52 "Внешкольные учреждения" представлен широкий спектр внешкольных учреждений: "государственные органы, предприятия, учреждения и организации, колхозы, иные кооперативные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации создают в установленном порядке дворцы и дома пионеров и школьников, детские и юношеские библиотеки, дворцы и дома культуры, дворцы спорта и дома техники учащихся профессионально-технических учебных заведений, станции и клубы юных техников, натуралистов, туристов, детские железные дороги, спортивные школы, пионерские лагеря, лагеря труда и отдыха и другие внешкольные учреждения".
Следующим законодательным актом был Закон Российской Федерации "Об образовании" 1992 года, в котором также выделен раздел "Образовательные учреждения". Согласно этому Закону (1992, 1996) вторым элементом образовательной системы России (ст. 8) является "сеть реализующих преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов".
К образовательным, по тексту Закона РФ "Об образовании", относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Обозначение в Законе "Об образовании" трех типов учреждений дополнительного образования позволяет соотнести их со всеми уровнями и видами дополнительного образования:
в учреждениях дополнительного образования детей реализуется дошкольное и школьное "учебное", "досуговое" дополнительное образование;
в учреждениях дополнительного образования взрослых реализуется "учебное", "досуговое" дополнительное образование;
в учреждениях дополнительного образования самых разных профилей реализуется "учебное", "досуговое" дошкольное, школьное, вузовское, послевузовское дополнительное образование.
Основная цель образовательного учреждения дополнительного образования - формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине.
В настоящее время тип образовательных учреждений связан в основном с принятой классификацией образовательных программ на основные, дополнительные и профессиональные. Образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы, в соответствии с делением основных образовательных программ могут быть отнесены к следующим типам:
дошкольным; общеобразовательным (начального общего, основного общего, полного общего образования); профессиональным (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования).
Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, разделяются на следующие типы: учреждения дополнительного образования детей; учреждения дополнительного образования; учреждения дополнительного образования взрослых.
Характеристиками образовательного учреждения являются наличие предусмотренных законодательством и принятыми в его исполнение актами Правительства Российской Федерации прав у образовательных учреждений соответствующего типа на реализацию образовательных программ различного уровня, а также количественная характеристика различных типов образовательных учреждений. Еще одной характеристикой образовательного учреждения является его вид, который зависит от направленности реализуемых образовательных программ. Как правило, каждый вид имеет свое отличительное название.
В справочной педагогической литературе "учреждения дополнительного образования - это образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства". К ним относятся учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и многие, многие другие.
Поэтому более детально первоначально остановимся на рассмотрении типов учреждений дополнительного образования для детей и молодежи. В приложении к инструктивному письму Министерства образования России от 24 марта 1977 года представлен перечень видов (типов) образовательных учреждений дополнительного образования детей Они следующие:
"Центр (дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный);
Дворец (детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);
Дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);
Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);
Детская студия (по различным видам искусств);
Станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников) детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
Детский парк;
Школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);
Музей (детского творчества, литературы и искусства);
Детский оздоровительно-образовательный лагерь.
А также детская картинная галерея может быть переименована в соответствии с п. 5 в детскую студию (по различным видам искусств);
комната школьника - в соответствии с п. 4 в детский (подростковый) клуб;
база детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) - в соответствии с п. 1 в центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
детский стадион - в соответствии с п. 4 в детско-юношеский клуб физической подготовки".
Наиболее распространенными видами учреждений дополнительного образования детей в России в период с 1992 по 1997 годы являлись: центры внешкольной работы, дворцы творчества, экологические центры, центры юных техников, центры и базы туризма, дворцы спорта, детские стадионы, детские оздоровительные центры, детские парки, центры эстетического воспитания, картинные галереи, клубы юных моряков, клубы юных авиаторов и космонавтов, клубы юных пожарных, клубы автомобилистов, детские автогородки, детские спортшколы, прочие внешкольные учреждения, учреждения дополнительного образования на базе школ и другие
Учитывая данную структуру и используя три плана рассмотрения построим систему обеспеченности учреждениями дополнительного образования в непрерывном дополнительном образовании на уровне города. Она может быть представлена следующим образом:
I элемент системы - 4 уровня дополнительного образования от
дошкольного до послевузовского.
II элемент системы - 4 уровня административного (территориального) деления города:
1 уровень - городской;
2 уровень - окружной;
3 уровень - муниципальный,
4 уровень - уровень отдельного общеобразовательного учреждения.
III элемент системы - номенклатура учреждений дополнительного образования города для каждого образовательного уровня на каждом административном уровне.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте понятие «образовательное учреждение» и его роль в современной педагогике.
2. Какие нормативно-правовые документы регламентируют деятельность учреждений дополнительного образования?
3. Сформулируйте задачи учреждений дополнительного образования.
4. В чем особенности исторического развития учреждений дополнительного образования в России и за рубежом?
5. Назовите типы учреждений дополнительного образования, позволяющие соотнести их со всеми уровнями и видами дополнительного образования.
6. Какова цель учреждений дополнительного образования?
7. От чего зависит вид учреждений дополнительного образования?
8. Перечислите и раскройте виды (типы) образовательных учреждений дополнительного образования детей.
9. Рассмотрите структуру обеспеченности системы дополнительного образования России учреждениями дополнительного образования и соотнесите с обеспеченностью учреждениями дополнительного образования детей и молодежи в Вашем регионе.