В условиях нынешнего состояния системы дополнительного образования детей (достаточно короткий интервал перехода из системы внешкольного образования в систему дополнительного образования детей) не сформировался полностью понятийный аппарат, отсутствуют единые требования к дополнительным образовательным программам и продолжается дискуссия по вопросу их классификации.
Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
Программа должна обладать такими качествами, как:
• актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);
• прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
• рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
• реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований);
• контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей);
• чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее).
Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
|
Программы должны преследовать следующие цели:
• развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
• развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
• коррекция психофизического и умственного развития детей;
• профилактика асоциального поведения детей и подростков.
Посредством содержания образовательных программ решаются следующие задачи:
1.Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности.
2.Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — «ситуации успеха» и развивающего общения.
3.Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.
В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.
Содержаниепрограмм должно:
• базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов;
• учитывать уровень развития детей;
• отражать методы оценки результатов обучения по той или иной программе;
• включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала;
|
• раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса.
В образовательных учреждениях действуют следующие программы.
Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.
Модифицированная (или адаптированная) программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.
Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.
Опираясь на существующую практику, Г.Н. Попова выделяет группы программ дополнительного образования детей по признаку - «общее— профессиональное»:
Общеразвивающие программы дополнительного образования, направленные прежде всего на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социального опыта. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы. Программы этого вида нацелены на создание базовых стандартов образованности.
|
Специализированные программы, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы направлены на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированные программы, позволяющие детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.
Программы дополнительного образования детей Л.Г. Логинова различает по цели обучения:
• Познавательные.
• Программы научно-исследовательской ориентации.
• Программы социальной адаптации.
• Профессионально-прикладные.
• Спортивно-оздоровительные.
• Программы, развивающие художественную одаренность.
• Досуговые.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программы различаются:
• Комплексные — программы, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности, процессов в единое целое.
• Интегрированные — объединяющие, восстанавливающие целостность на основе того или иного единства.
• Модульные — это программы, по способу организации своего содержания составленные из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
• Сквозные программы базируются и соизмеряют материал по направлениям, входящим в них, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния и т.п.
Программы учебных групп и детских коллективов должны иметь структуру, типичную для программ всех образовательных учреждений, и содержать следующие исходные позиции:
— возраст детей;
— количественный состав;
— нормативный срок реализации;
— учебно-тематический план;
— формы оценки знаний, умений и навыков обучающихся;
— необходимые условия для реализации программы (кадровое обеспечение, перечень оборудования, учебные и вспомогательные материалы, характеристика функционального помещения).
Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа в соответствии с ГОСТом 6.38.90 и иметь:
1. Титульный лист с необходимыми реквизитами: вышестоящих органов управления образования, образовательных учреждений, реализующих программу; ответственного работника учреждения, утвердившего программу; номер протокола педагогического совета, утвердившего программу; название программы; указание возраста детей, на которых рассчитана программа;
срока реализации программы; автора программы; данных о рецензентах.
2. Разделы программы:
• введение;
• основные направления и содержание деятельности;
• условия реализации программы;
• методика оценки получаемых результатов.
3. Тематическое планирование (количество часов по каждой теме и по годам обучения).
4. Содержание разделов программы (краткое изложение тем каждого раздела с указанием форм и методов организации УВП).
5. Список используемой литературы (автор, название книги, издательство и год издания).
6. Наличие рецензий: внутренней (методический совет УДО), внешней (сторонние организации и учебные заведения).
Такая структура образовательной программы учебной группы и ее оформление придает данному документу определенную юридическую силу, а также выявляет уровень профессиональной подготовки разработчика программы.
В целях повышения качества организации и содержания педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей разработаны общие требования к программам.
Образовательная программа учебной группы или детского коллектива должна:
• иметь четко сформулированные цели педагогической деятельности и представления о перспективах развития детского коллектива, т. е. создавать максимально полное представление о целях и задачах преподавания учебной дисциплины, этапах реализации, прогнозируемых результатах и механизмах их достижения;
• сочетать действия по творческому развитию личности каждого ребенка и по созданию необходимых условий для развития всех занимающихся детей;
• отражать задачи и конечные результаты работы с детьми в данном учебном году и критерии их оценки;
• содержать собственную систему диагностики индивидуальных возможностей ребенка, интересов, готовности к восприятию материала, оценки знаний и умений и т.д.;
• содержать планирование этапов работы коллектива, прогнозирование промежуточных результатов, определение критериев их оценки;
• предусматривать организацию специальной работы, направленной на формирование сотворческих отношений внутри коллектива, на развитие открытого общения между детьми и педагогами;
• осуществлять дифференцированный подход к работе с детьми различной подготовленности и одаренности;
• планировать работу с родителями по привлечению к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности ребенка;
• предусматривать организацию творческих отчетов коллективов, открытых занятий;
• обладать определенной гибкостью и допускать внесение изменений;
• создавать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системы мировой и отечественной культур;
• обеспечивать определенное государственным стандартом качество образования, обеспечивающее уровень развития детей, адекватный современному уровню общественного развития.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте и охарактеризуйте типовые программы дополнительного образования.
2. Современный подход к авторским программам.
3. Перечислите основные требования, предъявляемые к программам дополнительного образования.
4. Раскройте структуру программ дополнительного образования.
5. В чем заключается значение образовательной программы и учебного плана для учреждения дополнительного образования?
6. Проанализируйте значение программы развития учреждения дополнительного образования.
Тестовые задания
1. Выберете правильный ответ.
Целенаправленная подготовка педагогических кадров для системы образования традиционно велась и ведется в соответствии с государственными программами, учебными планами и в соответствии с:
а) государственными образовательными стандартами;
б) типовым положением;
в) законом об образовании РФ.
2. Выберете правильный ответ.
Знания педагога дополнительного образования интегрированы, к ним относятся:
а) образовательные;
б) специальные;
в) методические;
г) психолого-педагогические;
д) воспитательные.
3. Согласны ли Вы с данным высказыванием.
«Современный педагог в дополнительном образовании детей, независимо от специализации (педагог-организатор, педагог-руководитель кружка, секции), является прежде всего предметником.»
4. Перечислите блоки дисциплин, входящих в учебный план Московского педагогического колледжа № 7 "Маросейка", по подготовке педагогов дополнительного образования по специальности 0317 "Педагогика дополнительного образования":
· дисциплины общекультурной подготовки;
· дисциплины медико-биологической подготовки.
5. Выберете правильные ответы.
Какие специализации введены в учебный план Московского педагогического колледжа № 9 "Арбат":
а) "Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста";
б) "Тренер детско-юношеской команды";
в) "Изобразительная деятельность детей младшего школьного возраста"
г) "Иностранный язык";
д) "Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста";
е) "Хореограф".
6. Выберете правильные ответы.
Обучение по специальности педагога дополнительного образования в Новосибирском Государственном Педагогическом Университете завершается Итоговой государственной аттестацией в виде:
а) Комплексной дипломной работы;
б) Проектирования выпускной работы;
в) Государственных экзаменов;
г) Тестовых заданий.
7. Соотнесите качества образовательной программы с их содержанием:
А) актуальность; | 1. наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей; |
Б) прогностичность; | 2. свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее; |
В) рационалистичность; | 3. ориентация на решение наиболее серьезных проблем; |
Г) реалистичность; | 4 соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям; |
Д) контролируемость; | 5. определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата; |
Е) чувствительность к сбоям; | 6. наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований. |
8. Выберете правильный ответ.
Документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования – это:
а) Образовательная программа;
б) Воспитательная программа;
в) Комплексная программа.
9. Соотнесите название программ с их содержанием:
А) Типовая (примерная) программа | 1. измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания; |
Б) Модифицированная (или адаптированная) программа | 2. ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий; |
В) Экспериментальная программа | 3. полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью; |
Г) Авторская программа | 4. утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности. |
10. Выберете правильный ответ.
К какой группе программ дополнительного образования по признаку - «общее— профессиональное» относятся: «Программы, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности».
а)Общеразвивающие;
б)Специализированные;
в)Профессионально-ориентированные.
Итоговый тест
1. Выберете правильный ответ.
Введение в мир всестороннего, многогранного развития личности дополнительных к базовым знаний, использование этих знаний для поиска и простраивания личного пути, траектории личностного развития, в социальном самоопределении является:
а) Целью базового образования;
б)Целью дополнительного образования;
в) Целью дополнительного воспитания.
2. Выберете правильный ответ.
Разработка содержания непрерывного педагогического образования базируется на следующих основных принципах:
а) фундаментальности;
б) образованности;
в) универсальности;
г) интегративности;
д) аудиторности;
е) междисциплинарных связей;
ж) специализации;
з) вариативности.
3. Выберете правильный ответ.
В настоящее время тип образовательных учреждений связан в основном с принятой классификацией образовательных программ и делится на:
а) специализированные;
б) основные;
в) дополнительные;
г) профессиональные;
д) образовательные.
4. Выберете правильный ответ.
Кому из приведенных ниже педагогов принадлежит данное определение: «Педагог - это лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения (учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель техникума, вуза и т.д.) или разрабатывающее проблемы педагогики как науки»:
а) В.А. Березина;
б) О.Е. Лебедев;
в) В.А. Мижерикова.
5. Выберете правильные ответы.
В социально-педагогический портрет педагога дополнительного образования входят:
а) Профессионально значимые качества;
б) Высокая работоспособность;
в) Пунктуальность;
г) Социальная компетентность;
д) Вербальные способности;
6. Выберете правильный ответ.
Целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге, — на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся – это:
а) Основные направления деятельностиметодической службы учреждения дополнительного образования;
б) Методическая деятельность учреждения дополнительного образования;
в) Содержание деятельности методической службыв учреждении дополнительного образования;
г) Обновление деятельности методической службы в учреждении дополнительного образования.
7. Соотнесите принципы, определяющие характер деятельности учреждения, с их содержанием:
А)принцип научности | 1. определение конкретности, реальности плана; учет социально-экономических законов общества и уровня развития науки; |
Б)принцип оптимальности | 2. ориентация плана на претворение целей и задач в жизнь; |
В)принцип целенаправленности | 3. постановка целей и задач на несколько лет вперед; |
Г)принцип перспективности | 4. учет реальных возможностей; |
8. Выберете правильные ответы.
К индивидуальным формам деятельности методической службы относятся:
а) консультации;
б) самообразование;
в) заседания методических объединений;
г) посещения занятий опытных педагогов;
д) заседания творческих групп;
е) творческие мастерские;
ж) школа молодого специалиста;
з) стажировки;
и) творческие отчеты педагогов;
9. Выберете правильный ответ.
Эффективная форма передачи знаний и умений педагогов, их обмена опытом обучения, воспитания и развития детей, получившая широкое распространение в педагогической практике учреждений дополнительного образования за последние годы – это:
а) Профессиональное объединение педагогов;
б) Методическое объединение;
в) Творческая мастерская.
10. Выберете правильный ответ.
Организаторами методической службы учреждений дополнительного образования являются:
а) Заместитель директора по научно-методической работе;
б) Мастер по учебно-воспитательной работе;
в) Руководитель методического объединения (кафедры, лаборатории);
г) Методист учреждения дополнительного образования детей;
д) Социальный педагог.
11. Соотнесите компоненты педагогической направленности с их содержанием:
А)когнитивный компонент, | 1. обусловленный характеризующийся потребностью работать с детьми (умение придать личностную окраску преподаваемому предмету); |
Б)эмоциональный компонент | 2. педагогический такт, педагогическая культура, целеустремленность, установка на создание позитивных стимулов для самовоспитания обучающихся; |
В)поведенческий компонент | 3. особые свойствами ума (гибкость, устойчивость, осознанность, логичность, изобретательность, системность). |
12. Выберете правильные ответы.
Документом государственного образца является утвержденная законом форма документа об образовании, свидетельствующего о получении гражданином образования определенного уровня – это:
а) Аттестат;
б) Справка;
в) Диплом;
г) Сертификат;
д) Свидетельство;
е) Свидетельство.
Вопросы к зачету
1. Основные принципы российского дополнительного образования.
2. Основные направления дополнительного образования.
3. Цели и содержание дополнительного образования.
4. Содержание структур дополнительного образования.
5. Специфика целей дополнительного образования на каждом образовательном уровне.
6. Дополнительное образование как одна из основ формирования ключевых социальных компетенций.
7. Сравнительный анализ характеристик базового и дополнительного образования.
8. Формы взаимодействия учреждений базового и дополнительного образования.
9. Повышение педагогической грамотности преподавателей: цели, задача, содержание.
10. Нормативно-правовые документы в дополнительном образовании.
11. Ведущие направления педагогизации.
12. Подходы к психолого-педагогической подготовке преподавателей вуза за рубежом и в России.
13. Особенности обучения в аспирантуре.
14. Особенности получения психолого-педагогического образования для специалистов, уже имеющих высшее профессиональное образование негуманитарного профиля и желающих вести преподавательскую деятельность.
15. Непрерывная трехуровневая психолого-педагогическая подготовка преподавателя в системе "школа - вуз - послевузовское образование".
16. Четырехуровневая модель обучения иностранному языку.
17. Варианты экономического дополнительного профессионального образования.
18. Категория «образовательное учреждение» в современной педагогике.
19. Нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательные учреждения.
20. Специфика и своеобразие российской системы образовательных учреждений.
21. Учреждения дополнительного образования для каждого образовательного уровня.
22. Современные модели новых видов учреждений дополнительного образования.
23.Проблемы кадрового обеспечения дополнительного образования.
24. Сравнительная характеристика понятий «педагог» и «педагог дополнительного образования».
25. Специфика деятельности педагога дополнительного образования.
26. Структура кадров в системе дополнительного образования. Штатное расписание.
27. Педагог дополнительного образования: социально-педагогический портрет.
28. Должностные обязанности педагога дополнительного образования.
29. Профессионализм и творчество педагога дополнительного образования.
30. Педагогический коллектив учреждения дополнительного образования.
31. Модели методической службы в современной системе образования.
32. Модели методических служб территориального значения, их цели, задачи функции и направления.
33. Реформирование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования.
34. Методическая деятельность учреждения дополнительного образования.
35. Целевое значение и задачи методической службы.
36. Основные направления деятельности методической службы учреждения дополнительного образования.
37. Содержание деятельности методической службы в учреждениях дополнительного образования.
38. Функции деятельности методической службы.
39. Раскройте особенности информационной функции.
40. Раскройте содержание аналитической функции.
41. Планово-прогностическая функция деятельности методической службы.
42. Особенности организационно-координационной функции.
43. Контрольно-диагностическая функция деятельности методической службы.
44. Традиционные и инновационные формы деятельности методической службы.
45. Индивидуальные, групповые и коллективные формы деятельности методической службы.
46. Работа над единой методической темой учреждения.
47. Обсуждение и распространение передового педагогического опыта.
48.Методическое объединение: цель и основные формы работы.
49. Лаборатория: задачи, этапы экспериментальной работы, формы работы, виды продукции.
50. Творческая мастерская: функции, задачи, основные формы, результаты.
51. Функции педагогического, методического и экспертного советов: педагогический совет, методический совет.
52. Функциональные обязанности членов педагогического коллектива.
53. Заместитель директора по научно-методической работе: принципы построения деятельности, знания и умения.
54. Руководитель методического объединения (кафедры, лаборатории).
55. Функциональные обязанности методиста учреждения дополнительного образования.