Тема 3.3. Проектирование программ дополнительного образования




В условиях нынешнего состояния системы дополнительного об­разования детей (достаточно короткий интервал перехода из систе­мы внешкольного образования в систему дополнительного образо­вания детей) не сформировался полностью понятийный аппарат, отсутствуют единые требования к дополнительным образователь­ным программам и продолжается дискуссия по вопросу их класси­фикации.

Образовательная программа учебной группы или детского кол­лектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий ус­ловия, методы и технологию достижения целей, а также предполага­емый конечный результат; документ, раскрывающий структуру орга­низации, последовательность осуществления, информационное, тех­нологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

Программа должна обладать такими качествами, как:

актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);

прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);

рационалистичность (определение целей и способов их дости­жения для получения максимально полезного результата);

реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, вре­менного обоснований);

контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей);

чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмот­ренных ранее).

Программы дополнительного образования детей должны соответ­ствовать Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Программы должны преследовать следующие цели:

• развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;

• развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникатив­ных способностей ребенка, детской одаренности;

• коррекция психофизического и умственного развития детей;

• профилактика асоциального поведения детей и подростков.
Посредством содержания образовательных программ решаются следующие задачи:

1.Компенсация в основном образовании тех или иных интересу­ющих детей видов и направлений деятельности.

2.Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — «си­туации успеха» и развивающего общения.

3.Содействие выбору индивидуального образовательного марш­рута (траектории продвижения по образовательным областям) и тем­па его освоения.

В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жиз­ни и здоровья ребенка, свободного развития личности.

Содержаниепрограмм должно:

• базироваться на достижениях общемировой культуры и рос­сийских культурных традициях, отвечать задачам становления граж­данского общества и правового государства, культурно-нацио­нальным особенностям регионов;

• учитывать уровень развития детей;

• отражать методы оценки результатов обучения по той или иной программе;

• включать концептуальные основания образовательного про­цесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала;

• раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса.

В образовательных учреждениях действуют следующие про­граммы.

Типовая (примерная) программа — утвержденная Министер­ством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

Модифицированная (или адаптированная) программа — изменен­ная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельнос­ти, нестандартности индивидуальных результатов обучения и вос­питания.

Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обуче­ния, предложение новых областей знания, внедрение новых педаго­гических технологий.

Авторская программа полностью написана педагогом или коллек­тивом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.

Опираясь на существующую практику, Г.Н. Попова выделяет группы программ дополнительного образования детей по признаку - «общее— профессиональное»:

Общеразвивающие программы дополнительного образования, направленные прежде всего на решение задач формирования об­щей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социального опыта. Здесь предполагается удовлетворение позна­вательного интереса ребенка, расширение его информированнос­ти в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы. Программы этого вида нацелены на создание базовых стандартов об­разованности.

Специализированные программы, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных зна­ний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы на­правлены на развитие компетентности в отдельной области, форми­рование навыков на уровне практического применения.

Профессионально-ориентированные программы, позволяющие де­тям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизне­деятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практи­ческой области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, ис­кать пути их решения.

Программы дополнительного образования детей Л.Г. Логинова различает по цели обучения:

Познавательные.

Программы научно-исследовательской ориентации.

Программы социальной адаптации.

Профессионально-прикладные.

Спортивно-оздоровительные.

• Программы, развивающие художественную одаренность.

Досуговые.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программы различаются:

Комплексные — программы, определенным образом соединяю­щие отдельные области, направления, виды деятельности, процессов в единое целое.

Интегрированные — объединяющие, восстанавливающие цело­стность на основе того или иного единства.

Модульные — это программы, по способу организации своего содержания составленные из самостоятельных, устойчивых, целост­ных блоков.

Сквозные программы базируются и соизмеряют материал по направлениям, входящим в них, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния и т.п.

Программы учебных групп и детских коллективов должны иметь структуру, типичную для программ всех образовательных учрежде­ний, и содержать следующие исходные позиции:

— возраст детей;

— количественный состав;

— нормативный срок реализации;

— учебно-тематический план;

— формы оценки знаний, умений и навыков обучающихся;

— необходимые условия для реализации программы (кадровое обеспечение, перечень оборудования, учебные и вспомогательные материалы, характеристика функционального помещения).

Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа в соответствии с ГОСТом 6.38.90 и иметь:

1. Титульный лист с необходимыми реквизитами: вышестоя­щих органов управления образования, образовательных учреж­дений, реализующих программу; ответственного работника учреждения, утвердившего программу; номер протокола педаго­гического совета, утвердившего программу; название программы; указание возраста детей, на которых рассчитана программа;
срока реализации программы; автора программы; данных о ре­цензентах.

2. Разделы программы:

• введение;

• основные направления и содержание деятельности;

• условия реализации программы;

• методика оценки получаемых результатов.

3. Тематическое планирование (количество часов по каждой теме и по годам обучения).

4. Содержание разделов программы (краткое изложение тем каж­дого раздела с указанием форм и методов организации УВП).

5. Список используемой литературы (автор, название книги, изда­тельство и год издания).

6. Наличие рецензий: внутренней (методический совет УДО), внеш­ней (сторонние организации и учебные заведения).

Такая структура образовательной программы учебной группы и ее оформление придает данному документу определенную юриди­ческую силу, а также выявляет уровень профессиональной подготов­ки разработчика программы.

В целях повышения качества организации и содержания педаго­гической деятельности учреждения дополнительного образования детей разработаны общие требования к программам.

Образовательная программа учебной группы или детского кол­лектива должна:

• иметь четко сформулированные цели педагогической деятельности и представления о перспективах развития детского кол­лектива, т. е. создавать максимально полное представление о це­лях и задачах преподавания учебной дисциплины, этапах реализации, прогнозируемых результатах и механизмах их дос­тижения;

• сочетать действия по творческому развитию личности каждо­го ребенка и по созданию необходимых условий для развития всех занимающихся детей;

• отражать задачи и конечные результаты работы с детьми в дан­ном учебном году и критерии их оценки;

• содержать собственную систему диагностики индивидуальных возможностей ребенка, интересов, готовности к восприятию материала, оценки знаний и умений и т.д.;

• содержать планирование этапов работы коллектива, прогно­зирование промежуточных результатов, определение критери­ев их оценки;

• предусматривать организацию специальной работы, направ­ленной на формирование сотворческих отношений внутри коллектива, на развитие открытого общения между детьми и пе­дагогами;

• осуществлять дифференцированный подход к работе с детьми различной подготовленности и одаренности;

• планировать работу с родителями по привлечению к органи­зации и обеспечению образовательной и творческой деятель­ности ребенка;

• предусматривать организацию творческих отчетов коллекти­вов, открытых занятий;

• обладать определенной гибкостью и допускать внесение изме­нений;

• создавать условия для социального, культурного и профессио­нального самоопределения, творческой самореализации лич­ности, ее интеграции в системы мировой и отечественной куль­тур;

• обеспечивать определенное государственным стандартом качество образования, обеспечивающее уровень развития детей, адекватный современному уровню общественного развития.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте и охарактеризуйте типовые программы дополнительного образования.

2. Современный подход к авторским программам.

3. Перечислите основные требования, предъявляемые к программам дополнительного образования.

4. Раскройте структуру программ дополнительного образования.

5. В чем заключается значение образовательной программы и учебного плана для учреждения дополнительного образования?

6. Проанализируйте значение программы развития уч­реждения дополнительного образования.

 

Тестовые задания

1. Выберете правильный ответ.

Целенаправленная подготовка педагогических кадров для сис­темы образования традиционно велась и ведется в соответствии с государственными программами, учебными планами и в соответствии с:

а) государственными образовательными стандартами;

б) типовым положением;

в) законом об образовании РФ.

 

2. Выберете правильный ответ.

Знания педагога дополнительного образования интегрированы, к ним относятся:

а) образовательные;

б) специальные;

в) методические;

г) психолого-педагогические;

д) воспитательные.

 

3. Согласны ли Вы с данным высказыванием.

«Современный педагог в дополнительном образовании детей, незави­симо от специализации (педагог-организатор, педагог-руководитель кружка, секции), является прежде всего предметником.»

 

4. Перечислите блоки дисциплин, входящих в учебный план Московского педагогического колледжа № 7 "Маросейка", по подготовке педагогов дополнительного образования по специальности 0317 "Педагогика дополнительного образования":

· дисциплины общекультурной подготовки;

· дисциплины медико-биологической подготовки.

 

5. Выберете правильные ответы.

Какие специализации введены в учебный план Московского педагогического колледжа № 9 "Арбат":

а) "Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста";

б) "Тренер детско-юношеской команды";

в) "Изобразительная деятельность детей младшего школьного возраста"

г) "Иностранный язык";

д) "Музыкальное воспитание детей младшего школьного возрас­та";

е) "Хореограф".

 

6. Выберете правильные ответы.

Обучение по специальности педагога дополнительного образова­ния в Новосибирском Государственном Педагогическом Университе­те завершается Итоговой государственной аттестацией в виде:

а) Комплексной дипломной работы;

б) Проектирования выпускной работы;

в) Государственных экзаменов;

г) Тестовых заданий.

 

7. Соотнесите качества образовательной программы с их содержанием:

 

А) актуальность; 1. наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей;
Б) прогностичность; 2. свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмот­ренных ранее;
В) рационалистичность; 3. ориентация на решение наиболее серьезных проблем;
Г) реалистичность; 4 соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям;
Д) контролируемость; 5. определение целей и способов их дости­жения для получения максимально полезного результата;
Е) чувствительность к сбоям; 6. наличие четкого финансового, кадрового, вре­менного обоснований.

 

8. Выберете правильный ответ.

Документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий ус­ловия, методы и технологию достижения целей, а также предполага­емый конечный результат; документ, раскрывающий структуру орга­низации, последовательность осуществления, информационное, тех­нологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования – это:

а) Образовательная программа;

б) Воспитательная программа;

в) Комплексная программа.

 

9. Соотнесите название программ с их содержанием:

 

А) Типовая (примерная) программа 1. изменен­ная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельнос­ти, нестандартности индивидуальных результатов обучения и вос­питания;
Б) Модифицированная (или адаптированная) программа 2. ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обуче­ния, предложение новых областей знания, внедрение новых педаго­гических технологий;
В) Экспериментальная программа 3. полностью написана педагогом или коллек­тивом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью;
Г) Авторская программа 4. утвержденная Министер­ством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

 

10. Выберете правильный ответ.

К какой группе программ дополнительного образования по признаку - «общее— профессиональное» относятся: «Программы, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных зна­ний и умений в избранном виде деятельности».

а)Общеразвивающие;

б)Специализированные;

в)Профессионально-ориентированные.

 


Итоговый тест

1. Выберете правильный ответ.

Введение в мир всестороннего, многогранного развития личности дополнительных к базовым знаний, использование этих знаний для поиска и простраивания личного пути, траектории личностного развития, в социальном самоопределении является:

а) Целью базового образования;

б)Целью дополнительного образования;

в) Целью дополнительного воспитания.

 

2. Выберете правильный ответ.

Разработка содержания непрерывного педагогического образо­вания базируется на следующих основных прин­ципах:

а) фундаментальности;

б) образованности;

в) универсальности;

г) интегративности;

д) аудиторности;

е) междисциплинарных связей;

ж) специализации;

з) вариативности.

 

3. Выберете правильный ответ.

В настоящее время тип образовательных учреждений связан в основ­ном с принятой классификацией образовательных программ и делится на:

а) специализированные;

б) ос­новные;

в) дополнительные;

г) профессиональные;

д) образовательные.

 

4. Выберете правильный ответ.

Кому из приведенных ниже педагогов принадлежит данное определение: «Педагог - это лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения (учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель техникума, вуза и т.д.) или разрабаты­вающее проблемы педагогики как науки»:

а) В.А. Березина;

б) О.Е. Лебедев;

в) В.А. Мижерикова.

 

5. Выберете правильные ответы.

В социально-педагогический портрет педагога дополнительного образования входят:

а) Профессионально значимые качества;

б) Высокая работоспособность;

в) Пунктуальность;

г) Социальная компетентность;

д) Вербальные способности;

 

6. Выберете правильный ответ.

Целостная система мер, основанная на достижениях на­уки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге, — на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня об­разованности, воспитанности и развитости обучающихся – это:

а) Основные направления деятельностиметодической службы уч­реждения дополнительного образования;

б) Методическая деятельность учреждения дополнительного образо­вания;

в) Содержание деятельности методической службыв учрежде­нии дополнительного образования;

г) Обновление деятельности методической службы в учрежде­нии дополнительного образования.

 

7. Соотнесите принципы, определяющие характер деятельности уч­реждения, с их содержанием:

А)принцип научности 1. определение конкретности, реальности плана; учет социально-экономических законов общества и уровня развития науки;
Б)принцип оптимальности 2. ориентация плана на претво­рение целей и задач в жизнь;
В)принцип целенаправленности 3. постановка целей и задач на не­сколько лет вперед;
Г)принцип перспективности 4. учет реальных возможностей;

 

8. Выберете правильные ответы.

К индивидуальным формам деятельности методической служ­бы относятся:

а) консультации;

б) самообразование;

в) заседания методических объединений;

г) посещения занятий опытных педагогов;

д) заседания творческих групп;

е) творческие мастерские;

ж) школа молодого специалиста;

з) стажировки;

и) творческие отчеты педагогов;

 

9. Выберете правильный ответ.

Эффективная форма передачи зна­ний и умений педагогов, их обмена опытом обучения, воспитания и развития детей, получившая широкое распространение в педаго­гической практике учреждений дополнительного образования за пос­ледние годы – это:

а) Профессиональное объединение педагогов;

б) Методическое объединение;

в) Творческая мастерская.

 

10. Выберете правильный ответ.

Организаторами методической службы учреждений дополнительного образования являются:

а) Заместитель директора по научно-методической работе;

б) Мастер по учебно-воспитательной работе;

в) Руководитель методического объединения (кафедры, лаборатории);

г) Методист учреждения дополнительного образования детей;

д) Социальный педагог.

 

11. Соотнесите компоненты педагогической направленности с их содержанием:

А)когнитив­ный компонент, 1. обусловленный характеризующийся потребно­стью работать с детьми (умение придать личност­ную окраску преподаваемому предмету);
Б)эмоциональный компонент 2. педагогический такт, педагогическая культура, целеустремленность, установка на создание позитивных стимулов для самовоспитания обучающихся;
В)поведенческий компонент 3. особые свойствами ума (гиб­кость, устойчивость, осознанность, логичность, изобретательность, системность).

 

12. Выберете правильные ответы.

Документом государственного образца является утвержденная законом форма документа об образовании, свидетельствующего о получении гражданином образования определенного уровня – это:

а) Атте­стат;

б) Справка;

в) Диплом;

г) Сертификат;

д) Свидетельство;

е) Свидетельство.

 

Вопросы к зачету

1. Основные принципы российского дополнительного образования.

2. Основные направления дополнительного образования.

3. Цели и содержание дополнительного образования.

4. Содержание структур дополнительного образования.

5. Специфика целей дополнительного образования на каждом образовательном уровне.

6. До­полнительное образование как одна из основ формирования ключе­вых социальных компетенций.

7. Сравнительный анализ характеристик базового и дополнительного образования.

8. Формы взаимодействия учреждений базового и дополнительного образования.

9. Повышение педагогической грамотности преподавателей: цели, задача, содержание.

10. Нормативно-правовые документы в дополнительном образовании.

11. Ведущие направления педагогизации.

12. Подходы к психолого-педагогической подготовке преподавателей вуза за рубежом и в России.

13. Особенности обучения в аспирантуре.

14. Особенности получения психолого-педагогического образования для специалистов, уже имеющих высшее профессио­нальное образование негуманитарного профиля и желающих вести преподавательскую деятельность.

15. Непрерывная трехуровневая психо­лого-педагогическая подготовка преподавателя в системе "школа - вуз - послевузовское образование".

16. Четырехуровневая модель обучения иностранному языку.

17. Ва­рианты экономического дополнительного профессионального образования.

18. Категория «образовательное учреждение» в современной педагогике.

19. Нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательные учреждения.

20. Специфика и своеобразие российской системы образовательных учреждений.

21. Учреждения дополнительного образования для каж­дого образовательного уровня.

22. Современные моде­ли новых видов учреждений дополнительного образования.

23.Проблемы кадрового обеспечения дополнительного образования.

24. Сравнительная характеристика понятий «педагог» и «педагог дополнительного образования».

25. Специфика деятельности педагога дополнительного образования.

26. Структура кадров в системе дополнительного образования. Штатное расписание.

27. Педагог дополнительного образования: социально-педагогический портрет.

28. Должностные обязанности педагога дополнительного образования.

29. Профессиона­лизм и творчество педагога дополнительного образования.

30. Педагогиче­ский коллектив учреждения дополнительного образования.

31. Модели методической службы в современной системе образования.

32. Модели методических служб территориального значения, их цели, задачи функции и направления.

33. Реформирование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования.

34. Методическая деятельность учреждения дополнительного образования.

35. Целевое значение и задачи методической службы.

36. Основные направления деятельности методической службы учреждения дополнительного образования.

37. Содержание деятельности методической службы в учреждениях дополнительного образования.

38. Функции деятельности методической службы.

39. Раскройте особенности информационной функции.

40. Раскройте содержание аналитической функции.

41. Планово-прогностическая функция деятельности методической службы.

42. Особенности организационно-координационной функции.

43. Контрольно-диагностическая функция деятельности методической службы.

44. Традиционные и инновационные формы деятельности методической службы.

45. Индивидуальные, групповые и коллективные формы деятельности методической службы.

46. Работа над единой методической темой учреждения.

47. Обсуждение и распространение передового педагогического опыта.

48.Методическое объединение: цель и основные формы работы.

49. Лаборатория: задачи, этапы экспериментальной работы, формы работы, виды продукции.

50. Творческая мастерская: функции, задачи, основные формы, результаты.

51. Функции педагогического, методического и экспертного советов: педагогический совет, методический совет.

52. Функциональные обязанности членов педагогического коллектива.

53. Заместитель директора по научно-методической работе: принципы построения деятельности, знания и умения.

54. Руководитель методического объединения (кафедры, лаборатории).

55. Функциональные обязанности методиста учреждения дополнительного образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: