Тема 1.3. Организационно-структурное обеспечение дополнительного образования




Категория "образовательное учреждение" в современной педа­гогике определяется как "основное звено системы непрерывного об­разования, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реали­зующее одну или несколько образовательных программ и (или) обес­печивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992) зафикси­ровано, что "образовательные учреждения" это учреждения, зарегист­рированные в порядке, установленном Законом в качестве образова­тельных, и осуществляющие или предполагающие осуществлять обра­зовательный процесс по одной или нескольким основным и (или) допол­нительным образовательным программам и (или) обеспечивающие со­держание и воспитание обучающихся, воспитанников. Существенно отметить, что здесь впервые в перечне образовательных учреждений представлены и учреждения дополнительного образования.

В нормативных документах об образовании Российской Федерации (напр. "Об утверждении Положения о порядке лицензирования образо­вательных учреждений. Министерство образования РФ. Приказ № 442. 17.11.1994") "под образовательными учреждениями понимаются дошко­льные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; начального профессионально­го образования; специальные (коррекционные) для обучающихся, вос­питанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учреждения для подростков с девиантным поведением; образовательные учрежде­ния санаторного типа для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении; учреждения дополнительного образования детей; образо­вательные подразделения предприятий, учреждений, организаций, осу­ществляющие профессиональную подготовку; негосударственные об­разовательные учреждения, осуществляющие подготовку и переподго­товку специалистов и другие".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233 утверждено Типовое положение об образо­вательном учреждении дополнительного образования детей. В положении отмечается, что "образовательное учрежде­ние дополнительного образования детей - тип образовательного уч­реждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, го­сударства. Основными задачами учреждения дополнительного обра­зования детей, по тексту типового положения, это: обеспечение необ­ходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержа­тельного досуга". Затем в 1995 году постановлением Государст­венного комитета РФ по высшему образованию от 26.06.95 №610 было утверждено Типовое положение "Об образовательном учреж­дении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов".

Специфика и своеобразие присущи выстраиванию и российской сис­темы образовательных учреждений. Изначально это были древне - русские школы. Затем были созданы различные по содержанию обучения училища. В начале XIX века, в 1802 году, согласно Величайшему повелению в России, было образовано Министерство народного образования и в соответствии с принятыми в 1803 году "Предварительными правилами народного просвещения" была структурирована государственная система про­свещения, которая составляла к этому времени систему следующих образовательных учреждений: приходские училища (одногодичные), уездные училища (двухгодичные), гимназии (четыре года обучения) и университеты (три года обучения) (по материалам И.Л. Науменко)

Российская система образовательных учреждений того периода эксплицитно пока также не включала учреждений дополнительного образования - "образования вне основного", либо учреждений, кото­рые по смыслу могли бы быть отнесены к таковым.

В начале XX века С.И. Гессеном вводятся понятия "дополни­тельная школа", "внешкольное образование" и другие.

Во второй половине XX века система учреждений народного об­разования в СССР "состоявшая из детских дошкольных учреждений, начальной школы, неполной средней школы, средней общеобразова­тельной школы, системы вечернего и заочного образования, средне­го специального образования, системы вечернего и заочного образо­вания, высшего образования, системы подготовки кадров научных работников через аспирантуру и докторантуру, системы повышения квалификации, также включала все формы добровольного расшире­ния своего политического, научного, профессионального и культурно­го кругозора через систему политического просвещения и экономиче­ского образования, народные университеты, лектории общества "Знание", курсы или кружки при клубах или Дворцах и Домах культуры и т.д.", что позволяет, во-первых, отметить значи­тельное расширение типов образовательных учреждений по сравне­нию с предыдущими системами и, во-вторых - представленность в неявном виде учреждений и форм дополнительного образования.

В Законе СССР от 19 июля 1973 года "Основы законодательства СССР о народном образовании" в ст. 5 за­фиксировано, что "в СССР в соответствии с Конституцией СССР су­ществует и совершенствуется единая система народного образова­ния, которая включает дошкольное воспитание, общее среднее обра­зование, профессионально-техническое образование, среднее спе­циальное образование, высшее образование и внешкольное воспи­тание ". Эта система народного образования на всех образователь­ных уровнях обеспечена образовательными учреждениями начиная от детских яслей до широкой сети внешкольных учреждений. В ст. 52 "Внешкольные учреждения" представлен широкий спектр внешколь­ных учреждений: "государственные органы, предприятия, учреждения и организации, колхозы, иные кооперативные, профсоюзные, комсо­мольские и другие общественные организации создают в установ­ленном порядке дворцы и дома пионеров и школьников, детские и юношеские библиотеки, дворцы и дома культуры, дворцы спорта и дома техники учащихся профессионально-технических учебных заве­дений, станции и клубы юных техников, натуралистов, туристов, дет­ские железные дороги, спортивные школы, пионерские лагеря, лагеря труда и отдыха и другие внешкольные учреждения".

Следующим законодательным актом был Закон Российской Фе­дерации "Об образовании" 1992 года, в котором также выделен раз­дел "Образовательные учреждения". Согласно этому Закону (1992, 1996) вторым элементом образовательной системы России (ст. 8) является "сеть реализующих преемственные образовательные про­граммы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов".

К образовательным, по тексту За­кона РФ "Об образовании", относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; учреждения на­чального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образо­вания; учреждения дополнительного образования взрослых; специ­альные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклоне­ниями в развитии; учреждения дополнительного образования, учре­ждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей (законных представителей); учреждения дополнительного обра­зования детей; другие учреждения, осуществляющие образователь­ный процесс.

Обозначение в Законе "Об образовании" трех типов учреждений дополнительного образования позволяет соотнести их со всеми уровнями и видами дополнительного образования:

в учреждениях дополнительного образования детей реали­зуется дошкольное и школьное "учебное", "досуговое" допол­нительное образование;

в учреждениях дополнительного образования взрослых реали­зуется "учебное", "досуговое" дополнительное образование;

в учреждениях дополнительного образования самых разных профилей реализуется "учебное", "досуговое" дошкольное, школьное, вузовское, послевузовское дополнительное обра­зование.

Основная цель образовательного учреждения дополнительного образования - формирование общей культуры личности обучающих­ся, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознан­ного выбора и последующего освоения профессиональных образова­тельных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине.

В настоящее время тип образовательных учреждений связан в основ­ном с принятой классификацией образовательных программ на ос­новные, дополнительные и профессиональные. Образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы, в соответствии с делением основных образовательных программ могут быть отнесены к следующим типам:

дошкольным; общеобразовательным (начального общего, ос­новного общего, полного общего образования); профессио­нальным (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования).

Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, разделяются на следующие типы: уч­реждения дополнительного образования детей; учреждения допол­нительного образования; учреждения дополнительного образова­ния взрослых.

Характеристиками образовательного учреждения являются на­личие предусмотренных законодательством и принятыми в его ис­полнение актами Правительства Российской Федерации прав у обра­зовательных учреждений соответствующего типа на реализацию об­разовательных программ различного уровня, а также количественная характеристика различных типов образовательных учреждений. Еще одной характеристикой образовательного учреждения является его вид, который зависит от направленности реализуемых образователь­ных программ. Как правило, каждый вид имеет свое отличительное название.

В справочной педагогической литературе "учреждения дополни­тельного образования - это образовательные учреждения, реали­зующие дополнительные учебные программы различной направлен­ности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, обще­ства, государства". К ним относятся учреждения повышения квалифи­кации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и многие, многие другие.

Поэтому более детально первоначально остановимся на рас­смотрении типов учреждений дополнительного образования для де­тей и молодежи. В приложении к инструктивному письму Министерст­ва образования России от 24 марта 1977 года представлен перечень видов (типов) образовательных учреждений дополнительного обра­зования детей Они следующие:

"Центр (дополнительного образования детей, развития творче­ства детей и юношества, творческого развития и гуманитарного об­разования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздорови­тельно-экологический, эколого-биологический), детского и юношеско­го туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) тех­нического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный);

Дворец (детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных нату­ралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчест­ва (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

Дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся мо­лодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юно­шеского) технического творчества (юных техников), детского и юно­шеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного твор­чества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашю­тистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобили­стов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) техническо­го творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экс­курсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);

Детская студия (по различным видам искусств);

Станция (юных натуралистов, детского (юношеского) техниче­ского творчества (научно-технического, юных техников) детская эко­логическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);

Детский парк;

Школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);

Музей (детского творчества, литературы и искусства);

Детский оздоровительно-образовательный лагерь.

А также детская картинная галерея может быть переименована в соответствии с п. 5 в детскую студию (по различным видам искусств);

комната школьника - в соответствии с п. 4 в детский (подростковый) клуб;

база детского и юношеского туризма и экскурсий (юных тури­стов) - в соответствии с п. 1 в центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);

детский стадион - в соответствии с п. 4 в детско-юношеский клуб физической подготовки".

Наиболее распространенными видами учреждений дополни­тельного образования детей в России в период с 1992 по 1997 годы являлись: центры внешкольной работы, дворцы творчества, экологи­ческие центры, центры юных техников, центры и базы туризма, двор­цы спорта, детские стадионы, детские оздоровительные центры, дет­ские парки, центры эстетического воспитания, картинные галереи, клубы юных моряков, клубы юных авиаторов и космонавтов, клубы юных пожарных, клубы автомобилистов, детские автогородки, дет­ские спортшколы, прочие внешкольные учреждения, учреждения до­полнительного образования на базе школ и другие

Учитывая данную структуру и используя три плана рассмотрения построим систему обеспеченности учреждениями дополнительного образования в непрерывном дополнительном образовании на уровне города. Она может быть представлена следующим образом:

I элемент системы - 4 уровня дополнительного образования от
дошкольного до послевузовского.

II элемент системы - 4 уровня административного (территори­ального) деления города:

1 уровень - городской;

2 уровень - окружной;

3 уровень - муниципальный,

4 уровень - уровень отдельного общеобразовательного учреждения.

III элемент системы - номенклатура учреждений дополнительно­го образования города для каждого образовательного уровня на каж­дом административном уровне.

 


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте понятие «образовательное учреждение» и его роль в современной педагогике.

2. Какие нормативно-правовые документы регламентируют деятельность учреждений дополнительного образования?

3. Сформулируйте задачи учреждений дополнительного образования.

4. В чем особенности исторического развития учреждений дополнительного образования в России и за рубежом?

5. Назовите типы учреждений дополнительного образования, позволяющие соотнести их со всеми уровнями и видами дополнительного образования.

6. Какова цель учреждений дополнительного образования?

7. От чего зависит вид учреждений дополнительного образования?

8. Перечислите и раскройте виды (типы) образовательных учреждений дополнительного образования детей.

9. Рассмотрите структуру обеспеченности системы дополнительного образования России учреждениями дополнительного образования и соотнесите с обеспеченностью учреждениями дополнительного образования детей и молодежи в Вашем регионе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: